Основная информация

Дата опубликования: 21 июня 2019г.
Номер документа: RU71000201900514
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПРИКАЗ

21 июня 2019 г. № 89

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ФЛОРЫ И ЛАВРА» (ИНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ – «ЦЕРКОВЬ ФЛОРА И ЛАВРА»), XVIII ВЕК, УЛИЦА МОСИНА, ДОМ 1, ЛИТЕРА А, ГОРОД ТУЛА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект определения предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флора и Лавра», XVIII век, улица Мосина, дом 1, в г. Туле», разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Благовест», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, расположенного по адресу: улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).

2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Начальник инспекции Тульской области

по государственной охране объектов культурного наследия

Д.И. Горецкий

Приложение № 1

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 21.06.2019 № 89

Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область

Историко-культурная ценность объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область, обусловлена рядом факторов, в том числе:

оригинальностью архитектурных стилей: затухающего (позднего) барокко, выполненным под несомненным влиянием европейской архитектурной школы и классицизма; такое смещение стилей часто называют «Петербургским барокко»;

церковь расположена на границе зоны исторического ядра города Тулы и играет важную роль в панораме центральной части города;

редко применяющуюся систему кирпичной кладки стен по принципу фламандской, когда в каждом ряду чередуются тычки и ложки (тычки квадратные, а ложки трехчетвертные).

Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра») составляют:

Градостроительные характеристики.

Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходит северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад (пункт 1 приложения № 2).

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания.

Сложное в плане каменное строение, состоящее из разновременных и разновысотных построек на подвале (пункт 2 приложения № 2).

Основной объем (собственно храм) – бесстолпный квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на последнем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой (пункт 3 приложения № 2).

Апсида – полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему  с восточной стороны (пункт 3 приложения № 2).

Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженным переходом (пункт 4 приложения № 2).

С западной стороны трапезной (на месте утраченной колокольни) выполнен современный притвор с пристройкой, которые искажают архитектуру памятника (пункт 4 приложения № 2).

Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь); вход в трапезную – на западном фасаде; вход в подвал – на южном фасаде (пункт 5 приложения № 2).

Строительные конструкции, материал и техника исполнения.

Цоколи – белокаменные с фигурным верхним камнем (пункт 6 приложения № 2).

Стены – материал и техника кладки капитальных стен: кирпич; применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225). Аналогичная кладка характерна еще для двух зданий Тулы: бывшего почтового управления (улица Дзержинского, дом 15) и церкви Вознесения, 1755-1737 годы (улица Герцена, дом 12); стены оштукатурены и окрашены (пункт 7 приложения № 2).

Отделка фасадов – окраска по штукатурке (пункт 7 приложения № 2).

Перекрытия – над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод; над трапезной – крестовый свод; своды оштукатурены, окрашены (пункт 8 приложения № 2).

Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена (пункт 8 приложения № 2).

Столбы – в трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами (пункт 9 приложения № 2).

Оконные проемы – лучковые (основной объем, трапезная), полуциркульные (световой барабан, световой фонарь), круглые (люкарны), эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде), прямоугольные (подвал) (пункт 10 приложения № 2).

Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты.

Дверные проемы – лучковые, перемычки клинчатые (пункт 10 приложения № 2).

Крыша. Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.

Над трапезной – крыша мансардного типа; над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая (пункт 11 приложения № 2).

Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое (пункт 11 приложения № 2).

Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото» (пункт 11 приложения    № 2).

Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное (пункт 11 приложения № 2).

Стропильная система – деревянная (пункт 11 приложения № 2).

Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.

Объем четверика главного объема здания четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю (пункт 12 приложения № 2).

Южный и северный фасады в нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами. В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света (пункт 12 приложения № 2).

Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве (пункт 12 приложения № 2).

В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон (пункт 12 приложения № 2).

Каждый угол в верхней части восьмерика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены) (пункт 12 приложения № 2).

Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма: раскрепованные ступенчатые карнизы; закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме, пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной; межоконные пилястры апсиды; рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты; изломы крыш; просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей (пункт 12 приложения № 2).

Воспринятые от классицизма элементы: фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов, консолей в верхнем фризе четверика, трактованы с барочной утяжеленностью. Более четко воздействие классицизма прослеживается в коринфских капителях портика (пункт 12 приложения       № 2).

Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами, на южном и северном фасадах четверика (пункт 12 приложения № 2).

Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами и зубчиками (пункт 12 приложения № 2).

Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня (пункт 12 приложения № 2).

Архитектурно-художественное оформление интерьеров:

В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас. Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной (пункт 13 приложения № 2).

Исторические наружные кованые двустворчатые двери (пункт 14 приложения № 2).

Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х, 8-ми,        10-ти частной (пункт 15 приложения № 2).

Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды (пункт 15 приложения № 2).

В основном объеме сохраняются профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами (пункт 16 приложения № 2).

Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной (пункт 16 приложения № 2).

В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники (пункт 17 приложения № 2).

Приложение № 2

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 21.06.2019 № 89

Схематическое представление предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область



Предмет охраны

Описание

предмета охраны

Иллюстрации

Градостроительные характеристики

1.

Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду зданий на нечетной стороне

Здание занимает рядовое положение на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходя северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад

Ситуационный

план-схема

Вид на северный фасад

Вид со стороны сквера на южный фасад

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания

2.

Сложное в плане каменное здание, состоящее
из нескольких разновысотных объемов

Храм состоит из основного объема и примыкающих к нему с восточной стороны – полукруглой апсиды, с западной – короткого перехода и трапезной

План здания

3.

Основной объем

Апсида

Бесстолпный, квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на нем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой.

Полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему  с восточной стороны

Основной объем с апсидой

Апсида

4.

Трапезная

Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженым переходом.

Трапезная не используется, на месте утраченной колокольни с западной стороны примыкает поздняя кирпичная паперть с пристройкой с северной стороны

5.

Входы

Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь)

Вход в трапезную на западном фасаде

Вход в подвал на южном фасаде

Строительные конструкции, материал и техника исполнения

6.

Цоколи

Белокаменные с фигурным верхним камнем

Фрагмент цоколя на северном фасаде

Фрагмент цоколя на южном фасаде

7.

Несущие стены – материал и техника кладки капитальных стен

Отделка фасадов

Стены кирпичные, применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225)

Окраска по штукатурке

Фрагмент кладки столба

в трапезной

Фрагмент кладки стен

в трапезной

8.

Перекрытия

Над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод, укрепленный металлическими связями

Над трапезной – крестовый свод, укрепленный металлическими связями;

своды оштукатурены, окрашены

Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена

9.

Столбы

В трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами

10.

Оконные проемы

Дверные проемы

Лучковые (основной объем, трапезная)

Полуциркульные (световой барабан, световой фонарь)

Круглые (люкарны)

Эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде)

Прямоугольные (подвал)

Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты

Лучковые, перемычки клинчатые

Дверь главного входа на южном фасаде

11.

Крыша

Кровельное покрытие

Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.

Над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая.

Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое.

Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото».

Над трапезной – крыша мансардного типа.

Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное

Стропильная система – деревянная.

Кровельное покрытие металлическое, фальцованное

Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов

12.

Объем четверика главного объема здания

Южный и северный фасады

Шестиколонные портики

Сдвоенные колонны на постаменте

Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма

Просечной металл

Воспринятые от классицизма элементы

Четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю

В нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами

В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света

Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве.

В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон.

Каждый угол в верхней части четверика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены)

Раскрепованные ступенчатые карнизы

Закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме,

пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной

Межоконные пилястры апсиды

Рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты

Изломы крыш

Просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей

Фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов

Консоли в верхнем фризе четверика.

Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными

углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами (консолями) и зубчиками

Коринфские капители портиков (утраченные капители коринфского ордера подлежат восстановлению)

Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами,

на южном и северном фасадах четверика.

Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня

Вид на южный фасад с юго-востока

Южный портик

Вид на северный фасад с северо-востока

Северный портик

Карниз портика южного фасада

             

Венчающий карниз

   

Фрагменты венчающего карниза

          

     

             

Капители спаренных колонн

Пьедестал спаренных колонн

Архитектурно-художественное оформление интерьеров

13.

Интерьер основного объема

Интерьер трапезной

В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас

Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной

14.

Двери

Исторические наружные кованые двустворчатые двери

Кованые двери северного входа

15.

Оконные проемы

Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х,

8-ми, 10-ти частной

Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды

16.

В основном объеме сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера

Профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами.

Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной

17.

В трапезной сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера

В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 09.08.2019
Рубрики правового классификатора: 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать