Основная информация
Дата опубликования: | 12 апреля 2013г. |
Номер документа: | RU47000201300363 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ленинградская область |
Принявший орган: | Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
КОМИТЕТ
ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
12 апреля 2013 г. Санкт – Петербург № 10
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и
увеличение производства молока
в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
В целях обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Ленинградской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу: «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013 - 2015 годы».
2. Отделу развития животноводства, звероводства и птицеводства обеспечить выполнение вышеуказанной ведомственной целевой программы.
3. Отделу финансов и бухгалтерской отчетности предусматривать в бюджетных заявках средства для финансирования мероприятий вышеуказанной ведомственной целевой программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета - начальника департамента развития сельского хозяйства Бутусова Д. В.
Вице – губернатор Ленинградской области –
председатель комитета
по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу С. В. Яхнюк
УТВЕРЖДАЮ
Вице-губернатор Ленинградской области –
председатель комитета по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу
С.В. Яхнюк
ведомственная целевая программа
«РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013-2015 ГОДЫ»
Паспорт
ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
Наименование главного распорядителя бюджетных средств
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Полное наименование ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы» (далее - Программа).
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения) или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта
Вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Яхнюк С.В.
Приказ комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
от «12» апреля 2013 г. № 10.
Обоснование разработки ведомственной целевой программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
Постановление Правительства Ленинградской области от 29.06.2006г. № 206 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ленинградской области»
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области
Программа полностью отвечает целям, предусмотренным Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 г., в сфере продовольственной безопасности, развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказанию услуг в целях обеспечения условий для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, а также содействия устойчивому развитию сельских территорий Ленинградской области.
Программа способствует решению комплекса вопросов, отраженных в долгосрочных целевых и региональных программах.
Цели и задачи ведомственной целевой программы
Цель: Создание экономических условий развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока.
Задачи:
увеличение объемов производства молока;
сохранение и увеличение поголовья коров;
устойчивое развитие молочного скотоводства.
Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа
целевая группа: производители - 110 организаций (предприятия, учреждения) с общим количеством работников около 20 тыс. чел., крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства курируемые комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы
Увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий;
Стабилизация, умеренный рост поголовья коров в хозяйствах всех категорий.
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы
Увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СпоК) – с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 в 2015 году;
Прирост молочной продуктивности коров в хозяйствах всех категорий, за исключением (ЛПХ) и (СпоК) с 7114 кг в 2012 году до 7540 кг в 2015 году;
Стабилизация, умеренный рост поголовья коров молочных пород 80,1 тыс. в 2012 году до 82,0 тыс. голов в 2015 году., в т.ч. в сельхозорганизациях и КФХ с 74,7 тыс. гол. до 77 тыс. гол.
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы
Мероприятие 1.
Предоставление сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока.
Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Мероприятие 2.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров молочного направления сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам. Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Мероприятие 3.
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации по племенным хозяйствам, оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области (обмен данными «племенное хозяйство – муниципальный район – Комитет», консультации специалистов племенных хозяйств при подготовке документов на подтверждение статуса племенных хозяйств. Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Объемы финансирования ведомственной целевой программы, млн. рублей
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы из областного бюджета на 2013-2015 годы составляет 195 млн. руб., в том числе:
2013 г. - 65,00 млн. руб.
2014 г. -63,50 млн. руб.
2015 г. - 66,50 млн. руб.
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы
Экономическая эффективность:
- увеличение валового производства молока к 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 9%
- увеличение поголовья коров молочных пород до 82,0 тыс. голов в 2015 году - на 3,1 % (в сравнении с 2012 г.), в том числе племенных - 62,0 тыс. гол.
Бюджетная эффективность:
- эффективность использования бюджетных средств: объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидии, составит в среднем по годам 18,7 руб.
Социальная эффективность:
- увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) до 1590 чел.;
- рост доходов на 1 рабочего до 20 тыс. руб. в 2015 году (4 % ежегодно).
Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы
Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Мониторинг результативности Программы осуществляется ежеквартально, путем сопоставления фактических результатов с плановыми показателями.
Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.
1. Описание целей, задач, мероприятий, индикаторов и результатов
Программы
1.1. Анализ ситуации и обоснование ее программного решения
Молочное скотоводство является важнейшей отраслью аграрного сектора Ленинградской области и занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по молочной продуктивности коров и эффективности производства молока. В 2011 году продуктивность коров во всех категориях хозяйств составила 6738 кг молока на 1 фуражную корову, что более чем на 40% превышает среднероссийские показатели. В 2012 году – 7,1 тыс. кг молока на корову, валовое производство молока – 569,5 тыс. тонн, поголовье коров в хозяйствах всех категорий – 80,1 тыс. голов.
Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2012 году составило 531,37 тыс. тонн молока.
Состояние и тенденции развития молочного скотоводства Ленинградской области характеризуют показатели в табл. 1.
Таблица 1
Основные производственные показатели молочного скотоводства
в хозяйствах Ленинградской области в 2007-2012 гг.
Показатели
Годы
2012 г. к 2007 г., %
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Поголовье молочных коров, тыс. голов
85
84,4
84,7
83,7
82,9
80,1
94,2
Продуктивность коров в год во всех категориях хозяйств, кг
6521
6581
6665
6599
6738
7100
108,8
Валовое производство молока, тыс. тонн
554,3
555,4
557,3
547,2
557,6
569,5
102,7
Продажа племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород, голов
4523
3800
3563
2922
3254
3261
72,1
Выход телят на 100 коров, голов
74
75
74
72
72,6
73,8
99,7
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород, %
57,2
65,7
68,9
70,9
73,0
73,0
127,6
Объемы производства молока в Ленинградской области стабилизировались в сельскохозяйственных организациях с начала 2000-х гг., в последние годы и в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства достигла в 2012 году 92,4 процента, что соответствует показателю 1990 года, но при значительно меньших объемах валового производства.
На конец 2012 года в Ленинградской области функционировало 110 сельскохозяйственных организаций с развитым молочным животноводством, из них 67 племенных хозяйств. Наиболее успешно работающие предприятия ежегодно входят в отраслевые клубы наиболее крупных и эффективных предприятий.
Производство молока концентрируется в сельскохозяйственных организациях с высоким уровнем интенсивности производства и концентрации поголовья. В 2012 году 49 хозяйств имели надой свыше 7 тыс. кг молока на 1 фуражную корову, 26 – свыше 8 тыс. кг, а т.ч. 9 – свыше 9 тыс. кг. В 2012 году в ЗАО «ПЗ «Рабитицы» удой на корову превысил 11 тыс. кг, еще в 3 хозяйствах – 10 тыс. кг молока. Доля сельскохозяйственных организаций с продуктивностью коров свыше 8 тыс. кг в валовом производстве молока в 2012 году превысила 30%.
В результате целенаправленной селекционно-племенной работы продуктивный генетический потенциал молочного стада превышает 10 тыс. кг молока от коровы в год. Реализованный ежегодный прирост продуктивного генетического потенциала составляет 70-80 кг (в передовых племенных заводах - 80-100 кг), что создает хорошие предпосылки дальнейшего увеличения продуктивности коров. Система искусственного осеменения охватывает 100% маточного поголовья. Во всех племенных хозяйствах и хозяйствах кандидатах в племенные ежегодно осуществляется отбор и индивидуальный подбор быков производителей отечественной и зарубежной селекции.
В Ленинградской области созданы два типа молочного скота: черно-пестрой и айрширской породы. «Ленинградский» тип чернопестрого скота по продуктивности не уступает голштинскому скоту ведущих стран Европы, превышая его по адаптивным качествам. «Новоладожский» тип айрширского скота имеет самый высокий потенциал по породе в России.
В молочном скотоводстве Ленинградской области широко внедрены информационные технологии. Так программа «Селэкс» освоена в 60 племенных хозяйствах с общим поголовьем коров свыше 50 тыс. голов.
В молочном скотоводстве, как и в целом в сельскохозяйственном производстве, растет производительность труда. Количество работников в аграрных предприятиях Ленинградской области уменьшилось с 54,2 тыс. человек в 2000 году до 25,2 тыс. человек в 2011 году при росте объемов валового производства. В сельскохозяйственных организациях Ленинградской области заработная плата работников, занятых непосредственно обслуживанием молочного скота (операторы машинного доения) в 2011 году составила в среднем 18,05 тыс. рублей в месяц. Дальнейшее повышение производительности труда в отрасли является одной из важнейших задач. В хозяйствах, перешедших на беспривязное содержание животных с доением коров в доильных залах, прямые затраты труда снизились до 0,6-0,8 чел. часа на 1 ц молока (в среднем по сельскохозяйственным организациям Ленинградской области – 1,5 чел. часа на 1 ц. молока).
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы позволили ускорить инвестиционный процесс в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области. На модернизацию и реконструкцию в молочного скотоводства с 2006 г. инвестировано более 6,2 млрд. руб., в том числе 4,5 млрд. руб. кредитных средств, введено 156 дворов по содержанию крупного рогатого скота, созданы отвечающие современным требованиям содержания 43,7 тыс. скотомест с механизированными системами кормления и навозоудаления, 28 доильных залов с компьютеризированным доильным оборудованием, танками-охладителями молока. В двух хозяйствах области введены в эксплуатацию системы добровольного доения коров (доильные роботы), общим количеством 14 единиц.
В 2012 г. хозяйствами отрасли на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам получены субсидии из федерального бюджета на сумму 1 млрд. рублей, из областного бюджета Ленинградской области - на сумму 250 млн. рублей.
Несмотря на интенсивное развитие отрасли, производство продукции молочного скотоводства остается малодоходным видом бизнеса (табл. 2).
Уровень рентабельности производства молока в 2011 г. с учетом субсидии составил 14,7 %, без учета субсидий – 10,5 %. Прогноз рентабельности на 2012 год – 14,0 % - с учетом и 8,3 % - без учета субсидий.
Таблица 2
Уровень рентабельности продукции молочного животноводства в хозяйствах Ленинградской области в 2005-2011 гг., % (с учетом субсидий)
Показатели
Годы
2011 г. +/- к 2005 г.
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Рентабельность производства молока
21,4
20,3
22,5
26,7
14,8
17,8
14,7
-6,7
Низкий уровень доходности производства является одной из основных причин низких темпов увеличения объемов валового производства при значительном рыночном потенциале развития отрасли в регионе. В 2012 году 27 хозяйств области сократили поголовье коров. Несмотря на рост поголовья в высокоэффективных хозяйствах и значительные суммы бюджетной поддержки, направленные на увеличение поголовья в хозяйствах, общее поголовье в целом по области сократилось на 2,1 тыс. голов.
Производство молока в Ленинградской области удовлетворяет платежеспособный спрос населения региона (Ленинградская область совместно с г. Санкт-Петербург) только на 26%. Оставшийся объем компенсируется ввозом молочных продуктов из других регионов, включая импорт.
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области в 2013-2015 годах являются приоритетным направлением, которое повысит уровень удовлетворения спроса на молоко и молочные продукты за счет регионального производства, будет способствовать решению задач, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности России, обеспечит рост доходов и занятости населения в сельской местности.
Целью Программы является создание экономических условий развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 в 2015 году.
Основными задачами Программы являются:
увеличение объемов производства молока;
сохранение и увеличение поголовья коров;
устойчивое развитие молочного скотоводства.
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Основные целевые индикаторы Программы приведены в табл. 3.
Реализация Программы предусматривает:
увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, до 580,6 тыс. тонн в 2015 году (в среднем в год - на 3 процента), в т.ч. в сельскохозяйственных организациях до 574,7 тыс. тонн (в среднем в год – на 3 процента);
увеличение поголовья коров в хозяйствах всех категорий до 82,0 тыс. голов в 2015 году (в среднем в год - на 0,3 процента);
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевой индикатор
Годы
2015 г. к 2012г., %
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Целевые показатели
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, тыс. тонн
531,4
547,3
563,7
580,6
109
процент к предыдущему году
102,6
103,0
103,0
103,0
Поголовье коров, тыс. голов
74,7
75,0
76,0
77,0
103,1
процент к предыдущему году
97,0
100,4
101,3
101,3
Контрольно-целевые показатели и индикаторы
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях и КФХ, кг
7114
7297
7417
7540
105,9
процент к предыдущему году
104,6
102,6
101,6
101,7
Выход телят на 100 коров, голов
73,8
73,9
74,0
76,0
103,0
Численность работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения), чел.
1584
1586
1587
1590
100,4
Доходы на 1 рабочего в мес., тыс. руб.
18,3
18,6
19,5
20,5
112,0
Налоговые поступления, млн. руб.
181
195
212
240
132,6
увеличение продуктивности коров до 7540 кг в 2015 году (на 5,9 %);
увеличение выхода телят на 100 коров 76,0 голов 2015 году (на 3 %);
увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) до 1590 чел. – в 2015 году (на 0,4 %);
рост ежемесячного дохода на 1 рабочего до 20,5 тыс. рублей в 2015 году (на 12 %, на 4 % ежегодно);
увеличение налоговых поступлений в областной бюджет до 240 млн. рублей в 2015 году (на 32,6 %, на 10,8 % ежегодно).
1.2. Описание планируемых мероприятий
и ожидаемые результаты программы
Мероприятие 1
Предоставление сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока.
Субсидии на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока направлены на увеличение объемов производства и реализации высококачественной продукции, рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
Результативность мероприятия оценивается увеличением валового производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 тыс. тонн в 2015 году (на 9 процентов, в среднем в год - на 3 процента).
Мероприятие 2
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров молочного направления сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.
Субсидии на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров позволят снизить затраты хозяйств на создание новых скотомест и увеличение поголовья; создать экономические условия для сохранения поголовья и для расширенного воспроизводства в скотоводстве в целом по области.
Результативность мероприятия оценивается увеличением поголовья коров в хозяйствах всех категорий с 80,1 тыс. голов в 2012 году до 82,0 тыс. голов в 2015 году, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 74,7 тыс. голов до 77 тыс. голов (на 3,1 процента, в среднем в год - на 1 процент).
Мероприятие 3
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации по племенным хозяйствам, оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области, консультации специалистов племенных хозяйств при подготовке документов на подтверждение статуса племенных хозяйств.
В рамках мероприятия предусматривается передача на аутсорсинг указанных функций комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в связи с тем, что данные виды деятельности являются обеспечивающими.
Результативность мероприятия оценивается созданием и ведением электронной базы данных по племенным молочным хозяйствам региона и увеличением их численности с 68 в 2013 году до 72 – в 2015 году.
Кроме того, реализация комплекса мероприятий позволит обеспечить:
1. Рост продуктивности в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 7114 кг в 2012 году до 7540 кг в 2015 году.
2. Увеличение выхода телят на 100 коров с 73,8 голов в 2012 году до 76,0 голов в 2015 году.
3. Увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) с 1584 чел. в 2012 году до 1590 чел. – в 2015 году.
4. Рост ежемесячного дохода на 1 рабочего с 18,3 тыс. рублей в 2012 году до 20,5 тыс. рублей в 2015 году.
5. Увеличение налоговых поступлений в областной бюджет со 181 млн. рублей в 2012 году до 240 млн. рублей в 2015 году.
1.3. Взаимосвязь мероприятий Программы с другими мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области
В настоящее время на развитие отрасли молочного скотоводства в Ленинградской области также оказывают влияние и другие направления поддержки, финансируемые за счет средств областного бюджета:
1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства
2. Кадровое обеспечение отрасли молочного скотоводства:
социальная поддержка молодых специалистов-работников агропромышленного комплекса Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 17.07.2008г. № 206 «О социальной поддержке молодых специалистов - работников агропромышленного комплекса Ленинградской области»);
финансирование мероприятий по переподготовке кадров.
3. Повышение инвестиционной привлекательности и технологической модернизации молочного скотоводства:
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, в том числе на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих комплексов (ферм);
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным под оборотные средства до 1 года.
4. Субсидии на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур.
5. Субсидии на дизельное топливо.
6. Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями.
7. Субсидии на поддержку консультационной помощи.
8. Финансирование мероприятий по научному обеспечению.
9. Финансирование мероприятий по развитию информационной инфраструктуры.
2. Финансовое обеспечение Программы
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы из областного бюджета на 2013-2015 годы составляет 195 млн. руб., в том числе: 2013 г. - 65,00 млн. руб.; 2014 г. - 63,50 млн. руб.; 2015 г. - 66,50 млн. руб.
Предоставление субсидий осуществляется в случаях, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год, и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
3. Обоснование расходов
Потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий Программы, рассчитана с учетом тенденций и прогнозов развития отрасли молочного скотоводства (табл. 5). Ставки субсидирования по каждому из направлений устанавливаются приказом комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Таблица 5
Показатели прироста производства молока, прироста поголовья коров в Ленинградской области в 2012 г.
Показатель
Значение
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн
- сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, достигшим в 2012 году продуктивности до 8000 кг на 1 фуражную корову
9,7
- сельскохозяйственным организациям, достигшим в 2012 году продуктивности выше 8000 кг на 1 фуражную корову
14,9
Прирост поголовья фуражных коров, тыс. гол.
- сельскохозяйственных организаций
1,1
- крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств
0,3
В таблице 6 приведена общая потребность в финансировании мероприятий программы развития молочного скотоводства.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
Показатели
Годы
2013
2014
2015
Субсидии в целях возмещения затрат в связи с приростом производства молока при условии сохранения поголовья коров, млн. руб., в том числе:
30,0
28,5
26,5
6
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и КФХ, достигших продуктивности свыше 8000 кг на 1 фуражную корову, тыс. т
10,0
9,5
8,8
Объем субсидий, млн. руб.
15,0
13,5
11,5
7
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и КФХ, достигших продуктивности менее 8000 кг на 1 фуражную корову, тыс. т
12,0
12,0
12,0
Объем субсидий, млн. руб.
15,0
15,0
15,0
Субсидии в целях возмещения затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров, млн. руб. в том числе:
33,4
33,4
38,4
8
Прирост поголовья коров в сельскохозяйственных организациях, КФХ и ЛПХ, тыс. гол.
1,10
1,10
1,28
Объем субсидий, млн. руб.
33,4
33,4
38,4
9
Обеспечение отчетности и ведение электронной базы данных по племенным хозяйствам в молочном скотоводстве
1,6
1,6
1,6
Итого по программе:
65,0
63,5
66,5
Перечень, характеристика основных мероприятий, объем финансирования Программы приведены в Приложении 1.
4. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих показателей эффективности:
4.1. Экономическая эффективность
Рост объемов производства молока к 2015 г. по сравнению с 2012 г. составит 49,2 тыс. тонн или 9 процентов.
Увеличение производства молока обеспечивает увеличение валовой продукции отрасли к 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 12,7%, выручки от реализации продукции отрасли – 6,7%, прибыли – в 2,7 раза (табл. 7).
Таблица 7
Показатели экономической эффективности реализации Программы
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г. к 2013 г., %
1
2
3
4
5
Поголовье коров в хозяйствах всех категорий, тыс. голов
81,0
81,5
82,0
101,2
В т.ч. в сельхозорганизациях и КФХ, тыс. гол.
75,0
76,0
77,0
103,3
1
2
3
4
5
Удой на корову в год в сельхозорганизациях и КФХ, кг
7297
7417
7540
106,1
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личноее подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативовтыс. тонн
547,3
563,7
580,6
109
Валовой продукт отрасли, млн. руб.
9687,2
10259,3
10857,2
112,1
Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
1032
1214
1406
136,2
Ежегодный прирост выручки отрасли составит 530-560 млн. руб., прибыли – 180-190 млн. руб. (при сохранении существующих тенденций на рынке молока и рынке ресурсов для его производства).
Выход телят к 2015 г. составит до 76 гол.
Увеличение доли племенных коров в общем поголовье до 76% позволит увеличить объемы племенной продажи на 100 гол. в год, что приведет к получению дополнительной прибыли в размере 22 млн. рублей в год.
В таблице 8 приведены расчетные данные по показателям экономической эффективности реализации Программы.
Таблица 8.
Расчет экономической эффективности реализации Программы
Показатель
Расчет
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1
Валовый продукт молока, млн. руб.
стр.4*валовое производство молока
9687,2
10259,3
10857,2
2
Выручка от реализации молока, млн. руб.
стр.5*стр. 4
9076,9
9613,0
10173,2
3
Себестоимость производства молока, руб./кг
14,7
14,9
15,1
4
Цена реализации молока, руб./кг
17,7
18,2
18,7
5
Объем реализации молока, тыс. т
Валовое производство молока *товарность (93,7%)
512,8
528,2
544,0
6
Прибыль от реализ молока, млн. руб.
стр.2-(стр.3* валовое производство молока)
1032
1214
1406
7
Валовой продукт отрасли, млн. руб.
стр.1
9687,2
10259,3
10857,2
8
Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
стр.6
1032
1214
1406
9
Рентабельность производства молока с учетом субсидий, %
(стр6/стр.3*валовое производство молока)*100
13,6
15,2
16,8
10
Рентабельность производства молока без учета субсидий, %
(стр 6-субсидии)/ стр.3*валовое производство молока)*100
7,5
9,4
11,1
Таким образом, чистая прибыль отрасли составит в 2015 году 1,406 млрд. рублей.
4.2. Бюджетная эффективность
Показатели эффективности использования бюджетных средств приведены в таблице 9.
Показатель эффективности Программы определяется по формуле:
Эф=ПР/Ф×100%
где Эф – показатели эффективности (объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидий);
ПР – прибыль от реализации молока;
Ф – финансирование программы
Таблица 9
Показатели эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы
Показатели
Годы
Всего за период реализации Программы
2013
2014
2015
Прибыль от реализации молока, млн. руб. (ПР)
1032
1214
1406
3652
Ежегодный прирост прибыли от реализации молока, млн. руб.
257,1
182,0
192,0
631,1
Финансирование программы (Ф), млн. руб.
65,0
63,5
66,5
195,0
Показатели эффективности (Эф) , (объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидий), руб.
15,9
19,1
21,1
18,7
Реализация мероприятий программы позволит увеличить выручку от реализации молока к 2015 г. до 10,2 млрд. руб., прибыли – до 1,4 млрд. руб. Объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидии составит в среднем по годам 18,7 руб.
Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития молочного скотоводства, расширенного воспроизводства в отрасли, что позволит в перспективе снизить импорт молока и молочных продуктов, повысит качество и безопасность продуктов питания.
4.3. Методика расчета социальной эффективности
Реализация программы позволит дополнительно обеспечить постоянной работой 6 операторов машинного доения, увеличить доходы сельского населения при среднемесячной заработной плате к 2015 году в 20,5 тыс. рублей.
Показатель социальной эффективности Программы определяется по формуле:
kcz=(Ni/Ni-1)×100
где kcz – коэффициент социальной эффективности;
Ni – количество созданных новых рабочих мест в молочно-товарных хозяйствах в i-ом году;
Ni-1 – количество рабочих мест в молочно-товарных хозяйствах, действовавших на конец года, предшествующих i-ому году.
Повышение доходности молочного скотоводства позволит проводить модернизацию производства, увеличивать производительность труда на фермах, улучшить условия труда в отрасли.
Увеличение объемов производства молока в Ленинградской области будет способствовать обеспечению перерабатывающей промышленности качественным сырьем, населения Ленинградской области и Санкт-Петербурга - качественными продуктами питания, повышению самообеспеченности региона молоком и молочными продуктами.
5. Система управления реализацией программы
Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Мониторинг результативности Программы осуществляется ежеквартально, путем сопоставления фактических результатов с плановыми показателями.
Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.
Управление реализацией мероприятий Программы, направленных на развитие молочного скотоводства, осуществляет начальник отдела развития животноводства, звероводства и птицеводства комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Организацию финансирования Программных мероприятий осуществляет отдел финансов и бухгалтерской отчетности; осуществление мониторинга реализации Программы - отдел прогноза и экономического мониторинга комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области; формирование отчетности о ходе реализации Программы –отдел развития животноводства, звероводства и птицеводства комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Отчет о ходе реализации мероприятий Программы заслушивается на заседании коллегии комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу не реже одного раза в год.
1
Приложение 1
Перечень и характеристика основных мероприятий ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
Содержание мероприятий
Ответственный исполнитель
Сроки исполнения
Коды экономической классификации
Объем расходов на реализацию мероприятия, тыс. руб.
Планируемые показатели результатов деятельности
Наименование
Единица измерения
Промежуточное значение (непосредственный результат мероприятия)
Целевое значение (конечный результат)
2013
2014
2015
2013
2014
2015
Предоставление сельскохозяйственным организациям и К(Ф)Х, субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
242
30000
28500
26500
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением ЛПХ и СПоК
тыс. тонн
547,3
563,7
580,6
580,6
Прирост производства молока
тыс. тонн
22,0
21,5
20,8
20,8
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров сельскохозяйственным организациям, К(Ф)Х и ЛПХ
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
242
33400
33400
38400
Поголовье коров во всех категориях хозяйств
тыс. гол.
81,0
81,5
82,0
82,0
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации и оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области.
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
226
1600
1600
1600
Ведение электронной базы данных и обеспечение отчетности
Число племенных молочных хозяйств
68
70
72
72
ИТОГО:
65 000
63 500
66 500
1
КОМИТЕТ
ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
12 апреля 2013 г. Санкт – Петербург № 10
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и
увеличение производства молока
в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
В целях обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Ленинградской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу: «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013 - 2015 годы».
2. Отделу развития животноводства, звероводства и птицеводства обеспечить выполнение вышеуказанной ведомственной целевой программы.
3. Отделу финансов и бухгалтерской отчетности предусматривать в бюджетных заявках средства для финансирования мероприятий вышеуказанной ведомственной целевой программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета - начальника департамента развития сельского хозяйства Бутусова Д. В.
Вице – губернатор Ленинградской области –
председатель комитета
по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу С. В. Яхнюк
УТВЕРЖДАЮ
Вице-губернатор Ленинградской области –
председатель комитета по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу
С.В. Яхнюк
ведомственная целевая программа
«РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013-2015 ГОДЫ»
Паспорт
ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
Наименование главного распорядителя бюджетных средств
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Полное наименование ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы» (далее - Программа).
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения) или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта
Вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Яхнюк С.В.
Приказ комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
от «12» апреля 2013 г. № 10.
Обоснование разработки ведомственной целевой программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
Постановление Правительства Ленинградской области от 29.06.2006г. № 206 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ленинградской области»
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области
Программа полностью отвечает целям, предусмотренным Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 г., в сфере продовольственной безопасности, развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказанию услуг в целях обеспечения условий для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, а также содействия устойчивому развитию сельских территорий Ленинградской области.
Программа способствует решению комплекса вопросов, отраженных в долгосрочных целевых и региональных программах.
Цели и задачи ведомственной целевой программы
Цель: Создание экономических условий развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока.
Задачи:
увеличение объемов производства молока;
сохранение и увеличение поголовья коров;
устойчивое развитие молочного скотоводства.
Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа
целевая группа: производители - 110 организаций (предприятия, учреждения) с общим количеством работников около 20 тыс. чел., крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства курируемые комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы
Увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий;
Стабилизация, умеренный рост поголовья коров в хозяйствах всех категорий.
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы
Увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СпоК) – с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 в 2015 году;
Прирост молочной продуктивности коров в хозяйствах всех категорий, за исключением (ЛПХ) и (СпоК) с 7114 кг в 2012 году до 7540 кг в 2015 году;
Стабилизация, умеренный рост поголовья коров молочных пород 80,1 тыс. в 2012 году до 82,0 тыс. голов в 2015 году., в т.ч. в сельхозорганизациях и КФХ с 74,7 тыс. гол. до 77 тыс. гол.
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы
Мероприятие 1.
Предоставление сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока.
Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Мероприятие 2.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров молочного направления сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам. Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Мероприятие 3.
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации по племенным хозяйствам, оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области (обмен данными «племенное хозяйство – муниципальный район – Комитет», консультации специалистов племенных хозяйств при подготовке документов на подтверждение статуса племенных хозяйств. Сроки выполнения - 2013-2015 гг.
Объемы финансирования ведомственной целевой программы, млн. рублей
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы из областного бюджета на 2013-2015 годы составляет 195 млн. руб., в том числе:
2013 г. - 65,00 млн. руб.
2014 г. -63,50 млн. руб.
2015 г. - 66,50 млн. руб.
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы
Экономическая эффективность:
- увеличение валового производства молока к 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 9%
- увеличение поголовья коров молочных пород до 82,0 тыс. голов в 2015 году - на 3,1 % (в сравнении с 2012 г.), в том числе племенных - 62,0 тыс. гол.
Бюджетная эффективность:
- эффективность использования бюджетных средств: объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидии, составит в среднем по годам 18,7 руб.
Социальная эффективность:
- увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) до 1590 чел.;
- рост доходов на 1 рабочего до 20 тыс. руб. в 2015 году (4 % ежегодно).
Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы
Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Мониторинг результативности Программы осуществляется ежеквартально, путем сопоставления фактических результатов с плановыми показателями.
Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.
1. Описание целей, задач, мероприятий, индикаторов и результатов
Программы
1.1. Анализ ситуации и обоснование ее программного решения
Молочное скотоводство является важнейшей отраслью аграрного сектора Ленинградской области и занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по молочной продуктивности коров и эффективности производства молока. В 2011 году продуктивность коров во всех категориях хозяйств составила 6738 кг молока на 1 фуражную корову, что более чем на 40% превышает среднероссийские показатели. В 2012 году – 7,1 тыс. кг молока на корову, валовое производство молока – 569,5 тыс. тонн, поголовье коров в хозяйствах всех категорий – 80,1 тыс. голов.
Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2012 году составило 531,37 тыс. тонн молока.
Состояние и тенденции развития молочного скотоводства Ленинградской области характеризуют показатели в табл. 1.
Таблица 1
Основные производственные показатели молочного скотоводства
в хозяйствах Ленинградской области в 2007-2012 гг.
Показатели
Годы
2012 г. к 2007 г., %
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Поголовье молочных коров, тыс. голов
85
84,4
84,7
83,7
82,9
80,1
94,2
Продуктивность коров в год во всех категориях хозяйств, кг
6521
6581
6665
6599
6738
7100
108,8
Валовое производство молока, тыс. тонн
554,3
555,4
557,3
547,2
557,6
569,5
102,7
Продажа племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород, голов
4523
3800
3563
2922
3254
3261
72,1
Выход телят на 100 коров, голов
74
75
74
72
72,6
73,8
99,7
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород, %
57,2
65,7
68,9
70,9
73,0
73,0
127,6
Объемы производства молока в Ленинградской области стабилизировались в сельскохозяйственных организациях с начала 2000-х гг., в последние годы и в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства достигла в 2012 году 92,4 процента, что соответствует показателю 1990 года, но при значительно меньших объемах валового производства.
На конец 2012 года в Ленинградской области функционировало 110 сельскохозяйственных организаций с развитым молочным животноводством, из них 67 племенных хозяйств. Наиболее успешно работающие предприятия ежегодно входят в отраслевые клубы наиболее крупных и эффективных предприятий.
Производство молока концентрируется в сельскохозяйственных организациях с высоким уровнем интенсивности производства и концентрации поголовья. В 2012 году 49 хозяйств имели надой свыше 7 тыс. кг молока на 1 фуражную корову, 26 – свыше 8 тыс. кг, а т.ч. 9 – свыше 9 тыс. кг. В 2012 году в ЗАО «ПЗ «Рабитицы» удой на корову превысил 11 тыс. кг, еще в 3 хозяйствах – 10 тыс. кг молока. Доля сельскохозяйственных организаций с продуктивностью коров свыше 8 тыс. кг в валовом производстве молока в 2012 году превысила 30%.
В результате целенаправленной селекционно-племенной работы продуктивный генетический потенциал молочного стада превышает 10 тыс. кг молока от коровы в год. Реализованный ежегодный прирост продуктивного генетического потенциала составляет 70-80 кг (в передовых племенных заводах - 80-100 кг), что создает хорошие предпосылки дальнейшего увеличения продуктивности коров. Система искусственного осеменения охватывает 100% маточного поголовья. Во всех племенных хозяйствах и хозяйствах кандидатах в племенные ежегодно осуществляется отбор и индивидуальный подбор быков производителей отечественной и зарубежной селекции.
В Ленинградской области созданы два типа молочного скота: черно-пестрой и айрширской породы. «Ленинградский» тип чернопестрого скота по продуктивности не уступает голштинскому скоту ведущих стран Европы, превышая его по адаптивным качествам. «Новоладожский» тип айрширского скота имеет самый высокий потенциал по породе в России.
В молочном скотоводстве Ленинградской области широко внедрены информационные технологии. Так программа «Селэкс» освоена в 60 племенных хозяйствах с общим поголовьем коров свыше 50 тыс. голов.
В молочном скотоводстве, как и в целом в сельскохозяйственном производстве, растет производительность труда. Количество работников в аграрных предприятиях Ленинградской области уменьшилось с 54,2 тыс. человек в 2000 году до 25,2 тыс. человек в 2011 году при росте объемов валового производства. В сельскохозяйственных организациях Ленинградской области заработная плата работников, занятых непосредственно обслуживанием молочного скота (операторы машинного доения) в 2011 году составила в среднем 18,05 тыс. рублей в месяц. Дальнейшее повышение производительности труда в отрасли является одной из важнейших задач. В хозяйствах, перешедших на беспривязное содержание животных с доением коров в доильных залах, прямые затраты труда снизились до 0,6-0,8 чел. часа на 1 ц молока (в среднем по сельскохозяйственным организациям Ленинградской области – 1,5 чел. часа на 1 ц. молока).
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы позволили ускорить инвестиционный процесс в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области. На модернизацию и реконструкцию в молочного скотоводства с 2006 г. инвестировано более 6,2 млрд. руб., в том числе 4,5 млрд. руб. кредитных средств, введено 156 дворов по содержанию крупного рогатого скота, созданы отвечающие современным требованиям содержания 43,7 тыс. скотомест с механизированными системами кормления и навозоудаления, 28 доильных залов с компьютеризированным доильным оборудованием, танками-охладителями молока. В двух хозяйствах области введены в эксплуатацию системы добровольного доения коров (доильные роботы), общим количеством 14 единиц.
В 2012 г. хозяйствами отрасли на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам получены субсидии из федерального бюджета на сумму 1 млрд. рублей, из областного бюджета Ленинградской области - на сумму 250 млн. рублей.
Несмотря на интенсивное развитие отрасли, производство продукции молочного скотоводства остается малодоходным видом бизнеса (табл. 2).
Уровень рентабельности производства молока в 2011 г. с учетом субсидии составил 14,7 %, без учета субсидий – 10,5 %. Прогноз рентабельности на 2012 год – 14,0 % - с учетом и 8,3 % - без учета субсидий.
Таблица 2
Уровень рентабельности продукции молочного животноводства в хозяйствах Ленинградской области в 2005-2011 гг., % (с учетом субсидий)
Показатели
Годы
2011 г. +/- к 2005 г.
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Рентабельность производства молока
21,4
20,3
22,5
26,7
14,8
17,8
14,7
-6,7
Низкий уровень доходности производства является одной из основных причин низких темпов увеличения объемов валового производства при значительном рыночном потенциале развития отрасли в регионе. В 2012 году 27 хозяйств области сократили поголовье коров. Несмотря на рост поголовья в высокоэффективных хозяйствах и значительные суммы бюджетной поддержки, направленные на увеличение поголовья в хозяйствах, общее поголовье в целом по области сократилось на 2,1 тыс. голов.
Производство молока в Ленинградской области удовлетворяет платежеспособный спрос населения региона (Ленинградская область совместно с г. Санкт-Петербург) только на 26%. Оставшийся объем компенсируется ввозом молочных продуктов из других регионов, включая импорт.
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области в 2013-2015 годах являются приоритетным направлением, которое повысит уровень удовлетворения спроса на молоко и молочные продукты за счет регионального производства, будет способствовать решению задач, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности России, обеспечит рост доходов и занятости населения в сельской местности.
Целью Программы является создание экономических условий развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 в 2015 году.
Основными задачами Программы являются:
увеличение объемов производства молока;
сохранение и увеличение поголовья коров;
устойчивое развитие молочного скотоводства.
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Основные целевые индикаторы Программы приведены в табл. 3.
Реализация Программы предусматривает:
увеличение валового производства молока в хозяйствах всех категорий за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, до 580,6 тыс. тонн в 2015 году (в среднем в год - на 3 процента), в т.ч. в сельскохозяйственных организациях до 574,7 тыс. тонн (в среднем в год – на 3 процента);
увеличение поголовья коров в хозяйствах всех категорий до 82,0 тыс. голов в 2015 году (в среднем в год - на 0,3 процента);
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевой индикатор
Годы
2015 г. к 2012г., %
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Целевые показатели
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, тыс. тонн
531,4
547,3
563,7
580,6
109
процент к предыдущему году
102,6
103,0
103,0
103,0
Поголовье коров, тыс. голов
74,7
75,0
76,0
77,0
103,1
процент к предыдущему году
97,0
100,4
101,3
101,3
Контрольно-целевые показатели и индикаторы
Удой на корову в год в сельскохозяйственных организациях и КФХ, кг
7114
7297
7417
7540
105,9
процент к предыдущему году
104,6
102,6
101,6
101,7
Выход телят на 100 коров, голов
73,8
73,9
74,0
76,0
103,0
Численность работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения), чел.
1584
1586
1587
1590
100,4
Доходы на 1 рабочего в мес., тыс. руб.
18,3
18,6
19,5
20,5
112,0
Налоговые поступления, млн. руб.
181
195
212
240
132,6
увеличение продуктивности коров до 7540 кг в 2015 году (на 5,9 %);
увеличение выхода телят на 100 коров 76,0 голов 2015 году (на 3 %);
увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) до 1590 чел. – в 2015 году (на 0,4 %);
рост ежемесячного дохода на 1 рабочего до 20,5 тыс. рублей в 2015 году (на 12 %, на 4 % ежегодно);
увеличение налоговых поступлений в областной бюджет до 240 млн. рублей в 2015 году (на 32,6 %, на 10,8 % ежегодно).
1.2. Описание планируемых мероприятий
и ожидаемые результаты программы
Мероприятие 1
Предоставление сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока.
Субсидии на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока направлены на увеличение объемов производства и реализации высококачественной продукции, рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
Результативность мероприятия оценивается увеличением валового производства молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с 531,4 тыс. тонн в 2012 году до 580,6 тыс. тонн в 2015 году (на 9 процентов, в среднем в год - на 3 процента).
Мероприятие 2
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров молочного направления сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.
Субсидии на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров позволят снизить затраты хозяйств на создание новых скотомест и увеличение поголовья; создать экономические условия для сохранения поголовья и для расширенного воспроизводства в скотоводстве в целом по области.
Результативность мероприятия оценивается увеличением поголовья коров в хозяйствах всех категорий с 80,1 тыс. голов в 2012 году до 82,0 тыс. голов в 2015 году, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 74,7 тыс. голов до 77 тыс. голов (на 3,1 процента, в среднем в год - на 1 процент).
Мероприятие 3
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации по племенным хозяйствам, оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области, консультации специалистов племенных хозяйств при подготовке документов на подтверждение статуса племенных хозяйств.
В рамках мероприятия предусматривается передача на аутсорсинг указанных функций комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в связи с тем, что данные виды деятельности являются обеспечивающими.
Результативность мероприятия оценивается созданием и ведением электронной базы данных по племенным молочным хозяйствам региона и увеличением их численности с 68 в 2013 году до 72 – в 2015 году.
Кроме того, реализация комплекса мероприятий позволит обеспечить:
1. Рост продуктивности в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 7114 кг в 2012 году до 7540 кг в 2015 году.
2. Увеличение выхода телят на 100 коров с 73,8 голов в 2012 году до 76,0 голов в 2015 году.
3. Увеличение численности работающих в молочном скотоводстве (операторов машинного доения) с 1584 чел. в 2012 году до 1590 чел. – в 2015 году.
4. Рост ежемесячного дохода на 1 рабочего с 18,3 тыс. рублей в 2012 году до 20,5 тыс. рублей в 2015 году.
5. Увеличение налоговых поступлений в областной бюджет со 181 млн. рублей в 2012 году до 240 млн. рублей в 2015 году.
1.3. Взаимосвязь мероприятий Программы с другими мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области
В настоящее время на развитие отрасли молочного скотоводства в Ленинградской области также оказывают влияние и другие направления поддержки, финансируемые за счет средств областного бюджета:
1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства
2. Кадровое обеспечение отрасли молочного скотоводства:
социальная поддержка молодых специалистов-работников агропромышленного комплекса Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 17.07.2008г. № 206 «О социальной поддержке молодых специалистов - работников агропромышленного комплекса Ленинградской области»);
финансирование мероприятий по переподготовке кадров.
3. Повышение инвестиционной привлекательности и технологической модернизации молочного скотоводства:
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, в том числе на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих комплексов (ферм);
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным под оборотные средства до 1 года.
4. Субсидии на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур.
5. Субсидии на дизельное топливо.
6. Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями.
7. Субсидии на поддержку консультационной помощи.
8. Финансирование мероприятий по научному обеспечению.
9. Финансирование мероприятий по развитию информационной инфраструктуры.
2. Финансовое обеспечение Программы
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы из областного бюджета на 2013-2015 годы составляет 195 млн. руб., в том числе: 2013 г. - 65,00 млн. руб.; 2014 г. - 63,50 млн. руб.; 2015 г. - 66,50 млн. руб.
Предоставление субсидий осуществляется в случаях, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год, и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
3. Обоснование расходов
Потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий Программы, рассчитана с учетом тенденций и прогнозов развития отрасли молочного скотоводства (табл. 5). Ставки субсидирования по каждому из направлений устанавливаются приказом комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Таблица 5
Показатели прироста производства молока, прироста поголовья коров в Ленинградской области в 2012 г.
Показатель
Значение
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн
- сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, достигшим в 2012 году продуктивности до 8000 кг на 1 фуражную корову
9,7
- сельскохозяйственным организациям, достигшим в 2012 году продуктивности выше 8000 кг на 1 фуражную корову
14,9
Прирост поголовья фуражных коров, тыс. гол.
- сельскохозяйственных организаций
1,1
- крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств
0,3
В таблице 6 приведена общая потребность в финансировании мероприятий программы развития молочного скотоводства.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
Показатели
Годы
2013
2014
2015
Субсидии в целях возмещения затрат в связи с приростом производства молока при условии сохранения поголовья коров, млн. руб., в том числе:
30,0
28,5
26,5
6
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и КФХ, достигших продуктивности свыше 8000 кг на 1 фуражную корову, тыс. т
10,0
9,5
8,8
Объем субсидий, млн. руб.
15,0
13,5
11,5
7
Прирост производства молока в сельхозорганизациях и КФХ, достигших продуктивности менее 8000 кг на 1 фуражную корову, тыс. т
12,0
12,0
12,0
Объем субсидий, млн. руб.
15,0
15,0
15,0
Субсидии в целях возмещения затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров, млн. руб. в том числе:
33,4
33,4
38,4
8
Прирост поголовья коров в сельскохозяйственных организациях, КФХ и ЛПХ, тыс. гол.
1,10
1,10
1,28
Объем субсидий, млн. руб.
33,4
33,4
38,4
9
Обеспечение отчетности и ведение электронной базы данных по племенным хозяйствам в молочном скотоводстве
1,6
1,6
1,6
Итого по программе:
65,0
63,5
66,5
Перечень, характеристика основных мероприятий, объем финансирования Программы приведены в Приложении 1.
4. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих показателей эффективности:
4.1. Экономическая эффективность
Рост объемов производства молока к 2015 г. по сравнению с 2012 г. составит 49,2 тыс. тонн или 9 процентов.
Увеличение производства молока обеспечивает увеличение валовой продукции отрасли к 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 12,7%, выручки от реализации продукции отрасли – 6,7%, прибыли – в 2,7 раза (табл. 7).
Таблица 7
Показатели экономической эффективности реализации Программы
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г. к 2013 г., %
1
2
3
4
5
Поголовье коров в хозяйствах всех категорий, тыс. голов
81,0
81,5
82,0
101,2
В т.ч. в сельхозорганизациях и КФХ, тыс. гол.
75,0
76,0
77,0
103,3
1
2
3
4
5
Удой на корову в год в сельхозорганизациях и КФХ, кг
7297
7417
7540
106,1
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением граждан, ведущих личноее подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативовтыс. тонн
547,3
563,7
580,6
109
Валовой продукт отрасли, млн. руб.
9687,2
10259,3
10857,2
112,1
Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
1032
1214
1406
136,2
Ежегодный прирост выручки отрасли составит 530-560 млн. руб., прибыли – 180-190 млн. руб. (при сохранении существующих тенденций на рынке молока и рынке ресурсов для его производства).
Выход телят к 2015 г. составит до 76 гол.
Увеличение доли племенных коров в общем поголовье до 76% позволит увеличить объемы племенной продажи на 100 гол. в год, что приведет к получению дополнительной прибыли в размере 22 млн. рублей в год.
В таблице 8 приведены расчетные данные по показателям экономической эффективности реализации Программы.
Таблица 8.
Расчет экономической эффективности реализации Программы
Показатель
Расчет
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1
Валовый продукт молока, млн. руб.
стр.4*валовое производство молока
9687,2
10259,3
10857,2
2
Выручка от реализации молока, млн. руб.
стр.5*стр. 4
9076,9
9613,0
10173,2
3
Себестоимость производства молока, руб./кг
14,7
14,9
15,1
4
Цена реализации молока, руб./кг
17,7
18,2
18,7
5
Объем реализации молока, тыс. т
Валовое производство молока *товарность (93,7%)
512,8
528,2
544,0
6
Прибыль от реализ молока, млн. руб.
стр.2-(стр.3* валовое производство молока)
1032
1214
1406
7
Валовой продукт отрасли, млн. руб.
стр.1
9687,2
10259,3
10857,2
8
Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
стр.6
1032
1214
1406
9
Рентабельность производства молока с учетом субсидий, %
(стр6/стр.3*валовое производство молока)*100
13,6
15,2
16,8
10
Рентабельность производства молока без учета субсидий, %
(стр 6-субсидии)/ стр.3*валовое производство молока)*100
7,5
9,4
11,1
Таким образом, чистая прибыль отрасли составит в 2015 году 1,406 млрд. рублей.
4.2. Бюджетная эффективность
Показатели эффективности использования бюджетных средств приведены в таблице 9.
Показатель эффективности Программы определяется по формуле:
Эф=ПР/Ф×100%
где Эф – показатели эффективности (объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидий);
ПР – прибыль от реализации молока;
Ф – финансирование программы
Таблица 9
Показатели эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы
Показатели
Годы
Всего за период реализации Программы
2013
2014
2015
Прибыль от реализации молока, млн. руб. (ПР)
1032
1214
1406
3652
Ежегодный прирост прибыли от реализации молока, млн. руб.
257,1
182,0
192,0
631,1
Финансирование программы (Ф), млн. руб.
65,0
63,5
66,5
195,0
Показатели эффективности (Эф) , (объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидий), руб.
15,9
19,1
21,1
18,7
Реализация мероприятий программы позволит увеличить выручку от реализации молока к 2015 г. до 10,2 млрд. руб., прибыли – до 1,4 млрд. руб. Объем прибыли, приходящийся на 1 руб. субсидии составит в среднем по годам 18,7 руб.
Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития молочного скотоводства, расширенного воспроизводства в отрасли, что позволит в перспективе снизить импорт молока и молочных продуктов, повысит качество и безопасность продуктов питания.
4.3. Методика расчета социальной эффективности
Реализация программы позволит дополнительно обеспечить постоянной работой 6 операторов машинного доения, увеличить доходы сельского населения при среднемесячной заработной плате к 2015 году в 20,5 тыс. рублей.
Показатель социальной эффективности Программы определяется по формуле:
kcz=(Ni/Ni-1)×100
где kcz – коэффициент социальной эффективности;
Ni – количество созданных новых рабочих мест в молочно-товарных хозяйствах в i-ом году;
Ni-1 – количество рабочих мест в молочно-товарных хозяйствах, действовавших на конец года, предшествующих i-ому году.
Повышение доходности молочного скотоводства позволит проводить модернизацию производства, увеличивать производительность труда на фермах, улучшить условия труда в отрасли.
Увеличение объемов производства молока в Ленинградской области будет способствовать обеспечению перерабатывающей промышленности качественным сырьем, населения Ленинградской области и Санкт-Петербурга - качественными продуктами питания, повышению самообеспеченности региона молоком и молочными продуктами.
5. Система управления реализацией программы
Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Мониторинг результативности Программы осуществляется ежеквартально, путем сопоставления фактических результатов с плановыми показателями.
Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.
Управление реализацией мероприятий Программы, направленных на развитие молочного скотоводства, осуществляет начальник отдела развития животноводства, звероводства и птицеводства комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Организацию финансирования Программных мероприятий осуществляет отдел финансов и бухгалтерской отчетности; осуществление мониторинга реализации Программы - отдел прогноза и экономического мониторинга комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области; формирование отчетности о ходе реализации Программы –отдел развития животноводства, звероводства и птицеводства комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Отчет о ходе реализации мероприятий Программы заслушивается на заседании коллегии комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу не реже одного раза в год.
1
Приложение 1
Перечень и характеристика основных мероприятий ведомственной целевой программы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2013-2015 годы»
Содержание мероприятий
Ответственный исполнитель
Сроки исполнения
Коды экономической классификации
Объем расходов на реализацию мероприятия, тыс. руб.
Планируемые показатели результатов деятельности
Наименование
Единица измерения
Промежуточное значение (непосредственный результат мероприятия)
Целевое значение (конечный результат)
2013
2014
2015
2013
2014
2015
Предоставление сельскохозяйственным организациям и К(Ф)Х, субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом производства молока
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
242
30000
28500
26500
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий, за исключением ЛПХ и СПоК
тыс. тонн
547,3
563,7
580,6
580,6
Прирост производства молока
тыс. тонн
22,0
21,5
20,8
20,8
Предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с приростом поголовья фуражных коров сельскохозяйственным организациям, К(Ф)Х и ЛПХ
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
242
33400
33400
38400
Поголовье коров во всех категориях хозяйств
тыс. гол.
81,0
81,5
82,0
82,0
Ведение электронной базы данных в молочном скотоводстве, в том числе для подготовки племенных свидетельств, актуализация информации и оперативная ежемесячная отчетность на основе первичного автоматизированного племенного учета, осуществляющегося в племенных хозяйствах по разведению скота молочных пород Ленинградской области.
Комитет по АПК и РХК
2013-2015
226
1600
1600
1600
Ведение электронной базы данных и обеспечение отчетности
Число племенных молочных хозяйств
68
70
72
72
ИТОГО:
65 000
63 500
66 500
1
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | не опубликован от 19.07.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: