Основная информация

Дата опубликования: 13 октября 2017г.
Номер документа: RU02000201700670
Текущая редакция: 7
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 13 октября 2017 года № П/257

г. Горно-Алтайск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

(в редакции приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 11.05.2018 № П/158; от 16.05.2018 № П/163 от 18.01.2019 № П/22, от 19.04.2019 № П/145, от 22.07.2019 № П/257, от 25.11.2019 № П/405)

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 28 декабря 2018 года № 417 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Алтай» п р и к а з ы в а ю:

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда.

2. (пункт утратил силу приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Исполняющий обязанности

        министра

А.И. Санаров

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства труда, социального развития и  занятости населения Республики Алтай

от 13 октября 2017 года № П/257

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда

I. Общие положения

1.1. Предмет регулирования Административного регламента

Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда (далее – административный регламент) разработан в целях повышения качества и доступности предоставления Министерством труда, социального развития и  занятости населения Республики Алтай государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда (далее – государственная услуга), создание благоприятных условий для получателей государственных услуг на территории Республики Алтай.

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства труда, социального развития и  занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) при предоставлении государственной услуги в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда,  оценки правильности предоставления работникам, гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда,  оценки фактических условий труда работников организаций на территории Республики Алтай  (далее – объект государственной экспертизы условий труда).

Административный регламент не применяется при проведении государственной экспертизы условий труда работодателям и их объединениям, входящим в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющим филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации (далее – группы компаний), работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность в группах компаний, профессиональным союзам, их объединениям, иным уполномоченным работниками представительным органам, осуществляющих свою деятельность у работодателей и их объединений, входящих в группы компаний.

1.2. Круг заявителей

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Заявителями при предоставлении государственной услуги (далее также – заявитель, заявители) являются:

а) работодатели, их объединения, действующие на территории Республики Алтай (далее – работодатели);

б) работники организаций,  действующих на территории Республики Алтай (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в отношении условий труда на их рабочих местах) (далее – работники);

в) профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы организаций,  действующих на территории Республики Алтай;

г) организации, действующие на территории Республики Алтай, и проводившие специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Заявители могут участвовать в отношениях по получению государственной услуги через своих законных представителей - лиц, уполномоченных заявителем на представление его интересов, в том числе осуществляющих свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.3. Требования к порядку информирования заявителей  о предоставлении государственной услуги

Информация по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления оказанных услуг предоставляется заявителям бесплатно.

а) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе:

на официальном сайте Министерства (далее – интернет-сайт Министерства),

на сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

на сайте федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее-федеральный реестр);

б) в Министерстве:

на стендах и местах предоставления государственной услуги и услуг, который являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги (далее также – информационный стенд, информационные стенды);

с использованием средств телефонной связи посредством предоставления заявителям устных разъяснений должностных лиц Министерства;

с использованием почтовой, факсимильной и электронной связи, посредством предоставления заявителям письменных разъяснений Министерства;

при личном приеме заявителей посредством предоставления заявителям устных разъяснений должностных лиц Министерства;

К справочной информации относится следующая информация:

а) место нахождение и график работы Министерства;

б) справочные телефоны Министерства, в том числе номер телефона –автоинформатора;

в) адрес интернет-сайта Министерства, а также электронной почты и (или) формы обратной связи Министерства.

Справочная информация подлежит обязательному размещению:

а) на интернет-сайте Министерства;

б) в федеральном реестре;

в) на информационных стендах;

(пункты 4-6 изложены в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

(пункт утратил силу приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

При ответах на телефонные звонки или устные обращения заявителей специалист Министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, подробно и в вежливой (корректной) форме консультирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Министерства, в которое позвонил обратившийся, фамилии, имени, отчестве специалиста Министерства, принявшего телефонный звонок, наименовании его должности. Время разговора не должно превышать 10 минут.

При невозможности специалиста Министерства, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другого специалиста Министерства, или обратившемуся должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Информация по вопросам предоставления государственной услуги, а также сведения о ходе предоставления государственной услуги заявителю предоставляются Министерством по электронной почте не позднее 3 рабочих дней со дня получения от заявителя сообщения по электронной почте.

Письменное обращение, поступившее от заявителя  в Министерство, рассматривается, и направляется ответ на него в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения заявителя. Письменное обращение подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня его поступления в Министерство.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

На Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) содержится следующий перечень сведений о государственной услуге:

а) наименование государственной услуги;

б) форма заявления и   перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем;

в) сведения о возмездности (безвозмездности) оказания государственной услуги;

г) результат предоставления государственной услуги;

д) сроки предоставления государственной услуги;

е) порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) Министерства, специалистов и должностных лиц Министерства.

12. На интернет-сайте Министерства, а также на информационных стендах, размещаемых в местах приема заявителей в помещениях Министерства, подлежит размещению следующая информация:

а) извлечение из федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, регулирующих деятельность по предоставлению государственной услуги;

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

б) настоящий Административный регламент с приложениями, в том числе:

справочная информация;

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

график приема заявителей и получения информации по вопросам предоставления государственной услуги;

образец заполнения заявления и  перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем;

блок-схема предоставления государственной услуги согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту;

в) порядок предоставления государственной услуги;

г) порядок информирования заявителей о ходе предоставления государственной услуги;

д) сведения о специалистах, должностных лицах Министерства, ответственных за предоставление государственной услуги;

е) график приема граждан по личным вопросам в Министерстве, по вопросам предоставления государственной услуги;

ж) порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) Министерства, специалистов и должностных лиц Министерства.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

2.1. Наименование государственной услуги

13. Наименование государственной услуги - «Государственная услуга по проведению государственной экспертизы условий труда».

2.2. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

14. Предоставление государственной услуги осуществляется Министерством труда, социального развития и  занятости населения Республики Алтай.

15. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления в Республике Алтай, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Алтай государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг,  утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от 25 июня 2012 года № 166 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Алтай государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и об установлении порядка определения размера платы за их оказание».

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.04.2019 № П/145)

2.3 Описание результата предоставления государственной услуги

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

16. Результатом предоставления заявителю  государственной услуги является:

а) выдача (направление) заявителю заключения государственной экспертизы условий труда по форме согласно приложению № 3 к настоящему Административному регламенту (далее – Заключение);

б)  выдача (направление) заявителю уведомления о не  проведении государственной экспертизы условий труда по форме согласно приложению № 4 к настоящему Административному регламенту (далее – Уведомление).

2.4. Срок предоставления государственной услуги

17. Государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Срок  предоставления государственной услуги  может быть продлен министром труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, но не более чем на 60 рабочих дней, в случае проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в пункте 71 Административного регламента, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Заключение (уведомление) выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или (по желанию заявителя, указанному в заявлении о предоставлении государственной услуги) направляется ему  заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения Заключения (со дня подписания уведомления).

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

2.5. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

18. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги (с указанием их реквизитов), подлежит обязательному размещению на интернет-сайте Министерства и в федеральном реестре.

Министерство обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на интернет-сайте Министерства, а также в соответствующем разделе федерального реестра.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем

19. Для предоставления государственной услуги заявителем представляется в Министерство подписанное им (его представителем) заявление по форме согласно приложению № 5 к настоящему Административному регламенту, в котором указывается:

а) полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);

б) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);

в) наименование объекта государственной экспертизы условий труда;

г) индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;

д) сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);

е) сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

В случае, если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.

20. В случае, если заявителем является работодатель, к заявлению прилагаются следующие документы:

а) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда:

утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда по форме, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее - отчет);

предписания об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года «№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» нарушений» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ);

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.04.2019 № П/145)

б) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:

отчет;

иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);

коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций работникам в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;

положение о системе оплаты труда работников (при наличии);

локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;

список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

в) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:

отчет;

иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);

коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;

предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии).

21. В случае, если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляются также документы, удостоверяющие полномочия представителя:

а) копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа его заменяющего, установленного федеральным законодательством (страниц, содержащих информацию о его личности);

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

б) копия документа, подтверждающего полномочия представителя.

22. Заявление и документы, указанные в пунктах 19 - 21 Административного регламента, могут быть представлены заявителем (его представителем) в Министерство на бумажном носителе лично или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (далее - по почте) либо в виде электронного документа посредством сети Интернет.

Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет в Министерство заявление и документы, указанные в пунктах 19 - 21 Административного регламента,  в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано простой электронной подписью, допустимость использования которой установлена Правилами определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление № 634).

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

23. Заявление и документы, указанные в пунктах 19 - 21 Административного регламента, должны соответствовать следующим требованиям:

а) текст не исполнен карандашом, написан разборчиво и не содержит исправлений, приписок, подчисток, помарок;

б) не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается федеральным законодательством.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Заявитель несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай за достоверность сведений, содержащихся в представляемых им сведений в заявлении и документов, предусмотренных пунктами 19 - 21 Административного регламента.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

24. Запрещается требовать от заявителя:

а) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Алтай, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении Министерства, иных государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Алтай либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Алтай, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в Министерство, по собственной инициативе;

в) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

(подпункт «в» изложен в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Алтай, либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

25. Предоставление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Алтай, либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, не требуется.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

26. Основания для отказа заявителю в приеме Министерством  заявления и документов, предусмотренных пунктами 19 - 21 Административного регламента, отсутствуют.

2.9. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

27. Основания для приостановления предоставления государственной услуги заявителю отсутствуют.

28. Основаниями для отказа в предоставлении заявителю  государственной услуги являются:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «е»  пункта 19  Административного регламента;

б) непредставление заявителем, если заявителем является работодатель, документов, предусмотренных пунктом 20 Административного регламента;

в) поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в пункте 2 Административного регламента;

г) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

2.10. Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги

29. Необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги заявителю, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, не требуются.

2.11. Государственная пошлина или иная плата, взимаемая с заявителя при предоставлении государственной услуги, плата за предоставление услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги

30. Государственная пошлина с заявителя при предоставлении государственной услуги не взимается.

31.  Государственная услуга:

а) в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется Министерством за счет средств заявителя, за исключением случаев, когда основанием являются определения судебных органов, представления территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, заявлений органов государственной власти;

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

б) в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется Министерством бесплатно, за исключением случаев проведения исследований (испытаний) и измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);

в) в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется Министерством бесплатно в отношении работников организаций.

Размер платы за проведение  экспертизы качества специальной оценки условий труда установлен в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 октября 2014 года № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

В случае внесения изменений в выданное по результатам предоставления государственной услуги Заключение, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине Министерства и (или) его должностного лица, плата с заявителя не взимается.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 11.05.2018 № П/158)

2.12. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления государственной услуги

32. Срок ожидания заявителя в очереди на личном приеме в Министерстве при подаче заявления и документов, предусмотренных пунктами 19 - 21 Административного регламента, или при получении результата предоставления государственной услуги зависит от количества заявителей, обратившихся за предоставлением (получением результата) государственной услуги,  не должен превышать 15 минут.

33. Заявителям предоставляется возможность предварительной записи, которая осуществляется при их личном обращении в Министерство, по телефону или посредством электронной почты.

34. При предварительной записи заявитель сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства и желаемое время приема.

35. Предварительная запись посредством электронной почты осуществляется путем направления заявителем письма по адресу электронной почты Министерства по месту жительства с указанием информации, предусмотренной пунктом 34 настоящего Административного регламента.

36. Предварительная запись осуществляется путем внесения информации в журнал записи заявителей.

37. Заявителю сообщается по телефону либо в ответе на письмо, направляемом по адресу электронной почты, о времени приема и номере кабинета Министерства, в которые ему следует обратиться.

38. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления по предварительной записи не должен превышать 5 минут от назначенного времени, на которое произведена запись.

2.13. Срок регистрации заявления, в том числе в электронной форме

39. Регистрация заявления и документов, указанных в пунктах 19 - 21 Административного регламента, представленных заявителем на бумажном носителе лично в Министерство, осуществляется Министерством в течение 30 минут с момента их представления заявителем.

40. Регистрация заявления и документов, указанных в пунктах 19 - 21 Административного регламента, направленных заявителями по почте или в виде электронного документа посредством сети Интернет осуществляется в день их поступления в Министерство либо на следующий день в случае их поступления в Министерство по окончании рабочего времени.

2.14. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения заявлений о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги

41. Помещение Министерства, в котором осуществляется предоставление заявителю государственной услуги, должно соответствовать санитарным правилам и нормам, иметь естественное или искусственное освещение.

Для ожидания приема и оформления заявления гражданам отводятся места, оборудованные необходимой мебелью.

Помещение Министерства  для предоставления государственной услуги оборудуется информационным стендом с перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и образцом заполнения заявления.

42. Инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) обеспечиваются:

а) условия для беспрепятственного доступа к Министерству, а также к помещению Министерства, в котором предоставляется государственная услуга;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории Министерства, входа в помещение Министерства, в котором предоставляется государственная услуга и выхода из него, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

в) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на территории Министерства;

г) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещению, в котором предоставляется государственная услуга с учетом ограничений их жизнедеятельности;

д) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

е) допуск собаки-проводника на объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи»;

ж) оказание сотрудниками Министерства, ответственными за предоставление государственной услуги, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.

2.15. Показатели доступности и качества государственной услуги

43. Показателями доступности и качества государственной услуги являются:

а) доля заявителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления государственной услуги (показатель определяется как отношение числа заявителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления государственной услуги, к общему количеству заявителей, которым предоставлялась государственная услуга);

б) возможность получения информации, связанной с предоставлением государственной услуги, при устном обращении, по письменному запросу, в сети Интернет (показатель определяется как отношение числа заявителей, получивших информацию о порядке предоставления государственной услуги, к общему количеству заявителей, которым предоставлялась государственная услуга);

в) доля случаев предоставления государственной услуги в установленный срок (показатель определяется как отношение количества случаев предоставления государственной услуги в установленный срок к общему количеству заявителей, которым предоставлялась государственная услуга);

г) доля обоснованных жалоб в общем количестве заявителей, которым предоставлялась государственная услуга (показатель определяется как отношение количества обоснованных жалоб к общему количеству заявителей, которым предоставлялась государственная услуга).

44. Количество взаимодействий заявителя при предоставлении государственной услуги с должностными лицами Министерства, ответственными за предоставление государственной услуги, должно составлять не более 2 продолжительностью не более 30 минут каждое.

Информация о ходе предоставления государственной услуги может быть получена заявителем в соответствии с подразделом 1.3 раздела I  Административного регламента. Для получения информации о ходе предоставления государственной услуги заявителем указываются (называются) дата и регистрационный номер заявления.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

2.16. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

45. Возможность получения заявителем государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг отсутствует.

При получении заявления в форме электронного документа специалистом, ответственным за делопроизводство в Министерство (далее – специалист по приему документов), в течение 1 рабочего дня с момента его поступления направляет заявителю подтверждение о получении запроса заявителя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай  в соответствии с федеральным законодательством, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Средства электронной подписи, применяемые при подаче запроса заявителя в виде электронного документа, должны быть сертифицированы в соответствии с федеральным законодательством.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения

3.1. Перечень административных процедур при предоставлении государственной услуги

46. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

а) прием и регистрация заявления и документов предусмотренных пунктами 19 - 21 Административного регламента;

б) рассмотрение заявления и   документов, указанных в пунктах 19 - 21  Административного регламента, в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для предоставления государственной услуги;

в) проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;

г) проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);

д) оформление результатов предоставления государственной услуги.

47.  Предоставление информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о ходе предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме осуществляется в соответствии с подразделом 1.3 раздела I настоящего Административного регламента, в том числе с использованием интернет-сайта Министерства или Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Блок-схема предоставления государственной услуги согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту.

3.2. Прием и регистрация заявления и документов

48. Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и  документов, указанных в пунктах 19 - 21 Административного регламента,  является обращение заявителя за получением государственной услуги в Министерство с заявлением и документами, указанными в пунктах 19 - 21 настоящего Административного регламента (далее – заявление и прилагаемые документы).

49. Прием и регистрация заявления и  прилагаемых документов, представленных заявителем на бумажном носителе лично или полученных Министерством по почте, осуществляются специалистом по приему документов.

50. В день регистрации заявления и прилагаемых документов специалист по приему документов передает заявление и прилагаемые документы министру труда, социального развития и занятости  населения Республики Алтай (далее – Министр).

51. Министр назначает ответственного должностного лица за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), которое организует предоставление государственные услуги.

52. Результатом административной процедуры по приему и регистрации заявления и прилагаемых документов являются регистрация заявления и прилагаемых документов в единой системе документационного обеспечения (далее – ЕСДО), передача заявления и документов Министру и назначение должностного лица.

53. Фиксация результата выполнения административной процедуры по приему и регистрации заявления и прилагаемых документов осуществляется специалистом по приему документов.

54. Административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать 2 рабочих дня с момента подачи заявления и прилагаемых документов.

3.3. Рассмотрение заявления и документов в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для предоставления государственной услуги

55. Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых документов, в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для предоставления государственной услуги  является получение должностным лицом заявления и прилагаемых документов.

56. Должностным лицом рассматривается заявление, определяется полнота содержащихся в нем сведений об объектах государственной экспертизы условий труда, их достаточности для предоставления государственной услуги, вносится предложение в виде служебной записки Министру о проведении или не проведении государственной экспертизы условий труда.

К предложениям о не проведении государственной экспертизы условий труда прилагается проект Уведомления.

57. Государственная экспертиза условий труда не проводится при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 28 настоящего Административного регламента.

58. Министр в день поступления к нему:

а) предложений о проведении государственной экспертизы условий труда согласовывает данные предложения и передает их должностному лицу;

б) подписывает Уведомление.

Должностное лицо в течение 3 рабочих дней со дня подписания Уведомления, вручает заявителю по подпись Уведомление  или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и документов в виде электронного документа.

Заявителю должностным лицом возвращаются предоставленные заявителем документы, указанные в пунктах 20 и 21 Административного регламента, представленные на бумажном носителе в течение 3 рабочих дней со дня подписания Уведомления. В случаях, указанных в пункте 28 Административного регламента, обеспечивается возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда в течение 30 календарных дней со дня подписания Уведомления.

59. В случае не предоставления государственной услуги по основаниям, указанным в пункте 28 настоящего Административного регламента, заявитель имеет право  повторно направить заявление  и прилагаемые документы.

60. Результатом административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых документов в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для предоставления государственной услуги является представление должностным лицом Министру предложений о проведении или не проведении государственной экспертизы условий труда.

61. Фиксация результата выполнения административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых документов в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для предоставления государственной услуги осуществляется посредством согласования Министром  предложений о проведении государственной экспертизы условий труда, регистрации и направления Уведомления - при поступлении Министру предложений о не проведении государственной экспертизы условий труда.

62. Административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов.

3.4. Проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда

63. Основанием для начала административной процедуры по проведению экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда является поступление должностному лицу согласованных Министром предложений о проведении государственной экспертизы условий труда.

64. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда должностное лицо анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона № 426-ФЗ следующие обстоятельства:

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.04.2019 № П/145)

а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда;

б) в разделе I отчета:

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

в) в разделе II отчета:

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года № 33н, а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использованных средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих местах данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

д) в разделе III отчета:

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда отчета (далее - Карта) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов;

правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций;

е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты;

ж) соответствие данных и правильность заполнения сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест).

65. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

66. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников должностное лицо анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);

б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

67. Должностное лицо имеет право по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения информации в целях проводимой государственной экспертизы условий труда.

68. Результатом административной процедуры по проведению экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда является установление должностным лицом обстоятельств, относящихся к объекту государственной экспертизы условий труда.

69. Фиксация результата выполнения административной процедуры по проведению экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда осуществляется посредством установления должностным лицом наличия обстоятельств, относящихся к объекту государственной экспертизы условий труда.

70.  Административные действия,  входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов.

3.5. Проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)

71. Основанием для начала административной процедуры по проведению (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) (далее – исследования и измерения) является информация, содержащаяся в заявлении, предусмотренного пунктом 19 Административного регламента, и указывающая на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений, а также полученная при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников.

Исследования (испытания) и измерения на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, могут осуществляться с привлечением аккредитованных в установленном федеральным законодательством порядке испытательных лабораторий (центров)  (далее – Центр), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

72. Решение о проведении исследований и измерений принимается Министром по представлению должностного лица и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований и измерений, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований и  измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

73. В случае принятия Министром решения  о проведении исследований и измерений должностное лицо в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения  о проведении исследований и измерений  информирует заявителя, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования и измерения, о принятии такого решения посредством направления уведомления по форме согласно приложению № 6 к настоящему Административному регламенту, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием сети Интернет в случае направления заявления в виде электронного документа.

74. При необходимости проведения исследований и измерений за счет средств заявителя или работодателя, заявитель или работодатель обязаны в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 73 Административного регламента, представить в Министерство документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет Министерства средств в качестве оплаты проведения исследований и измерений.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты Министром принимается решение о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда, о чем делается соответствующая запись в Заключении.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с абзацем вторым пункта 28 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», должен работодатель, копия Заключения направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

75. При поступлении документального подтверждения внесения на соответствующий лицевой счет Министерства средств в качестве оплаты проведения исследований и измерений Министерство привлекает аккредитованный в установленном федеральным законодательством порядке Центр.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

76. По результатам проведения исследований и измерений должностное лицо анализирует протокол исследований и измерений, подготовленный Центром.

77. Административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать 25 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов.

Если срок  предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 17 Административного регламента,  продлен Министром для проведения исследований и измерений, то административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать срок, установленный Министром при продлении.

78. Результатом административной процедуры по проведению (при необходимости) исследований и измерений с привлечением Центра является протокол исследований и измерений, подготовленный Центром.

3.6. Оформление результатов по предоставлению государственной услуги

79. Основанием для начала административной процедуры по оформлению результатов по предоставлению государственной услуги является установление должностным лицом наличия обстоятельств, относящихся к объекту государственной экспертизы условий труда, а также в случаях, требующих проведения исследований и измерений с привлечением Центра, - протокол исследований и измерений, подготовленный Центром.

80. По результатам государственной экспертизы условий труда должностным лицом составляется проект Заключения, в котором указываются:

а) наименование Министерства с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) министра, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) должностного лица, проводившего государственную экспертизу условий труда;

б) дата регистрации заявления в Министерстве;

в) данные о заявителе - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;

г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

д) объект государственной экспертизы условий труда;

е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

з) перечень документов, представленных вместе с заявлением и полученных в соответствии с пунктом 19-21 настоящего Административного регламента.

81. В проекте Заключения, составленном по результатам предоставления государственной услуги в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дату внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.04.2019 № П/145)

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дату его выдачи.

82. В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте Заключения отражается один из следующих выводов:

а) о качестве проведения специальной оценки условий труда;

б) об обоснованности предоставления (не предоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

83. Выводы, содержащиеся в проекте Заключения, должны быть подробными и обоснованными.

84. Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных вместе с заявлением, в проекте Заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого федерального нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

85. Проект Заключения составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом и утверждается министром.

86. Не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения министром Заключения один экземпляр Заключения выдается должностным лицом на руки заявителю (его полномочному представителю) или (по желанию заявителя, указанному в заявлении) направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае выявления заявителем в Заключении допущенных опечаток и (или) ошибок, заявитель направляет по почте (по электронной почте) либо представляет непосредственно в Министерство заявление в произвольной форме об исправлении опечаток и (или) ошибок с указанием желаемого способа получения исправленного Заключения (далее соответственно – заявление об исправлении ошибки, дубликат заключения).

Заявление об исправлении ошибки, поступившее в Министерство, подлежит регистрации в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления.

Должностное лицо Министерства в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты регистрации заявления об исправлении ошибки, рассматривает его и в случае выявления в Заключении допущенных опечаток и (или) ошибок осуществляет исправление опечаток и (или) ошибок в Заключении путем оформления проекта дубликата заключения в двух экземплярах, подписывает их и направляет их на утверждение министру.

В течении 2 рабочих дней со дня утверждения министром дубликата заключения один экземпляр дубликата заключения выдается должностным лицом на руки заявителю (его полномочному представителю) или (по желанию заявителя, указанному в заявлении об исправлении ошибки) направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отсутствия в Заключении опечаток и (или) ошибок, должностное лицо оформляет и направляет заявителю  заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении письменное уведомление об отсутствии в Заключении опечаток и (или) ошибок в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты регистрации заявления об исправлении ошибки.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

87. Копии Заключения направляются работодателю (если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная услуга предоставлялась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

88. Сведения о результатах предоставления государственной услуги направляются Министерством в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Заявление и прилагаемые документы, представленные для предоставления государственной услуги, хранятся в Министерстве постоянно.

89. В случае утраты Заключения заявитель имеет право получить в Министерстве дубликат Заключения.

Дубликат Заключения не позднее 10 рабочих дней со дня  получения Министерством письменного обращения о его выдаче выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

90. Результатом административной процедуры по оформлению результатов предоставления государственной услуги  является:

а) выдача (направление) заявителю Заключения в порядке и сроки, установленные настоящим подразделом Административного регламента.

б) выдача (направление) заявителю Уведомления в порядке и сроки, установленные подразделом 3.3 Административного регламента.

Административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать 30 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов.

Если срок  предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 17 Административного регламента,  продлен Министром для проведения исследований и измерений, то административные действия, входящие в состав административной процедуры, предусмотренной настоящим подразделом Административного регламента, не должны превышать срок, установленный Министром при продлении.

IV. Формы контроля за исполнением административного регламента

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением специалистами и должностными лицами Министерства, положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

91. За соблюдением и исполнением специалистами, должностными лицами Министерства положений настоящего Административного регламента и иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, осуществляется текущий контроль.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

92. Текущий контроль осуществляется должностными лицами Министерства.

93. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается Министром.

94. Текущий контроль осуществляется путем выборочной проверки заявлений и документов посредством проведения контрольных действий в рамках проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами, должностными лицами Министерства положений настоящего Административного регламента, иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай для выявления и устранения нарушений прав и законных интересов заявителей, рассмотрения, принятия решений и подготовки ответов на обращения и жалобы граждан на решения, действия (бездействие) специалистов, должностных лиц Министерства.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

95. При выявлении нарушений положений настоящего Административного регламента и иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, должностные лица Министерства указывают на выявленные нарушения и осуществляют контроль за их устранением.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и неплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги

96. Контроль полноты и качества предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) Министерства, специалистов, должностных лиц Министерства.

97. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании плана контрольных действий Министерства) и внеплановыми. При проведении проверки могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки).

98. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения Министерства.

99. Результаты проверки оформляются в виде справки, в которой указываются основание, цель, программа проверки, проверяемый период деятельности, дата начала и окончания проверки, должностные лица, осуществляющие проверку, информация о деятельности специалистов, ответственных за предоставление государственной услуги, в части предоставления государственной услуги, факты нарушения положений настоящего Административного регламента, иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, и устанавливаются сроки устранения нарушений.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

100. Специалисты, ответственные за предоставление государственной услуги, в срок, установленный в справке о результатах проверки, устраняют выявленные нарушения и уведомляют об этом должностных лиц Министерства, ответственных за проведение проверки, письменно с приложением подтверждающих документов.

4.3. Ответственность специалистов, должностных лиц Министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

101. За принятие (осуществление) неправомерных решений и действий (бездействия) в ходе предоставления государственной услуги специалисты, должностные лица Министерства несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

4.4. Положения, характеризующие требования к формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

102. Для осуществления контроля за предоставлением государственной услуги граждане, их объединения и организации имеют право направлять в Министерство индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию качества и порядка предоставления государственной услуги, а также заявления и жалобы с сообщением о нарушении специалистами, должностными лицами Министерства положений настоящего Административного регламента и иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

103. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны граждан осуществляется путем получения информации о наличии в действиях специалистов, должностных лиц Министерства нарушений положений настоящего Административного регламента и иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

104. Контроль за предоставлением государственных услуг со стороны объединений граждан и организаций осуществляется в случае представления этими объединениями и организациями интересов заявителей путем получения информации о наличии в действиях специалистов, должностных лиц Министерства нарушений положений настоящего Административного регламента и иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, должностных лиц Министерства, государственных гражданских служащих Министерства

(Раздел V изложен в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

105. Министерство обеспечивает размещение и актуализацию сведений, содержащихся в настоящем разделе, в соответствующем разделе федерального реестра.

5.1. Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги

106. Заявитель имеет право подать жалобу на решения и действия (бездействие) Министерства, должностных лиц Министерства, государственных гражданских служащих Министерства при предоставлении государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке (далее - жалоба), а также право на получение в Министерстве информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ.

5.2. Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

107. Жалоба подается заявителем или его уполномоченным представителем (далее - представитель заявителя) в следующие уполномоченные на рассмотрение жалобы органы:

Правительство Республики Алтай, в случае если обжалуются решения министра;

в Министерство, в случае если обжалуются решения и действия (бездействие) Министерства, и его должностных лиц, государственных гражданских служащих Министерства.

5.3.  Способы информирования заявителя (представителя заявителя) о порядке подачи и рассмотрения жалобы

108. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы (в том числе получения информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы) заявитель (представитель заявителя) может получить:

а) на официальном сайте Министерства;

б) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

в) посредством телефонной связи по номерам справочных телефонов Министерства;

г) при личном приеме заявителя (представителя заявителя).

5.4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, должностных лиц Министерства, государственных гражданских служащих Министерства

109. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, должностных лиц Министерства, государственных гражданских служащих Министерства регулируется следующими нормативными правовыми актами:

а) Федеральный закон № 210-ФЗ;

б) постановление Правительства Республики Алтай от 29 мая 2019 года № 158 «Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти Республики Алтай, а также на решения и действия (бездействие) многофункционального центра обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, работников многофункционального центра обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг при предоставлении государственных услуг и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 6 мая 2014 года № 122».

Приложение № 1

(утратило силу приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

Приложение № 2

(утратило силу приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

Приложение № 3

к Административному регламенту

предоставления государственной

услуги по проведению государственной

экспертизы условий труда

(редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И  ЗАЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

649000, Республика Алтай, года Горно-Алтайск, ул. Северная 10

8(388 22) 2-43-56

Email: mintrud@mintrud-altay.ru

Утверждаю:

министр труда,

социального развития и   занятости населения Республики Алтай

«

«

20 __года

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Основание для государственной экспертизы условий труда:

«___»__________ 20__года

дата регистрации заявления

данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц)

«

«

201

года

«

«

201

года

(дата начала проведения экспертизы)

(дата окончания проведения экспертизы)

(объект государственной экспертизы условий труда)

(сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на  которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте)

На экспертизу представлены следующие документы:

1.

2.

3.

4.

В ходе экспертизы оценки фактических условий труда работников установлено:

Специальная оценка условий труда в:

(сведения о работодателе)

проведена

в период с

«

«

20 _ года

                 по

«

«_________ 20__года

(наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда)

Номер в реестре организаций

дата внесения в реестр

(место нахождения и осуществление деятельности организации)

Сведения об экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда:

Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта

Должность

Номер сертификата

Дата выдачи

Регистрационный номер

Специальная оценка условий труда проведена на

рабочих местах, на которых

занято ___________

работников.

В том числе женщин:

Заключение:

1.

2.

3.

4.

5

Главный специалист отдела

трудовых отношений

Приложение № 4

к Административному регламенту

предоставления государственной

услуги по проведению государственной

экспертизы условий труда

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

                                        _________________________________

                                                        (наименование заявителя)

                                        _________________________________

                                                            (адрес заявителя)

            Уважаемый (ая) ___________________________________!

                                  (фамилия, имя, отчество (при наличии)

(редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

     Уведомляем Вас о не проведении государственной   экспертизы   условий

труда в целях оценки ____________________________________________________

                        (указывается объект экспертизы условий труда)

в связи с ______________________________________________________________.

     Решение о не проведении государственной  экспертизы   условий   труда

может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.01.2019 № П/22)

___________________________  ____________  ____________________________

        (должность)                          (подпись)         (инициалы, фамилия)

Приложение № 5

к Административному регламенту

предоставления государственной

услуги по проведению государственной

экспертизы условий труда

Министерство труда, социального развития и  занятости населения Республики Алтай

от __________________________________________

(полное наименование заявителя (для юридических лиц)), (фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц))

________________________________________________________________________________________

(почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии))

ЗАЯВЛЕНИЕ

о проведении государственной экспертизы условий труда

В соответствии со статьей 216.1 Трудового  кодекса   Российской Федерации прошу провести государственную  экспертизу  условий  труда в целях оценки (нужное отметить):

1) качества проведения специальной оценки условий труда;

2) фактических условий труда работников;

3) правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Индивидуальный номер рабочего места, в отношении условий  труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда____________________________________________________________.

Наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте[1] _________________________________________________________________

___________________________________________________________        (в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда)

Сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии) _______________________________________________.

Сведения об оплате государственной  экспертизы  условий  труда:

__________________________________

________________________       (копия чека, чек, квитанция и иные платежные документы)

Сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, в случае если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда _________________________________________________________

К заявлению прилагаются:

     1) ___________________________________________________________;

     2) ___________________________________________________________;

     3) ___________________________________________________________.

Заявитель[2]           _____________ ________________________________

        МП              (подпись)             (инициалы, фамилия)

«___» _______ 20 __ года

Регистрационный номер заявления: _________________________

Дата приема заявления: «___» _______ 20 __ года _________________

                                                               (подпись специалиста)

Приложение № 6

к Административному регламенту

предоставления государственной

услуги по проведению государственной

экспертизы условий труда

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

                                                 ________________________

                                                              (наименование заявителя)

                                                 ________________________

                                                                  (адрес заявителя)

       Уважаемый (ая) __________________________________________!

                                          (фамилия, имя, отчество (при наличии)

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.11.2019 № П/405)

Сообщаем Вам, в отношении рабочего места (рабочих мест) № _____

Министерством труда, социального развития и занятости  населения Республики Алтай (далее - Министерство) проводится государственная экспертиза условий труда в целях оценки ______________________________________________________

                  (указывается объект экспертизы условий труда)

В связи ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(указывается причина проведения исследований (испытаний) и измерений  вредных (и) или опасных факторов производственной среды и трудового процесса)

Министерством принято решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - исследования (испытания) и измерения) в период с __________ по __________ 20__ года в отношении рабочего  места (рабочих мест) № _____________.

Проведение исследований (испытаний) и измерений осуществляется за счет средств _______________________________________________________________.

В связи с вышеизложенным Вам необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления представить в Министерство по адресу: 649000, город Горно-Алтайск, ул. Северная, 10, документальное подтверждение (копия чека, чек, квитанция и иные платежные документы) о внесении на расчетный счет Министерства средств в качестве оплаты проведения исследования (испытаний) и измерений в сумме ________________________________________________________________.

____________________________   ___________      ______________________

        (должность)                           (подпись)             (инициалы, фамилия)

[1] В случае, если на государственную экспертизу условий труда предоставляется более 4 рабочих мест, к заявлению прилагается перечень этих рабочих мест.

[2] При подписании заявления представителем заявителя к нему прилагается документ,   подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.12.2018
Рубрики правового классификатора: 060.020.020 Управление в сфере труда (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 060.020.140 Охрана труда

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать