Основная информация

Дата опубликования: 15 сентября 2015г.
Номер документа: RU93000201501332
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Инспекция по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

1

РЕСПУБЛІКА КРИМ

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

КЪЫРЫМ
ДЖУМХУРИЕТИ

ІНСПЕКЦІЯ З ДЕРЖАВНОГО ГАЗОВОГО НАГЛЯДУ ТА ЕНЕРГОСБЕРЕЖЕННЯ РЕСПУБЛІКИ КРИМ

ИНСПЕКЦИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГАЗОВОМУ НАДЗОРУ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИНИНЪ ДЕВЛЕТ ГАЗ НЕЗАРЕТИ ВЕ ЭНЕРГИЯ КЪОРУВЫ БОЮНДЖА ИНСПЕКЦИЯ

ул. Большевистская, 24,                                                                                                                           тел./факс: 51-06-05
г.Симферополь, 295000                                                                                                                         e-mail: insggne@rk.gov.ru

ПРИКАЗ

от 15.09.2015_№ 118

Об утверждении Инструкции

для оценки качества выполненных

работ по энергетическим обследованиям

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законом Республики Крым от 28 января 2015 года № 77-ЗРК/2015 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 174 «Об утверждении Положения об Инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 года № 160 «Об утверждении Порядка проведения оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям (энергоаудитам) организациями Республики Крым», -

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию для оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям.

2. Главному специалисту отдела по энергосбережению и энергоаудиту, ведущему государственному инспектору по энергосбережению опубликовать на официальном сайте Инспекции Инструкцию для оценки качества выполненных работ по энергетическим обследования.

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Инспекции                                                                    К.Н. Кимаковский

Приложение

к приказу Инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым

от   15.09.2015    № 118

ИНСТРУКЦИЯ

для оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям

I. Общие положения

1. Настоящая «Инструкция для оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям» (далее -  Инструкция), разработана в
соответствии с:

-  Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –
ФЗ-№ 261);

-  Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня
2014 года № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (далее - Приказ № 400);

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

– Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня
2014 года № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»;

– Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня
2014 года № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»;

– Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации
от 17 февраля 2010 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Законом Республики Крым от 28 января 2015 года № 77-ЗРК/2015
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Крым»;

- Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта  2015 года № 160 «Об утверждении Порядка проведения оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям (энергоаудитам)  организациями Республики Крым».

2. Инструкция распространяется на должностных лиц Инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым (далее – Инспекция) при осуществлении государственной функции по проведению оценки качества выполненных работ по энергетическим обследованиям (энергоаудитам) организациями Республики Крым (далее – государственная функция), на лиц, имеющих право проводить энергетические обследования и являющихся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
(далее - СРО) при проведении и оформлении результатов энергетических обследований, а также на лиц, заказавших проведение энергетического обследования.

3. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО (далее - энергоаудиторы).

4. Энергоаудиторы обязаны соблюдать требования к проведению энергетического обследования и его результатам, а также стандарты и правила СРО, членами которой они являются.

5. При проведении энергетического обследования объем оказываемой услуги определяется лицом, заказавшим проведение энергетического обследования (далее - заказчик), в соответствии с договором на оказание услуги по проведению энергетического обследования (далее - договор).

6. Перечень зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, в отношении которых должны быть проведены мероприятия по энергосбережению, связанные с измерением объекта энергетического обследования и направленные на сбор необходимой информации, а также оценку эффективности использования энергетических ресурсов и воды (далее - инструментальное обследование), и (или) сведения о которых должны быть отражены в отчете, определяется заказчиком в договоре.

7. Основные цели энергетического обследования:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

II. Проведение энергетического обследования, разработка, составление и заполнение отчета.

Общие требования.

8. Требования к проведению энергетического обследования, а также к разработке, составлению и заполнению отчета установлены Приказом № 400, при осуществлении государственной функции определяется полнота и качество оформления отчета.

Отчет разрабатывается и заполняется на основании обработанных и проанализированных сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования, его визуального осмотра и инструментального обследования.

9. В целях проведения энергетического обследования энергоаудитором должны быть проведены следующие действия:

1) заключение договора с заказчиком;

2) сбор информации об объекте энергетического обследования;

3) обработка и анализ сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования;

4) визуальный осмотр и инструментальное обследование (в случае, если оно предусмотрено техническим заданием) объекта энергетического обследования;

5) обработка и анализ сведений, полученных по результатам визуального осмотра и инструментального обследования объекта энергетического обследования;

6) разработка, составление и заполнение отчета, энергетического паспорта, подготовленного по результатам энергетического обследования.

Получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов.

10. Для получения объективных данных об объемах используемых энергетических ресурсов энергоаудитором проводится:

1) анализ договоров заказчика с ресурсоснабжающими организациями;

2) анализ состояния фактически используемых систем снабжения энергетическими ресурсами;

3) определение структуры и анализ динамики расхода используемых энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражениях за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, по системам использования энергетических ресурсов в целом;

4) определение структуры и анализ динамики потребления по каждому виду используемых энергетических ресурсов в процентном отношении за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, по системам использования энергетических ресурсов в целом;

5) разработка балансов по каждому виду используемых энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, по системам использования энергетических ресурсов в целом.

11. На основании анализа сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования, энергоаудитором определяется план проведения визуального осмотра и инструментального обследования, который представляет собой согласованную с заказчиком программу визуального осмотра и инструментального обследования (далее - программа).

12. Сведения, которые должны быть получены по результатам визуального осмотра и инструментального обследования объекта энергетического обследования, определяются в договоре и указываются в программе.

13. На основании обработанных и проанализированных сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования, его визуального осмотра и инструментального обследования данные об объемах используемых энергетических ресурсов указываются в отчете. 

В разделе характеристики по каждому виду используемых энергетических ресурсов (в том числе вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) топлив и возобновляемых источников энергии) на объекте энергетического обследования указываются:

- размер тарифов (регулируемой цены) на используемый энергетический ресурс за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году;

- анализ тарифов на используемый энергетический ресурс и сравнительная характеристика тарифа к уровню тарифов для категории потребителей, к которой относится заказчик энергетического обследования, за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году;

- единица измерения и значение объема потребления используемого энергетического ресурса на производство продукции (работ, услуг), в том числе отдельно по каждому виду продукции (работ, услуг), за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, для объекта энергетического обследования;

- баланс фактически используемого энергетического ресурса в натуральном и стоимостном выражениях за отчетный (базовый) год, два года, предшествующих, и прогнозный баланс используемого энергетического ресурса в натуральном и стоимостном выражениях на два года, следующих за отчетным (базовым) годом, всей системы использования энергетического ресурса и каждого ее элемента отдельно;

- сведения об оснащенности системы используемого оборудования узлами (приборами) коммерческого и технического учета за отчетный (базовый) год, в том числе характеристики по каждому узлу (прибору) учета: наименование и марка, класс точности, год установки и сроки поверок;

- фактическое состояние и структура системы используемого энергетического ресурса за отчетный (базовый) год, в том числе результаты инструментального обследования (в случае, если оно проводилось);

- единица измерения и значения спроса на используемый энергетический ресурс в зависимости от времени суток (на период проведения энергетического обследования) по каждому элементу системы использования энергетического ресурса.

Определение показателей энергетической эффективности.

14. При проведении энергетического обследования в обязательном порядке определяются фактические и расчетно-нормативные значения показателей энергетической эффективности используемого энергетического ресурса всей системы использования энергетического ресурса и каждого ее элемента отдельно.

15. Показатели энергетической эффективности государственных и  муниципальных учреждений, а также учреждений бюджетной сферы определяются в соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации
от 30 июня 2014 года № 399 «Об утверждении методики расчета целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

16. В составе показателей энергетической эффективности организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также организаций осуществляющих производство электрической или тепловой энергии в обязательном порядке указываются удельные расход энергетических ресурсов и (или) воды.

17. В состав показателей энергетической эффективности по каждому зданию (строению, сооружению) (в случае, если оно является объектом энергетического обследования) за отчетный (базовый) год, определенный заказчиком в договоре включаются:

- удельная тепловая характеристика здания, строения, сооружения (нормативная и фактическая);

- результаты инструментального обследования (в случае, если оно проводилось);

- класс энергетической эффективности.

18. При наличии утвержденной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – программы энергосбережения) указываются сведения о достижении утвержденных целевых показателей программы энергосбережения.

Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

19. К основным процессам обработки и анализа сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования, визуального осмотра и инструментального обследования объекта энергетического обследования, относятся:

1) расчет фактического расхода используемых энергетических ресурсов отдельно по элементам систем использования энергетических ресурсов;

2) оценка эффективности использования энергетических ресурсов отдельно по элементам систем использования энергетических ресурсов;

3) расчет и оценка неучтенного потенциала используемых энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражениях отдельно по элементам систем использования энергетических ресурсов;

4) определение структуры и анализ динамики расхода, потребления и потерь по каждому виду используемых энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, отдельно по каждому элементу систем использования энергетических ресурсов;

5) составление баланса по каждому виду используемых энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год и два года, предшествующих отчетному (базовому) году, отдельно по каждому элементу систем использования энергетических ресурсов;

6) расчет фактического и нормативного расходов используемых энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год отдельно по каждому элементу систем использования энергетических ресурсов;

7) расчет и оценка эффективности использования энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год отдельно по каждому элементу систем использования энергетических ресурсов;

8) расчет и оценка потенциала, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, по каждому виду используемых энергетических ресурсов отдельно по элементам систем использования энергетических ресурсов.

20. На основании обработанных и проанализированных сведений, полученных по результатам сбора информации об объекте энергетического обследования, его визуального осмотра и инструментального обследования в отчете указываются следующие сведениях о потенциале энергосбережения и оценке экономии  энергетических ресурсов:

1) сведения о рекомендуемых энергоресурсосберегающих мероприятиях, в том числе отдельно по каждому предлагаемому энергоресурсосберегающему мероприятию:

- наименование и (или) описание рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия с указанием адреса, а также наименований и стоимости (на период составления отчета) средств, которые необходимо использовать для внедрения указанного мероприятия;

- сведения о грантах и субсидиях на внедрение рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия;

- сведения о налоговых льготах после внедрения рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- объем финансирования рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия, в ценах на период составления отчета;

- годовая экономия используемых энергетических ресурсов в натуральном и (или) стоимостном выражениях, на энергосбережение и повышение энергетической эффективности которых направлено предлагаемое энергоресурсосберегающее мероприятие;

- срок окупаемости рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия;

- рекомендуемая дата внедрения энергоресурсосберегающего мероприятия;

- динамические показатели оценки экономической эффективности рекомендуемого энергоресурсосберегающего мероприятия на весь период внедрения: дисконтированный срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, ставка дисконтирования, индекс рентабельности или доход на единицу затрат;

2) сведения о влиянии рекомендуемых взаимосвязанных энергоресурсосберегающих мероприятий на качество и эффективность потребления используемых энергетических ресурсов;

3) сведения о влиянии рекомендуемых взаимосвязанных энергоресурсосберегающих мероприятий на качество, эффективность и себестоимость (затраты) производства используемых энергетических ресурсов для объекта энергетического обследования, на котором осуществляется производство энергетических ресурсов;

4) сведения о влиянии рекомендуемых взаимосвязанных энергоресурсосберегающих мероприятий на качество, эффективность и себестоимость передачи используемых энергетических ресурсов для объекта энергетического обследования, на котором осуществляется передача энергетических ресурсов;

5) сведения о влиянии рекомендуемых взаимосвязанных энергоресурсосберегающих мероприятий на качество, эффективность и себестоимость производства продукции (работ, услуг) для объекта энергетического обследования, на котором осуществляется производство продукции (работ, услуг);

6) сравнительная оценка объема финансирования, значений годовой экономии используемых энергетических ресурсов в натуральном и (или) стоимостном выражениях, сроков окупаемости и значений динамических показателей экономической эффективности рекомендуемых взаимосвязанных энергоресурсосберегающих мероприятий по отношению к альтернативным взаимосвязанным энергоресурсосберегающим мероприятиям;

7) план и график внедрения рекомендуемых энергоресурсосберегающих мероприятий;

8) оценка внедрения рекомендуемых энергоресурсосберегающих мероприятий на ранее внедренные энергоресурсосберегающие мероприятия и конечные результаты энергосбережения и повышения энергетической эффективности используемых энергетических ресурсов;

9) оценка возможных негативных эффектов при внедрении рекомендуемых энергоресурсосберегающих мероприятий.

21. Выявление  непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов и как следствие определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является основной целью проведения энергетического обследования,  поскольку именно потенциал энергосбережения, определяет   объем  возможной  экономии  энергетических ресурсов. 

    В отчете отражаются результаты оценки потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, причины выявленных нарушений в использовании энергетических ресурсов, имеющиеся резервы:

- потери энергетических ресурсов, обусловленные несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, нормативными и методическими документами;

-  потери энергетических ресурсов, вызванные нерациональной технологией или организацией производства, не оптимальностью схем и режимов работы оборудования или бесхозяйственностью;

- перерасходы энергетических ресурсов из-за несоответствия нормативных показателей энергетической эффективности оборудования фактическим показателям;

- потери энергетических ресурсов в связи с низкой энергетической эффективностью элементов технологической схемы: котельного, турбинного оборудования, оборудования химического, электрического, топливно-транспортных цехов, зданий и сооружений и других;

По результатам оценки потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности оформляются выводы и рекомендации по организационным и техническим решениям повышения энергетической эффективности, а также определяются основные направления снижения затрат энергетических ресурсов.

Мероприятия  по  энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть направлены  на  устранение  этих  непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов.

22. При выявлении непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов необходимо учитывать требования ФЗ-№ 261 - государственное (муниципальное) учреждение  обязано  обеспечить  снижение  в  сопоставимых  условиях объема потребленных им топливно-энергетических ресурсов и воды в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленных  в базовом году с ежегодным снижением такого  объема  не  менее  чем  на 3%. 

Первым этапом должны выполняться обязательные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями соответствующих нормативных правовых актов. К обязательным мероприятиям относятся:  установка  приборов  учета  на  все  виды  используемых энергетических ресурсов, обучение лиц, ответственных за вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение режимно-наладочных работ на топливоиспользующем оборудовании и другие.

23. Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может быть сформирован на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации
от 17 февраля 2010 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Рекомендуемые к реализации мероприятия делятся на  две категории:

-  организационно-технические,  предполагающие  повышение  культуры производства,  наведение  должного  порядка  в  энергохозяйстве,  строгое соблюдение номинальных режимов эксплуатации, обеспечение оптимального уровня  загрузки  агрегатов,  своевременное  выполнение  наладочных  и ремонтно-восстановительных работ и другие;

-  инвестиционные  (технические),  связанные  с  замещением  морально устаревших  производственных  мощностей,  внедрением  современной энергоэффективной техники, модернизацией процессов и технологий и т.д.

Наибольшую  ценность  (в  смысле  практической  реализации)  имеют организационно-технические  мероприятия, так как снижение энергоемкости производства достигается за их счет с минимальными сроками окупаемости и минимальными затратами.

24. Простой  срок  окупаемости мероприятия  (количество  периодов)  определяется  по формуле:

      DP= Inv/ Et

Et – экономия в период времени (на этапе t);

Inv – инвестиции (капитальные вложения) в проект.

Сроки окупаемости малозатратных мероприятий от 6 месяцев до 1 года, среднезатратных не более 3 лет.

25. Общая оценка эффективности реализации программы энергосбережения определяется по следующей формуле:

где – комплексный показатель эффективности реализации программы энергосбережения, %;

- плановое финансирование мероприятий программы энергосбережения, тыс. руб.;

- фактическое финансирование мероприятий программы энергосбережения, тыс. руб.;

- фактическое значение i-го показателя, достигнутое в ходе реализации программы энергосбережения;

- плановое (прогнозное) значение i-го показателя, утвержденное программой энергосбережения;

- количество целевых показателей программы энергосбережения.

Эффективность реализации программы энергосбережения признается высокой при значении комплексного показателя эффективности реализации программы энергосбережения 80% и выше, при значении менее 80% – низкой.

Если комплексный показатель эффективности реализации программы энергосбережения составляет от 45% до 79%, программа энергосбережения требует доработки и корректировки. При достижении комплексного показателя эффективности реализации программы энергосбережения менее 45% реализация программы энергосбережения считается неэффективной.

III. Требования к энергетическому паспорту, составленному

по результатам обязательного энергетического обследования.

26. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, установлены Приказом № 400.

27. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования объекта энергетического обследования, разрабатывается и заполняется на основании сведений, указанных в отчете, составленном по результатам энергетического обследования соответствующего объекта.

28. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

29. При осуществлении государственной функции определяется:

1) наличие форм № 1-24 энергетического паспорта, их соответствие установленным формам Приказа № 400;

2) наличие форм № 25-29 для организаций, осуществляющих добычу природного газа (газового конденсата, нефти), подземное хранение природного газа, переработку природного газа;

3) наличие форм № 30-34 для газотранспортных организаций

              4) наличие комплекта форм № 1-34, заполненных по каждому обособленному подразделению заказчика при наличии таких обособленных подразделений в других муниципальных образованиях согласно п. 21
Приказа № 400.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.010.070 Энергетика

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать