Основная информация

Дата опубликования: 20 марта 2018г.
Номер документа: RU64000201800414
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Министерство образования Правительства Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом министерством образования Саратовской области от 12.04.2019 № 811

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20.03.2018 № 593

Об утверждении Положения о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Положением о министерстве образования Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 года № 267-П «Вопросы министерства образования Саратовской области», приказом министерства образования области от 10 августа 2017 года № 1757 «Об организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области в 2017/2018 учебном году», в целях обеспечения качественной проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Положение о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (приложение).

Отделу государственной итоговой аттестации министерства образования области направить настоящий приказ:

В прокуратуру Саратовской области в течение трех дней после издания.

В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в течение семи дней после дня первого официального опубликования.

3.              Отделу аналитической и организационной работы министерства образования области в течение дня после издания:

3.1.              Направить настоящий приказ в министерство информации и печати Саратовской области для его официального опубликования.

3.2.              Разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Саратовской области в сети Интернет.

4.              Признать утратившим силу приказ министерства образования Саратовской области от 23 марта 2017 № 831 «Об утверждении Положения о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».

5.              Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Саратовской области – начальника управления общего и дополнительного образования.

И.о. министра

И.В. Седова

Приложение к приказу

министерства образования

Саратовской области

от 20.03.2018 № 593

ПОЛОЖЕНИЕ

о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Общие положения

Положение о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации
от 31 августа 2013 года № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования», Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 26 декабря 2013 года № 1400 (далее – Порядок проведения ГИА-11), Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394 (Порядок проведения ГИА-9),
с учетом рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Предметные комиссии Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – Предметные комиссии) создаются в целях проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), по образовательным программам основного общего образования, проводимой в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ), письменных и устных экзаменационных работ обучающихся по программам основного
общего и среднего общего образования в форме государственного
выпускного экзамена (далее – ГВЭ-9, ГВЭ-11).

Предметные комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор), министерства образования Саратовской области (далее – министерство образования), инструкциями по вопросам организационно-технологического сопровождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА), а также настоящим Положением.

В своей работе Предметные комиссии взаимодействуют с министерством образования, государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(далее – ГЭК-11), государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
(далее – ГЭК-9), организацией, осуществляющей организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА в Саратовской области
(далее – РЦОИ).

Предметные комиссии выполняют следующие задачи:

обеспечивают независимый порядок проверки и оценивания заданий с развёрнутым ответом участников ГИА;

проводят анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных работ;

разрабатывают рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся по каждому общеобразовательному предмету.

Состав и структура Предметных комиссий

Предметные комиссии создаются с учетом предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА на территории Саратовской области.

Численный состав Предметных комиссий определяется исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному учебному предмету.

Формирование составов Предметных комиссий организуется председателем ГЭК-11, ГЭК-9 по представлению председателей Предметных комиссий не позднее чем за две недели до начала ГИА. Составы Предметных комиссий утверждаются приказом министерства образования.

В состав Предметной комиссии по каждому учебному предмету входят председатель Предметной комиссии, заместитель председателя Предметной комиссии и эксперты Предметной комиссии.

Кандидатуры председателей Предметных комиссий представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК-11 не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.

Председатели Предметных комиссий назначаются приказом министерства образования по согласованию с Рособрнадзором.

При формировании состава Предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лиц, привлекаемых к проведению ГИА, или их близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на них обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников ГИА, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.

Функционал, доступный для эксперта Предметной комиссии (далее – эксперт), определяется присвоенным ему статусом:

эксперт, имеющий статус «ведущий эксперт», имеет право быть председателем или заместителем председателя Предметной комиссии (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, участвовать в рассмотрении апелляций по предмету, консультировать экспертов Предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников ГИА в составе Предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта;

эксперт, имеющий статус «старший эксперт», имеет право осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников ГИА в составе Предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта, консультировать экспертов Предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя Предметной комиссии) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, участвовать в рассмотрении апелляций по предмету;

эксперт, имеющий статус «основной эксперт», имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе Предметной комиссии.

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются экспертам (кроме председателя Предметной комиссии) в зависимости от уровня квалификации эксперта.

Председателю Предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта без участия в испытаниях для установления уровня квалификации эксперта по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА (далее - квалификационные испытания).

Для присвоения экспертам соответствующего статуса устанавливаются следующие требования:

требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;

требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА:

для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в Предметной комиссии или ГЭК-11/ГЭК-9. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав Предметной комиссии входит менее 10 человек;

для присвоения статусов «ведущий эксперт» и «старший эксперт» необходим опыт оценивания экзаменационных работ участников ГИА, не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых Предметных комиссий по иностранным языкам (в случае, когда ранее Предметная комиссия не создавалась);

требования к результатам согласованности оценивания работ при проверке экзаменационных работ участников ГИА в предыдущие годы и к показателям статистики удовлетворенных апелляций;

наличие положительных результатов квалификационных испытаний.

Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, приведенным в приложении № 1 к настоящему Положению.

Экспертам, прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», но не назначенным заместителем председателя Предметной комиссии, присваивается статус «старший эксперт».

Квалификационные испытания для определения статуса эксперту проводятся ежегодно. Эксперт, не прошедший квалификационного испытания в текущем году, не допускается к включению в состав Предметной комиссии.

2.11.              Обучение кандидатов, рекомендованных для работы в качестве экспертов Предметных комиссий, допуск экспертов к прохождению квалификационных испытаний, организацию и проведение квалификационных испытаний для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее – ГАУ ДПО «СОИРО»).

Полномочия и функции Предметных комиссий

На экспертов Предметных комиссий возлагается ответственность за объективность и независимость проверки заданий с развернутым ответом в установленные сроки.

Предметные комиссии прекращают свою деятельность с момента утверждения министерством образования председателей Предметных комиссий по каждому учебному предмету на соответствующий год.

Предметные комиссии выполняют следующие функции:

осуществляют проверку экзаменационных работ участников ГИА в соответствии с установленными требованиями;

оформляют бланки-протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА;

составляют и направляют в ГЭК-11, ГЭК-9 аналитические отчеты о результатах работы Предметных комиссий, анализ типичных ошибок и затруднений участников ГИА при выполнении экзаменационных работ.

В целях выполнения своих функций Предметные комиссии вправе:

готовить рекомендации о мерах совершенствования методики подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету для направления в ГАУ ДПО «СОИРО», в муниципальные методические службы Саратовской области;

сообщать в ГЭК-11, ГЭК-9 об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий.

Порядок оценивания развернутых участников ГИА:

развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами;

по результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ, ОГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА;

в случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка;

существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету;

третий эксперт назначается председателем Предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника ОГЭ, ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу;

эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу;

третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола (в случае проверки экзаменационной работы ЕГЭ, ОГЭ);

распределение экзаменационных работ участников ЕГЭ, ОГЭ между экспертами, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ, ОГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости третьей проверки осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ;

распределение экзаменационных работ участников ГВЭ между экспертами, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ, определение необходимости третьей проверки производится председателем Предметной комиссии и фиксируется в протоколе, который передается в РЦОИ для дальнейшей обработки, в ГЭК-11, ГЭК-9;

Порядок работы Предметных комиссий при проведении проверки развернутых ответов участников ГИА:

не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов, председатель Предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы Предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки экзаменационных материалов, в том числе график работы экспертов, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ГИА бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2;

не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатели Предметных комиссий передают руководителю РЦОИ списочный состав Предметных комиссий и расписание работы экспертов для назначения в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС ГИА) экспертов на проверку работ;

списочный состав Предметной комиссии, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого эксперта (ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам;

к проверке принимаются развернутые ответы участников ГИА выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, по форме, установленной Рособрнадзором, и заполненные в соответствии с правилами заполнения бланков;

часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы на бланках ГИА, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ГИА не приступал, - знаком «Х»);

председатели Предметных комиссий до начала работы Предметных комиссий получают от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» (далее – ФЦТ) в день проведения экзамена, и проводят в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию;

председатели Предметных комиссий могут назначить консультантов из числа ведущих или старших экспертов, к которым могут обращаться эксперты при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает Предметная комиссия, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов;

председатель Предметной комиссии или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях, где находится Предметная комиссия, рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (проверка приведенных участниками экзамена фамилий, названий, фактов, сверка с источниками и т.п.);

проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в Предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов;

развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

экспертам, которые оценивают развернутые ответы участников ГИА, предоставляются рабочие комплекты, содержащие:

обезличенные бланки-копии с изображениями развернутых ответов участников ГИА (далее – бланк-копия) – не более 10 штук в одном рабочем комплекте;

бланк-протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА (далее – бланк-протокол);

при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом;

при проверке устных ответов на задания ГВЭ - файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов или бланки протоколов проверки экспертом заданий с устным ответом;

бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ГИА и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ГИА, в регистрационной части которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;

номер варианта контрольных измерительных материалов (далее – КИМ);

номер страницы и количество заполненных страниц участником ГИА в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;

код региона;

баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку);

бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование и код учебного предмета;

номер протокола;

код региона;

бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ;

рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы Предметной комиссии;

председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) получает готовые рабочие комплекты экспертов от специалиста РЦОИ, ответственного за данный вид работы;

эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов;

эксперты могут получить консультацию у председателя Предметной комиссии или консультирующего эксперта, назначенного председателем, при возникновении затруднений в оценивании работы;

номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперты выписывают для передачи председателю Предметной комиссии;

после завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель Предметной комиссии (заместитель председателя – для больших Предметных комиссий) передают специалисту РЦОИ, ответственному за данный вид работы, для дальнейшей обработки;

после проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки;

работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:

существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;

проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус ведущего или старшего эксперта, ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой-второй проверки в текущем году;

на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно при печати бланка-протокола;

проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз (определяется программным обеспечением РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ;

на протяжении периода работы Предметной комиссии председатель Предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо передать в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ;

на протяжении периода работы Предметной комиссии председатель Предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю Предметной комиссии предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель Предметной комиссии использует для оптимизации организации работы Предметной комиссии;

при необходимости председатель Предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы Предметной комиссии. Направляет в ГЭК-9, ГЭК-11 представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования Порядка проведения ГИА-9/Порядка проведения ГИА-11, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в Предметной комиссии принимает министерство образования после проведенного ГЭК-9/ГЭК-11 рассмотрения ситуации;

при проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ГИА, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами в общей очереди работ участников ГИА. При этом экспертам не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку;

при выходе из помещения, в котором работает Предметная комиссия, и по завершении работы каждый эксперт сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю Предметной комиссии, либо ответственному лицу, назначенному председателем Предметной комиссии;

при выявлении экспертом случаев нарушения участником экзамена – автором проверяемой экспертом экзаменационной работы – установленного порядка выполнения экзаменационной работы (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.)) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя Предметной комиссии. Эксперт совместно с председателем Предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель Предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК-11/ГЭК-9, для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.

Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:

при проверке устных ответов участников ГВЭ экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ. Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке;

эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются;

после заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков;

окончательная итоговая отметка определяется, как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами;

результаты проверки работ участников ГВЭ автоматизировано сохраняются в РИС.

Порядок работы Предметных комиссий при перепроверках результатов ГИА:

до 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК-11/ГЭК-9 Предметные комиссии могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами;

по решению министерства образования Предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Саратовской области;

перепроверку проводят эксперты, имеющие статус ведущего или старшего эксперта, ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году;

РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению министерства образования на перепроверку, в РИС ГИА и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки;

комплект документов для перепроверки содержит:

копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;

копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

бланк протокола перепроверки, содержащий заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

вариант КИМ, выполнявшийся участником ГИА;

критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена;

председатель Предметной комиссии получают подготовленные комплекты от специалиста РЦОИ, ответственного за данный вид работы;

эксперты осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки;

оформленные протоколы перепроверки председатель Предметной комиссии передает специалисту РЦОИ, ответственному за данный вид работы, для внесения информации по результатам перепроверки в РИС ГИА.

Порядок работы Предметных комиссий на этапе завершения проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ГИА:

по завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ОГЭ РЦОИ передает в ГЭК-9 данные о результатах ОГЭ по каждому участнику для утверждения;

по завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ передает председателю ГЭК-11, данные о результатах ЕГЭ по каждому участнику для утверждения;

по завершении проверки экзаменационных работ участников ГВЭ председатели Предметных комиссий передают данные о результатах ГВЭ-9 по каждому участнику в ГЭК-9 для утверждения, данные о результатах ГВЭ-11 – председателю ГЭК-11.

По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА председатели Предметных комиссий проводят анализ работы Предметных комиссий:

анализ работы Предметной комиссии проводится в соответствии с Перечнем направлений для анализа работы Предметной комиссии приведенным в приложении № 2 к настоящему Положению;

руководитель РЦОИ предоставляет председателю Предметной комиссии необходимую информацию для проведения анализа работы Предметной комиссии.

Полномочия председателя и экспертов Предметных комиссий

Общее руководство и координацию деятельности Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет её председатель.

Полномочия председателей Предметных комиссий прекращаются с момента назначения министерством образования новых председателей.

Председатели Предметных комиссий в рамках своей компетенции подчиняются председателю ГЭК-11, ГЭК-9.

Заместители председателей Предметных комиссий подчиняются председателям Предметных комиссий, в отсутствие председателей Предметных комиссий выполняют их обязанности.

Председатели Предметных комиссий:

представляют председателю ГЭК-11/ГЭК-9 предложения по составу Предметных комиссий, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав Предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

выполняют возложенные на них функции в соответствии с настоящим Положением и Правилами для председателя Предметной комиссии, приведенной в приложении № 3 к настоящему Положению;

взаимодействуют с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов;

несут ответственность за своевременную и объективную проверку работ участников ГИА;

соблюдают требования законодательных и нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК-11, ГЭК-9;

готовят аналитический отчет о результатах работы Предметных комиссий, классификации типичных ошибок и затруднений, возникших у участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных заданий;

проводят анализ работы Предметных комиссий по окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА;

обеспечивают соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении работ участников ГИА;

информируют председателя ГЭК-11, ГЭК-9 о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА.

Эксперты:

проверяют выполнение экзаменационных работ в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика и Рособрнадзора, оценивают их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий, фиксируя в работе выявленные ошибки;

выполняют возложенные на них функции в соответствии с настоящим Положением и Правилами для экспертов Предметных комиссий, приведенными в приложении № 4 к настоящему Положению;

информируют председателя Предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке;

принимают участие в обсуждении аналитического отчета о работе Предметной комиссии, типичных ошибок и затруднений, возникших у участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносят свои предложения;

соблюдают конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

незамедлительно информируют председателя ГЭК-11/ГЭК-9 в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Предметной комиссии.

Во время работы экспертам запрещается:

самостоятельно изменять рабочие места;

копировать и выносить из помещений, выделенных для работы Предметных комиссий, копии экзаменационных работ, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

иметь при себе средства связи, фото и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, карманные персональные компьютеры и другие), кроме специально оборудованного в помещениях, где находится Предметная комиссия, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов;

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя Предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя Предметной комиссии консультантом.

Эксперты могут быть исключены из состава Предметных комиссий в следующих случаях:

предоставления о себе недостоверных сведений, возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА в текущем году);

утери подотчетных документов;

игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ;

недобросовестного выполнения возложенных на эксперта обязанностей, нарушающих требования Порядка проведения ГИА-11/ Порядка проведения ГИА-9 и настоящего Положения.

Решение об исключении экспертов из состава Предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА принимается министерством образования.

За нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация работы Предметных комиссий

Предметные комиссии работают в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях государственного автономного учреждения Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее – ГАУ СО «РЦОКО»), исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Ответственность за создание условий несёт руководитель
ГАУ СО «РЦОКО», в котором организована работа Предметных комиссий.

В помещениях, где находятся Предметные комиссии, размещается специальное рабочее место с выходом в информационно-коммуникационную сеть Интернет для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

Эксперты, во время оценивания работ участников ГИА, имеют право использовать средства и материалы, включенные в Перечень дополнительных средств и материалов, используемых экспертами предметных комиссий во время оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программа основного общего и среднего общего образования
(приложение № 5), согласованному с председателями Предметных комиссий.

При работе Предметных комиссий по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования присутствуют:

члены ГЭК-11 (по решению председателя ГЭК-11);

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);

должностные лица Рособрнадзора, комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования (по решению соответствующих органов).

При работе Предметных комиссий по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования присутствуют:

уполномоченные представители ГЭК-9 (по решению министерства образования);

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;

сотрудники РЦОИ, осуществляющие организационно-технологическое сопровождение работы Предметной комиссии.

На протяжении периода работы Предметных комиссий с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает Предметные комиссии, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

Информационное и технологическое обеспечение деятельности Предметных комиссий осуществляет РЦОИ.

В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель Предметной комиссии и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК-11/ГЭК-9 о принятом решении.

Проверка экзаменационных работ участников ГИА включает в себя:

обработку бланков (экзаменационных работ) участников ГИА;

проверку ответов участников ГИА на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ; централизованную проверку экзаменационных работ (в случае проверки экзаменационных работ ЕГЭ).

Обработка бланков ГИА осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ-11 по всем учебным предметам, включая проверку Предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, должна быть завершена в сроки:

по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

по математике профильного уровня, ГВЭ-11 по математике – не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

по математике базового уровня - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена (проверка развернутых ответов Предметной комиссией не предусмотрена);

по остальным учебным предметам – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

Обработка и проверка бланков ОГЭ, экзаменационных работ участников ГВЭ-9 занимает не более десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

Приложение № 1 к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

Показатель № 1: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Значения показателя № 1 для присвоения статуса экспертам:

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык

Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология

История

10%

15%

20%

Математика

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

География

5%

10%

15%

Показатель № 2: процент позиций оценивания, расхождение в которых составило два и более балла по заданию/критерию оценивания.

Значения показателя № 2 для присвоения статуса экспертам

Статус эксперта

Максимальное

значение показателя

Ведущий эксперт

0

Старший эксперт

0

Приложение № 2 к Положению

о предметных комиссиях Саратовской области при

проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего

общего образования

Перечень направлений для анализа работы Предметной комиссии

Анализ работы Предметной комиссии проводится в целях оптимизации её работы по проверке развернутых ответов участников ГИА, максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.

При анализе работы Предметной комиссии необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности Предметной комиссии:

Условия проведения проверки:

нахождение Предметной комиссии в здании (во вне здания) РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается Предметная комиссия;

количество аудиторий при работе Предметной комиссии;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);

работа экспертов - консультантов, назначенных председателем Предметной комиссии при работе Предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении (аудитории); консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);

наличие специально оборудованного в помещениях, где находятся Предметная комиссии, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;

прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы Предметной комиссии).

Количество и доля экспертов, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.

Квалификация экспертов (соответствие требованиям Положения, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Положения, причины включения в Предметную комиссию таких экспертов).

Общее количество проверок (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок).

Общее количество экспертов, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).

Общее количество экспертов, задействованных при проверке апелляционных работ.

Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.

Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.

Доля работ, направленных на третью проверку.

Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля работ, направленных на третью проверку».

Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.

Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:

1.12.1.              случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 1.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

Эксперт 2

2

3

1

1

3

1

2

1

2

1

0

0

17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.

1.12.2.              случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 2.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

11

Эксперт 3

0

1

0

0

3

2

2

0

0

0

1

2

11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.

1.12.3.              случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 3.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

ИТОГ

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

Эксперт на апелляции

2

3

1

0

3

2

2

1

1

1

1

2

19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.

1.12.4.               другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное).

1.13.              Плановое количество экспертов на следующий год, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, межрегиональную перекрестную проверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам при проведении квалификационных испытаний.

1.14.              Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании Предметной комиссии, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.

1.15.              Основные выводы.

Приложение № 3 к Положению

о предметных комиссиях Саратовской области при

проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего

общего образования

Правила для председателя Предметной комиссии

1.              Подготовительные мероприятия:

Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов Предметной комиссии проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, методическими материалами Рособрнадзора, ФИПИ, нормативными материалами министерства образования.

Председатель Предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА:

участвует в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, организуемых ФИПИ;

обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций за предыдущие годы.

не позднее чем за 14 календарных дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету, председатель Предметной комиссии формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов для планирования назначения экспертов на проверку работ, указывая в этом документе статус каждого эксперта для обеспечения автоматизированного назначения работ на проверки в соответствии со статусом каждого из экспертов;

согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые.

На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

Получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомится с полученными критериями, подготовится к семинару-согласованию подходов к оцениванию.

Провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию).

Получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам.

Распределить экспертов по рабочим местам в помещениях, выделенных для работы Предметных комиссий.

Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.

Осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ.

Назначить из числа экспертов консультанта(ов) по вопросам оценивания экзаменационных работ.

Обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц, перечень которых предусмотрен пунктами 6.4, 6.5. настоящего Положения.

Обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе Предметной комиссии.

В рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ.

Распределить между экспертами экзаменационные работы ГВЭ.

Определить необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку.

Произвести расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ.

Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ.

Сообщить руководителю РЦОИ о том, что рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, передать ему (уполномоченному им лицу) данный комплект с протоколом проверки.

Передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им лицу) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения проверки другим экспертам.

Контролировать качество работы экспертов, направлять председателю ГЭК-11/ГЭК-9 представление об отстранении от работы в Предметной комиссии экспертов, нарушающих требования Порядка проведения ГИА-11/Порядка проведения ГИА-9, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

По завершении работы Предметной комиссии председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

Сдать специалисту РЦОИ, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки.

Получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) пакет документов о результатах работы Предметной комиссии:

количество работ, проверенных каждым экспертом;

количество работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью Предметной комиссии, при необходимости.

На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее – апелляция по результатам) председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

Получить от председателя конфликтной комиссии (ответственного секретаря конфликтной комиссии) апелляционный комплект участника ГИА до заседания конфликтной комиссии.

Получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания конфликтной комиссии организовать работу экспертов по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом.

Назначить на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус ведущего или старшего эксперта, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы.

Узнать у ответственного секретаря конфликтной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии, а также о присутствии на заседании конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей).

Направить экспертов, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, на заседание конфликтной комиссии в указанное время (в случае присутствия на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей).

После проведения экспертами соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день передать председателю конфликтной комиссии апелляционные комплекты документов и заключения экспертов.

Оперативно передать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя Предметной комиссии) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Приложение № 4 к Положению

о предметных комиссиях Саратовской области при

проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего

общего образования

Правила для экспертов Предметных комиссий

1.              Подготовительные мероприятия:

Эксперты должны пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и сдать квалификационное испытание на присвоение статуса эксперта.

Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем Предметной комиссии.

Непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем Предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж и/или не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА эксперты должны:

Занять рабочие места по указанию председателя Предметной комиссии в предоставленных аудиториях.

Получить рабочие комплекты для проверки.

Соблюдать дисциплину во время работы.

Обратиться к председателю Предметной комиссии или лицу, назначенному председателем Предметной комиссии консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ.

Заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:

заполнять бланки-протоколы следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

недопустимо использовать карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного;

внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);

часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы, оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком «Х»);

если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле (полях), в котором(ых) должен(ны) быть внесен(ы) балл(ы) за выполнение данного задания в бланке-протоколе, следует поставить метку «Х»;

если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

если участник ГИА выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ГИА альтернативного задания.

поставить дату и подпись в соответствующих полях бланка-протокола после завершения заполнения бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю Предметной комиссии для дальнейшей его передачи на обработку.

На этапе проверки предположительно пустых бланков ответов № 2 эксперты должны:

3.1.              Получить инструктаж от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) и председателя Предметной комиссии о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов № 2.

3.2.              Просмотреть с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2.

3.3.              При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ГИА приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено.

3.4. При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.

3.5.              Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправить на проверку в Предметную комиссию.

3.6.              Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ГИА не приступал. В этом случае автоматизировано посредством РИС ГИА ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА эксперт должен:

Получить от председателя Предметной комиссии апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом, копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы.

Рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы, до заседания конфликтной комиссии.

Дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.

Узнать у председателя Предметной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию (в случае присутствия на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей).

В случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии вопросов или претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и (или) устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут.

В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю Предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Приложение № 5 к Положению

о предметных комиссиях Саратовской области при

проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего

общего образования

Перечень дополнительных средств и материалов, используемых экспертами во время оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программа основного общего и среднего общего образования

Наименование предмета

Перечень дополнительных средств и материалов

Русский язык

Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник / РАН/ Под ред. В.В. Лопатина

Математика

Непрограммируемый калькулятор

Физика

Линейка;

непрограммируемый калькулятор;

кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по физике (ФИПИ);

кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике (ФИПИ)

Химия

Непрограммируемый калькулятор;

периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева;

Химия. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ / Доронькин В.Н., СажневаТ.В., Бережная А.Г.;

Справочник по неорганической химии / Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А.;

Окислительно-восстановительные реакции / Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б.

География

Линейка

Английский язык

Longman Exams Dictionary, Pearson Longman;

Longman Dictionary of Contemporary English;

Oxford Collocations Dictionary for students of English: – Oxford University Press;

Macmillan English Dictionary for Advanced Learners (International Student Edition);

Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. A S Hornby. Seventh edition. Oxford University Press

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.07.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать