Основная информация
Дата опубликования: | 06 июля 2020г. |
Номер документа: | RU54000202000825 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Новосибирская область |
Принявший орган: | Министерство образования Новосибирской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
06.07.2020 № 1440
НОВОСИБИРСК
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое положение о системе управления охраной труда в министерстве образования Новосибирской области (далее – положение).
2. Организационно – правовому управлению министерства образования Новосибирской области (Тарасик Т.М.) обеспечить ознакомление руководителей структурных подразделений министерства образования Новосибирской области, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте, с настоящим приказом под подпись с предоставлением его копии.
3. Руководителям структурных подразделений министерства образования Новосибирской области, ответственным за проведение инструктажей на рабочем месте, обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, структурных подразделений с настоящим приказом под подпись.
4. Контроль за исполнение настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.В. Федорчук
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования Новосибирской области
от 06.07.20 № 1440
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда
в министерстве образования Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в министерстве образования Новосибирской области (далее – положение, министерство) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), а также устанавливает:
1) ключевые требования к проведению мероприятий, направленных на обеспечение рабочего процесса государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, в министерстве (далее – работники);
2) порядок осуществления работниками своих функциональных обязанностей в области охраны труда;
3) порядок проведения предусмотренных законодательством Российской Федерации инструктажей и обучения по охране труда;
4) порядок осуществления мониторинга функционирования системы охраны труда в министерстве;
5) порядок реагирования на нарушения требований охраны труда, а также проведения их расследования;
6) ответственность работников за нарушение требований по охране труда.
2. Требования СУОТ подлежат пересмотру не реже 1 раза в 3 года.
II. Политика в области охраны труда
3. Политика министерства в области охраны труда направлена на выполнение обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда.
4. Политика министерства в области охраны труда обеспечивает:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников министерства в процессе их трудовой деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
3) выполнение последовательных и непрерывных мероприятий по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
5) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
6) личную заинтересованность работников в обеспечении безопасных условий труда;
7) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
8) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
III. Цели и задачи министра образования Новосибирской области
(далее – работодатель) в области охраны труда
5. Основной целью работодателя в области охраны труда в министерстве является обеспечение:
1) процессов формирования здоровых и безопасных условий труда;
2) функционирования СУОТ в министерстве;
3) необходимого уровня безопасности труда в министерстве;
4) деятельности министерства в соответствии с нормативными требованиями в области охраны труда.
6. Для достижения целей СУОТ работодатель решает следующие задачи:
1) предупреждение несчастных случаев на производстве;
2) обеспечение готовности работников министерства к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций;
3) разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
4) контроль дисциплины в части исполнения работниками министерства требований охраны труда.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ в министерстве.
Распределение функциональных обязанностей работников в рамках СУОТ
7. Управление охраной труда в министерстве осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда министерства.
8. Распределение функциональных обязанностей в рамках СУОТ в министерстве осуществляется в соответствии с должностными регламентами (инструкциями) работников министерства, инструкциями по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
Подготовка работников в области охраны труда
9. В целях подготовки работников министерства в области охраны труда работодатель организует:
1) обучение по охране труда работников министерства;
2) проведение инструктажей в министерстве;
3) проверку знаний требований охраны труда работников министерства.
10. Для организации подготовки работников министерства по охране труда работодатель:
1) устанавливает:
а) требования к профессиональной компетентности работников в области охраны труда;
б) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
в) состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве;
г) порядок деятельности комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве;
д) перечень вопросов, по которым работники проходят проверку знаний в министерстве;
е) порядок проведения инструктажей на рабочем месте;
2) утверждает списки:
а) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
б) работников, проходящих подготовку по охране труда в министерстве;
в) работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте в структурных подразделениях.
11. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат работодатель и все работники министерства.
В результате прохождения обучения по охране труда работники министерства приобретают знания об основах охраны труда, основах управления охраной труда, по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда, о методах и средствах предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, порядке действий работников и руководителей министерства при несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном заболевании.
12. В министерстве проводятся следующие инструктажи:
1) вводный инструктаж проводится по программам вводного инструктажа по охране труда, пожарной безопасности: со всеми вновь принимаемыми на работу в министерство; с командированными; с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику;
2) первичный инструктаж на рабочем месте: проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной деятельности: со всеми вновь принятыми в министерство работниками; с работниками, выполняющими новую для них работу; с работниками министерства, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения; с командированными; с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику;
3) повторный инструктаж: проводится с работниками министерства 1 раз в 6 месяцев по программе первичного инструктажа;
4) внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; в связи с изменившимися условиями труда; при нарушении работниками министерства требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; при перерыве в работе более 2 месяцев; по решению министра;
5) целевой инструктаж проводится: перед выполнением работниками министерства разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями; при участии в массовых мероприятиях (субботники, митинги, шествия).
Все инструктажи регистрируются в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте, противопожарного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
13. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников приказом министра создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в министерстве (далее – комиссия по проверке знаний).
Периодическая проверка знаний проводится на основании приказа министерства «Об утверждении плана – графика обучения и проверки знаний требований охраны труда в министерстве образования Новосибирской области» не реже 1 раза в 3 года по программе обучения по охране труда в министерстве.
Обеспечение режима труда и отдыха работников
14. Соблюдение режима труда и отдыха в министерстве устанавливается в соответствии со служебным распорядком, который утверждается приказом министерства и обязателен для исполнения всеми работниками министерства.
15. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:
1) обеспечение рационального использования рабочего времени;
2) обеспечение регламентированных перерывов для отдыха работников, снижения нервно – эмоционального напряжения, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий.
Обязательные периодические медицинские осмотры (диспансеризация)
16. Обязательные медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся в целях наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
17. Работники министерства подлежат ежегодному прохождению медицинских осмотров (диспансеризации), которые проводятся врачебной комиссией медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, включающую проведение медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности.
18. Обязательные медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся в соответствии с приказом министерства, осуществляются за счет средств работодателя. На время прохождения за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата.
Содержание помещений, общие требования охраны труда в помещениях
19. Все помещения (рабочие места) должны:
1) использоваться по назначению;
2) отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
3) своевременно убираться и постоянно содержаться в чистоте;
4) иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникации, электрическую проводку и освещение, подлежать ремонту в установленном порядке;
5) иметь необходимую естественную и искусственную освещенность;
6) безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре.
20. Во избежание травм, полученных в результате несчастных случаев, должны соблюдаться требования по охране труда:
1) при подъеме – спуске работников по лестнице;
2) при передвижении на этажах и по коридорам;
3) при работе с офисным оборудованием и инвентарем;
4) при использовании офисной мебели.
Проведение специальной оценки условий труда
21. В целях оценки состояния условий труда на рабочем месте в министерстве проводится специальная оценка условий труда (далее – СОУТ). СОУТ на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет.
22. Для организации проведения СОУТ работодатель:
1) создает комиссию по проведению СОУТ в министерстве (далее – комиссия по проведению СОУТ)
2) утверждает:
а) состав комиссии по проведению СОУТ;
б) порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ;
в) порядок урегулирования споров по вопросам СОУТ;
г) порядок использования результатов СОУТ.
23. Результаты проведения СОУТ могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья;
3) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
4) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
5) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
6) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
Оценка профессиональных рисков
24. Основными профессиональными рисками в министерстве являются (градация по вероятности и значимости возможных негативных последствий):
1) напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;
2) электромагнитные поля при работе на персональных компьютерах и от оргтехники;
3) возможность поражения электрическим током;
4) опасность получения травмы на площадках размещения министерства;
5) опасность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);
6) прочие.
25. В целях управления профессиональными рисками в министерстве разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
При планировании и осуществлении мероприятий по управлению профессиональными рисками устанавливается следующая шкала приоритетов:
1) сохранение жизни работников;
2) сохранение здоровья работников;
3) сохранение работоспособности работников;
4) обеспечение эффективности деятельности методами охраны труда.
26. Эффективными мероприятиями по снижению профессиональных рисков в министерстве являются контроль за состоянием условий труда и рабочего процесса, проведение специальной оценки условий труда, проведение обязательных периодические медицинских осмотров (диспансеризации), подготовка (обучение) по охране труда.
Информирование работников об условиях труда на рабочих местах,
об уровнях профессиональных рисков, о предоставляемых гарантиях
и компенсациях
27. В министерстве установлены следующие формы информационного взаимодействия:
1) включение соответствующих гарантий и компенсаций в трудовой договор или служебный контракт;
2) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) проведение вводного инструктажа, консультаций и обучающих семинаров по охране труда, встреч заинтересованных сторон;
4) размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (разделы: «Деятельность», «Охрана труда»).
Обеспечение безопасности работников в период организации
и осуществления деятельности министерства
28. При организации и осуществлении деятельности министерства для обеспечения безопасности работников предусматриваются и реализуются следующие меры:
1) применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;
2) рациональное размещение и организация рабочих мест;
3) соблюдение работниками правил, требований охраны труда в работе;
4) обеспечение безопасного передвижения по служебной территории и в служебных поездках;
5) осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
6) соблюдение трудовой дисциплины.
Расследование несчастных случаев
29. Расследованию в министерстве подлежат следующие события: увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая тепловой удар, ожог, поражение электрическим током (в том числе молнией), укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные причинения вреда здоровью, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
30. Порядок действий работников министерства при несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном образования, а также порядок расследования и оформления несчастных случаев утверждается приказом министерства.
При установлении порядка действий при возникновении аварийных ситуаций работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования, ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать:
1) защиту людей, находящихся в рабочей зоне аварии, посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
2) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
3) невозобновление работы в условиях аварии;
4) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
5) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
6) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
31. Результаты реагирования на несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение, и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
32. В целях планирования мероприятий по реализации процедур, перечисленных в разделе V настоящего положения, работодатель устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в министерстве (далее – план мероприятий по реализации процедур).
В плане мероприятий по реализации процедур отражаются:
1) общий перечень мероприятий, запланированных на текущий год;
2) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
3) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур.
План мероприятий по реализации процедур разрабатывается комиссией по охране труда министерства (далее – комиссия по охране труда) с учетом предложений руководителей структурных подразделений, председателя первичной профсоюзной организации министерства и в 1 квартале текущего года утверждается приказом министерства.
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
33. К основным видам контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в министерстве относятся:
1) плановый контроль (плановая проверка) - в соответствии с утвержденным планом работы комиссии по охране труда на текущий год (1 раз в год);
2) оперативный контроль (внеплановая проверка) – в связи с поступившими письменными заявлениями (жалобами), авариями, несчастными случаями, профессиональными заболеваниями, а также в связи с изменениями требований охраны труда.
34. Все виды контроля осуществляются комиссией по охране труда с выездом на место проведения проверки:
1) в составе комиссии по охране труда не менее 3 человек на момент проверки;
2) под общим руководством председателя комиссии по охране труда.
Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта, который подписывается председателем комиссии по охране труда, и рассматриваются на заседании комиссии по охране труда.
35. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
36. Планирование мероприятий по совершенствованию и улучшению функционирования СУОТ следует выполнять своевременно.
С целью планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель оценивает эффективность системы с помощью следующих вопросов:
1) достигнуты ли цели в области охраны труда;
2) эффективны ли действия, намеченные по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;
3) нужно ли вносить изменения в систему;
4) нужно ли менять критерии оценки эффективности СУОТ.
37. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо планировать с учетом:
1) целей по охране труда;
2) результатов контроля за исполнением и оценками результативности выполнения планов мероприятий;
3) расследований, связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней, результатов и рекомендаций проверок;
4) предложений по совершенствованию условий труда, поступающих от работников министерства, первичной профсоюзной организации, комиссии по охране труда;
5) изменений в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда;
6) новой информации в области охраны труда.
X. Управление документами СУОТ
38. В целях организации управления документами СУОТ, информационного обеспечения СУОТ, осуществления мероприятий по соблюдению требований охраны труда в министерстве обеспечиваются:
1) принятие, актуализация комплекта нормативных правовых и иных актов, содержащих нормы по охране труда;
2) соблюдение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда;
3) процессы обеспечения охраны труда и контроля функционирования СУОТ;
4) подготовка, размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (раздел «Охрана труда»).
Разработку и актуализацию документов по СУОТ осуществляет организационно - правовое управление министерства.
39. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются следующие документы СУОТ:
1) акты, вытекающие из осуществления СУОТ;
2) годовые отчеты о состоянии охраны труда;
3) справки, протоколы, предложения, обоснования, рекомендации о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда;
4) журналы регистрации несчастных случаев;
5) положения, регламентирующие работу по охране труда;
6) результаты контроля функционирования СУОТ.
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в министерстве
40. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – план мероприятий) - документ, в котором утверждается перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в министерстве.
План мероприятий разрабатывается и ежегодно утверждается приказом министерства в 1 квартале текущего года. Срок хранения планов мероприятий составляет 5 лет.
Инструкции по охране труда
41. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для работников министерства требования по охране труда при выполнении работ.
В министерстве действуют следующие инструкции по охране труда:
1) инструкция по охране труда в министерстве образования Новосибирской области;
2) инструкция по оказанию первой помощи в министерстве образования Новосибирской области;
3) инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере в министерстве образования Новосибирской области;
4) инструкция о мерах пожарной безопасности в министерстве образования Новосибирской области.
Срок действия инструкций по охране труда составляет 5 лет, при необходимости инструкции могут быть досрочно пересмотрены (переработаны).
Ответственность за проведение инструктажей на рабочем месте, правильное ведение и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях министерства возлагается на руководителей структурных подразделений, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте, в соответствии с приказом министерства «О проведении инструктажей в министерстве образования Новосибирской области».
Программы по охране труда
42. В целях проведения инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, обучения работников по охране труда в министерстве разрабатываются следующие программы:
1) программа вводного инструктажа по охране труда в министерстве образования Новосибирской области;
2) программа вводного инструктажа по пожарной безопасности в министерстве образования Новосибирской области;
3) программа обучения по охране труда в министерстве образования Новосибирской области.
Срок действия программ по охране труда составляет 5 лет, при необходимости программы могут быть досрочно пересмотрены (переработаны).
Документы по СОУТ
43. Материалы по итогам проведения СОУТ являются действующими на весь срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок хранения документов (протоколы, решения, заключения, перечни рабочих мест, сведения, данные, сводные ведомости, декларации соответствия, карты специальной оценки условий труда на конкретные рабочие места, перечни мероприятий по улучшению условий и охраны труда) по аттестации рабочих мест, СОУТ (при отсутствии тяжелых, вредных и опасных условий труда) составляет 45 лет.
Журналы по охране труда
44. В министерстве ведутся следующие обязательные журналы:
1) журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
2) журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;
3) журнал учета инструкций по охране труда для работников;
4) журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников;
5) журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
Журналы должны быть прошнурованы, страницы должны быть пронумерованы, на последнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается количество страниц, ставится подпись министра и печать министерства.
Срок хранения журналов регистрации инструктажей по охране труда (вводного и на рабочем месте), журнала регистрации несчастных случаев на производстве составляет 45 лет.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
06.07.2020 № 1440
НОВОСИБИРСК
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое положение о системе управления охраной труда в министерстве образования Новосибирской области (далее – положение).
2. Организационно – правовому управлению министерства образования Новосибирской области (Тарасик Т.М.) обеспечить ознакомление руководителей структурных подразделений министерства образования Новосибирской области, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте, с настоящим приказом под подпись с предоставлением его копии.
3. Руководителям структурных подразделений министерства образования Новосибирской области, ответственным за проведение инструктажей на рабочем месте, обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, структурных подразделений с настоящим приказом под подпись.
4. Контроль за исполнение настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.В. Федорчук
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования Новосибирской области
от 06.07.20 № 1440
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда
в министерстве образования Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в министерстве образования Новосибирской области (далее – положение, министерство) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), а также устанавливает:
1) ключевые требования к проведению мероприятий, направленных на обеспечение рабочего процесса государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, в министерстве (далее – работники);
2) порядок осуществления работниками своих функциональных обязанностей в области охраны труда;
3) порядок проведения предусмотренных законодательством Российской Федерации инструктажей и обучения по охране труда;
4) порядок осуществления мониторинга функционирования системы охраны труда в министерстве;
5) порядок реагирования на нарушения требований охраны труда, а также проведения их расследования;
6) ответственность работников за нарушение требований по охране труда.
2. Требования СУОТ подлежат пересмотру не реже 1 раза в 3 года.
II. Политика в области охраны труда
3. Политика министерства в области охраны труда направлена на выполнение обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда.
4. Политика министерства в области охраны труда обеспечивает:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников министерства в процессе их трудовой деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
3) выполнение последовательных и непрерывных мероприятий по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
5) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
6) личную заинтересованность работников в обеспечении безопасных условий труда;
7) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
8) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
III. Цели и задачи министра образования Новосибирской области
(далее – работодатель) в области охраны труда
5. Основной целью работодателя в области охраны труда в министерстве является обеспечение:
1) процессов формирования здоровых и безопасных условий труда;
2) функционирования СУОТ в министерстве;
3) необходимого уровня безопасности труда в министерстве;
4) деятельности министерства в соответствии с нормативными требованиями в области охраны труда.
6. Для достижения целей СУОТ работодатель решает следующие задачи:
1) предупреждение несчастных случаев на производстве;
2) обеспечение готовности работников министерства к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций;
3) разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
4) контроль дисциплины в части исполнения работниками министерства требований охраны труда.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ в министерстве.
Распределение функциональных обязанностей работников в рамках СУОТ
7. Управление охраной труда в министерстве осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда министерства.
8. Распределение функциональных обязанностей в рамках СУОТ в министерстве осуществляется в соответствии с должностными регламентами (инструкциями) работников министерства, инструкциями по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
Подготовка работников в области охраны труда
9. В целях подготовки работников министерства в области охраны труда работодатель организует:
1) обучение по охране труда работников министерства;
2) проведение инструктажей в министерстве;
3) проверку знаний требований охраны труда работников министерства.
10. Для организации подготовки работников министерства по охране труда работодатель:
1) устанавливает:
а) требования к профессиональной компетентности работников в области охраны труда;
б) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
в) состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве;
г) порядок деятельности комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве;
д) перечень вопросов, по которым работники проходят проверку знаний в министерстве;
е) порядок проведения инструктажей на рабочем месте;
2) утверждает списки:
а) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
б) работников, проходящих подготовку по охране труда в министерстве;
в) работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте в структурных подразделениях.
11. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат работодатель и все работники министерства.
В результате прохождения обучения по охране труда работники министерства приобретают знания об основах охраны труда, основах управления охраной труда, по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда, о методах и средствах предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, порядке действий работников и руководителей министерства при несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном заболевании.
12. В министерстве проводятся следующие инструктажи:
1) вводный инструктаж проводится по программам вводного инструктажа по охране труда, пожарной безопасности: со всеми вновь принимаемыми на работу в министерство; с командированными; с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику;
2) первичный инструктаж на рабочем месте: проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной деятельности: со всеми вновь принятыми в министерство работниками; с работниками, выполняющими новую для них работу; с работниками министерства, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения; с командированными; с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику;
3) повторный инструктаж: проводится с работниками министерства 1 раз в 6 месяцев по программе первичного инструктажа;
4) внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; в связи с изменившимися условиями труда; при нарушении работниками министерства требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; при перерыве в работе более 2 месяцев; по решению министра;
5) целевой инструктаж проводится: перед выполнением работниками министерства разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями; при участии в массовых мероприятиях (субботники, митинги, шествия).
Все инструктажи регистрируются в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте, противопожарного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
13. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников приказом министра создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в министерстве (далее – комиссия по проверке знаний).
Периодическая проверка знаний проводится на основании приказа министерства «Об утверждении плана – графика обучения и проверки знаний требований охраны труда в министерстве образования Новосибирской области» не реже 1 раза в 3 года по программе обучения по охране труда в министерстве.
Обеспечение режима труда и отдыха работников
14. Соблюдение режима труда и отдыха в министерстве устанавливается в соответствии со служебным распорядком, который утверждается приказом министерства и обязателен для исполнения всеми работниками министерства.
15. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:
1) обеспечение рационального использования рабочего времени;
2) обеспечение регламентированных перерывов для отдыха работников, снижения нервно – эмоционального напряжения, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий.
Обязательные периодические медицинские осмотры (диспансеризация)
16. Обязательные медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся в целях наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
17. Работники министерства подлежат ежегодному прохождению медицинских осмотров (диспансеризации), которые проводятся врачебной комиссией медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, включающую проведение медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности.
18. Обязательные медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся в соответствии с приказом министерства, осуществляются за счет средств работодателя. На время прохождения за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата.
Содержание помещений, общие требования охраны труда в помещениях
19. Все помещения (рабочие места) должны:
1) использоваться по назначению;
2) отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
3) своевременно убираться и постоянно содержаться в чистоте;
4) иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникации, электрическую проводку и освещение, подлежать ремонту в установленном порядке;
5) иметь необходимую естественную и искусственную освещенность;
6) безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре.
20. Во избежание травм, полученных в результате несчастных случаев, должны соблюдаться требования по охране труда:
1) при подъеме – спуске работников по лестнице;
2) при передвижении на этажах и по коридорам;
3) при работе с офисным оборудованием и инвентарем;
4) при использовании офисной мебели.
Проведение специальной оценки условий труда
21. В целях оценки состояния условий труда на рабочем месте в министерстве проводится специальная оценка условий труда (далее – СОУТ). СОУТ на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет.
22. Для организации проведения СОУТ работодатель:
1) создает комиссию по проведению СОУТ в министерстве (далее – комиссия по проведению СОУТ)
2) утверждает:
а) состав комиссии по проведению СОУТ;
б) порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ;
в) порядок урегулирования споров по вопросам СОУТ;
г) порядок использования результатов СОУТ.
23. Результаты проведения СОУТ могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья;
3) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
4) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
5) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
6) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
Оценка профессиональных рисков
24. Основными профессиональными рисками в министерстве являются (градация по вероятности и значимости возможных негативных последствий):
1) напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;
2) электромагнитные поля при работе на персональных компьютерах и от оргтехники;
3) возможность поражения электрическим током;
4) опасность получения травмы на площадках размещения министерства;
5) опасность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);
6) прочие.
25. В целях управления профессиональными рисками в министерстве разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
При планировании и осуществлении мероприятий по управлению профессиональными рисками устанавливается следующая шкала приоритетов:
1) сохранение жизни работников;
2) сохранение здоровья работников;
3) сохранение работоспособности работников;
4) обеспечение эффективности деятельности методами охраны труда.
26. Эффективными мероприятиями по снижению профессиональных рисков в министерстве являются контроль за состоянием условий труда и рабочего процесса, проведение специальной оценки условий труда, проведение обязательных периодические медицинских осмотров (диспансеризации), подготовка (обучение) по охране труда.
Информирование работников об условиях труда на рабочих местах,
об уровнях профессиональных рисков, о предоставляемых гарантиях
и компенсациях
27. В министерстве установлены следующие формы информационного взаимодействия:
1) включение соответствующих гарантий и компенсаций в трудовой договор или служебный контракт;
2) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) проведение вводного инструктажа, консультаций и обучающих семинаров по охране труда, встреч заинтересованных сторон;
4) размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (разделы: «Деятельность», «Охрана труда»).
Обеспечение безопасности работников в период организации
и осуществления деятельности министерства
28. При организации и осуществлении деятельности министерства для обеспечения безопасности работников предусматриваются и реализуются следующие меры:
1) применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;
2) рациональное размещение и организация рабочих мест;
3) соблюдение работниками правил, требований охраны труда в работе;
4) обеспечение безопасного передвижения по служебной территории и в служебных поездках;
5) осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
6) соблюдение трудовой дисциплины.
Расследование несчастных случаев
29. Расследованию в министерстве подлежат следующие события: увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая тепловой удар, ожог, поражение электрическим током (в том числе молнией), укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные причинения вреда здоровью, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
30. Порядок действий работников министерства при несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном образования, а также порядок расследования и оформления несчастных случаев утверждается приказом министерства.
При установлении порядка действий при возникновении аварийных ситуаций работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования, ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать:
1) защиту людей, находящихся в рабочей зоне аварии, посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
2) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
3) невозобновление работы в условиях аварии;
4) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
5) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
6) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
31. Результаты реагирования на несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение, и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
32. В целях планирования мероприятий по реализации процедур, перечисленных в разделе V настоящего положения, работодатель устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в министерстве (далее – план мероприятий по реализации процедур).
В плане мероприятий по реализации процедур отражаются:
1) общий перечень мероприятий, запланированных на текущий год;
2) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
3) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур.
План мероприятий по реализации процедур разрабатывается комиссией по охране труда министерства (далее – комиссия по охране труда) с учетом предложений руководителей структурных подразделений, председателя первичной профсоюзной организации министерства и в 1 квартале текущего года утверждается приказом министерства.
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
33. К основным видам контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в министерстве относятся:
1) плановый контроль (плановая проверка) - в соответствии с утвержденным планом работы комиссии по охране труда на текущий год (1 раз в год);
2) оперативный контроль (внеплановая проверка) – в связи с поступившими письменными заявлениями (жалобами), авариями, несчастными случаями, профессиональными заболеваниями, а также в связи с изменениями требований охраны труда.
34. Все виды контроля осуществляются комиссией по охране труда с выездом на место проведения проверки:
1) в составе комиссии по охране труда не менее 3 человек на момент проверки;
2) под общим руководством председателя комиссии по охране труда.
Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта, который подписывается председателем комиссии по охране труда, и рассматриваются на заседании комиссии по охране труда.
35. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
36. Планирование мероприятий по совершенствованию и улучшению функционирования СУОТ следует выполнять своевременно.
С целью планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель оценивает эффективность системы с помощью следующих вопросов:
1) достигнуты ли цели в области охраны труда;
2) эффективны ли действия, намеченные по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;
3) нужно ли вносить изменения в систему;
4) нужно ли менять критерии оценки эффективности СУОТ.
37. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо планировать с учетом:
1) целей по охране труда;
2) результатов контроля за исполнением и оценками результативности выполнения планов мероприятий;
3) расследований, связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней, результатов и рекомендаций проверок;
4) предложений по совершенствованию условий труда, поступающих от работников министерства, первичной профсоюзной организации, комиссии по охране труда;
5) изменений в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда;
6) новой информации в области охраны труда.
X. Управление документами СУОТ
38. В целях организации управления документами СУОТ, информационного обеспечения СУОТ, осуществления мероприятий по соблюдению требований охраны труда в министерстве обеспечиваются:
1) принятие, актуализация комплекта нормативных правовых и иных актов, содержащих нормы по охране труда;
2) соблюдение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда;
3) процессы обеспечения охраны труда и контроля функционирования СУОТ;
4) подготовка, размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (раздел «Охрана труда»).
Разработку и актуализацию документов по СУОТ осуществляет организационно - правовое управление министерства.
39. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются следующие документы СУОТ:
1) акты, вытекающие из осуществления СУОТ;
2) годовые отчеты о состоянии охраны труда;
3) справки, протоколы, предложения, обоснования, рекомендации о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда;
4) журналы регистрации несчастных случаев;
5) положения, регламентирующие работу по охране труда;
6) результаты контроля функционирования СУОТ.
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в министерстве
40. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – план мероприятий) - документ, в котором утверждается перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в министерстве.
План мероприятий разрабатывается и ежегодно утверждается приказом министерства в 1 квартале текущего года. Срок хранения планов мероприятий составляет 5 лет.
Инструкции по охране труда
41. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для работников министерства требования по охране труда при выполнении работ.
В министерстве действуют следующие инструкции по охране труда:
1) инструкция по охране труда в министерстве образования Новосибирской области;
2) инструкция по оказанию первой помощи в министерстве образования Новосибирской области;
3) инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере в министерстве образования Новосибирской области;
4) инструкция о мерах пожарной безопасности в министерстве образования Новосибирской области.
Срок действия инструкций по охране труда составляет 5 лет, при необходимости инструкции могут быть досрочно пересмотрены (переработаны).
Ответственность за проведение инструктажей на рабочем месте, правильное ведение и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях министерства возлагается на руководителей структурных подразделений, ответственных за проведение инструктажей на рабочем месте, в соответствии с приказом министерства «О проведении инструктажей в министерстве образования Новосибирской области».
Программы по охране труда
42. В целях проведения инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, обучения работников по охране труда в министерстве разрабатываются следующие программы:
1) программа вводного инструктажа по охране труда в министерстве образования Новосибирской области;
2) программа вводного инструктажа по пожарной безопасности в министерстве образования Новосибирской области;
3) программа обучения по охране труда в министерстве образования Новосибирской области.
Срок действия программ по охране труда составляет 5 лет, при необходимости программы могут быть досрочно пересмотрены (переработаны).
Документы по СОУТ
43. Материалы по итогам проведения СОУТ являются действующими на весь срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок хранения документов (протоколы, решения, заключения, перечни рабочих мест, сведения, данные, сводные ведомости, декларации соответствия, карты специальной оценки условий труда на конкретные рабочие места, перечни мероприятий по улучшению условий и охраны труда) по аттестации рабочих мест, СОУТ (при отсутствии тяжелых, вредных и опасных условий труда) составляет 45 лет.
Журналы по охране труда
44. В министерстве ведутся следующие обязательные журналы:
1) журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
2) журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;
3) журнал учета инструкций по охране труда для работников;
4) журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников;
5) журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
Журналы должны быть прошнурованы, страницы должны быть пронумерованы, на последнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается количество страниц, ставится подпись министра и печать министерства.
Срок хранения журналов регистрации инструктажей по охране труда (вводного и на рабочем месте), журнала регистрации несчастных случаев на производстве составляет 45 лет.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.08.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: