Основная информация

Дата опубликования: 07 июля 2009г.
Номер документа: RU76000200900541
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Департамент финансов Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 07.07.2009 № 11н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИКАЗОВ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции приказов департамента финансов Ярославской области от 30.10.2013 № 20н, от 21.09.2017 № 31н, от 18.11.2019 № 40н, от 11.03.2021 № 15н)

В целях повышения эффективности управления государственным долгом Ярославской области (преамбула в редакции приказа ДФ ЯО от 21.09.2017 № 31н ru76000201701141)

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении государственным долгом Ярославской области.

2. Признать утратившими силу приказы департамента финансов Ярославской области:

- от 23.01.2008 № 2 «О мерах по обеспечению эффективного управления государственным долгом и снижению его уровня»;

- от 17.03.2008 № 17 «О порядке определения и использования долговой ёмкости областного бюджета»;

- от 28.10.2008 № 145 «Об утверждении методик расчёта долговой нагрузки на областной бюджет и возможного привлечения новых долговых обязательств».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента финансов Ярославской области.

(пункт в редакции приказов департамента финансов Ярославской области от 21.09.2017 № 31н, от 18.11.2019 № 40н, от 11.03.2021 № 15н)

4. Приказ вступает в силу после его официального опубликования.

Заместитель Губернатора

области - директор департамента

А.П. Федоров

УТВЕРЖДЕНО

приказом департамента

финансов Ярославской области

от 07.07.2009 № 11н

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение об управлении государственным долгом Ярославской области (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области в целях обеспечения поддержания объёма государственного долга Ярославской области (далее - государственный долг) на экономически безопасном уровне, минимизации расходов по его обслуживанию, снижения рисков потерь для областного бюджета и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей.

1.2. Основными задачами управления государственным долгом являются:

сохранение долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учётом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств;

определение возникающих рисков;

определение способов управления государственным долгом;

минимизация стоимости долговых обязательств;

повышение прозрачности управления государственным долгом.

2. Управление государственным долгом.

Долговые обязательства Ярославской области

(Раздел в редакции приказа ДФ ЯО от 21.09.2017 № 31н ru76000201701141)

2.1. Управление государственным долгом – деятельность, направленная на обеспечение потребностей Ярославской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение долговых обязательств минимизацию расходов по обслуживанию государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

Управление государственным долгом – это процесс выработки и реализации комплекса мер, направленных на привлечение необходимых для развития региона заемных ресурсов при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований.

2.2. Управление государственным долгом охватывает следующие взаимосвязанные направления деятельности:

- бюджетное планирование объема и структуры государственного долга и расходов на его обслуживание;

- осуществление государственных заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры государственного долга (снижение рисков по государственному долгу) и сокращение расходов на  его обслуживание;

- организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежным графиком.

2.3. При исполнении областного бюджета используются долговые обязательства, предусмотренные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(пункт в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

2.3.1. Бюджетные кредиты относятся к нерыночным долговым обязательствам, представляют собой денежные средства, предоставляемые другим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах, и носят, как правило, целевой характер.

2.3.2. Кредиты, полученные от кредитных организаций, предоставляются в размере и на условиях, предусмотренных контрактом, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней. Такие кредиты при анализе и оценке управления государственным долгом учитываются как рыночные долговые обязательства.

2.3.3. Государственные ценные бумаги относятся к рыночным долговым обязательствам, что позволяет лучше ориентироваться в ценовой политике, существенно расширить круг кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность и дальнейшее экономическое развитие области. Данная форма заимствований способствует снижению расходов на обслуживание государственного долга и обеспечению равномерного распределения по годам объема погашаемых обязательств.

2.3.4. Государственные гарантии – вид долгового обязательства, в силу которого субъект Российской Федерации (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета, отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.

2.4. Долговые обязательства Ярославской области подразделяются на прямые и условные.

2.4.1. Прямые обязательства – обязательства, которые требуют выплат процентов и/ или суммы основного долга в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных обязательствами.

К прямым обязательствам относятся:

- обязательства по государственным ценным бумагам области;

- обязательства по кредитам, привлеченным областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

- обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

2.4.2. Условные обязательства – обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении определенных обстоятельств и условий.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

К условным обязательствам относятся государственные гарантии Ярославской области.

3. Бюджетное планирование объема и структуры государственного долга и расходов на его обслуживание

(Раздел в редакции приказа ДФ ЯО от 21.09.2017 № 31н ru76000201701141)

3.1. На этапе планирования объема и структуры государственного долга и расходов на его обслуживание определяются объемы, сроки и формы предстоящих заимствований в целях своевременного исполнения принятых долговых обязательств и (или) финансирования дефицита областного бюджета, пополнения остатков средств на счете областного бюджета. На данном этапе осуществляется оценка влияния новых заимствований на структуру накопленного государственного долга.

(пункт в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

3.2. Исходными данными для решения указанных задач являются:

- плановые показатели объемов доходов, расходов и дефицита (профицита) областного бюджета;

- объем, структура, стоимость обслуживания и график погашения накопленного государственного долга;

- текущая и прогнозируемая конъюнктура финансового (долгового) рынка, определяющая стоимость привлечения заемных средств.

3.3. Результаты планирования государственного долга отражаются в проектах программ государственных внутренних, внешних заимствований Ярославской области, программ государственных гарантий Ярославской области в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, утверждаемых законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(пункт в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

3.4. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных долговых обязательств Ярославской области учитываются ограничения, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области по предельному объему государственного долга.

(пункт в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

4. Осуществление государственных заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами

(Раздел в редакции приказа ДФ ЯО от 21.09.2017 № 31н ru76000201701141)

4.1. Целями этапа осуществления государственных заимствований являются определение оптимального набора инструментов заимствований, благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок, непосредственное осуществление заимствований.

4.2. Прямые обязательства по целям заимствования подразделяются на три вида:

- заимствования на финансирование дефицита бюджета;

- заимствования на погашение долговых обязательств;

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

- заимствования на пополнение в течение финансового года остатков средств на счете бюджета.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

4.2.1. Потребность в заимствованиях на финансирование дефицита бюджета определяется в рамках планирования и исполнения областного бюджета.

4.2.2. Потребность в заимствованиях на погашение долговых обязательств определяется в рамках управления государственным долгом на этапе планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств.

(пункт в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

4.2.3. Потребность в заимствованиях на пополнение остатков средств на счете бюджета определяется на этапе формирования и корректировки кассового плана исполнения областного бюджета.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

Для решения задачи оптимизации источников заемного финансирования анализируются все возможные риски и предполагаемая стоимость заимствований.

4.3. Величина риска.

Данный показатель представляет собой возможность финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

Риски подразделяются на две категории:

- риски, связанные с внешними условиями;

- внутренние риски, источники возникновения которых непосредственно подконтрольны департаменту финансов Ярославской области.

К рискам первой категории относятся:

- риск рефинансирования;

- процентный риск;

- валютный риск;

- риск пролонгации;

- риск цены выкупа;

- операционный риск;

- юридические риски, связанные с изменениями федерального законодательства.

Основным механизмом минимизации указанных рисков для уже существующих долговых обязательств является досрочное погашение данных обязательств либо их досрочное рефинансирование, то есть привлечение новых заимствований, которым присущи меньшие риски, для погашения обязательств с большими рисками.

К рискам второй категории относятся:

- риск ликвидности;

- кредитный риск;

- юридические риски, за исключением риска изменения законодательства вышестоящего уровня;

- операционный риск.

Наиболее существенные риски в сфере управления долговыми обязательствами:

- риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;

- процентный риск – риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие изменения процентных ставок;

- риск ликвидности – вероятность отсутствия в областном бюджете средств для полного и своевременного исполнения долговых обязательств Ярославской области;

- операционный риск – риск возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций и других сделок или их нарушения сотрудниками, некомпетентности или ошибок сотрудников, несоответствия или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и других систем;

- риск пролонгации – вероятность, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными для Ярославской области;

- риск цены выкупа – риск потерь в результате того, что цена, по которой департамент финансов Ярославской области сможет выкупить свои обязательства на рынке, окажется существенно выше запланированной;

- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) – риск неплатежа по обязательствам, обеспеченным государственной гарантией Ярославской области.

Кроме того, существуют другие риски:

- риск недостаточного спроса на государственные ценные бумаги области в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента;

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 11.03.2021 № 15н)

- риск снижения ликвидности рынка, связанный со снижением оборотов торговли и оттоком капитала в другие сегменты;

- риск монополизации рынка, характеризующийся высокой степенью концентрации ценных бумаг у ограниченного круга инвесторов, что ведет к снижению ликвидности и может вызвать определенную зависимость эмитента от инвесторов.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 11.03.2021 № 15н)

(абзац исключен приказом департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

Основной целью управления рисками является их минимизация, которую рекомендуется осуществлять на стадии планирования и привлечения новых заимствований путем выбора таких инструментов, для которых данные риски отсутствуют либо минимальны.

Этап активного управления долгом предполагает разработку и реализацию комплекса мер по минимизации рисков по государственному долгу и стоимости его обслуживания при заданном (признанном как приемлемый) уровне риска.

4.4. К методам оперативного управления государственным долгом относятся:

- корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программами государственных внутренних, внешних заимствований Ярославской области, утвержденными законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

- использование различных инструментов заимствований;

- досрочный выкуп и досрочное погашение прямых долговых обязательств;

- сокращение объема заимствований;

- операции досрочного рефинансирования прямых долговых обязательств и реструктуризация государственного долга.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 11.03.2021 № 15н)

Досрочное погашение и досрочный выкуп проводятся по кредитам с высокими процентными ставками и с государственными ценными бумагами выпусков предшествующих лет, размещенных с более высокими ставками купонного дохода.

Также возможно осуществление операции обмена государственных ценных бумаг, то есть возможен выкуп одних выпусков государственных ценных бумаг с одновременной продажей других выпусков взамен выкупленных.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

Операции обмена государственных ценных бумаг могут использоваться как дополнительный инструмент оптимизации долгового портфеля и поддержания ликвидности рынка субфедеральных ценных бумаг.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н)

Досрочное погашение и досрочный выкуп прямых долговых обязательств могут осуществляться за счет дополнительно полученных доходов или за счет оптимизации расходов областного бюджета.

К досрочному погашению и досрочному выкупу прямых долговых обязательств могут быть приняты обязательства по срокам как текущего, так и следующих финансовых лет. Досрочное погашение и досрочный выкуп прямых долговых обязательств следующих финансовых лет осуществляются в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга.

Сокращение объемов государственных заимствований должно осуществляться за счет получения дополнительных доходов и (или) оптимизации расходов областного бюджета. Сокращение объема государственных заимствований текущего года должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.

В целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся долговых обязательств осуществляются операции по досрочному рефинансированию долговых обязательств и реструктуризация государственного долга.

(абзац в редакции приказа департамента финансов Ярославской области от 11.03.2021 № 15н)

Главными целями системы оперативного управления государственным долгом являются сглаживание пиков долговых платежей, экономия бюджетных средств, выделяемых для обслуживания долговых обязательств, при одновременном обеспечении других расходов областного бюджета.

5. Показатели долговой устойчивости

Долговая устойчивость Ярославской области оценивается по показателям, предусмотренным статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(раздел в редакции приказов департамента финансов Ярославской области от 18.11.2019 № 40н, от 11.03.2021 № 15н)

6. Организация учёта долговых обязательств и операций с государственным долгом

6.1. Учёт государственного долга, а также операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств Ярославской области осуществляется департаментом финансов Ярославской области в соответствии с действующими нормативными актами и правилами ведения бюджетного учёта.

6.2. Учёт государственного долга ведётся в следующих формах:

бюджетный учёт государственного долга, целью которого является своевременное и полное отражение операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств;

оперативный учёт, целью которого является формирование и предоставление заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание.

6.3. Система учёта государственного долга:

представляет собой комплекс процедур по формированию и хранению информации, относящейся к долговым обязательствам, с применением программного продукта и средств автоматизации;

обеспечивает сбор, хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся ко всем типам прямых и условных долговых обязательств.

6.4. Частью системы учёта прямых и условных долговых обязательств является государственная долговая книга Ярославской области.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в государственную долговую книгу Ярославской области вносятся основные сведения о государственном долге, а также другая информация. Структура и порядок ведения государственной долговой книги Ярославской области определяются отдельным нормативным правовым актом.

Формы оперативной отчетности о состоянии государственного долга устанавливаются департаментом финансов Ярославской области.

7. Раскрытие публичной информации

7.1. Раскрытие информации представляет собой комплекс процедур по обеспечению доступа к информации и производится на основании данных, зарегистрированных в системе учёта прямых и условных долговых обязательств.

7.2. Состав и сроки раскрываемой информации определяются департаментом финансов Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац в редакции приказа ДФ ЯО от 30.10.2013 № 20н ru 76000201301244)

Департамент финансов Ярославской области является ответственным за раскрытие информации о государственном долге.

Вся информация, подлежащая раскрытию, (публичная информация) раскрывается на систематической основе.

7.3. Раскрытие публичной информации может осуществляться через:

- средства массовой информации;

- информационную глобальную сеть Интернет;

- (абзац исключен: приказ ДФ ЯО от 21.09.2017 № 31н ru76000201701141).

7.4. Главной задачей раскрытия информации является повышение открытости процесса управления государственным долгом.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 080.060.040 Государственный долг

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать