Основная информация
Дата опубликования: | 10 октября 2018г. |
Номер документа: | RU76000201801278 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10.10.2018 № 62
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30).
2. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия регионального значения:
- «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13);
- «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское);
- «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Грушевскую Н.Л.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30) являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки улицы Ушинского;
- объёмно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания со сквозным проездом, расположенным на пятой и шестой северных осях; форма, габариты, конфигурация прямой четырёхскатной вальмовой крыши здания; характер исторического кровельного покрытия;
- местоположение, габариты и конфигурация входных и оконных проёмов на восточном (главном) и южном фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: форма и осевое расположение исторических прямоугольных оконных и дверных проёмов; местоположение, габариты и конфигурация открытого арочного проезда во двор; характер исторических заполнений оконных и дверных проёмов на восточном и южном фасадах;
- капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного (размером 27,5 (28; 28,5) × 13 × 6 (6,5; 7) см; 27 (27,5; 28) × 12,5 (13; 13,5) × 7 (8) см);
- композиция и архитектурно-художественное оформление главного (восточного) фасада, в том числе угловые лопатки, высотой в два этажа с тонкими профилированными штукатурными карнизами-капителями и тонкими тягами, выделяющими «шейку»; профилированная междуэтажная тяга, выгнутая над проёмом проезда, подоконная тяга второго этажа; оформление окон второго этажа (в том числе ложного окна) трёхсторонними наличниками с прямыми профилированными сандриками над перемычками; плоская фигурная ниша над проёмом арочного проезда, ограниченная междуэтажной тягой; гладкий фриз с тонкой профилированной подкарнизной тягой и выносным подшивным карнизом с профилированной кромкой в завершении фасада;
- композиция и архитектурно-художественное оформление торцевых (южного и северного) и южной части дворового фасадов, в том числе: угловые и промежуточная (между восьмой и девятой южными осями) лопатки; сохранившиеся рамочные простого профиля наличники окон первого этажа с повышенным трёхлепестковым клинчатым замковым камнем в перемычке; ряд плоских прямоугольных ниш между окнами первого и второго этажей; сохранившиеся рамочные наличники простого профиля окон второго этажа с выпущенными вниз боковинами, приподнятой над проёмом перемычкой и широкой подоконной доской; трёхсторонние наличники с прямыми профилированными сандриками над перемычками двух восточных окон второго этажа южного фасада; гладкий фриз с тонкой профилированной подкарнизной тягой и выносным подшивным карнизом с профилированной кромкой в завершении торцевых фасадов; оформление венчающего карниза над центральной частью западного (дворового) фасада (над шестой, седьмой и восьмой южными осями), уступчатого с рядом зубцов на втором нижнем уступе и рядом городков под верхним уступом; оформление венчающего карниза над южной частью – уступчатого с тонким гладким фризом, раскрепованным лопаткой, с рядом городков на втором уступе;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверх-ности наружных стен главного (восточного), торцевых (северного и южного) фасадов, северной части и трёх южных осей дворового (западного) фасада;
- историческая планировка капитальных стен: в северной части выделенный капитальными стенами сквозной проезд на первом этаже, южная стена проезда, разделяющая второй этаж, продольная стена, разделяющая часть к югу от проезда на примерно равные лицевую и дворовую части; поперечные стены, выделяющие центральный объём в три оси (в том числе ось ложного окна); капитальные стены, выделяющие северо-западное помещение на первом этаже в южной части.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36,
пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13), являются:
- композиционные особенности ансамбля, представляющего собой прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток – запад, замкнутое каре исторического торгового комплекса двух-, трехэтажных зданий по периметру квартала с обширным внутренним двором, обращенного северным фасадом на Волжскую набережную, восточным – на Красную площадь, южным – на улицу Крестовую, западным – на улицу Стоялую, сохранившего три сквозные проездные арки (в западной части северного фасада, в западной и восточной частях южного фасада), имеющее важное градостроительное значение в формировании исторической застройки города (в соответствии со схемой расположения объектов в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны);
- объёмно-пространственная композиция ансамбля, состоящего из разновременных разновысотных прямоугольных в плане корпусов, примыкающих друг к другу под прямым углом: северного – вытянутого по оси восток – запад двухэтажного объема с проездной аркой на западном фланге, увенчанного двумя фигурными аттиками, перекрытого скатной кровлей, прорезанной на дворовом фасаде чердачными окнами; западного – вытянутого по оси север – юг трехэтажного объёма (третий этаж надстроен в 1930-е гг.), перекрытого четырехскатной кровлей; южного – вытянутого по оси запад – восток с проездными арками на западном и восточном флангах, состоящего из ряда разностильных по оформлению лицевых фасадов двухэтажных объёмов под одной протяженной двускатной кровлей, разделенной брандмауэрами, прорезанной чердачными окнами и кирпичными дымоходами; восточного – вытянутого по оси север – юг двух‑, трехэтажного корпуса, состоящего из двух объемов: двухэтажного северного и трехэтажного южного (юго-восточного), перекрытых скатными кровлями, прорезанными кирпичными трубами и чердачными окнами на дворовых скатах; трехэтажный объём, имеющий щипцовое завершение северного и западного фасадов, аттики на южном и восточном фасадах, угловой акцент на крыше в виде гранёного полукупола;
- скатная форма, габариты, высотные отметки, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл;
- местоположение, форма, габариты исторических оконных и дверных проемов; характер исторических деревянных заполнений оконных и дверных проемов, характер исторической расстекловки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов, в том числе:
северного корпуса – разбивка на секции трехчастными рустованными «под шубу» пилястрами на высоких цокольных постаментах; однотипное композиционное решение прясел стен: три световые оси на втором этаже и большой арочный проем – на первом; профилированное обрамление арочных окон второго этажа, плоские рустованные контрналичники; двойные архивольты, оформляющие арочные проемы; профилированные подоконные полочки второго этажа; горизонтальные прямоугольные нишки под окнами второго этажа в восточной части фасада; восьмичастная расстекловка окон второго этажа; широкий уступчатый карниз с мелкими сухариками в завершении фасада, с рядом зубцов – в завершении восточной части фасада; два аттика с фигурным фронтоном и арочным окном в центре, венчающих лицевой фасад, один из которых, с фланкирующими кирпичными тумбами, расположен над четвертой слева осью, другой, расширенный кирпичным парапетом с прямоугольными ширинками, – над центральной осью фасада;
восточной части северного корпуса – разделение фасада на пять прясел пилястрами на высоких базах, в каждом из которых размещено по три окна (в том числе ложных) на втором этаже и одна широкая арка – на первом, кроме крайнего правого прясла с одним окном второго этажа; лопатки второго этажа в простенках на восточном фасаде; окна второго этажа на центральном прясле – прямоугольные, остальные – арочные; профилированные обрамления оконных проемов двух правых крайних прясел, нижняя линия которых подчеркнута сплошной профилированной тягой; широкий ступенчатый карниз с рядом зубцов;
двух нижних этажей западного корпуса – разбивка на секции северного фасада и северной части западного фасада широкими лопатками, в том числе угловыми двойными встречными лопатками, междуэтажный профилированный пояс; композиционное решение прясел стен: три прямоугольных окна на втором этаже и арочная форма первоначального проема с клинчатым замком – на первом; оформление окон второго этажа подоконными и надоконными горизонтальными профилированными нишами; рельефно выделенный цоколь;
южного корпуса – рельефно выделенный цоколь; в западной части – междуэтажная профилированная тяга, профилированные рамочные наличники прямоугольных окон второго этажа и лежачие горизонтальные филёнки над окнами, филёнчатые лопатки в простенках второго этажа с лепными розетками в центре, рустованные лопатки первого этажа, профилированный карниз с зубцами; в центральной части – профилированные рамочные наличники окон второго этажа, фриз в виде ряда ширинок и профилированный карниз, раскрепованные двойными филёнчатыми пилястрами; в восточной части – междуэтажная тяга и тяга под окнами второго этажа, профилированные подоконные полочки и сандрики с лепным орнаментом окон второго этажа;
юго-восточного трехэтажного объёма восточного корпуса (встройка в стиле модерн) – разбивка второго и третьего этажей лицевых фасадов на прясла плоскими пилястрами, переходящими на аттики, закругленными в нижней части и декорированными штукатурными элементами в виде накладных кругов и вертикальных полос, имитирующих каннелюры; осевое расположение и габариты проемов (сдвоенные окна третьего этажа), объединенных широкой прямоугольной рамой, один широкий проем первого и второго этажей; обрамления оконных проемов второго этажа плоской рамой с боковыми каннелюрами, обрамление сдвоенных окон третьего этажа, объединенных широкой прямоугольной рамой; декорирование поля рамочного обрамления окон второго и третьего этажей штукатурным «набрызгом»; междуэтажная тяга между первым и вторым этажами, раскреповывающая нижнюю часть пилястр; угловой акцент – мансарда, покрытая крышей в форме четырехгранного полукупола с чешуйчатым покрытием;
северной части восточного корпуса – разделение фасада на четыре прясла двойными пилястрами, декорированными прямоугольными накладками, имитирующими крупный руст; размещение на пряслах стен трех арочных окон на втором этаже и одного прямоугольного проема – на первом; подоконная тяга второго этажа и ступенчатый карниз, раскрепованные пилястрами; мелкопрофилированные обрамления;
- элементы отделки дворовых фасадов, в том числе: ступенчатые штукатурные карнизы и подкарнизные пояса, на северном корпусе – с включением ряда зубцов;
- характер отделки наружных стен фасадов – штукатурное покрытие с окраской в соответствии с историческими покрасочными слоями (уточняется методами научной реставрации);
- конструкции, в том числе: капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известково-песчаном растворе; верстовая система перевязки кирпича; арки с металлическими связями на наружных и внутренних стенах галереи (сохранились в северном, частично в восточном корпусах, прослеживаются на первом этаже западного корпуса); арки, оформляющие на фасадах сквозные проезды; местоположение и конструкция каменной лестницы в интерьере трехэтажного углового юго-восточного объёма;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе: историческая планировка кирпичных наружных и внутренних капитальных стен, относящаяся к концу XVIII века, сохранившаяся в северном и частично в восточном корпусах, представленная первоначально секционной системой отдельных помещений (лавок), разделенных поперечными стенами на обоих этажах, и линейной анфиладой арочной галереи; местоположение дверных, в том числе заложенных, дверных проемов;
- элементы убранства интерьера, в том числе: четыре деревянные оштукатуренные восьмигранные колонны на высоких базах с капителями, поддерживающие продольную балку перекрытия в угловом северо-восточном помещении второго этажа северного корпуса; штукатурные потолочные тяги в помещениях второго этажа северного корпуса; металлическое ограждение каменной лестницы в интерьере трехэтажного углового юго-восточного объёма с орнаментом в духе живописного модерна.
Приложение
к предмету охраны объекта
культурного наследия регионального
значения «Ансамбль мучного
гостиного двора», 1790 – 1877 гг.
(Ярославская обл., г. Рыбинск,
Волжская наб., д. 77 – д. 93,
ул. Крестовая, д. 12 – д. 36,
пл. Красная, д. 4 – д. 6,
ул. Стоялая, д. 13)
СХЕМА
расположения объектов в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13)
1. Северный корпус (г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93).
2. Восточный корпус (г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 12, пл. Красная, д. 4 – д. 6).
3. Южный корпус (г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 14 – д. 36).
4. Западный корпус (г. Рыбинск, ул. Стоялая, д. 13).
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании застройки исторического села Ново-Никольского, являющегося высотной доминантой южной части села;
- первоначальная линейная объёмно-пространственная композиция здания (в настоящее время к западному фасаду примыкает более поздняя паперть), состоящего из трёхъярусной колокольни, прямоугольной, близкой в плане к квадрату, более широкого относительно колокольни одноэтажного основного объёма, разделённого на трапезную и четверик, пониженной относительно основного объёма гранёной апсиды; завершение колокольни в форме восьмигранного шатра с широкими гранями над фасадами и узкими – над углами; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании; двускатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши основного объёма; размеры, форма и габариты восьмигранного крупного глухого барабана и исторической формы купола четверика; форма восьмиконечного креста на «яблоке»; форма, габариты, угол наклона скатов гранёной конхи апсиды; историческое местоположение и форма главки над апсидой; характер кровельного покрытия – металл; характер первоначального покрытия куполов (уточняется методами научной реставрации);
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных входных и оконных проёмов, в том числе ложных проёмов в барабане четверика, ложного проёма первого яруса на северном фасаде колокольни, а также «звонов» на третьем ярусе колокольни: осевое расположение и форма арочных проёмов на фасадах здания; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов с арочными фрамугами и веерной расстекловкой;
- капитальные стены из красного глиняного кирпича, сложенного способом крестовой кладки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь с профилированным завершением по периметру здания, раскрепованный угловыми и промежуточной пилястрами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого яруса колокольни, основного объёма и апсиды, в том числе угловые огибающие пилястры, на западных углах колокольни широкие на боковых фасадах и сдвоенные на западном торцевом фасаде, с капителями-раскреповками фриза, на фасадах апсиды с узкими полуваликами, выделяющими «шейку», и упрощёнными капителями под раскреповкой архитравной тяги; промежуточные пилястры на северном и южном фасадах основного объёма, разделяющие трапезную и четверик; профилированная подоконная тяга, ряд подоконных прямоугольных ниш: горизонтальных прямоугольных на вертикалях пилястр, узких прямоугольных вертикальных под боковинами наличников, широких горизонтальных по осям; обрамление оконных проёмов боковинами-полуколоннами с уступчатыми капителями-импостами с опирающимися на них уступчатыми перспективными архивольтами; антаблемент фасадов первого яруса колокольни, основного объёма и апсиды, состоящий из фриза, заполненного рядом перспективных ширинок, ограниченного профилированной архитравной тягой внизу и профилированным карнизом небольшого выноса наверху; треугольные фронтоны с профилированными наклонными карнизами над четвериком;
- оформление восьмигранного барабана над четвериком: гладкий повышенный рельефно выделенный цоколь, ступенчато переходящий к плоскости фасада; угловые огибающие пилястры без баз с упрощёнными капителями; ложные арочные окна в рамочных наличниках с имитацией расстекловки; широкий уступчатый венчающий карниз;
- оформление фасадов второго яруса колокольни угловыми огибающими пилястрами с крупными прямоугольными вертикальными филёнками на них; узкая раскрепованная профилированная цокольная тяга; оформление арочных проёмов профилированными, перспективными, рельефно выделенными архивольтами, опирающимися на небольшие уступчатые импосты; в завершении яруса профилированная перспективная архитравная тяга, гладкий фриз и профилированный карниз, раскрепованные пилястрами;
- оформление фасадов третьего яруса колокольни: рельефно выделенная профилированная цокольная тяга; широкие угловые огибающие пилястры с упрощёнными капителями; уступчатый венчающий карниз, над проёмами изогнутый килевидный; оформление проёмов звонов контрналичниками и плоской прямоугольной нишей под ними, рельефно выделенным архивольтом с трёхлепестковым замковым камнем; восьмигранные уступчатые основание и карниз барабана купола;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренный цоколь; неоштукатуренные (окрашенные по кирпичу) поверхности наружных стен;
- историческая планировка в капитальных стенах, разделяющих объёмы: колокольню, основной объём и апсиду; поперечная стена с широким проёмом, разделяющая основной объём на трапезную и четверик;
- внутристенная двухмаршевая с поворотом кирпичная лестница на второй ярус колокольни в северной капитальной стене колокольни;
- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий объёмов здания: сомкнутые своды в перекрытии первого и третьего ярусов колокольни, трапезной (с распалубками над оконными проёмами); крещатый свод в перекрытии четверика; гранёная конха с распалубками над оконными проёмами в перекрытии апсиды;
- архитектурно-художественное оформление интерьера первого яруса колокольни, в том числе росписи свода, повышенные прямоугольные с арочными перемычками дверные проёмы, соединяющие паперть и колокольню, колокольню и основной объём; историческое заполнение дверного проёма, соединяющего паперть и колокольню: двупольная деревянная дверь на кованых крюках и петлях с удлинённым крылом, закреплённым болтами; первоначальный внутренний накладной замок в двери, кованым прутом-крюком удерживающий неподвижную створку;
- архитектурно-художественное оформление интерьера основного объёма, в том числе напольное покрытие основной центральной части помещений из метлахской плитки: рисунок и цветовое решение напольного покрытия; орнаментальные и сюжетные фресковые росписи на сводах трапезной и четверика, в интрадосе архивольта промежуточной арки и распалубках; храмозданная надпись на южной части западной стены в фигурной, прямоугольной вертикальной с выпуклыми верхней и нижней сторонами раме;
- композиция и оформление деревянного резного одноярусного иконостаса в пять осей по западному фасаду и в четыре оси по северному фасаду с Царскими вратами на центральной оси западного фасада в юго-восточном углу трапезной; оформление двустворчатых арочных створок Царских врат; надпрестольная сень с четырёхскатным шатром, увенчанным небольшой главкой; киот, замыкающий пространство придела с восточной стороны, оформленный аналогично восточной части северного фасада придела;
- композиция и оформление деревянной сени в северо-восточном углу трапезной, прямоугольной в плане на четырёх четырёхгранных резных столбиках, с четырёхскатным шатром и приподнятым центром, увенчанной пятью небольшими главками с крестами;
- композиция и оформление резного трёхъярусного иконостаса четверика в девять композиционных осей с Царскими вратами на центральной оси; оформление заполнения арочного проема Царских врат; оформление напольных киотов;
- местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;
- печь, облицованная гладкими белыми изразцами, в северо-западном углу четверика;
- движимое имущество в составе памятника: напольные киоты; трёхъярусное паникадило в четверике.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий разреженной застройки Суздальского шоссе и Московского проспекта;
- сложная объёмно-пространственная композиция двухэтажного с повалами и антресолями здания, состоящего из Г-образного в плане северного объёма, прямоугольного в плане центрального объёма, ориентированного по оси восток – запад; прямоугольного в плане юго-восточного объёма, примыкающего к восточной части южного фасада центрального объёма; форма прямой скатной крыши; характер исторического кровельного покрытия – металл;
- местоположение, габариты и конфигурация исторических входных и оконных проёмов на лицевых западных фасадах здания и северном фасаде западного выступа центрального объёма, в том числе заложенных: форма и осевое расположение; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; столярные заполнения дверных проёмов на западном фасаде северного объёма;
- кирпичные капитальные стены;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого западного фасада северного объёма, в том числе четырёхколонный портик: четыре восьмигранные колонны, незначительно сужающиеся кверху с гранёным (восьмигранным) эхином и четырёхугольной абакой в капители, антаблемент, состоящий из широкого гладкого фриза, гладких карнизов фронтона, завершённого лепной композицией в центре (на прямоугольном с профилированной верхней кромкой постаменте фигурный щит с серпом и молотом, обрамленный знамёнами), и двумя симметричными боковыми фигурными тумбами, завершенными боковыми кромками с рядом зубцов под ними; пилястры в простенках фасада с упрощёнными капителями, состоящими из эхина и абаки простого профиля;
- карнизы упрощённого профиля по периметру северного объёма;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого западного фасада центрального объёма, в том числе рельефно выделенный цоколь; четыре пилястры с упрощёнными капителями в простенках, опирающиеся на цоколь; треугольный фронтон, выделенный узкой профилированной тягой; подшивной выносной карниз;
- узкие профилированные карнизы в завершении фасадов центрального объёма;
- композиция и архитектурно-художественное оформление восточного фасада юго-восточного объёма, в том числе пилоны из сдвоенных гранёных полуколонн с антаблементом и повышенным рустованным архивольтом с крупным замковым камнем;
- профилированный карниз в завершении фасадов юго-восточного объёма; треугольные фронтоны на южном и северном фасадах повышенной части юго-восточного объёма над сценой, выделенные карнизами;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен;
- историческая планировка капитальных стен;
- продольные и поперечные ряды несущих четырёхгранных колонн на обоих этажах, поддерживающих перекрытия;
- местоположение, материал и оформление парадной лестницы в центральном помещении здания на стыке северного и центрального объёмов: лестница, состоящая из маршей, направленных в разные стороны (перекрёстных), с общей промежуточной площадкой; бетонные ступени и площадка с белой мраморной крошкой в качестве наполнителя; глухие ограждения лестницы с облицовкой внутренних (обращённых к маршам лестницы) поверхностей мраморной плиткой в два цвета: верхний и нижний бордюры – тёмным коричневато-серым мрамором, центральная часть – бордово-розовым; деревянные точёные поручни; облицовка белым мрамором нижнего марша парадной лестницы, ведущего в подвал;
- местоположение, конфигурация и материал чёрной лестницы у северно-восточного угла зала (с балкона);
- архитектурно-художественное оформление интерьера лестничного холла второго этажа, в том числе на восточной стене над промежуточной площадкой лепное панно, выполненное по мотивам картины В. Серова «В.И. Ленин провозглашает советскую власть», в раме, заполненной развитыми акантовыми листьями; на стенах над маршами лестницы и на ограждениях перехода над лестницей тонкие профилированные филёнки; на наружной стене по линии краёв промежуточной площадки пилястры с капителями, украшенными цветочными розетками на уровне шейки, рядом вертикально поставленных акантовых листьев на эхине, отделённом от абаки полочкой, и рядом ов с бусами на абаке; на ограждениях верхних площадок над маршами лестницы прямоугольные филёнки, декорированные лепными гирляндами акантовых стрел по бокам и центральной композицией в виде вазона и завитков аканта; в ограждении прохода над лестницей четырёхгранные несущие колонны с капителями, оформленными аналогично капителям пилястр над промежуточной площадкой; разделение потолка на плафоны балками; оформление нижней стороны балок длинными прямоугольными филёнками с разрывом и круглой розеткой-филёнкой в центре; оформление потолочных плафонов над лестницей и верхними площадками лепными карнизами, состоящими из рядов орнаментов (снизу вверх от падуг к бордюру плафона): овы, акантовые листья со стрелами, широкий «шнур», пучки колосьев, перевязанные крестообразно лентой; квадратные ниши в углах потолочных плафонов, заполненные развитыми четырёхлепестковыми акантовыми розетками; в центре потолочных плафонов лепные розетки: над площадками небольшие круглые, выполненные из радиально расположенных выпуклых в центральной части развитых акантовых листьев; над лестницей – квадратный плафон, состоящий из внешнего квадрата, вложенного в него по диагонали внутреннего квадрата с вписанной в него круглой розеткой; в оформлении прохода над лестницей фриз, заполненный орнаментом из чередующихся стилизованных триглифов и круглых цветочных розеток с объёмным центром, и лепной карниз, отделённый от фриза рядом ов, с фигурными мутулами, с акантовым листом на нижней стороне, и обращёнными верхушками к потолочному плафону акантовыми листьями; в центре плафона ряд редко поставленных круглых розеток; оформление дверного проёма в северной стене помещения парадной лестницы профилированным обрамлением с линейным орнаментом в форме кувшинок со стрелой, завершённым десюдепортом в форме прямого профилированного сандрика с рядом кувшинок со стрелами над гладким фризом и на лекально выгнутых кронштейнах с каннелированными лицевыми сторонами и небольшими акантовыми листьями под ними;
- архитектурно-художественное оформление интерьера малого зала на втором этаже северного объёма, в том числе лепной фриз и карниз; четырёхгранные колонны в малом зале, оформление их капителей и абак;
- архитектурно-художественное оформление интерьера большого зала в юго-восточном объёме, в том числе лепной карниз по периметру потолка; лепной бордюр, выделяющий центральную часть потолка зала – потолочный плафон, ограниченный рядами орнамента и заполненный чередующимися прямоугольными и квадратными филёнками, обрамленными орнаментальными рядами и заполненными многолепестковыми цветочными розетками или отображёнными относительно центральной цветочной розетки вазонами с фруктами («рогами изобилия»); тонкая профилированная тяга с орнаментальным рядом ов, выделяющая центральную часть потолочного плафона; в центре плафона фестончатая округлых очертаний лепная розетка; ордерное оформление боковых и лицевой (по сторонам сцены) стен зала: каннелированные пилястры коринфского ордена с помещенными между ними лепными орнаментальными композициями, разделяющие стены на простенки (прясла); над капителями пилястр узкая тяга с рядом орнамента, отделяющая гладкий фриз; над фризом карнизная тяга-полувалик, оформленная орнаментальным рядом; над карнизной тягой над пряслами архивольты, оформленные орнаментальным рядом, с лепной композицией под ними, состоящей из лиры, фланкированной отходящими от неё развитыми завитками акантовых стрел, с круглой розеткой с рельефной пятиконечной звездой над ней; лепные композиции между пилястрами на боковых стенах зала из центральной розетки с тематическими мотивами (паровоз, перекрещенные молоток и штангенциркуль), ограниченной вверху развевающимся знаменем, внизу отрезком рельса, по сторонам и под рельсом лавровыми ветвями, и верхним и нижним орнаментами, выполненными на основе листьев и стрел аканта с вазонами и кольцевидными розетками с рельефными пятиконечными звёздами; в верхней части прясел боковых стен круглые лепные розетки с кольцевым наружным орнаментом «кувшинка со стрелой», широким кольцом радиальных колосьев, чередующихся с гладкими лепестками с загнутыми наружными краями, и помещёнными в центральное кольцо перекрещенными серпом и молотом; оформление лицевой стены зала (у сцены): оформление проёма сцены профилированной рамой с внешним и внутренним линейными орнаментами и цветочными розетками между рядами орнаментов; по сторонам сцены в верхней части стен овальные венки, дополненные провисающими гирляндами, с лентами и профильными каноническими изображениями К. Маркса и В. Ленина; над центральной частью проёма сцены лепная композиция из геральдического щита-картуша с помещенными в центре перекрещенными серпом и молотом, в нижней части дополненного лентой с пучком колосьев в центре и лавровыми ветками по сторонами, фланкированного группами знамён (по три с каждой стороны) с рельефной драпировкой и кистями; оформление наружной стороны ограждения балкона повторяющими композициями из центральной крупной акантовой стрелы с цветком и плоским каннелированным вазоном под ним, опирающейся на симметричные крупные развитые завитки акантовых стрел; двойные вертикальные линии орнамента из многоярусных акантовых стрел, разделяющие основные композиции; оформление верхней прямой части (примыкающей к стене) нижней стороны балкона профилированными кессонами с орнаментом в виде завитка Витрувия на нижних рёбрах балок; металлические колонны с лепными капителями; оформление наклонной части нижней стороны балкона широкими плоскими неравными, квадратными и прямоугольными нишами, рельефно выделенными линейными орнаментами в форме завитка Витрувия, розетками, помещенными в центре квадратных ниш; оформление входных проёмов на первом этаже в западной стене зала профилированными рамами с рядом орнамента, завершёнными десюдепортами в форме прямых профилированных сандриков на изогнутых кронштейнах с каннелированными лицевыми сторонами и небольшим акантовым листом под ними; оформление входных проёмов на первом этаже в северной стене зала профилированным обрамлением с повышенной перемычкой и помещённой на ней арочной филёнкой с лепной композицией; в пазухах архивольта арочной филёнки круглые лепные цветочные розетки; оформление двери в служебное помещение на западной стене зала под балконом профилированным обрамлением с орнаментом;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла первого этажа в восточной части центрального объёма, в том числе ряд четырёхгранных колонн с капителями; лепной карниз по периметру первоначального помещения холла; потолочные розетки холла первого этажа;
- брекчиевидное покрытие пола с мраморными фрагментами в помещении холла первого этажа;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла центрального входа, в том числе четырёхгранные колонны с упрощёнными профилированными капителями; карниз с рядом зубцов по периметру холла;
- архитектурно-художественное оформление интерьера танцевального зала на первом этаже в западном крыле центрального объёма, в том числе ряд четырёхгранных колонн с лепными капителями; облицовка стволов колонн белым мрамором; профилированный карниз с орнаментальным рядом в оформлении потолочных балок, разделяющих потолок на «плафоны»;
- художественный металл в оформлении интерьера большого зала: прямоугольные с арочными перемычками металлические вентиляционные решётки на лицевой стене зала между парами пилястр с каждой стороны из четырёхгранных прутьев, образующих некрупные квадратные и трапециевидные ячейки, дополненные по краю фестонами, в нижних углах – кольцами, в центральной части фигурное панно с надписью «1955»; под панно три яруса стилизованных акантовых цветов и два центральных чашевидных вазона на витых основаниях друг над другом со стилизованным побегом над нижним; над панно сноп пшеничных колосьев, фланкированных парой симметричных перекрещенных серпов и молотов и горизонтально размещённых развитых акантовых цветов; над пшеничными колосьями радиально расположенные акантовые бутоны;
- движимое имущество в составе памятника:
стеклянная люстра над парадной лестницей в форме перевёрнутого гранёного шатра, с плафоном белого матового стекла; оформленное орнаментом верхнее металлическое кольцо люстры, на котором крепятся факелоообразные металлические рожки, завершённые удлинёнными расширяющимися вверх стеклянными матовыми белыми плафонами; бра на стенах и на колоннах над лестницей с фигурными выгнутыми кронштейнами, двумя факелообразными рожками с упрощёнными расширяющимися вверх стеклянными белыми матовыми плафонами;
люстры в малом зале и холле второго этажа, состоящие из центрального круглого плафона из матового белого стекла в восьмигранной металлической медного цвета раме с провисающими гирляндами на углах, закрепленных небольшими розетками; рожки люстр S-образно выгнутые, верхняя чаша рожков орнаментованная, плафоны на рожках матового стекла прямые с расширением-валиком в верхней части; крепление люстры, состоящее из металлических медного цвета прямого стержня и цепочек;
люстра в большом зале, состоящая из нижнего большого плафона, круглого с нижней белой матовой стеклянной поверхностью, ограниченной металлическим цвета латуни кольцом с «каплями», лекально провисающими сторонами, состоящими из рядов хрустальных подвесок, двух металлических ажурного рисунка ярусов фигурно выгнутых рожков с белыми матовыми стеклянными расширяющимися кверху плафонами, и металлического чашеобразного ажурного крепления;
люстры в холле первого этажа с выгнутыми нижними стеклянными белыми матовыми плафонами, закреплёнными каннелированной металлической центральной розеткой с гирькой – «шишечкой», пятигранной металлической цвета бронзы основой с металлическими провисающими цветочными гирляндами; выгнутые и оформленные с использованием мотива акантовых стрел рожки люстр; сохранившиеся первоначальные плафоны в рожках – прямые незначительно расширяющиеся вверх; крепление люстр из стержня и цепочек.
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10.10.2018 № 62
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30).
2. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия регионального значения:
- «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13);
- «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское);
- «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Грушевскую Н.Л.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ушинский Константин Дмитриевич в 1846 – 1849 гг.» (г. Ярославль, ул. Ушинского, д. 30) являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки улицы Ушинского;
- объёмно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания со сквозным проездом, расположенным на пятой и шестой северных осях; форма, габариты, конфигурация прямой четырёхскатной вальмовой крыши здания; характер исторического кровельного покрытия;
- местоположение, габариты и конфигурация входных и оконных проёмов на восточном (главном) и южном фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: форма и осевое расположение исторических прямоугольных оконных и дверных проёмов; местоположение, габариты и конфигурация открытого арочного проезда во двор; характер исторических заполнений оконных и дверных проёмов на восточном и южном фасадах;
- капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного (размером 27,5 (28; 28,5) × 13 × 6 (6,5; 7) см; 27 (27,5; 28) × 12,5 (13; 13,5) × 7 (8) см);
- композиция и архитектурно-художественное оформление главного (восточного) фасада, в том числе угловые лопатки, высотой в два этажа с тонкими профилированными штукатурными карнизами-капителями и тонкими тягами, выделяющими «шейку»; профилированная междуэтажная тяга, выгнутая над проёмом проезда, подоконная тяга второго этажа; оформление окон второго этажа (в том числе ложного окна) трёхсторонними наличниками с прямыми профилированными сандриками над перемычками; плоская фигурная ниша над проёмом арочного проезда, ограниченная междуэтажной тягой; гладкий фриз с тонкой профилированной подкарнизной тягой и выносным подшивным карнизом с профилированной кромкой в завершении фасада;
- композиция и архитектурно-художественное оформление торцевых (южного и северного) и южной части дворового фасадов, в том числе: угловые и промежуточная (между восьмой и девятой южными осями) лопатки; сохранившиеся рамочные простого профиля наличники окон первого этажа с повышенным трёхлепестковым клинчатым замковым камнем в перемычке; ряд плоских прямоугольных ниш между окнами первого и второго этажей; сохранившиеся рамочные наличники простого профиля окон второго этажа с выпущенными вниз боковинами, приподнятой над проёмом перемычкой и широкой подоконной доской; трёхсторонние наличники с прямыми профилированными сандриками над перемычками двух восточных окон второго этажа южного фасада; гладкий фриз с тонкой профилированной подкарнизной тягой и выносным подшивным карнизом с профилированной кромкой в завершении торцевых фасадов; оформление венчающего карниза над центральной частью западного (дворового) фасада (над шестой, седьмой и восьмой южными осями), уступчатого с рядом зубцов на втором нижнем уступе и рядом городков под верхним уступом; оформление венчающего карниза над южной частью – уступчатого с тонким гладким фризом, раскрепованным лопаткой, с рядом городков на втором уступе;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверх-ности наружных стен главного (восточного), торцевых (северного и южного) фасадов, северной части и трёх южных осей дворового (западного) фасада;
- историческая планировка капитальных стен: в северной части выделенный капитальными стенами сквозной проезд на первом этаже, южная стена проезда, разделяющая второй этаж, продольная стена, разделяющая часть к югу от проезда на примерно равные лицевую и дворовую части; поперечные стены, выделяющие центральный объём в три оси (в том числе ось ложного окна); капитальные стены, выделяющие северо-западное помещение на первом этаже в южной части.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36,
пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13), являются:
- композиционные особенности ансамбля, представляющего собой прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток – запад, замкнутое каре исторического торгового комплекса двух-, трехэтажных зданий по периметру квартала с обширным внутренним двором, обращенного северным фасадом на Волжскую набережную, восточным – на Красную площадь, южным – на улицу Крестовую, западным – на улицу Стоялую, сохранившего три сквозные проездные арки (в западной части северного фасада, в западной и восточной частях южного фасада), имеющее важное градостроительное значение в формировании исторической застройки города (в соответствии со схемой расположения объектов в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны);
- объёмно-пространственная композиция ансамбля, состоящего из разновременных разновысотных прямоугольных в плане корпусов, примыкающих друг к другу под прямым углом: северного – вытянутого по оси восток – запад двухэтажного объема с проездной аркой на западном фланге, увенчанного двумя фигурными аттиками, перекрытого скатной кровлей, прорезанной на дворовом фасаде чердачными окнами; западного – вытянутого по оси север – юг трехэтажного объёма (третий этаж надстроен в 1930-е гг.), перекрытого четырехскатной кровлей; южного – вытянутого по оси запад – восток с проездными арками на западном и восточном флангах, состоящего из ряда разностильных по оформлению лицевых фасадов двухэтажных объёмов под одной протяженной двускатной кровлей, разделенной брандмауэрами, прорезанной чердачными окнами и кирпичными дымоходами; восточного – вытянутого по оси север – юг двух‑, трехэтажного корпуса, состоящего из двух объемов: двухэтажного северного и трехэтажного южного (юго-восточного), перекрытых скатными кровлями, прорезанными кирпичными трубами и чердачными окнами на дворовых скатах; трехэтажный объём, имеющий щипцовое завершение северного и западного фасадов, аттики на южном и восточном фасадах, угловой акцент на крыше в виде гранёного полукупола;
- скатная форма, габариты, высотные отметки, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл;
- местоположение, форма, габариты исторических оконных и дверных проемов; характер исторических деревянных заполнений оконных и дверных проемов, характер исторической расстекловки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов, в том числе:
северного корпуса – разбивка на секции трехчастными рустованными «под шубу» пилястрами на высоких цокольных постаментах; однотипное композиционное решение прясел стен: три световые оси на втором этаже и большой арочный проем – на первом; профилированное обрамление арочных окон второго этажа, плоские рустованные контрналичники; двойные архивольты, оформляющие арочные проемы; профилированные подоконные полочки второго этажа; горизонтальные прямоугольные нишки под окнами второго этажа в восточной части фасада; восьмичастная расстекловка окон второго этажа; широкий уступчатый карниз с мелкими сухариками в завершении фасада, с рядом зубцов – в завершении восточной части фасада; два аттика с фигурным фронтоном и арочным окном в центре, венчающих лицевой фасад, один из которых, с фланкирующими кирпичными тумбами, расположен над четвертой слева осью, другой, расширенный кирпичным парапетом с прямоугольными ширинками, – над центральной осью фасада;
восточной части северного корпуса – разделение фасада на пять прясел пилястрами на высоких базах, в каждом из которых размещено по три окна (в том числе ложных) на втором этаже и одна широкая арка – на первом, кроме крайнего правого прясла с одним окном второго этажа; лопатки второго этажа в простенках на восточном фасаде; окна второго этажа на центральном прясле – прямоугольные, остальные – арочные; профилированные обрамления оконных проемов двух правых крайних прясел, нижняя линия которых подчеркнута сплошной профилированной тягой; широкий ступенчатый карниз с рядом зубцов;
двух нижних этажей западного корпуса – разбивка на секции северного фасада и северной части западного фасада широкими лопатками, в том числе угловыми двойными встречными лопатками, междуэтажный профилированный пояс; композиционное решение прясел стен: три прямоугольных окна на втором этаже и арочная форма первоначального проема с клинчатым замком – на первом; оформление окон второго этажа подоконными и надоконными горизонтальными профилированными нишами; рельефно выделенный цоколь;
южного корпуса – рельефно выделенный цоколь; в западной части – междуэтажная профилированная тяга, профилированные рамочные наличники прямоугольных окон второго этажа и лежачие горизонтальные филёнки над окнами, филёнчатые лопатки в простенках второго этажа с лепными розетками в центре, рустованные лопатки первого этажа, профилированный карниз с зубцами; в центральной части – профилированные рамочные наличники окон второго этажа, фриз в виде ряда ширинок и профилированный карниз, раскрепованные двойными филёнчатыми пилястрами; в восточной части – междуэтажная тяга и тяга под окнами второго этажа, профилированные подоконные полочки и сандрики с лепным орнаментом окон второго этажа;
юго-восточного трехэтажного объёма восточного корпуса (встройка в стиле модерн) – разбивка второго и третьего этажей лицевых фасадов на прясла плоскими пилястрами, переходящими на аттики, закругленными в нижней части и декорированными штукатурными элементами в виде накладных кругов и вертикальных полос, имитирующих каннелюры; осевое расположение и габариты проемов (сдвоенные окна третьего этажа), объединенных широкой прямоугольной рамой, один широкий проем первого и второго этажей; обрамления оконных проемов второго этажа плоской рамой с боковыми каннелюрами, обрамление сдвоенных окон третьего этажа, объединенных широкой прямоугольной рамой; декорирование поля рамочного обрамления окон второго и третьего этажей штукатурным «набрызгом»; междуэтажная тяга между первым и вторым этажами, раскреповывающая нижнюю часть пилястр; угловой акцент – мансарда, покрытая крышей в форме четырехгранного полукупола с чешуйчатым покрытием;
северной части восточного корпуса – разделение фасада на четыре прясла двойными пилястрами, декорированными прямоугольными накладками, имитирующими крупный руст; размещение на пряслах стен трех арочных окон на втором этаже и одного прямоугольного проема – на первом; подоконная тяга второго этажа и ступенчатый карниз, раскрепованные пилястрами; мелкопрофилированные обрамления;
- элементы отделки дворовых фасадов, в том числе: ступенчатые штукатурные карнизы и подкарнизные пояса, на северном корпусе – с включением ряда зубцов;
- характер отделки наружных стен фасадов – штукатурное покрытие с окраской в соответствии с историческими покрасочными слоями (уточняется методами научной реставрации);
- конструкции, в том числе: капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известково-песчаном растворе; верстовая система перевязки кирпича; арки с металлическими связями на наружных и внутренних стенах галереи (сохранились в северном, частично в восточном корпусах, прослеживаются на первом этаже западного корпуса); арки, оформляющие на фасадах сквозные проезды; местоположение и конструкция каменной лестницы в интерьере трехэтажного углового юго-восточного объёма;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе: историческая планировка кирпичных наружных и внутренних капитальных стен, относящаяся к концу XVIII века, сохранившаяся в северном и частично в восточном корпусах, представленная первоначально секционной системой отдельных помещений (лавок), разделенных поперечными стенами на обоих этажах, и линейной анфиладой арочной галереи; местоположение дверных, в том числе заложенных, дверных проемов;
- элементы убранства интерьера, в том числе: четыре деревянные оштукатуренные восьмигранные колонны на высоких базах с капителями, поддерживающие продольную балку перекрытия в угловом северо-восточном помещении второго этажа северного корпуса; штукатурные потолочные тяги в помещениях второго этажа северного корпуса; металлическое ограждение каменной лестницы в интерьере трехэтажного углового юго-восточного объёма с орнаментом в духе живописного модерна.
Приложение
к предмету охраны объекта
культурного наследия регионального
значения «Ансамбль мучного
гостиного двора», 1790 – 1877 гг.
(Ярославская обл., г. Рыбинск,
Волжская наб., д. 77 – д. 93,
ул. Крестовая, д. 12 – д. 36,
пл. Красная, д. 4 – д. 6,
ул. Стоялая, д. 13)
СХЕМА
расположения объектов в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль мучного гостиного двора», 1790 – 1877 гг. (Ярославская обл., г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93, ул. Крестовая, д. 12 – д. 36, пл. Красная, д. 4 – д. 6, ул. Стоялая, д. 13)
1. Северный корпус (г. Рыбинск, Волжская наб., д. 77 – д. 93).
2. Восточный корпус (г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 12, пл. Красная, д. 4 – д. 6).
3. Южный корпус (г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 14 – д. 36).
4. Западный корпус (г. Рыбинск, ул. Стоялая, д. 13).
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николая Чудотворца с колокольней», 1907 – 1909 гг. (Ярославская обл., Ростовский район, с. Ново-Никольское), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании застройки исторического села Ново-Никольского, являющегося высотной доминантой южной части села;
- первоначальная линейная объёмно-пространственная композиция здания (в настоящее время к западному фасаду примыкает более поздняя паперть), состоящего из трёхъярусной колокольни, прямоугольной, близкой в плане к квадрату, более широкого относительно колокольни одноэтажного основного объёма, разделённого на трапезную и четверик, пониженной относительно основного объёма гранёной апсиды; завершение колокольни в форме восьмигранного шатра с широкими гранями над фасадами и узкими – над углами; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании; двускатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши основного объёма; размеры, форма и габариты восьмигранного крупного глухого барабана и исторической формы купола четверика; форма восьмиконечного креста на «яблоке»; форма, габариты, угол наклона скатов гранёной конхи апсиды; историческое местоположение и форма главки над апсидой; характер кровельного покрытия – металл; характер первоначального покрытия куполов (уточняется методами научной реставрации);
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных входных и оконных проёмов, в том числе ложных проёмов в барабане четверика, ложного проёма первого яруса на северном фасаде колокольни, а также «звонов» на третьем ярусе колокольни: осевое расположение и форма арочных проёмов на фасадах здания; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов с арочными фрамугами и веерной расстекловкой;
- капитальные стены из красного глиняного кирпича, сложенного способом крестовой кладки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь с профилированным завершением по периметру здания, раскрепованный угловыми и промежуточной пилястрами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого яруса колокольни, основного объёма и апсиды, в том числе угловые огибающие пилястры, на западных углах колокольни широкие на боковых фасадах и сдвоенные на западном торцевом фасаде, с капителями-раскреповками фриза, на фасадах апсиды с узкими полуваликами, выделяющими «шейку», и упрощёнными капителями под раскреповкой архитравной тяги; промежуточные пилястры на северном и южном фасадах основного объёма, разделяющие трапезную и четверик; профилированная подоконная тяга, ряд подоконных прямоугольных ниш: горизонтальных прямоугольных на вертикалях пилястр, узких прямоугольных вертикальных под боковинами наличников, широких горизонтальных по осям; обрамление оконных проёмов боковинами-полуколоннами с уступчатыми капителями-импостами с опирающимися на них уступчатыми перспективными архивольтами; антаблемент фасадов первого яруса колокольни, основного объёма и апсиды, состоящий из фриза, заполненного рядом перспективных ширинок, ограниченного профилированной архитравной тягой внизу и профилированным карнизом небольшого выноса наверху; треугольные фронтоны с профилированными наклонными карнизами над четвериком;
- оформление восьмигранного барабана над четвериком: гладкий повышенный рельефно выделенный цоколь, ступенчато переходящий к плоскости фасада; угловые огибающие пилястры без баз с упрощёнными капителями; ложные арочные окна в рамочных наличниках с имитацией расстекловки; широкий уступчатый венчающий карниз;
- оформление фасадов второго яруса колокольни угловыми огибающими пилястрами с крупными прямоугольными вертикальными филёнками на них; узкая раскрепованная профилированная цокольная тяга; оформление арочных проёмов профилированными, перспективными, рельефно выделенными архивольтами, опирающимися на небольшие уступчатые импосты; в завершении яруса профилированная перспективная архитравная тяга, гладкий фриз и профилированный карниз, раскрепованные пилястрами;
- оформление фасадов третьего яруса колокольни: рельефно выделенная профилированная цокольная тяга; широкие угловые огибающие пилястры с упрощёнными капителями; уступчатый венчающий карниз, над проёмами изогнутый килевидный; оформление проёмов звонов контрналичниками и плоской прямоугольной нишей под ними, рельефно выделенным архивольтом с трёхлепестковым замковым камнем; восьмигранные уступчатые основание и карниз барабана купола;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренный цоколь; неоштукатуренные (окрашенные по кирпичу) поверхности наружных стен;
- историческая планировка в капитальных стенах, разделяющих объёмы: колокольню, основной объём и апсиду; поперечная стена с широким проёмом, разделяющая основной объём на трапезную и четверик;
- внутристенная двухмаршевая с поворотом кирпичная лестница на второй ярус колокольни в северной капитальной стене колокольни;
- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий объёмов здания: сомкнутые своды в перекрытии первого и третьего ярусов колокольни, трапезной (с распалубками над оконными проёмами); крещатый свод в перекрытии четверика; гранёная конха с распалубками над оконными проёмами в перекрытии апсиды;
- архитектурно-художественное оформление интерьера первого яруса колокольни, в том числе росписи свода, повышенные прямоугольные с арочными перемычками дверные проёмы, соединяющие паперть и колокольню, колокольню и основной объём; историческое заполнение дверного проёма, соединяющего паперть и колокольню: двупольная деревянная дверь на кованых крюках и петлях с удлинённым крылом, закреплённым болтами; первоначальный внутренний накладной замок в двери, кованым прутом-крюком удерживающий неподвижную створку;
- архитектурно-художественное оформление интерьера основного объёма, в том числе напольное покрытие основной центральной части помещений из метлахской плитки: рисунок и цветовое решение напольного покрытия; орнаментальные и сюжетные фресковые росписи на сводах трапезной и четверика, в интрадосе архивольта промежуточной арки и распалубках; храмозданная надпись на южной части западной стены в фигурной, прямоугольной вертикальной с выпуклыми верхней и нижней сторонами раме;
- композиция и оформление деревянного резного одноярусного иконостаса в пять осей по западному фасаду и в четыре оси по северному фасаду с Царскими вратами на центральной оси западного фасада в юго-восточном углу трапезной; оформление двустворчатых арочных створок Царских врат; надпрестольная сень с четырёхскатным шатром, увенчанным небольшой главкой; киот, замыкающий пространство придела с восточной стороны, оформленный аналогично восточной части северного фасада придела;
- композиция и оформление деревянной сени в северо-восточном углу трапезной, прямоугольной в плане на четырёх четырёхгранных резных столбиках, с четырёхскатным шатром и приподнятым центром, увенчанной пятью небольшими главками с крестами;
- композиция и оформление резного трёхъярусного иконостаса четверика в девять композиционных осей с Царскими вратами на центральной оси; оформление заполнения арочного проема Царских врат; оформление напольных киотов;
- местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;
- печь, облицованная гладкими белыми изразцами, в северо-западном углу четверика;
- движимое имущество в составе памятника: напольные киоты; трёхъярусное паникадило в четверике.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 10.10.2018 № 62
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Клуб Ярославского паровозоремонтного завода», 1932 г., 1953 г. (г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 1), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий разреженной застройки Суздальского шоссе и Московского проспекта;
- сложная объёмно-пространственная композиция двухэтажного с повалами и антресолями здания, состоящего из Г-образного в плане северного объёма, прямоугольного в плане центрального объёма, ориентированного по оси восток – запад; прямоугольного в плане юго-восточного объёма, примыкающего к восточной части южного фасада центрального объёма; форма прямой скатной крыши; характер исторического кровельного покрытия – металл;
- местоположение, габариты и конфигурация исторических входных и оконных проёмов на лицевых западных фасадах здания и северном фасаде западного выступа центрального объёма, в том числе заложенных: форма и осевое расположение; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; столярные заполнения дверных проёмов на западном фасаде северного объёма;
- кирпичные капитальные стены;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого западного фасада северного объёма, в том числе четырёхколонный портик: четыре восьмигранные колонны, незначительно сужающиеся кверху с гранёным (восьмигранным) эхином и четырёхугольной абакой в капители, антаблемент, состоящий из широкого гладкого фриза, гладких карнизов фронтона, завершённого лепной композицией в центре (на прямоугольном с профилированной верхней кромкой постаменте фигурный щит с серпом и молотом, обрамленный знамёнами), и двумя симметричными боковыми фигурными тумбами, завершенными боковыми кромками с рядом зубцов под ними; пилястры в простенках фасада с упрощёнными капителями, состоящими из эхина и абаки простого профиля;
- карнизы упрощённого профиля по периметру северного объёма;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого западного фасада центрального объёма, в том числе рельефно выделенный цоколь; четыре пилястры с упрощёнными капителями в простенках, опирающиеся на цоколь; треугольный фронтон, выделенный узкой профилированной тягой; подшивной выносной карниз;
- узкие профилированные карнизы в завершении фасадов центрального объёма;
- композиция и архитектурно-художественное оформление восточного фасада юго-восточного объёма, в том числе пилоны из сдвоенных гранёных полуколонн с антаблементом и повышенным рустованным архивольтом с крупным замковым камнем;
- профилированный карниз в завершении фасадов юго-восточного объёма; треугольные фронтоны на южном и северном фасадах повышенной части юго-восточного объёма над сценой, выделенные карнизами;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен;
- историческая планировка капитальных стен;
- продольные и поперечные ряды несущих четырёхгранных колонн на обоих этажах, поддерживающих перекрытия;
- местоположение, материал и оформление парадной лестницы в центральном помещении здания на стыке северного и центрального объёмов: лестница, состоящая из маршей, направленных в разные стороны (перекрёстных), с общей промежуточной площадкой; бетонные ступени и площадка с белой мраморной крошкой в качестве наполнителя; глухие ограждения лестницы с облицовкой внутренних (обращённых к маршам лестницы) поверхностей мраморной плиткой в два цвета: верхний и нижний бордюры – тёмным коричневато-серым мрамором, центральная часть – бордово-розовым; деревянные точёные поручни; облицовка белым мрамором нижнего марша парадной лестницы, ведущего в подвал;
- местоположение, конфигурация и материал чёрной лестницы у северно-восточного угла зала (с балкона);
- архитектурно-художественное оформление интерьера лестничного холла второго этажа, в том числе на восточной стене над промежуточной площадкой лепное панно, выполненное по мотивам картины В. Серова «В.И. Ленин провозглашает советскую власть», в раме, заполненной развитыми акантовыми листьями; на стенах над маршами лестницы и на ограждениях перехода над лестницей тонкие профилированные филёнки; на наружной стене по линии краёв промежуточной площадки пилястры с капителями, украшенными цветочными розетками на уровне шейки, рядом вертикально поставленных акантовых листьев на эхине, отделённом от абаки полочкой, и рядом ов с бусами на абаке; на ограждениях верхних площадок над маршами лестницы прямоугольные филёнки, декорированные лепными гирляндами акантовых стрел по бокам и центральной композицией в виде вазона и завитков аканта; в ограждении прохода над лестницей четырёхгранные несущие колонны с капителями, оформленными аналогично капителям пилястр над промежуточной площадкой; разделение потолка на плафоны балками; оформление нижней стороны балок длинными прямоугольными филёнками с разрывом и круглой розеткой-филёнкой в центре; оформление потолочных плафонов над лестницей и верхними площадками лепными карнизами, состоящими из рядов орнаментов (снизу вверх от падуг к бордюру плафона): овы, акантовые листья со стрелами, широкий «шнур», пучки колосьев, перевязанные крестообразно лентой; квадратные ниши в углах потолочных плафонов, заполненные развитыми четырёхлепестковыми акантовыми розетками; в центре потолочных плафонов лепные розетки: над площадками небольшие круглые, выполненные из радиально расположенных выпуклых в центральной части развитых акантовых листьев; над лестницей – квадратный плафон, состоящий из внешнего квадрата, вложенного в него по диагонали внутреннего квадрата с вписанной в него круглой розеткой; в оформлении прохода над лестницей фриз, заполненный орнаментом из чередующихся стилизованных триглифов и круглых цветочных розеток с объёмным центром, и лепной карниз, отделённый от фриза рядом ов, с фигурными мутулами, с акантовым листом на нижней стороне, и обращёнными верхушками к потолочному плафону акантовыми листьями; в центре плафона ряд редко поставленных круглых розеток; оформление дверного проёма в северной стене помещения парадной лестницы профилированным обрамлением с линейным орнаментом в форме кувшинок со стрелой, завершённым десюдепортом в форме прямого профилированного сандрика с рядом кувшинок со стрелами над гладким фризом и на лекально выгнутых кронштейнах с каннелированными лицевыми сторонами и небольшими акантовыми листьями под ними;
- архитектурно-художественное оформление интерьера малого зала на втором этаже северного объёма, в том числе лепной фриз и карниз; четырёхгранные колонны в малом зале, оформление их капителей и абак;
- архитектурно-художественное оформление интерьера большого зала в юго-восточном объёме, в том числе лепной карниз по периметру потолка; лепной бордюр, выделяющий центральную часть потолка зала – потолочный плафон, ограниченный рядами орнамента и заполненный чередующимися прямоугольными и квадратными филёнками, обрамленными орнаментальными рядами и заполненными многолепестковыми цветочными розетками или отображёнными относительно центральной цветочной розетки вазонами с фруктами («рогами изобилия»); тонкая профилированная тяга с орнаментальным рядом ов, выделяющая центральную часть потолочного плафона; в центре плафона фестончатая округлых очертаний лепная розетка; ордерное оформление боковых и лицевой (по сторонам сцены) стен зала: каннелированные пилястры коринфского ордена с помещенными между ними лепными орнаментальными композициями, разделяющие стены на простенки (прясла); над капителями пилястр узкая тяга с рядом орнамента, отделяющая гладкий фриз; над фризом карнизная тяга-полувалик, оформленная орнаментальным рядом; над карнизной тягой над пряслами архивольты, оформленные орнаментальным рядом, с лепной композицией под ними, состоящей из лиры, фланкированной отходящими от неё развитыми завитками акантовых стрел, с круглой розеткой с рельефной пятиконечной звездой над ней; лепные композиции между пилястрами на боковых стенах зала из центральной розетки с тематическими мотивами (паровоз, перекрещенные молоток и штангенциркуль), ограниченной вверху развевающимся знаменем, внизу отрезком рельса, по сторонам и под рельсом лавровыми ветвями, и верхним и нижним орнаментами, выполненными на основе листьев и стрел аканта с вазонами и кольцевидными розетками с рельефными пятиконечными звёздами; в верхней части прясел боковых стен круглые лепные розетки с кольцевым наружным орнаментом «кувшинка со стрелой», широким кольцом радиальных колосьев, чередующихся с гладкими лепестками с загнутыми наружными краями, и помещёнными в центральное кольцо перекрещенными серпом и молотом; оформление лицевой стены зала (у сцены): оформление проёма сцены профилированной рамой с внешним и внутренним линейными орнаментами и цветочными розетками между рядами орнаментов; по сторонам сцены в верхней части стен овальные венки, дополненные провисающими гирляндами, с лентами и профильными каноническими изображениями К. Маркса и В. Ленина; над центральной частью проёма сцены лепная композиция из геральдического щита-картуша с помещенными в центре перекрещенными серпом и молотом, в нижней части дополненного лентой с пучком колосьев в центре и лавровыми ветками по сторонами, фланкированного группами знамён (по три с каждой стороны) с рельефной драпировкой и кистями; оформление наружной стороны ограждения балкона повторяющими композициями из центральной крупной акантовой стрелы с цветком и плоским каннелированным вазоном под ним, опирающейся на симметричные крупные развитые завитки акантовых стрел; двойные вертикальные линии орнамента из многоярусных акантовых стрел, разделяющие основные композиции; оформление верхней прямой части (примыкающей к стене) нижней стороны балкона профилированными кессонами с орнаментом в виде завитка Витрувия на нижних рёбрах балок; металлические колонны с лепными капителями; оформление наклонной части нижней стороны балкона широкими плоскими неравными, квадратными и прямоугольными нишами, рельефно выделенными линейными орнаментами в форме завитка Витрувия, розетками, помещенными в центре квадратных ниш; оформление входных проёмов на первом этаже в западной стене зала профилированными рамами с рядом орнамента, завершёнными десюдепортами в форме прямых профилированных сандриков на изогнутых кронштейнах с каннелированными лицевыми сторонами и небольшим акантовым листом под ними; оформление входных проёмов на первом этаже в северной стене зала профилированным обрамлением с повышенной перемычкой и помещённой на ней арочной филёнкой с лепной композицией; в пазухах архивольта арочной филёнки круглые лепные цветочные розетки; оформление двери в служебное помещение на западной стене зала под балконом профилированным обрамлением с орнаментом;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла первого этажа в восточной части центрального объёма, в том числе ряд четырёхгранных колонн с капителями; лепной карниз по периметру первоначального помещения холла; потолочные розетки холла первого этажа;
- брекчиевидное покрытие пола с мраморными фрагментами в помещении холла первого этажа;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла центрального входа, в том числе четырёхгранные колонны с упрощёнными профилированными капителями; карниз с рядом зубцов по периметру холла;
- архитектурно-художественное оформление интерьера танцевального зала на первом этаже в западном крыле центрального объёма, в том числе ряд четырёхгранных колонн с лепными капителями; облицовка стволов колонн белым мрамором; профилированный карниз с орнаментальным рядом в оформлении потолочных балок, разделяющих потолок на «плафоны»;
- художественный металл в оформлении интерьера большого зала: прямоугольные с арочными перемычками металлические вентиляционные решётки на лицевой стене зала между парами пилястр с каждой стороны из четырёхгранных прутьев, образующих некрупные квадратные и трапециевидные ячейки, дополненные по краю фестонами, в нижних углах – кольцами, в центральной части фигурное панно с надписью «1955»; под панно три яруса стилизованных акантовых цветов и два центральных чашевидных вазона на витых основаниях друг над другом со стилизованным побегом над нижним; над панно сноп пшеничных колосьев, фланкированных парой симметричных перекрещенных серпов и молотов и горизонтально размещённых развитых акантовых цветов; над пшеничными колосьями радиально расположенные акантовые бутоны;
- движимое имущество в составе памятника:
стеклянная люстра над парадной лестницей в форме перевёрнутого гранёного шатра, с плафоном белого матового стекла; оформленное орнаментом верхнее металлическое кольцо люстры, на котором крепятся факелоообразные металлические рожки, завершённые удлинёнными расширяющимися вверх стеклянными матовыми белыми плафонами; бра на стенах и на колоннах над лестницей с фигурными выгнутыми кронштейнами, двумя факелообразными рожками с упрощёнными расширяющимися вверх стеклянными белыми матовыми плафонами;
люстры в малом зале и холле второго этажа, состоящие из центрального круглого плафона из матового белого стекла в восьмигранной металлической медного цвета раме с провисающими гирляндами на углах, закрепленных небольшими розетками; рожки люстр S-образно выгнутые, верхняя чаша рожков орнаментованная, плафоны на рожках матового стекла прямые с расширением-валиком в верхней части; крепление люстры, состоящее из металлических медного цвета прямого стержня и цепочек;
люстра в большом зале, состоящая из нижнего большого плафона, круглого с нижней белой матовой стеклянной поверхностью, ограниченной металлическим цвета латуни кольцом с «каплями», лекально провисающими сторонами, состоящими из рядов хрустальных подвесок, двух металлических ажурного рисунка ярусов фигурно выгнутых рожков с белыми матовыми стеклянными расширяющимися кверху плафонами, и металлического чашеобразного ажурного крепления;
люстры в холле первого этажа с выгнутыми нижними стеклянными белыми матовыми плафонами, закреплёнными каннелированной металлической центральной розеткой с гирькой – «шишечкой», пятигранной металлической цвета бронзы основой с металлическими провисающими цветочными гирляндами; выгнутые и оформленные с использованием мотива акантовых стрел рожки люстр; сохранившиеся первоначальные плафоны в рожках – прямые незначительно расширяющиеся вверх; крепление люстр из стержня и цепочек.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 25.10.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: