Основная информация
Дата опубликования: | 21 июня 2019г. |
Номер документа: | RU71000201900514 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тульская область |
Принявший орган: | Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПРИКАЗ
21 июня 2019 г. № 89
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ФЛОРЫ И ЛАВРА» (ИНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ – «ЦЕРКОВЬ ФЛОРА И ЛАВРА»), XVIII ВЕК, УЛИЦА МОСИНА, ДОМ 1, ЛИТЕРА А, ГОРОД ТУЛА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект определения предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флора и Лавра», XVIII век, улица Мосина, дом 1, в г. Туле», разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Благовест», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, расположенного по адресу: улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).
2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Начальник инспекции Тульской области
по государственной охране объектов культурного наследия
Д.И. Горецкий
Приложение № 1
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 21.06.2019 № 89
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область
Историко-культурная ценность объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область, обусловлена рядом факторов, в том числе:
оригинальностью архитектурных стилей: затухающего (позднего) барокко, выполненным под несомненным влиянием европейской архитектурной школы и классицизма; такое смещение стилей часто называют «Петербургским барокко»;
церковь расположена на границе зоны исторического ядра города Тулы и играет важную роль в панораме центральной части города;
редко применяющуюся систему кирпичной кладки стен по принципу фламандской, когда в каждом ряду чередуются тычки и ложки (тычки квадратные, а ложки трехчетвертные).
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра») составляют:
Градостроительные характеристики.
Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходит северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад (пункт 1 приложения № 2).
Объемно-пространственная и планировочная композиция здания.
Сложное в плане каменное строение, состоящее из разновременных и разновысотных построек на подвале (пункт 2 приложения № 2).
Основной объем (собственно храм) – бесстолпный квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на последнем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой (пункт 3 приложения № 2).
Апсида – полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему с восточной стороны (пункт 3 приложения № 2).
Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженным переходом (пункт 4 приложения № 2).
С западной стороны трапезной (на месте утраченной колокольни) выполнен современный притвор с пристройкой, которые искажают архитектуру памятника (пункт 4 приложения № 2).
Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь); вход в трапезную – на западном фасаде; вход в подвал – на южном фасаде (пункт 5 приложения № 2).
Строительные конструкции, материал и техника исполнения.
Цоколи – белокаменные с фигурным верхним камнем (пункт 6 приложения № 2).
Стены – материал и техника кладки капитальных стен: кирпич; применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225). Аналогичная кладка характерна еще для двух зданий Тулы: бывшего почтового управления (улица Дзержинского, дом 15) и церкви Вознесения, 1755-1737 годы (улица Герцена, дом 12); стены оштукатурены и окрашены (пункт 7 приложения № 2).
Отделка фасадов – окраска по штукатурке (пункт 7 приложения № 2).
Перекрытия – над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод; над трапезной – крестовый свод; своды оштукатурены, окрашены (пункт 8 приложения № 2).
Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена (пункт 8 приложения № 2).
Столбы – в трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами (пункт 9 приложения № 2).
Оконные проемы – лучковые (основной объем, трапезная), полуциркульные (световой барабан, световой фонарь), круглые (люкарны), эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде), прямоугольные (подвал) (пункт 10 приложения № 2).
Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты.
Дверные проемы – лучковые, перемычки клинчатые (пункт 10 приложения № 2).
Крыша. Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.
Над трапезной – крыша мансардного типа; над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая (пункт 11 приложения № 2).
Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое (пункт 11 приложения № 2).
Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото» (пункт 11 приложения № 2).
Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное (пункт 11 приложения № 2).
Стропильная система – деревянная (пункт 11 приложения № 2).
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Объем четверика главного объема здания четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю (пункт 12 приложения № 2).
Южный и северный фасады в нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами. В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света (пункт 12 приложения № 2).
Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве (пункт 12 приложения № 2).
В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон (пункт 12 приложения № 2).
Каждый угол в верхней части восьмерика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены) (пункт 12 приложения № 2).
Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма: раскрепованные ступенчатые карнизы; закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме, пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной; межоконные пилястры апсиды; рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты; изломы крыш; просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей (пункт 12 приложения № 2).
Воспринятые от классицизма элементы: фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов, консолей в верхнем фризе четверика, трактованы с барочной утяжеленностью. Более четко воздействие классицизма прослеживается в коринфских капителях портика (пункт 12 приложения № 2).
Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами, на южном и северном фасадах четверика (пункт 12 приложения № 2).
Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами и зубчиками (пункт 12 приложения № 2).
Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня (пункт 12 приложения № 2).
Архитектурно-художественное оформление интерьеров:
В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас. Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной (пункт 13 приложения № 2).
Исторические наружные кованые двустворчатые двери (пункт 14 приложения № 2).
Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х, 8-ми, 10-ти частной (пункт 15 приложения № 2).
Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды (пункт 15 приложения № 2).
В основном объеме сохраняются профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами (пункт 16 приложения № 2).
Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной (пункт 16 приложения № 2).
В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники (пункт 17 приложения № 2).
Приложение № 2
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 21.06.2019 № 89
Схематическое представление предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область
№
Предмет охраны
Описание
предмета охраны
Иллюстрации
Градостроительные характеристики
1.
Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду зданий на нечетной стороне
Здание занимает рядовое положение на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходя северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад
Ситуационный
план-схема
Вид на северный фасад
Вид со стороны сквера на южный фасад
Объемно-пространственная и планировочная композиция здания
2.
Сложное в плане каменное здание, состоящее
из нескольких разновысотных объемов
Храм состоит из основного объема и примыкающих к нему с восточной стороны – полукруглой апсиды, с западной – короткого перехода и трапезной
План здания
3.
Основной объем
Апсида
Бесстолпный, квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на нем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой.
Полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему с восточной стороны
Основной объем с апсидой
Апсида
4.
Трапезная
Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженым переходом.
Трапезная не используется, на месте утраченной колокольни с западной стороны примыкает поздняя кирпичная паперть с пристройкой с северной стороны
5.
Входы
Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь)
Вход в трапезную на западном фасаде
Вход в подвал на южном фасаде
Строительные конструкции, материал и техника исполнения
6.
Цоколи
Белокаменные с фигурным верхним камнем
Фрагмент цоколя на северном фасаде
Фрагмент цоколя на южном фасаде
7.
Несущие стены – материал и техника кладки капитальных стен
Отделка фасадов
Стены кирпичные, применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225)
Окраска по штукатурке
Фрагмент кладки столба
в трапезной
Фрагмент кладки стен
в трапезной
8.
Перекрытия
Над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод, укрепленный металлическими связями
Над трапезной – крестовый свод, укрепленный металлическими связями;
своды оштукатурены, окрашены
Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена
9.
Столбы
В трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами
10.
Оконные проемы
Дверные проемы
Лучковые (основной объем, трапезная)
Полуциркульные (световой барабан, световой фонарь)
Круглые (люкарны)
Эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде)
Прямоугольные (подвал)
Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты
Лучковые, перемычки клинчатые
Дверь главного входа на южном фасаде
11.
Крыша
Кровельное покрытие
Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.
Над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая.
Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое.
Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото».
Над трапезной – крыша мансардного типа.
Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное
Стропильная система – деревянная.
Кровельное покрытие металлическое, фальцованное
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов
12.
Объем четверика главного объема здания
Южный и северный фасады
Шестиколонные портики
Сдвоенные колонны на постаменте
Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма
Просечной металл
Воспринятые от классицизма элементы
Четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю
В нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами
В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света
Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве.
В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон.
Каждый угол в верхней части четверика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены)
Раскрепованные ступенчатые карнизы
Закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме,
пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной
Межоконные пилястры апсиды
Рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты
Изломы крыш
Просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей
Фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов
Консоли в верхнем фризе четверика.
Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными
углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами (консолями) и зубчиками
Коринфские капители портиков (утраченные капители коринфского ордера подлежат восстановлению)
Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами,
на южном и северном фасадах четверика.
Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня
Вид на южный фасад с юго-востока
Южный портик
Вид на северный фасад с северо-востока
Северный портик
Карниз портика южного фасада
Венчающий карниз
Фрагменты венчающего карниза
Капители спаренных колонн
Пьедестал спаренных колонн
Архитектурно-художественное оформление интерьеров
13.
Интерьер основного объема
Интерьер трапезной
В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас
Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной
14.
Двери
Исторические наружные кованые двустворчатые двери
Кованые двери северного входа
15.
Оконные проемы
Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х,
8-ми, 10-ти частной
Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды
16.
В основном объеме сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера
Профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами.
Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной
17.
В трапезной сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера
В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники
ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПРИКАЗ
21 июня 2019 г. № 89
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ФЛОРЫ И ЛАВРА» (ИНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ – «ЦЕРКОВЬ ФЛОРА И ЛАВРА»), XVIII ВЕК, УЛИЦА МОСИНА, ДОМ 1, ЛИТЕРА А, ГОРОД ТУЛА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект определения предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флора и Лавра», XVIII век, улица Мосина, дом 1, в г. Туле», разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Благовест», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, расположенного по адресу: улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).
2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Начальник инспекции Тульской области
по государственной охране объектов культурного наследия
Д.И. Горецкий
Приложение № 1
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 21.06.2019 № 89
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область
Историко-культурная ценность объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область, обусловлена рядом факторов, в том числе:
оригинальностью архитектурных стилей: затухающего (позднего) барокко, выполненным под несомненным влиянием европейской архитектурной школы и классицизма; такое смещение стилей часто называют «Петербургским барокко»;
церковь расположена на границе зоны исторического ядра города Тулы и играет важную роль в панораме центральной части города;
редко применяющуюся систему кирпичной кладки стен по принципу фламандской, когда в каждом ряду чередуются тычки и ложки (тычки квадратные, а ложки трехчетвертные).
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра») составляют:
Градостроительные характеристики.
Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходит северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад (пункт 1 приложения № 2).
Объемно-пространственная и планировочная композиция здания.
Сложное в плане каменное строение, состоящее из разновременных и разновысотных построек на подвале (пункт 2 приложения № 2).
Основной объем (собственно храм) – бесстолпный квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на последнем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой (пункт 3 приложения № 2).
Апсида – полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему с восточной стороны (пункт 3 приложения № 2).
Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженным переходом (пункт 4 приложения № 2).
С западной стороны трапезной (на месте утраченной колокольни) выполнен современный притвор с пристройкой, которые искажают архитектуру памятника (пункт 4 приложения № 2).
Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь); вход в трапезную – на западном фасаде; вход в подвал – на южном фасаде (пункт 5 приложения № 2).
Строительные конструкции, материал и техника исполнения.
Цоколи – белокаменные с фигурным верхним камнем (пункт 6 приложения № 2).
Стены – материал и техника кладки капитальных стен: кирпич; применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225). Аналогичная кладка характерна еще для двух зданий Тулы: бывшего почтового управления (улица Дзержинского, дом 15) и церкви Вознесения, 1755-1737 годы (улица Герцена, дом 12); стены оштукатурены и окрашены (пункт 7 приложения № 2).
Отделка фасадов – окраска по штукатурке (пункт 7 приложения № 2).
Перекрытия – над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод; над трапезной – крестовый свод; своды оштукатурены, окрашены (пункт 8 приложения № 2).
Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена (пункт 8 приложения № 2).
Столбы – в трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами (пункт 9 приложения № 2).
Оконные проемы – лучковые (основной объем, трапезная), полуциркульные (световой барабан, световой фонарь), круглые (люкарны), эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде), прямоугольные (подвал) (пункт 10 приложения № 2).
Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты.
Дверные проемы – лучковые, перемычки клинчатые (пункт 10 приложения № 2).
Крыша. Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.
Над трапезной – крыша мансардного типа; над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая (пункт 11 приложения № 2).
Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое (пункт 11 приложения № 2).
Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото» (пункт 11 приложения № 2).
Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное (пункт 11 приложения № 2).
Стропильная система – деревянная (пункт 11 приложения № 2).
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Объем четверика главного объема здания четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю (пункт 12 приложения № 2).
Южный и северный фасады в нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами. В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света (пункт 12 приложения № 2).
Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве (пункт 12 приложения № 2).
В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон (пункт 12 приложения № 2).
Каждый угол в верхней части восьмерика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены) (пункт 12 приложения № 2).
Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма: раскрепованные ступенчатые карнизы; закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме, пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной; межоконные пилястры апсиды; рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты; изломы крыш; просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей (пункт 12 приложения № 2).
Воспринятые от классицизма элементы: фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов, консолей в верхнем фризе четверика, трактованы с барочной утяжеленностью. Более четко воздействие классицизма прослеживается в коринфских капителях портика (пункт 12 приложения № 2).
Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами, на южном и северном фасадах четверика (пункт 12 приложения № 2).
Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами и зубчиками (пункт 12 приложения № 2).
Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня (пункт 12 приложения № 2).
Архитектурно-художественное оформление интерьеров:
В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас. Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной (пункт 13 приложения № 2).
Исторические наружные кованые двустворчатые двери (пункт 14 приложения № 2).
Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х, 8-ми, 10-ти частной (пункт 15 приложения № 2).
Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды (пункт 15 приложения № 2).
В основном объеме сохраняются профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами (пункт 16 приложения № 2).
Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной (пункт 16 приложения № 2).
В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники (пункт 17 приложения № 2).
Приложение № 2
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 21.06.2019 № 89
Схематическое представление предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Флоры и Лавра» (иное наименование – «Церковь Флора и Лавра»), XVIII век, улица Мосина, дом 1, литера А, город Тула, Тульская область
№
Предмет охраны
Описание
предмета охраны
Иллюстрации
Градостроительные характеристики
1.
Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду зданий на нечетной стороне
Здание занимает рядовое положение на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходя северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад
Ситуационный
план-схема
Вид на северный фасад
Вид со стороны сквера на южный фасад
Объемно-пространственная и планировочная композиция здания
2.
Сложное в плане каменное здание, состоящее
из нескольких разновысотных объемов
Храм состоит из основного объема и примыкающих к нему с восточной стороны – полукруглой апсиды, с западной – короткого перехода и трапезной
План здания
3.
Основной объем
Апсида
Бесстолпный, квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на нем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой.
Полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему с восточной стороны
Основной объем с апсидой
Апсида
4.
Трапезная
Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженым переходом.
Трапезная не используется, на месте утраченной колокольни с западной стороны примыкает поздняя кирпичная паперть с пристройкой с северной стороны
5.
Входы
Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь)
Вход в трапезную на западном фасаде
Вход в подвал на южном фасаде
Строительные конструкции, материал и техника исполнения
6.
Цоколи
Белокаменные с фигурным верхним камнем
Фрагмент цоколя на северном фасаде
Фрагмент цоколя на южном фасаде
7.
Несущие стены – материал и техника кладки капитальных стен
Отделка фасадов
Стены кирпичные, применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225)
Окраска по штукатурке
Фрагмент кладки столба
в трапезной
Фрагмент кладки стен
в трапезной
8.
Перекрытия
Над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод, укрепленный металлическими связями
Над трапезной – крестовый свод, укрепленный металлическими связями;
своды оштукатурены, окрашены
Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена
9.
Столбы
В трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами
10.
Оконные проемы
Дверные проемы
Лучковые (основной объем, трапезная)
Полуциркульные (световой барабан, световой фонарь)
Круглые (люкарны)
Эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде)
Прямоугольные (подвал)
Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты
Лучковые, перемычки клинчатые
Дверь главного входа на южном фасаде
11.
Крыша
Кровельное покрытие
Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия.
Над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая.
Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое.
Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото».
Над трапезной – крыша мансардного типа.
Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное
Стропильная система – деревянная.
Кровельное покрытие металлическое, фальцованное
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов
12.
Объем четверика главного объема здания
Южный и северный фасады
Шестиколонные портики
Сдвоенные колонны на постаменте
Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма
Просечной металл
Воспринятые от классицизма элементы
Четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю
В нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами
В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света
Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве.
В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон.
Каждый угол в верхней части четверика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены)
Раскрепованные ступенчатые карнизы
Закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме,
пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной
Межоконные пилястры апсиды
Рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты
Изломы крыш
Просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей
Фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов
Консоли в верхнем фризе четверика.
Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными
углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами (консолями) и зубчиками
Коринфские капители портиков (утраченные капители коринфского ордера подлежат восстановлению)
Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами,
на южном и северном фасадах четверика.
Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня
Вид на южный фасад с юго-востока
Южный портик
Вид на северный фасад с северо-востока
Северный портик
Карниз портика южного фасада
Венчающий карниз
Фрагменты венчающего карниза
Капители спаренных колонн
Пьедестал спаренных колонн
Архитектурно-художественное оформление интерьеров
13.
Интерьер основного объема
Интерьер трапезной
В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас
Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной
14.
Двери
Исторические наружные кованые двустворчатые двери
Кованые двери северного входа
15.
Оконные проемы
Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х,
8-ми, 10-ти частной
Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды
16.
В основном объеме сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера
Профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами.
Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной
17.
В трапезной сохраняются детали исторического архитектурного оформления интерьера
В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 09.08.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: