Основная информация
Дата опубликования: | 07 декабря 2020г. |
Номер документа: | RU93000202001672 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Крым |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИКАЗ
ОТ 07.12.2020 № 823
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 21.05.2020 № 338
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 21.05.2020 № 338 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым» изменения, изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).
2. Отделу программного обеспечения управления имиджевой политики разместить настоящий приказ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Крым.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства Республики Крым
Зарединову А.Н.
Заместитель Председателя Совета
министров Республики Крым –
министр сельского хозяйства
Республики Крым А. РЮМШИН
Приложение
к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Крым
от «21» мая 2020 года № 338
(в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Республики Крым от «___» __________ 2020 года № ___ )
Порядок
определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым
1. Общие положения о предоставлении субсидий
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели» и устанавливает правила определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели (далее - субсидии) государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее соответственно – Учреждения, Министерство).
1.2. Субсидии предоставляются Учреждению на осуществление следующих целей, включая реализацию регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»:
1) на проведение капитального ремонта зданий и сооружений и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления или находящихся в казне Республики Крым, переданных Учреждению в аренду или безвозмездное пользование (далее - капитальный ремонт и (или) реставрация объектов недвижимого имущества);
2) на разработку проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, а также на проведение государственной или негосударственной экспертизы такой проектной документации и (или) проведение проверки сметной стоимости проведения капитального ремонта и (или) реставрации объектов недвижимого имущества;
3) на осуществление мероприятий по ремонту объектов движимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
4) на осуществление мероприятий по реставрации объектов движимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
5) на проведение работ по консервации объектов незавершенного строительства, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
6) на осуществление благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании Учреждения;
7) на осуществление мероприятий по оформлению прав на объекты недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
8) на приобретение особо ценного движимого имущества;
9) на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
10) на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения;
11) на организацию выставок, съездов, конгрессов, форумов;
12) на реализацию мероприятий по пожарной безопасности;
13) на реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров и профессиональному обучению, в том числе стажировке;
14) на реализацию мероприятий по архивной обработке документов и передаче в архив;
15) на реализацию мероприятий в области информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в Учреждении;
16) на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
17) на реализацию мероприятий по ведению (восстановлению) бухгалтерского учета субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства;
18) на софинансирование расходов центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, связанных с осуществлением деятельности, в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
1.3. Исполнительным органом государственной власти Республики Крым, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, является Министерство.
2. Условия и порядок предоставления субсидий
2.1. Перечень документов, предоставляемых Учреждением для получения субсидии.
2.1.1. Для получения субсидии Учреждение представляет в Министерство:
а) заявление о предоставлении субсидии, содержащее информацию о размере субсидии и целях, установленных пунктом 1.2 настоящего Порядка;
б) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии и расчет-обоснование размера субсидии;
в) документ об отсутствии у Учреждения неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии, выданный территориальным органом Федеральной налоговой службы.
2.1.2. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 1
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
акт обследования объекта недвижимого имущества, подлежащего реставрации и (или) капитальному ремонту;
дефектную ведомость;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.3. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 2, 13, 14
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство коммерческие предложения.
2.1.4. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 3, 4 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
акт обследования объекта движимого имущества, подлежащего ремонту (реставрации);
дефектную ведомость;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.5. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 5
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
решение межведомственной Комиссии по вопросам сокращения объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней, о проведении консервации объекта незавершенного строительства в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 июля 2017 года № 817-р «О мерах по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней»;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
сводный сметный расчет на проведение консервации, утвержденный руководителем Учреждения.
2.1.6. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 6
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок;
акт обследования объекта благоустройства;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.7. Субсидия на цель, указанную в подпункте 7 пункта 1.2 настоящего Порядка, предоставляется Учреждению в целях завершения оформления прав на недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления.
Для получения субсидии, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из реестра имущества Республики Крым (при наличии таковой у Учреждения);
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости или уведомление об отсутствии в нем запрашиваемых сведений;
коммерческие предложения, подготовленные лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление кадастровой деятельности.
2.1.8 Субсидия на цель, указанную в подпункте 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, предоставляется Учреждению в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности Учреждения, предусмотренных его уставом.
Для получения субсидии, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию о планируемом к приобретению имуществе, обоснование стоимости имущества;
коммерческие предложения.
2.1.9. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 9
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, в случае наступления чрезвычайной ситуации Учреждение направляет в Министерство:
документы, подтверждающие наступление чрезвычайной ситуации;
акт обследования объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
дефектную ведомость;
смету на проведение восстановительных работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.10. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 10 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
план проведения мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения с указанием сроков проведения и ответственных исполнителей;
проект сметы на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения.
2.1.11. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 11 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
смету на проведение мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
программу мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
коммерческие предложения.
2.1.12. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 12 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
смету на проведение мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
коммерческие предложения.
2.1.13. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 15 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
проектную документацию, утвержденную руководителем Учреждения (при наличии);
коммерческие предложения.
2.1.14. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 16, 17 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
коммерческие предложения.
2.1.15. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 18 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
коммерческие предложения;
программу мероприятий, в случае осуществления расходов на проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок.
2.1.16. Учреждение несет ответственность за достоверность сведений и документов.
2.2. Порядок и сроки рассмотрения документов.
2.2.1. Министерство осуществляет в течение 10 рабочих дней с даты регистрации проверку документов на комплектность и на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами.
В случае наличия замечаний к представленным документам Министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве, письменно либо другим доступным способом связи (телефонограмма, электронная почта, телефон) сообщает Учреждению о выявленных недостатках.
Учреждение может устранить выявленные замечания, а также представить недостающие документы с сопроводительным письмом в Министерство с описью приложенных документов в срок, не превышающий 12 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве.
2.2.2. Министерство в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве принимает решение о предоставлении или непредоставлении субсидии Учреждению.
2.2.3. В случае принятия решения о предоставлении субсидии Министерство в течение 5 рабочих дней с даты принятия данного решения осуществляет подготовку проекта соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и Учреждением (далее - соглашение), и любым доступным способом связи (телефонограмма, электронная почта, телефон) сообщает Учреждению о необходимости явиться в Министерство для подписания соглашения.
2.2.4. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство в течение 5 рабочих дней с даты принятия данного решения письменно уведомляет об этом Учреждение с указанием мотивированных причин отказа.
Отказ в предоставлении субсидии не лишает Учреждение возможности повторно подать в Министерство документы.
При отказе в предоставлении субсидии документы остаются в Министерстве.
2.2.5. Учреждение вправе в любое время до принятия Министерством решения о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии отозвать документы путем направления в Министерство письменного уведомления.
Министерство в течение 5 рабочих дней с даты регистрации письменного уведомления об отзыве возвращает документы Учреждению.
2.3. Основания для отказа Учреждению в предоставлении субсидии:
а) несоответствие представленных Учреждением документов требованиям, установленным настоящим Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) документов;
б) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных Учреждением;
в) отсутствие лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
г) невозврат Учреждением излишне полученной субсидии в случае недостижения результатов предоставления субсидии за отчетный финансовый год, установленных ранее заключенным соглашением.
2.4. Размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии.
2.4.1. Размер субсидии определяется Министерством на основании представленных Учреждением заявления о предоставлении субсидии и пояснительной записки.
2.4.2. Предоставление субсидии Учреждению осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю бюджетных средств на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка.
2.5. Условия и порядок заключения соглашения.
2.5.1. Типовая форма соглашения утверждается Министерством финансов Республики Крым.
2.5.2. Соглашение в обязательном порядке предусматривает следующие положения:
цели предоставления субсидии с указанием регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта.
В случае предоставления субсидий на цели, указанные в подпунктах 1 и 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, в соглашении в обязательном порядке указывается перечень подлежащих капитальному ремонту и (или) реставрации объектов недвижимости или перечень приобретаемого Учреждением за счет субсидии особо ценного движимого имущества;
значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта, и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).
Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не устанавливаются при предоставлении субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка;
размер субсидии;
сроки (график) перечисления субсидии;
сроки представления отчетности;
порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;
основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения органу-учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
основания для досрочного прекращения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с:
реорганизацией или ликвидацией учреждения;
нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
запрет на расторжение соглашения Учреждением в одностороннем порядке;
иные положения (при необходимости).
2.6. Требования, которым должно соответствовать Учреждение:
У Учреждения должна отсутствовать:
а) неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии;
б) просроченная задолженность по возврату в бюджет Республики Крым субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения.
2.7. Результаты предоставления субсидии.
2.7.1. Учреждение берет на себя обязательство по достижению значений результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта, и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).
2.7.2. Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, устанавливаются Министерством в соглашении.
2.7.3. Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не устанавливаются при предоставлении субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка;
2.8. Сроки (периодичность) перечисления субсидии.
2.8.1. Сроки (периодичность) перечисления субсидии Учреждению устанавливаются Министерством в соглашении.
2.8.2. Операции со средствами субсидии, предоставленной Учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете Учреждения, открытом в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
2.8.3. Санкционирование расходов Учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Крым.
3. Требования к отчетности
Порядок, сроки и формы предоставления Учреждением отчетности о достижении результатов предоставления субсидии, отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и дополнительной отчетности устанавливаются Министерством в соглашении.
4. Порядок осуществления контроля за соблюдением целей,
условий и порядка предоставления субсидий
и ответственность за их несоблюдение
4.1. В случае наличия не использованных Учреждением в текущем финансовом году остатков субсидии Министерством в срок до 25 февраля финансового года, следующего за отчетным годом, в установленном Министерством порядке принимается решение о наличии или отсутствии потребности в направлении этих средств на цели, ранее установленные условиями их предоставления.
При принятии Министерством решения о наличии потребности в указанных средствах остатки субсидии, не использованные Учреждением в отчетном финансовом году, могут быть использованы в текущем финансовом году на цели, ранее установленные условиями их предоставления.
В случае принятия Министерством решения об отсутствии потребности в остатках субсидии средства подлежат возврату Учреждением в бюджет Республики Крым до 1 марта финансового года, следующего за отчетным годом.
В случае, если неиспользованные остатки субсидии не перечислены в доход бюджета Республики Крым, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Республики Крым в порядке, установленном Министерством финансов Республики Крым.
4.2. Министерство принимает решение об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных Учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.3. Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения Учреждением целей и условий предоставления субсидии.
4.4. В случае несоблюдения Учреждением целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по результатам проверок, проведенных Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля, Министерство в течение 30 рабочих дней с даты выявления данных обстоятельств направляет Учреждению письменное требование о возврате на счет Министерства полученной субсидии.
4.5. В случае недостижения Учреждением результатов предоставления субсидии, установленных соглашением, Учреждение берет на себя обязательство в соответствии с соглашением возвратить излишне полученную субсидию в объеме, использованном с допущением нарушения до 1 апреля очередного финансового года.
В случае невозврата Учреждением излишне полученной субсидии в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, направляет Учреждению требование о возврате на счет Министерства излишне полученной субсидии.
4.6. По основаниям, указанным в пунктах 4.3 - 4.4 раздела 4 настоящего Порядка, субсидии (излишне полученные субсидии) подлежат возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения Учреждением соответствующего требования. В случае невозврата полученной субсидии (излишне полученной субсидии) в указанный срок субсидия взыскивается Министерством в судебном порядке.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИКАЗ
ОТ 07.12.2020 № 823
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 21.05.2020 № 338
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 21.05.2020 № 338 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым» изменения, изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).
2. Отделу программного обеспечения управления имиджевой политики разместить настоящий приказ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Крым.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства Республики Крым
Зарединову А.Н.
Заместитель Председателя Совета
министров Республики Крым –
министр сельского хозяйства
Республики Крым А. РЮМШИН
Приложение
к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Крым
от «21» мая 2020 года № 338
(в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Республики Крым от «___» __________ 2020 года № ___ )
Порядок
определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым
1. Общие положения о предоставлении субсидий
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели» и устанавливает правила определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на иные цели (далее - субсидии) государственным бюджетным учреждениям Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее соответственно – Учреждения, Министерство).
1.2. Субсидии предоставляются Учреждению на осуществление следующих целей, включая реализацию регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»:
1) на проведение капитального ремонта зданий и сооружений и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления или находящихся в казне Республики Крым, переданных Учреждению в аренду или безвозмездное пользование (далее - капитальный ремонт и (или) реставрация объектов недвижимого имущества);
2) на разработку проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, а также на проведение государственной или негосударственной экспертизы такой проектной документации и (или) проведение проверки сметной стоимости проведения капитального ремонта и (или) реставрации объектов недвижимого имущества;
3) на осуществление мероприятий по ремонту объектов движимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
4) на осуществление мероприятий по реставрации объектов движимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
5) на проведение работ по консервации объектов незавершенного строительства, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
6) на осуществление благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании Учреждения;
7) на осуществление мероприятий по оформлению прав на объекты недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления;
8) на приобретение особо ценного движимого имущества;
9) на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
10) на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения;
11) на организацию выставок, съездов, конгрессов, форумов;
12) на реализацию мероприятий по пожарной безопасности;
13) на реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров и профессиональному обучению, в том числе стажировке;
14) на реализацию мероприятий по архивной обработке документов и передаче в архив;
15) на реализацию мероприятий в области информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в Учреждении;
16) на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
17) на реализацию мероприятий по ведению (восстановлению) бухгалтерского учета субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства;
18) на софинансирование расходов центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, связанных с осуществлением деятельности, в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
1.3. Исполнительным органом государственной власти Республики Крым, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, является Министерство.
2. Условия и порядок предоставления субсидий
2.1. Перечень документов, предоставляемых Учреждением для получения субсидии.
2.1.1. Для получения субсидии Учреждение представляет в Министерство:
а) заявление о предоставлении субсидии, содержащее информацию о размере субсидии и целях, установленных пунктом 1.2 настоящего Порядка;
б) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии и расчет-обоснование размера субсидии;
в) документ об отсутствии у Учреждения неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии, выданный территориальным органом Федеральной налоговой службы.
2.1.2. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 1
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
акт обследования объекта недвижимого имущества, подлежащего реставрации и (или) капитальному ремонту;
дефектную ведомость;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.3. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 2, 13, 14
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство коммерческие предложения.
2.1.4. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 3, 4 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
акт обследования объекта движимого имущества, подлежащего ремонту (реставрации);
дефектную ведомость;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.5. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 5
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
решение межведомственной Комиссии по вопросам сокращения объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней, о проведении консервации объекта незавершенного строительства в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 июля 2017 года № 817-р «О мерах по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней»;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
сводный сметный расчет на проведение консервации, утвержденный руководителем Учреждения.
2.1.6. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 6
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок;
акт обследования объекта благоустройства;
смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.7. Субсидия на цель, указанную в подпункте 7 пункта 1.2 настоящего Порядка, предоставляется Учреждению в целях завершения оформления прав на недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления.
Для получения субсидии, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
выписку из реестра имущества Республики Крым (при наличии таковой у Учреждения);
выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости или уведомление об отсутствии в нем запрашиваемых сведений;
коммерческие предложения, подготовленные лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление кадастровой деятельности.
2.1.8 Субсидия на цель, указанную в подпункте 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, предоставляется Учреждению в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности Учреждения, предусмотренных его уставом.
Для получения субсидии, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию о планируемом к приобретению имуществе, обоснование стоимости имущества;
коммерческие предложения.
2.1.9. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 9
пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, в случае наступления чрезвычайной ситуации Учреждение направляет в Министерство:
документы, подтверждающие наступление чрезвычайной ситуации;
акт обследования объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
дефектную ведомость;
смету на проведение восстановительных работ, утвержденную руководителем Учреждения.
2.1.10. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 10 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
план проведения мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения с указанием сроков проведения и ответственных исполнителей;
проект сметы на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией и реорганизацией Учреждения.
2.1.11. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 11 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
смету на проведение мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
программу мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
коммерческие предложения.
2.1.12. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 12 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
смету на проведение мероприятий, утвержденную руководителем Учреждения;
коммерческие предложения.
2.1.13. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 15 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
проектную документацию, утвержденную руководителем Учреждения (при наличии);
коммерческие предложения.
2.1.14. Для получения субсидии на цели, указанные в подпунктах 16, 17 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
коммерческие предложения.
2.1.15. Для получения субсидии на цель, указанную в подпункте 18 пункта 1.2 настоящего Порядка, кроме документов, указанных
в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Учреждение направляет в Министерство:
информацию, содержащую перечень и обоснование стоимости реализации мероприятий;
коммерческие предложения;
программу мероприятий, в случае осуществления расходов на проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок.
2.1.16. Учреждение несет ответственность за достоверность сведений и документов.
2.2. Порядок и сроки рассмотрения документов.
2.2.1. Министерство осуществляет в течение 10 рабочих дней с даты регистрации проверку документов на комплектность и на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами.
В случае наличия замечаний к представленным документам Министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве, письменно либо другим доступным способом связи (телефонограмма, электронная почта, телефон) сообщает Учреждению о выявленных недостатках.
Учреждение может устранить выявленные замечания, а также представить недостающие документы с сопроводительным письмом в Министерство с описью приложенных документов в срок, не превышающий 12 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве.
2.2.2. Министерство в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве принимает решение о предоставлении или непредоставлении субсидии Учреждению.
2.2.3. В случае принятия решения о предоставлении субсидии Министерство в течение 5 рабочих дней с даты принятия данного решения осуществляет подготовку проекта соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и Учреждением (далее - соглашение), и любым доступным способом связи (телефонограмма, электронная почта, телефон) сообщает Учреждению о необходимости явиться в Министерство для подписания соглашения.
2.2.4. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство в течение 5 рабочих дней с даты принятия данного решения письменно уведомляет об этом Учреждение с указанием мотивированных причин отказа.
Отказ в предоставлении субсидии не лишает Учреждение возможности повторно подать в Министерство документы.
При отказе в предоставлении субсидии документы остаются в Министерстве.
2.2.5. Учреждение вправе в любое время до принятия Министерством решения о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии отозвать документы путем направления в Министерство письменного уведомления.
Министерство в течение 5 рабочих дней с даты регистрации письменного уведомления об отзыве возвращает документы Учреждению.
2.3. Основания для отказа Учреждению в предоставлении субсидии:
а) несоответствие представленных Учреждением документов требованиям, установленным настоящим Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) документов;
б) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных Учреждением;
в) отсутствие лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
г) невозврат Учреждением излишне полученной субсидии в случае недостижения результатов предоставления субсидии за отчетный финансовый год, установленных ранее заключенным соглашением.
2.4. Размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии.
2.4.1. Размер субсидии определяется Министерством на основании представленных Учреждением заявления о предоставлении субсидии и пояснительной записки.
2.4.2. Предоставление субсидии Учреждению осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю бюджетных средств на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка.
2.5. Условия и порядок заключения соглашения.
2.5.1. Типовая форма соглашения утверждается Министерством финансов Республики Крым.
2.5.2. Соглашение в обязательном порядке предусматривает следующие положения:
цели предоставления субсидии с указанием регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта.
В случае предоставления субсидий на цели, указанные в подпунктах 1 и 8 пункта 1.2 настоящего Порядка, в соглашении в обязательном порядке указывается перечень подлежащих капитальному ремонту и (или) реставрации объектов недвижимости или перечень приобретаемого Учреждением за счет субсидии особо ценного движимого имущества;
значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта, и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).
Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не устанавливаются при предоставлении субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка;
размер субсидии;
сроки (график) перечисления субсидии;
сроки представления отчетности;
порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;
основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения органу-учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
основания для досрочного прекращения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с:
реорганизацией или ликвидацией учреждения;
нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
запрет на расторжение соглашения Учреждением в одностороннем порядке;
иные положения (при необходимости).
2.6. Требования, которым должно соответствовать Учреждение:
У Учреждения должна отсутствовать:
а) неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении субсидии;
б) просроченная задолженность по возврату в бюджет Республики Крым субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения.
2.7. Результаты предоставления субсидии.
2.7.1. Учреждение берет на себя обязательство по достижению значений результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта, и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).
2.7.2. Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, устанавливаются Министерством в соглашении.
2.7.3. Значения результатов предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не устанавливаются при предоставлении субсидии на цели, указанные в подпунктах 9, 10 пункта 1.2 настоящего Порядка;
2.8. Сроки (периодичность) перечисления субсидии.
2.8.1. Сроки (периодичность) перечисления субсидии Учреждению устанавливаются Министерством в соглашении.
2.8.2. Операции со средствами субсидии, предоставленной Учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете Учреждения, открытом в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
2.8.3. Санкционирование расходов Учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Крым.
3. Требования к отчетности
Порядок, сроки и формы предоставления Учреждением отчетности о достижении результатов предоставления субсидии, отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и дополнительной отчетности устанавливаются Министерством в соглашении.
4. Порядок осуществления контроля за соблюдением целей,
условий и порядка предоставления субсидий
и ответственность за их несоблюдение
4.1. В случае наличия не использованных Учреждением в текущем финансовом году остатков субсидии Министерством в срок до 25 февраля финансового года, следующего за отчетным годом, в установленном Министерством порядке принимается решение о наличии или отсутствии потребности в направлении этих средств на цели, ранее установленные условиями их предоставления.
При принятии Министерством решения о наличии потребности в указанных средствах остатки субсидии, не использованные Учреждением в отчетном финансовом году, могут быть использованы в текущем финансовом году на цели, ранее установленные условиями их предоставления.
В случае принятия Министерством решения об отсутствии потребности в остатках субсидии средства подлежат возврату Учреждением в бюджет Республики Крым до 1 марта финансового года, следующего за отчетным годом.
В случае, если неиспользованные остатки субсидии не перечислены в доход бюджета Республики Крым, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Республики Крым в порядке, установленном Министерством финансов Республики Крым.
4.2. Министерство принимает решение об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных Учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.3. Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения Учреждением целей и условий предоставления субсидии.
4.4. В случае несоблюдения Учреждением целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по результатам проверок, проведенных Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля, Министерство в течение 30 рабочих дней с даты выявления данных обстоятельств направляет Учреждению письменное требование о возврате на счет Министерства полученной субсидии.
4.5. В случае недостижения Учреждением результатов предоставления субсидии, установленных соглашением, Учреждение берет на себя обязательство в соответствии с соглашением возвратить излишне полученную субсидию в объеме, использованном с допущением нарушения до 1 апреля очередного финансового года.
В случае невозврата Учреждением излишне полученной субсидии в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, направляет Учреждению требование о возврате на счет Министерства излишне полученной субсидии.
4.6. По основаниям, указанным в пунктах 4.3 - 4.4 раздела 4 настоящего Порядка, субсидии (излишне полученные субсидии) подлежат возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения Учреждением соответствующего требования. В случае невозврата полученной субсидии (излишне полученной субсидии) в указанный срок субсидия взыскивается Министерством в судебном порядке.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.12.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 090.060.000 Сельское хозяйство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: