Основная информация

Дата опубликования: 11 ноября 2019г.
Номер документа: RU21000201901133
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чувашская Республика
Принявший орган: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

11.11.2019 № 2036

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 9 декабря 2019 года. Регистрационный № 5617.

В целях обеспечения качественной подготовки лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов), детей с ограниченными возможностями здоровья, детей подросткового возраста, а также повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей,   п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить следующие формы подготовки:

Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение № 1);

Подпрограмму подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (приложение № 2);

Подпрограмму подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (приложение № 3);

Подпрограмму подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов) (приложение № 4);

Программу повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, "Я – успешный родитель" (приложение № 5);

Перечень диагностических методик для проведения психологического тестирования граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение № 6).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 28 декабря 2015 г. № 2922 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 28 января 2016 г., регистрационный № 2804).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

И.о.

А.Н. Федорова

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной

политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 1)

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2012 г., регистрационный № 25269), от 13 марта 2015 г. № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37205) в целях психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – подготовка).

I. Общие положения

Опыт прохождения курса подготовки кандидатов в приемные родители по Программе позволит лицам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), оценить психологическую готовность принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также – дети); ознакомиться с формами семейного устройства детей, правовыми нормами, регулирующими вопросы опеки (попечительства), усыновления (удочерения) и процедурой сбора документов для получения заключения о возможности принять ребенка в семью; получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей; ознакомиться с опытом замещающих родителей, принявших на воспитание в свою семью детей.

Цель Программы: психолого-педагогическая и правовая подготовка кандидатов в приемные родители, готовых принять детей в свою семью, в том числе детей, имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста.

Задачи Программы:

- выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказание помощи гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание детей, в выборе формы семейного устройства, в осознании сложностей и трудностей при воспитании детей, в том числе и имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста;

- ознакомление граждан с основами законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики в сфере защиты прав и интересов детей, прав и обязанностей замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей;

- получение гражданами знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирование у граждан представления об особенностях воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сиблингов, детей подросткового возраста;

- ознакомление граждан с особенностями протекания периода адаптации детей в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

- ознакомление граждан с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

Форма проведения подготовки кандидатов в приемные родители может быть очной или очно-заочной (с использованием дистанционных методов передачи информации).

Трудоемкость Программы составляет:

- при очной форме обучения 62 академических часа, из них: лекционных занятий - 13 академических часов, практических занятий (тренингов, семинаров) - 49 академических часов;

- при очно-заочной форме обучения 49 академических часов, из них с обязательным присутствием: лекционных занятий - 6 академических часов, практических занятий (тренингов, семинаров) - 25 академических часов. Самостоятельно осваиваются 18 академических часов, в т.ч. с использованием дистанционных методов.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу.

Освоение Программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме собеседования и тестирования в конце всего курса подготовки.

По итогам обучения кандидаты в приемные родители получают свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (далее - свидетельство).

По завершении освоения основной Программы гражданам предлагают пройти дополнительную подготовку по следующим направлениям:

- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста;

- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;

- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов).

Дополнительная подготовка позволяет углубленно изучить вопросы воспитания детей, имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста.

II. Учебная программа

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители                          (7 часов - очная форма обучения/8 часов - очно-заочная форма обучения).

Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение, в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей (4 часа - очная форма обучения /1 час - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка (4 часа - очная форма обучения/1 час – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роли психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (5 часов - очная форма обучения/3 часа – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) (7 часов - очная форма обучения/4 часа – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

потребности ребенка в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- типов "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

понятия "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (4 часа - очная форма обучения/3 часа – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка (5 часов - очная форма обучения/2 часа – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (5 часов - очная форма обучения/3 часа – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах:

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка (2 часа - очная форма обучения/2 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (3 часа - очная форма обучения/3 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (7 часов - очная форма обучения/8 часов – очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

правовое положение детей и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным оператооами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (3 часа - очная форма обучения /4 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:

родительские и профессиональные функции приёмных семей;

порядок взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

порядок информирования кандидатов в приемные семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

порядок взаимодействия приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (6 часов - очная форма обучения/6 часов – очно-заочная форма обучения). Включает:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

III. Учебно-тематический план

№ п\п

Темы занятий

Количество академических часов

Очная форма

Очно-заочная форма

Всего

Лекции

Практические занятия

Всего

Очно

Заочно (самостоятельно или дистанционно)

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

7

1

6

8

2

6

1.1

Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Задачи подготовки

1

1

1.2

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей

1

1.3

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.4

Индивидуальное собеседование. Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки

4

4

1.5

Составление заключения и индивидуальное консультирование по результатам психологического обследования

2

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

4

1

1

2.1

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические бытовые навыки) и понимания кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать

2

1

2.2

Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы

1

2.3

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

1

3.

Этапы развития ребенка

4

4

2

2

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

2

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

5

3

1

2

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

2

1

4.2

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

1

1

4.3

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

1

4.4

Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия

1

1

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7

7

4

4

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

2

1

5.2

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей

1

1

5.3

Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

2

1

5.4

Понятия "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

2

1

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

4

3

1

2

6.1

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка

2

1

6.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

1

6.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы сказать ребенку, что он приемный

1

1

7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

5

1

4

2

2

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приемы алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ): их причины и способы работы с ними

1

2

1

7.2

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

1

1

7.3

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

4

1

3

1

2

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничество)

1

1

8.2

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

1

1

1

8.3

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

2

1

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

2

2

2

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения

1

1

9.2

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

1

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

3

3

3

2

1

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители

1

1

10.2

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.3

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

1

1

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

7

6

1

8

4

1

3

11.1

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

1

1

11.2

Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

1

1

11.3

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

11.4

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка

11.5

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения

1

1

11.6

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье

1

1

11.7

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью

11.8

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства

1

1

11.9

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом

1

11.10

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

1

1

11.11

Защита личных неимушественных и имущественных прав ребенка

11.12

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

11.13

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку

1

1

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

3

1

2

4

2

2

12.1

Родительские и профессиональные функции приемной семьи

1

1

12.2

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

1

12.3

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия

1

1

12.4

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

6

6

6

6

13.1

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

13.2

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)

2

2

13.3

Итоговая аттестация (собеседование, тестирование)

3

3

Всего:

62

13

49

49

6

25

18

IV. Требования к уровню подготовки

4.1. Кандидаты в приемные родители должны иметь представление:

- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с организацией, сопровождающей приемные семьи после приема ребенка в семью; о системе финансовой помощи приемным семьям;

- о воспитательных компетенциях и родительских навыках, необходимых для воспитания в семье ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- об ответственности за ребенка (его жизнь и здоровье, воспитание и развитие), которую кандидаты в приемные родители берут на себя, принимая в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- о потребностях нормального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, основах ухода за ним;

- об обеспечении безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни;

- о своей семье как о развивающейся системе взаимоотношений;

- о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в приемные семьи должны знать:

- права и обязанности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- о возможности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- особенности ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений;

- о влиянии прошлого ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

- о влиянии собственного опыта приемных родителей на отношение к "трудному" поведению детей;

- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;

- ресурсы (внутренние/внешние, необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная)).

4.3. Кандидаты в приемные родители должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа собственных воспитательных компетенций, оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

- использовать возможности компенсации, формирование и совершенствование компетенций по воспитанию приемного ребенка;

- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания;

- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта, текущей ситуации;

- осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

- заботиться о здоровье ребенка;

- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

- быть готовыми к сотрудничеству с организациями, осуществляющими сопровождение приемных семей.

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 2)

Подпрограмма

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста

I. Общие положения

Опыт прохождения курса по Подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее соответственно – граждане, Подпрограмма "Дети подросткового возраста"), позволит кандидатам в замещающие родители получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее также – дети); получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, также взявших на воспитание в свою семью детей (далее также - замещающие родители).

Цель Подпрограммы "Дети подросткового возраста": ознакомление с особенностями возрастных потребностей, процессами развития подопечных детей подросткового возраста и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами.

Задачи Подпрограммы "Дети подросткового возраста":

- оказание помощи в получении психологических, педагогических знаний, необходимых для воспитания детей, и формирование собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;

- обучение кандидатов в замещающие родители умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми;

- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).

Подпрограмма "Дети подросткового возраста" рассчитана на 10 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.

Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).

По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении Подпрограммы "Дети подросткового возраста" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

II. Учебная программа

Освоение Подпрограммы "Дети подросткового возраста" включает изучение следующих тем:

- подросток: проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период;

- особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях;

- особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки;

- психологические барьеры адаптации подростков;

- "трудное поведение" подростков в замещающей семье;

- психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками;

- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел".

В рамках освоения указанных тем осуществляется:

- изучение потребностей развития детей подросткового возраста и понимание замещающими родителями необходимости их обеспечивать;

- изучение потребностей детей подросткового возраста в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;

- изучение основных психологических особенностей развития детей подросткового возраста;

- понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

- проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию детей подросткового возраста, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

III. Учебно-тематический план



п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

лекции

прак-тикумы

тре-нинги

1.

Подросток: проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период

1

1

2.

Особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях

2

2

3.

Особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки

1

1

4.

Психологические барьеры адаптации подростков

1

1

5.

"Трудное поведение" подростков в замещающей семье

2

2

6.

Психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками

1

1

7.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел"

2

2

Всего, час.

10

0

8

2

IV. Требования к уровню подготовки

4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны иметь представление:

- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, мерах поддержки замещающих родителей;

- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие;

- о потребностях нормального развития детей;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;

- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны знать:

- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для их нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;

- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.

4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;

- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей, оставшихся без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

- заботиться о здоровье детей;

- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.

V. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети подросткового возраста" и завершается выдачей свидетельства.

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 3)

Подпрограмма

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

I. Общие положения

Опыт прохождения курса по Подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно – граждане, Подпрограмма "Дети с ОВЗ"), позволит гражданам получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее также - дети); получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, взявших на воспитание в свою семью детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие родители).

Цель Подпрограммы "Дети с ОВЗ": ознакомление с особыми потребностями, процессами развития, приемных детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами кандидатов в замещающие родители.

Задачи Подпрограммы "Дети с ОВЗ":

- оказание помощи в получении психологических, педагогических, юридических знаний, необходимых для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, и формировании собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;

- обучение кандидатов в замещающие родители умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для обмена опытом между замещающими родителями;

- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).

Подпрограмма "Дети с ОВЗ" рассчитана на 10 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.

Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).

По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении Подпрограммы "Дети с ОВЗ" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

II. Учебная программа

Освоение Подпрограммы "Дети с ОВЗ"  включает изучение следующих тем:

- дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии;

- особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье;

- особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в социальной реабилитации;

- способы эффективного общения с ребенком;

- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел".

В рамках освоения указанных тем осуществляется:

- изучение потребностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в семье замещающих родителей, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание замещающими родителями необходимости их обеспечивать;

- изучение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;

- изучение основных возрастных психологических особенностей развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) с учетом особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзия, дистанционное обучение, обучение на дому и т.д.);

- развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи, и успешной их интеграции в общество;

- понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

- проведение оценки замещающими родителями имеющихся у них компетенций по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

III. Учебно-тематический план



п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

лекции

практи-кумы

тренин-ги

1.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии

2

2

2.

Особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье

1

1

3.

Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

2

2

4.

Проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в социальной реабилитации

1

1

5.

Способы  эффективного общения с ребенком

2

2

6.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел"

2

2

Всего, час.

10

0

6

4

IV. Требования к уровню подготовки

4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны иметь представление:

- о системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службой сопровождения в процессе подготовки и после приема детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, меры поддержки замещающих родителей;

- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие;

- о потребностях нормального развития детей, оставшихся без попечения родителей;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;

- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны знать:

- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;

- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;

- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.

4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;

- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей;

- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям и замещающим родителям;

- заботиться о здоровье детей;

- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.

V. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети с ОВЗ" и завершается выдачей свидетельства.

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 4)

Подпрограмма

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов)

I. Общие положения

Опыт прохождения курса по Подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов) (далее соответственно – граждане, Подпрограмма "Дети-сиблинги"), позволит кандидатам в замещающие родителям получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов) (далее также - дети), позволит гражданам получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов); получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, также взявших на воспитание в свою семью детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов) (далее также - замещающие родители).

Цель Подпрограммы "Дети-сиблинги": ознакомление с особыми потребностями, процессами развития, приемных детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов), и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами.

Задачи Подпрограммы "Дети-сиблинги":

- оказание помощи в получении психологических, педагогических знаний, необходимых для воспитания детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов), и формировании собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;

- обучение граждан умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми, имеющими братьев/сестер (сиблингов);

- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).

Подпрограмма "Дети-сиблинги" рассчитана на 10 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.

Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).

По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении Подпрограммы "Дети-сиблинги" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

II. Учебная программа

Освоение Подпрограммы "Дети-сиблинги"  включает изучение следующих тем:

- сиблинговые отношения при формировании личности;

- отношения между сиблингами в семьях. Конкуренция и конфликтность между сиблингами и как ее избежать;

- гендерные особенности сиблинговых отношений;

- особенности сиблинговых отношений в семье - житейские и научные представления;

- возрастные психологические особенности (в аспекте сиблинговых отношений);

- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел".

В рамках освоения указанных тем осуществляется:

- изучение потребностей развития детей-сиблингов, оставшихся без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в семье замещающих родителей, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами необходимости их обеспечивать;

- изучение потребностей детей-сиблингов, оставшихся без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни таких детей;

- изучение основных возрастных психологических особенностей развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) в аспекте сиблинговых отношений;

- изучение причины задержки усвоения детьми-сиблингами, оставшимися без попечения родителей, этических ценностей и общественных норм;

- понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, с отклоняющимся поведением, осознание своих слабых и сильных сторон;

- понимание всеми членами замещающей семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

- проведение оценки замещающими родителями, имеющихся у них компетенций по воспитанию детей, имеющих братьев/сестер (сиблингов), поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

III. Учебно-тематический план



п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

лек-ции

прак-ти-кумы

тре-нин-ги

1.

Сиблинговые отношения при формировании личности

2

2

2.

Отношения между сиблингами в приемных семьях. Конкуренция и конфликтность между сиблингами и как ее избежать

2

2

3.

Гендерные особенности сиблинговых отношений

2

2

4.

Особенности сиблинговых отношений в семье - житейские и научные представления

1

1

5.

Возрастные психологические особенности (в аспекте сиблинговых отношений)

1

1

6.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел"

2

2

Всего, час.

10

0

8

2

IV. Требования к уровню подготовки

4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети-сиблинги", должны иметь представление:

- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, меры поддержки замещающих родителей;

- об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие;

- о потребностях нормального развития детей;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;

- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети-сиблинги", должны знать:

- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;

- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;

- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;

- о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к отклоняющемуся поведению детей;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.

4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети-сиблинги", должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;

- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей;

- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям и замещающим родителям;

- заботиться о здоровье детей;

- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.

V. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети-сиблинги" и завершается выдачей свидетельства.

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 5)

Программа

повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, "Я-успешный родитель"

I. Общие положения

Прохождение Программы повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, "Я-успешный родитель" (далее – Программа "Я-успешный родитель") позволит повысить уровень компетенции замещающих родителей при возникновении сложностей в воспитании подопечных детей; познакомить замещающих родителей с опытом других опекунов (попечителей), приемных родителей.

Цель Программы "Я-успешный родитель": повысить уровень компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, при  возникновении сложностей в связи с подростковым возрастом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети), и другими кризисными ситуациями.

Задачи Программы "Я-успешный родитель":

- оказание помощи в получении психологических, педагогических, юридических знаний, необходимых для воспитания детей подросткового возраста и формировании собственной психологической готовности к кризисным ситуациям в семье;

- обучение замещающих родителей умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с подопечными детьми;

- создание условий для обмена опытом между замещающими родителями;

- информирование родителей о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения), консультационных пунктах поддержки семей, имеющих детей, кризисных центрах и других организациях, способных оказать психологическую и иную помощь замещающим родителям.

Программа "Я-успешный родитель" рассчитана на 28 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.

Занятия по очной форме обучения проводятся в виде практических занятий (семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований)).

По итогам обучения замещающие родители получают свидетельство о прохождении Программы "Я-успешный родитель" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

II. Учебная программа

Освоение Программы "Я-успешный родитель" включает изучение следующих тем:

- психологические кризисы в семейном развитии и их значение;

- семья и школа: проблемы взаимоотношений;

- компьютерная зависимость детей: признаки, причины, последствия. Как уберечь ребенка от зависимости;

- половое воспитание детей в семье. Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности;

- детско-родительские конфликты. Навыки конструктивного общения между родителями и детьми;

- система установки диагноза. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания;

- "Книга жизни" как одна из технологий работы с прошлым приемного ребенка.

Участие в тренингах и практических занятиях с элементами тренинга:

- тренинг "Общение во взаимодействии "замещающий родитель - приемный ребенок";

- тренинг осознанного и ответственного "опекунства";

- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел";

- разбор трудных случаев из практики (кейсы);

- "Формула успешной семьи" (практическое занятие с элементами тренинга).

В рамках освоения указанных тем осуществляется:

- изучение потребностей детей, оставшихся без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей;

- изучение основных психологических особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей;

- понимание всеми членами замещающей семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;

- проведение оценки замещающими родителями имеющихся у них компетенций по воспитанию детей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

III. Учебно-тематический план



п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

лекции

практикумы

тренинги

1.

Психологические кризисы в семейном развитии и их значение

2

2

2.

Семья и школа: проблемы взаимоотношений

3

3

3.

Компьютерная зависимость детей: признаки, причины, последствия. Как уберечь ребенка от зависимости?

2

2

4.

Половое воспитание детей в семье. Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности

1

1

5.

Детско-родительские конфликты. Навыки конструктивного общения между родителями и детьми

3

3

6.

Система установки диагноза Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания

2

2

7.

"Книга жизни" как одна из технологий работы с прошлым приемного ребенка

3

3

8.

Тренинг "Общение во взаимодействии "замещающий родитель - приемный ребенок"

3

3

9.

Тренинг осознанного и ответственного "опекунства"

3

3

10.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел"

2

2

11.

Разбор трудных случаев из практики (кейсы)

2

2

12.

"Формула успешной семьи" (практическое занятие с элементами тренинга)

2

2

Всего, час.

28

0

17

11

IV. Требования к уровню подготовки

4.1. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я-успешный родитель", должны иметь представление:

- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, меры поддержки замещающих родителей;

- об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие;

- о потребностях нормального развития детей;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;

- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.

4.2. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я-успешный родитель", должны знать:

- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;

- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;

- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.

4.3. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я-успешный родитель", должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;

- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей;

- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей и замещающих родителей;

- заботиться о здоровье детей;

- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.

V. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится в форме собеседования в конце курса обучения замещающих родителей и при успешном усвоении Программы "Я-успешный родитель" завершается выдачей свидетельства.

Утверждена приказом

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

от 11.11.2019 № 2036

(приложение № 6)

Перечень диагностических методик

для проведения психологического тестирования граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. "Стандартизированное интервью" (Ослон В.Н.)

Цель: изучение и оценка жизненной ситуации желающего принять ребенка в семью с позиции соответствия требованиям к замещающим семьям и прогноза эффективности замещающей семейной заботы.

2. "Опросник мотивации приема" (Ослон В.Н.)

Цель: выявить ведущие мотивы приема и оценить уровень их адекватности требованиям к воспитанию и полноценному развитию ребенка, а также уровень социальной желательности ответов респондента.

3. Тест жизнестойкости,  методика С. Мадди (адаптация Д.А.Леонтьева).

Цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.
             4. "Опросник семейной динамики" (адаптация А.Б. Холмогоровой)

Цель: выявить возможности семьи справиться со стрессом приема.

5. "Немецкий опросник социальной поддержки" (G.Sommer, T.Fydrich)

Цель: дать представление о ресурсах кандидата в установлении поддерживающих отношений с окружением.

6. Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument). Авторы Е.С.Шефер и Р.К.Белл, адаптирована Т.В.Нещерет.

Цель: изучить отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

7. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.

Цель: выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.

8. Семейная социограмма (в вариантах реальной и идеальной семьи) (Э.Г Эйдемиллер, И.М. Никольская, В.В. Пушина)

Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

9. Тест "Семейные ресурсы" (А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова)

Цель: диагностики семейных ресурсов совладания со стрессом.

10. Шкала социальной желательности (Д. Кроун, Д. Марлоу) 

Цель: исследование мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах (шкала лжи), при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

11. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL–90–R)

Цель: получить объективную информацию о своеобразии психологических и патопсихологических расстройств исследуемых.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.02.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать