Основная информация
Дата опубликования: | 18 января 2012г. |
Номер документа: | RU05000201200189 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Дагестан |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
18.01.2012 №02
Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»
В целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 ("Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4080)
Приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы» (Программа).
2. Разместить данный приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан (http://www.mcxrd.ru).
3. Отделу социального развития села согласовать Программу с заинтересованными министерствами и ведомствами.
4. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции РД в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Магомедова Д.У.
6. Настоящий приказ вступает в силу в установленном законом порядке.
И.о. министра
Б. Байтемиров
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан от “ 18 ” января 2012 года № 02
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЕДОМСТВА
«ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ НА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ»
ПАСПОРТ
целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан
Наименование
программы
«Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения)
Министр сельского хозяйства
Республики Дагестан
Приказ № 02 от 18.01.2012г.
Номер и дата учета в Министерстве экономики Республики Дагестан
Цель и задачи
Цель программы – развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов;
стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Целевые индикаторы и показатели
Целевой индикатор:
Увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года – 1,0223
Целевые показатели:
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки– 285, в том числе:
в 2012 году – 95 ед.
в 2013 году – 95 ед.
в 2014 году – 95 ед.
количество созданных рабочих мест – 855.
Характеристика программных мероприятий
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления:
1. гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
2. единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров;
3. участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам, займам, погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров, строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров, реализация экономически значимых региональных программ и пр.)
Сроки реализации
программы
2012 – 2014 годы
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования Программы составляет 425952,0тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджет– 362532,0 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета – 63420,0 тыс. рублей.
Из общего объема финансирования Программы по годам. Средств федерального бюджета:
2012 год – 120844,0 тыс. рублей;
2013 год – 120844,0 тыс. рублей;
2014 год – 120844,0 тыс. рублей
Средства республиканского бюджета:
2012год – 21140,0 тыс. руб.
2013год – 21140,0 тыс. руб.
2014год – 21140,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 47331,0 тыс. рублей;
- 285 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реализация программы также позволит получить следующие социально – экономические результаты эффективности реализации Программы:
развитие конкурентной среды;
создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Основными целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
Сектор малых форм хозяйствования, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производит около 90% общего объема валовой продукции сельского хозяйства республики: 52,3% зерновых культур, 99,4% картофеля, 99,0% овощей, 92,6% мяса и 93,2% молока и обладает определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Объем государственной поддержки из федерального и республиканского бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 2,9 млн. рублей в 2006 году до 257,6 млн. рублей в 2010 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования направлено 226,3 млн. рублей.
За 2011 год малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 2309,8 млн. руб., в т.ч. КФХ 317,2 млн. рублей.
Большой рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) наблюдался в начале 90-х годов прошлого столетия. В последующие полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
В республике, по данным Росстата земельные участки для организации крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.10.2011 получили около
40 тыс. человек, а число зарегистрированных КФХ составляет 12770 единиц, из них хозяйствующие- 7100.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключения к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.» (далее – Программа) призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводственную функцию сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, и другие общенациональные функции.
Основные понятия Программы.
Начинающий фермер – участник Программы поддержки начинающих фермеров, определенный конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан по итогам конкурсного отбора;
Заявитель – гражданин Российской Федерации, в возрасте 19-58 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы поддержки начинающих фермеров, и соответствующий следующим условиям:
зарегистрирован на территории Республики Дагестан индивидуальным предпринимателем – главой КФХ не более 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров, созданную Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов начинающим фермерам;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончивший курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеющий трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы КФХ, соответствующего условиям микропредприятия,
установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который должен содержать:
предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
предложения по порядку формирования производственной базы КФХ;
предварительные договоры по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей или документы, подтверждающие факт реализации собственной сельскохозяйственной продукции на общую сумму не менее 30 тыс. рублей;
предложения по созданию в КФХ не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест;
рекомендательные письма от органов муниципального управления, общественных организаций;
информацию о собственных средствах (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи, но не менее 100 тысяч рублей;
план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение не менее пяти лет.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель программы – стимулирование развития КФХ для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию в 2012 - 2013 годах мероприятий Государственной программы. В последующие годы – за счет средств, предусмотренных на пролонгацию Государственной программы на период 2014 – 2020 годы.
Задачи программы:
обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в КФХ.
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 47 331,0 тыс. рублей;
- 285 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих КФХ.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
Создание не менее 855 рабочих мест.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы являются:
количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество созданных рабочих мест.
Табл. 2. Целевые индикаторы:
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за 2012-2014 гг.
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки
95
95
95
285
Количество созданных рабочих мест
285
285
285
855
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 1
Целевой индикатор
Уровень
стремления
На 01.01.2011
(данные Росстата)
Значения индикатора, ед.
Год
достижения
цели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств
12980
12770
12865
12960
13055
2014
Значение индикатора – увеличение числа хозяйствующих КФХ по отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
SZ
К = ______________________ (1)
S
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2011 года;
SZ - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы определяется по формуле (2):
13055
К = ______________________ = 1,0223 (2)
12770
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Основными мероприятиями программы являются предоставление начинающим главам КФХ грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для обеспечения комплексной поддержки программы предусматривается:
субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
субсидирование части затрат на строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров;
субсидирование части затрат на строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ;
поддержка гарантиями и залоговыми фондами Республики Дагестан;
оформление в долгосрочную аренду используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
другие мероприятия.
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров Республика Дагестан обеспечивает:
свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в программе поддержки начинающих фермеров;
участие начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы и региональных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по развитию начинающих фермеров могут быть поддержаны софинансированием из федерального бюджета в рамках действий по координации государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства без возможности оказания повторного финансирования на те же цели и одному и тому же адресату.
Утвержденная программа представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для ее одобрения.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает рабочую группу и комиссию для рассмотрения и одобрения региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации софинансирует мероприятия региональных программ поддержки начинающих фермеров на основании заявок Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и заключенных Соглашений, в пределах лимитов, определенных в соответствии с правилами распределения средств федерального бюджета на поддержку республиканского бюджета Республики Дагестан при реализации мероприятий региональных программ начинающих фермеров.
4.2. Начинающий фермер – участник Программы поддержки начинающих фермеров, определенный конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан по итогам конкурсного отбора;
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан объявляет конкурс на отбор участников программы поддержки начинающих фермеров, порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее – конкурсная комиссия) и положение о ней.
В состав конкурсной комиссии включают государственных и муниципальных служащих Республики Дагестан (не более половины состава комиссии), юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, региональных фермерских ассоциаций
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, проводит очное собеседование с заявителями, определяет в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
Конкурсная комиссия определяет общее количество начинающих фермеров, исходя из лимитов средств программы.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
проживание заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
положительные деловую репутацию и кредитную историю;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей,
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
4.3. Форма заявки и сроки их представления определяются Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан. Заявки подлежат регистрации.
Заявитель, независимо от места его регистрации, имеет право обратиться в конкурсную комиссию, если обеспечивается соответствие следующим условиям:
постоянно проживает или переезжает на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;
зарегистрирован индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства не более 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров, созданную Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов и единовременной помощи начинающим фермерам;
до подачи заявки не получал грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончил курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
крестьянское (фермерское) хозяйство заявителя соответствует определению микропредприятия, изложенному в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы своего крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции,
подготовил предложения по формированию производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест и заключил предварительные договоры (соглашения) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;
имеет рекомендательные письма (не менее трех) от органов муниципального управления, общественных организаций;
имеет собственные средства на реализацию проекта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи и не менее 100 тысяч рублей, план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
представляет обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.
Одновременно с заявкой заявитель представляет документы[1], подтверждающие соответствие заявителя условиям, указанным в настоящем пункте, по перечню, установленному Министерством.
4.4. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности на территории Республики Дагестан.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан определяет максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов начинающим фермером, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
В план расходов включаются расходы, направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Дагестан, предоставившей грант, соответствующие следующим целям:
заключение долгосрочной аренды земли сельскохозяйственного назначения;
разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;
регистрацию производственных объектов;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;
технологическое подключение к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; покупку сельскохозяйственных животных;
покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Все активы, приобретенные[2] за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться[3] его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Дагестан, предоставившей грант. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие начинающих фермеров может быть выделен главе КФХ только один раз.
4.5. Единовременная помощь на бытовое обустройство – средства, передаваемые из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории Республики Дагестан на следующие цели:
приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупку грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;
приобретение и доставку не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
установку для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
технологическое подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и Интернету, водопроводу и канализации.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан определяет максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.6. Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
В этих целях Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определить банк-агент обеспечения контроля за целевым расходованием бюджетных средств начинающими фермерами. При этом банк-агент должен:
ежемесячно представлять реестр начинающих фермеров с указанием плана и факта расходов начинающего фермера, произведенных за счет гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
4.7. Начинающий фермер ежеквартально представляет отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Контроль достоверности предоставляемых отчетов осуществляют Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012-2014 годов. Реализация Программы начинается с 1 января 2012 года.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции КФХ и к 2014 году достигнет 6565 млн. руб.
Также согласно обоснованным целевым показателям Программы количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 285 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание не менее 855 рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличения налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и Республикой Дагестан.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза Республики Дагестан, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы.
Оценка эффективности осуществления реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Минсельхозом Республики Дагестан, исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашениях между Республикой Дагестан и Минсельхозом России, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Дагестан, значению показателя, определенного в соглашении.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга их использования. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее предоставления в комиссию по выдаче грантов и органов управления АПК Республики Дагестан. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о целесообразности дальнейшего развития системы грантов в каждом регионе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта об отчете использованных средств.
2. Периодичность предоставления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на текущий период.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма – «Число крестьянских (фермерских) хозяйств».
Форма 10 – АПК «Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета».
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: «сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств» (таблица 3), «Сведения об эффективности бюджетных расходов» (ф. 0503165), «Сведения об использовании целевых программ» (ф. 0503166).
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан представляют в Минсельхоз России информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между Республикой Дагестан и Минсельхозом России по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Минсельхозом России формой отчетности.
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование Программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым республиканским законом о республиканском бюджете на текущий год и плановый период и соглашением между Республикой Дагестан и Минсельхозом России и поддержке начинающих фермеров.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2012-2014 гг. составит
425952 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 362532 тыс. руб., из республиканского бюджета РД – 63420,0 тыс. руб.
В законе Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республике Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 27.12.2011 г. №85 предусматривается в 2012 году средства на финансирование мероприятий по предоставлению грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 21140,0 тыс. руб.
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Ответственным за реализацию Программы, достижение целей и задач, утвержденные индикаторы цели, показатели задач и мероприятий является Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.
Мониторинг хода реализации Программы и координации деятельности подразделений Минсельхоза Республики Дагестан, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Управление экономики, и отдел социального развития села.
Организацию научно-методологического обеспечения реализации Программы и оказания консультационной помощи осуществляет Управление кадровой и информационной политики, науки и выставочной деятельности.
Минсельхоз Республики Дагестан обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Республика Дагестан в соответствии с заключенными с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашениями о реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров обязуется обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых региональной программой, значениям показателя результативности предоставления субсидий, установленным указанным соглашением.
Приложение № 1
ОБЪЕМЫ
финансирования мероприятий ведомственной целевой программы
«Поддержка начинающих фермеров на период 2012 – 2014 годы»
(тыс. рублях в ценах соответствующего года)
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2012-2014 гг.
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство, всего
141984,0
141984,0
141984,0
425952,0
в т.ч. федеральный бюджет
120844,0
120844,0
120844,0
362532,0
республиканский бюджет Республики Дагестан
21140,0
21140,0
21140,0
63420,0
[1] Подлинники или их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
[2] Активы могут приобретаться за пределами Республики Дагестан, предоставившей грант, но должны ввозиться на его территорию.
[3] Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пределами Республики Дагестан без ограничений, но подлежат регистрации на территории Республики Дагестан, предоставившей грант.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
18.01.2012 №02
Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»
В целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 ("Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4080)
Приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы» (Программа).
2. Разместить данный приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан (http://www.mcxrd.ru).
3. Отделу социального развития села согласовать Программу с заинтересованными министерствами и ведомствами.
4. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции РД в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Магомедова Д.У.
6. Настоящий приказ вступает в силу в установленном законом порядке.
И.о. министра
Б. Байтемиров
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан от “ 18 ” января 2012 года № 02
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЕДОМСТВА
«ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ НА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ»
ПАСПОРТ
целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан
Наименование
программы
«Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения)
Министр сельского хозяйства
Республики Дагестан
Приказ № 02 от 18.01.2012г.
Номер и дата учета в Министерстве экономики Республики Дагестан
Цель и задачи
Цель программы – развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов;
стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Целевые индикаторы и показатели
Целевой индикатор:
Увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года – 1,0223
Целевые показатели:
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки– 285, в том числе:
в 2012 году – 95 ед.
в 2013 году – 95 ед.
в 2014 году – 95 ед.
количество созданных рабочих мест – 855.
Характеристика программных мероприятий
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления:
1. гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
2. единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров;
3. участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам, займам, погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров, строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров, реализация экономически значимых региональных программ и пр.)
Сроки реализации
программы
2012 – 2014 годы
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования Программы составляет 425952,0тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджет– 362532,0 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета – 63420,0 тыс. рублей.
Из общего объема финансирования Программы по годам. Средств федерального бюджета:
2012 год – 120844,0 тыс. рублей;
2013 год – 120844,0 тыс. рублей;
2014 год – 120844,0 тыс. рублей
Средства республиканского бюджета:
2012год – 21140,0 тыс. руб.
2013год – 21140,0 тыс. руб.
2014год – 21140,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 47331,0 тыс. рублей;
- 285 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реализация программы также позволит получить следующие социально – экономические результаты эффективности реализации Программы:
развитие конкурентной среды;
создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Основными целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
Сектор малых форм хозяйствования, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производит около 90% общего объема валовой продукции сельского хозяйства республики: 52,3% зерновых культур, 99,4% картофеля, 99,0% овощей, 92,6% мяса и 93,2% молока и обладает определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Объем государственной поддержки из федерального и республиканского бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 2,9 млн. рублей в 2006 году до 257,6 млн. рублей в 2010 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования направлено 226,3 млн. рублей.
За 2011 год малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 2309,8 млн. руб., в т.ч. КФХ 317,2 млн. рублей.
Большой рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) наблюдался в начале 90-х годов прошлого столетия. В последующие полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
В республике, по данным Росстата земельные участки для организации крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.10.2011 получили около
40 тыс. человек, а число зарегистрированных КФХ составляет 12770 единиц, из них хозяйствующие- 7100.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключения к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.» (далее – Программа) призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводственную функцию сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, и другие общенациональные функции.
Основные понятия Программы.
Начинающий фермер – участник Программы поддержки начинающих фермеров, определенный конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан по итогам конкурсного отбора;
Заявитель – гражданин Российской Федерации, в возрасте 19-58 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы поддержки начинающих фермеров, и соответствующий следующим условиям:
зарегистрирован на территории Республики Дагестан индивидуальным предпринимателем – главой КФХ не более 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров, созданную Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов начинающим фермерам;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончивший курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеющий трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы КФХ, соответствующего условиям микропредприятия,
установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который должен содержать:
предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
предложения по порядку формирования производственной базы КФХ;
предварительные договоры по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей или документы, подтверждающие факт реализации собственной сельскохозяйственной продукции на общую сумму не менее 30 тыс. рублей;
предложения по созданию в КФХ не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест;
рекомендательные письма от органов муниципального управления, общественных организаций;
информацию о собственных средствах (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи, но не менее 100 тысяч рублей;
план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение не менее пяти лет.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель программы – стимулирование развития КФХ для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию в 2012 - 2013 годах мероприятий Государственной программы. В последующие годы – за счет средств, предусмотренных на пролонгацию Государственной программы на период 2014 – 2020 годы.
Задачи программы:
обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в КФХ.
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 47 331,0 тыс. рублей;
- 285 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих КФХ.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
Создание не менее 855 рабочих мест.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы являются:
количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество созданных рабочих мест.
Табл. 2. Целевые индикаторы:
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за 2012-2014 гг.
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки
95
95
95
285
Количество созданных рабочих мест
285
285
285
855
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 1
Целевой индикатор
Уровень
стремления
На 01.01.2011
(данные Росстата)
Значения индикатора, ед.
Год
достижения
цели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств
12980
12770
12865
12960
13055
2014
Значение индикатора – увеличение числа хозяйствующих КФХ по отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
SZ
К = ______________________ (1)
S
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2011 года;
SZ - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы определяется по формуле (2):
13055
К = ______________________ = 1,0223 (2)
12770
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Основными мероприятиями программы являются предоставление начинающим главам КФХ грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для обеспечения комплексной поддержки программы предусматривается:
субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
субсидирование части затрат на строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров;
субсидирование части затрат на строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ;
поддержка гарантиями и залоговыми фондами Республики Дагестан;
оформление в долгосрочную аренду используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
другие мероприятия.
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров Республика Дагестан обеспечивает:
свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в программе поддержки начинающих фермеров;
участие начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы и региональных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по развитию начинающих фермеров могут быть поддержаны софинансированием из федерального бюджета в рамках действий по координации государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства без возможности оказания повторного финансирования на те же цели и одному и тому же адресату.
Утвержденная программа представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для ее одобрения.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает рабочую группу и комиссию для рассмотрения и одобрения региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации софинансирует мероприятия региональных программ поддержки начинающих фермеров на основании заявок Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и заключенных Соглашений, в пределах лимитов, определенных в соответствии с правилами распределения средств федерального бюджета на поддержку республиканского бюджета Республики Дагестан при реализации мероприятий региональных программ начинающих фермеров.
4.2. Начинающий фермер – участник Программы поддержки начинающих фермеров, определенный конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан по итогам конкурсного отбора;
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан объявляет конкурс на отбор участников программы поддержки начинающих фермеров, порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее – конкурсная комиссия) и положение о ней.
В состав конкурсной комиссии включают государственных и муниципальных служащих Республики Дагестан (не более половины состава комиссии), юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, региональных фермерских ассоциаций
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, проводит очное собеседование с заявителями, определяет в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
Конкурсная комиссия определяет общее количество начинающих фермеров, исходя из лимитов средств программы.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
проживание заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
положительные деловую репутацию и кредитную историю;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей,
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
4.3. Форма заявки и сроки их представления определяются Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан. Заявки подлежат регистрации.
Заявитель, независимо от места его регистрации, имеет право обратиться в конкурсную комиссию, если обеспечивается соответствие следующим условиям:
постоянно проживает или переезжает на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;
зарегистрирован индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства не более 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров, созданную Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов и единовременной помощи начинающим фермерам;
до подачи заявки не получал грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончил курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
крестьянское (фермерское) хозяйство заявителя соответствует определению микропредприятия, изложенному в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы своего крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции,
подготовил предложения по формированию производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест и заключил предварительные договоры (соглашения) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;
имеет рекомендательные письма (не менее трех) от органов муниципального управления, общественных организаций;
имеет собственные средства на реализацию проекта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи и не менее 100 тысяч рублей, план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
представляет обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.
Одновременно с заявкой заявитель представляет документы[1], подтверждающие соответствие заявителя условиям, указанным в настоящем пункте, по перечню, установленному Министерством.
4.4. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности на территории Республики Дагестан.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан определяет максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов начинающим фермером, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
В план расходов включаются расходы, направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Дагестан, предоставившей грант, соответствующие следующим целям:
заключение долгосрочной аренды земли сельскохозяйственного назначения;
разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;
регистрацию производственных объектов;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;
технологическое подключение к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; покупку сельскохозяйственных животных;
покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Все активы, приобретенные[2] за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться[3] его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Дагестан, предоставившей грант. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие начинающих фермеров может быть выделен главе КФХ только один раз.
4.5. Единовременная помощь на бытовое обустройство – средства, передаваемые из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории Республики Дагестан на следующие цели:
приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупку грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;
приобретение и доставку не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
установку для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
технологическое подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и Интернету, водопроводу и канализации.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан определяет максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.6. Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
В этих целях Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определить банк-агент обеспечения контроля за целевым расходованием бюджетных средств начинающими фермерами. При этом банк-агент должен:
ежемесячно представлять реестр начинающих фермеров с указанием плана и факта расходов начинающего фермера, произведенных за счет гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
4.7. Начинающий фермер ежеквартально представляет отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Контроль достоверности предоставляемых отчетов осуществляют Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012-2014 годов. Реализация Программы начинается с 1 января 2012 года.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции КФХ и к 2014 году достигнет 6565 млн. руб.
Также согласно обоснованным целевым показателям Программы количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 285 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание не менее 855 рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличения налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и Республикой Дагестан.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза Республики Дагестан, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы.
Оценка эффективности осуществления реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Минсельхозом Республики Дагестан, исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашениях между Республикой Дагестан и Минсельхозом России, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Дагестан, значению показателя, определенного в соглашении.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга их использования. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее предоставления в комиссию по выдаче грантов и органов управления АПК Республики Дагестан. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о целесообразности дальнейшего развития системы грантов в каждом регионе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта об отчете использованных средств.
2. Периодичность предоставления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на текущий период.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма – «Число крестьянских (фермерских) хозяйств».
Форма 10 – АПК «Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета».
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: «сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств» (таблица 3), «Сведения об эффективности бюджетных расходов» (ф. 0503165), «Сведения об использовании целевых программ» (ф. 0503166).
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан представляют в Минсельхоз России информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между Республикой Дагестан и Минсельхозом России по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Минсельхозом России формой отчетности.
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование Программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым республиканским законом о республиканском бюджете на текущий год и плановый период и соглашением между Республикой Дагестан и Минсельхозом России и поддержке начинающих фермеров.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2012-2014 гг. составит
425952 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 362532 тыс. руб., из республиканского бюджета РД – 63420,0 тыс. руб.
В законе Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республике Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 27.12.2011 г. №85 предусматривается в 2012 году средства на финансирование мероприятий по предоставлению грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим главам крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 21140,0 тыс. руб.
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Ответственным за реализацию Программы, достижение целей и задач, утвержденные индикаторы цели, показатели задач и мероприятий является Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.
Мониторинг хода реализации Программы и координации деятельности подразделений Минсельхоза Республики Дагестан, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Управление экономики, и отдел социального развития села.
Организацию научно-методологического обеспечения реализации Программы и оказания консультационной помощи осуществляет Управление кадровой и информационной политики, науки и выставочной деятельности.
Минсельхоз Республики Дагестан обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Республика Дагестан в соответствии с заключенными с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашениями о реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров обязуется обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых региональной программой, значениям показателя результативности предоставления субсидий, установленным указанным соглашением.
Приложение № 1
ОБЪЕМЫ
финансирования мероприятий ведомственной целевой программы
«Поддержка начинающих фермеров на период 2012 – 2014 годы»
(тыс. рублях в ценах соответствующего года)
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2012-2014 гг.
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство, всего
141984,0
141984,0
141984,0
425952,0
в т.ч. федеральный бюджет
120844,0
120844,0
120844,0
362532,0
республиканский бюджет Республики Дагестан
21140,0
21140,0
21140,0
63420,0
[1] Подлинники или их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
[2] Активы могут приобретаться за пределами Республики Дагестан, предоставившей грант, но должны ввозиться на его территорию.
[3] Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пределами Республики Дагестан без ограничений, но подлежат регистрации на территории Республики Дагестан, предоставившей грант.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 090.060.000 Сельское хозяйство, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 090.060.030 Сельскохозяйственные товаропроизводители, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: