Основная информация

Дата опубликования: 18 января 2018г.
Номер документа: RU45000201800008
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курганская область
Принявший орган: Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18 января 2018 года № 17

О ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

1. В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Оплату расходов по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществлять за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете.

3. Признать утратившим силу приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 17 марта 2017 года № 143 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

4. Опубликовать настоящий приказ в установленном порядке.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области.

Начальник Главного управления

социальной защиты населения

Курганской области

В.Д. Демина

Приложение

к приказу Главного управления социальной защиты

населения Курганской области

от 18.01.2018 года № 17

«О подготовке лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей»

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Паспорт программы

Наименование программы

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Уровень образовательной программы

Дополнительная образовательная программа

Объем часов всего:

в т.ч. теоретических:

в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования:

65 ч.

24 ч.

41 ч.

Продолжительность обучения

65 академических часов

Форма освоения программы

Очная, очно-заочная,

очно-дистанционная

Категория обучающихся

лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Основа для разработки программы

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа        2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

Форма итоговой аттестации граждан

Собеседование

Итоговый документ после освоения программы

Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(раздел 1 приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

2. Пояснительная записка

Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по профилактике социального сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен.

На начало 2018 года в Курганской области насчитывается 4855 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

- в приемных семьях - 2842 ребенка (58,5 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- в семьях опекунов (попечителей) – 1545 детей (31,9 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 468 детей (9,6 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Кроме того, в семьях усыновителей (удочерителей) воспитываются 480 детей.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот в семью до 2012 года не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной социальной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:

неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);

недостаточная педагогическая подготовленность приемных родителей к решению проблем воспитания ребенка;

переоценка своих возможностей приемными родителями.

Вместе с тем, помещение ребенка-сироты в замещающую семью, прежде всего, должно обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.

С 1 сентября 2012 года подготовка кандидатов в приемные родители на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами в приемные родители могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки кандидатов в приемные родители в Курганской области.

Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование. Объем программы составляет 58 часов.

Технологии подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее — кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья), позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.

Программа имеет 3 дополнительные модульные программы «Воспитание детей из многодетных семей (сиблингов) в замещающей семье», «Особенности семейного устройства детей с ОВЗ», «Семейное устройство детей подросткового возраста» (приложения 1-3 ).

Подготовка кандидатов в приемные родители по дополнительным модульным программам направлена на расширение знаний об особенностях воспитания отдельных категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получение дополнительных знаний должно способствовать созданию комфортных условий для проживания ребенка в семье, снижению риска возникновения конфликтных ситуаций, и, как следствие, к снижению уровня возвратов детей из приемных семей.

3. Цели и задачи

Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку кандидатов в приемные родители к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях замещающей семьи.

Задачами программы являются:

1) систематизация нормативно-правовых знаний;

2) систематизация знаний по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;

3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в семьях граждан;

4) обучение приемных родителей необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

5) подготовка приемных родителей к осуществлению здоровьесберегающих технологий;

6) содействие в реализации потребности приемных родителей в самообразовании.

Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального консультирования.

4. Планируемые результаты обучения

Требования к знаниям и умениям кандидатов в приемные родители.

В результате освоения программы кандидаты в приемные родители должны иметь представление:

1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя с приемом в свою семью ребенка;

3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома: на улице и в общественных местах;

5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;

6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;

7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.

В результате освоения программы граждане должны знать:

1) нормативно-правовые основы функционирования приемной семьи (свои права и обязанности как приемных родителей в отношении ребенка);

2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);

3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в приемной семье;

5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях приемной семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).

В результате освоения программы кандидаты в приемные родители должны уметь:

1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;

2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты, предотвращать риск жестокого обращения в семье, проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);

3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки граждан.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Всего

Количество часов

Формы контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

Индивиду-

альное консульти-

рование

1.

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

3

1

2.

Представление о потребностях развития ребенка-сироты и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

7

2

5

Структурированное интервью

3.

Этапы развития ребенка

4

1

3

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

2

2

5.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

1

3

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

6

1

3

2

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка-сироты

6

4

2

8.

Обеспечение безопасности ребенка.

Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

8

5

3

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

1

3

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

4

2

2

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей)

4

4

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющи-ми услуги детям и семьям

2

2

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

4

4

собеседование

Всего

65

24

26

15

(раздел 5 приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

Содержание программы

Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 3/1)

Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающие-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.

Задачи подготовки, касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства  в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Семинар-тренинг. Ожидания и опасения кандидатов. Оказание помощи кандидатам в приёмные родители в определении своей готовности к приёму на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребёнка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приёмного ребёнка как личных, так и семьи в целом. Оказание помощи в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приёмного ребёнка, ответственности приёмных родителей.

(раздел 1 содержания программы приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации приемных родителей (7 ч., 2/5)

Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

(раздел 2 содержания программы приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

Раздел 3. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)

Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые кандидатам в приемные родители

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)

Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) (4 ч., 1/3)

Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). Понятие «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (6 ч., 1/5)

Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка в семье.

Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Моделирование ситуаций с целью формирования у приемных родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка, повышения уровня готовности к сближению с ребенком (детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста, с детьми 9-12 лет, с подростками).

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка (6 ч., 0/6)

Семинар. Индивидуальное консультирование. Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), склонность к суицидальному поведению; их причины и способы работы с ними.

Профилактика суицидального поведения ребенка. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, формирование жизнестойкого поведения ребенка.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тренинг по теме «Профилактика и коррекция агрессивного поведения».

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (8 ч., 5/3)

Лекция. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения заболеваний. Определение наследственных, биологических и социальных факторов риска. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Ответственность родителей за лечебно-профилактический режим в семье.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Возможные патологии развития детей. Особенности возрастного нервно-психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причины и последствия нарушения развития. Влияние наследственных и генетических факторов на психическое здоровье ребёнка, его развитие, воспитание и образование.

Семинар-тренинг. Создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.

(раздел 8 содержания программы приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка (4 ч., 1/3)

Лекция. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Семинар-тренинг по теме «Защита ребенка от сексуального насилия».

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (8 ч., 4/4)

Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Определение ролей в неполной семье.

Оценка ресурсов неполной семьи для осуществления замещающего родительства.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.

(раздел 10 содержания программы приложения в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.04.2019 № 170)

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей) (4 ч., 4/0)

Лекция. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении (удочерении) ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления (удочерения), установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком-сиротой замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Основания прекращения опеки и попечительства, в том числе освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращение с ними.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи усыновителей (удочерителей) с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (2 ч., 0/2.)

Семинар-тренинг. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (4 ч., 0/4)

Индивидуальное консультирование.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) (приложения 4, 5).

Приложение 1

к Программе подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

«Воспитание детей из многодетных семей (сиблингов) в замещающей семье»

1. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Всего

Количество часов

Формы

контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

индивиду-

альное

консульти-

рование

1.

Понятие «сиблинг».

Особенности сиблинговых отношений и их формирование

1

1

2.

Особенности адаптации и формирование эмоционально-близких родственных отношений у сиблингов

1

1

3.

Определение ресурсности замещающей семьи для приема сиблингов

1

1

Всего

3

3

2. Содержание дополнительной модульной программы

Раздел 1. Понятие «сиблинг». Особенности сиблинговых отношений и их формирование (1 ч., 0/1)

Лекция. Кого называют сиблингами. Осознание значения сиблинговых отношений. Формирование сиблинговых отношений. Влияние проживания в неблагополучной семье и опыта проживания в детском доме на взаимоотношения сиблингов. Плюсы совместного помещения сиблингов в семью. Отличие в поведении сиблингов –сирот в замещающей семье.

Раздел 2. Особенности адаптации и формирования эмоционально-близких родственных отношений у сиблингов (1 ч., 0/1)

Лекция. Трудности интеграции, факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в приемной семье. Распределение ролей между сиблингами. Специальные компетенции замещающих родителей для формирования детско-родительских отношений с сиблингами.

Раздел 3. Определение ресурсности замещающей семьи для приема сиблингов (1 ч., 0/1)

Лекция. Самооценка ресурсности замещающей семьи: наличие личного опыта проживания в многодетной или расширенной семье, успешный собственный опыт воспитания кровных сиблингов, четкая ролевая структура семьи, стабильность семейных отношений и хорошо продуманная организация жизни и быта, открытость границ семьи, стрессоустойчивость семьи.».

Приложение 2

к Программе подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

«Особенности семейного устройства детей с ОВЗ»

1. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Всего

Количество часов

Формы

контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

индивиду-

альное

консульти-

рование

1.

Понятие эффективного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, их потребности

2

2

2.

Особенности адаптации детей с ОВЗ к новым условиям

1

1

3.

Трудности формирования детско - родительских отношений с детьми данной категории

2

2

Всего

5

5

2. Содержание дополнительной модульной программы

Раздел 1. Понятие эффективного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, их потребности (2 ч., 0/2)

Общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Компенсаторные возможности.

Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха). Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.

Раздел 2. Особенности адаптации детей с ОВЗ к новым условиям (1 ч., 0/1)

Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме.

Раздел 3. Трудности формирования детско - родительских отношений с детьми данной категории (2 ч., 0/2)

Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка. Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.».

Приложение 3

к Программе подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

«Семейное устройство детей подросткового возраста»

1. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Всего

Количество часов

Формы контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

индивиду-

альное

консульти-

рование

1.

Особенности и потребности развития подростка с учетом общей характеристики возраста

4

4

2.

Особенности адаптации подростков, переживших разлуку с биологической семьей

2

2

3.

Особенности психосексуального развития подростка. Формирование полового самосознания

2

2

Всего

8

8

2. Содержание дополнительной модульной программы

Раздел 1. Особенности и потребности развития подростка с учетом общей характеристики возраста (4 ч., 0/4)

Общая характеристика подросткового возраста. Социальная ситуация развития. Специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста. Кризис идентичности. Основные новообразования возраста. "Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Особенности и потребности развития ребенка-подростка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки).

Особенности межличностных отношений. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Сотрудничество с подростком. Причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.

Раздел 2. Особенности адаптации подростков, переживших разлуку с биологической семьей (2 ч., 0/2)

Установление отношений до прихода в семью и после. Факторы, вызывающие семейный стресс (родительские компетенции, изменение структуры семьи, неадекватные ожидания семьи и приемного подростка друг от друга, запутанные коммуникации в семье, трудности формирования взаимоотношений между кровными и приемными детьми, проблемы контроля, трудности адаптации и обучения в образовательной организации). Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Раздел 3. Особенности психосексуального развития подростка. Формирование полового самосознания (2 ч., 0/2)

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, разница в проявлениях нормальной сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности, полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. Роль сверстников, родителей, педагогов, СМИ в формировании полового самосознания. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте».

Приложение 4

к Программе подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

Итоговое заключение

о готовности и способности кандидата в приемные родители к приему ребенка (детей) на воспитание в семью

Дата составления заключения ________________________________________________

Цель _____________________________________________________________________

Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________

Адрес (место жительства, индекс) _____________________________________________

__________________________________________________________________________

Методы и формы работы ____________________________________________________

Результаты психолого-педагогического обследования (психологические ресурсы) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Результаты индивидуального собеседования: (социальные и материальные ресурсы: характеристика семьи; состояние здоровья; опыт общения с детьми; взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью; имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о готовности/неготовности кандидата в приемные родители

1. Оценка выявленных психологических, материальных, социальных и семейных ресурсов с точки зрения удовлетворения основных потребностей ребенка.

2. Рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по осуществлению сопровождения будущей приемной семьи для преодоления проблем

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата составления заключения

Подпись руководителя и

специалистов, ответственных за составление заключения

Место печати Организации

Приложение 5

к Программе подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Перечень вопросов к собеседованию

1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью граждан.

2. Поиск и отбор граждан в замещающую семью.

3. Обследование и анализ семейных условий гражданина, желающего принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.

5. Психология приемной семьи и детско-родительских отношений.

6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.

7. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.

9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.

10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Характеристика и проблемы современной семьи.

13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.

16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.

18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Мониторинг эффективного развития ребенка в замещающей семье.

20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

21. Дети подросткового возраста. Особенности развития, психолого-педагогические подходы к воспитанию.

22. Формирование детско-родительских отношений в приемной семье, воспитывающей сиблингов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.02.2019
Рубрики правового классификатора: 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать