Основная информация
Дата опубликования: | 19 июня 2018г. |
Номер документа: | RU76000201800757 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 2018 № 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
- предмет охраны объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а).
(абзац в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
2. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Быкова О.Г.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- ландшафтные характеристики территории ансамбля с остатками первоначального рва с западной стороны (в настоящее время – пруд) и береговой линии Волги с северной стороны;
- местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, участвующего в формировании правобережной панорамы города, являющегося объемной, высотной и планировочной доминантой Угличского кремля;
- силуэтные характеристики ансамбля, в том числе:
пятиглавие собора;
ярусное с чашеобразной главкой и крестом на высоком шпиле завершение колокольни;
- глубинно-пространственная композиция ансамбля с южной стороны (со стороны центра города), замыкающая перспективу центральной аллеи Угличского кремля, ориентированной по оси юг-север;
- свободное визуальное восприятие ансамбля со стороны Волги;
- архитектурные характеристики, в том числе:
стилевое единство архитектурного решения (традиционные формы, восходящие к XVII в., в сочетании с декоративными формами барокко и классицизма);
цветовое решение;
основные строительные и отделочные материалы объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля («Спасс-Преображенский собор», 1713 г., «Колокольня», 1730 г.);
- характер исторического благоустройства ансамбля (уточняется методами научной реставрации).
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- композиционные особенности собора, формирующего северную линию застройки кремля вдоль берега Волги, являющегося северо-западной опорной точкой композиции кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики собора, участвующего в формировании панорамы города со стороны Волги, замыкающего перспективу Ростовской улицы и Успенской площади с южной стороны города;
- роль собора в композиционно-планировочной структуре ансамбля кремля (является планировочной и объемной доминантой);
- объемно-пространственная композиция собора, основой которой является массивный центральный двусветный куб четверика, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный пятью главами, к которому с востока примыкают три полукруглые апсиды (1713 г.), вдоль северного фасада – прямоугольный объем придела с полукруглой апсидой (1713 г.) и колонным портиком (1840-е гг.), с запада (по оси юг-север) примыкает протяженная апсидиальная паперть, объем которой решен симметрично восточному фасаду в форме четырех полукруглых апсид с ложным портиком входа (1840-е гг.), с юга главный вход собора отмечен глубоким колонным классицистическим портиком (1840-е гг.);
- купольные покрытия южного, северного и ложного западного портиков, а также полукупольные покрытия апсид и паперти;
- скатная форма вальмовых кровель, габариты, угол наклона скатов, материал кровельного покрытия – металл;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе:
местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов;
рельефно выделенный кирпичный ступенчатый цоколь по периметру собора;
междуярусный пояс с вытянутыми зубцами на четверике собора, продолженный в карнизах апсид четверика и полукружиях паперти;
высокий профилированный раскрепованный карниз четверика с поребриком и дентикулами;
широкие лопатки, разделяющие фасады четверика на три части, каждая из которых завершена полукруглой ложной закомарой в профилированном обрамлении;
трехчетвертные колонны на прямоугольных профилированных базах с поясками и стилизованными капителями, декорирующие лопатки (центральные лопатки на северном и восточном фасадах обрезаны под карнизом);
лопатки с трехчетвертными наложенными колоннами в простенках между апсидами собора;
наличники окон первого света в стиле нарышкинского барокко на южном фасаде четверика, южных фасадах апсид алтаря и паперти, на восточном фасаде боковых апсид алтаря и на западном фасаде боковых апсид паперти в виде профилированной рамы с «ушами», консолями и навершием в виде кокошника, раскрепованного в центре балясиной;
наличник окна центральной апсиды алтаря с навершием в форме килевидного кокошника из двухступенчатой тяги;
арочные заглубления с профилированными пятами арки, в которые помещены окна первого света придела (четверик и паперть), с прямоугольными нишками под окнами;
наличники окон второго света четверика собора на южном и западном фасадах в стиле нарышкинского барокко, включающие в себя боковые трехчетвертные колонки с поясками и консолями и навершие в виде раскрепованного профилированного фронтона;
профилированные полочки под окнами, которые не имеют наличники;
штукатурное обрамление круглых оконцев второго света на северном фасаде четверика придела;
местоположение, луковичная форма, размеры пяти глав четверика собора с доминирующей центральной главой на круглых глухих барабанах, декор в виде «кокошников» в основании барабанов, декоративных аркатурных поясов в средней части барабанов и профилированных поясов в карнизной части барабанов;
местоположение, луковичная форма, размеры главы южной апсиды собора на круглом глухом барабане, декорированном поясками;
местоположение, луковичная форма, размеры главы апсиды придела на круглом глухом барабане с прямоугольным подиумом (подиум и барабан имеют металлическую обивку);
металлический резной золоченый подзор в основании всех глав;
чешуйчатая обработка металлического покрытия глав;
каменный портал с высокорельефной резьбой в стиле нарышкинского барокко, оформляющий трапециевидный входной проем на южном фасаде собора, состоящий из колонок на тумбах, несущих антаблемент, завершенный карнизом из профилированных обломов (мотивы резьбы: гроздья винограда, вьющиеся по спирали, переплетенные на стволах колонок с узорчатой листвой, херувимы, связки цветов и фруктов на капителях, фризе и в тимпане);
южный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах и двух пар внутренних трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих тяжелый антаблемент с раскрепованным аттиком;
роспись купольного свода южного портика с изображением Саваофа в окружении ангелов и архангелов;
северный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах с коринфскими капителями и двух пар пилястр на базах с упрощенными ступенчатыми капителями, несущих антаблемент с прямым аттиком;
ложный западный портик, состоящий из двух пар трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих профилированный антаблемент;
каменные ступени (стилобаты) из блоков белого камня южного, северного и западного портиков;
фрагменты живописной росписи на южном фасаде четверика собора по сторонам от входного портала в простенках между колоннами и на заложенном восточном окне первого света;
живописная роспись «Успение Богородицы» в тимпане над арочным входом западного фасада;
металлический лучковый козырек с резным медным подзором над тимпаном западного входа;
столярное заполнение оконных проемов;
кованые решетки на окнах с волнистым и волнисто-ромбическим рисунком звеньев, соединенных хомутами;
- характер обработки фасадной поверхности:
штукатуренная и окрашенная поверхность наружных стен;
колористическое решение фасадов с применением традиционного для классицизма цвета желтой охры на плоскости стен и белого цвета элементов декора, зеленого цвета кровельного покрытия, глав, позолоты крестов и медных подзоров;
- конструкции, в том числе:
капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича размером 29(30) × 7(8) × 13(14) см на известковом растворе способом верстовой кладки;
четырехгранный сомкнутый свод, перекрывающий бесстолпный четверик;
полукруглая конха южной и центральной апсид основного объема;
трехгранная конха северной апсиды основного объема и апсиды придела;
купольный свод на подпружных арках в помещении паперти перед западным выходом и купольный свод южного портика;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе:
историческая планировка в кирпичных капитальных стенах;
местоположение первоначальных дверных и оконных проемов;
- элементы убранства интерьера основного объема собора, в том числе:
росписи свода, южной, западной и северной стен четверика на евангельские сюжеты в академической манере письма с использованием техники масляной живописи и принципа шпалерной развески (каждая композиция – отдельная картина, заключенная в раму, написанную на стене);
живописные композиции в технике гризайль, заключенные в рамы, вытянутые по горизонтали, расположенные на оконных осях в простенках между окнами первого и второго света южной и западной стен (живописная имитация скульптурного рельефа на глубоком синем фоне);
росписи в технике масляной живописи на дверных и оконных откосах четверика;
текст летописи на откосе западного окна первого света южной стены, свидетельствующий о выполнении росписи храма в 1810 и 1811 гг. артелью мастеров под руководством Тимофея Медведева;
шестиярусный псевдобарочный деревянный с позолотой резной иконостас 1853 г. с иконами XVII – XIX вв., выполненными в технике темперной живописи (XVII в., начало XVIII в.) и в технике масляной живописи (начало XIX в.), расположенный на восточной стене;
трапециевидная форма верхней части дверных проемов четверика на южной, западной, северной стенах, дверных проемов, ведущих в южную и северную апсиды;
арочная форма дверного проема, ведущего в центральную апсиду;
окованные металлические дверные полотна на южном и западном дверных проемах четверика;
росписи стен и сводов апсид;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие четверика и апсид квадратными неглазурованными керамическими плитками;
- элементы убранства интерьера придела Похвалы Богородицы, в том числе:
настенная роспись четверика и апсиды в технике масляной живописи;
окованное металлическое полотно лучкового дверного проема на западной стене четверика;
лучковые оконные проемы по сторонам дверного проема на западной стене четверика с подлинными коваными решетками волнисто-ромбического рисунка звеньев, соединенных хомутами;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;
кирпичная двухступенчатая солея, облицованная блоками белого камня;
- элементы убранства интерьера паперти, в том числе:
роспись в технике масляной живописи купола, подпружных арок и простенка над дверным проемом западной стены;
трапециевидная форма дверного проема восточной стены, ведущего в четверик, вписанная в прямоугольное заглубление;
прямоугольный киот над дверным проемом, ведущим в четверик;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;
- фрагмент кирпичной кладки с белокаменным контрфорсом собора XV в. в северо-западной части четверика.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- композиционные особенности колокольни, являющейся центральной опорной точкой композиции кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики колокольни, участвующей в формировании панорамы города со стороны Волги, роль колокольни в композиционно-планировочной структуре ансамбля кремля (находится в центральной части его территории, к юго-востоку от Спасс-Преображенского собора), в качестве высотной и силуэтной доминанты кремля;
- объемно-пространственная композиция столпообразной колокольни, восьмиугольной в плане, состоящей из шести убывающих восьмериков (четыре нижних слегка утоняются кверху за счет наклонных граней, а два верхних яруса над открытым ярусом звона резко убывают), увенчанной чашеобразной главкой с крестом;
- скатная форма, габариты, угол наклона скатов кровель трех верхних ярусов, материал кровельного покрытия – фальцованный металлический лист;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе:
местоположение, габариты, конфигурация прямоугольных и арочных оконных и дверных проемов на фасадах;
высокий наклонный цоколь; широкие огибающие лопатки на ребрах граней всех ярусов;
широкий профилированный карниз между первым и вторым ярусами, состоящий из горизонтальных тяг и зубчатого уступчатого пояса;
пояс поребрика в обрамлении горизонтальных тяг над карнизом второго яруса;
прямоугольные рамочные наличники окон первого и второго ярусов;
кованые решетки на окнах второго яруса с волнисто-ромбическим рисунком звеньев, соединенных хомутами;
профилированный карниз с поребриком, завершающий третий ярус;
горизонтальная двухступенчатая тяга, разделяющая третий ярус по высоте на две части;
архивольты с поребриком, обрамляющие крупные сквозные арки яруса звона (четвертый ярус) и переходящие на лопатки;
полихромные рельефные изразцы в профилированных ширинках на парапете яруса звона;
тяга из «сухариков», опоясывающая парапет яруса звона по верхней линии парапета;
подкарнизный ряд «сухариков», завершающий фасады яруса;
узкие арочные сквозные проемы пятого яруса с архивольтами и полочками, помещенные в прямоугольные заглубления;
пояс поребрика, обрамляющий ярус снизу и сверху;
узкие раскрепованные пилястры, помещенные на лопатки пятого яруса;
архивольты над арочными проемами и угловые раскрепованные лопатки на ребрах граней шестого яруса;
восьмигранное металлическое покрытие верхнего яруса, завершенное карнизом с зубцами, в основании главы колокольни;
размеры и форма главы в виде церковного сосуда потира, декорированного рельефно выделенными вытянутыми по вертикали лепестками и крупными бусинами по верхнему краю;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные и окрашенные поверхности наружных стен;
- характер колористического решения фасадов:
желтый цвет наружной поверхности стен с выбеленными декоративными элементами;
позолота покрытия верхнего яруса и главы с крестом;
- капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известковом растворе размером 28 × 7 × 13 (см) способом верстовой кладки;
- восьмигранные сомкнутые кирпичные своды, перекрывающие помещения первого, второго и пятого ярусов;
- кирпичный полусферический свод, перекрывающий шестой ярус;
- цилиндрический свод внутристенной каменной лестницы;
- металлические связи сводов;
- клинчатые распалубки над окнами первого и второго ярусов;
- каменная внутристенная лестница вдоль северо-западной и северной стен первого яруса, северной и северо-восточной стен второго яруса, восточной стены третьего яруса;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе историческая планировка в кирпичных капитальных стенах, местоположение первоначальных дверных, оконных проемов и внутристенных ниш.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а)
(наименование в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «"Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а), являются:
(абзац в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
- композиционные особенности здания, представляющего собой трапециевидное в плане разомкнутое в северо-восточной части каре с обширным внутренним двором, лицевая (разомкнутая в восточной части) северная фасадная линия которого обращена к улице Каменный мост, лицевая западная сплошная фасадная линия – к земляному валу, городскому оборонительному сооружению XVII в., вдоль подошвы вала, лицевая южная сплошная фасадная линия – в сторону озера Неро, лицевая (разомкнутая в северной части) восточная фасадная линия – к ансамблю Ростовского кремля и к улице Петровичева, расположенной между корпусом и стенами Ростовского кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании историко-архитектурной среды исторического центра города, его композиционная связь с ансамблем Ростовского кремля;
- объемно-пространственная композиция здания, состоящего из четырех корпусов, примыкающих друг к другу под прямым углом, кроме тупого юго-западного угла: северного – прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток-запад двухэтажного объема, перекрытого на три ската высокой кровлей с полицей, с завершением торцевого восточного фасада высоким треугольным фронтоном; западного – трапециевидного в плане, вытянутого по оси север-юг двухэтажного объема со сквозной проездной аркой, перекрытого разновысотными кровлями с полицей; южного – трапециевидного в плане, вытянутого по оси восток-запад двухэтажного объема, перекрытого на три ската высокой кровлей с полицей; восточного – прямоугольного в плане, вытянутого по оси север-юг двухэтажного объема со срубленными северными торцевыми стенами, перекрытого двускатной кровлей;
- скаты кровель корпусов, прорезанные кирпичными трубами, выполненными по историческим аналогам;
- скатная форма, габариты, высотные отметки, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов северного, западного, южного и восточного корпусов здания, в том числе:
рельефно выделенный кирпичный цоколь северного, западного и южного корпусов, обрамленный в верхней части кирпичным полуваликом, раскрепованный лопатками;
рельефно выделенный высокий кирпичный цоколь восточного корпуса, завершенный металлическим карнизом на уровне нижней линии окон первого этажа;
кирпичная междуэтажная тяга из полувалика и аналогичные тяги над цоколем и под карнизом северного, западного и южного корпусов, переходящие на лопатки;
кирпичная тяга в виде прямоугольной в сечении полочки под нижней линией окон второго этажа восточного корпуса;
раскрепованный лопатками кирпичный уступчатый карниз, завершающий лицевые фасады корпусов;
свес кровель большого выноса;
широкие угловые огибающие и центральные лопатки на фасадах северного, западного и южного корпусов;
местоположение, габариты, арочная форма оконных проемов и прямоугольная форма оконных проемов, вписанных в арочные ниши на северном, западном и южном корпусах;
прямоугольная форма оконных проемов, расположенных на осях восточного фасада восточного корпуса;
наличники двух арочных оконных проемов первого этажа восточного фасада южного корпуса в виде кокошника в очелье, опирающегося на профилированную полочку на импостах, и вертикальных отвесов по сторонам окна, опирающихся на консоли;
рельефно выступающая «ярославская» перемычка, подчеркивающая верхнюю линию арочных оконных ниш, расположенных в западной части лицевого фасада южного корпуса;
наличники двух прямоугольных окон первого этажа в центральной части лицевого фасада южного корпуса в виде кирпичной рамы из полувалика и очелья в форме профилированного кокошника;
- композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов северного, западного, южного и восточного корпусов здания, в том числе:
профилированные цоколь и карниз, раскрепованные лопатками;
крупная глубокая арочная ниша колодца в центральной части восточного фасада западного корпуса, перемычка которой находится на уровне нижней части второго этажа;
арка сквозного проезда в северной части восточного фасада западного корпуса;
местоположение, габариты, арочная форма входных и оконных проемов и прямоугольная форма оконных проемов, вписанных в арочные ниши;
наличники четырех арочных окон первого этажа западного фасада восточного корпуса в виде рамы из полувалика и очелья в форме профилированного кокошника;
два восьмиугольных окна второго света, расположенные на осях входных проемов в южной части восточного фасада западного корпуса и западной части северного фасада южного корпуса;
- характер отделки и колористическое решение наружных стен фасадов (воссоздается на основании технологических исследований) – белый цвет известковой обмазки, за исключением лицевого фасада восточного корпуса, который подлежит оштукатуриванию и покраске светлой охрой с выбеливанием декоративных элементов;
- капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известково-песчаном растворе;
- верстовая система перевязки кирпича;
- сводчатое перекрытие с металлическими связями сквозного проезда в западном корпусе;
- разгрузочные арки в нижней части кладки поперечных внутренних стен первого этажа;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе:
историческая планировка в кирпичных капитальных наружных и внутренних поперечных капитальных стенах, представленная линейной анфиладой, относящейся к XIX в.;
местоположение дверных проемов и внутристенных ниш;
- элементы убранства интерьера, в том числе:
арочная и лучковая форма дверных проемов;
арочная форма внутристенных ниш;
фрагмент наличника XVII в. заложенного окна с очельем в виде кокошника на внутренней поперечной стене в интерьере первого этажа центральной части южного корпуса;
арочные ниши с глубокими откосами восьмиугольных окон на северной стене южного корпуса и на восточной стене западного корпуса.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта центральной части города Углича и являющегося исторической градостроительной доминантой на пересечении улиц Ростовской и Луначарского;
- линейная, вытянутая по оси восток-запад объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания, состоящего из двусветного четверика, увенчанного пятиглавием, с одноэтажной алтарной частью в виде одной скругленной апсиды с главкой, одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с южной пристройкой;
- продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе;
- габариты и конфигурация крыши четверика (четырехгранный купол с пятью главами на барабанах), крыши трапезной (двускатной формы с главкой на южном скате), кровли алтаря (шатровой барочной формы, увенчанной главкой) и крыши колокольни – восьмигранного купола, увенчанного главой на барабане;
- материал и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация глав четверика шарообразной слегка приплюснутой формы на шейках с юбками, увенчанных восьмиконечными крестами (одна центральная глава и четыре боковых);
- форма, габариты и конфигурация главы колокольни – одна глава луковичной формы с подзором на восьмигранном основании сложной формы;
- характер обработки фасадной поверхности:
оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов;
облицовка белым камнем цоколя, штукатурная профилировка кирпичных карнизных венчающих элементов четверика, алтаря, трапезной, колокольни;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий:
сомкнутый свод четверика;
плоское перекрытие алтаря;
плоское перекрытие трапезной;
крестовый свод третьего яруса колокольни;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов, в том числе ложных и (или) заложенных:
осевое расположение и форма арочных окон алтаря;
осевое расположение и форма арочных окон четверика (в нижнем ярусе два окна на северном, три окна на южном фасадах), арочного дверного проема на северном фасаде и прямоугольных окон второго света (три окна на северном, три окна на южном фасадах);
осевое расположение и форма прямоугольных окон трапезной (четыре оси на южном и четыре оси на северном фасадах);
осевое расположение и форма арочных дверных проемов первого яруса колокольни на северном и западных фасадах, арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;
- композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада летнего храма (четверика):
высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
белокаменные базы колонн портика;
ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
профилированные рамочные наличники окон;
белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление северного фасада летнего храма:
высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
белокаменные базы колонн портика;
ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
арочный дверной проем по центральной оси с простым замковым камнем;
профилированные рамочные наличники окон: в нижнем ярусе – арочные с замковым камнем сложной формы, в верхнем ярусе – прямоугольные; белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление западного и восточного фасадов летнего храма:
антаблемент: архитрав с профилированными кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
треугольный фронтон, в том числе профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
купол летнего храма, в том числе четыре окна-люкарны, расположенных на центральных осях фасадов, обрамленных венчающей части дугообразными профилированными карнизами с «плечиками»;
декоративное оформление боковых барабанов: выступающий цоколь барабана; четыре ложных прямоугольных окна (по одному с каждой стороны света) с рамочными наличниками вокруг каждого окна; архитрав, состоящий из двух полок; профилированный карниз;
декоративное оформление центрального барабана: выступающий цоколь барабана в виде валика; четыре ложных арочных окна (с каждой стороны света), обрамленных рамочными наличниками с замковыми камнями; профилированный кирпичный поясок антаблемента; профилированный карниз с дентикулами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря:
пилястры с уступчатыми капителями из четырех полок; профилированные рамочные наличники окон алтаря с белокаменными замковыми камнями, подоконным профилем с подвесками;
прямоугольные подоконные ниши;
раскрепованный антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, карниза сложного профиля, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части – из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление трапезной:
пилястры с капителями из четырех полок;
рамочные профилированные наличники оконных проемов, состоящие из полки, четвертного вала и полки с белокаменным замковым камнем, а также подоконного профиля с маленькими подвесками, имитирующими кронштейны;
прямоугольные ниши под окнами;
антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, сложно-профилированного карниза, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части, состоящей из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни:
широкие ленточные наличники двух арочных дверных проемов с двумя небольшим горизонтальным профилями (выкружка, полка) в районе пят и замковым камнем и фигурными досками в антрвольтах;
полуколонны тосканского ордера, фланкирующие вход с северной и западной сторон;
антаблемент с раскреповкой по полуколоннам, состоящий из архитрава, кессонированного фриза, профилированного карниза;
габариты, форма, рисунок и профилировка деталей столярных заполнений арочных проемов нижнего яруса северного и западного фасадов;
- композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни:
четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
ниши под арками звонов с фигурными филенками со скошенными углами;
ниши в антрвольтах и по сторонам проемов, образованные вертикальными и горизонтальными тягами;
профилированный антаблемент;
- композиция и архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни:
четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями; прямоугольные ниши по сторонам и под арками звонов;
ниши с фигурными филенками в антрвольтах;
кессонированный фриз;
сложно-профилированный кирпичный карниз;
- купол колокольни, четыре люкарны в куполе (с каждой стороны света) с профилированными обрамлением, дугообразными сандриками, с круглыми проемами;
- профилированный карнизный пояс;
- барабан: четыре прямоугольных окна с арочными завершениями, небольшими горизонтальными профилями в районе пят архивольтов и замковыми камнями, профилированные тяги архитрава над арочными окнами, профилированный карниз;
- луковичная по форме глава на шейке с восьмигранным основанием;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах;
- расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов в интерьере: дверные проемы с арочной перемычкой входов из колокольни в трапезную, из трапезной в летний храм (четверик), в восточной стене четверика вход из летнего храма в алтарную часть;
- оформление интерьеров алтаря:
роспись стен и сводов;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
ниша для розжига кадила лучковой формы на северной стене; прямоугольная ниша на южной стене;
металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- оформление интерьеров летнего храма:
роспись стен и сводов;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- иконостас летнего храма:
классическая трехъярусная симметричная семиосная композиция на цоколе, с раскреповками по второй и шестой осям и двухколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами в нижней половине иконостаса; большая арка по центральной оси иконостаса, архивольт которой опирается на фронтоны портиков и ограничивает слабо выраженную экседру с киотом по центральной оси в виде двухколонного портика с треугольным фронтоном; фланкирующие вертикально расположенные иконы в овальных рамах, стоящие на аттиковой подставке; лучковая профилированная арка, расположенная на центральной оси иконостаса, опирающаяся на малые трехчетвертные колонки коринфского ордера, поставленные у раскреповок портиков и поддерживающие горизонтальное продолжение профиля арки в виде карниза, разделяющего первый и второй ярус икон; арочный проем царских врат, украшенный резным изображением Святого Духа в лучах с решетчатым столярным заполнением, с резными колонками, аттиком, поддерживаемым волютами; общий аттик над фронтонами портиков и аркой экседры, на котором расположены по боковым осям резные символы Ветхого и Нового заветов, а на центральной части большая прямоугольная икона с резными обрамлениями, двумя фланкирующими овальными иконами в резных рамах с подножиями на пьедесталах, с резными драпировками над овальными иконами и венцами;
венчающий композицию иконостаса треугольный фронтон на пяти центральных осях, c разорванным в трех центральных осях нижним карнизом, с аттиком над ним, увенчанным четырехконечным крестом; с раскрепованными карнизами по первой и седьмой осям, с иконами местного, праздничного, деисусного чина, с декоративным резным убранством иконостаса в виде порезок, модульонов, розетт, резных рам икон, обрамлений, резных гирлянд, драпировок, орнаментов, филенок; с золочением всего декоративного убранства иконостаса на белом фоне; с деревянным телом иконостаса и всеми его конструктивными деталями;
- оформление интерьеров трапезной:
профилированные штукатурные тяги потолка;
роспись на стенах и на плоском потолке;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
- двухъярусный иконостас Никольского придела в юго-восточном углу трапезной, выполненный в стилистике классицизма: на цоколе, оформленном филенками, с основным ярусом икон в рамах с лучковым верхом, по две с каждой стороны от Святых врат; с арочной формой царских врат, выделенных золочеными колонками коринфского ордера; с верхним ярусом икон с криволинейной нижней частью в рамах; с антаблементом, оформленным золоченым профилем архитрава и профилированным деревянным карнизом с позолотой, с резными символами Ветхого и Нового заветов; с угловой золоченой колонкой коринфского ордера и боковой стенкой иконостаса в два яруса икон, оформленной аналогично главному фасаду иконостаса с золочением декора и белым фоном;
- стенка сложного киота у восточной стены трапезной, оформленного в стилистике иконостаса Никольского придела с использованием золоченых колонок коринфского ордера на белом фоне;
- металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах.
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 2018 № 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
- предмет охраны объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5);
- предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а).
(абзац в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
2. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Быкова О.Г.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- ландшафтные характеристики территории ансамбля с остатками первоначального рва с западной стороны (в настоящее время – пруд) и береговой линии Волги с северной стороны;
- местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, участвующего в формировании правобережной панорамы города, являющегося объемной, высотной и планировочной доминантой Угличского кремля;
- силуэтные характеристики ансамбля, в том числе:
пятиглавие собора;
ярусное с чашеобразной главкой и крестом на высоком шпиле завершение колокольни;
- глубинно-пространственная композиция ансамбля с южной стороны (со стороны центра города), замыкающая перспективу центральной аллеи Угличского кремля, ориентированной по оси юг-север;
- свободное визуальное восприятие ансамбля со стороны Волги;
- архитектурные характеристики, в том числе:
стилевое единство архитектурного решения (традиционные формы, восходящие к XVII в., в сочетании с декоративными формами барокко и классицизма);
цветовое решение;
основные строительные и отделочные материалы объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля («Спасс-Преображенский собор», 1713 г., «Колокольня», 1730 г.);
- характер исторического благоустройства ансамбля (уточняется методами научной реставрации).
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- композиционные особенности собора, формирующего северную линию застройки кремля вдоль берега Волги, являющегося северо-западной опорной точкой композиции кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики собора, участвующего в формировании панорамы города со стороны Волги, замыкающего перспективу Ростовской улицы и Успенской площади с южной стороны города;
- роль собора в композиционно-планировочной структуре ансамбля кремля (является планировочной и объемной доминантой);
- объемно-пространственная композиция собора, основой которой является массивный центральный двусветный куб четверика, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный пятью главами, к которому с востока примыкают три полукруглые апсиды (1713 г.), вдоль северного фасада – прямоугольный объем придела с полукруглой апсидой (1713 г.) и колонным портиком (1840-е гг.), с запада (по оси юг-север) примыкает протяженная апсидиальная паперть, объем которой решен симметрично восточному фасаду в форме четырех полукруглых апсид с ложным портиком входа (1840-е гг.), с юга главный вход собора отмечен глубоким колонным классицистическим портиком (1840-е гг.);
- купольные покрытия южного, северного и ложного западного портиков, а также полукупольные покрытия апсид и паперти;
- скатная форма вальмовых кровель, габариты, угол наклона скатов, материал кровельного покрытия – металл;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе:
местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов;
рельефно выделенный кирпичный ступенчатый цоколь по периметру собора;
междуярусный пояс с вытянутыми зубцами на четверике собора, продолженный в карнизах апсид четверика и полукружиях паперти;
высокий профилированный раскрепованный карниз четверика с поребриком и дентикулами;
широкие лопатки, разделяющие фасады четверика на три части, каждая из которых завершена полукруглой ложной закомарой в профилированном обрамлении;
трехчетвертные колонны на прямоугольных профилированных базах с поясками и стилизованными капителями, декорирующие лопатки (центральные лопатки на северном и восточном фасадах обрезаны под карнизом);
лопатки с трехчетвертными наложенными колоннами в простенках между апсидами собора;
наличники окон первого света в стиле нарышкинского барокко на южном фасаде четверика, южных фасадах апсид алтаря и паперти, на восточном фасаде боковых апсид алтаря и на западном фасаде боковых апсид паперти в виде профилированной рамы с «ушами», консолями и навершием в виде кокошника, раскрепованного в центре балясиной;
наличник окна центральной апсиды алтаря с навершием в форме килевидного кокошника из двухступенчатой тяги;
арочные заглубления с профилированными пятами арки, в которые помещены окна первого света придела (четверик и паперть), с прямоугольными нишками под окнами;
наличники окон второго света четверика собора на южном и западном фасадах в стиле нарышкинского барокко, включающие в себя боковые трехчетвертные колонки с поясками и консолями и навершие в виде раскрепованного профилированного фронтона;
профилированные полочки под окнами, которые не имеют наличники;
штукатурное обрамление круглых оконцев второго света на северном фасаде четверика придела;
местоположение, луковичная форма, размеры пяти глав четверика собора с доминирующей центральной главой на круглых глухих барабанах, декор в виде «кокошников» в основании барабанов, декоративных аркатурных поясов в средней части барабанов и профилированных поясов в карнизной части барабанов;
местоположение, луковичная форма, размеры главы южной апсиды собора на круглом глухом барабане, декорированном поясками;
местоположение, луковичная форма, размеры главы апсиды придела на круглом глухом барабане с прямоугольным подиумом (подиум и барабан имеют металлическую обивку);
металлический резной золоченый подзор в основании всех глав;
чешуйчатая обработка металлического покрытия глав;
каменный портал с высокорельефной резьбой в стиле нарышкинского барокко, оформляющий трапециевидный входной проем на южном фасаде собора, состоящий из колонок на тумбах, несущих антаблемент, завершенный карнизом из профилированных обломов (мотивы резьбы: гроздья винограда, вьющиеся по спирали, переплетенные на стволах колонок с узорчатой листвой, херувимы, связки цветов и фруктов на капителях, фризе и в тимпане);
южный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах и двух пар внутренних трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих тяжелый антаблемент с раскрепованным аттиком;
роспись купольного свода южного портика с изображением Саваофа в окружении ангелов и архангелов;
северный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах с коринфскими капителями и двух пар пилястр на базах с упрощенными ступенчатыми капителями, несущих антаблемент с прямым аттиком;
ложный западный портик, состоящий из двух пар трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих профилированный антаблемент;
каменные ступени (стилобаты) из блоков белого камня южного, северного и западного портиков;
фрагменты живописной росписи на южном фасаде четверика собора по сторонам от входного портала в простенках между колоннами и на заложенном восточном окне первого света;
живописная роспись «Успение Богородицы» в тимпане над арочным входом западного фасада;
металлический лучковый козырек с резным медным подзором над тимпаном западного входа;
столярное заполнение оконных проемов;
кованые решетки на окнах с волнистым и волнисто-ромбическим рисунком звеньев, соединенных хомутами;
- характер обработки фасадной поверхности:
штукатуренная и окрашенная поверхность наружных стен;
колористическое решение фасадов с применением традиционного для классицизма цвета желтой охры на плоскости стен и белого цвета элементов декора, зеленого цвета кровельного покрытия, глав, позолоты крестов и медных подзоров;
- конструкции, в том числе:
капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича размером 29(30) × 7(8) × 13(14) см на известковом растворе способом верстовой кладки;
четырехгранный сомкнутый свод, перекрывающий бесстолпный четверик;
полукруглая конха южной и центральной апсид основного объема;
трехгранная конха северной апсиды основного объема и апсиды придела;
купольный свод на подпружных арках в помещении паперти перед западным выходом и купольный свод южного портика;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе:
историческая планировка в кирпичных капитальных стенах;
местоположение первоначальных дверных и оконных проемов;
- элементы убранства интерьера основного объема собора, в том числе:
росписи свода, южной, западной и северной стен четверика на евангельские сюжеты в академической манере письма с использованием техники масляной живописи и принципа шпалерной развески (каждая композиция – отдельная картина, заключенная в раму, написанную на стене);
живописные композиции в технике гризайль, заключенные в рамы, вытянутые по горизонтали, расположенные на оконных осях в простенках между окнами первого и второго света южной и западной стен (живописная имитация скульптурного рельефа на глубоком синем фоне);
росписи в технике масляной живописи на дверных и оконных откосах четверика;
текст летописи на откосе западного окна первого света южной стены, свидетельствующий о выполнении росписи храма в 1810 и 1811 гг. артелью мастеров под руководством Тимофея Медведева;
шестиярусный псевдобарочный деревянный с позолотой резной иконостас 1853 г. с иконами XVII – XIX вв., выполненными в технике темперной живописи (XVII в., начало XVIII в.) и в технике масляной живописи (начало XIX в.), расположенный на восточной стене;
трапециевидная форма верхней части дверных проемов четверика на южной, западной, северной стенах, дверных проемов, ведущих в южную и северную апсиды;
арочная форма дверного проема, ведущего в центральную апсиду;
окованные металлические дверные полотна на южном и западном дверных проемах четверика;
росписи стен и сводов апсид;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие четверика и апсид квадратными неглазурованными керамическими плитками;
- элементы убранства интерьера придела Похвалы Богородицы, в том числе:
настенная роспись четверика и апсиды в технике масляной живописи;
окованное металлическое полотно лучкового дверного проема на западной стене четверика;
лучковые оконные проемы по сторонам дверного проема на западной стене четверика с подлинными коваными решетками волнисто-ромбического рисунка звеньев, соединенных хомутами;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;
кирпичная двухступенчатая солея, облицованная блоками белого камня;
- элементы убранства интерьера паперти, в том числе:
роспись в технике масляной живописи купола, подпружных арок и простенка над дверным проемом западной стены;
трапециевидная форма дверного проема восточной стены, ведущего в четверик, вписанная в прямоугольное заглубление;
прямоугольный киот над дверным проемом, ведущим в четверик;
восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;
- фрагмент кирпичной кладки с белокаменным контрфорсом собора XV в. в северо-западной части четверика.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5)
Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Колокольня», 1730 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:
- композиционные особенности колокольни, являющейся центральной опорной точкой композиции кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики колокольни, участвующей в формировании панорамы города со стороны Волги, роль колокольни в композиционно-планировочной структуре ансамбля кремля (находится в центральной части его территории, к юго-востоку от Спасс-Преображенского собора), в качестве высотной и силуэтной доминанты кремля;
- объемно-пространственная композиция столпообразной колокольни, восьмиугольной в плане, состоящей из шести убывающих восьмериков (четыре нижних слегка утоняются кверху за счет наклонных граней, а два верхних яруса над открытым ярусом звона резко убывают), увенчанной чашеобразной главкой с крестом;
- скатная форма, габариты, угол наклона скатов кровель трех верхних ярусов, материал кровельного покрытия – фальцованный металлический лист;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе:
местоположение, габариты, конфигурация прямоугольных и арочных оконных и дверных проемов на фасадах;
высокий наклонный цоколь; широкие огибающие лопатки на ребрах граней всех ярусов;
широкий профилированный карниз между первым и вторым ярусами, состоящий из горизонтальных тяг и зубчатого уступчатого пояса;
пояс поребрика в обрамлении горизонтальных тяг над карнизом второго яруса;
прямоугольные рамочные наличники окон первого и второго ярусов;
кованые решетки на окнах второго яруса с волнисто-ромбическим рисунком звеньев, соединенных хомутами;
профилированный карниз с поребриком, завершающий третий ярус;
горизонтальная двухступенчатая тяга, разделяющая третий ярус по высоте на две части;
архивольты с поребриком, обрамляющие крупные сквозные арки яруса звона (четвертый ярус) и переходящие на лопатки;
полихромные рельефные изразцы в профилированных ширинках на парапете яруса звона;
тяга из «сухариков», опоясывающая парапет яруса звона по верхней линии парапета;
подкарнизный ряд «сухариков», завершающий фасады яруса;
узкие арочные сквозные проемы пятого яруса с архивольтами и полочками, помещенные в прямоугольные заглубления;
пояс поребрика, обрамляющий ярус снизу и сверху;
узкие раскрепованные пилястры, помещенные на лопатки пятого яруса;
архивольты над арочными проемами и угловые раскрепованные лопатки на ребрах граней шестого яруса;
восьмигранное металлическое покрытие верхнего яруса, завершенное карнизом с зубцами, в основании главы колокольни;
размеры и форма главы в виде церковного сосуда потира, декорированного рельефно выделенными вытянутыми по вертикали лепестками и крупными бусинами по верхнему краю;
- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные и окрашенные поверхности наружных стен;
- характер колористического решения фасадов:
желтый цвет наружной поверхности стен с выбеленными декоративными элементами;
позолота покрытия верхнего яруса и главы с крестом;
- капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известковом растворе размером 28 × 7 × 13 (см) способом верстовой кладки;
- восьмигранные сомкнутые кирпичные своды, перекрывающие помещения первого, второго и пятого ярусов;
- кирпичный полусферический свод, перекрывающий шестой ярус;
- цилиндрический свод внутристенной каменной лестницы;
- металлические связи сводов;
- клинчатые распалубки над окнами первого и второго ярусов;
- каменная внутристенная лестница вдоль северо-западной и северной стен первого яруса, северной и северо-восточной стен второго яруса, восточной стены третьего яруса;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе историческая планировка в кирпичных капитальных стенах, местоположение первоначальных дверных, оконных проемов и внутристенных ниш.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а)
(наименование в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «"Конюшенный двор Ростовского Архиерейского дома", XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Каменный Мост, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ростовского Кремля", XII – XVI, XVII – XX вв. (Ярославская область, г. Ростов, Кремль; Советский пер., 1, 3/2, ул. 50 лет Октября, 2/3; ул. Каменный Мост, д. 1; пл. Соборная, д. 8; ул. Карла Маркса, 25а), являются:
(абзац в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 28.12.2020 № 150)
- композиционные особенности здания, представляющего собой трапециевидное в плане разомкнутое в северо-восточной части каре с обширным внутренним двором, лицевая (разомкнутая в восточной части) северная фасадная линия которого обращена к улице Каменный мост, лицевая западная сплошная фасадная линия – к земляному валу, городскому оборонительному сооружению XVII в., вдоль подошвы вала, лицевая южная сплошная фасадная линия – в сторону озера Неро, лицевая (разомкнутая в северной части) восточная фасадная линия – к ансамблю Ростовского кремля и к улице Петровичева, расположенной между корпусом и стенами Ростовского кремля;
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании историко-архитектурной среды исторического центра города, его композиционная связь с ансамблем Ростовского кремля;
- объемно-пространственная композиция здания, состоящего из четырех корпусов, примыкающих друг к другу под прямым углом, кроме тупого юго-западного угла: северного – прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток-запад двухэтажного объема, перекрытого на три ската высокой кровлей с полицей, с завершением торцевого восточного фасада высоким треугольным фронтоном; западного – трапециевидного в плане, вытянутого по оси север-юг двухэтажного объема со сквозной проездной аркой, перекрытого разновысотными кровлями с полицей; южного – трапециевидного в плане, вытянутого по оси восток-запад двухэтажного объема, перекрытого на три ската высокой кровлей с полицей; восточного – прямоугольного в плане, вытянутого по оси север-юг двухэтажного объема со срубленными северными торцевыми стенами, перекрытого двускатной кровлей;
- скаты кровель корпусов, прорезанные кирпичными трубами, выполненными по историческим аналогам;
- скатная форма, габариты, высотные отметки, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов северного, западного, южного и восточного корпусов здания, в том числе:
рельефно выделенный кирпичный цоколь северного, западного и южного корпусов, обрамленный в верхней части кирпичным полуваликом, раскрепованный лопатками;
рельефно выделенный высокий кирпичный цоколь восточного корпуса, завершенный металлическим карнизом на уровне нижней линии окон первого этажа;
кирпичная междуэтажная тяга из полувалика и аналогичные тяги над цоколем и под карнизом северного, западного и южного корпусов, переходящие на лопатки;
кирпичная тяга в виде прямоугольной в сечении полочки под нижней линией окон второго этажа восточного корпуса;
раскрепованный лопатками кирпичный уступчатый карниз, завершающий лицевые фасады корпусов;
свес кровель большого выноса;
широкие угловые огибающие и центральные лопатки на фасадах северного, западного и южного корпусов;
местоположение, габариты, арочная форма оконных проемов и прямоугольная форма оконных проемов, вписанных в арочные ниши на северном, западном и южном корпусах;
прямоугольная форма оконных проемов, расположенных на осях восточного фасада восточного корпуса;
наличники двух арочных оконных проемов первого этажа восточного фасада южного корпуса в виде кокошника в очелье, опирающегося на профилированную полочку на импостах, и вертикальных отвесов по сторонам окна, опирающихся на консоли;
рельефно выступающая «ярославская» перемычка, подчеркивающая верхнюю линию арочных оконных ниш, расположенных в западной части лицевого фасада южного корпуса;
наличники двух прямоугольных окон первого этажа в центральной части лицевого фасада южного корпуса в виде кирпичной рамы из полувалика и очелья в форме профилированного кокошника;
- композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов северного, западного, южного и восточного корпусов здания, в том числе:
профилированные цоколь и карниз, раскрепованные лопатками;
крупная глубокая арочная ниша колодца в центральной части восточного фасада западного корпуса, перемычка которой находится на уровне нижней части второго этажа;
арка сквозного проезда в северной части восточного фасада западного корпуса;
местоположение, габариты, арочная форма входных и оконных проемов и прямоугольная форма оконных проемов, вписанных в арочные ниши;
наличники четырех арочных окон первого этажа западного фасада восточного корпуса в виде рамы из полувалика и очелья в форме профилированного кокошника;
два восьмиугольных окна второго света, расположенные на осях входных проемов в южной части восточного фасада западного корпуса и западной части северного фасада южного корпуса;
- характер отделки и колористическое решение наружных стен фасадов (воссоздается на основании технологических исследований) – белый цвет известковой обмазки, за исключением лицевого фасада восточного корпуса, который подлежит оштукатуриванию и покраске светлой охрой с выбеливанием декоративных элементов;
- капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича на известково-песчаном растворе;
- верстовая система перевязки кирпича;
- сводчатое перекрытие с металлическими связями сквозного проезда в западном корпусе;
- разгрузочные арки в нижней части кладки поперечных внутренних стен первого этажа;
- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе:
историческая планировка в кирпичных капитальных наружных и внутренних поперечных капитальных стенах, представленная линейной анфиладой, относящейся к XIX в.;
местоположение дверных проемов и внутристенных ниш;
- элементы убранства интерьера, в том числе:
арочная и лучковая форма дверных проемов;
арочная форма внутристенных ниш;
фрагмент наличника XVII в. заложенного окна с очельем в виде кокошника на внутренней поперечной стене в интерьере первого этажа центральной части южного корпуса;
арочные ниши с глубокими откосами восьмиугольных окон на северной стене южного корпуса и на восточной стене западного корпуса.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 19.06.2018 № 31
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта центральной части города Углича и являющегося исторической градостроительной доминантой на пересечении улиц Ростовской и Луначарского;
- линейная, вытянутая по оси восток-запад объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания, состоящего из двусветного четверика, увенчанного пятиглавием, с одноэтажной алтарной частью в виде одной скругленной апсиды с главкой, одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с южной пристройкой;
- продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе;
- габариты и конфигурация крыши четверика (четырехгранный купол с пятью главами на барабанах), крыши трапезной (двускатной формы с главкой на южном скате), кровли алтаря (шатровой барочной формы, увенчанной главкой) и крыши колокольни – восьмигранного купола, увенчанного главой на барабане;
- материал и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация глав четверика шарообразной слегка приплюснутой формы на шейках с юбками, увенчанных восьмиконечными крестами (одна центральная глава и четыре боковых);
- форма, габариты и конфигурация главы колокольни – одна глава луковичной формы с подзором на восьмигранном основании сложной формы;
- характер обработки фасадной поверхности:
оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов;
облицовка белым камнем цоколя, штукатурная профилировка кирпичных карнизных венчающих элементов четверика, алтаря, трапезной, колокольни;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий:
сомкнутый свод четверика;
плоское перекрытие алтаря;
плоское перекрытие трапезной;
крестовый свод третьего яруса колокольни;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов, в том числе ложных и (или) заложенных:
осевое расположение и форма арочных окон алтаря;
осевое расположение и форма арочных окон четверика (в нижнем ярусе два окна на северном, три окна на южном фасадах), арочного дверного проема на северном фасаде и прямоугольных окон второго света (три окна на северном, три окна на южном фасадах);
осевое расположение и форма прямоугольных окон трапезной (четыре оси на южном и четыре оси на северном фасадах);
осевое расположение и форма арочных дверных проемов первого яруса колокольни на северном и западных фасадах, арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;
- композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада летнего храма (четверика):
высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
белокаменные базы колонн портика;
ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
профилированные рамочные наличники окон;
белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление северного фасада летнего храма:
высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
белокаменные базы колонн портика;
ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
арочный дверной проем по центральной оси с простым замковым камнем;
профилированные рамочные наличники окон: в нижнем ярусе – арочные с замковым камнем сложной формы, в верхнем ярусе – прямоугольные; белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление западного и восточного фасадов летнего храма:
антаблемент: архитрав с профилированными кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
треугольный фронтон, в том числе профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
купол летнего храма, в том числе четыре окна-люкарны, расположенных на центральных осях фасадов, обрамленных венчающей части дугообразными профилированными карнизами с «плечиками»;
декоративное оформление боковых барабанов: выступающий цоколь барабана; четыре ложных прямоугольных окна (по одному с каждой стороны света) с рамочными наличниками вокруг каждого окна; архитрав, состоящий из двух полок; профилированный карниз;
декоративное оформление центрального барабана: выступающий цоколь барабана в виде валика; четыре ложных арочных окна (с каждой стороны света), обрамленных рамочными наличниками с замковыми камнями; профилированный кирпичный поясок антаблемента; профилированный карниз с дентикулами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря:
пилястры с уступчатыми капителями из четырех полок; профилированные рамочные наличники окон алтаря с белокаменными замковыми камнями, подоконным профилем с подвесками;
прямоугольные подоконные ниши;
раскрепованный антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, карниза сложного профиля, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части – из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление трапезной:
пилястры с капителями из четырех полок;
рамочные профилированные наличники оконных проемов, состоящие из полки, четвертного вала и полки с белокаменным замковым камнем, а также подоконного профиля с маленькими подвесками, имитирующими кронштейны;
прямоугольные ниши под окнами;
антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, сложно-профилированного карниза, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части, состоящей из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни:
широкие ленточные наличники двух арочных дверных проемов с двумя небольшим горизонтальным профилями (выкружка, полка) в районе пят и замковым камнем и фигурными досками в антрвольтах;
полуколонны тосканского ордера, фланкирующие вход с северной и западной сторон;
антаблемент с раскреповкой по полуколоннам, состоящий из архитрава, кессонированного фриза, профилированного карниза;
габариты, форма, рисунок и профилировка деталей столярных заполнений арочных проемов нижнего яруса северного и западного фасадов;
- композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни:
четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
ниши под арками звонов с фигурными филенками со скошенными углами;
ниши в антрвольтах и по сторонам проемов, образованные вертикальными и горизонтальными тягами;
профилированный антаблемент;
- композиция и архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни:
четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями; прямоугольные ниши по сторонам и под арками звонов;
ниши с фигурными филенками в антрвольтах;
кессонированный фриз;
сложно-профилированный кирпичный карниз;
- купол колокольни, четыре люкарны в куполе (с каждой стороны света) с профилированными обрамлением, дугообразными сандриками, с круглыми проемами;
- профилированный карнизный пояс;
- барабан: четыре прямоугольных окна с арочными завершениями, небольшими горизонтальными профилями в районе пят архивольтов и замковыми камнями, профилированные тяги архитрава над арочными окнами, профилированный карниз;
- луковичная по форме глава на шейке с восьмигранным основанием;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах;
- расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов в интерьере: дверные проемы с арочной перемычкой входов из колокольни в трапезную, из трапезной в летний храм (четверик), в восточной стене четверика вход из летнего храма в алтарную часть;
- оформление интерьеров алтаря:
роспись стен и сводов;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
ниша для розжига кадила лучковой формы на северной стене; прямоугольная ниша на южной стене;
металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- оформление интерьеров летнего храма:
роспись стен и сводов;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- иконостас летнего храма:
классическая трехъярусная симметричная семиосная композиция на цоколе, с раскреповками по второй и шестой осям и двухколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами в нижней половине иконостаса; большая арка по центральной оси иконостаса, архивольт которой опирается на фронтоны портиков и ограничивает слабо выраженную экседру с киотом по центральной оси в виде двухколонного портика с треугольным фронтоном; фланкирующие вертикально расположенные иконы в овальных рамах, стоящие на аттиковой подставке; лучковая профилированная арка, расположенная на центральной оси иконостаса, опирающаяся на малые трехчетвертные колонки коринфского ордера, поставленные у раскреповок портиков и поддерживающие горизонтальное продолжение профиля арки в виде карниза, разделяющего первый и второй ярус икон; арочный проем царских врат, украшенный резным изображением Святого Духа в лучах с решетчатым столярным заполнением, с резными колонками, аттиком, поддерживаемым волютами; общий аттик над фронтонами портиков и аркой экседры, на котором расположены по боковым осям резные символы Ветхого и Нового заветов, а на центральной части большая прямоугольная икона с резными обрамлениями, двумя фланкирующими овальными иконами в резных рамах с подножиями на пьедесталах, с резными драпировками над овальными иконами и венцами;
венчающий композицию иконостаса треугольный фронтон на пяти центральных осях, c разорванным в трех центральных осях нижним карнизом, с аттиком над ним, увенчанным четырехконечным крестом; с раскрепованными карнизами по первой и седьмой осям, с иконами местного, праздничного, деисусного чина, с декоративным резным убранством иконостаса в виде порезок, модульонов, розетт, резных рам икон, обрамлений, резных гирлянд, драпировок, орнаментов, филенок; с золочением всего декоративного убранства иконостаса на белом фоне; с деревянным телом иконостаса и всеми его конструктивными деталями;
- оформление интерьеров трапезной:
профилированные штукатурные тяги потолка;
роспись на стенах и на плоском потолке;
габариты и расстекловка исторических оконных рам;
- двухъярусный иконостас Никольского придела в юго-восточном углу трапезной, выполненный в стилистике классицизма: на цоколе, оформленном филенками, с основным ярусом икон в рамах с лучковым верхом, по две с каждой стороны от Святых врат; с арочной формой царских врат, выделенных золочеными колонками коринфского ордера; с верхним ярусом икон с криволинейной нижней частью в рамах; с антаблементом, оформленным золоченым профилем архитрава и профилированным деревянным карнизом с позолотой, с резными символами Ветхого и Нового заветов; с угловой золоченой колонкой коринфского ордера и боковой стенкой иконостаса в два яруса икон, оформленной аналогично главному фасаду иконостаса с золочением декора и белым фоном;
- стенка сложного киота у восточной стены трапезной, оформленного в стилистике иконостаса Никольского придела с использованием золоченых колонок коринфского ордера на белом фоне;
- металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 06.07.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: