Основная информация

Дата опубликования: 18 июля 2008г.
Номер документа: ru27000200800418
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Министерство образования Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



(Утратил силу: приказ министерства образования Хабаровского края от 05.08.2013 № 21)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 18 июля 2008 года №873

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях развития опытно-экспериментальной работы по совершенствованию качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования и распространения опыта организации опытно-экспериментальной работы в системе начального профессионального образования, в соответствии с решением Краевого экспертного совета (протокол №2 от 27.03.2008)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе профессионального образования Хабаровского края.

2. Возложить функцию организации опытно-экспериментальной деятельности в системе профессионального образования Хабаровского края на Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям» (Менякова Л.В.).

3. Признать утратившим силу приказ министерства образования края от 24.12.2004 №877 «Об организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в системе среднего профессионального образования Хабаровского края».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования - начальника управления профессионального образования Левченко А.В.

Министр

А.А. Базилевский

УТВЕРЖДЕНО

приказом министерства образования Хабаровского края

от 18.07.2008 №873

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе профессионального образования Хабаровского края

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет общие подходы, порядок и условия организации опытно-экспериментальной работы в системе профессионального образования Хабаровского края (далее - край).

1.2. Под опытно-экспериментальной деятельностью в настоящем положении понимается деятельность различных субъектов системы профессионального образования края по разработке, апробированию и внедрению нового содержания, методик и технологий обучения, воспитания и развития учащихся, новых механизмов управления в системе образования, а также по другим направлениям, предусмотренным федеральной и региональной программами развития различных уровней профессионального образования и иными нормативными актами, определяющими приоритеты государственной политики в области образования.

Опытно-экспериментальная деятельность может быть организована в рамках экспериментов, проводимых или организуемых Министерством образования и науки России (далее - федеральный эксперимент), министерством образования края (далее - краевой эксперимент) либо в форме инициативных экспериментальных проектов и программ, поддерживаемых Министерством образования и науки Российской Федерации, министерством образования края.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в рамках федеральных экспериментов либо в форме инициативных экспериментальных проектов и программ, поддерживаемых Министерством образования и науки Российской Федерации, осуществляется в соответствие с Положением об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1123.

1.3. Субъектам опытно-экспериментальной деятельности, организуемой министерством образования края, может быть присвоен статус краевой экспериментальной площадки (далее - КЭП). КЭП могут быть трех типов: поисковые, инновационные, внедренческие.

Поисковые КЭП проводят поисковые эксперименты с целью разработки новых подходов и путей решения актуальных проблем модернизации профессионального образования.

Инновационные КЭП реализуют инновационные проекты и программы, разработанные по приоритетным направлениям опытно-экспериментальной деятельности в системе непрерывного профессионального образования края.

На базе внедренческих КЭП осуществляется распространение положительного опыта инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, обучение и повышение квалификации преподавателей и руководителей образовательных учреждений.

1.4. Статус КЭП может быть присвоен субъектам опытно-экспериментальной деятельности, разработавшим в инициативном порядке экспериментальные проекты и программы или участвующим в содержательном исполнении экспериментальных проектов и программ, разработанных или организованных министерством образования края.

Опытно-экспериментальная работа может быть организована на региональном уровне, в образовательном учреждении при участии всего коллектива, его части или отдельных работников (педагогов-экспериментаторов) при наличии необходимых условий для ее проведения (материально-технической базы, кадров, средств).

1.5. КЭП может открываться на базе одного или нескольких учреждений образования (в том числе различных уровней профессионального образования), учреждений других ведомств, расположенных как на одной административной территории, так и на нескольких территориях, объединенных единой экспериментальной программой.

Распределение обязанностей между несколькими учреждениями, вошедшими в состав КЭП, педагогическими и научными коллективами строится на договорной основе.

С целью обеспечения оптимальных организационных условий реализации программы и плана опытно-экспериментальной деятельности в структуре управления КЭП может быть предусмотрено создание временных творческих (научно-исследовательских) коллективов, советов, научно-методических объединений.

1.6. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, работники системы профессионального образования, организующие экспериментальную работу, в своей деятельности руководствуются Законом РФ «Об образовании», Положением об организации опытно- экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1123, настоящим Положением и иными правовыми актами, регламентирующими экспериментальную деятельность.

2. Органы, осуществляющие управление деятельностью КЭП

2.1. Общие вопросы организации опытно-экспериментальной деятельности возлагаются на Краевой экспертный совет в системе профессионального образования (КЭС ПО), деятельность которого по их решению организуется в соответствии с настоящим Положением.

В компетенцию КЭС ПО входит:

- анализ проблематики инновационных процессов и их роли в развитии системы непрерывного профессионального образования;

- разработка и одобрение стратегии развития опытно-экспериментальной деятельности в области профессионального образования в крае;

- определение приоритетных направлений инновационной и опытно- экспериментальной деятельности на очередной год;

- организация мониторинга и экспертизы деятельности краевых экспериментальных площадок.

2.2. КЭС ПО ежегодно организует общую оценку результатов опытно- экспериментальной деятельности, ведущейся в системе профессионального образования края.

2.3. В случае положительной оценки результатов деятельности КЭП управление профессионального образования министерства образования края (далее УПО) организует их внедрение в образовательных учреждениях профессионального образования края.

2.4. Для непосредственного управления деятельностью КЭП в образовательных учреждениях, получивших статус КЭП, может создаваться Совет по руководству краевой экспериментальной площадкой (далее - Совет). В состав Совета входят авторы инициативы, представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, педагоги и другие заинтересованные лица. Состав Совета утверждается приказом руководителя учебного заведения. В своей деятельности Совет руководствуется Положением о Совете по руководству краевой экспериментальной площадкой.

2.5. УПО осуществляет контроль за деятельностью КЭП в соответствии со своей компетенцией на основании действующих нормативно-правовых документов.

3. Присвоение и прекращение действия статуса КЭП

3.1. Присвоение статуса КЭП осуществляется приказом министерства образования края в соответствии с данным Положением и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с ним.

3.2. Направления опытно-экспериментальной деятельности на очередной год определяются министерством образования края и доводятся до сведения заинтересованных лиц не позднее июня года, предшествующего году начала реализации эксперимента. Конкурс объявляется не позже октября, года, предшествующего году начала реализации эксперимента.

3.3. Заявка на присвоение статуса экспериментальной площадки подается на имя председателя КЭС ПО не позднее декабря года объявления конкурса. В заявке должен быть приведен полный перечень документов, представляемых для проведения экспертизы и прилагаемых к заявке. Заявка оформляется на официальном бланке образовательного учреждения, подписывается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью учреждения.

Заявка должна содержать:

наименование и место нахождения соискателя КЭП (юридический и фактический адрес, контактные телефоны);

тему эксперимента, состав участников, предложения по кандидатуре научного руководителя и руководителя КЭП, которые будут нести ответственность за эффективную организацию и выполнение работ, своевременное оформление и представление полученных в ходе реализации проекта результатов;

изложение целей и основной идеи проекта, обоснование его значимости для развития системы образования края;

предложения по возможному распространению результатов.

Заявка может содержать обоснование необходимости и объемов целевого финансирования и его источников. К заявке прилагаются:

- программа эксперимента (исходные теоретические положения, этапы, содержание и методы опытно-экспериментальной деятельности, прогнозируе мые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов, перечень учебно- методических разработок по теме проекта);

календарный план проведения эксперимента с указанием сроков реализации проекта по этапам, перечня конечной продукции и результатов;

информационная справка об образовательном учреждении, включающая информацию о состоянии материально-технической базы образовательного учреждения и его финансовом обеспечении, которые позволяют успешно осуществлять экспериментальную деятельность по заявленной теме, а также результаты изучения состояния его образовательной деятельности в части, касающейся темы проекта;

результаты изучения условий экспериментальной деятельности: информационное обеспечение, уровень психологической готовности педагогов к экспериментальной деятельности, социально-психологический микроклимат в коллективе; уровень проектировочных умений участников инновационного процесса, уровень профессиональной компетентности организаторов инновационного процесса и профессиональной компетентности, участвующих в нем педагогических кадров;

иные документы на усмотрение образовательного учреждения.

3.4. Статус КЭП присваивается на время реализации программы на срок не более трех лет. Учебному заведению министерством образования края выдается свидетельство о присвоении статуса КЭП. После завершения реализации проекта в установленный срок статус КЭП прекращает свое действие.

3.5. Досрочное снятие статуса КЭП осуществляется приказом министерства образования края на основании заключения КЭС ПО в следующих случаях:

- ненадлежащего исполнения принятых на себя КЭП обязательств, невыполнения программы и плана работ;

- получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта;

- нарушения КЭП действующего законодательства, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта (далее - ГОС), нарушения сроков представления отчетности, финансово-хозяйственной дисциплины.

3.6. В случае отсутствия средств для финансирования деятельности КЭП статус КЭП может быть сохранен за образовательным учреждением по просьбе педагогического коллектива, если программа эксперимента успешно реализуется.

4. Права и обязанности участника опытно-экспериментальной деятельности, имеющего статус КЭП

4.1. КЭП осуществляет свою деятельность в соответствии с прилагаемой к заявке программой, прошедшей экспертизу и утвержденной министром образования края.

4.2. Образовательные учреждения, имеющие статус КЭП, для реализации утвержденной программы работы имеют право: вносить изменения в цели, задачи и содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания; совершенствовать систему управления образовательным учреждением; изменять формы подготовки и переподготовки педагогических кадров; обращаться в КЭС ПО за информацией, разъяснениями по вопросам, связанным с реализацией проекта и программы работ.

4.3. Указанные изменения осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации проекта и программы работ и не должны противоречить нормативно-правовым актам Российской Федерации и края, наносить ущерб здоровью, а также качеству подготовки обучающихся, ограничивать права участников образовательного процесса.

4.4. После присвоения образовательному учреждению в установленном порядке статуса КЭП изменения в программу эксперимента (тема, объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотезы, методы, сроки, этапы, критерии оценки ожидаемых результатов и т.п.) вносятся только после их согласования с КЭС ПО.

4.5. КЭП обязана:

реализовать утвержденную программу работы в установленные сроки;

обеспечивать в рамках проекта уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований ГОС;

своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планом выполнения работ (первый и завершающий отчеты представляются в форме отчета и доклада, промежуточные отчеты могут быть представлены в форме продуктов опытно-экспериментальной деятельности: образовательных программ, пакета нормативных документов, методических рекомендаций, учебных пособий и т.д.);

обеспечивать научно-методическую подготовку внедрения результатов эксперимента в массовую практику;

своевременно информировать КЭС ПО о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта и выполнению программы или календарного плана работ.

5. Организация экспертизы деятельности КЭП

5.1. Экспертизу проектов и деятельности КЭП организует КЭС ПО. Принятие решения о присвоении статуса КЭП, минуя КЭС ПО, не допускается.

5.2. Экспертиза в сфере экспериментальной деятельности образовательного учреждения профессионального образования края (далее - экспертиза) рассматривается в данном положении как специализированная оценочно-аналитическая или исследовательская деятельность, направленная на информационное обеспечение управленческих решений по вопросам присвоения и пролонгации статуса КЭП, оценки результатов и продуктов ее деятельности.

5.3. КЭС ПО определяет цели и задачи, методы и формы проведения экспертизы и мониторинга, критерии экспертных оценок.

5.4. К экспертной деятельности могут привлекаться специалисты других (необразовательных) отраслей с учетом межотраслевого характера инновационной и экспериментальной деятельности.

5.5. КЭС ПО принимает решения:

- об уровне готовности заявленных исполнителей экспериментальной деятельности к ее реализации;

- о целесообразности проведения предполагаемой экспериментальной деятельности в существующих условиях;

- о присвоении образовательному учреждению, реализующему проект, статуса КЭП;

- о пролонгировании статуса КЭП.

6. Экспертиза проектов при открытии КЭП

6.1. Для экспертной проверки инициативного проекта автор обращается в КЭС ПО с письменной заявкой. Авторами заявки могут быть образовательные учреждения профессионального образования любого типа, государственные и муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования.

Необходимым условием для рассмотрения заявки и утверждения программы эксперимента является ее предварительное обсуждение и принятие на Совете учебного заведения, научно-методическом или педагогическом совете в зависимости от характера планируемого исследования.

6.2. КЭС ПО на очередном заседании рассматривает заявку, принимает решение о проведении экспертизы и согласует с авторами проекта состав экспертной комиссии. Состав комиссии определяется содержанием предлагаемых к экспертизе материалов и ориентировочным объемом экспертных исследований.

В состав экспертной комиссии наряду с представителями министерства образования края могут входить ученые-педагоги, преподаватели учебных заведений, руководители образовательных учреждений, представители общественных организаций, специалисты других министерств и ведомств края.

В формировании состава экспертной комиссии может принимать участие автор инициативы. Экспертная комиссия правомочна принять решение, если в ее заседании принимает участие не менее 2/3 утвержденного состава.

Свою деятельность экспертная комиссия организует в соответствии с настоящим Положением. Экспертная комиссия самостоятельно определяет способ проведения экспертизы и необходимость привлечения для ее проведения сторонних специалистов. Заключение экспертной комиссии, составленное в срок не более двух месяцев со дня решения совета о проведении экспертизы, является основанием для принятия КЭС ПО решения.

6.3. При принятии решения экспертная комиссия исходит из того, что минимально необходимыми условиями, позволяющими положительно решать вопрос о разрешении на проведение эксперимента, являются:

общественная активность педагогов, имеющих опыт поисковой работы, проявленная в виде оформленных в проекте образовательных инициатив;

научная обеспеченность в виде реально сложившейся и действующей кооперации между учеными и практиками, работающими по теме (направлению) эксперимента;

наличие обоснования соответствия условий эксперимента требованиям охраны здоровья участников эксперимента;

готовность представителей отрасли поддерживать проведение эксперимента;

понимание субъектами образовательного эксперимента его сути, а также готовность и способность к его организации и развертыванию.

6.4. Экспертиза проводится в три этапа:

первый этап - принятие письменной заявки от авторов инициативы на основе первичной оценки представленных документов (решения о допуске к экспертизе и о приглашении авторов к участию во втором этапе);

второй этап - выработка совместно с авторами инициативы, методики проведения экспертизы, уточнение списка и материалов, необходимых для проведения экспертизы согласно принятой методике (по необходимости с выездом на место);

третий этап - осуществление окончательной экспертизы инициативного проекта в рамках конкурса заявок.

О принятых решениях, соответствующих каждому этапу, экспертная комиссия сообщает автору инициативы.

6.5. По результатам экспертизы проекта экспертная комиссия составляет экспертное заключение, в котором должны найти отражение следующие положения:

соответствие проекта Закону РФ «Об образовании»;

степень актуальности представленного проекта;

реальность выполнения экспериментального проекта;

соответствие структуры и содержания проекта предъявляемым к нему требованиям;

выводы о том, является ли проект использованием уже имеющегося в образовании опыта или же предполагает получение совершенно новых, требующих эксперимента результатов;

значимость проекта для развития региональной системы образования на основе анализа прогнозируемых результатов его реализации.

В конце заключения даются рекомендации для принятия решения КЭС ПО о присвоении образовательному учреждению статуса КЭП и предложения (в случае необходимости) по кадровому, научному, организационному, материально-техническому, правовому и финансовому обеспечению рассмотренной инициативы.

Заключение подписывается всеми членами экспертной комиссии с указанием особого мнения членов комиссии в случае несогласия с принятым решением.

В заключении экспертной комиссии могут быть даны рекомендации министерству образования и отраслевым министерствам края по содействию деятельности образовательного учреждения, а также обращения к различным ведомствам и организациям о возможном долевом участии финансирования работ, связанных с реализацией указанной инициативы.

6.6. Срок рассмотрения заявки и принятия заключения по существу об ращения - 3 месяца со дня поступления заявки в экспертную комиссию.

В случае отрицательного результата экспертизы заявки соискателю направляется ответ, в котором указываются причины отказа, и в случае необходимости даются рекомендации по подготовке новой заявки. Автор данной инициативы может подать заявку в экспертную комиссию повторно не ранее, чем через год.

6.7. Заседание КЭС ПО проводится председателем КЭС ПО, а в случае его отсутствия заместителем председателя. Перед заседанием КЭС ПО его членам раздается заключение экспертной комиссии.

Если на заседании КЭС ПО присутствуют авторы проекта (их представители), они излагают основные идеи экспериментальной деятельности, ее прогнозируемые результаты, способы их достижения и ресурсное обеспечение проекта (регламент до 15 минут).

Авторам (их представителям) членами совета задаются вопросы в устной форме.

В отсутствии авторов инициативы (их представителей) информацию о проекте дает председатель КЭС ПО на основе представленных в совет документов.

Заслушивается сообщение представителя экспертной комиссии о ходе и результатах экспертизы. В случае существования расхождений в оценках и мнениях выступают все члены экспертной комиссии.

Проводится дискуссия присутствующих на заседании членов КЭС ПО и авторов заявки по представленным материалам и заключению экспертной комиссии.

Авторам заявки (их представителям) предоставляется заключительное слово.

Членами КЭС ПО проводится обсуждение проекта решения.

6.8. Решение КЭС ПО принимается на основании заключения экспертной комиссии простым большинством голосов открытым голосованием. На основании положительного решения КЭС ПО приказом министерства образования края образовательному учреждению присваивается статус КЭП. В случае необходимости издается совместный приказ с другими министерствами (культуры, здравоохранения и др.) и заключается договор о проведении эксперимента с образовательным учреждением в лице его руководителя.

7. Мониторинг деятельности действующих КЭП

7.1. КЭС ПО организует проведение мониторинга экспериментальной деятельности КЭП, которые направляют в КЭС ПО письменные отчеты о выполнении программы эксперимента за год. Кроме того, КЭС ПО заслушивает отчеты научных руководителей и руководителей краевых экспериментальных площадок, анализирует результативность выполняемых работ.

Заключение КЭС ПО поотчетам служит основанием для министерства образования края, позволяющим принять решение о продолжении и дальнейшем финансировании экспериментальной деятельности КЭП, либо о прекращении этой деятельности с соответствующими финансово-правовыми последствиями.

7.2. Решения КЭС ПО могут быть обжалованы КЭП в министерстве образования края. При этом КЭС ПО, в случае необходимости, может назначить повторную экспертизу.

7.3. КЭС ПО может рекомендовать результаты и опыт экспериментальной деятельности:

к представлению широкой педагогической общественности в ходе презентаций;

к использованию для проведения занятий в системе повышения квалификации работников краевой системы профессионального образования;

к тиражированию и распространению в образовательных учреждениях профессионального образования;

к публикации в изданиях краевой системы образования.

7.4. На все материалы, представляемые в КЭС ПО, распространяются авторские права.

7.5. Финансирование работы по организации экспертизы осуществляется (при необходимости) за счет бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с утвержденной в каждом конкретном случае сметой.

7.6. Материалы, предъявляемые в КЭС ПО для пролонгирования статуса КЭП, должны включать:

- заявку на пролонгирование статуса КЭП с обоснованием необходимости пролонгирования;

- отчет об инновационной деятельности по проекту за прошедший период по теме, разрабатываемой в рамках КЭП;

- программу пролонгирования эксперимента (при ее изменении);

- иные документы на усмотрение образовательного учреждения. Материалы подписываются руководителем образовательного учреждения, подпись которого заверяется печатью.

8. Финансирование деятельности КЭП

8.1. Присвоение статуса КЭП не влечет за собой финансовых обязательств со стороны министерства образования края. Вопрос о финансировании может быть рассмотрен в договорном порядке.

8.2. Финансирование опытно-экспериментальной деятельности осуществляется из источников, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных уставом образовательного учреждения или организации, положением о министерстве образования края.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Хабаровского края № 12(89) от 31.12.2009
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать