Основная информация

Дата опубликования: 18 августа 2020г.
Номер документа: RU64000202001514
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Министерство образования Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18.08.2020 № 1160

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях развития региональной системы оценки качества образования в Саратовской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Положение «О системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций  Саратовской области» (приложение).

Отделу аналитической и организационной работы управления развития профессионального образования и организационной работы министерства образования Саратовской области в течение одного рабочего дня после подписания:

2.1.              направить настоящий приказ в министерство информации и печати Саратовской области для его официального опубликования;

2.2.              разместить настоящий приказ на официальном сайте министерства образования Саратовской области в сети Интернет.

Отделу правовой работы управления правовой и кадровой работы министерства образования Саратовской области направить настоящий приказ:

3.1.              в прокуратуру Саратовской области в течение трех рабочих дней со дня его подписания;

3.2.              в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в течение семи дней после дня первого официального опубликования.

Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Саратовской области – начальника управления общего и дополнительного образования.

Исполняющий обязанности министра

Е.В. Нерозя

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
образования Саратовской области
от 18.08.2020 № 1160

Положение
о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области

1. Общие положения

1.1. Положение о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области (далее - Положение) разработано в целях определения основных принципов, целей и задач функционирования системы оценки качества образования, определения организационной и функциональной структур, установления единых требований при реализации системы оценки качества образования на территории Саратовской области.

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 657 «Методика расчёта показателей мониторинга системы образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;

- постановлением правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года № 760-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области».

1.3. Под системой оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области (далее - СОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

1.4. Под качеством подготовки обучающихся в настоящем Положении понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

1.5. Оценка качества подготовки обучающихся предполагает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, а также деятельности муниципальной и региональной образовательных систем.

1.6. Оценка качества подготовки обучающихся в регионе проводится по инициативе:

1.6.1. министерства образования Саратовской области (далее - министерство образования);

1.6.2. органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления);

1.6.3. образовательных организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации);

1.6.4. общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов и иных юридических и физических лиц (далее - общественные институты).

1.7. СОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

1.8. Периодичность проведения оценки качества подготовки обучающихся определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.

1.9. Положение распространяется на все общеобразовательные организации Саратовской области.

2. Основные принципы, цели и задачи СОКО

2.1. Основой СОКО являются следующие принципы:

2.1.1. объективность, достоверность, полнота и целостность информации о качестве подготовки обучающихся;

2.1.2. реалистичность требований, норм и показателей качества подготовки обучающихся, их социальная и личностная значимость;

2.1.3. открытость, прозрачность процедур оценки качества подготовки обучающихся, инструментальность и технологичность используемых индикаторов (показателей);

2.1.4. доступность информации о состоянии и качестве подготовки обучающихся для различных групп потребителей;

2.1.5. сопоставимость системы показателей СОКО с федеральными и международными аналогами.

2.2. Целью СОКО является получение достоверных и надежных данных о качестве подготовки обучающихся, предоставляемого потребителям образовательных услуг в Саратовской области, для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельного образовательного учреждения, а также муниципального и регионального уровней образования.

2.3. Основными задачами СОКО являются:

2.3.1. получение объективной информации о состоянии качества подготовки обучающихся в Саратовской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

2.3.2. организация и сопровождение процедур получения и распространения информации о состоянии качества подготовки обучающихся Саратовской области;

2.3.3. повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);

2.3.4. определение степени соответствия качества подготовки обучающихся в регионе ФГОС, федеральным государственным требованиям, потребностям социума, потребителей образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательных программ;

2.3.5. определение факторов, определяющих сложившийся уровень качества подготовки обучающихся, и разработка на этой основе необходимых управленческих действий для повышения качества образования.

3. Организационно-функциональная структура СОКО

3.1. Организационная структура СОКО включает:

3.1.1. министерство образования;

3.1.2. государственное автономное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее - РЦОКО);

3.1.3. государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее - СОИРО);

3.1.4. органы местного самоуправления;

3.1.5. общеобразовательные организации.

Оценка качества подготовки обучающихся включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов СОКО и особенностями оценочных процедур.

3.2. Министерство образования осуществляет следующие функции:

3.2.1. определяет цели и приоритеты в развитии СОКО, утверждает и разрабатывает концепции, проекты, планы мероприятий по развитию СОКО;

3.2.2. осуществляет правовое регулирование процедур СОКО в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области;

3.2.3. организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с СОКО;

3.2.4. определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются решения по совершенствованию управления качеством образования;

3.2.5. обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования на территории Саратовской области:

3.2.5.1. лицензирует образовательную деятельность, осуществляемую образовательными организациями на территории Саратовской области (за исключением образовательных организаций, лицензирование которых отнесено к компетенции Российской Федерации);

3.2.5.2. проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Саратовской области (за исключением образовательных организаций, государственная аккредитация образовательной деятельности которых отнесена к компетенции Российской Федерации);

3.2.5.3. осуществляет государственный контроль качества образования в образовательных организациях на территории Саратовской области (за исключением образовательных организаций, контроль качества которых отнесен к компетенции Российской Федерации);

3.2.5.4. контролирует качество подготовки обучающихся по завершении каждого уровня или каждой ступени образования в соответствии с ФГОС в порядке, установленном законодательством;

3.2.5.5. проводит аттестацию педагогических работников образовательных организаций Саратовской области и муниципальных образовательных организаций на высшую и первую квалификационные категории;

3.2.5.6. определяет порядок организации и осуществления мониторингов в системе образования (региональный мониторинг образовательных достижений обучающихся, мониторинговые исследований качества образования, участие в международных сравнительных исследованиях качества образования на территории региона, иные оценочные процедуры);

3.2.6. организует разработку методических рекомендаций по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций, по результатам различных оценочных процедур;

3.2.7. в рамках своих полномочий обеспечивает и организует заполнение и ведение статистических данных по формам федерального статистического наблюдения;

3.2.8. организует формирование и ведение региональных информационных систем оценки качества образования;

3.2.9. обеспечивает оценку деятельности руководителей государственных образовательных организаций, в том числе для заключения эффективного контракта;

3.2.10. разрабатывает для размещения в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о СОКО;

3.2.11. исполняет функции организатора по проведению мероприятий, проектов, конференций, олимпиад, конкурсов, выставок в целях выявления образовательных достижений обучающихся;

3.2.12. организует проведение общественной и профессиональной экспертизы для оценки качества образования;

3.2.13. обеспечивает аккредитацию общественных наблюдателей при проведении процедур государственной итоговой аттестации, оценки качества образования;

3.2.14. организует формирование информационного массива аналитической информации об итогах оценочных процедур СОКО, в том числе для выработки управленческих решений на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.

3.3. РЦОКО осуществляет следующие функции:

3.3.1. в рамках своей компетенции принимает участие в разработке концепции, проектов, планов мероприятий по развитию СОКО;

3.3.2. осуществляет информационно-аналитическое и организационно - техническое обеспечение стандартизированных процедур оценки качества образования в образовательных организациях;

3.3.3. в рамках своих полномочий обеспечивает организацию и проведение методической и консультативной деятельности в области оценки качества образования;

3.3.4. в пределах своей компетенции обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА);

3.3.5. исполняет работу по формированию электронных баз данных СОКО;

3.3.6. готовит информацию о СОКО для размещения в средствах массовой информации и сети Интернет;

3.3.7. принимает участие в разработке системы оценочных процедур, комплекса индикаторов (индикаторов и (или) показателей), характеризующих состояние системы образования);

3.3.8. разрабатывает программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации СОКО;

3.3.9. принимает участие в подготовке специалистов образования, общественных экспертов по проведению оценочных процедур;

3.3.10. осуществляет организационное и техническое сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и других оценочных процедур;

3.3.11. организует подготовку измерителей и технологий, используемых при проведении оценки качества образования;

3.3.12. формирует банк контрольных измерительных материалов, фонды оценочных средств для различных категорий пользователей;

3.3.13. в рамках своих полномочий участвует в разработке методических рекомендаций по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций, по результатам различных оценочных процедур.

3.4. СОИРО осуществляет следующие функции:

3.4.1. в рамках своей компетенции принимает участие в разработке концепции, проектов, планов мероприятий по развитию СОКО;

3.4.2. проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов образования в области оценки качества образования, а также подготовку общественных экспертов по осуществлению оценочных процедур;

3.4.3. формирует и ведет базы данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов образования по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества образования;

3.4.4. в рамках своих полномочий обеспечивает организацию и проведение научных исследований, инновационных проектов, методической и консультативной деятельности в области оценки качества образования, мероприятий, проектов, конференций, олимпиад, конкурсов, выставок в целях выявления образовательных достижений обучающихся;

3.4.5. принимает участие в разработке системы оценочных процедур, комплекса показателей, характеризующих состояние системы образования;

3.4.6. осуществляет экспертную, аналитическую деятельность в рамках СОКО;

3.4.7. в рамках своих полномочий участвует в подготовке проектов методических рекомендаций по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций, по результатам различных оценочных процедур, аналитических докладов о состоянии качества образования и перспективах развития системы образования региона;

3.4.8. принимает участие в подготовке информации о СОКО для размещения в средствах массовой информации и сети Интернет.

3.5. Органы местного самоуправления осуществляют следующие функции:

3.5.1. разрабатывают и реализуют программы развития муниципальной системы оценки качества образования, включая вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития муниципальной системы образования;

3.5.2. разрабатывают локальные нормативные правовые акты, регулирующие и обеспечивающие оценку качества муниципальной системы образования;

3.5.3. проводят процедуры, обеспечивающие оценку качества образования в муниципальном образовании;

3.5.4. в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление статистических данных по формам федерального статистического наблюдения в сфере образования, по формам региональной системы оценки качества образования, а также представление информации о состоянии и перспективах развития муниципальной системы образования;

3.5.5. создают условия для подготовки специалистов органов местного самоуправления, работников муниципальных образовательных организаций и общественных экспертов в области проведения оценочных процедур и мониторинговых исследований;

3.5.6. участвуют в организации проведения оценочных процедур регионального, федерального уровней;

3.5.7. организуют сбор информации, необходимой для проведения региональных процедур оценки качества образования на территории муниципальных образований;

3.5.8. в пределах своей компетенции обеспечивают проведение ГИА;

3.5.9. проводят анализ результатов оценки качества образования на уровне муниципального образования;

3.5.10. обеспечивают оценку деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций, в том числе для заключения эффективного контракта;

3.5.11. информируют общественность о результатах оценки качества образования.

3.6. Общеобразовательные организации осуществляют следующие функции:

3.6.1. принимают участие в реализации СОКО;

3.6.2. в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление статистических данных по формам федерального статистического наблюдения в сфере образования, по формам региональной системы оценки качества образования, а также представление информации о состоянии и перспективах развития образовательной организации;

3.6.3. осуществляют организационно-техническое обеспечение стандартизированных процедур оценки качества образования в образовательной организации;

3.6.4. обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, мониторинговых и иных исследований по вопросам оценки качества образования;

3.6.5. разрабатывают локальные нормативные правовые акты, регулирующие и обеспечивающие оценку качества образования в образовательной организации;

3.6.6. обеспечивают проведение процедур самообследования и функционирование внутренней системы оценки качества образования; готовят и предоставляют публичные доклады о состоянии качества образования и перспективах развития образовательной организации, результатах самообследования;

3.6.7. осуществляют оценку и анализ образовательных процессов, условий и результатов образования через систему внутришкольного контроля;

3.6.8. обеспечивают оценку деятельности педагогических работников, в том числе для заключения эффективного контракта;

3.6.9. обеспечивают проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;

3.6.10. принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации.

3.7. Общественные институты осуществляют следующие функции:

3.7.1. проводят внешнюю оценку качества подготовки обучающихся в форме общественного наблюдения, общественной экспертизы;

3.7.2. принимают участие в разработке и реализации системы оценки качества подготовки обучающихся, индикаторов (показателей) оценки качества подготовки обучающихся;

3.7.3. принимают участие в обсуждении результатов оценки качества подготовки обучающихся, стратегии развития СОКО, образовательных систем.

4. Организация и технология оценки качества образования

4.1. Объектами оценки СОКО являются индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, образовательные программы, образовательные организации и их системы, профессиональная деятельность педагогических работников.

4.2. Предусматривается пять основных уровней оценивания;

4.2.1. индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, динамика показателей их здоровья, оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, сертификации профессиональных квалификаций для выпускников профессиональных образовательных организаций);

4.2.2. уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности);

4.2.3. уровень образовательной организации (качество условий для обеспечения образовательного процесса, качество образовательных программ, качество результата);

4.2.4. муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития муниципальной сети образовательных организаций);

4.2.5. региональный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития региональной сети образовательных организаций).

4.3. Реализация СОКО осуществляется посредством:

4.3.1. ГИА;

4.3.2. мониторинга образовательных достижений обучающихся;

4.3.3. аттестации педагогических работников;

4.3.4. государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций;

4.3.5. государственного контроля качества образования;

4.3.6. общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

4.3.7. мониторинговых, статистических и социологических (международных, государственных и ведомственных) исследований.

Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей, устанавливаемой в рамках процедуры оценки качества образования. Показатели могут быть определены на основе ФГОС, федеральных государственных требований, планируемых результатов образовательной программы, потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, целевых значений показателей, установленных государственными и областными целевыми программами развития образования.

4.4. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

4.5. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования в пределах своей компетенции.

4.6. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе ФГОС и не может выходить за их пределы.

4.7. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.09.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать