Основная информация

Дата опубликования: 21 сентября 2020г.
Номер документа: RU02000202000742
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Министерство цифрового развития Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 21 сентября 2020 года № 473

г. Горно-Алтайск

О КООРДИНАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

(в редакции приказов Министерства цифрового развития Республики Алтай от 02.11.2020 № 586, от 11.12.2020 № 641)

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 394 «О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», подпунктами «а», «б», «в» пункта 7 Положения о Министерстве цифрового развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 12 декабря 2019 года № 350, в целях обеспечения координации мероприятий по использованию информационно-телекоммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Республики Алтай, эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на эти цели,

п р и к а з ы в а ю :

Утвердить прилагаемое Положение о координации мероприятий по использованию информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай (далее – Положение).

Отделу по развитию информационных технологий Министерства цифрового развития Республики Алтай в срок до 18 декабря 2020 года, в целях реализации Положения, разработать и предоставить для утверждения:

(в редакции приказов Министерства цифрового развития Республики Алтай от 02.11.2020 № 586, от 11.12.2020 № 641)

правила подготовки планов информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и отчетов об их выполнении;

методические рекомендации по планированию мероприятий по информатизации и подготовке планов информатизации исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, включая формы плана информатизации и отчета об исполнении плана информатизации;

методические рекомендации по подготовке заключений об оценке документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай;

методические рекомендации по формированию исполнительными органами государственной власти Республики Алтай системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов реализации мероприятий по информатизации по приоритетным направлениям использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий;

положение о Комиссии по внедрению информационных технологий в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай по вопросам урегулирования разногласий относительно заключений на проекты планов информатизации.

Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Алтай руководствоваться настоящим приказом, при составлении планов информатизации и мероприятий по информатизации.

Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра С.П. Алымова.

Исполняющий обязанности министра

С.П. Алымов

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства цифрового развития Республики Алтай

от «21» сентября 2020 года № 473

ПОЛОЖЕНИЕ

О КООРДИНАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели координации мероприятий по информатизации, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями, полномочия участников координации мероприятий по информатизации, общие вопросы подготовки планов информатизации и правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации, предусмотренных в документах, используемых в рамках планирования и реализации мероприятий по информатизации.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

единая система классификации и идентификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры – классификатор, определяющий сферу применения и вид используемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Классификатор разрабатывается и утверждается Министерством цифрового развития Республики Алтай;

единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных – публичная электронная система учета программного обеспечения, которое официально признано происходящим из Российской Федерации. Размещен в сети «Интернет» по сетевому адресу: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr;

жизненный цикл информационной системы - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании, формирования исходных требований к ней и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации), включая хранение содержащейся в ее базах данных информации;

информационно-телекоммуникационные технологии - совокупность информационных технологий, информационных систем и информационно­телекоммуникационных сетей, необходимых для реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и уставной деятельности подведомственных им учреждений;

компоненты информационно - телекоммуникационной инфраструктуры - совместно используемые информационными системами программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции и обеспечивающие основу функционирования указанных информационных систем, в том числе обеспечивающие их информационно-технологическое взаимодействие;

мероприятия по информатизации - мероприятия по использованию информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ), направленное на создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию информационных систем (далее - ИС) и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - ИТКИ) в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждениях;

национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин – федеральная государственная информационная система, предназначенная для сбора, обработки и хранения алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к таким программам, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета либо бюджета государственных внебюджетных фондов, с целью их предоставления государственным органам, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления для повторного использования при внедрении информационных технологий в их деятельности. Размещен в сети «Интернет» по сетевому адресу: https://portal.eskigov.ru;

приоритетные направления использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий – мероприятия по информатизации и целевые показатели и индикаторы, предусмотренные Концепцией развития информатизации Республики Алтай на 2017-2020 годы, утверждённой распоряжением Правительства Республики Алтай от 25 сентября 2017 года № 519-р;

участники координации - исполнительные органы государственной власти Республики Алтай и подведомственные им учреждения;

учтенные информационные системы – информационные системы, применяемые исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, по которым ведется учет на всех этапах жизненного цикла информационной системы;

целевые показатели и индикаторы информатизации – отражаемые в сведениях о мероприятиях по информатизации показатели и соответствующие им индикаторы информатизации по приоритетным направлениям.

3. Координация мероприятий по информатизации направлена на достижение следующих целей:

а) обеспечение единства и комплексности при планировании и реализации мероприятий по информатизации, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями;

б) повышение эффективности и открытости деятельности, в том числе повышение эффективности исполнения функций и (или) решения задач, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждений за счет реализации мероприятий по информатизации и использования информационно-телекоммуникационных технологий;

в) обеспечение эффективного расходования средств республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе средств поступающих из федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации;

г) повышение эффективности реализации мероприятий по информатизации за счет внедрения принципов проектного управления, а также за счет внедрения инструментов общественного контроля за реализацией мероприятий по информатизации;

д) многократное использование информационно-телекоммуникационных технологий, созданных за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе средств поступающих из федерального бюджета;

е) обеспечение совместимости информационно-телекоммуникационных технологий и взаимосвязанности государственных информационных ресурсов, используемых в различных исполнительных органах государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждениях;

ж) снижение технологической зависимости, в том числе посредством использования российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также свободного программного обеспечения при создании, развитии и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

4. Координация мероприятий по информатизации основывается на следующих принципах:

а) обеспечение учета Министерством цифрового развития Республики Алтай (далее – Министерство) всех создаваемых, развиваемых, эксплуатируемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями информационных систем (включая информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети, необходимые для их функционирования) и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на основе единой системы классификации и идентификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, применяемый на территории Республики Алтай;

б) осуществление исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями планирования и реализации мероприятий по информатизации в отношении учтенных информационных систем и компонентов информационно–телекоммуникационной инфраструктуры;

в) включение разработанных исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями в результате создания и развития информационных систем программ для электронных вычислительных машин вместе с проектной, технической, сопроводительной и методической документацией к таким программам в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин;

г) обеспечение возможности повторного использования исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями при внедрении в их деятельность информационных технологий программ для электронных вычислительных машин, проектной, технической, сопроводительной и методической документации к этим программам, содержащихся в национальном фонде алгоритмов и программ;

д) использование исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им учреждениями при создании и развитии информационных систем программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

II. Координация в сфере планирования

мероприятий по информатизации

5. В целях координации мероприятий по информатизации Министерство осуществляет оценку:

а) мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами законов Республики Алтай, нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, проектами нормативных правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай (далее - документы по информатизации);

б) проектов планов информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, включающих мероприятия по информатизации (далее - планы информатизации).

Планы информатизации разрабатываются исполнительными органами государственной власти Республики Алтай в соответствии с Правилами подготовки планов информатизации исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и отчетов об их выполнении, которые утверждаются Министерством. Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай предоставляют в Министерство сводный план информатизации, который включает в свой состав, план информатизации исполнительного органа государственной власти Республики Алтай и планы информатизации всех подведомственных им учреждений, с указанием наименований подведомственных учреждений.

6. Рассмотрение и оценка мероприятий по информатизации, предусмотренных документами по информатизации, и планов информатизации, а также урегулирование разногласий, связанных с их оценкой, осуществляется Министерством в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами, регулирующими взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в соответствующей сфере.

Правила подготовки планов информатизации исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, методические рекомендации по планированию мероприятий по информатизации и подготовке планов информатизации исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, в том числе сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, включая состав сведений о мероприятиях по информатизации, а также форма плана информатизации разрабатываются и утверждаются Министерством.

7. Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай представляют информацию о мероприятиях по информатизации, предусмотренных документами по информатизации и планами информатизации, в том числе содержащие планы информатизации подведомственных им учреждений, (за исключением мероприятий по информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера) в Министерство в бумажном и электронном виде, подписанные должностным лицом исполнительного органа государственной власти Республики Алтай в должности не ниже заместителя руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.

Данные по мероприятиям по информатизации, содержащим сведения о государственной тайне, предоставляются в Министерство в форме плана информатизации на бумажных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, определяющими правила работы с документами, содержащими государственную тайну.

8. Оценка мероприятий по информатизации осуществляется Министерством по следующим критериям:

а) соответствие мероприятий по информатизации, содержащихся в документах по информатизации, функциям и задачам, отнесенным к предмету ведения деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай;

б) наличие информации о повышении эффективности исполнения функций и (или) решения задач исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждений за счет реализации мероприятий по информатизации, предусмотренных документами по информатизации;

в) соответствие мероприятий по информатизации и целевых показателей и индикаторов их реализации приоритетным направлениям использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Методические рекомендации по формированию исполнительными органами государственной власти Республики Алтай системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов реализации мероприятий по информатизации по приоритетным направлениям использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий утверждаются Министерством;

г) наличие сведений об обеспечении доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждений, в том числе в форме открытых данных, при выполнении мероприятий по информатизации;

д) обоснованность привлечения средств республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе средств поступающих из федерального бюджета для реализации мероприятий по информатизации в запрашиваемых размерах, в том числе с учетом соответствия технологических, технических, количественных и качественных характеристик поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг ожидаемым результатам реализации мероприятий по информатизации, а также обоснованность результатов, полученных исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждений в ходе реализации мероприятий по информатизации в предыдущие годы.

9. Оценка планов информатизации осуществляется Министерством по следующим критериям:

а) влияние полученных от реализации мероприятий по информатизации, включенных в план информатизации, результатов на достижение запланированных значений целевых показателей и соответствующих им индикаторов по приоритетным направлениям использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий;

б) соответствие требованиям, установленным Правилами подготовки планов информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и отчетов об их выполнении.

10. Оценка планов информатизации и мероприятий по информатизации проводится согласно порядку, указанному в разделе III настоящего Положения, результаты оформляются в виде положительного или отрицательного заключения Министерства.

11. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Республики Алтай, осуществлять закупку информационных систем и оборудования, только после получения заключения от Министерства об утверждении плана информатизации на отчетный финансовый год и плановый период (в случае если плановый период предусмотрен бюджетным законодательством Республики Алтай).

III. Порядок оценки мероприятий по информатизации

и подготовки заключений

12. Министерство проводит оценку мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами документов по информатизации, указанными в подпункте «а» пункта 5 настоящего Положения, представленными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, и по результатам указанной оценки готовит положительное или отрицательное заключение, в котором указывает о соответствии критериям целесообразности проведения и (или) финансирования каждого мероприятия по информатизации.

Мероприятие по информатизации, по которому ранее исполнительным органом государственной власти Республики Алтай получено положительное заключение, не подлежит повторной оценке, за исключением случаев, если у мероприятия по информатизации значения целевых показателей и требуемый объем финансирования на соответствующий планируемый период его реализации изменились более чем на 10 процентов. При этом допускается снижение объема финансирования без изменения значений целевых показателей, в случае увеличения требуемого объема финансирования значения показателей (индикаторов) должны быть пропорционально увеличены.

Повторная оценка мероприятий по информатизации проводится в порядке, установленном в пункте 17 настоящего Положения.

13. Срок подготовки положительного или отрицательного заключения не может превышать 20 календарных дней со дня поступления в Министерство проектов документов по информатизации.

14. Министерство проводит оценку мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами планов информатизации, указанными в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения, представленными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и по результатам указанной оценки готовит положительное или отрицательное заключение, в котором указывает о целесообразности проведения и (или) финансирования каждого мероприятия по информатизации, содержащегося в плане информатизации.

Мероприятия по информатизации, имеющие положительное заключение в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, не подлежат повторной оценке целесообразности их проведения и (или) финансирования на этапе оценки проекта плана информатизации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего Положения. При этом повторная оценка обоснованности проведения и (или) финансирования мероприятия по информатизации, содержащегося в плане информатизации, проводится в порядке, установленном в пункте 17 настоящего Положения.

Мероприятия по информатизации, направленные на использование информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию, а также на закупку средств, выполняющих общие технологические функции, и средств вычислительной техники, предназначенных для непосредственной работы пользователя, по которым имеются утвержденные в установленном порядке нормативные затраты, не подлежат оценке целесообразности их проведения и (или) финансирования.

15. Срок подготовки Министерством положительного или отрицательного заключения на планы информатизации не может превышать 20 календарных дней со дня поступления документов в Министерство.

16. Проведение оценки мероприятий по информатизации и проектов планов информатизации, а также подготовка положительного или отрицательно заключения осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке заключений об оценке документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, которые утверждаются Министерством.

17. В случае отрицательного заключения Министерством к такому заключению прилагаются замечания, предложения и рекомендации по доработке (переработке) плана информатизации или мероприятия по информатизации.

Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай совместно с подведомственными им учреждениями дорабатывают проект плана информатизации с учетом замечаний и предложений Министерства и повторно направляют его на оценку в Министерство.

Срок подготовки положительного или отрицательного заключения Министерством на повторно направленный проект плана информатизации не может превышать 10 календарных дней (15 календарных дней - в отношении проектов планов информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера) со дня поступления проекта плана информатизации на заключение.

18. В случае если Министерством повторно дано отрицательное заключение на проект плана информатизации и по нему имеются неурегулированные разногласия, исполнительный орган государственной власти Республики Алтай вправе уведомить Министерство о принятии руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Алтай решения направить проект плана информатизации на рассмотрение в Комиссию по внедрению информационных технологий в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай по вопросам урегулирования разногласий относительно отрицательных заключений на проекты планов информатизации.

19. Указанная Комиссия в соответствии с планом своей деятельности осуществляет рассмотрение проекта плана информатизации, с учетом отрицательного заключения Министерства. Рассмотрение осуществляется с участием руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Алтай или их заместителей, на которых в соответствии с распределением обязанностей возложены соответствующие полномочия, и принимает решение, об утверждение проекта плана информатизации, либо о необходимости доработки в соответствии с замечаниями Министерства.

20. Положительное или отрицательное заключение формируется Министерством, подписывается Министром либо уполномоченным должностным лицом.

Реализация и контроль мероприятий по информатизации

21. Реализация мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации и модернизации государственных информационных систем осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

По результатам реализации мероприятий по информатизации исполнительные органы государственной власти Республики Алтай ежегодно в сроки и по форме, которые установлены Правилами подготовки планов информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и отчетов об их выполнении, представляют в Министерство сводные отчеты о выполнении планов информатизации, которые включают в свой состав, отчет о выполнении плана информатизации исполнительным органом государственной власти Республики Алтай и отчеты о выполнении планов информатизации всех подведомственных им учреждений, с указанием наименований подведомственных учреждений.

V.Полномочия участников координации

мероприятий по информатизации

22. В рамках осуществления координации мероприятий по информатизации:

а) исполнительные органы государственной власти Республики Алтай:

назначают заместителя руководителя и определяют структурное подразделение исполнительного органа государственной власти Республики Алтай или подведомственное ему учреждение, ответственных за планирование и реализацию мероприятий по использованию информационных технологий в деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Алтай и подведомственных ему учреждений;

осуществляют планирование мероприятий по информатизации;

представляют планы информатизации и документы по информатизации, содержащих в том числе планы информатизации и документы по ней от подведомственных им учреждений, которыми предусмотрены мероприятия по информатизации, на заключение в Министерство;

обеспечивают реализацию мероприятий по информатизации и внутриведомственный контроль их реализации;

представляют в Министерство отчеты о выполнении планов информатизации. Отчёты о выполнении планов информатизации предоставляются исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, с указанием выполнения плана информатизации каждым подведомственным им учреждением;

б) Министерство:

осуществляется разработку и утверждение правовых актов, регулирующих права и обязанности участников мероприятий по информатизации, которые отнесены к компетенции Министерства, как в силу настоящего Положения, так и правового акта, устанавливающего правовой статус Министерства как исполнительного органа государственной власти Республики Алтай;

осуществляет методическое руководство разработкой планов информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и отчетов об их выполнении;

проводит оценку мероприятий по информатизации и планов информатизации и осуществляет подготовку на них заключений;

осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов по результатам оценки мероприятий по информатизации и планов информатизации для их предварительного рассмотрения на Комиссии, подготовку проектов решений на основании указанных информационно-аналитических материалов и проектов решений по неурегулированным разногласиям, связанным с результатами оценки мероприятий по информатизации и планов информатизации, для принятия решения указанной Комиссией.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.10.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать