Основная информация

Дата опубликования: 13 сентября 2007г.
Номер документа: ru44000200700749
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Костромская область
Принявший орган: Департамент образования и науки Костромской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

г. Кострома

от 13 сентября 2007 года № 1525

О ПРОГРАММЕ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Утратил силу

приказом департамента образования и науки Костромской области № 1183 от 223.05.2012 года (НГР RU44000201201503)

В редакции:

приказа Департамента образования и науки Костромской области № 123 от 31.01.2008 года

приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года

В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Программу аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области утвердить (приложение).

2. Приказ департамента образования и науки от 01.09.2006 г. № 1281 «О программе аттестации общеобразовательных учреждений Костромской области» считать утратившим силу.

3. Опубликовать настоящий приказ в официальном издании Костромской области - газете «Северная правда».

(п. 3 дополнен приказом Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на А.Ф. Драничникова, заместителя начальника департамента образования и науки Костромской области.

(п. 4 дополнен приказом Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

Начальник департамента А.А. Анохин

ПРОГРАММА аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области

Программа является документом, устанавливающим единые требования к содержанию и проведению аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственная аккредитация общеобразовательных учреждений проводится не реже, чем один раз в пять лет на основании экспертизы уровня и направленности реализуемых образовательных программ; качества подготовки выпускников; анализа структуры классов, кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения образовательного процесса, медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующих целям и содержанию образовательного процесса.

1. Целью и содержанием аккредитационной экспертизы является установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

При проведении аккредитационной экспертизы учитывается, что со дня вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ и до 1 сентября 2009 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего учреждения, обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

(п. 1 в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

2. Процесс аккредитационной экспертизы (далее экспертиза) образовательного учреждения состоит из следующих направлений:

- оценка соответствия учебных планов и учебных программ, их уровня, направленности и полноты выполнения требованиям государственных образовательных стандартов;

- оценка соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида;

(абзац в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

- анализ соблюдения лицензионных нормативов в части кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий.

3. Экспертизу образовательного учреждения осуществляет экспертная комиссия по аккредитационной экспертизе образовательных учреждений (далее - ЭКА). Данная программа экспертизы общеобразовательных учреждений распространяется на государственные, негосударственные, муниципальные общеобразовательные учреждения всех типов и видов, за исключением образовательных учреждений федерального подчинения.

Комиссия создаётся приказом департамента образования и науки Костромской области на каждое образовательное учреждение.

4. Основными принципами работы ЭКА являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

5. Аккредитационная экспертиза образовательного учреждения состоит из следующих этапов:

- согласование;

- самоанализ (по желанию образовательного учреждения);

- работа экспертной комиссии;

-заключительный.

6. Перед этапом согласования руководитель образовательного учреждения:

- информирует педагогический коллектив о сущности и содержании аккредитационной экспертизы образовательного учреждения;

- знакомит педагогический коллектив с нормативными документами по аккредитации (Государственной Думы, Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, департамента образования и науки Костромской области);

- организует работу педагогического коллектива по подготовке паспорта общеобразовательного учреждения;

- готовит необходимые для экспертизы материалы и предоставляет их в Государственное учреждение Костромской области "Центр лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений" (далее ЦЛАА ОУ):

- заявление образовательного учреждения, согласованное с учредителем (учредителями);

(абзац в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

- копию лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложениями;

- копию Устава, заверенного муниципальным органом управления образованием (прошитую);

- паспорт общеобразовательного учреждения установленного образца;

- Концепцию развития образовательного учреждения;

- другие материалы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения (по желанию); программу развития (для образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме);

- предоставляет указанные документы не позднее, чем за месяц до начала процедуры аккредитационной экспертизы;

- производит оплату затрат, связанных с проведением экспертизы (производится образовательным учреждением не позднее, чем за неделю до начала процесса; командировочные расходы членам экспертной комиссии в смету проведения экспертизы не входят и оплачиваются отдельно);

- несёт ответственность за достоверность предоставляемых образовательным учреждением сведений, относящихся к предмету экспертизы.

7. Этап согласования.

Перед началом учебного года (не позднее 1 августа) образовательное учреждение предоставляет в ЦЛАА ОУ заявку на включение в график прохождения аккредитации в текущем учебном году.

ЦЛАА ОУ составляет план прохождения аккредитации общеобразовательными учреждениями, представляет его на утверждение департамента образования и науки Костромской области (не позднее 15 августа текущего календарного года) и доводит его до сведения образовательных учреждений через муниципальные органы управления образованием.

7.1. На этапе согласования выбирается форма проведения экспертизы, а также определяются методы её проведения:

- текущий контроль (проведение контрольных замеров по пройденным темам);

- итоговый контроль (четвертные, полугодовые и годовые контрольные работы);

- итоговая аттестация (государственные экзамены, за исключением III ступени образования).

Если образовательное учреждение выбрало государственный экзамен как форму проведения аккредитации, то члены ЭКА включаются в состав экзаменационных комиссий на соответствующие предметы без права решающего голоса приказом по данному образовательному учреждению.

8. Этап самоанализа (по желанию образовательного учреждения; для дошкольной группы - обязательно).

Целью и содержанием самоанализа является анализ условий образовательного процесса и результатов образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении. Итоги самоанализа используются при составлении паспорта общеобразовательного учреждения.

9. Этап работы экспертной комиссии по аккредитации.

В ходе экспертизы общеобразовательного учреждения ЭКА оценивает его работу по критериям:

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в части содержания подготовки выпускников;

- уровень и качество подготовки выпускников;

- уровень и направленность реализуемых образовательных программ;

- кадровое обеспечение (укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических и руководящих работников);

- информационно - техническое оснащение образовательного процесса;

- медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса.

9.1. Критерий «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» в части содержания подготовки выпускников включает в себя оценку учебных планов, учебных программ и соответствующих им учебников по ступеням образования.

9.1.1. Содержание учебных планов, реализующих Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ 1998 года (приказ МОРФ № 322 от 09.02.1998 года "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации").

Члену комиссии предоставляются для работы:

- учебные планы, расписание занятий общеобразовательного учреждения;

- базисный учебный план (федеральный, региональный и школьный компоненты).

Принятие решения осуществляется на основе анализа:

- базисного учебного плана (федеральный, региональный и школьный компоненты) и учебного плана общеобразовательного учреждения в соответствии с пояснительной запиской к базисному учебному плану;

- учебного плана общеобразовательного учреждения и действующего расписания занятий.

В случае наличия одного несоответствия делается отрицательный вывод по анализируемому показателю.

На основе проведенного анализа член экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) учебно-методического обеспечения образовательного процесса государственным нормативным требованиям (Приложения 2, 2а, 2б, 3).

9.1.2. Содержание образовательных программ (инвариантная часть учебного плана).

Члену комиссии представляются для работы:

- учебные программы, соответствующие образовательным областям базисного учебного плана тех ступеней, по которым проводится аккредитационная образовательного учреждения;

- федеральные государственные образовательные стандарты, Базисный учебный план, учебные программы по предметам.

(абзац в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

9.1.3. Учебные планы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ 2004 года (приказ МОРФ № 1312 от 09.03.2004 года "Об утверждении федерального базисного учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказ Департамента образования и науки Костромской области "№ 717 от 01.06.2005 года "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования").

Члену экспертной комиссии предоставляются для работы:

- учебные планы с пояснительной запиской, расписание занятий общеобразовательного учреждения;

- базисный учебный план (федеральный и региональный) и Положение о школьном компоненте госстандарта.

Принятие решения осуществляется на основе анализа:

- соответствия учебного плана общеобразовательного учреждения Базисному учебному плану (федеральный и региональный компоненты) и Положению о школьном компоненте учебного плана;

- учебного плана общеобразовательного учреждения и действующего расписания занятий.

В случае хотя бы одного несоответствия делается отрицательный вывод по анализируемому показателю. Учебный план общеобразовательного учреждения в обязательном порядке должен включать полный набор предметов базового уровня Базисного учебного плана (федеральный и региональный компоненты). Количество часов базового уровня, определенное Базисным учебным планом, не может быть изменено образовательным учреждением.

На основе проведенного анализа член экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) учебно-методического обеспечения образовательного процесса государственным нормативным требованиям (Приложения 2, 2а, 2б, 3).

9.1.4. Содержание образовательных программ (БУП 2004 года).

Члену экспертной комиссии представляются для работы:

- образовательные (рабочие) программы с пояснительными записками, утвержденные и согласованные в существующем порядке, соответствующие выбранным предметам базового уровня на I и II ступенях и Базового и профильного - на III ступени, по которым аттестуется образовательное учреждение;

- федеральные государственные образовательные стандарты, Базисный учебный план, образовательные (рабочие) программы по предметам.

(абзац в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

Принятие решений осуществляется на основе анализа содержания образовательных (рабочих) программ общеобразовательного учреждения и Федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Образовательные (рабочие) программы должны включать в себя полное содержание Федеральных компонентов госстандартов в обязательном порядке, в противном случае делается отрицательный вывод.

Член ЭКА готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) образовательных программ требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта

10. Экспертная комиссия организует проверку (измерения) уровня и качества подготовки выпускников соответствующей ступени с помощью материалов, разрешенных к использованию органом, проводящим аккредитацию.

10.1. Учитывая требования Концепции очередного этапа реформирования системы образования, с целью определения фактической эффективности определения уровней обученности учащихся, в работе членов экспертной комиссии по указанному показателю используется методика определения уровня и качества подготовки выпускников, разработанная В.П. Симоновым (Приложение 4).

11. Принятие решения осуществляется на основе обработки результатов проверки (измерений) уровня и качества подготовки выпускников:

- I ступени образования - по двум обязательным предметам (русскому языку и математике) и технике чтения;

- II и III ступеней образования - по обязательным учебным предметам в соответствии с инструкцией Минобразования России "Об итоговой аттестации выпускников" (включая профилирующие) и предметов, определяемых аттестационной комиссией (в 9-х классах - два, в 11-х - три предмета).

Контрольные педагогические измерения проводятся во всех параллелях выпускных классов по каждой ступени отдельно.

При условии выполнения заданий не менее, чем 50% общего числа испытуемых по каждому предмету член аттестационной комиссии делает вывод о соответствии (при условии менее 50% - о несоответствии) уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям (среднему показателю обученности по городу, району, области).

(в редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

12. Экспертная комиссия по аккредитации образовательного учреждения учитывает результаты итоговой аттестации выпускников за последние три года.

Члену ЭКА предоставляются для работы среднестатистические данные по итоговой аттестации выпускников общеобразовательного учреждения за последние три года, книгу выдачи аттестатов (для 9-х и 11-х классов), журналы выпускных классов за последние три года.

Принятие решения осуществляется на основе анализа представленных общеобразовательным учреждением документов и материалов.

(абзац третий в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 123 от 31.01.2008 года)

Член экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) результатов итоговой аттестации учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

(в редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

13. Кадровое обеспечение, информационно-техническое оснащение, медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников изучаются на основании установления их соответствия нормативам, зафиксированным в лицензии.

Члену экспертной комиссии предоставляются:

- лицензия с приложением;

- предписания надзорных органов;

- штатное расписание;

- список педагогических кадров, книга учета личного состава учреждения;

- сведения о тарификации;

- инвентаризационная книга;

- документы, подтверждающие право оперативного управления имуществом общеобразовательного учреждения и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

На основании проведенного анализа член ЭКА готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) указанных показателей лицензионным требованиям (Приложение 2в).

14. Продолжительность работы экспертной комиссии в общеобразовательном учреждении составляет:

- в средней общеобразовательной школе не более 12 дней;

- в основной общеобразовательной школе не более 10 дней;

- в начальной общеобразовательной школе не более 5 дней.

В работу члена комиссии в общеобразовательном учреждении входит:

- анализ учебных планов и учебных программ;

- проведение контрольных педагогических замеров с учётом норм и правил проведения контрольных работ;

- анализ ведения классных журналов.

15. Заключительный этап.

Содержанием заключительного этапа является принятие экспертной комиссией решения о положительной оценке (или отрицательной оценке) аккредитационной экспертизы общеобразовательного учреждения при обязательном соблюдении норм и требований:

- положительных результатов контрольных замеров по уровню подготовки не менее 50% выпускников от числа выполнявших работу;

- соответствия учебного плана общеобразовательного учреждения требованиям, предъявляемым базисным и региональным учебным планом;

- соответствия уровня и направленности реализуемых образовательных программ виду общеобразовательного учреждения;

- кадрового обеспечения (укомплектованности штатов, уровня квалификации педагогических и руководящих работников);

- информационно - технического оснащения образовательного процесса;

- медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников, целям и содержанию образовательного процесса.

16. Срок подготовки материалов экспертами по итогам работы не должен превышать 10 дней с момента окончания их работы в общеобразовательном учреждении.

17. По итогам работы комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми её членами и доводится до сведения коллектива общеобразовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

18. В случае, если общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней, заключение экспертной комиссии должно содержать выводы об аккредитационной экспертизе общеобразовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня.

Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания общеобразовательного учреждения не прошедшим аккредитационную экспертизу по этой образовательной программе.

Заключение экспертной комиссии является основанием для издания в двух недельный срок с момента оформления заключения проводящим аккредитацию органом приказа о признании общеобразовательного учреждения прошедшим аккредитационную экспертизу по соответствующим образовательным программам и получившим положительную оценку.

Приказ и копия заключения экспертной комиссии в 2-х недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) общеобразовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

19. Экспертная комиссия по аккредитации образовательного учреждения может принимать решение:

- считать образовательное учреждение прошедшим аккредитационную экспертизу;

- считать образовательное учреждение не прошедшим аккредитационную экспертизу.

20. Образовательное учреждение по согласованию с учредителем (учредителями) вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации.

(п. 20 в новой редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области № 397 от 19.03.2008 года)

21. На каждое образовательное учреждение, проходящее аккредитационную экспертизу, формируется дело, которое хранится в ЦЛАА ОУ 5 лет.

22. Положительное заключение ЭКА является условием получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

23. Очередная аккредитационная экспертиза образовательного учреждения проводится в соответствии с данной программой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Штамп ОУ

Регистрационный №____________

Начальнику департамента

образования и науки

Костромской области

А.А.Анохину

Заявление

В соответствии со ст.33 Закона РФ «Об образовании» прошу провести аккредитационную экспертизу образовательного учреждения _________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

в период с _______________________ по 200______ года.

К заявлению прилагаю:

1. Копию Устава образовательного учреждения.

2. Копию лицензии на право ведения образовательной деятельности.

3. Паспорт образовательного учреждения.

4. Концепцию развития образовательного учреждения.

5. Другие материалы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения (по желанию заявителя).

Оплату затрат, связанных с проведением аккредитационной экспертизы, командировочных расходов, гарантирую.

Дата Подпись руководителя ОУ. Расшифровка подписи

Подпись главного бухгалтера

(м.п.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН

составления заключения членом экспертной комиссии.

1. Название документа.

Заключение о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпусков

_________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по ___________________________________________________________________

(название учебного предмета)

2. Цель анализа.

Установить полноту соответствия реализуемого содержания образования по ______________________________________________________________________

(название учебного предмета)

нормативным требованиям к объёму содержания (начального, основного или среднего (полного) общего образования федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также достигнутый обучающимися уровень владения учебным материалом.

3. Для анализа представлены документы.

_________________________________________________________________

(перечислить)

4. Анализ материалов и документов.

Содержание аналитического материала включает:

- результаты итоговых аттестаций выпускников за 3 года, предшествующие аттестации образовательного учреждения;

- результаты выполнения заданий контрольных измерителей, предложенных в ходе аттестации образовательного учреждения (охарактеризовать содержание работ, предъявляемые требования к уровню владения учебным материалом;

- при этом следует помнить, что за минимально-достаточный уровень принимается уровень воспроизведения (действий) на основе алгоритмов (правил), реализуемых по памяти);

Член комиссии анализирует:

- % выполнения работы: количество учащихся, справившихся с работой, делённое на количество учащихся, выполнявших работу;

- уровень подготовки выпускников: сумма всех полученных оценок делённая на число учащихся, выполнявших работу ( например: "2"-2(4), "3"-10(30), "4"-6(24), "5"-1(5). Сумма - 63. Количество учащихся, выполнявших работу - 20. 63 : 20 = 3,15.

- эффективность качества подготовки выпускников рассчитывается с использованием методики, предложенной В.П. Симоновым. Оценке "5" соответствует коэффициент 1; "4" - 0,64; "3" - 0,36; "2" - 0,14; отсутствующим - 0,07 (например: в классе 26 учащихся, выполняли работу - 20; индивидуально обучающихся - 2; отсутствовали - 4. Получили отметки: "2" -2; "3" - 10; "4" - 6; "5" - 1. Получаем: 1("5") умножаем на 1 = 1; 6("4") - на 0,64 получаем 3,84; 10("3") - на 0,36 получаем 3,6; 2("2") - на 0,14 получаем 0,28; 4 (отсутствующие) - на 0,07 получаем 0,28. Суммируем, полученные произведения, получаем 9. Эту сумму делим на 24 и умножаем на 100% получаем 37,5%.

ПРИМЕР: Вывод: 90% учащихся справились с работой, что соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании», уровень подготовки составляет 3,15 балла, качество подготовки - 38%. Эффективность уровня обученности - алгоритмизирование (продвинутый).

5. Анализ структуры и содержания учебного плана, анализируемой образовательной области осуществляется через предмет

_________________________________________________________________.

Анализ учебных программ включает в себя следующие вопросы:

5.1. Учебный план и образовательные программы:

- количество часов, предусмотренное учебным планом школы на предмет Федеральным компонентом госстандарта (если есть в учебном плане, то региональным компонентом образовательного учреждения);

- какие образовательные программы реализуют часы учебного плана (автор и название программы, год, для какого уровня);

- соответствуют ли часы образовательной программы часам учебного плана;

- адаптирована ли образовательная программа тематическим планированием к часам учебного плана, отводимых на предмет? (имеет ли тематическое планирование пояснительную записку, кем утверждено и с кем согласовано).

5.2. Учебники:

- какие учебники используются учителем для реализации образовательной программы? (название, автор, год издания);

- какие учебно-методические пособия используются учителем?

- соответствуют ли учебники выбранной программе, т.е. составляют ли они целостный учебно-методический комплекс?

5.3. Выполнение программы:

- по количеству часов;

- по количеству тем;

- количеству контролирующих уроков, практических и лабораторных работ.

5.4. Журналы

С этой целью сопоставляются учебные программы и нормативные документы, а также анализируется выполнение образовательных программ по записям в классных журналах. Необходимо обратить внимание на соответствие записей в классных журналах требованиям пп. 5, 6, 7 и 8 указаний к ведению классных журналов.

6. Анализ показателей, соответствия требованиям, предъявляемым к общеобразовательному учреждению соответствующего типа, вида.

Анализируются следующие показатели:

- структуру классов общеобразовательного учреждения;

- кадровое обеспечение (укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических работников);

- информационно-техническое оснащение.

7. Замечания и предложения.

Примечание: Формулируются профессиональные советы члена экспертной комиссии по улучшению качества подготовки выпускников.

8. Общий вывод.

Примечание: выводы формулируются на основе анализа, т.е. на основании полученных данных; соответствуют ли содержание, уровень и качество подготовки выпускников ОУ требованиям Федерального компонента госстандарта начального, основного или среднего (полного) общего образования и требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям соответствующего типа и вида.

Дата Подпись ФИО члена ЭКА, должность

ПРИЛОЖЕНИЕ 2а

ПЛАН

составления заключения членом экспертной комиссии по ступени дошкольного образования в школе

1. Название документа.

Заключение о соответствии содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ступени дошкольного образования

_________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

требованиям государственных стандартов дошкольного образования

2. Цель анализа.

Установить полноту соответствия реализуемого содержания стандарта дошкольного образования в _____________________________________________

_________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

, а также достигнутый детьми уровень воспитания и обучения.

3. На анализ представлены документы.

_________________________________________________________________

(перечислить)

В содержании справки указать следующее:

1. Используемые образовательные программы и педтехнологии в обучении и воспитании детей (уровень, направленность, соответствие возрасту детей).

2. Соответствие и взаимосвязь целей, задач и содержания образования, развития и воспитания детей в документах (в образовательных программах, перспективах, календарных и тематических планах).

3. Имеющееся методическое обеспечение для реализации образовательных программ.

4. Соответствие расписания занятий реализуемым образовательным программам.

5. Развивающая среда. Оснащение педагогического процесса, наличие дидактического материала, соответствие его возрасту детей и требованиям программы.

6. Психологический климат в структурном подразделении - дошкольном отделении школы, стиль взаимодействия детей и взрослых.

7. Выполнение требования государственного образовательного стандарта дошкольного образования (предоставить доказательства по критериям, сопоставить результаты самоанализа и собственных наблюдений эксперта по одним и тем же критериям).

8. Дополнительные образовательные услуги (если имеются).

9. Диагностическая и аналитическая работа (указать автора используемых диагностических методик, результаты диагностирования - уровень развития детей за 2-3 года).

10. Обеспечение баланса между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка. Соблюдение режима дня.

11. Преемственность в обучении, развитии и воспитании детей с семьей, школой, а также другими институтами детства.

12. Кадровое обеспечение (укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических работников).

13. Вывод о соответствии уровня деятельности дошкольного отделения(группы) требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

14. Рекомендации эксперта (если они имеют место) по улучшению работы.

Дата Подпись ФИО, члена ЭКА, должность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2б

ПЛАН

составления заключения по воспитательной деятельности

1. Название документа.

Заключение о состоянии воспитательной деятельности

_________________________________________________________________

(название образовательного учреждения).

2. Цель анализа.

Установить соответствие планируемого и реализуемого содержания воспитательной деятельности требованиям Федеральных нормативно - правовых актов.

3. Для анализа представлены документы.

_________________________________________________________________

(перечислить)

4. Анализ материалов и документов.

Содержание аналитического материала включает:

- документальное обеспечение воспитательной деятельности;

- соответствие планируемого содержания воспитывающих влияний урочной и внеурочной деятельности содержанию компонентов государственных образовательных стандартов и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; ;

- анализ мониторинга воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения, проведение наблюдений за обучающимися, при необходимости проведение анкетирования.

Член экспертной комиссии анализирует:

1. Доку ментальное обеспечение воспитательной деятельности:

- наличие локальных актов и других нормативных документов, определяющих принципы, содержание и результаты воспитательной деятельности с обучающимися;

- наличие системы воспитательной работы, обеспечивающей единство правового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания;

- наличие в плане работы школы раздела по воспитательной работе;

- какое место в деятельности администрации общеобразовательного учреждения занимает анализ. Где и когда рассматривались вопросы организации воспитательной работы. Проблемы и трудности, нерешённые вопросы;

- система работы педагогического коллектива с родителями, общественностью, организация работы классных руководителей; Кадровое обеспечение воспитательного процесса.

2. Соответствие планируемого содержания воспитывающих влияний урочной и внеурочной деятельности содержанию компонентов государственных образовательных стандартов:

- характер связи общеобразовательного учреждения с социумом;

- планирование и содержание дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;

- наличие системы педагогической поддержки и индивидуальной помощи одарённым детей и детей группы риска.

3. Анализ мониторинга воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения, проведение наблюдений за обучающимися, при необходимости проведение анкетирования.

- методическое обеспечение воспитательной деятельности;

- материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности;

- соответствие социально-психологических условий проведения воспитательной деятельности требованиям федеральных нормативных документов;

- соответствие внеучебной работы целям и задачам воспитания, установленным федеральными нормативно-правовыми актами.

5. Общий вывод.

Дата Подпись ФИО члена ЭКА, должность

ПРИЛОЖЕНИЕ 2в

ПЛАН

Составления заключения о соблюдении лицензионных норм.

1. Название документа.

Заключение о соблюдении лицензионных нормативов ___________________

_________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

2. Цель анализа.

Установить соблюдение лицензионных нормативов ____________________

________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

3. Для анализа представлены документы.

________________________________________________________________

(перечислить)

В содержании справки указать следующее:

1. Наличие лицензии с приложением, ее регистрационный номер, выдачи, наименование и место нахождения учреждения, срок действия лицензии.

2. Перечислить образовательные программы, по которым учреждению предоставлено право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени), и направленность, нормативные сроки освоения.

3. Указать контрольные нормативы и предельную численность обучающихся, воспитанников, зафиксированные в лицензии учреждения.

4. Соответствие санитарно-эпидемиологического состояния и противопожарной безопасности требованиям надзорных органов.

5. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.

6. Оборудование учебных помещений и оснащенность учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами, обеспечивающее возможность реализации образовательных программ.

7. Кадровое обеспечение учреждение, образовательный ценз работников (уровень квалификации педагогических и руководящих работников, укомплектованность штатов).

8. Предельная численность контингента обучающихся, воспитанников (фактическое).

9. Наличие документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями и земельным участком учреждения оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями.

10. Вывод о соблюдении учреждением лицензионных норм.

11. Рекомендации эксперта (если они имеют место).

Дата Подпись ФИО члена ЭКА, должность

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАН

заключения по анализу учебного плана

С целью анализа учебного плана общеобразовательного учреждения члену экспертной комиссии предоставляются следующие документы:

- учебный план школы с пояснительной запиской;

- расписание учебных занятий;

- документ о компоненте образовательного учреждения.

Члену ЭКА по анализу учебного плана ОУ целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

1. На основании какого документа составлен учебный план общеобразовательного учреждения?

- типового Базисного федерального учебного плана;

- типового Базисного федерального учебного плана, уточнённого в соответствии с региональными особенностями;

- авторский (экспериментальный) учебный план, не имеющий аналогов по структуре и составу (какова научная основа, кто разработал, кто выполнил первичную экспертизу, с кем согласован).

2. Насколько в учебном плане общеобразовательного учреждения сохраняется базисный компонент?

- сохранен ли в федеральном (инвариантной части федерального компонента) компоненте учебного плана школы набор базовых общеобразовательных предметов;

- сохраняется ли в федеральном компоненте учебного плана школы количество часов, отведенных на изучение предметов на базовом уровне?

- имеются ли в учебном плане школы предметы, изучаемые на профильном уровне (какие, количество часов, исключен ли данный предмет из состава инвариантной части)?

- не превышает ли совокупное учебное время, отведенное в учебном плане школы на предметы федерального компонента, 2100 часов за 2 года обучения?

3. Насколько в учебном плане общеобразовательного учреждения учтён региональный компонент?

- предметы регионального компонента;

4. Насколько и в каких целях используются часы школьного компонента? (из пояснительной записки)

- соответствует ли это типу, виду, целям общеобразовательного учреждения?

- используются ли часы школьного компонента в полном объёме?

- на что используются часы школьного компонента?

5. Реализуется ли учебный план общеобразовательного учреждения в полном объёме (соответствует ли расписание учебных занятий учебному плану)?

5.1. При анализе член комиссии должен сосредоточиться на вопросах:

- разделены ли в школьном расписании обязательные и факультативные занятия?

- предусмотрен ли большой перерыв между началом факультативных занятий и последним уроком?

- планируются ли факультативные занятия на дни с наименьшим количеством обязательных уроков?

- предусматриваются ли сдвоенные уроки в 5-9 классах только лишь для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков трудового обучения (технологии), физической культуры целевого назначения (лыжи, плавание)?

- планируются ли проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам в 5-9 классах только вслед за уроком физической культуры или после динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут?

- чередуются ли в школьном расписании предметы естественно-математического и гуманитарного циклов?

5.2. Учёт динамики работоспособности учащихся в сочетании со сложностью

предмета:

- оптимально ли распределена нагрузка в течение учебного дня с учётом степени сложности предмета?

Номер урока

Лёгкие

Средней сложности

Максимальной сложности

1 - ый

+

2-ой

+

3-ий

+

4 - ый

+

5 - ый

+

6-ой

+

Примечание. Степень сложности (трудности) предметов ранжируется в баллах по И.Г.Сивкову согласно требований СаН-ПиНа:

- математика, профильный предмет, нетрадиционные курсы - 11

- иностранный язык - 10

- физика, химия - 9

- история - 8

- русский язык, литература - 7

- естествознание, география - 6

- физическая культура - 5

- трудовое обучение - 4

- черчение - 3

- ИЗО - 2

- музыка - 1;

- не группируются ли в один день школьного расписания учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку?

- оптимально ли распределена учебная нагрузка в течение недели?

Примечание. Возможны варианты:

- в 5-11 классах нагрузку следует распределять так, чтобы наибольшая интенсивность приходилась (по сумме баллов) на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченной;

- в 10-11 классах наибольшая интенсивность учебной нагрузки должна приходиться на середину недели (вторник, среда, четверг)

6. Обеспечивает ли расписание общеобразовательного учреждения реализацию учебного плана и программ, каков максимальный объём учебной нагрузки?

7. Есть ли в общеобразовательном учреждении перспективный учебный план, программа развития, концепция?

Результаты анализа учебного плана общеобразовательного учреждения член экспертной комиссии систематизирует в заключении.

Дата Подпись ФИО, члена ЭКА, должность

ПРИЛОЖЕНИЕ 3а

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

муниципального общеобразовательного учреждения (на примере Александровской средней общеобразовательной школы Островского муниципального района Костромской области).

Учебный план школы составлен педагогическим коллективом в соответствии с федеральным базисным учебным планом Минобразования России (далее - ФБУП) от 09.03.2004 г. № 1312 и региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Костромской области от 01.06.2005 г. № 717 (далее - РБУП), рассмотрен на педагогическом совете и утвержден приказом по школе от 1 сентября 2006 г.

Учебный план реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта и гарантирует овладение выпускниками первой, второй, третьей ступени общего образования необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования с учетом преемственности обучения.

Учебный план составлен по ступеням обучения с указанием количества часов в неделю по классам.

Пояснительная записка включает информацию о режиме работы школы, о реализации учебных предметов на каждой ступени образования на уровне федерального, регионального и школьного компонентов.

На ступени начального общего образования.

Для 1-го класса разбивка часов по предметам соответствует требованиям программы УМК «Перспективная школа». Учебные предметы федерального компонента соответствует ФБУП. Иностранный язык во 2-4 классах не ведется по причине отсутствия учителя. Вакантные часы использованы на проведения занятий по занимательной математике и культуре речи (2-4 кл, по 1 часу в неделю). Предметы регионального компонента соответствуют РБУП.

Школьный компонент представлен предметом «По страницам детских книг» по 1 ч в неделю во2-4 классах. Общее количество часов с 1 по 4 классы соответствует предельно допустимой учебной нагрузке при 6-дневной учебной неделе.

На ступени основного общего образования

Учебные предметы с 5 по 9 класс федерального компонента соответствуют ФБУП, регионального компонента соответствуют РБУП по количеству часов по всем предметам. Не ведется предмет федерального компонента Изобразительное искусство в 8-9 х классах по 1 часу в неделю, предмет регионального компонента «Истоки» по 1 часу в неделю в 7-9 класса. За счет этих часов введены в школьный компонент элективные курсы.

Компонент образовательного учреждения определен школой в целях повышения доступности, качества и эффективности преподавания общеобразовательных предметов, введены профессионально ориентированные предметы 2познай себя», «человек и средства передвижения», «Подросток и закон».

На Компонент школы отводится от 1,5 часа в 5 кл. до 4,5 час. В 8-9 классах. Количество часов с 5 по 9 классы соответствует предельно допустимой учебной нагрузке при 6-дневной учебной неделе.

На ступени среднего (полного) общего образования учебный план составлен с учетом Концепции профильного образования в старшей школе. Учебный план составлен для непрофильных классов.

Федеральный компонент представлен 17 базовыми учебными предметами в количестве 26 часов в!0 классе и 25 часов в неделю в 11 классе

Региональный компонент выполняется полностью по 2 часа в неделю. Компонент образовательного учреждения включает элективные курсы направленные на развитие содержания базовых предметов литературы, математики, физики, химии, биологии, обществознания в 10-11 классах

Количество часов 1-11 классов соответствует предельно допустимой учебной нагрузке при 6-дневной учебной неделе.

Предложения:

В пояснительных записке указать особенность выбора предметов старшеклассниками с учетом профильного обучения.

Учебный план 10-11 классов составлять с учетом индивидуальных учебных планов учащихся.

Дата Подпись ФИО, члена ЭКА, должность

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МЕТОДИКА

определения фактической эффективности уровня обученности учащихся

Уровни обученности

Показатели эффективности обученности в %

Первый (ознакомительный)

0 Эф 4%

Второй (низкий)

4% Эф 16%

Третий (базисный) - низкий уровень обученности

16% Эф 36%

Четвёртый (продвинутый) - средний уровень обученности

36% Эф 64%

Пятый (повышенный) - высокий уровень обученности

64% Эф 100%

Формулы расчёта уровней обученности:

Пятый (Эф) = К(5) + 0,64К(4) + 0,36К(3)/N

Четвёртый (Эф) = 0,64К(5) + 0,36К(4) + 0,04К(3)/N

Третий (Эф) = 0,36К(5) + 0,16К(4) + 0,04К(3)/N

К

ачество подготовки выпускников (%) = К(5) + 0,64К(4) + 0,36К(3) + 0,16К(2) + 0,04К(н)/N(1)

К(5) - число учащихся, получивших оценку "5"

К(4) - число учащихся, получивших оценку "4"

К(3) - число учащихся, получивших оценку "3"

К(2) - число учащихся, получивших оценку "2"

К(н) - число учащихся, отсутствующих во время проведения контрольного замера

N - число учащихся по списку, включая тех, которые имеют неудовлетворительные оценки

N(1) - число учащихся по списку за минусом индивидуально обучающихся

ПРИМЕЧАНИЕ. Если образовательное учреждение, проводя мониторинг, определяет, что обучение по предметам образовательных областей или отдельным предметам идёт на определённом уровне, то при аккредитационной экспертизе образовательного учреждения контрольные измерители составляются с учётом этого уровня, при этом полученная оценка уровня даётся членом аттестационной комиссии в заключении.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Северная правда № 69 от 19.06.2008 стр. 6 - 7
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать