Основная информация
Дата опубликования: | 13 мая 2019г. |
Номер документа: | RU63000201900587 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Самарской области
от 13.05.2019 131-п
Об утверждении Порядка организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия
Самарской области
В целях совершенствования механизма организации обеспечения исполнения полномочий министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области как главного распорядителя бюджетных средств ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Признать утратившим силу приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 24.04.2014 № 129-п «Об утверждении Порядка организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области».
Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. министра
сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Е.И.Афанасьев
Утвержден
Приказом
министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Самарской области
от ___ __________ г. № ____
ПОРЯДОК
организации и проведения проверок, встречных проверок
министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
1. Организация проведения проверок
1.1. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство), являясь главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляет проверки:
1) соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления;
2) деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства и использования выделенных для этих целей материальных и финансовых средств;
3) бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных министерству, в рамках осуществления полномочий их учредителя.
1.2. Проверки осуществляются управлением финансового аудита министерства (далее – Управление).
1.3. Цель проверки - определение правомерности, целевого характера, эффективности и результативности использования получателями предоставленных из областного бюджета средств субсидий, субвенций, иных бюджетных ассигнований, а также контроль за деятельностью бюджетных учреждений, подведомственных министерству (далее – проверяемые организации).
1.4. Объектами проверки являются государственные бюджетные учреждения, подведомственные министерству, получатели субсидий, субвенций за счет средств областного бюджета в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий, главным распорядителем по которым является министерство.
1.5. Управление проводит проверки как на основании плана работы на соответствующий год, так и во внеплановом порядке.
1.6. План работы на соответствующий год утверждается до 20 декабря текущего года министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министр) или лицом, исполняющим его обязанности, на основе поручений и предложений, поступающих в министерство от Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области, руководителя контролирующего органа, предложений органов исполнительной власти Самарской области, а также на основе иных предложений.
План работы на очередной год разрабатывается с учетом резерва времени для проведения внеплановых проверок, а также участия сотрудников министерства в проверках, проводимых органами исполнительной власти Самарской области, осуществляющими государственный финансовый контроль.
1.7. Внеплановые проверки проводятся на основании поручений Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, руководителя контролирующего органа, по требованию органов прокуратуры, правоохранительных органов, информации, содержащейся в обращениях органов государственной власти (государственных органов), граждан и юридических лиц, а также информации, содержащейся в средствах массовой информации, материалах проверок и иных документах.
1.8. Проверки, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, за исключением внеплановых проверок, проводятся в отношении одного и того же объекта проверки по одним и тем же вопросам не чаще, чем один раз в три года.
1.9. Проверка проводится сотрудниками Управления (далее - должностные лица).
Проверка проводится как несколькими должностными лицами (группой), так и одним должностным лицом (сотрудником Управления).
К проведению проверки могут быть привлечены специалисты структурных подразделений министерства, иных органов исполнительной власти и организаций (далее – специалисты).
1.10. Проверка назначается министром либо лицом, исполняющим его обязанности, и оформляется приказом о проведении проверки, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание назначения проверки, персональный состав группы (сотрудник), срок подготовки к проведению проверки, срок проведения проверки, привлеченные специалисты (при наличии).
В случае назначения проверки использования субсидий, субвенций, предоставленных министерством из областного бюджета местным бюджетам, в приказе на проведение проверки в зависимости от темы проверки указываются объекты контроля – местная администрация, иные органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, иные некоммерческие организации, муниципальные предприятия, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг (далее – объекты контроля). При невозможности определения конкретного объекта контроля на момент назначения проверки руководителем группы (сотрудником Управления) в срок до 5 рабочих дней с момента начала проведения проверки определяется конкретный объект контроля и на имя лица, назначившего проверку, направляется мотивированное представление с указанием наименования объекта контроля и предложением об издании приказа о внесении соответствующих изменений в приказ министерства о проведении проверки.
1.11. При подготовке к проведению проверки участники группы (сотрудник Управления) должны составить программу проведения проверки согласно приложению 1 к настоящему Порядку, изучить законодательные и иные нормативные правовые акты по теме проверки, другие доступные материалы, в том числе бухгалтерскую (бюджетную) и статистическую отчетность, характеризующие деятельность проверяемой организации, материалы предыдущих проверок проверяемой организации в случае их наличия.
Срок подготовки к проведению проверки составляет от 1 до 5 рабочих дней. Срок подготовки к проведению проверки не включается в срок проведения проверки.
2. Проведение проверок
2.1. Проведение проверки заключается в осуществлении контрольных действий в отношении объекта проверки, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями проверки для обеспечения достоверности и объективности результатов проверки.
Доказательства представляют собой документально подтвержденные данные и информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в деятельности объекта проверки, а также обосновывают выводы и предложения по результатам проверки.
2.2. Срок проведения проверки составляет не более 45 рабочих дней.
2.3. Руководитель группы (сотрудник Управления) должен:
1) предъявить руководителю объекта проверки или уполномоченному лицу приказ министерства о проведении проверки;
2) представить участников группы (при наличии);
3) решить (совместно с руководителем объекта проверки или уполномоченным им лицом) организационно-технические вопросы проведения проверки.
2.4. Во время проведения проверки участники группы (сотрудник Управления) должны иметь служебные удостоверения.
2.5. В ходе проверки участники группы (сотрудник Управления) имеют право полного и свободного доступа в помещения и к документам, касающимся финансовой, финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, к конфиденциальной информации, необходимой для выполнения участниками группы (сотрудником Управления) своих функций и полномочий в соответствии с действующим законодательством, а также право получения необходимой информации от проверяемой организации и других организаций, обладающих информацией, касающейся финансовой, финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
2.6. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам объекта проверки, в том числе путем анализа и оценки полученной от них информации. При проведении проверки могут проводиться контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным счетам, операций с материальными ценностями.
2.7. Участники группы (сотрудник Управления), специалисты структурных подразделений министерства, включенные в состав группы проверки, получают от должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки и иных юридических и физических лиц, имеющих отношение к деятельности объекта проверки, необходимые письменные пояснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий. В случае отказа от предоставления указанных пояснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.
Запросы участников группы проверяющих (сотрудников Управления), специалистов структурных подразделений министерства, включенных в состав группы проверки, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения ответственными лицами объекта проверки и иных юридических и физических лиц, имеющих отношение к деятельности объекта проверки.
Неисполнение запросов участников группы проверяющих (сотрудников Управления), специалистов структурных подразделений министерства, включенных в состав группы проверки, связанных с осуществлением ими своих должностных полномочий, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2.8. В ходе проверки могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проведения проверки.
Указанные справки составляются и подписываются специалистами привлеченных структурных подразделений министерства, проводившими контрольные действия, а также руководителями соответствующих структурных подразделений.
Информация, изложенная в справках, включается в акт проверки с учетом обстоятельств и фактов, выявленных при проведении проверки.
2.9. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе проверки нарушение может быть скрыто, либо по нему необходимо принять меры для незамедлительного устранения, составляется промежуточный акт проверки, к которому прилагаются необходимые письменные пояснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации. В случае отказа дать письменные объяснения в промежуточном акте делается соответствующая запись.
Промежуточный акт проверки подписывается участниками группы (сотрудником Управления), проводившими контрольные действия по конкретному вопросу программы проведения проверки, и руководителем группы (в случае проведения проверки группой), а также руководителем объекта проверки.
Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.
2.10. Срок проведения проверки, установленный при назначении проверки, продлевается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя группы (сотрудника Управления), но не более чем на 30 рабочих дней. Мотивированное представление о продлении срока проверки направляется руководителем группы (сотрудником Управления) лицу, назначившему проверку, в срок не позднее 3 рабочих дней до даты окончания проверки, указанной в приказе на проведение проверки.
Приказ о продлении срока проведения проверки доводится до сведения объекта проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания приказа.
2.11. В случае возникновения необходимости проведение проверки может быть приостановлено лицом, назначившим проверку на основании мотивированного представления руководителя рабочей группы (сотрудника Управления), в том числе в следующих случаях:
временное отсутствие ответственных лиц объекта проверки (в том числе нетрудоспособность, отпуск, командировка), обладающих информацией, необходимой для проведения проверки;
воспрепятствование проведению проверки объектом проверки, в том числе непредставление, несвоевременное, неполное представление информации (сведений), документов или их представление в искаженном виде;
непредставление документов (информации, сведений) иными лицами, органами и организациями, имеющими отношение к деятельности объекта проверки;
временное отсутствие в составе участников проверки должностного лица (всех должностных лиц) по уважительной причине (в том числе нетрудоспособность, отпуск, командировка);
привлечения должностных лиц из состава участников проверки к участию во внеплановой проверке, проверкам иных государственных органов и невозможность их замены;
длительность получения ответов на письма и запросы министерства в связи со значительным объемом документов (информации, сведений);
длительность согласования привлечения к участию в проверке лиц, обладающих специальными знаниями и навыками;
длительность получения документов (информации, сведений), необходимых для проведения проверки, от органов прокуратуры, правоохранительных, налоговых и иных органов;
необходимость изменения (замены или дополнения) состава участников проверки (на период до момента фактического изменения состава);
осуществление в отношении объекта проверки контрольных и иных мероприятий иными контрольными (надзорными) органами;
обращение объекта проверки о переносе срока проведения проверки по уважительной причине;
отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта проверки, препятствующее дальнейшему проведению проверки.
2.12. Приказ о приостановлении проведения проверки доводится до сведения объекта проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания приказа.
2.13. После устранения причин приостановления проверки в течение 15 рабочих дней с момента получения информации об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления проверки, группа (сотрудник Управления) возобновляет проведение проверки на основании приказа министерства.
3. Требования к организации и проведению встречной проверки
3.1. В целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта проверки, могут проводиться встречные проверки. Встречная проверка проводится по основаниям, указанным в пункте 3.2 настоящего Порядка.
Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных организаций, получивших от объекта проверки денежные средства, материальные ценности и документы, и соответствующих записей, документов и данных проверяемой организации.
3.2. Основания проведения встречной проверки:
1) наличие признаков недобросовестности поведения контрагентов (отсутствие контрагентов по заявленному юридическому адресу, невозможность установления места нахождения руководителей организации);
2) наличие признаков фиктивности совершенных хозяйственных операций;
3) выявление документов, оформленных с нарушением установленных требований (не заполнены все подлежащие заполнению реквизиты документа, документ содержит исправления, подчистки, расплывчатые, нечеткие подписи, печати, штампы);
4) наличие данных о незаконных действиях должностных лиц объекта проверки (с целью выявления схем незаконных действий).
3.3. Встречная проверка проводится на основании приказа министерства. Основанием для издания приказа является служебная записка руководителя Управления или лица, исполняющего его обязанности.
3.4. Организация и проведение встречной проверки осуществляются в порядке, предусмотренном для организации и проведения проверок.
4. Требования к оформлению результатов проверки, встречной проверки
4.1. Результаты проверки оформляются актом проверки.
Акт проверки составляется должностными лицами в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки, согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Акт проверки составляется в двух экземплярах.
4.2. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Акт встречной проверки составляется должностными лицами в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания встречной проверки.
Акт встречной проверки прилагается к акту проверки, в рамках которой была проведена встречная проверка.
4.3. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
4.4. Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
1) наименование проверяемой организации;
2) тема проверки;
3) дата составления акта проверки;
4) номер и дата приказа министерства на проведение проверки;
5) фамилии, инициалы и должности руководителя и всех членов группы (сотрудника Управления);
6) срок проведения проверки;
7) период проверки;
8) сведения о проверяемой организации;
9) полное и краткое наименования, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер;
10) организационно-правовая форма проверяемой организации;
11) учредительные документы, с указанием регистрационного номера и даты либо номера и даты документа об утверждении;
12) основные цели и виды деятельности в соответствии с учредительными документами;
13) сведения об учредителях (участниках) (при их наличии);
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (при наличии);
14) перечень и реквизиты всех счетов, в том числе лицевых, закрытых на момент проверки, но действовавших в проверяемом периоде в органах Федерального казначейства и министерстве управления финансами Самарской области;
15) фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
16) кем и когда проводилась предыдущая проверка, а также сведения об устранении выявленных в ходе нее нарушений;
17) иные данные, необходимые для полной характеристики проверяемой организации.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки, встречной проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.
4.5. Описательная часть акта проверки, акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений и может состоять из разделов.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, встречной проверки, должно быть указано следующее:
1) получатель бюджетных средств;
2) положения нормативных правовых актов, которые были нарушены;
3) период, к которому относится выявленное нарушение;
4) содержание нарушения;
5) дата и номер платежного документа по расходованию бюджетных средств;
6) документально подтвержденная сумма нарушения.
4.6. Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены, предложения для принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению в доходы соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов средств, использованных не по целевому назначению, возмещению причиненного ущерба или принятия иных мер в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей.
4.8. Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
1) наименование проверяемой организации;
2) тема проверки, в ходе которой проводится встречная проверка;
3) дата и место составления акта встречной проверки;
4) основание проведения встречной проверки;
5) фамилии, инициалы и должности лица (лиц), проводившего встречную проверку;
6) срок проведения встречной проверки;
7) период проверки;
8) сведения о проверяемой организации;
9) полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
10) юридический адрес, фактический адрес;
11) организационно-правовая форма проверяемой организации;
12) учредительные документы, с указанием регистрационного номера и даты либо номера и даты документа об утверждении;
13) основные цели и виды деятельности в соответствии с учредительными документами;
14) сведения об учредителях (при их наличии);
15) имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (при наличии);
16) фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период.
В акте проверки, акте встречной проверки не допускается наличие:
1) выводов, предложений, фактов, не подтвержденных соответствующими документами;
2) указаний на материалы правоохранительных органов и показаний, данных следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
3) морально-этической оценки действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
4.9. Объем акта проверки, встречной проверки не ограничивается, но участники группы (сотрудники Управления) должны обеспечить при его составлении объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.
Материалы проверки, встречной проверки состоят из акта проверки (сводного акта), акта встречной проверки, отдельного акта и оформленных приложений к нему (документов, копий документов, фото- и видеоматериалов, пояснений должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации).
4.10. Акт проверки, встречной проверки для ознакомления и подписания вручаются руководителю объекту проверки или лицу, им уполномоченному, под расписку, либо представляются в структурное подразделение (должностному лицу) объекта проверки, осуществляющее прием входящей корреспонденции, либо направляются объекту проверки заказным письмом с уведомлением о вручении.
4.11. Руководитель группы (сотрудник Управления) в зависимости от количества и объема выявленных нарушений устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта проверки с актом проверки, встречной проверки и их подписания, а также подготовки письменных возражений (при наличии), но не более 5 рабочих дней со дня получения им (вручения ему) либо структурным подразделением (должностным лицом) проверенной организации, осуществляющим прием входящей корреспонденции, соответствующего акта.
4.12. В случае представления акта проверки, встречной проверки непосредственно руководителю объекта проверки, лицу, им уполномоченному, или в структурное подразделение (должностному лицу) объекта проверки, осуществляющее прием входящей корреспонденции, подтверждением факта получения объектом проверки акта проверки, встречной проверки является соответствующая отметка на сопроводительном письме. Такая отметка должна содержать дату получения акта проверки, встречной проверки, подпись лица, которое получило соответствующий акт, и расшифровку этой подписи.
В случае направления акта проверки, встречной проверки по почте заказным письмом с уведомлением документом, подтверждающим факт получения объектом проверки акта проверки, встречной проверки, является указанное уведомление с соответствующей отметкой.
4.13. Каждый экземпляр акта проверки, встречной проверки подписывается руководителем группы (сотрудником Управления) в течение срока, указанного в пункте 4.1 или в пункте 4.2 настоящего Порядка, а также руководителем, главным бухгалтером и (или) руководителем финансового органа (подразделения) объекта проверки в течение срока, указанного в пункте 4.11 настоящего Порядка. При проверке местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета каждый экземпляр сводного акта подписывается руководителем группы (сотрудником Управления) в течение срока, указанного в пункте 4.1 или в пункте 4.2 настоящего Порядка, и главой местной администрации, главным бухгалтером и (или) руководителем финансового органа муниципального образования (финансового подразделения местной администрации) в течение срока, указанного в пункте 4.11 настоящего Порядка.
4.14. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения объекта проверки. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
4.15. При наличии у руководителя объекта проверки возражений по акту проверки, встречной проверки он делает об этом отметку в акте и вместе с подписанным актом представляет руководителю группы (сотруднику Управления) письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки, встречной проверки приобщаются к материалам проверки.
Указанные в настоящем пункте возражения представляются руководителем объекта проверки путем непосредственного вручения или направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении в министерство вместе с актом проверки, встречной проверки либо представляются в структурное подразделение (должностному лицу) министерства, осуществляющему прием входящей корреспонденции, в сроки и порядке, установленные пунктом 4.11 настоящего Порядка.
В случае если указанные в настоящем пункте возражения не представлены в установленный срок, руководителем группы (сотрудником Управления) в акте делается запись об отсутствии возражений.
4.16. Представленные руководителем объекта проверки возражения к акту проверки участники рабочей группы (сотрудники Управления), а также привлеченные специалисты структурных подразделений министерства рассматривают в срок, не превышающий 30 рабочих дней после поступления возражений в министерство. По окончании рассмотрения возражений участниками рабочей группы, а также привлеченными специалистами структурных подразделений министерства готовится проект заключения на возражения объекта проверки.
Заключение на возражения объекта проверки подписывается руководителем рабочей группы, рабочей группы (сотрудники Управления) и привлеченными специалистами структурных подразделений министерства.
5. Реализация результатов проверки
5.1. Материалы проверки представляются министру одновременно со служебной запиской Управления, подписанной его руководителем, с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
5.2. Министр по представленным материалам проверки и служебной записке Управления поручает соответствующим структурным подразделениям министерства подготовить необходимые документы для принятия мер.
5.3. Структурные подразделения министерства информируют Управление о принятых мерах по результатам проверок.
5.4. Управление обеспечивает контроль за реализацией результатов проверки.
В срок до 30 июля текущего года и 15 февраля года, следующего за отчетным, сводные отчеты о результатах проверок, проведенных в плановом и внеплановом порядке (отчетное полугодие, отчетный год), направляются министру.
5.5. Материалы проверки, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, обращениям органов прокуратуры, передаются в указанные органы в течение 5 рабочих дней с момента получения резолюции министра или лица, исполняющего его обязанности, по результатам рассмотрения служебной записки и материалов проверки.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Самарской области
от 13.05.2019 131-п
Об утверждении Порядка организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия
Самарской области
В целях совершенствования механизма организации обеспечения исполнения полномочий министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области как главного распорядителя бюджетных средств ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Признать утратившим силу приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 24.04.2014 № 129-п «Об утверждении Порядка организации и проведения проверок, встречных проверок министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области».
Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. министра
сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Е.И.Афанасьев
Утвержден
Приказом
министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Самарской области
от ___ __________ г. № ____
ПОРЯДОК
организации и проведения проверок, встречных проверок
министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
1. Организация проведения проверок
1.1. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство), являясь главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляет проверки:
1) соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления;
2) деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства и использования выделенных для этих целей материальных и финансовых средств;
3) бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных министерству, в рамках осуществления полномочий их учредителя.
1.2. Проверки осуществляются управлением финансового аудита министерства (далее – Управление).
1.3. Цель проверки - определение правомерности, целевого характера, эффективности и результативности использования получателями предоставленных из областного бюджета средств субсидий, субвенций, иных бюджетных ассигнований, а также контроль за деятельностью бюджетных учреждений, подведомственных министерству (далее – проверяемые организации).
1.4. Объектами проверки являются государственные бюджетные учреждения, подведомственные министерству, получатели субсидий, субвенций за счет средств областного бюджета в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий, главным распорядителем по которым является министерство.
1.5. Управление проводит проверки как на основании плана работы на соответствующий год, так и во внеплановом порядке.
1.6. План работы на соответствующий год утверждается до 20 декабря текущего года министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министр) или лицом, исполняющим его обязанности, на основе поручений и предложений, поступающих в министерство от Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области, руководителя контролирующего органа, предложений органов исполнительной власти Самарской области, а также на основе иных предложений.
План работы на очередной год разрабатывается с учетом резерва времени для проведения внеплановых проверок, а также участия сотрудников министерства в проверках, проводимых органами исполнительной власти Самарской области, осуществляющими государственный финансовый контроль.
1.7. Внеплановые проверки проводятся на основании поручений Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, руководителя контролирующего органа, по требованию органов прокуратуры, правоохранительных органов, информации, содержащейся в обращениях органов государственной власти (государственных органов), граждан и юридических лиц, а также информации, содержащейся в средствах массовой информации, материалах проверок и иных документах.
1.8. Проверки, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, за исключением внеплановых проверок, проводятся в отношении одного и того же объекта проверки по одним и тем же вопросам не чаще, чем один раз в три года.
1.9. Проверка проводится сотрудниками Управления (далее - должностные лица).
Проверка проводится как несколькими должностными лицами (группой), так и одним должностным лицом (сотрудником Управления).
К проведению проверки могут быть привлечены специалисты структурных подразделений министерства, иных органов исполнительной власти и организаций (далее – специалисты).
1.10. Проверка назначается министром либо лицом, исполняющим его обязанности, и оформляется приказом о проведении проверки, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание назначения проверки, персональный состав группы (сотрудник), срок подготовки к проведению проверки, срок проведения проверки, привлеченные специалисты (при наличии).
В случае назначения проверки использования субсидий, субвенций, предоставленных министерством из областного бюджета местным бюджетам, в приказе на проведение проверки в зависимости от темы проверки указываются объекты контроля – местная администрация, иные органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, иные некоммерческие организации, муниципальные предприятия, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг (далее – объекты контроля). При невозможности определения конкретного объекта контроля на момент назначения проверки руководителем группы (сотрудником Управления) в срок до 5 рабочих дней с момента начала проведения проверки определяется конкретный объект контроля и на имя лица, назначившего проверку, направляется мотивированное представление с указанием наименования объекта контроля и предложением об издании приказа о внесении соответствующих изменений в приказ министерства о проведении проверки.
1.11. При подготовке к проведению проверки участники группы (сотрудник Управления) должны составить программу проведения проверки согласно приложению 1 к настоящему Порядку, изучить законодательные и иные нормативные правовые акты по теме проверки, другие доступные материалы, в том числе бухгалтерскую (бюджетную) и статистическую отчетность, характеризующие деятельность проверяемой организации, материалы предыдущих проверок проверяемой организации в случае их наличия.
Срок подготовки к проведению проверки составляет от 1 до 5 рабочих дней. Срок подготовки к проведению проверки не включается в срок проведения проверки.
2. Проведение проверок
2.1. Проведение проверки заключается в осуществлении контрольных действий в отношении объекта проверки, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями проверки для обеспечения достоверности и объективности результатов проверки.
Доказательства представляют собой документально подтвержденные данные и информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в деятельности объекта проверки, а также обосновывают выводы и предложения по результатам проверки.
2.2. Срок проведения проверки составляет не более 45 рабочих дней.
2.3. Руководитель группы (сотрудник Управления) должен:
1) предъявить руководителю объекта проверки или уполномоченному лицу приказ министерства о проведении проверки;
2) представить участников группы (при наличии);
3) решить (совместно с руководителем объекта проверки или уполномоченным им лицом) организационно-технические вопросы проведения проверки.
2.4. Во время проведения проверки участники группы (сотрудник Управления) должны иметь служебные удостоверения.
2.5. В ходе проверки участники группы (сотрудник Управления) имеют право полного и свободного доступа в помещения и к документам, касающимся финансовой, финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, к конфиденциальной информации, необходимой для выполнения участниками группы (сотрудником Управления) своих функций и полномочий в соответствии с действующим законодательством, а также право получения необходимой информации от проверяемой организации и других организаций, обладающих информацией, касающейся финансовой, финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
2.6. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам объекта проверки, в том числе путем анализа и оценки полученной от них информации. При проведении проверки могут проводиться контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным счетам, операций с материальными ценностями.
2.7. Участники группы (сотрудник Управления), специалисты структурных подразделений министерства, включенные в состав группы проверки, получают от должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки и иных юридических и физических лиц, имеющих отношение к деятельности объекта проверки, необходимые письменные пояснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий. В случае отказа от предоставления указанных пояснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.
Запросы участников группы проверяющих (сотрудников Управления), специалистов структурных подразделений министерства, включенных в состав группы проверки, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения ответственными лицами объекта проверки и иных юридических и физических лиц, имеющих отношение к деятельности объекта проверки.
Неисполнение запросов участников группы проверяющих (сотрудников Управления), специалистов структурных подразделений министерства, включенных в состав группы проверки, связанных с осуществлением ими своих должностных полномочий, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2.8. В ходе проверки могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проведения проверки.
Указанные справки составляются и подписываются специалистами привлеченных структурных подразделений министерства, проводившими контрольные действия, а также руководителями соответствующих структурных подразделений.
Информация, изложенная в справках, включается в акт проверки с учетом обстоятельств и фактов, выявленных при проведении проверки.
2.9. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе проверки нарушение может быть скрыто, либо по нему необходимо принять меры для незамедлительного устранения, составляется промежуточный акт проверки, к которому прилагаются необходимые письменные пояснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации. В случае отказа дать письменные объяснения в промежуточном акте делается соответствующая запись.
Промежуточный акт проверки подписывается участниками группы (сотрудником Управления), проводившими контрольные действия по конкретному вопросу программы проведения проверки, и руководителем группы (в случае проведения проверки группой), а также руководителем объекта проверки.
Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.
2.10. Срок проведения проверки, установленный при назначении проверки, продлевается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя группы (сотрудника Управления), но не более чем на 30 рабочих дней. Мотивированное представление о продлении срока проверки направляется руководителем группы (сотрудником Управления) лицу, назначившему проверку, в срок не позднее 3 рабочих дней до даты окончания проверки, указанной в приказе на проведение проверки.
Приказ о продлении срока проведения проверки доводится до сведения объекта проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания приказа.
2.11. В случае возникновения необходимости проведение проверки может быть приостановлено лицом, назначившим проверку на основании мотивированного представления руководителя рабочей группы (сотрудника Управления), в том числе в следующих случаях:
временное отсутствие ответственных лиц объекта проверки (в том числе нетрудоспособность, отпуск, командировка), обладающих информацией, необходимой для проведения проверки;
воспрепятствование проведению проверки объектом проверки, в том числе непредставление, несвоевременное, неполное представление информации (сведений), документов или их представление в искаженном виде;
непредставление документов (информации, сведений) иными лицами, органами и организациями, имеющими отношение к деятельности объекта проверки;
временное отсутствие в составе участников проверки должностного лица (всех должностных лиц) по уважительной причине (в том числе нетрудоспособность, отпуск, командировка);
привлечения должностных лиц из состава участников проверки к участию во внеплановой проверке, проверкам иных государственных органов и невозможность их замены;
длительность получения ответов на письма и запросы министерства в связи со значительным объемом документов (информации, сведений);
длительность согласования привлечения к участию в проверке лиц, обладающих специальными знаниями и навыками;
длительность получения документов (информации, сведений), необходимых для проведения проверки, от органов прокуратуры, правоохранительных, налоговых и иных органов;
необходимость изменения (замены или дополнения) состава участников проверки (на период до момента фактического изменения состава);
осуществление в отношении объекта проверки контрольных и иных мероприятий иными контрольными (надзорными) органами;
обращение объекта проверки о переносе срока проведения проверки по уважительной причине;
отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта проверки, препятствующее дальнейшему проведению проверки.
2.12. Приказ о приостановлении проведения проверки доводится до сведения объекта проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания приказа.
2.13. После устранения причин приостановления проверки в течение 15 рабочих дней с момента получения информации об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления проверки, группа (сотрудник Управления) возобновляет проведение проверки на основании приказа министерства.
3. Требования к организации и проведению встречной проверки
3.1. В целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта проверки, могут проводиться встречные проверки. Встречная проверка проводится по основаниям, указанным в пункте 3.2 настоящего Порядка.
Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных организаций, получивших от объекта проверки денежные средства, материальные ценности и документы, и соответствующих записей, документов и данных проверяемой организации.
3.2. Основания проведения встречной проверки:
1) наличие признаков недобросовестности поведения контрагентов (отсутствие контрагентов по заявленному юридическому адресу, невозможность установления места нахождения руководителей организации);
2) наличие признаков фиктивности совершенных хозяйственных операций;
3) выявление документов, оформленных с нарушением установленных требований (не заполнены все подлежащие заполнению реквизиты документа, документ содержит исправления, подчистки, расплывчатые, нечеткие подписи, печати, штампы);
4) наличие данных о незаконных действиях должностных лиц объекта проверки (с целью выявления схем незаконных действий).
3.3. Встречная проверка проводится на основании приказа министерства. Основанием для издания приказа является служебная записка руководителя Управления или лица, исполняющего его обязанности.
3.4. Организация и проведение встречной проверки осуществляются в порядке, предусмотренном для организации и проведения проверок.
4. Требования к оформлению результатов проверки, встречной проверки
4.1. Результаты проверки оформляются актом проверки.
Акт проверки составляется должностными лицами в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки, согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Акт проверки составляется в двух экземплярах.
4.2. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Акт встречной проверки составляется должностными лицами в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания встречной проверки.
Акт встречной проверки прилагается к акту проверки, в рамках которой была проведена встречная проверка.
4.3. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
4.4. Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
1) наименование проверяемой организации;
2) тема проверки;
3) дата составления акта проверки;
4) номер и дата приказа министерства на проведение проверки;
5) фамилии, инициалы и должности руководителя и всех членов группы (сотрудника Управления);
6) срок проведения проверки;
7) период проверки;
8) сведения о проверяемой организации;
9) полное и краткое наименования, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер;
10) организационно-правовая форма проверяемой организации;
11) учредительные документы, с указанием регистрационного номера и даты либо номера и даты документа об утверждении;
12) основные цели и виды деятельности в соответствии с учредительными документами;
13) сведения об учредителях (участниках) (при их наличии);
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (при наличии);
14) перечень и реквизиты всех счетов, в том числе лицевых, закрытых на момент проверки, но действовавших в проверяемом периоде в органах Федерального казначейства и министерстве управления финансами Самарской области;
15) фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
16) кем и когда проводилась предыдущая проверка, а также сведения об устранении выявленных в ходе нее нарушений;
17) иные данные, необходимые для полной характеристики проверяемой организации.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки, встречной проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.
4.5. Описательная часть акта проверки, акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений и может состоять из разделов.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, встречной проверки, должно быть указано следующее:
1) получатель бюджетных средств;
2) положения нормативных правовых актов, которые были нарушены;
3) период, к которому относится выявленное нарушение;
4) содержание нарушения;
5) дата и номер платежного документа по расходованию бюджетных средств;
6) документально подтвержденная сумма нарушения.
4.6. Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены, предложения для принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению в доходы соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов средств, использованных не по целевому назначению, возмещению причиненного ущерба или принятия иных мер в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей.
4.8. Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
1) наименование проверяемой организации;
2) тема проверки, в ходе которой проводится встречная проверка;
3) дата и место составления акта встречной проверки;
4) основание проведения встречной проверки;
5) фамилии, инициалы и должности лица (лиц), проводившего встречную проверку;
6) срок проведения встречной проверки;
7) период проверки;
8) сведения о проверяемой организации;
9) полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
10) юридический адрес, фактический адрес;
11) организационно-правовая форма проверяемой организации;
12) учредительные документы, с указанием регистрационного номера и даты либо номера и даты документа об утверждении;
13) основные цели и виды деятельности в соответствии с учредительными документами;
14) сведения об учредителях (при их наличии);
15) имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (при наличии);
16) фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период.
В акте проверки, акте встречной проверки не допускается наличие:
1) выводов, предложений, фактов, не подтвержденных соответствующими документами;
2) указаний на материалы правоохранительных органов и показаний, данных следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
3) морально-этической оценки действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
4.9. Объем акта проверки, встречной проверки не ограничивается, но участники группы (сотрудники Управления) должны обеспечить при его составлении объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.
Материалы проверки, встречной проверки состоят из акта проверки (сводного акта), акта встречной проверки, отдельного акта и оформленных приложений к нему (документов, копий документов, фото- и видеоматериалов, пояснений должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации).
4.10. Акт проверки, встречной проверки для ознакомления и подписания вручаются руководителю объекту проверки или лицу, им уполномоченному, под расписку, либо представляются в структурное подразделение (должностному лицу) объекта проверки, осуществляющее прием входящей корреспонденции, либо направляются объекту проверки заказным письмом с уведомлением о вручении.
4.11. Руководитель группы (сотрудник Управления) в зависимости от количества и объема выявленных нарушений устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта проверки с актом проверки, встречной проверки и их подписания, а также подготовки письменных возражений (при наличии), но не более 5 рабочих дней со дня получения им (вручения ему) либо структурным подразделением (должностным лицом) проверенной организации, осуществляющим прием входящей корреспонденции, соответствующего акта.
4.12. В случае представления акта проверки, встречной проверки непосредственно руководителю объекта проверки, лицу, им уполномоченному, или в структурное подразделение (должностному лицу) объекта проверки, осуществляющее прием входящей корреспонденции, подтверждением факта получения объектом проверки акта проверки, встречной проверки является соответствующая отметка на сопроводительном письме. Такая отметка должна содержать дату получения акта проверки, встречной проверки, подпись лица, которое получило соответствующий акт, и расшифровку этой подписи.
В случае направления акта проверки, встречной проверки по почте заказным письмом с уведомлением документом, подтверждающим факт получения объектом проверки акта проверки, встречной проверки, является указанное уведомление с соответствующей отметкой.
4.13. Каждый экземпляр акта проверки, встречной проверки подписывается руководителем группы (сотрудником Управления) в течение срока, указанного в пункте 4.1 или в пункте 4.2 настоящего Порядка, а также руководителем, главным бухгалтером и (или) руководителем финансового органа (подразделения) объекта проверки в течение срока, указанного в пункте 4.11 настоящего Порядка. При проверке местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета каждый экземпляр сводного акта подписывается руководителем группы (сотрудником Управления) в течение срока, указанного в пункте 4.1 или в пункте 4.2 настоящего Порядка, и главой местной администрации, главным бухгалтером и (или) руководителем финансового органа муниципального образования (финансового подразделения местной администрации) в течение срока, указанного в пункте 4.11 настоящего Порядка.
4.14. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения объекта проверки. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
4.15. При наличии у руководителя объекта проверки возражений по акту проверки, встречной проверки он делает об этом отметку в акте и вместе с подписанным актом представляет руководителю группы (сотруднику Управления) письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки, встречной проверки приобщаются к материалам проверки.
Указанные в настоящем пункте возражения представляются руководителем объекта проверки путем непосредственного вручения или направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении в министерство вместе с актом проверки, встречной проверки либо представляются в структурное подразделение (должностному лицу) министерства, осуществляющему прием входящей корреспонденции, в сроки и порядке, установленные пунктом 4.11 настоящего Порядка.
В случае если указанные в настоящем пункте возражения не представлены в установленный срок, руководителем группы (сотрудником Управления) в акте делается запись об отсутствии возражений.
4.16. Представленные руководителем объекта проверки возражения к акту проверки участники рабочей группы (сотрудники Управления), а также привлеченные специалисты структурных подразделений министерства рассматривают в срок, не превышающий 30 рабочих дней после поступления возражений в министерство. По окончании рассмотрения возражений участниками рабочей группы, а также привлеченными специалистами структурных подразделений министерства готовится проект заключения на возражения объекта проверки.
Заключение на возражения объекта проверки подписывается руководителем рабочей группы, рабочей группы (сотрудники Управления) и привлеченными специалистами структурных подразделений министерства.
5. Реализация результатов проверки
5.1. Материалы проверки представляются министру одновременно со служебной запиской Управления, подписанной его руководителем, с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
5.2. Министр по представленным материалам проверки и служебной записке Управления поручает соответствующим структурным подразделениям министерства подготовить необходимые документы для принятия мер.
5.3. Структурные подразделения министерства информируют Управление о принятых мерах по результатам проверок.
5.4. Управление обеспечивает контроль за реализацией результатов проверки.
В срок до 30 июля текущего года и 15 февраля года, следующего за отчетным, сводные отчеты о результатах проверок, проведенных в плановом и внеплановом порядке (отчетное полугодие, отчетный год), направляются министру.
5.5. Материалы проверки, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, обращениям органов прокуратуры, передаются в указанные органы в течение 5 рабочих дней с момента получения резолюции министра или лица, исполняющего его обязанности, по результатам рассмотрения служебной записки и материалов проверки.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: