Основная информация

Дата опубликования: 17 марта 2017г.
Номер документа: RU86000201701176
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

(ДЕПСОЦРАЗВИТИЯ ЮГРЫ)

ПРИКАЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 12 НОЯБРЯ 2012 ГОДА № 34-НП «О ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

г. Ханты-Мансийск

«17» марта 2017 г.                                                                                                            № 05-нп

В целях совершенствования подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по порядку предоставления услуг семьям, находящимся в социально опасном положении, а также по реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 января 2017 года № 12-1/10/П-13, подпунктом 2.3 пункта 2 протокола расширенного заседания рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по выявлению и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних по вопросу профилактики суицидов среди несовершеннолетних и выработке единого межведомственного подхода к решению указанной проблемы от 2 февраля 2017 года, п р и к а з ы в а ю:

Внести в приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 ноября 2012 года № 34-нп «О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (далее – приказ) следующие изменения:

1.1. Преамбулу приказа изложить в следующей редакции:

«В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6.43.5 пункта 6.43 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2014 года № 458-п, п р и к а з ы в а ю:».

1.2. Приложение к приказу изложить в следующей редакции:

«Приложение

к приказу Департамента социального
развития Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры

от 12 ноября 2012 года № 34-нп

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Учебно-тематический план



п/п

Разделы

Всего

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители*

2

1

1

1.1.

Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка*

2

1

1

2.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

11

5

6

2.1.

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье

3

1

2

2.2.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

1

1

2.3.

Формы устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*

4

2

2

2.4.

Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей

2

1

1

3.

Взаимодействие приемной семьи с заинтересованными органами и организациями

5

1

4

3.1.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями, с биологической семьей ребенка

3

1

2

3.2.

Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом*

1

0

1

3.3.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи*

1

0

1

Промежуточная аттестация[1]

1

0

1

4.

Этапы развития ребенка

6

2

4

4.1.

Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию ребенка. Особенности развития детей подросткового возраста*

3

1

2

4.2.

Возрастные особенности развития приемных детей

3

1

2

5.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. Особенности  развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорция развития ребенка

12

3

9

5.1.

Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения

2

1

1

5.2.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи. Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

3

0

3

5.3.

Насилие над ребенком, виды насилия. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей

2

1

1

5.4.

Влияние социальной среды на поведение подростка (интернет зависимость, группы в социальных сетях, вовлечение в экстремистские организации). Понятия «Экстремизм», «Религиозный экстремизм», «терроризм»

2

1

1

5.5.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

3

0

3

6.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

2

4

6.1.

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка

2

1

1

6.2.

«И память сердца сохраняя». Что помнит ребенок о себе*

1

0

1

6.3.

Влияние разлук и потерь на развитие ребенка

3

1

2

7.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

11

2

9

7.1.

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка

2

0

2

7.2.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

1

0

1

7.3.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

0

1

7.4.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

0

1

7.5.

Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды

2

0

2

7.6

Особенности межличностного взаимодействия кровных и приемных детей

2

1

1

7.7.

Родственная опека. Профилактика вторичных отказов от детей в замещающих семьях

2

1

1

8.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

6

1

5

8.1.

Когда приемный ребенок сводит вас с ума или как разрешать сложные проблемы приема

3

0

3

8.2.

Наказание и поощрение приемных детей

3

1

2

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

9.1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

0

9.2.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

0

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

2

6

10.1.

Моя семья (структура семьи)*

1

0

1

10.2.

Отношения в семье

1

0

1

10.3.

Роль поддержки и критики в семье

1

1

0

10.4.

Нормы и правила семьи

1

0

1

10.5.

Стили семейного воспитания

1

0

1

10.6.

Психологическая готовность кандидатов в приемные родители и их членов семьи к приему детей на воспитание в семью

3

1

2

Промежуточная аттестация[2]

1

0

1

11.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

3

3

11.1.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним*

2

1

1

11.2.

Формирование здорового образа жизни*

1

1

0

11.3.

Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья

1

0

1

11.4.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка*

1

0

1

11.5

Возможные патологии развития детей

1

1

0

12.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

3

1

2

12.1.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

2

1

1

12.2.

Итоговая аттестация (экзамен)

1

0

1

Всего

80

24

56

--------------------------------

<*> Подготовка граждан (в отношении указанных тем) может осуществляться как посредством очной, так и очно-заочной (дистанционной) формы обучения.

<1>,<2> Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).

ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

1.1. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка.

Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Специфика проведения подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание
в семьи граждан

2.1. Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (личные, социальные, политические, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних. Международные правовые акты. Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на территории Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Субъекты права. Категория гражданской правосубъектности. Понятия «дееспособность», «недееспособность». Полная дееспособность. Условия приобретения и сохранения полной дееспособности. Эмансипация. Неполная (частичная) дееспособность. Право совершать сделки. Ограничение дееспособности. Основания для ограничения или лишения несовершеннолетних права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Срок ограничения дееспособности несовершеннолетнего.

Личные права и свободы ребенка: право на жизнь; право на охрану чести и достоинства личности; право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений; право на свободу мысли, слова, свободу массовой информации; право на свободу совести и вероисповедания; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Политические права и свободы ребенка: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности ребенка; право на жилище; право на охрану здоровья; право на социальное обеспечение; право на труд; право на образование.

Содержание права ребенка жить и воспитываться в семье. Правомочия ребенка: право знать своих родителей, насколько это возможно; право на заботу со стороны родителей; право на совместное проживание со своими родителями.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Общая характеристика семейных форм воспитания (усыновление, приемная семья, передача в семью опекуна (попечителя).

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации, к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Порядок и основания семейно-правовой ответственности родителей за нарушение прав ребенка. Лишение родительских прав. Основания лишения родительских прав. Ограничение родительских прав. Восстановление в родительских правах.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

2.2. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии права на образование.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дополнительные гарантии права на труд.

Порядок получения, приостановления, прекращения мер социальной поддержки детям-сиротам.

2.3. Формы устройства: усыновление, опека (попечительство); приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

усыновление (удочерение);

передача под опеку или попечительство;

передача в приемную семью.

Усыновление (удочерение) детей. Законодательство об усыновлении (удочерении). Дети, подлежащие усыновлению. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители. Процедура усыновления. Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Правовые последствия усыновления ребенка.

Опека и попечительство как одна из форм семейного устройства. Законодательство об опеке и попечительстве. Формы и виды опеки (попечительства) над несовершеннолетними: опека в общем порядке, предварительные опека и попечительство. Дети, подлежащие опеке. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в опекуны (попечители). Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями). Правовой статус опекунов (попечителей). Управление имуществом несовершеннолетних подопечных, хранение и отчуждение имущества. Опека над детьми и усыновление: сходства и различия.

Приемная семья как одна из форм семейного устройства. Законодательство о приемной семье. Порядок создания приемной семьи. Опека и приемная семья: сходства и различия. Вознаграждение приемным родителям, его размер, порядок назначения и прекращения. Случаи приостановления выплаты вознаграждения приемным родителям.

Понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Смена формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Переезд замещающей семьи за пределы муниципального образования.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Поиск и выбор ребенка (детей) для принятия в семью. Подбор ребенка (детей) в соответствии с заключением органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном, попечителем, приемным родителем.

Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, организациями для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, получения сведений из регионального банка данных и федеральным банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Посещение (при возможности) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации учреждения.

Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

2.4. Права, обязанности и ответственность опекуна и попечителя.

Обязанности кандидатов в приемные родители, опекуна, попечителя, приемного родителя.

Обязанность опекунов и попечителей по подготовке к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Готовность к самостоятельной семейной жизни детей, через сформированность совокупности четырех составляющих: когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, деятельностно-практической.

Права и обязанности кандидатов в усыновители, опекуна (попечителя), приемного родителя при обращении в органы опеки и попечительства с целью ознакомления со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью.

Гражданско-правовая ответственность опекунов по сделкам, совершаемым от имени подопечных.

Уголовная ответственность, административная ответственность опекунов и попечителей за свои действия или бездействия.

Ответственность замещающих родителей в случае отмены опеки (попечительства), усыновления.

Взаимодействие приемной семьи с заинтересованными органами и организациями

3.1. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями, с биологической семьей ребенка.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – сопровождающая организация), после устройства ребенка.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники – сопровождающая организация – органы опеки и попечительства – приемная семья).

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие. Восстановление биографии ребенка. Вопрос общения подопечных детей со своими родственниками.

Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.

Взаимодействие приемной семьи со службой судебных приставов, пенсионным фондом и другими организациями.

Обязанности по оформлению приемному ребенку пенсии по потери кормильца (при наличии оснований). Взаимодействие со службой судебных приставов по взысканию алиментов с родителей, лишенных/ограниченных в родительских правах (в том числе обязанность по получению справок об уплате алиментов, предъявлению исполнительных листов).

Взаимодействие приемной семьи с другими организациями по обеспечению прав и законных интересов приемных детей.

3.2. Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Информирование о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Схема взаимодействия приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

3.3. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Основные функции, обязанности приемного родителя и меры ответственности за их невыполнение. Выполнение родительских функций приемной семьей как условие успешной деятельности по воспитанию приемного ребенка. Ответственность приемных родителей.

Критерии оценки, самооценки деятельности приемного родителя.

Этапы развития ребенка

4.1. Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию ребенка. Особенности развития детей подросткового возраста.

Особенности нервно-психического развития ребенка. Фазы и направления развития ребенка в норме.

Периодизация детства: основные подходы.

Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. Внутриутробный период (фаза эмбрионального развития, фаза плацентарного развития). Внеутробный период: период новорожденности, период грудного возраста, преддошкольный период, дошкольный период, младший школьный период, старший школьный период).

Потребности детей и возрастные нормы их развития (ребенок до года, ребенок к 3 годам, ребенок к 4 годам, ребенок к 5 годам, ребенок к 6 годам, ребенок к 7 годам, ребенок в возрасте от 7 до 11 лет, подростковый возраст, юношеский возраст). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Критические периоды развития. Пубертатный период.

Подростковый возраст – период между детством и взрослостью. Процесс физического и психического развития в подростковом возрасте. Формирование «взрослой ответственной позиции», «чувства взрослости», критичности по отношению к себе. Нарушение относительного физиологического и психологического равновесия. Развитие нервно-психических отклонений. Психотравмирующие факторы.

4.2. Возрастные особенности развития приемных детей.

Уровни развития (физического, эмоционального/социального, интеллектуального) приемного ребенка.

Потребность в чувстве принадлежности к своей культуре, роду, кровной семье.

Проблемы, возникающие у подростков при помещении в новую семью, раскрытии тайны усыновления. Самоопределение подростков. Подготовка к самостоятельной жизни.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5.1. Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и необходимость их обеспечивать.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

Роль замещающей семьи в реабилитации и особенности интеллектуального развития ребенка с задержкой психического развития, умственной отсталостью, педагогической запущенностью. Особенности социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в новой семье.

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Мотивация родителей по воспитанию ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы при получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Виды специализированных образовательных организаций (реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья, организации дополнительного образования). Временное помещение подопечных детей в организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.2. Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи. Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понятие «способность обеспечить потребности развития ребенка».

Роль семьи в обеспечении потребностей развития приемного ребенка.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

5.3. Насилие над ребенком, виды насилия. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и его последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Дихотомия «жертва-агрессор».

Признаки того, что ребенок подвергается насилию.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Проявление травматических переживаний. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Диспропорции развития ребенка.

Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Минимизация последствий насилия.

Меры по профилактике суицидального поведения детей.

Профилактика суицидального поведения детей. Психологические особенности детей, подверженных риску суицида.

Классификация суицидальных проявлений.

Демонстративные и истинные попытки суицида.

Мотивы и поводы суицидального поведения.

Депрессивные расстройства.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.

5.4. Влияние социальной среды на поведение подростка (интернет зависимость, группы в социальных сетях, вовлечение в экстремистские организации). Понятия «Экстремизм», «Религиозный экстремизм», «терроризм».

Социальная среда подростка (школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации, в том числе Интернет).

Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды. Осложненное поведение подростков как следствие негативного влияния социальной среды.

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание подростка.

Знакомство с информацией, представленной в социальных сетях.

Основные понятия социально-политического явления «терроризм».

Профилактика экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей детей.

Дети «группы риска» и профилактическая работа с ними.

Формирование устойчивой жизненной позиции ребенка, толерантности.

5.5. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Семья как реабилитирующая среда. Возможности и ресурсы семьи по реабилитации ребенка, пережившего жестокое обращение.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка, пережившего жестокое обращение. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Общение действующих приемных родителей с лицами, желающими принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Положительный опыт семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.

Факторы успешности замещающих родителей.

Практика реагирования на стрессовые ситуации.

Возможности и ресурсы семьи в решении возникающих проблем.

Способы восстановления доверительных отношений.

Проблемы, трудности с которыми сталкиваются и возможно столкнуться приемные родители (воспитание ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья).

О возрастных особенностях детей.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6.1. Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка.

Понятие «депривация».

Причины возникновения эмоциональной депривации у ребенка, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, на телесном, интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.

Проблемы подростков, переживших материнскую депривацию. Психологические особенности. Проблемы идентификации и принятия собственных чувств и эмоций. Усвоение семейных ценностей и создание собственных семейных традиций в будущем.

Акцентуации характера приемных детей и пути коррекционной работы: особенности формирования характера ребенка вследствие материнской, эмоциональной, двигательной, сенсорной, информационной депривации.

6.2. «И память сердца сохраняя». Что помнит ребенок о себе.

Просмотр видеофильма «И память сердца сохраняя».

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка.

Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка. Отношение к прошлому опыту ребенка, к воспоминаниям о его семье.

Преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием кровных родственников ребенка.

6.3. Влияние разлук и потерь на развитие ребенка.

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Разлуки, потери: категории, типы.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Помощь в минимизации травмы. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. Синдром посттравматических стрессовых нарушений.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

7.1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Особенности подготовки семьи и родственников к появлению приемного ребенка: преодоление страхов.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития: прогнозирование изменений.

Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие снимать тревогу, преодолевать возникающие трудности, облегчать состояние напряжения. Техники эмоциональной саморегуляции.

7.2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Факторы, влияющие на процесс вхождения ребенка в новую семью (предшествующий опыт ребенка, семьи).

Особенности процесса вхождения ребенка в семью. Теория привязанности английского психолога Джона Боулби.

Этапы вхождения ребенка в семью («завершение проблем предшествующего этапа», «этап перестройки», «объединение», «осознание принадлежности»).

Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью.

Проблема влияния этнических и конфессиональных факторов на социальную и психологическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новой семье.

Формирование новой семейной системы ценностей. Влияние этнических и конфессиональных факторов на внутренние и внешние границы семьи. Учет конфессиональных и этнических факторов в процессе адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новой семье.

Особенности социально-психологической адаптации братьев и сестер.

Понятие «сиблинги». Психология отношений между сиблингами. Устройство сиблингов в семью. Проблема отношения сиблингов с родными детьми. Проблема соперничества сиблингов. Иерархия в отношениях сиблингов. Половозрастные особенности сиблингов и их влияние на успешность адаптации в новой семье. Психологические особенности старшего и младшего ребенка. Что могут сделать родители для того, чтобы избежать жесткой конкуренции и конфликтности сиблингов. Влияние и особенность между разницей в возрасте и полом. Соперничество детей в семье, факторы, влияющие на развитие отношений между ними. Отсутствие личного пространства.

Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Методика «Книга жизни ребенка» (восстановление основных этапов жизни ребенка от рождения до настоящего времени, принятие потери своей семьи, осознание своего места в новой семье).

7.3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления.

Как сказать ребенку, что он приемный.

7.4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Функции и возможности специалистов в процессе адаптации ребенка в приемной семье.

7.5. Формирование детско-родительских привязанностей.

Привязанность – основа полноценного психического развития ребенка. Стадии формирования привязанности: стадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 месяцев); стадия специфических привязанностей (7-9 месяцев), стадия множественных привязанностей (11-18 месяцев), привязанность детей с 2 лет и старше. Нарушения привязанности: тревожно-амбивалентная привязанность, избегающая привязанность, дезорганизованная привязанность.

Условия формирования привязанностей. Проблемы в формировании детско-родительской привязанности в замещающей семье. Необходимые факторы формирования привязанности ребенка к новой семье: готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло, принимать ребенка таким какой он есть, вовлечение ребенка в обычаи семьи; качество отношений с другими членами семьи; интеграция привязанностей – прежних и вновь возникающих, постройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям.

Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды.

Причины и стадии сопротивления ребенка. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка. Работа с сопротивлением ребенка (структурные, ролевые техники, наблюдение, парадоксальное объяснение).

7.6. Особенности межличностного взаимодействия кровных и приемных детей.

Роль замещающих родителей в межличностном взаимодействии кровных и приемных детей. Обучение методам и формам выхода из конфликтных ситуации между кровными и приемными детьми.

7.7. Родственная опека. Профилактика вторичных отказов от детей в замещающих семьях.

Несовпадение ожиданий в системе семейных ролей. Поддержание значимости родительства. Реализация явных и ложных мотивов родительства. Последствия вторичного отказа от ребенка.

Нарушения семейного функционирования в семьях родственной опеки – «вынужденность» приема детей. Травматический стресс в семьях родственной опеки, негативное влияние на уровень удовлетворенности опекунов в основных сферах жизнедеятельности (семья, личная жизнь, карьера, досуг и т.д.). Основные страхи опекунов: возможность повторения детьми судьбы своих родителей.

Пути разрешения трудных ситуаций.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

8.1. Когда приемный ребенок «сводит вас с ума» или как разрешать сложные проблемы приема.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Причины «трудного» поведения и способы работы с ними. Разбор конкретных случаев:

ребенок и обучение;

ребенок и домашние обязанности;

ребенок и воровство;

ребенок и обман;

ребенок и его биологическая семья;

ребенок и сексуализированное поведение;

ребенок и еда;

ребенок и его взросление, проблемы наследственности.

Метод положительного переформулирования проблемы.

Влияние опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.

Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, трудности в обучении детей из приемных семей.

Способы преодоления социальной дезориентации, синдрома дефицита внимания приемного ребенка в семье.

8.2. Наказание и поощрение приемных детей.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Формирование способности к этической оценке поведения, определение сдерживающих факторов.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

Влияние физических наказаний на поведение ребенка.

Требования к наказаниям и поощрениям. Наказание в виде «логических последствий».

Особенности полового воспитания приемного ребенка

9.1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

9.2. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Предотвращение рисков сексуального насилия в приемной семье.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

10.1. Моя семья (структура семьи).

Структура семьи. Характеристики психологически здоровой семьи.

Нарушения в структуре семьи.

Влияние приема ребенка на структуру семьи.

10.2. Отношения в семье.

Распределение ролей в семье.

Семейные роли, препятствующие успешному воспитанию приемного ребенка.

10.3. Роль поддержки и критики в семье.

Соотношение поддержки и критики в семье.

Правила для высказывания критических замечаний.

10.4. Нормы и правила семьи.

Семейные нормы и правила. Условия, в которых следует рассказать приемному ребенку о правилах жизни в семье.

Правило договора.

Разбор правил приемной семьи.

10.5. Стили семейного воспитания.

Семейное воспитание. Стили воспитания: авторитарный (диктат), демократический (авторитетный, сотрудничество), либеральный, анархический (непоследовательное руководство).

Особенности семейного воспитания приемных детей.

Воспитательные умения замещающих родителей.

10.6. Психологическая готовность кандидатов в приемные родители и их членов семьи к приему детей на воспитание в семью.

Компоненты психологической готовности родителей к воспитанию детей в замещающей семье: эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, деятельностный и когнитивный.

Мотивационные особенности личности.

Познавательные особенности личности.

Эмоциональные особенности личности (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление).

Волевые особенности личности (управление собой и мобилизация сил, преодоление сомнений, боязни).

Виды психологической готовности: психологическая готовность к родительству, воспитанию, обучению, сдаче экзаменов, созданию семьи.

Меры по профилактике синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей.

Стили и способы детско-родительского взаимодействия (со-зависимые, партнерские отношения).

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества в замещающей семье.

Способы увеличения взаимной открытости, развития способности конструктивного взаимодействия.

Коррекция отношений родителей и детей. Развитие отношений в жизненных циклах человека.

Обучение методам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у замещающих родителей.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

11.1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Безопасные условия для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

11.2. Формирование здорового образа жизни.

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни».

Основа здорового образа жизни:

соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма;

двигательная активность;

закаливание;

рациональное питание;

умение снимать нервное напряжение;

отказ от вредных привычек.

Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

11.3. Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья.

Диспансеризация как синтез профилактики и лечения.

Профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения заболевания, прерывание или замедление прогрессирования имеющегося заболевания, повышение качества жизни.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка (определение наследственных, биологических, социальных факторов риска). Оценка резистентности организма, функционального состояния. Определение группы здоровья.

Гигиеническое воспитание.

Профилактика травматизма.

11.4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Особенности ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Лечебно-охранительный режим в семье. Ответственность родителей за соблюдение требований медицинской реабилитации детей в семье.

Медицинская карта ребенка. Характеристика диагнозов. Вакцинация и календарь профилактических прививок. Закаливание в детском возрасте.

Больной ребенок и уход за ним. Оказание доврачебной помощи. Первая помощь при повреждениях и травмах, признаки, характеристики (ушибы, растяжения сухожилий и мышц, вывихи, переломы, раны, кровотечения, обморожения, тепловой и солнечный удар, попадание в организм инородного тела, укусы).

11.5. Возможные патологии развития детей.

Задержка физического развития детей, неврологическая патология, нарушения психического развития. Особенности возрастного физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нервно-психического развития воспитанников государственных учреждений. Причины и последствия нарушения задержки психофизиологического развития детей.

Симптомы патологии нервной системы. Особенности патологии в подростковом возрасте.

Детская инвалидность. Понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка.

Влияние наследственных и генетических факторов на здоровье ребенка, его развитие, воспитание и образование. Основания для отнесения детей к группам здоровья.

Заболеваемость детей, воспитывающихся в приемных семьях. Индивидуальный подход к воспитанию детей с особенностями в развитии.

Роль замещающей семьи в медицинской реабилитации ребенка.

Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов.

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов
в приемные родители

12.1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатами в приемные родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители).

12.2. Итоговая аттестация (экзамен).».

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора – начальника управления опеки и попечительства Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Е.В. Немчинову.

Директор Департамента                                                                                          М.Г. Краско

[1] Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).

[2]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.11.2020
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать