Основная информация

Дата опубликования: 15 августа 1994г.
Номер документа: 681
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9400571В9803683

В199400571В199803683

ОПУБЛИКОВАНО:

РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ, 27.10.1994, N 204

БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РФ, N 1, 1995г.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 08.09.1994 ПОД N 681

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ПРИКАЗ

                          15.08.94 N 90

                              Москва

О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ГКАП РОССИИ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 1992 Г.

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

<Утратил силу: приказ Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г. N 160; НГР:В9803683>

В целях обеспечения единообразного применения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", руководствуясь абз. 2 пункта 2 статьи 39 указанного Закона ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить разъяснения по применению закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя ГКАП России Н.Е. Фонареву.

   Председатель Комитета          Л.А. Бочин

Копия верна:

   Зам. начальника Управления делами         А. Рубан

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Приказу ГКАП России N 90

от 15.08.94 г.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

"О некоторых вопросах применения Закона

Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

"О защите прав потребителей"

   1. О субъектах правоотношений, регулируемых Законом

      Российской Федерации "О защите прав потребителей".<*>

Согласно преамбуле Закона потребителем является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд. В связи с этим нормы Закона не распространяются на предпринимателей (физических лиц и юридических лиц), приобретающих продукцию, товары или использующих результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо перепродажи, а также на юридических лиц, приобретающих товары или использующих результаты работ (услуг) для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены (заказаны) в розничной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживания населения.

Имущественные права лиц, на которых не распространяется Закон "О защите прав потребителей" связанные с приобретением товаров, использованием результатов работ (услуг), регулируются нормами Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ГК РСФСР, других законодательных и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.

-------------------

<*> - далее - Закон.

2. О предмете правоотношений, регулируемых Законом.

По смыслу Закона под товарами понимаются готовые изделия, которые реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара только в тех случаях, когда они реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд в качестве самостоятельной товарной единицы.

Под результатами понимается деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются гражданам-потребителям для удовлетворения их личных бытовых нужд (строительство жилых домов, ремонт обуви).

Под услугами понимается деятельность исполнителя, не оставляющая материального результата (транспортные, консультативные, медицинские, санитарно-гигиенические услуги, услуги связи и другие), полезный эффект (результат) которой используется гражданами-потребителями для удовлетворения их личных бытовых нужд.

К работам и услугам по смыслу Закона относится и деятельность исполнителя по заказу потребителя, выполняемая первым с привлечением третьих лиц (предоставление услуг по ремонту и содержанию жилых помещений).

3. Документы, подпадающие под понятие "стандарт".

В соответствии с преамбулой Закона к понятию "стандарт" относятся: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Органы государственного управления в пределах своей компетенции утверждают или согласовывают указанные документы нормативного характера и осуществляют контроль за соблюдением содержащихся в них обязательных требований к качеству (безопасности) товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 5 Закона по отдельным группам товаров (видам работ, услуг) обязательные требования по безопасности устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

В связи с этим правила, содержащиеся в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, не устанавливающие обязательные требования к качеству (безопасности) товаров (работ, услуг), а также иная нормативно-техническая документация под понятие "стандарт" в смысле Закона "О защите прав потребителей" не подпадают.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона данные правила и нормативно-техническая документация являются предметом соглашения сторон и после согласования становятся условиями соответствующего договора.

4. Об обязательных требованиях стандартов.

В преамбуле, п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 40 Закона содержатся указания на обязательные требования стандартов.

К ним относятся:

1) требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

2) требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3) основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

4) правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы

   5. Об определении условия о качестве в договоре

      купли-продажи, договорах о выполнении работ и оказании

      услуг.

Статья 8 Закона содержит перечень информации, которая должна предоставляться потребителю, в том числе и о качестве товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 3 ст. 58 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, предложение о заключении договора, сделанное одному или нескольким конкретным лицам, является предложением заключить договор (офертой), если оно достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя связанным в случае его принятия (акцепта). Предложение является достаточно определенным, если в нем указаны существенные условия договора или порядок их определения. К таким условиям в частности относятся указание на стандарт, обязательным требования которого должны соответствовать товары (работы, услуги), технические условия, иную нормативно-техническую документацию изготовителя, на основании которой осуществляется реализация товаров (работ, услуг) потребителю, перечень основных потребительских свойств, гарантийные обязательства, срок службы или годности и другие данные, перечисленные в п. 2 ст. 8 Закона. Указанные условия, на основании которых осуществляется продажа товаров, принятые потребителем, являются условиями договора купли-продажи, договоров о выполнении работ (оказании услуг).

Предложение, сделанное неопределенному кругу лиц, рассматривается как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано предложением.

Если на продаваемые товары имеется эксплуатационная документация (технический паспорт, инструкция по эксплуатации и т. п.), условия договора купли-продажи в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона должны содержаться в указанной документации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона условия о качестве договора купли-продажи могут быть доведены до потребителя указанием сведений на ярлыке либо путем нанесения сведений о качестве товара (маркировки) на этикетке, самом товаре или его упаковке, а также иными способами, принятыми для отдельных видов товаров.

В договорах о выполнении работ или оказании услуг отдельные условия об их качестве могут содержаться в Правилах о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг).

   6. О соответствии качества товара (работы, услуги)

      обычно предъявляемые требованиям.

Соответствие качества товара (работы, услуги) обычно предъявляемым требованиям согласно ч. 1 ст. 4 Закона означает:

1) соответствие качества товара (работы, услуги) уровню развития науки, техники и технологии.

2) пригодность товара (работы, услуги) для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

7. О сроках службы и сроках годности.

Сроки службы устанавливаются на товары (результаты работ) длительного пользования, свойства которых потребляются постепенно по мере их эксплуатации (свойства телевизора, автомобиля и т. п. используются в течение нескольких лет, при этом они снижаются не сразу, а по мере использования товара) и использование которых по истечении определенного периода времени либо представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, либо становится нецелесообразным в соответствии с их назначением.

По смыслу п. п. 2, 3 ст. 5 и п. 2 ст. 18 Закона сроки годности устанавливаются на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного периода времени.

Закон предусматривает случаи обязательного установления на товары (результаты работ) срока службы или годности и случаи установления сроков службы или годности по усмотрению изготовителя (исполнителя) или по соглашению с потребителем.

В связи с этим следует иметь в виду, что:

1. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона сроки службы (годности) должны устанавливаться на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенных сроков представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, либо может причинить вред имуществу потребителей. Установление на такие товары (результаты работ) срока службы (годности) является обязательным требованием направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей или охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона указанные требования устанавливаются в стандартах (включая государственные стандарты, строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила и другие нормативы) или законодательных актах. Следовательно, требование об обязательном установлении срока службы или срока годности на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного периода времени представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, либо может причинить вред имуществу потребителей, предусматривается в стандартах, определяющих в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством обязательные требования к качеству товаров (результатов работ) либо законодательных актах, устанавливающих такие требования.

Конкретная же продолжительность срока службы или срока годности в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона определяется самим изготовителем (исполнителем) в технических условиях, иной нормативно-технической документации, на основании которой осуществляется реализация товара (результата работы) или в договоре.

2. Установление срока службы на товары (результаты работ), не указанные в п. 2 ст. 5 Закона, является не обязанностью, а правом изготовителя (исполнителя). В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования товара (результата работы) по назначению в течение десяти лет, если иной срок службы не установлен им самим или по соглашению с потребителем. Иной срок службы как меньший, так и большей продолжительности, чем десять лет, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать, исходя из своих возможностей обеспечить использование товара (результата работы) по назначению.

Таким образом, по смыслу Закона, изготовитель (исполнитель) вправе сам установить срок службы.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и т. д.), должен указываться срок годности.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию, изготовитель обязан сообщать потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

8. Запрет на реализацию товаров (работ, услуг) без

сертификата, установленный п. 5 ст. 5 Закона.

Согласно преамбуле Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. В связи с этим нормы Закона распространяются только на отношения между указанными субъектами. Следовательно, согласно п. 5 ст. 5 Закона запрещается реализация гражданам по договорам купли-продажи, подряда и другим договорам товаров (работ, услуг) без сертификата, если они подлежат обязательной сертификации

На реализацию товаров (работ, услуг) в сфере коммерческого (предпринимательского) оборота указанный запрет не распространяется, если иное не установлено Законом.

9. О применении правил, установленных п.п. 2,3 ст. 7 Закона.

При применении п.п. 2, 3 ст. 7 Закона следует иметь в виду, что правила, обязывающие иметь вывеску с указанием профиля и форм организации деятельности, фирменного наименования (если оно имеется) и информации о режиме работы, обязанности указывать на вывеске юридический адрес (местонахождение собственника), а также обязанности информировать потребителей о применяемых правилах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), распространяются как на предприятия торговли, бытового и иных видов обслуживания, осуществляющие свою деятельность по месту постоянного нахождения, так и на торговлю во временных помещениях, с лотков, на ярмарках вне постоянного места нахождения торгового предприятия, предприятия бытового или иных видов обслуживания.

   10. Маркировка товара не должна включать

       его розничную цену.

Цена товара является существенным условием договора купли-продажи, в отсутствии которого этот договор считается незаключенным. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров. При этом информация, предусмотренная п. 2 ст. 8 Закона доводится до сведения потребителя в том числе и с помощью маркировки товаров (п. 3 ст. 8 Закона). Вместе с тем, следует иметь в виду, что маркировку товаров по общему правилу осуществляет их изготовитель, а розничную цену определяет продавец. Розничная цена товаров в зависимости от конкретных условий приобретения товаров для последующей перепродажи потребителям у разных продавцов может собственно различаться. Кроме того, существует ряд товаров, на которые не распространяются требования о маркировке. Учитывая, это, розничная цена товара не должна включаться в его маркировку.

Розничная цена товара должна быть сообщена потребителю способом, принятым для продажи отдельных видов товаров (например, с помощью ценника).

11. О месте происхождения продуктов питания.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона продукты питания, упакованные или расфасованные в Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.

Под местом происхождения продуктов питания понимается:

1) для импортных товаров - страна, где они произведены (выращены);

2) для отечественных товаров - республика в составе Российской Федерации, область, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения в составе Российской Федерации, где они произведены (выращены).

   12. Предоставление потребителю информации о товаре,

       работе, услуге.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона информация о товарах (работах, услугах) должна в наглядной и в доступной форме доводиться до сведения потребителей при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. В связи с этим предоставление данной информации на иностранном языке является ее не предоставлением. Потребителю должен быть сообщен перевод информации, содержащейся на товаре (результате работы, услуги), изложенной на иностранном языке, в форме, указанной в п. 3 ст. 8 Закона. Правовые последствия непредоставления перевода информации, изложенной на иностранном языке, наступают в соответствии со ст. 10 Закона.

   13. Предпродажная подготовка товара и последствия

       ее осуществления.

Если Правилами продажи отдельных видов товаров или договором между изготовителем и продавцом предусмотрена обязанность продавца по осуществлению предпродажной подготовки товара, то в случае ее неосуществления потребитель вправе требовать соразмерного уменьшения покупной цены, т.к. согласно ст. 4 Закона продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре, предоставленной продавцом. Невыполнение указанной обязанности продавцом должно рассматриваться как нарушение им условия договора купли-продажи.

   14. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать

       потребителю дополнительные услуги, оказываемые им за

       плату.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, оказываемые им за плату. Под дополнительными услугами должны пониматься такие, которые создают дополнительные удобства при приобретении товаров (использовании результатов работ, услуг), например: раскрой ткани и подгонка одежды по фигуре, фасовка и упаковка, доставка на дом и т. д. Если такие услуги оказываются продавцом (исполнителем) за плату, то они не могут навязываться потребителям, то есть предоставляется без его согласия, а в случае их предоставления без согласия потребителя, - потребитель вправе требовать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг.

Если основная услуга не может быть оказана без совершения дополнительных действий, последние не могут рассматриваться как дополнительная услуга и считаются составной частью основной услуги.

15. О расчете неустойки.

В соответствии со статьей 21 Закона продавец, изготовитель (предприятия, выполняющие их функции) несут ответственность в виде неустойки в размере одного процента стоимости товара за каждый день задержки выполнения требований потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара, а также за каждый день просрочки сроков, указанных в статьях 19 и 20. При расчете неустойки в случае повышения цены на товар следует исходить из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.

При добровольной уплате неустойки соответствующим требованием считается требование, за просрочку выполнения которого взыскивается неустойка.

   16. О расчетах с потребителем в случае приобретения

       им товара с недостатками.

При применении ст. 22 Закона следует иметь в виду, что:

1) При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) как в случае повышения цены на товар, так и в случае ее снижения перерасчет стоимости не производится.

Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), в товар снят с производства или прекращены его поставки, то согласно п. 3 ст. 73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены является прекращенным невозможностью исполнения. В связи с этим потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные статьей 17 Закона.

2) Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то:

а) в случае, если цена заменяемого товара на момент предъявления требования известна, то перерасчет стоимости производится исходя из этой цены;

б) в случае, если цену заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно, и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены, то перерасчет может производиться исходя из цена заменяемого товара, установленной Бюро товарных экспертиз.

17. Изъятие, установленные п/п "д" п. 1 ст. 17 Закона.

Согласно п/п "д" п. 1 ст. 17 Закона в отношении товаров, реализуемых розничными комиссионными торговыми предприятиями, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (п/п "а" п. 1 ст. 17 Закона) и о замене на товар аналогичной марки, модели, артикула (п/п "в" п. 1 ст. 17 Закона) подлежат удовлетворению с согласия продавца.

Данные исключения распространяются на товары с недостатками, проданные потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями, только в случаях, если они были приняты ими от граждан по договору комиссии, и потребитель был заранее об этом проинформирован, о чем имеется документальное подтверждение (ст. ст. 119 - 121 Основ гражданского законодательства). При этом следует иметь в виду, что действие настоящей статьи распространяется как на розничные комиссионные торговые предприятия, к которым в соответствии с действующим законодательством относятся любые предприятия независимо от форм собственности, на которых они основаны, и их организационно-правовых форм, так и на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случаях, когда указанные субъекты осуществляют реализацию товаров, принятых ими от граждан по договору комиссии.

Если розничным комиссионным предприятием потребителю реализован товар с недостатками, на который имеется неистекший гарантийный срок, то потребитель не лишается права, в случае недостижения соглашения с продавцом, требовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению либо замены товара от изготовителя или предприятия, созданного им для этих целей, или предприятия, выполняющего указанные требования на основании договора с изготовителем (п. 3 ст. 17 Закона).

   18. Обязанность разработки специальных правил безопасного

       использования, хранения, транспортировки и

       утилизации товаров (работ, услуг).

Согласно п. 4 ст. 5 Закона обязанность разработки специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг) возлагается на изготовителя (исполнителя). При этом, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона необходимо исходить из предложения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров (работ, услуг), изготовитель (исполнитель) должен обеспечить изложение указанных правил в доступной форме, в том числе с помощью общепринятых символов и терминов. Указанные правила могут быть приведены в эксплуатационной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на самом изделии.

19. О применении ст. 26 Закона.

При применении ст. 26 Закона необходимо иметь в виду следующее:

1) Обязанность заключить договор о выполнении работ или оказании услуг с потребителем возлагается только на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение определяется в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2) Основаниями, дающими право исполнителю, занимающему доминирующее положение на рынке, отказаться от заключения договора о выполнении работ или оказании услуг с потребителем являются случаи, когда выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности исполнителя или превышает его производственные возможности.

Выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности исполнителя, если такой вид деятельности прямо не указан в учредительных документах или не объявлен им (в том числе не указан в правилах бытового и иных видов обслуживания). При этом деятельность, соответствующая уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в учредительных документах считается входящей в рамки его уставной деятельности.

При решении вопроса о том, что выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки производственных возможностей исполнителя необходимо иметь в виду следующее:

а) под производственными возможностями исполнителя понимаются его объективные возможности выполнить конкретный заказ потребителя (экономические, финансовые, технологические и т.д.);

б) поскольку ст. 26 Закона на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке, возлагается обязанность организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно, исполнитель должен доказать, что и приняв все зависящие от него меры, он не мог выполнить конкретный заказ потребителя. В связи с этим не могут рассматриваться в качестве таких оснований отсутствие на момент принятия заказа достаточного количества сырья и материалов, имеющихся у исполнителя, недостаточность квалификации работников исполнителя для выполнения заказа, недопоставка комплектующих изделий и запасных частей и т.д.

Обязанность доказывания того, что выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности или производственных возможностей исполнителя согласно ст. 26 Закона возлагается на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке.

   20. О праве предъявлять иски в защиту неопределенного

       круга потребителей.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 39 Закона ГКАП России и его территориальным управлениям предоставлено в случае обнаружения нарушения прав потребителей право предъявлять иски в суд и арбитражный суд. При этом закон не конкретизирует, т.е. не устанавливает ограничений на предъявление этими органами исков исключительно в защиту отдельных потребителей. В связи с этим ГКАП России и его территориальные управления вправе предъявлять иски и в защиту неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 2 ст. 42 и ст. 44 Закона такие иски вправе предъявлять общественные организации потребителей и органы по защите прав потребителей при местной администрации.

   21. Предписания об устранении нарушений,

       направляемые на основании ст. 40 Закона.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 40 Закона органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности (в пределах предоставленным им полномочий).

Например к числу таких нарушений Закон относит несоблюдение изготовителем (продавцом, исполнителем) требований:

о разработке и доведении до сведения потребителей специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 4 ст. 5 Закона;

о соблюдении установленного порядка обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации на основании абз. 1 п. 5 ст. 5 Закона;

о запрете реализации потребителям товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, без сертификата (абз. 2, п. 5, ст. 5 Закона;

о доведении до сведения потребителей информации о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих сертификации (абз. 8, п. 2, ст. 8 Закона);

о приостановке производства товаров (результатов работ), которые при соблюдении потребителем правил использования, хранения либо транспортировки причиняют или могут причинить вред его жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу до устранения причин опасных свойств продукции, а также о снятии таких товаров (результатов работ) с производства, если указанные причины устранить не представляется возможным (п. 6 ст. 5 Закона);

об установлении срока службы (годности) на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей. Указанное требование не распространяется на товары (результаты работы) безопасность которых обеспечивается не менее, чем в течение 10 лет (п. 3 ст. 5 Закона), т.е. в течение срока службы, установленного законом.

о запрете реализации товаров (результатов работ) по истечении срока годности (п. 2 ст. 18 Закона);

о доведении до сведения потребителей установленного срока службы (годности) товара (результата работы), необходимых действиях по его истечении и возможных последствиях при невыполнении указанных действий (абз. 2 п. 2 ст. 5 Закона);

об обеспечении безопасности товаров (работ, услуг) в течение установленного срока их службы (годности) (п. 3 ст. 5 Закона);

о соответствии товаров (работ, услуг), передаваемых потребителям, обязательным требованиям стандартов, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а также предотвращающих причинение вреда имуществу потребителя и другим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 4, абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона).

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные случаи нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении.

[введено:   15.09.94  оператор НЦПИ - Куркина  Р.И.]

[проверено: 16.09.94                - Пешукова Е.Ю.]

[ТРТ:       14.01.99 юрист     НЦПИ - Ланина   О.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ № 204 от 27.10.1994, БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РФ № 1 от 15.08.1994
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.030 Способы обеспечения исполнения обязательств, 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 030.100.050 Защита прав потребителей (см. также 020.030.060, 090.100.100, 100.130.020), 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.100.000 Торговля, 090.100.060 Применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (см. также 080.100.080), 090.100.100 Защита прав потребителей при продаже товаров (см. также 020.030.060, 030.100.050), 090.100.130 Контроль за качеством и безопасностью товаров, за соблюдением норм и правил торговли. Ответственность за нарушение правил торговли

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ
№-534786487 от 29 декабря 1994

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать