Основная информация

Дата опубликования: 23 октября 2017г.
Номер документа: RU76000201701208
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р И К А З

от 23.10.2017 № 60

г. Ярославль

О включении выявленных объектов культурного наследия  в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

В соответствии со статьями 3.1, 18, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659-п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области», на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 15.05.2017

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения выявленные объекты культурного наследия в соответствии с перечнем, приведенным в приложении к приказу.

2. Утвердить прилагаемые границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста», 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново).

3. Утвердить прилагаемые предметы охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста», 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), и объектов культурного наследия регионального значения, входящих в его состав (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново).

4. Отказать во включении выявленного объекта культурного наследия «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: сторожка», 1794 г. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

5. Исключить выявленный объект культурного наследия «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: сторожка», 1794 г. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), из перечня выявленных объектов культурного наследия Ярославской области.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Быкова О.Г.

7. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор департамента              Д.А. Турбин

Приложение

к приказу департамента

охраны объектов              

культурного наследия

Ярославской области

от 23.10.2017 № 60

ПЕРЕЧЕНЬ

выявленных объектов культурного наследия, включаемых в единый государственный реестр  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения

Наименование, даты создания, основных изменений (перестроек) объекта; вид объекта культурного наследия

Местонахождение объекта культурного наследия

Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста, 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (ансамбль):

Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново

- церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века, 1794 г., 1847 г., 1890 – 1896 гг. (памятник)

Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново

- ограда со Святыми воротами и восточными воротами, кон. XIX в. (памятник)

Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом департамента охраны объектов

культурного наследия Ярославской области

от 23.10.2017 № 60

ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ

объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста», 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)

1. Описание границ территории объекта культурного наследия.

Границы территории объекта культурного наследия проходят по наружному контуру храмовой ограды на восток-северо-восток от точки 1 до точки 2; далее на юго-восток до точки 3; далее на юго-запад до точки 4; далее на запад через точки 5 – 7 до точки 8; далее на запад-северо-запад до точки 9; далее на северо-запад через точку 10 до точки 11; далее на северо-северо-запад через точку 12 до точки 13; далее на запад-юго-запад до точки 14; далее на северо-северо-запад до точки 15; далее на восток-северо-восток до точки 16; далее на северо-северо-запад через точку 17 до точки 18; далее на северо-северо-восток через точку 19 до точки 20; далее на северо-восток до точки 21; далее на восток-северо-восток до точки 1.

2. Схема границ территории объекта культурного наследия.

3. Координаты характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия.

Номер

характерной (поворотной) точки

Координаты характерных (поворотных) точек

(местная система координат)

X

Y

1

2

3

1

302988,73

1305216,51

2

303001,81

1305309,69

3

302969,58

1305340,46

4

302945,19

1305304,47

5

302946,84

1305263,3

6

302947,94

1305234,98

7

302948,08

1305227,76

8

302948,85

1305223,19

9

302950,52

1305218,94

10

302952,95

1305215,94

11

302956,07

1305213,26

12

302959,37

1305211,34

13

302962,00

1305210,24

14

302961,76

1305209,27

15

302969,87

1305207,47

16

302970,07

1305208,22

17

302972,22

1305207,73

18

302976,00

1305207,44

19

302979,87

1305207,84

20

302983,74

1305209,58

21

302986,34

1305212,39

1

302988,73

1305216,51

4. Режим использования территории объекта культурного наследия.

На территории объекта культурного наследия разрешается:

- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и объектов, входящих в его состав (меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ);

- реконструкция, ремонт существующих дорог, инженерных коммуникаций, благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм, информационных знаков и указателей, иная хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющая обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, обеспечивающая недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;

- ведение мониторинга состояния объекта культурного наследия и его территории;

- проведение археологических работ.

На территории объекта культурного наследия запрещается:

- строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства;

- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

- установка рекламных конструкций, распространение наружной рекламы;

- осуществление любых видов деятельности, ухудшающих экологические условия и гидрологический режим на территории объекта культурного наследия, создающих вибрационные нагрузки динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектами культурного наследия.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента

охраны объектов

культурного наследия

Ярославской области

от 23.10.2017 № 60

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста», 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)

              Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста», 1794 г., 1847 г., кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), являются:

- градостроительная роль ансамбля, являющегося композиционным центром и высотной доминантой исторического села, расположенного на естественной возвышенности;

- планировка ансамбля и его объемно-пространственная композиция, центром которой является здание храма, периметр которой образует ограда с повышенными и сдвоенными угловыми столбами, южными и восточными воротами, лицевую (западную) сторону которой формируют Святые ворота; силуэтные характеристики здания церкви, восточных ворот и Святых ворот;

- общее художественное решение ансамбля и архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) памятников, входящих в его состав:

- церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века, 1794 г., 1847 г., 1890 – 1896 гг.;

- ограда со Святыми воротами и восточными воротами, кон. XIX в.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента

охраны объектов

культурного наследия

Ярославской области

от 23.10.2017 № 60

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века», 1794 г., 1847 г., 1890 – 1896 гг. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века», 1794 г., 1847 г., 1890 – 1896 гг. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), являются:

- композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр храмового комплекса и с. Годеново, расположенного на естественной возвышенности;

- линейная, ориентированная по оси восток-запад асимметричная объёмно-пространственная композиция сложного объема храма трапезного типа, состоящего из основного храма и северного придела:

основной храм – крупный объем двухсветного пятиглавого четверика с примыкающей с востока пониженной полуциркульной в плане алтарной апсидой; одноярусная прямоугольная в плане примыкающая к четверику с запада с незначительным отступом по линии южного фасада трапезная, над юго-западной частью которой расположена трехъярусная колокольня «восьмерик на четверике»; притвор, примыкающий к трапезной с запада, со стилобатом перед западным фасадом; слабый ризалит на западном фасаде притвора, увенчанном луковичной главкой на четырехгранном основании; четырехскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане барабанов под главами четверика: глухих боковых и светового центрального; луковичная, повышенного профиля форма глав, увенчанных восьмиконечными крестами с «яблоком» в основании; форма, габариты, угол наклона скатов конхи апсиды; скатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной прямой крыши трапезной; трёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши притвора; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании;

северный придел – одноярусный, прямоугольный в плане, одноглавый, вытянутый по оси восток-запад, меньший по длине объем, примыкающий к основному храму с севера, с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, примыкающим с запада притвором, выделенным архитектурным декором, и небольшим подвалом; прямоугольная в плане небольшая паперть, примыкающая к центральной части западного фасада притвора, увенчанная небольшой луковичной главкой на четырехгранном основании над западным фасадом и трехсторонним стилобатом; скатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши придела с притвором; размеры, форма барабана под главкой придела, расположенного на квадратном в плане основании; первоначальная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проемов на фасадах основного храма: размеры, осевое расположение окон четверика, апсиды и трапезной с лучковыми перемычками; размеры, осевое расположение прямоугольного окна притвора; размеры, осевое расположение крупных проемов колокольни с арочными перемычками, чередующихся широких на сторонах, ориентированных по сторонам света, узких на промежуточных сторонах; размеры, осевое расположение прямоугольного со сдвоенной арочной перемычкой входного проема на западном фасаде притвора; размеры, осевое расположение прямоугольного с арочной перемычкой входного проема на центральной оси южного фасада четверика; прямоугольные с лучковыми перемычками оконные проемы светового барабана четверика; характер столярных заполнений оконных проемов; историческое заполнение западного входного проема основного храма: окованные металлом двухстворчатые двери с фурнитурой; характер столярного заполнения дверного проема на южном фасаде с подлинными коваными элементами: железные петли с полосами оковки;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проемов на фасадах северного придела с притвором: размеры, осевое расположение прямоугольных оконных проемов; местоположение, габариты, конфигурация и осевое расположение входных проемов на фасадах паперти с арочными перемычками; размеры и местоположение входного проема подвала в северной стене с лучковой перемычкой, расположенного ниже отметки дневной поверхности;

- капитальные стены объемов из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного – 30 (28) см × 13,5 (13) см × 8,5 (8) см, сложенные способом старорусской кладки в основном храме и цепной кладки в северном приделе; материал кровли – металл;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь, завершенный валиком по периметру;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов апсиды, четверика и трапезной: тонкий пояс над цоколем, незначительно раскрепованный лопатками из поребрика, ограниченного валиками; промежуточные лопатки апсиды, выделяющие широкую центральную ось; угловые огибающие лопатки четверика с разрывом на уровне второго света, заполненным полуколоннами с валиками, выделяющими условную капитель, на плоскостях фасадов и трехчетвертной колонной с аналогичным валиком на линии углов четверика, разделенных выпущенными углами; лопатка, отмечающая западный угол трапезной; наличники окон апсиды, четверика и восточной оси трапезной с контрналичниками, трехсторонние с профилированными подоконными досками на кронштейнах, раскрепованными на вертикалях боковин, боковинами в виде тонких полуколонн с упрощенными отображенными уступчатыми базами и капителями, профилированные завершенные выгнутыми профилированными «килями» перемычки, раскреповки которых образуют капители боковин; аналогичный наличник окна западной оси трапезной с арочным уступчатым завершением над перемычкой; уступчатый венчающий карниз апсиды и трапезной с двумя рядами поребрика и рядом дентикул, раскрепованный лопатками; усложненный венчающий карниз четверика: профилированный промежуточный карниз с рядом «бегунца», раскрепованный угловыми лопатками, отделенный от плоскости стены тонкой тягой-валиком, пояс из перспективных арочных плоских ниш, разделенных узкими лопатками, завершающий двухъярусный профилированный карниз с рядом дентикул в нижнем ярусе, раскрепованный узкими лопатками; оформление барабанов четверика: круглые глухие барабаны на четырехгранном основании с четырьмя вертикальными незначительно выступающими «ремешками» с перехватами, профилированный венчающий карниз с рядом квадратных «ширинок»; перспективный уступчатый портал с арочной перемычкой, обрамляющий входной проем на южном фасаде четверика, внешняя рама которого выполнена в форме полуколонн с упрощёнными приподнятыми прямоугольными базами, простой прямоугольной абакой и уступчатым карнизом, служащим импостом архивольту арочного завершения с незначительно скругленной нижней гранью;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни: угловые огибающие лопатки нижнего четырехгранного яруса и раскрепованный лопатками венчающий карниз, ряд «бегунца», ограниченного валиками; угловые огибающие лопатки второго яруса с узким валиком в нижней части, три пояса из горизонтальных плоских ниш, средний из восьмигранных, верхний и нижний из прямоугольных, ряд поребрика; профилированный венчающий карниз яруса с рядом квадратных «ширинок», раскрепованный лопатками; угловые прямоугольные вертикальные филенки третьего яруса, декорированные  спускающимися  с верхней грани замковыми камнями с закругленным нижним краем, аналогично выполненные крупные замковые камни на перемычках, соединяющих лопатки над проемами; архивольты проемов с разреженными замковыми камнями; профилированный венчающий карниз яруса с рядом дентикул; восьмигранное завершение колокольни с рядом кокошников, расположенных по осям сторон, ряд слуховых окон, глухой барабан под главкой; трехсторонние с подоконной доской простого профиля на небольших импостах наличники окон центрального барабана, вертикальные ряды небольших квадратных досок в простенках, завершение барабана из тонкой тяги простого профиля и венчающего валика;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов притворов основного храма и северного придела: трехсторонние наличники с контрналичниками, боковинами в форме полуколонн с упрощенной базой из полочки и валика, со сдвоенными валиками в центральной части ствола, обозначающим «шейку» валиком и упрощенной капителью из валика с уступом и полочки, перемычка наличника с широким гладким фризом и значительной раскреповкой на вертикалях боковин, с килевидным завершением, состоящим из двух нижних боковых профилированных арок и верхнего центрального ромба с профилированными верхними сторонами; широкий подоконный пояс по периметру притворов, заполненный удлинёнными квадрами призматического руста, со сдвоенными квадратными перспективными «ширинками» под окнами, завершённый подоконной тягой упрощенного профиля; пучки из трех колонн на западных углах притворов: база простого профиля, валик над ней, бочкообразный энтазис в середине ствола с тремя валиками, два из которых ограничивают энтазис снизу и сверху, третий валик выделяет середину энтазиса, валик-«шейка», эхин упрощенного профиля и единая для трех колонн прямоугольная, близкая к квадрату абака; в месте примыкания притворов две аналогично оформленные полуколонны; широкий венчающий карниз притвора основного храма, за исключением ризалита, многоуступчатый с нижним рядом мелких дентикул, рядом ромбовидных «ширинок», незначительно вытянутых по вертикали, верхним рядом крупных дентикул и профилированным завершением; аналогично оформленный широкий венчающий карниз притвора северного придела без «ширинок» на гладком фризе; симметрично расположенные в простенках западного фасада притвора основного храма киоты, обрамляющие плоские прямоугольные, близкие к квадрату ниши: полуколонны с валиками-перехватами, нижняя поперечная перекладина простого профиля на небольших импостах, двухуступчатая профилированная перемычка на небольших прямоугольных импостах над боковинами с килевидным профилированным завершением;

- оформление ризалита западного фасада притвора основного храма: укрупнённое, по ширине соответствующее стилобату, симметричное относительно центральной оси обрамление входного проема: в нижней части широких боковин крупные единичные квадры призматического руста; над тягой плоские прямоугольные ниши с крупной перспективной прямоугольной «ширинкой» в центре, фланкированные трёхчетвертными колоннами на простых базах-раскреповках, с поясками-валиками, нижним – над базой и верхним – на уровне «шейки», пересекающим нишу и соединяющим колонны, с упрощенной двухуступчатой капителью-раскреповкой, продолжающимися в интрадосе проема; оформление проема, состоящее из полуциркульного архивольта, опирающегося на внутренние колонны боковин, с фестончатым нижним краем, перемычки в виде сдвоенной арки с «гирькой» с фестончатым нижним краем и тонким профилированным обрамлением, прямоугольная рама-филенка в центре архивольта; килевидный уступчатый карниз с «плечиками» с фигурным фризом, оформленным прямоугольными зубцами; оформление верхней части ризалита с трапециевидным щипцом: сдвоенные короткие полуколонны с валиками-перехватами по бокам ризалита, профилированный многоуступчатый венчающий карниз, декорированный уступчатыми зубцами;

- оформление четырехгранных барабанов-тумб под главками западного притвора основного храма и паперти северного придела повторяющимися на каждой стороне композициями: тяга по периметру простого профиля в верхней части и двухуступчатый карниз, раскрепованные трехчетвертными угловыми колонками; плоская прямоугольная ниша в нижней части стороны под тягой, фронтон над притвором северного придела треугольный, над притвором основного храма трехлепестковый; профилированный узкий карниз под главками;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов нефа и апсиды северного придела: рельефно выделенный цоколь по периметру; наличники окон с контрналичниками, трёхсторонние с профилированной подоконной полкой на небольших прямоугольных импостах, с приподнятой прямой профилированной перемычкой, раскрепованной на вертикалях боковин, и профилированным килевидным завершением; профилированный венчающий карниз с рядом зубцов и двумя рядами поребрика по периметру; треугольный фронтон на северном фасаде нефа придела с профилированным наклонным карнизом с рядом крупных зубцов; оформление глухого восьмигранного барабана главки придела;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти: низкий, рельефно выделенный цоколь по периметру; сдвоенные пилястры по сторонам проемов, поддерживающие промежуточный карниз простого профиля, служащий импостом архивольтов арочных перемычек входных проемов; венчающий карниз с рядом удлиненных зубцов по периметру;

- характер обработки фасадной поверхности: обмазка поверхностей наружных стен;

- художественный металл: кованые решетки в оконных проемах северного придела из вертикально расположенных волнообразно мелко изогнутых прутьев прямоугольного сечения с перехватами в местах смыкания верхушек волн друг с другом, образующими ромбовидный с волнистыми сторонами рисунок;

- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка основного храма в капитальных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, восточную части трапезной, западную часть трапезной (под колокольней), разделенную по оси восток-запад на два помещения, западный притвор;

- внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в северной части поперечной стены, разделяющей трапезную;

- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий основного храма: сомкнутые своды с распалубками;

- сомкнутый свод трапезной со щековыми распалубками над стенными нишами, дверным и оконными проемами и двумя подпружными арками в восточной части, одна из которых отделяет апсиду; воздушные и внутристенные металлические связи стен северного придела, четверика и восточной части трапезной основного храма;

- архитектурно-художественное оформление интерьера основного храма, в том числе перспективный портал северного входа в западную часть трапезной;

- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса, в том числе:

пятиярусный иконостас столярного исполнения в 9 осей, боковые (вторая и восьмая) и центральная (пятая) оси (с расположенными на них вратами) незначительно заглублены: первый ярус низкий, высокий второй и низкий третий ярусы композиционно объединены, широкий промежуточный пояс, отделяющий высокие четвертый и пятый ярусы; рельефно выделенный плинтус с профилированным завершением, раскрепованный пилястрами;

оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) первого яруса: прямоугольные горизонтальные проемы; профилированный межъярусный карниз, раскрепованный пилястрами; короткие пилястры в простенках и на откосах заглубленных осей с филенками, декорированными изображением растительного побега в горшке и восьмилепестковыми цветочными розетками на центральной оси пилястры над и под филенкой; тонкие профилированные тяги в оформлении проемов с широким обрамлением, заполненным волнообразным растительным орнаментом;

оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) второго и третьего ярусов: крупные прямоугольные вертикальные проемы второго яруса и небольшие с лучковыми перемычками горизонтальные проемы третьего яруса, коринфские пилястры высотой в два яруса в простенках и на откосах заглубленных осей с протяженными прямоугольными с выкружками на верхней и нижней сторонах филенками, заполненными орнаментами: в верхней и нижней частях вертикально вытянутые отображенные акантовые розетки с переплетенными восьмеркой цветочными стрелами, увенчанные цветком аканта, в центре протяженная отображенная по вертикали стилизованная ветвь с пучками листьев и единичными розетками цветов; профилированные обрамления проемов второго и третьего ярусов с угловыми розетками и центральными боковыми розетками проемов второго яруса, увенчанные асимметричным гребнем-рокайлем из акантовых листьев, обращенным на боковых осях к центру иконостаса, на двух центральных осях (4-й и 6-й) – от центра, с фоном из упрощённых цветочно-лиственных розеток; межъярусный карниз-антаблемент, раскрепованный на вертикалях пилястр, состоящий из трехуступчатого архитрава, фриза, заполненного орнаментом из плоского рельефа (контурной драпировки с кистями и стилизованными цветами) и наложенными рельефными пальметтами в горшках, с арочными фронтонами на осях простенков между 3-й – 4-й и 6-й – 7-й осями и помещенными в тимпанах четырехлепестковыми рамами-картушами в обрамлении цветущих акантовых розеток с длинными цветочными стрелами с асимметричными гребнями-рокайлями из акантовых листьев, обращенными от центра, профилированного многообломного карниза с рядом дентикул в завершении и плоским рельефом из чередующихся ов и бус на верхнем валике;

оформление промежуточного пояса между третьим и четвёртым ярусами: короткие пилястры с прямоугольными базами и профилированными капителями на откосах углубленных осей с плоским рельефом стилизованного растения в горшке, плоский орнамент растительного характера с наложенными сверху рельефными пальметтами в горшках, профилированный карниз в завершении, раскрепованный пилястрами;

оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) четвертого и пятого ярусов, разделённых межъярусным карнизом: крупные прямоугольные, близкие к квадрату вертикальные проемы; коринфские пилястры в простенках и на откосах заглубленных осей с протяженными прямоугольными с выкружками на верхней и нижней сторонах филенками, заполненными орнаментами: в верхней и нижней частях вертикально вытянутые отображенные акантовые розетки с переплетенными восьмеркой цветочными стрелами, увенчанные цветком аканта; профилированные обрамления проемов с угловыми и центральными боковыми розетками, увенчанные асимметричным гребнем-рокайлем из акантовых листьев, обращенным на боковых осях к центру иконостаса, на двух центральных осях (4-й и 6-й) – от центра, с фоном из упрощенных цветочно-лиственных розеток; межъярусный и венчающий карнизы-антаблементы, раскрепованные на вертикалях пилястр, состоящие из трехуступчатого архитрава, фриза, заполненного орнаментом из плоского рельефа (контурной драпировки с кистями и стилизованными цветами) и профилированного многообломного карниза с рядом дентикул в завершении и плоским рельефом из чередующихся ов и бус на верхнем валике; круглые рамы-картуши на осях простенков между 3-й – 4-й и 6-й – 7-й осями в обрамлении растительного орнамента над пятым ярусом;

оформление центральной (5-й) оси иконостаса на уровне первого, второго и третьего ярусов и промежуточного пояса: Царские врата, включая створки врат с фигурными рамами-картушами и скульптурной композицией «Благовещение» в верхней части: на решетчатой основе правой створки фигура сидящей справа под балдахином Богородицы, на решетчатой основе левой створки – фигура стоящего архангела Гавриила, композиция фланкирована коринфскими полуколоннами с каннелированной нижней третью и драпировкой, ниспадающей от верхней кромки створок; оформление верхней кромки створок врат  в виде лекального с переломами профилированного карниза, декорированного акантовыми листьями по бокам, на центральной оси врат расположен четырехлепестковый картуш в асимметричном обрамлении растительного характера; над Царскими вратами помещена резная скульптурная композиция «Святой дух» в форме радиально расходящихся пучков лучей, образующих круг, в центре которого расположено рельефное изображение голубя с раскинутыми крыльями; за композицией расположено панно с выкружкой на нижней грани, являющееся фоном верхней части лучей, с цветочно-растительным орнаментом на спускающихся боковинах, трехлепестковой с нижней вогнутой гранью рамой-картушем, обрамленной цветочными стрелами аканта и увенчанной рокайлем с акантовыми листьями по бокам, над картушем объемный карниз с драпировкой и венец на фоне стилизованных цветов;

оформление боковых заглубленных осей иконостаса на уровне первого, второго и третьего ярусов и промежуточного пояса: оформление одинарных арочных створок врат; на уровне третьего яруса панно с расположенными на нем рамами-картушами (меньшей нижней и большей четырехлепестковой верхней), объединенными орнаментом из акантовых побегов с листьями, увенчанными разнонаправленными асимметричными гребнями-рокайлями из акантовых листьев; фланкирующие нижнюю раму-картуш плоские рельефы из стилизованных лиственных розеток с упрощенным цветком в центре; по сторонам верхнего гребня-рокайля плоские рельефы из стилизованных побегов с упрощенными четырехлепестковыми цветами; на уровне промежуточного пояса некрупный прямоугольный горизонтальный проем с профилированной рамой и растительной розеткой в центре перемычки;

оформление заглубленных осей иконостаса на уровне четвертого и пятого ярусов: арочные проемы, на боковых осях (2-й и 8-й) узкие, в тонких профилированных рамах с розетками растительного орнамента на углах, в середине боковин, в основании архивольта, асимметричные разнонаправленные гребни-рокайли из акантовых листьев в завершении рам; арочные фронтоны с профилированными архивольтами над боковыми (2-й и 8-й) осями; трехфигурная скульптурная композиция «Распятие с предстоящими» в завершении центральной оси;

- подлинные заполнения дверных проемов основного храма: северного дверного проема между восточной и западной частями трапезной, дверного проема между трапезной и притвором: двухстворчатые деревянные двери на кованых петлях, окованные листовым железом с параллельно-поперечными полосами, образующими узор-клетку, с действующей замковой фурнитурой; южного дверного проема между восточной и западной частями трапезной, дверного проема, ведущего на внутристенную лестницу: одностворчатые деревянные двери на кованых петлях, окованные листовым железом с параллельно-поперечными полосами, образующими узор-клетку, с замковой фурнитурой;

- монументальные росписи основного храма, выполненные в технике масляной живописи;

- иконы и скульптуры в соответствии с перечнем, приведенным в приложении к настоящему предмету охраны.

Приложение

к предмету охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века», 1794 г., 1847 г.,

1890 – 1896 гг. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)

ПЕРЕЧЕНЬ

икон и скульптур, входящих в предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века», 1794 г., 1847 г.,

1890 – 1896 гг. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)



п/п



инв.

Наименование

Дати-ровка

Материал, техника; размер, см

Место хранения

1

2

3

4

5

6

1.

3

Скульптура «Животворящий Крест Господень»

I треть XV в.

дерево, резьба, паволока (фрагментарно), левкас, яичная темпера, мастичный лак;

263 × 215 × 23

южная стена придела во имя Боголюбской Божией Матери (в киоте)

2.

89

Четыре клейма евангелистов на Царских вратах

XVIII в.

дерево, резьба, левкас, позолота, смешанная техника;

210 × 57 (каждая створка)

главный иконостас, 1 ряд

3.

88

Икона «Архидиакон Стефан»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло;

210 × 70

главный иконостас, 1 ряд (дверь в жертвенник)

4.

90

Икона «Архидиакон Лаврентий»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло;

210 × 70

главный иконостас, 1 ряд (дверь в диаконник)

5.

91

Икона «Беседа Иисуса Христа с Никодимом»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, темпера (уточняется методами научной реставрации);

40 × 60 (обмер затруднен)

главный иконостас, 2 ряд

6.

92

Икона «Моление о чаше»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, темпера (уточняется методами научной реставрации);

40 × 60 (обмер затруднен)

главный иконостас, 2 ряд

7.

93

Икона «Апостол Варфоломей и Архангел Гавриил»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло;

135 × 91

главный иконостас, 3 ряд

8.

94

Икона «Апостол Фома»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 46

главный иконостас, 3 ряд

9.

95

Икона «Апостолы Иаков и Матфей»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 3 ряд

10.

96

Икона «Апостолы Петр и Павел»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 3 ряд

11.

97

Икона «Спас Вседержитель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота; обмер затруднен

главный иконостас, 3 ряд, центральная икона

12.

98

Икона «Апостолы Андрей и Иоанн»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 90

главный иконостас, 3 ряд

13.

99

Икона «Апостолы Иаков и Филипп»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 90

главный иконостас, 3 ряд

14.

100

Икона «Апостол Марк»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 46

главный иконостас, 3 ряд

15.

101

Икона «Апостол Симон и Архангел Михаил»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота

главный иконостас, 3 ряд

16.

102

Икона «Святой Василий Великий (предположи-тельно) и Леонтий Ростовский»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас,

4 ряд

17.

103

Икона «Пророк Захария»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота; 135 × 46

главный иконостас, 4 ряд

18.

104

Икона «Пророки Даниил и Илия»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 4 ряд

19.

105

Икона «Пророки Соломон и Аарон»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 4 ряд

20.

106

Икона «Богоматерь Печерская»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

обмер затруднен

главный иконостас, 4 ряд, центральная икона

21.

107

Икона «Пророки Моисей и царь Давид»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 4 ряд

22.

108

Икона «Пророки Елисей и Аввакум»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 4 ряд

23.

109

Икона «Пророк Иоиль (предположи-тельно)»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 46

главный иконостас, 4 ряд

24.

110

Икона «Епископ Иаков и Григорий Богослов»

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло, позолота;

135 × 91

главный иконостас, 4 ряд

25.

111

Икона «Неизвестный праотец» (однофигурное поясное изображение)

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло (уточняется методами научной реставрации), овал; обмер затруднен

главный иконостас, 5 ряд

26.

112

Икона «Неизвестный праотец» (однофигурное поясное изображение)

кон. XVIII в.

дерево, левкас, масло (уточняется методами научной реставрации), овал; обмер затруднен

главный иконостас, 5 ряд

27.

113

Скульптура «Распятие с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом»

кон. XVIII в.

дерево, резьба левкас, масло;

обмер затруднен

главный иконостас, 5 ряд

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента

охраны объектов

культурного наследия

Ярославской области

от 23.10.2017 № 60

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: ограда со Святыми воротами и

восточными воротами», кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново)

              Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: ограда со Святыми воротами и восточными воротами», кон. XIX в. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), являются:

- композиционные особенности сооружения, формирующего границу храмового комплекса;

- линейная объемно-пространственная композиция сооружения, образующего замкнутый неправильный пятиугольник, вытянутый по оси восток-запад, с выгнутой пологой дугой к западу западной стороной (с северной стороны отсутствует несколько прясел);

- габариты и конфигурация сооружения, представляющего собой стену, завершенную кованой решеткой, расположенной между прямоугольными, близкими к квадрату в плане кирпичными столбами, в том числе сдвоенными, со Святыми воротами и восточными воротами и калитками: юго-западной, повышенной с перемычкой, и юго-восточной; высотные отметки столбов ограды по карнизу; габариты и местоположение пролетов решётки;

- форма, местоположение, габариты прямоугольных с арочными перемычками проемов Святых ворот и восточных ворот; форма, местоположение, габариты прямоугольного с прямой перемычкой проема юго-западной калитки; расположение и ширина проема юго-восточной калитки;

- стены из красного глиняного кирпича, сложенного способом цепной кладки; материал покрытия столбов, ворот и юго-западной калитки – металл;

- художественный металл:

кованые пролеты ограды, основной мотив которых представляет собой основу из горизонтальных тяг (верхней и сдвоенной нижней, заполненной «червонками») и раппорт решетки из вертикальных прутьев прямоугольного сечения с пикообразными завершениями на округлых перехватах (шариках) с двумя рядами отображенных «червонок» под верхней и над нижней тягами и рядом широких вертикально расположенных волют в середине прутьев с округлыми перехватами; дополнительный более поздний мотив, представляющий собой основу из горизонтальных тяг (верхней и сдвоенной нижней, заполненной диагональной решеткой различного шага) и раппорт решетки из вертикальных прутьев прямоугольного сечения с пикообразными завершениями на округлых перехватах (шариках) с парными симметричными обращенными вниз завитками над верхней горизонтальной тягой (в некоторых секциях отсутствующими) и аналогичными отображёнными завитками под ней с округлыми перехватами в основании (в некоторых секциях отсутствующими), с вертикально расположенными симметричными волютами, направленными разрывом от прута с аналогичными перехватами в середине прута и обращёнными вниз парными симметричными завитками над нижней тягой;

кованое заполнение проема одностворчатой юго-западной калитки: рама с двумя дополнительными горизонтальными тягами, разделяющими полотно по вертикали на три неравные части с большей центральной; раппорт решетки в центральной части из вертикальных прутьев прямоугольного сечения, дугообразно изогнутых в верхней части с образованием сплошных фестонов под верхней тягой; круглая розетка в центральной части с прямым равноконечным крестом из сдвоенных прутьев и помещёнными в промежутках волютами с перехватами; в верхней части рамы отображенные по вертикали пояски из сдвоенных разнонаправленных завитков с шариками в основании и скруглёнными перехватами, соединяющими пары завитков; в нижней части рамы диагональная сетка, вытянутая по вертикали, с перехватами в местах пересечения прутьев; накладной засов на болтах;

- композиция и архитектурно-художественное оформление разновысокой стены, включая рельефно выделенный цоколь; крупные плоские прямоугольные горизонтальные ниши на лицевых фасадах прясел; квадратные в плане линейные столбы, раскреповывающие стену, расчлененные по вертикали периметральным декором (промежуточный двухуступчатый карниз на уровне верхней кромки стены, выделяющий «пьедестал», небольшой валик с полкой в нижней части – «цоколь» и венчающий карниз простого профиля с четырехгранным завершением, закрытым металлическим четырехгранным покрытием с вогнутыми гранями, с оформлением лицевой стороны круглой плоской нишей в нижней части и плоской прямоугольной вертикальной нишей в основной части); повышенные западные (северо-западный и юго-западный) угловые столбы: одинарные с аналогичным членением по вертикали, с декором лицевой стороны (плоская прямоугольная горизонтальная ниша на «пьедестале» и плоская прямоугольная вертикальная ниша с арочным завершением на основной части, венчающий карниз с рядом дентикул); повышенные восточные (юго-восточный и северо-восточный) сдвоенные угловые столбы с двумя лицевыми сторонами, расположенными под тупым углом, северо-восточный столб с композиционно разделёнными лицевыми сторонами оформлен аналогично западным столбам и фланкирован выступами, оформленными как узкие линейные столбы, юго-восточный столб, незначительно повышенный, оформлен аналогично линейным столбам;

- композиция и архитектурно-художественное оформление Святых ворот, включая широкие пилоны, фланкированные выступами, оформленными как узкие линейные столбы, с выступающими на лицевом фасаде за линию ограды сдвоенными колоннами с упрощёнными базами, «шейками» и капителями, выполненными в форме валиков, на пьедесталах с небольшим уступом и упрощенным трёхуступчатым плоским архитравом, переходящим по периметру пилонов в импост арки и карниз пилонов; венчающая пилоны арка с килевидно приподнятой средней частью, увенчанной прямоугольным в плане тумбой-пьедесталом, отделенным от арки уступчатым пояском по периметру, с прямоугольными плоскими нишами на всех сторонах и двухуступчатым венчающим карнизом простого профиля, завершенным луковичной главкой с восьмиконечным крестом на четырехгранном основании; на лицевой стороне архивольта фигурная ниша с уступчатым верхним краем, образующим карниз арки, с вложенным центральным кольцом-картушем; на внутренней стороне архивольта узкая дугообразная ниша, трапециевидный картуш на «киле» арочного завершения, узкий венчающий карниз простого профиля; тумбы-пьедесталы, фланкирующие центральную арку, с поясом стилизованных «ширинок» и уступчатым венчающим карнизом по периметру, завершённые аналогичными центральной тумбами-пьедесталами с главками; незначительный выступ западной части интрадоса арки;

- композиция и архитектурно-художественное оформление восточных ворот, фланкированных линейными столбами, включая крупные выступающие за лицевую линию ограды пилоны, перекрытые аркой с пятилепестковым завершением; рельефно выделенный цоколь на лицевой и внутренней сторонах, на лицевой стороне плоская прямоугольная ниша на цоколе, плоские фигурные вертикально вытянутые ниши на пилонах, три плоские широкие в форме дуги ниши на архивольте арки; плоские арочные ниши на «лепестках» завершения на лицевой и внутренней сторонах;

- композиция и архитектурно-художественное оформление юго-западной калитки: столбы, аналогичные линейным столбам, соединенные прямой перемычкой с повышенной средней частью над проемом; на лицевой и внутренней сторонах профилированный карниз трапециевидной с вогнутыми боковинами формы; небольшой выступ со стороны лицевой части в интрадосе проема;

- характер обработки фасадной поверхности: неоштукатуренные поверхности стен.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.12.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.050 Особо охраняемые историко-культурные территории

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать