Основная информация

Дата опубликования: 12 февраля 2008г.
Номер документа: RU72000200800715
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Департамент финансов Тюменской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Приложение № 2

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

12 февраля 2008 года № 7-0

Об утверждении методических указаний по проведению проверки финансового состояния юридического лица

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

В редакции приказа Департамента финансов Тюменской области:

От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

В целях реализации требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации по проведению проверок финансового состояния заемщиков, их гарантов поручителей

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Методические указания по проведению проверки финансового состояния юридического лица согласно приложению.

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента финансов Тюменской области Михееву Л. И.

Заместитель Губернатора, директор департамента финансов

Т.Л.Крупина

Приложение № 1 к приказу департамента финансов

Тюменской области от «12» февраля 2008 г. № 7-0

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

1. Общие положения

Юридическое лицо представляет в Департамент финансов Тюменской области документы по перечню согласно приложению № 1.

Проведение проверки финансового состояния юридического лица осуществляется на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 1.1. настоящих Методических указаний, и включает в себя:

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;

состояние расчетов с бюджетами всех уровней;

оценку финансового состояния;

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности.

2. Анализ финансового состояния  юридического лица

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем  вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.

Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья  отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении  данных бухгалтерской отчетности  за два отчетных периода.

При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:

состав основных средств, являющихся собственностью заемщика, гаранта, поручителя, их структура, процент износа,  стоимость, изменения за анализируемый период;

характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за  анализируемый период, состав должников  (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;

стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;

характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;

наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;

изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;

изменения за анализируемый период капитала, резервов заемщика, гаранта, поручителя.

          2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности заемщика, поручителя, гаранта по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.     

2.3. Для оценки финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта используются 2 группы индикаторов:

коэффициенты ликвидности;

показатели платежеспособности.

Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001).

         2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность заемщика, гаранта, поручителя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:

К1 = стр. 1250/стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)

Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность заемщика, гаранта, поручителя оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств,  краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:

К2 = (стр. 1250+стр. 1240 + стр. 1230)/ стр. 1500 – (стр.1530+стр.1540)

Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей  краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности (K3) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность заемщика, гаранта, поручителя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные.  Коэффициент определяется по следующей формуле:

К3= стр. 1200/ стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)

Для расчета коэффициента текущей ликвидности кроме названных при расчете К3 статей корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно  безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету «Доходы будущих периодов». 

2.3.2. Показатель платежеспособности - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (К4) является характеристикой финансовой устойчивости заемщика, гаранта, поручителя, показывает  степень зависимости  от займов (кредитов), и рассчитывается по следующей формуле:

К4 = стр.1300+ стр. 1530+стр.1540/ стр. 1410 + стр. 1510

2.4. Для оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности заемщика, гаранта, поручителя используются 2 группы индикаторов:

показатели рентабельности;

коэффициенты оборачиваемости.

Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002).

2.4.1. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:

          1. для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к   выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);

          2. для торговых организаций: отношение  прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).

  2.4.2. Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр.2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).

2.4.3. При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:

Среднее значение       А1 /2+А2+……+ А5/2

             актива (А) =                      4

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

(стр. 2110 ф. 0710002)

Кооа =    ----------------------------------------------------------------------------------------------

Среднее значение за период оборотных активов

(стр. 1200 ф. 0710001)

Тооа = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кооа

Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания)  дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

(стр. 2110 ф. 0710002)

Кодз =    -----------------------------------------------------------------------------------------------

Среднее значение за период дебиторской задолженности

(стр. 1230 ф. 0710001)

Тодз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кодз

              Коэффициент  оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

(стр. 2110 ф. 0710002)

Коз =    ------------------------------------------------------------------------------------------------

Среднее значение за период запасов (стр. 1210 ф. 0710001)

Тоз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Коз»

3. Оценка результатов анализа

3.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, КЗ, К4 и К5) заключается в присвоении юридическому лицу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

(хорошее

(удовлетвори

(неудовлетво-

Значение

тельное

рительное

показателя)

значение

значение

показателя)

показателя)

К1

0,2 и выше

0,1 -0,2

менее ОД

К2

0,8 и выше

0,5-0,8

менее 0,5

КЗ

2,0 и выше

1,0-2,0

менее 1,0

К4

Для неторговых

1,0 и выше

0,7- 1,0

Менее 0,7

организаций

для торговых организаций

0,6 и выше

0,4 - 0,6

Менее 0,4

К5

0,15 и выше

менее 0,15

менее 0

Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики юридического лица, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.

Таблица весов для каждого из показателей:

Показатель

Вес

Показателя

К1

0,11

К2 .

0,05

8 = 0Д1 * Категория К1 + 0,05 * Категория К2 + 0,42 * Категория КЗ + 0,21 * Категория К4 + 0,21 * Категория К5

На основе значения сводной оценки юридическое лицо относится к одному т трех классов финансового состояния:

Финансовое состояние является хорошим, если значение Б > 1.06 (дл* предприятий торговли), >1,14 (для предприятий других отраслей);

Финансовое состояние является удовлетворительным, если значение 8 <_1,06, но > 0,54 (для предприятий торговли), <_1,14, но ^0,6 (для предприятий другда отраслей);

Финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение 8 < 0,54 (для предприятий торговли), < 0,6 (для предприятий других отраслей).

3.2. На основании проведенной проверки финансового состояние юридического лица департамент финансов Тюменской области готовт заключение об его финансовом состоянии.

Приложение N 1
к методическим указаниям
по проведению проверки финансового
состояния юридического лица- получателя
бюджетного кредита, его гаранта,
или поручителя
от              2008 г. №

(в ред. От 29.06.2012 № 16-б (НГР: ru 72000201201257)

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ  ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

  Копии учредительных документов юридического лица.

2. Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

3. Копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности  (в случае если для занятия соответствующим видом деятельности необходима лицензия).

4. Копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц заемщика, гаранта, поручителя.

5. Копия карточки с образцами подписей и оттиском печати, заверенную обслуживающим банком.

6.  Копии бухгалтерских отчетов за последний отчетный период и последний отчетный год по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам с приложением пояснительных записок  и отметкой налогового органа об их принятии.

7. Расшифровки основных статей баланса на последнюю отчетную дату:

а) основных средств;

б) финансовых вложений;

в) дебиторской и  кредиторской  задолженности с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5% от общей суммы задолженности) и даты возникновения задолженности;

г) заемных средств  с указанием кредиторов, величины долга, даты получения и даты погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченной задолженности с приложением подтверждающих документов.

              8. Копию аудиторского заключения о  бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица за последний отчетный год (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).

              9. Справки из обслуживающих банков об оборотах по расчетным счетам за последние 6 месяцев и об отсутствии картотеки N 2.

              10. Справку из налогового органа о счетах юридического лица, открытых в кредитных организациях.

              11. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Документы, указанные в пунктах 1-11 настоящего Приложения, направляются в Департамент финансов Тюменской области на бумажных носителях.    

Документы, указанные в пунктах 1, 3 – 9, настоящего Приложения, являются обязательными.

Документы, указанные в пунктах 2, 10, 11 настоящего Положения, могут направляться по желанию Заемщика, при отсутствии - финансовый орган Тюменской области затребует их в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по системе электронного взаимодействия из УФНС по Тюменской области в течение 10 рабочих дней.»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать