Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2019г.
Номер документа: RU37000201901267
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 17.02.2021 № 11

КОМИТЕТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

«24» декабря 2019 г. № 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказываю:

1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской федерации в области лесных отношений (прилагается).

2. Разместить на официальном сайте комитета Ивановской области по лесному хозяйству в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» настоящий приказ.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета – статс-секретаря А.В. Кургузова.

Председатель комитета М.Ю. Яковлев

Приложение

к приказу комитета Ивановской

области по лесному хозяйству

от 24.12.2019 № 217

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

Руководство по соблюдению обязательных требований

законодательства Российской Федерации в области лесных отношений

I. Общие положения

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лесных отношений разработано в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лесных отношений.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования при осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержден приказом Рослесхоза от 15.01.2019 № 9 «Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рослесхозом мероприятий по государственному контролю (надзору)».

Указанный перечень, размещен на сайте комитета Ивановской области по лесному хозяйству http://les.ivanovoobl.ru/pravovye-akty/federalnye/prikazy-rosleskhoza/

II. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

1) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;

2) Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

3) Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

4) Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

5) Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»;

6) Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417;

7) Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, форма плана тушения лесных пожаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 377;

8) Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607;

9) Правила учета древесины, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525;

10) Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571;

11) Меры противопожарного обустройства лесов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281;

12) Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2014 № 1161;

13) Правила представления декларации о сделках с древесиной, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 11;

14) Перечень видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 № 1047-р;

15) Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566;

16) Правила лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188;

17) Правила ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626;

18) Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474;

19) Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 08.07.20 14 № 313;

20) Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 23.06.2014 № 276;

21) Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденные приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161;

22) Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденный приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597;

23) Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597;

24) Правила ликвидации очагов вредных организмов, утвержденные приказом Минприроды России от 23.06.20 16 № 361;

25) Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496;

26) Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утвержденный приказом Минприроды России от 06.09.20 16 № 457;

27) Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утвержденный приказом Минприроды России от 06.09.20 16 № 457;

28) Требования к перечню информации, включаемой в отчет об использовании лесов, форме отчета об использовании лесов, порядку представления отчета об использовании лесов, формату отчета об использовании лесов в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451;

29) Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденные приказом Минприроды России от 01.12.2014 № 528;

30) Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17;

31) Перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452;

32) Перечень информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, Форма отчета об охране лесов от пожаров, Порядок представления отчета об охране лесов от пожаров, Требования к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78;

33) Перечень информации, включаемой в отчет о защите лесов, Форма отчета о защите лесов, Порядок представления отчета о защите лесов, Требования к формату отчета о защите лесов в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78;

34) Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки, утвержденные приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367;

35) Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденные приказом Минприроды России от 21.06.2017 № 314;

36) Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденные приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470;

37) Порядок ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11.2013 № 496, утвержденные приказом Минприроды России от 15.01.2019 № 10;

38) Правила заготовки живицы, утвержденные приказом Рослесхоза от 24.01.2012 № 23;

39) Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденные приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 511;

40) Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Минприроды России от 16.07.2018 № 325;

41) Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, утвержденные приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 510;

42) Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), утвержденные приказом Рослесхоза от 19.07.2011 № 308;

43) Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденные приказом Рослесхоза от 23.12.2011 № 548;

44) Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденные приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62;

45) Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223;

46) Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденные приказом Рослесхозаот 27.12.2010 № 515;

47) Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород, утвержденные приказом Минприроды России от 17.09.2015 № 400;

48) Порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений, утвержденные приказом Минприроды России от 02.07.2014 № 298;

49) Порядок производства семян отдельных категорий лесных растений, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.01.2012 № 3;

50) Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 181;

51) Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемой при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденная приказом Рослесхоза от 07.05.2018 № 404;

52) Правила лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки, утвержденные приказом Минприроды России от 28.12.2018 № 700;

53) Нормативы противопожарного обустройства лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174;

54) Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) мероприятий по государственному контролю (надзору), и о признании утратившими силу некоторых приказов Рослесхоза, утвержденные приказом Рослесхоза от 15.01.2019 № 9.

Все указанные нормативные правовые акты доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, так как они официально опубликованы в печатных изданиях, размещены в информационно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

III. Обязательные требования законодательства

Российской Федерации в области лесных отношений

1) Основания для пользования землями лесного фонда.

Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

- решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

- договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Согласно статье 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2) Разработка проекта освоения лесов.

Согласно пункту 4 статьи 12 Лесного кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании пункта 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9 приказа Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 «Правила использования лесов для рекреационных целей», размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88Лесного кодекса Российской Федерации;

- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов;

- соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов регулируется статьёй 45 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

Согласно пункту 7 приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

3) Подача лесной декларации.

На основании статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ и пункта 2 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 16.01.2015 № 17 лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

4) Предоставление отчётов

Согласно пункту 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В соответствии с приказом Минприроды от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчёт об использовании лесов, формы и порядка представления отчёта об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» отчет представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

Отчеты представляются гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, уполномоченные на ведение государственного лесного реестра на соответствующей территории.

Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

На основании статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84настоящего Кодекса. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядок его представления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 9.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчёт об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчёта об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчёта об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчёт о защите лесов, формы и порядка представления отчёта о защите лесов, а также требований к формату отчёта о защите лесов в электронной форме» утвержден перечень информации, включаемой в отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, формы и порядок представления отчетов. Данным порядком определено, что отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

В отчете приводится информация о фактических объемах мероприятий по охране и защите лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

5) Соблюдение требований правил Пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьёй 51 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ леса подлежат охране от пожаров.

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

На основании части 3 этой же статьи меры противопожарного устройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута на основании части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

- приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

- содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;

- создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

На основании части 7 этой же статьи виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспечения данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила), устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 8 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

(в редакции приказа комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.04.2020 № 41)

Пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с пунктом 9.1 Правил органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктами 16, 17 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно без огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 3 «а» Правил, меры противопожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное устройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил меры пожарной безопасности в лесах, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 Правил, пожарной безопасности в лесах, на лесных участках предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 13 «в» Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерацииот 28.03.2014 № 161.

В соответствии с пунктом 14 Правил перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.

Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, в целях соблюдения правил санитарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017№ 607  «О Правилах санитарной безопасности в лесах»необходимо:

уведомлять в 5-ти-дневный срок об обнаруженных погибших и поврежденных лесных насаждениях;

предотвращать загрязнение лесов отходами производства и потребления и

выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;

своевременно выполнять работы по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

не допускать уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

не допускать уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;

не допускать уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;

не допускать проведение чересполосньх рубок в еловых и пихтовых древостоях;

не допускать ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов при использовании лесов для рекреационных целей;

не допускать использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, лесах, расположенных в водоохранных зонах;

не допускать разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения; и другие.

Запрещается засорение леса, т.е. размещение на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрыты лесом площадях.

IV. Ответственность за правонарушения в области лесных отношений

Статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации

Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 99.1 Лесного кодекса Российской Федерации

Конфискация незаконно заготовленных древесины и иных лесных ресурсов

1. Незаконно заготовленные древесина и иные лесные ресурсы подлежат конфискации в соответствии с уголовным законодательством или иным законодательством Российской Федерации.

2. Учет, хранение, реализация, утилизация и уничтожение незаконно заготовленных древесины и иных лесных ресурсов осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации

Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам

1. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

2. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Особенности возмещения вреда утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Лица, виновные в нарушении требований лесного законодательства несут ответственность в соответствии со следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ).

1. Самовольное занятие лесных участков, ст. 7.9 КоАП РФ;

2. Уничтожение или повреждение специальных знаков, ч. 2 ст. 7.9 КоАП РФ;

3. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, ст. 7.10 КоАП РФ;

4. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, ст. 8.24 КоАП РФ;

5. Нарушение правил использования лесов, ст. 8.25 КоАП РФ;

6. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов, ст. 8.26 КоАП РФ;

7. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, ст. 8.27 КоАП РФ;

8. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений ч. 1, ч. 2 ст.8.28 КоАП РФ, ст. 260 УК РФ;

9. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, ч. 3 ст. 8.28 КоАП РФ, статья 191.1. УК РФ;

10. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, ст. 8.28.1 КоАП РФ;

11. Уничтожение мест обитания животных, ст 8.29КоАП РФ;

Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ, ст 8.30 КоАП РФ;

13. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, ст 8.30.1 КоАП РФ;

14. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах, ст. 8.31 КоАП РФ;

15. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК РФ;

16. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, ст. 8.32.3 КоАП РФ;

17. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе, Статья 8.45.1 КоАП РФ.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 28.02.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 110.050.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области лесных отношений. Контроль за охраной лесов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать