Основная информация

Дата опубликования: 17 сентября 2012г.
Номер документа: RU90000201201770
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Министерство социального развития Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Утратил силу приказом Министерства социального развития Пермского края от 29.10.2019 № СЭД-33-01-03-692

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 17 сентября 2012 г. № СЭД-33-01-02-322

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОТ 17 ИЮЛЯ

2012 Г. № СЭД-33-01-02-212

(в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством приказываю:

1. Внести в Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17 июля 2012 г. № СЭД-33-01-02-212 "Об утверждении образовательной программы по подготовке кандидатов в замещающие родители "Школа опекунов" (далее - Министерство, приказ) следующие изменения:

1.1. наименование приказа изложить в следующей редакции:

"Об утверждении программы и правил подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";

1.2. преамбулу приказа изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю";

1.3. пункт 1.1 приказа изложить в следующей редакции:

"Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1) (далее - Программа);";

1.4. (пункт признан утратившим силу в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

1.5. дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:

"1.3. Форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3);";

1.6. пункт 2 приказа исключить;

1.7. пункт 3 приказа изложить в следующей редакции:

"3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства социального развития Пермского края Кель Т.Г. обеспечить контроль и реализацию Программы и Правил.";

1.8. приложение к приказу "Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, "Школа опекунов" изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Приказу;

1.9. (пункт признан утратившим силу в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

1.10. приложение 1 к Порядку предоставления государственной услуги по обучению кандидатов в замещающие родители (усыновители, опекуны (попечители), приемные родители) заменить словами "Приложение 1 к Правилам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";

1.11. форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему Приказу.

2. Начальнику отдела по управлению персоналом Министерства Крюковских Т.П.:

2.1. ознакомить с настоящим Приказом заместителя министра Фокина П.С., и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Жакову О.В., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Кель Т.Г.;

2.2. направить копии настоящего Приказа руководителям территориальных управлений, в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. № СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";

2.3. обеспечить опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации и на странице Министерства, официального сайта Правительства Пермского края www.permkrai.ru.

3. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Жакову О.В.

Министр

Т.Ю.АБДУЛЛИНА

Приложение 1

к Приказу

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.09.2012 № СЭД-33-01-02-322

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, формирование компетенций по воспитанию ребенка-сироты.

Задачи программы:

1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2. Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.

3. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.

4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Объем программы: 66,5 часа, в том числе аудиторных - 52 часа, индивидуальная работа и консультирование - 14,5 часа.

Режим занятий: 2-3 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.

Форма проведения подготовки: очно-заочная.

Формы организации занятий:

основная форма - социально-психологический тренинг;

форма подведения итогов подготовки: собеседование.

Учебный план программы подготовки лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без

попечения родителей

Разделы № п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары- тренинги

индивиду- альная работа/ консуль- тирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

1

4

1.1

Первичное консультирование

1

1

структу- рированное интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители)

2

2

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1

1

1.4

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомство с потенциальной приемной семьей

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

1

1

2

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально- бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

3

1

2

3

Этапы развития ребенка

5

1

4

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

3

1

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

2

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6

2

3

1

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

1

1

4.2

Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия

1

1

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

2

2

4.4

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

3

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

1

1

5.2

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

1

1

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

2

1

1

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

5

3

2

6.1

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка

1

1

6.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

2

6.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

1

6.4

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

1

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

6

5

1

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними

2

2

7.2

Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

2

2

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

1

1

7.4

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

2

4

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством)

2

2

8.2

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

2

2

8.3

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

2

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

3

1

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения

1

1

9.2

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.3

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

1

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

6

2

4

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка

2

2

10.2

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.3

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

10.4

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

2

2

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

8

5

3

11.1

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

2

2

11.2

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства

1

1

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

11.3

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

1

1

11.4

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка

2

2

11.5

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

1

1

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

4

1

2

1

12.1

Родительские и профессиональные функции приемной семьи

2

2

12.2

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико- социальную и психолого- педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

3

2

1

13.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

1

1

13.2

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

13.3

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию)

1

1

Итоговая аттестация

0,5

0,5

собеседо- вание

Итого

66,5

15

37

14,5

Программа разделов

Раздел 1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2

Представление о потребностях развития приемного ребенка

и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3

Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося

без попечения родителей, подвергавшегося жестокому

обращению. Диспропорции развития ребенка

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития

ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения

привязанности, особенности переживания горя и потери,

формирование личной и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления

"трудным" поведением ребенка

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению

рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью

ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития

и реабилитации ребенка

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве

детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание

в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

и попечительства и иными организациями, предоставляющими

услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов

в приемные родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу

1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.

Учебный план программы

подготовки иностранных граждан, лиц без гражданства

или граждан Российской Федерации, постоянно проживающих

за пределами территории Российской Федерации, выразивших

желание принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей и являющегося

гражданином Российской Федерации

Разделы № п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары- тренинги

индивиду- альная работа/ консуль- тирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

4

4

1.1

Первичное консультирование

1

1

структури- рованное интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители)

2

2

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

2

1

1

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

1

1

3

Этапы развития ребенка

2

1

1

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

1

1

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

1

1

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

2

2

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия

1

1

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

1

1

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

2

1

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

1

1

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

1

1

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

2

1

1

6.1

Особенности ожидания приемной семьи; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

1

1

6.2

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

1

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

2

1

1

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними. Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

1

1

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

1

1

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

1

1

8.2

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

1

1

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.2

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

2

2

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.2

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

11

Основы международного и российского законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи иностранных граждан

3

3

11.1

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

11.2

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем

1

1

11.3

Правовые последствия усыновления - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, а также членов их семей Последствия отмены усыновления

1

1

11.4

Ответственность приемных родителей (кандидатов в усыновители) за постановку несовершеннолетнего на консульский учет, предоставление отчетов об условиях воспитания и содержания ребенка

1

1

12

Особенности воспитания ребенка в неполной приемной семье

2

1

1

12.1

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Риски воспитания ребенка в неполной приемной семье

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2,5

1,5

1

13.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1,5

1,5

13.2

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание

1

1

Итоговая аттестация

0,5

0,5

собеседо- вание

Итого

30

13,5

16,5

Приложение 2

к Приказу

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.09.2012 № СЭД-33-01-02-322

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ

В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1. Настоящие Правила подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны в целях создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1.2. Заявителями являются совершеннолетние граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - заявители).

1.3. Подготовка заявителей осуществляется краевыми государственными автономными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрами психолого-медико-социального сопровождения (далее - Центры) в соответствии с действующим соглашением о взаимодействии между территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края - уполномоченным органом по опеке и попечительству (далее - ТУ МСР ПК) и Центрами.

1.4. Информация о местонахождении Центров, графике работы, телефонах представлена в приложении 1 к Правилам.

1.5. Информация о правилах подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляется специалистами ТУ МСР ПК, Центров лично, с использованием средств телефонной связи, электронной почты, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), размещается в сети Интернет.

1.6. Конечным результатом подготовки заявителей является выдача Центрами свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

2. Требования к правилам подготовки заявителей.

2.1. Заявитель обращается в ТУ МСР ПК по своему месту жительства для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

2.2. ТУ МСР ПК:

2.2.1. Направляет заявителя в Центр для проведения психологического обследования (с согласия заявителя) и получения свидетельства о прохождении гражданином, выразившим желание стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц, курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

2.2.2. Принимает решение о необходимости курсовой переподготовки действующих замещающих родителей (опекунов (попечителей), приемных родителей). Направляет действующих замещающих родителей на обучение по программе для замещающих родителей "Семейная мастерская" не реже 1 раза в 3 года с целью профилактики семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, повышения уровня родительской компетентности по вопросам возрастной психологии и коррекции детско-родительских отношений.

2.3. Центр:

2.3.1. Проводит работу по психологическому обследованию заявителя.

2.3.2. Организует и проводит обучение заявителей:

2.3.2.1. с выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации;

2.3.2.2. с выдачей свидетельства действующим замещающим родителям по образовательной программе "Семейная мастерская".

2.3.3. Составляет и предоставляет в ТУ МСР ПК рекомендации о возможности гражданина принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней после окончания обучения заявителя.

2.3.4. Предоставляет в ТУ МСР ПК информацию о гражданах, прошедших обучение в Центре, ежемесячно.

3. ТУ МСР ПК:

3.1. Принимает решение о возможности заявителя быть кандидатом в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, вносит сведения о гражданине Российской Федерации в журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители - граждан Российской Федерации.

3.2. Ведет учет действующих замещающих родителей (граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи) и кандидатов в замещающие родители.

Приложение 3

к Приказу

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.09.2012 № СЭД-33-01-02-322

Бланк организации, осуществляющей

подготовку граждан

                               СВИДЕТЕЛЬСТВО

       о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание

        в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,

                    на территории Российской Федерации

    от "___" __________ 20___ г.                                 № ________

Настоящее свидетельство выдано

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

                   (фамилия, имя, отчество (при наличии)

в том, что он(а) с __ _________ ____ г. по __ __________ ____ г. прошел(ла)

подготовку  лиц,  желающих  принять  на  воспитание  в  свою семью ребенка,

оставшегося  без попечения родителей, на территории  Российской Федерации в

___________________________________________________________________________

   (полное наименование организации, осуществляющей подготовку граждан)

по  программе  подготовки лиц,  желающих принять на воспитание в свою семью

ребенка,     оставшегося    без     попечения    родителей,    утвержденной

___________________________________________________________________________

       (наименование и реквизиты нормативного правового акта органа

                           исполнительной власти

___________________________________________________________________________

                      субъекта Российской Федерации)

Руководитель организации __________________________________________________

                                      (подпись)                    (Ф.И.О.)

                                                М.П.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
№147351206 от 04 декабря 2020
ОБ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
№1637256350 от 02 декабря 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать