Основная информация

Дата опубликования: 18 апреля 2018г.
Номер документа: RU56000201800355
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Оренбургская область
Принявший орган: Министерство образования Оренбургской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

18.04.2018 №01-21/789

Об утверждении положения о

предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Оренбургской области в 2018 году

На основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 (далее –  Порядок),

приказываю:

1. Утвердить Положение о предметных комиссиях (далее – ПК) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) в Оренбургской области в 2018 году согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Считать утратившим силу приказ министерства образования от 27.02.2017 № 01-21/346 «Об утверждении Положения о предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Оренбургской области в 2017 году».

3. Утвердить Порядок присвоения статусов экспертам предметных комиссий Оренбургской области согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

4. Утвердить Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА Оренбургской области согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

5. Утвердить план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК Оренбургской области согласно приложению № 4 к настоящему приказу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

7. Приказ вступает в силу после размещения на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (pravo.orb.ru) и на официальном сайте министерства образования Оренбургской области.

Министр

В.А.Лабузов

Приложение № 1 к приказу

министерства образования

Оренбургской области

от 18.04.2018 №01-21/789

Положение о предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам

среднего общего образования

в Оренбургской области в 2018 году

Данное положение регулирует правовые основы деятельности предметных комиссий (далее – ПК), принимающих участие в едином государственном экзамене (далее – ЕГЭ) и государственном выпускном экзамене (далее – ГВЭ) на территории Оренбургской области.

Общие положения

ПК создаются в целях осуществления проверки ответов на задания с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 (далее – задания с развернутым ответом).

ПК осуществляют перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ, ГВЭ, сдававших экзамены на территории региона, по поручению министерства образования Оренбургской области.

Персональный состав и сроки работы ПК определяются решением государственной экзаменационной комиссии Оренбургской области (далее –ГЭК) из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку, и утверждаются распорядительным актом министерства образования Оренбургской области (далее – МО).

ГЭК организует работу предметных комиссий совместно:

- с МО;

- с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (далее – ПОО и ООВО);

- с региональным центром обработки информации (далее – РЦОИ);

- с организацией, осуществляющей по поручению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ.

ПК в своей работе руководствуются:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400;

- настоящим положением;

- методическими материалами по формированию и организации работы ПК Оренбургской области по проведению ГИА;

- положением о ГЭК Оренбургской области по проведению ГИА;

- решениями ГЭК.

В целях повышения объективности проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ по согласованному решению ГЭК возможна организация обмена экзаменационными работами участников ЕГЭ между субъектами Российской Федерации (далее – межрегиональная перекрестная проверка).

Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ (в том числе передачи обезличенных копий бланков, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом) осуществляют РЦОИ соответствующих субъектов Российской Федерации при содействии уполномоченной организации.

За членами ПК, привлекаемыми по решению ГЭК к проведению ЕГЭ в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения ЕГЭ, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к работе в ПК, выплачивается вознаграждение за работу по проверке бланков № 2 на основании договора возмездного оказания услуг и акта выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с Положением о размерах и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, привлекаемым к подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Оренбургской области. Акты выполненных работ подписываются после предоставления статистики РЦОИ с указанием количества бланков проверенных работ каждым членом ПК.

Вознаграждение выплачивается исходя из количества проверенных экзаменационных работ. Оплата производится по завершении работ после предоставления акта выполненных работ безналичным платежом через ОАО Коммерческий банк «Оренбург» в течение 30 дней при наличии средств на расчетном счете государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования Оренбургской области».

2. Структура и состав ПК

ПК в Оренбургской области создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводятся ЕГЭ и ГВЭ.

В состав ПК входят председатель комиссии, заместитель председателя ПК и эксперты.

Численный состав комиссии определяется исходя из числа участников государственной итоговой аттестации, зарегистрированных в ГИС, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.

В комиссию в качестве экспертов включаются учителя общеобразовательных организаций, методисты, преподаватели ПОО и ООВО по профилю комиссии, имеющие высшее профессиональное образование, опыт работы в системе образования не менее 3-х лет, прошедшие обучение технологии проверки экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, успешно прошедшие квалификационное испытание.

Председатель ПК:

представляет в ГЭК предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК;

по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы ПК;

осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;

взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии;

представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА;

осуществляет подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт».

Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее – эксперты):

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

Статус экспертам присваивается в соответствии с Порядком присвоения статусов экспертам в Оренбургской области.

Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.

ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.

Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус «ведущий эксперт».

Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт, старший эксперт или основной эксперт.

3. Полномочия, функции и организация работы ПК

ПК осуществляет свою работу в период проведения ГИА.

Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.

В помещениях, где находятся ПК, РЦОИ обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:

а)      члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

б)              общественные  наблюдатели,  аккредитованные   в   установленном порядке, – по желанию;

в)              должностные  лица  Рособрнадзора, министерства образования Оренбургской области – по решению соответствующих органов.

Ответственность за организацию работы ПК и результаты проверки развернутых ответов несут председатель ПК и руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции.

В рамках осуществления проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ предметная комиссия:

- принимает к рассмотрению копии бланков ответов № 2 и дополнительных бланков ответов № 2 по утвержденной Рособрнадзором форме, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;

- осуществляет проверку ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам в соответствии с критериями оценивания, разработанными уполномоченным федеральным государственным учреждением (далее – ФГУ) по соответствующим предметам;

- составляет и направляет в РЦОИ протоколы результатов проверки ответов на задания с развернутым ответом;

- составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.

Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.

В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).

Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком «X» (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).

Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.

Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ, а также определение необходимости проверки третьим экспертом производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.

Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка.

Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.

Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, определенные Рособрнадзором.

ПК вправе:

- запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ и, в случае необходимости, в организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ;

- готовить и передавать председателю ГЭК предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, критериев оценивания ответов для направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере образования;

- готовить и передавать председателю ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему общеобразовательному предмету для направления в МО.

ПК размешается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, расположенных в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить

соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Для ведения делопроизводства к ПК может быть прикомандирован секретарь.

4. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и членов (экспертов) ПК

ПК возглавляет председатель, который организует ее работу и несет ответственность за своевременную и объективную проверку ответов на задания с развернутым ответом.

Председатель ПК в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК.

Функции ПК:

- определение состава специалистов, рекомендуемых для работы в ПК, по результатам тренировочных занятий и представление состава экспертов комиссии на утверждение ГЭК не позднее, чем за две недели до начала ГИА;

- организация обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций, завершающегося квалификационным испытанием;

- организация и проведение согласования подходов к оцениванию выполнения заданий по реальным критериям непосредственно перед проверкой;

- участие в работе конфликтной комиссии по ее запросу, подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии, из числа экспертов, имеющих результаты квалификационного испытания не ниже установленного для экспертов-консультантов уровня;

- согласование с руководителем РЦОИ графика работы экспертов не позднее чем за два рабочих дня до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету;

- составление списка экспертов, допущенных к третьей проверке;

- организация учета рабочего времени экспертов, затраченного на проверку ответов на задания с развернутым ответом;

- обеспечение своевременной проверки ответов на задания с развернутым ответом в соответствии с инструкциями и установленными требованиями;

- обеспечение контроля качества заполнения экспертами бланков-протоколов и их своевременной передачи в РЦОИ;

- обеспечение режима информационной безопасности при проверке ответов на задания с развернутым ответом, при передаче протоколов проверки в РЦОИ;

- оперативное информирование (через РЦОИ) Рособрнадзора, уполномоченного ФГУ и Федеральной предметной комиссии о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания;

- информирование председателя ГЭК о ходе проверки ответов на задания с развернутым ответом и возникновении проблемных ситуаций;

- отбор работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании с их последующим размещением в межрегиональном банке изображений экзаменационных работ;

- подготовка и обсуждение с членами ПК итогового отчета о результатах работы предметной комиссии.

Председатель ПК вправе:

- давать указания членам ПК в рамках своих полномочий;

- отстранять по согласованию с ГЭК экспертов в случае возникновения проблемных ситуаций от участия в работе ПК;

- принимать по согласованию с председателем ГЭК решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы ПК;

- направлять запросы в РЦОИ и, в случае необходимости, в уполномоченное ФГУ;

- получать от руководителя РЦОИ по завершении экспертизы пакет документов о результатах работы ПК:

о количестве работ, проверенных каждым экспертом;

о количестве работ, отправленных на третью экспертизу;

об экспертах, показавших максимальное расхождение в результатах

оценивания;

-              рекомендовать ГЭК направить ходатайство о поощрении члена ПК (эксперта) в МО.

Председатель ПК обязан:

- выполнять возложенные на него функции в соответствии с Порядком, положением о ГЭК, положением о ПК и методическими материалами по подготовке, проведению и обработке материалов ЕГЭ в региональных центрах обработки информации и пунктах первичной обработки материалов ЕГЭ;

- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;

- обеспечивать соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке ответов на задания с развернутым ответом, хранении и передаче результатов проверки в РЦОИ;

- своевременно информировать председателя ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки ответов на задания с развернутым ответом;

- согласовывать с председателем ГЭК планируемые публичные выступления руководителей и членов ПК по вопросам ЕГЭ (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т.п.);

- проходить обучение на федеральном уровне, завершающееся квалификационным испытанием, по результатам которого принимается решение о присвоении ему категории ведущий эксперт.

Член ПК (эксперт) вправе:

- получать инструкции по организации работы, обсуждать с председателем ПК, экспертами процедурные вопросы проверки ответов на задания с развернутым ответом;

- требовать организации условий труда, согласовывать план-график работ;

- участвовать в работе конфликтной комиссии по ее запросу;

- принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе ПК, вносить в него свои предложения.

Член ПК (эксперт) обязан:

- проходить ежегодное обучение, завершающееся квалификационным испытанием, по результатам которого принимается решение о допуске к проверке и присвоении эксперту категории ведущий, старший эксперт или основной эксперт;

- заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания заданий с развернутым ответом;

- проверять и оценивать ответы на экзаменационные задания с развернутым ответом заданий ЕГЭ, экзаменационных работ ГВЭ в соответствии с критериями оценивания;

- профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке ответов на задания с развернутым ответом;

- информировать председателя ПК о проблемах, возникающих при проверке ответов на задания с развернутым ответом, а также об обнаружении ошибок или некорректных заданий в КИМ с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания;

- незамедлительно информировать председателя ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки ответов на задания с развернутым ответом и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ПК;

- заблаговременно (за день до начала работы ПК) информировать председателя ПК о невозможности участия в работе комиссии.

5. Ответственность членов предметной комиссии

Во время работы членам ПК запрещается:

-              самостоятельно изменять рабочие места;

- пользоваться мобильными телефонами или иными средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками и другими);

- без уважительной причины покидать аудиторию;

- переговариваться;

- копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицом, определенным руководителем РЦОИ.

Член ПК может быть исключен из состава ПК в случае:

- предоставления о себе недостоверных сведений;

- утери подотчетных документов;

- невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

- возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ЕГЭ в текущем году).

Решение об исключении члена ПК из состава ПК принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя ПК.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ЕГЭ, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены ПК (эксперты) привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение № 2 к приказу

министерства образования

Оренбургской области

от_________№______

Порядок

присвоения статусов экспертам предметных комиссий Оренбургской области

1. Общие положения

1.              Настоящий порядок присвоения статусов экспертам предметных
комиссий (далее - ПК) в Оренбургской области разработан в соответствии с
действующими нормативно-правовыми актами по подготовке и проведению
ГИА:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

- методические материалы по формированию и организации работы ПК в 2018 году.

2. Порядок регламентирует процедуру присвоения статусов экспертам в Оренбургской области.

3. Порядок устанавливает:

- требования к опыту участия экспертов в проверке экзаменационных работ в период проведения ЕГЭ, необходимому для присвоения статусов;

-              показатели согласованности по результатам квалификационного
испытания и их значения для присвоения статусов;

-   порядок проведения процедуры присвоения экспертам статусов;

            - порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;

- описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов.

4.              Присвоение статусов экспертам осуществляет МО.

2. Статусы экспертов

2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Ведущий эксперт - статус может быть присвоен только председателю

или заместителю председателя ПК. Может осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», присваивается статус «старший эксперт».

Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

2.2.              Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть
установлено соответствие его квалификации:

- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;

- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;

- требованиям к результатам квалификационного испытания;

- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

2.3.              В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор
председателем ГЭК для включения в ПК, создаваемые Рособрнадзором,
могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или
старших экспертов.

3. Квалификационные требования для присвоения статусов

экспертам

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.

Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.

3.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);

- наличие              документа,              подтверждающего              получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

3.2.              Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт
организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта
допускается в случае, когда в состав ПК входят менее 10 человек.

3.3.              Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут
присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых
ответов участников ГИА. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт
оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам.

3.4.              Значения показателей согласованности оценивания, определенные
по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать
значениям, определенным МО для присвоения экспертам каждого
из статусов.

4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ

участников ГИА

4.1.              Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых
ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и
совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию
и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов
участников ГИА (далее – система) осуществляются на федеральном и
региональном уровнях.

а)              На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по
формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов,
имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:

- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию и типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов при оценивании;

- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.

б)              На региональном уровне система включает:

- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;

- обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.

4.2.              Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к
оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне
организуются ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
(далее – ФИПИ) и включают в себя проведение очных семинаров в период с января по март текущего учебного года. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов, как на отдельные задания, так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов.

4.3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются МО. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ.

5. Порядок проведения процедуры присвоения экспертам статусов

5.1.              К квалификационным испытаниям для определения статуса
экспертов допускаются специалисты, прошедшие обучение по программам
дополнительного профессионального образования, включающего в себя
практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов
экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по
соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

5.2. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.

5.3. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся по единым для всех субъектов Российской Федерации измерительным материалам, составленным из эталонных работ. Отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ.

5.4. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов осуществляется в форме зачета.

5.5. По результатам квалификационных испытаний составляется протокол, который подписывается председателем и членами Комиссии.

5.6. По результатам квалификационных испытаний, проводимых в форме оценивания экзаменационных работ, согласно показателей, присваивается статус «ведущий эксперт», «старший эксперт», «основной эксперт».

Показатель:   Процент   заданий/критериев   оценивания,   по   которым оценки эксперта не совпали с эталонными.

Значения показателя для присвоения экспертам статусов

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология История

10%

15%

20%

Физика

Химия

Информатика         и

ИКТ

География

5%

7%

10%

Математика

0%

5%

7%

Показатель: Количество заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания Значения показателя для присвоения экспертам статусов

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

0

Старший эксперт

0

5.7.              Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в
текущем году, не допускаются к включению в состав ПК, а также не могут
принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в
текущем году.

5.8.              Информация о результатах квалификационного испытания и о
присвоенном экспертам статусе вносится в региональный реестр
(региональную информационную систему).

6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:

- председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта;

- для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;

- для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;

- для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной МО, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт»;

- для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, привлекаться могут только эксперты, которые являются членами комиссии, создаваемой Рособрнадзором.

Приложение № 3 к приказу министерства образования Оренбургской области

от____________№_________

Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА

Оренбургской области

Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы

1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами.

2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.

3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).

4. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.

5. Третий эксперт назначается председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком «X» (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).

8. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и Федерального центра тестирования.

9. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ, а также определение необходимости проверки третьим экспертом производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.

10.Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:

- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка, результаты которой являются окончательными.

Порядок проведения проверки развернутых ответов

участников ГИА

1. Не позднее, чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.

2. Не позднее, чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС) экспертов на проверку работ.

3. Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов

№ 2.

4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ».

5. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал – знаком «X»).

6. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне.

7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.

8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях ПК рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.

10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

11. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:

- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее – бланк-копия) – не более 20 штук в одном рабочем комплекте;

- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее – бланк-протокол);

- при проверке устных ответов по иностранным языкам – список работ
на прослушивание              и оценивание,              сформированный              посредством

специализированного программного обеспечения и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).

1) Бланк-копия является изображением бланка ответов №2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;

номер варианта КИМ;

номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный Бланк ответов № 2;

код региона;

баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).

2) Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола;

код региона.

12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.

13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.

14. Председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.

15. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.

16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.

17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.

18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.

19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:

1) существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;

2) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу;

3) на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами «X».

20. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и/или работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.

21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверок, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.

При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК вправе отстранить от работы экспертов, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

22.              При проведении межрегиональной перекрестной проверки
изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта
Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ

участников ЕГЭ. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.

23. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

24. При покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному МО.

25. Организация видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК обеспечивается МО.

26. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется программным обеспечением РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.

27. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному МО.

28. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:

1) председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов;

2) проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов;

3) развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

4) результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки;

5) на третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем ПК;

6) существенное расхождение в баллах (правила назначения работы на третью              проверку) определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету;

7) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только  эксперт,  которому  в текущем  году  присвоен  статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу;

8)              при проверке устных ответов на задания ГВЭ ПК обеспечиваются
файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или бланками-
протоколами проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У);

9) распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов за развернутые ответы экзаменационной работы ГВЭ производится председателем ПК в соответствии с п. 1.10 «Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы» и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК;

10) проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз;

11) при покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному МО;

12) по завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.

Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА

1.              До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или
по решению ГЭК предметные комиссии могут проводить перепроверку
отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА
на территории Российской Федерации или за ее пределами.

2. По решению МО ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Оренбургской области. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данные работы.

3. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению МО на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

4. Комплект документов для перепроверки содержит:

- копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов №2;

- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;

- критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.

5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.

6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.

Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.

Анализ работ ПК

По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы ПК.

Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК, определенным Порядком формирования ПК в Оренбургской области, утвержденным МО.

Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.

При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:

1. Условия проведения проверки:

нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;

количество аудиторий при работе ПК;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);

работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при  работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);

наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;

прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК)

2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.

3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).

4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертами, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению МО).

5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).

6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ

7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).

8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку

9. Доля работ, направленных на третью проверку.

10.  Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).

Пример 1.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

Эксперт 2

2

3

1

1

3

1

2

1

2

1

0

0

17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины:

- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 2

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

11

Эксперт 3

0

1

0

0

3

2

2

0

0

0

1

2

11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.

- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное):

Пример 3.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

ИТОГ

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

Эксперт на апелляции

2

3

1

0

3

2

2

1

1

1

1

2

19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.

- другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).

11. Плановое количество экспертов ПК в 2018 году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта).

12. Основные выводы.

Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.

Приложение № 4 к приказу

министерства образования

Оренбургской области

от_________№__________

План-график

проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК

Оренбургской области

№ п/п

Мероприятие

Срок

1.

Подготовка экспертов ПК к проверке экзаменационных работ ГИА 2018 года, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК ГИА

февраль – март 2018 года

2.

Предоставление в ФИПИ списков кандидатур председателей ПК

для ПК по всем учебным предметам – до 1 февраля 2018 года

3.

Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК

для ПК по всем учебным

предметам –

до 1 марта 2018 года

4.

Формирование ПК

для ПК по всем учебным

предметам –

до 7 марта 2018года

5.

Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов

после получения критериев оценивания развернутых ответов

6.

Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы ФИПИ

в процессе проверки работ

7.

Проведение анализа работы ПК

июль 2018 года

8.

Направление в ФИПИ информации о номерах работ, вызвавших затруднения при оценивании

июль 2018 года

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 25.07.2018
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать