Основная информация
Дата опубликования: | 12 марта 2008г. |
Номер документа: | ru64000200801065 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Саратовская область |
Принявший орган: | Министерство образования Правительства Саратовской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
_12.03.08___ № __390 г. Саратов
Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования
В целях реализации мероприятий Комплексного проекта модернизации образования на территории Саратовской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение о региональной системе оценки качества образования (приложение № 1).
2. Управлению по контролю исполнения законодательства в сфере образования (Р.Н. Шабунин) обеспечить разработку критериев, показателей, инструментария оценки качества образования в соответствии с сетевым планом-графиком реализации Комплексного проекта модернизации образования, утвержденным приказом министерства образования от 11.02.08 № 177.
3. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» (Л.А.Токарева) в срок до 15 марта 2008 г. разработать региональную программу мониторинговых исследований качества образования.
4. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
4.1.Организовать изучение положения в подведомственных образовательных учреждениях и информирование заинтересованной общественности.
4.2.Обеспечить оценку качества образования на муниципальном уровне в соответствии с настоящим положением.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра М.В. Горемыко.
Министр И.Р. Плеве
Приложение № 1 к приказу
министерства образования
Саратовской области
от 12.03.08 № 390
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования
Саратовской области
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования Саратовской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - это деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.
Качество образовательных результатов и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса включает:
- качество образовательных программ;
- уровень квалификации педагогических работников, осуществляющих учебно-воспитательный процесс;
- степень обученности и уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- качество средств учебно-воспитательного процесса (материально-технических, лабораторно-экспериментальных, учебно-методических, информационных и др.);
- качество образовательных технологий;
- качество управления образовательными системами различного уровня и процессами.
1.3. РСОКО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности региональной и муниципальной систем образования, образовательных учреждений и работников системы образования, качества реализации образовательных программ в соответствии с государственными стандартами общего образования с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.4. РСОКО включает следующие компоненты:
система сбора и первичной обработки данных;
система анализа и оценки качества образования;
система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
1.5. Деятельность РСОКО строится в соответствии с основными положениями Комплексного проекта модернизации системы образования, законодательными актами Российской Федерации и Саратовской области, регламентирующими реализацию процедур надзора (контроля) и оценки качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках РСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. Настоящее Положение распространяется на органы управления образованием регионального и муниципального уровней, образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории Саратовской области и имеющие государственную аккредитацию (за исключением федеральных и высших учебных заведений).
2. Цели, задачи и принципы функционирования РСОКО.
2.1. Целью функционирования РСОКО является получение объективной информации о качестве образования в Саратовской области, тенденциях его изменения, причинах, влияющих на его уровень, и предоставление участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии региональной системы образования.
2.2. Задачи функционирования РСОКО:
- объединение существующих в регионе структурных элементов и информационных потоков в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества общего образования на уровне образовательного учреждения, муниципалитета и региона, формировать научно обоснованные предложения для принятия управленческих решений и предоставлять продукты РСОКО потребителям;
- формирование системы стандартизированных процедур, критериев и аналитических показателей оценки качества образования, измерителей для всех категорий участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием и методических служб муниципального и регионального уровня), внедрение технологий и инструментария сбора информации на цифровых носителях в виде единых форм и шаблонов;
- приведение в соответствие требованиям квалификации профессиональных и общественных экспертов, работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- осуществление внешней оценки:
результатов общего образования, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включающих в себя предметные, метапредметные и личностные результаты школьников;
эффективности ресурсного обеспечения (условий) получения общего образования (кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, информационное обеспечение) и его влияния на реализацию образовательных программ;
- осуществление внутренней оценки качества образования в процессе самообследования и самоконтроля образовательными учреждениями и территориальными образовательными системами посредством использования процессуальных и результативных показателей, разработанных на основе критериев и показателей, принятых в рамках РСОКО;
- обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики.
2.3. Основные функции РСОКО:
- организационно - методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих работников, государственная (итоговая) аттестация выпускников);
- организация оценки качества условий, процессов и результатов получения образовательных услуг;
- мониторинг влияния ресурсного обеспечения на результативность функционирования образовательного учреждения, муниципальной и региональной систем образования;
- формирование баз данных по различным направлениям оценки качества образования, сбор, представление отраслевой статистической отчетности;
- обеспечение аналитической информацией всех категорий пользователей образовательных услуг, включая внешних пользователей;
- участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности.
2.4. В основу функционирования РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.5. Объектами РСОКО являются:
- образовательные программы (включая образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты);
- образовательные организации (учреждения) и их системы;
-индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
2.6. Механизм реализации РСОКО:
- лицензирование образовательных учреждений;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- аттестация руководящих и педагогических работников системы образования;
- контрольно - надзорная деятельность;
- мониторинг качества образования.
2.7.Основными продуктами РСОКО являются:
- базы данных, характеризующие условия и результаты образовательного процесса;
- данные в виде экспертных заключений и аналитических справок внешних оценочных процедур, специальных мониторинговых обследований, оценки общественного мнения по информации референтных групп;
- сравнительный анализ муниципальных образовательных систем региона на основе ключевых индикаторов.
2.8.Основными потребителями результатов деятельности РСОКО выступают:
- государство (органы законодательной, исполнительной, судебной власти);
- общество (политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.);
- личность, семья;
- работодатели (государство, бизнес-структуры, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.);
- система образования (образовательные учреждения, их сети, органы управления образованием).
3. Организационная структура РСОКО.
РСОКО по своей структуре является иерархической, предусматривает четыре уровня организации оценивания: нижним (базовым) уровнем выступает оценка обучающегося (воспитанника), далее выделяются уровень оценки качества деятельности образовательного учреждения, муниципальной образовательной системы, системы образования региона. Комплексная оценка формируется путем интеграции единичных показателей в пределах группы и по уровням номенклатуры показателей качества.
3.1. Организационно-управленческая характеристика РСОКО.
В структуре РСОКО выделяются следующие элементы управления:
1) министерство образования Саратовской области;
2) межведомственный научно-методический экспертный совет при министерстве образования;
3) региональный центр оценки качества образования;
4) ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
5) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов;
6) образовательные учреждения, действующие в системе образования области;
7) общественные институты.
3.2. Функциональная характеристика РСОКО.
Министерство образования Саратовской области:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом региональных особенностей Саратовской области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формирует стратегию развития региональной системы образования и координирует деятельность организаций системы образования с учетом предложений и выводов, сформулированных в рамках РСОКО;
3) создает при министерстве образования экспертные научно-методические, координационные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования;
4) анализирует состояние и тенденции развития системы образования области, разрабатывает программы развития образования Саратовской области и организует их выполнение;
5) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
6) определяет региональный компонент мониторинга качества образования;
7) обеспечивает взаимодействие: а) с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по вопросам, связанным с принятием управленческих решений в рамках федерального компонента оценки качества образования, б) с органами местного самоуправления по вопросам реализации регионального компонента оценки качества образования на территории муниципальных образований;
8) осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование образовательной деятельности учреждений образования, организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений в установленном законодательством порядке;
9) организует и проводит аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
10) обеспечивает нормативное правовое регулирование и организацию проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
11) осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием Саратовской области.
12) обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
13) устанавливает порядок формирования и использования банка диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
14) утверждает критерии, показатели, форматы баз данных, характеризующие состояние и динамику развития системы образования Саратовской области, процедуры оценки качества образования;
15) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
16) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.
Межведомственный научно-методический экспертный совет при министерстве образования
1) обеспечивает взаимодействие всех структурных элементов РСОКО по осуществлению оценки качества образования;
2) проводит экспертизу и организует опытную проверку нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, диагностических и контрольно - измерительных материалов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных материалов;
3) координирует апробацию новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием;
4) обеспечивает экспертную оценку создания новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений, среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.), объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализации модели образовательного сообщества;
5) проводит экспертизу систем оценки качества образования, новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования;
6) проводит экспертизу заявок на присвоение статуса региональной экспериментальной площадки и ежегодный анализ результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, принимает решение о присвоении и продлении статуса.
Региональный центр оценки качества образования:
1) разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Саратовской области, процедуры оценки качества образования;
2) формирует банк контрольно - измерительных материалов, позволяющих измерять и оценивать качество образования;
3) создает и ведет региональные базы данных образовательных учреждений;
4) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ информации и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
5) проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
6) обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих работников, государственную (итоговую) аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений, надзорно-контрольную деятельность;
7) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования Саратовской области;
8) осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, профессиональных и общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки качества образования;
9) организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных учреждений Саратовской области и муниципальных органов управления образованием;
10) организует и проводит совместно с ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по проблемам мониторинга и контроля качества образования;
11) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Саратовской области;
12) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы надзора (контроля) и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
13) содействует обновлению нормативной правовой базы документов, относящихся к обеспечению качества образования на территории области;
14) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
15) проводит анализ влияния новой системы оплаты труда работников образования на качество образовательных услуг;
16) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования;
17) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований.
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:
1) участвует в разработке методики оценки качества образования;
2) участвует в проведении экспертизы нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, диагностических и контрольно - измерительных материалов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных материалов;
3) участвует в разработке программы мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и проведении исследований;
4) разрабатывает исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения качества образования;
5) содействует становлению, развитию и организационному оформлению в Саратовской области сообщества специалистов в области управления, анализа, экспертизы, консультирования;
6) обеспечивает эффективную диссеминацию передового опыта по вопросам повышения качества образования;
7) разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов по вопросам оценки качества образования в рамках проектной деятельности и управления проектами;
8) содействует созданию, обучению и сопровождению развития стратегических команд по вопросам оценки качества образования.
Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
4) обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) организуют проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов;
6) участвуют в разработке методики и организуют проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
7) организуют и проводят аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
8) осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
9) организуют изучение информационных запросов основных потребителей образовательных услуг на муниципальном уровне;
10) обеспечивают подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы образования, участвуют в этих мероприятиях;
12) проводят анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
13) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития муниципальной системы образования;
14) создают автоматизированную сеть для сбора, хранения, передачи информации о состоянии качества образования, определяют способы организации информационных потоков для потребителей РСОКО на муниципальном уровне;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования.
Образовательные учреждения
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
3) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
4) организуют и проводят аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на вторую квалификационную категорию;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов основных потребителей образовательных услуг;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
9) обеспечивают подготовку работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
11) формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
12) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
13) проводят анализ организации, содержания и результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
14) готовят и размещают на Интернет-сайтах публичный доклад руководителя общеобразовательного учреждения о качестве предоставляемых образовательных услуг;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений развития системы образования Саратовской области;
2) участвуют в реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;
4) реализуют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
5) инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
6) принимают участие в формировании информационных запросов основных потребителей деятельности РСОКО;
7) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
8) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинговых исследованиях, государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (в качестве общественных наблюдателей), экспертизе материалов по вопросам оценки качества образования;
9) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования.
4. Финансирование РСОКО.
Финансирование мероприятий по оценке качества образования осуществляется за счет средств федерального бюджета на реализацию Комплексного проекта модернизации системы образования Саратовской области, областного бюджета, предусмотренных в областных целевых программах «Развитие образования» на 2006-2008 годы, «Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
_12.03.08___ № __390 г. Саратов
Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования
В целях реализации мероприятий Комплексного проекта модернизации образования на территории Саратовской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение о региональной системе оценки качества образования (приложение № 1).
2. Управлению по контролю исполнения законодательства в сфере образования (Р.Н. Шабунин) обеспечить разработку критериев, показателей, инструментария оценки качества образования в соответствии с сетевым планом-графиком реализации Комплексного проекта модернизации образования, утвержденным приказом министерства образования от 11.02.08 № 177.
3. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» (Л.А.Токарева) в срок до 15 марта 2008 г. разработать региональную программу мониторинговых исследований качества образования.
4. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
4.1.Организовать изучение положения в подведомственных образовательных учреждениях и информирование заинтересованной общественности.
4.2.Обеспечить оценку качества образования на муниципальном уровне в соответствии с настоящим положением.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра М.В. Горемыко.
Министр И.Р. Плеве
Приложение № 1 к приказу
министерства образования
Саратовской области
от 12.03.08 № 390
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования
Саратовской области
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования Саратовской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - это деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.
Качество образовательных результатов и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса включает:
- качество образовательных программ;
- уровень квалификации педагогических работников, осуществляющих учебно-воспитательный процесс;
- степень обученности и уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- качество средств учебно-воспитательного процесса (материально-технических, лабораторно-экспериментальных, учебно-методических, информационных и др.);
- качество образовательных технологий;
- качество управления образовательными системами различного уровня и процессами.
1.3. РСОКО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности региональной и муниципальной систем образования, образовательных учреждений и работников системы образования, качества реализации образовательных программ в соответствии с государственными стандартами общего образования с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.4. РСОКО включает следующие компоненты:
система сбора и первичной обработки данных;
система анализа и оценки качества образования;
система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
1.5. Деятельность РСОКО строится в соответствии с основными положениями Комплексного проекта модернизации системы образования, законодательными актами Российской Федерации и Саратовской области, регламентирующими реализацию процедур надзора (контроля) и оценки качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках РСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. Настоящее Положение распространяется на органы управления образованием регионального и муниципального уровней, образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории Саратовской области и имеющие государственную аккредитацию (за исключением федеральных и высших учебных заведений).
2. Цели, задачи и принципы функционирования РСОКО.
2.1. Целью функционирования РСОКО является получение объективной информации о качестве образования в Саратовской области, тенденциях его изменения, причинах, влияющих на его уровень, и предоставление участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии региональной системы образования.
2.2. Задачи функционирования РСОКО:
- объединение существующих в регионе структурных элементов и информационных потоков в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества общего образования на уровне образовательного учреждения, муниципалитета и региона, формировать научно обоснованные предложения для принятия управленческих решений и предоставлять продукты РСОКО потребителям;
- формирование системы стандартизированных процедур, критериев и аналитических показателей оценки качества образования, измерителей для всех категорий участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием и методических служб муниципального и регионального уровня), внедрение технологий и инструментария сбора информации на цифровых носителях в виде единых форм и шаблонов;
- приведение в соответствие требованиям квалификации профессиональных и общественных экспертов, работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- осуществление внешней оценки:
результатов общего образования, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включающих в себя предметные, метапредметные и личностные результаты школьников;
эффективности ресурсного обеспечения (условий) получения общего образования (кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, информационное обеспечение) и его влияния на реализацию образовательных программ;
- осуществление внутренней оценки качества образования в процессе самообследования и самоконтроля образовательными учреждениями и территориальными образовательными системами посредством использования процессуальных и результативных показателей, разработанных на основе критериев и показателей, принятых в рамках РСОКО;
- обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики.
2.3. Основные функции РСОКО:
- организационно - методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих работников, государственная (итоговая) аттестация выпускников);
- организация оценки качества условий, процессов и результатов получения образовательных услуг;
- мониторинг влияния ресурсного обеспечения на результативность функционирования образовательного учреждения, муниципальной и региональной систем образования;
- формирование баз данных по различным направлениям оценки качества образования, сбор, представление отраслевой статистической отчетности;
- обеспечение аналитической информацией всех категорий пользователей образовательных услуг, включая внешних пользователей;
- участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности.
2.4. В основу функционирования РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.5. Объектами РСОКО являются:
- образовательные программы (включая образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты);
- образовательные организации (учреждения) и их системы;
-индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
2.6. Механизм реализации РСОКО:
- лицензирование образовательных учреждений;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- аттестация руководящих и педагогических работников системы образования;
- контрольно - надзорная деятельность;
- мониторинг качества образования.
2.7.Основными продуктами РСОКО являются:
- базы данных, характеризующие условия и результаты образовательного процесса;
- данные в виде экспертных заключений и аналитических справок внешних оценочных процедур, специальных мониторинговых обследований, оценки общественного мнения по информации референтных групп;
- сравнительный анализ муниципальных образовательных систем региона на основе ключевых индикаторов.
2.8.Основными потребителями результатов деятельности РСОКО выступают:
- государство (органы законодательной, исполнительной, судебной власти);
- общество (политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.);
- личность, семья;
- работодатели (государство, бизнес-структуры, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.);
- система образования (образовательные учреждения, их сети, органы управления образованием).
3. Организационная структура РСОКО.
РСОКО по своей структуре является иерархической, предусматривает четыре уровня организации оценивания: нижним (базовым) уровнем выступает оценка обучающегося (воспитанника), далее выделяются уровень оценки качества деятельности образовательного учреждения, муниципальной образовательной системы, системы образования региона. Комплексная оценка формируется путем интеграции единичных показателей в пределах группы и по уровням номенклатуры показателей качества.
3.1. Организационно-управленческая характеристика РСОКО.
В структуре РСОКО выделяются следующие элементы управления:
1) министерство образования Саратовской области;
2) межведомственный научно-методический экспертный совет при министерстве образования;
3) региональный центр оценки качества образования;
4) ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
5) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов;
6) образовательные учреждения, действующие в системе образования области;
7) общественные институты.
3.2. Функциональная характеристика РСОКО.
Министерство образования Саратовской области:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом региональных особенностей Саратовской области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формирует стратегию развития региональной системы образования и координирует деятельность организаций системы образования с учетом предложений и выводов, сформулированных в рамках РСОКО;
3) создает при министерстве образования экспертные научно-методические, координационные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования;
4) анализирует состояние и тенденции развития системы образования области, разрабатывает программы развития образования Саратовской области и организует их выполнение;
5) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
6) определяет региональный компонент мониторинга качества образования;
7) обеспечивает взаимодействие: а) с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по вопросам, связанным с принятием управленческих решений в рамках федерального компонента оценки качества образования, б) с органами местного самоуправления по вопросам реализации регионального компонента оценки качества образования на территории муниципальных образований;
8) осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование образовательной деятельности учреждений образования, организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений в установленном законодательством порядке;
9) организует и проводит аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
10) обеспечивает нормативное правовое регулирование и организацию проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
11) осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием Саратовской области.
12) обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
13) устанавливает порядок формирования и использования банка диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
14) утверждает критерии, показатели, форматы баз данных, характеризующие состояние и динамику развития системы образования Саратовской области, процедуры оценки качества образования;
15) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
16) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.
Межведомственный научно-методический экспертный совет при министерстве образования
1) обеспечивает взаимодействие всех структурных элементов РСОКО по осуществлению оценки качества образования;
2) проводит экспертизу и организует опытную проверку нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, диагностических и контрольно - измерительных материалов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных материалов;
3) координирует апробацию новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием;
4) обеспечивает экспертную оценку создания новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений, среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.), объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализации модели образовательного сообщества;
5) проводит экспертизу систем оценки качества образования, новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования;
6) проводит экспертизу заявок на присвоение статуса региональной экспериментальной площадки и ежегодный анализ результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, принимает решение о присвоении и продлении статуса.
Региональный центр оценки качества образования:
1) разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Саратовской области, процедуры оценки качества образования;
2) формирует банк контрольно - измерительных материалов, позволяющих измерять и оценивать качество образования;
3) создает и ведет региональные базы данных образовательных учреждений;
4) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ информации и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
5) проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
6) обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих работников, государственную (итоговую) аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений, надзорно-контрольную деятельность;
7) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования Саратовской области;
8) осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, профессиональных и общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки качества образования;
9) организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных учреждений Саратовской области и муниципальных органов управления образованием;
10) организует и проводит совместно с ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по проблемам мониторинга и контроля качества образования;
11) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Саратовской области;
12) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы надзора (контроля) и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
13) содействует обновлению нормативной правовой базы документов, относящихся к обеспечению качества образования на территории области;
14) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
15) проводит анализ влияния новой системы оплаты труда работников образования на качество образовательных услуг;
16) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования;
17) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований.
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:
1) участвует в разработке методики оценки качества образования;
2) участвует в проведении экспертизы нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, диагностических и контрольно - измерительных материалов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных материалов;
3) участвует в разработке программы мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и проведении исследований;
4) разрабатывает исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения качества образования;
5) содействует становлению, развитию и организационному оформлению в Саратовской области сообщества специалистов в области управления, анализа, экспертизы, консультирования;
6) обеспечивает эффективную диссеминацию передового опыта по вопросам повышения качества образования;
7) разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов по вопросам оценки качества образования в рамках проектной деятельности и управления проектами;
8) содействует созданию, обучению и сопровождению развития стратегических команд по вопросам оценки качества образования.
Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
4) обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) организуют проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов;
6) участвуют в разработке методики и организуют проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
7) организуют и проводят аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
8) осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
9) организуют изучение информационных запросов основных потребителей образовательных услуг на муниципальном уровне;
10) обеспечивают подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы образования, участвуют в этих мероприятиях;
12) проводят анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
13) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития муниципальной системы образования;
14) создают автоматизированную сеть для сбора, хранения, передачи информации о состоянии качества образования, определяют способы организации информационных потоков для потребителей РСОКО на муниципальном уровне;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования.
Образовательные учреждения
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
3) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
4) организуют и проводят аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на вторую квалификационную категорию;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов основных потребителей образовательных услуг;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
9) обеспечивают подготовку работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
11) формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
12) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
13) проводят анализ организации, содержания и результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
14) готовят и размещают на Интернет-сайтах публичный доклад руководителя общеобразовательного учреждения о качестве предоставляемых образовательных услуг;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений развития системы образования Саратовской области;
2) участвуют в реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;
4) реализуют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
5) инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
6) принимают участие в формировании информационных запросов основных потребителей деятельности РСОКО;
7) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Саратовской области;
8) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинговых исследованиях, государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (в качестве общественных наблюдателей), экспертизе материалов по вопросам оценки качества образования;
9) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования.
4. Финансирование РСОКО.
Финансирование мероприятий по оценке качества образования осуществляется за счет средств федерального бюджета на реализацию Комплексного проекта модернизации системы образования Саратовской области, областного бюджета, предусмотренных в областных целевых программах «Развитие образования» на 2006-2008 годы, «Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы».
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: