Основная информация

Дата опубликования: 25 января 2017г.
Номер документа: RU45000201700045
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курганская область
Принявший орган: Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:

Приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 17.03.2017г. №143: НГР RU45000201700145)

Приказ

Главного управления социальной защиты населения Курганской области

от 25 января 2017 года № 70

О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

(с изменениями от 28 февраля 2017 года)

г. Курган

             

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28.02.2017г. №119: НГР RU45000201700117)

В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Оплату расходов по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах, осуществлять за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете.

4. Опубликовать настоящий приказ в установленном порядке.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области.

Начальник Главного управления

социальной защиты населения

Курганской области                                                                                                                              В.Д. Демина

Приложение 1 к приказу

Главного управления социальной

защиты населения Курганской области

от 25 января 2017 года № 70

«О подготовке граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей, оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах»

ПОРЯДОК

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

1. Настоящий Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Порядок) определяет организацию подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

2. Действие настоящего Порядка распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Курганской области и выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

3. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, осуществляется за исключением:

- близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого в семью на воспитание (родственники по прямой нисходящей линии: бабушки, дедушки, полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);

- лиц, которые являются или являлись усыновителями (удочерителями), и в отношении которых усыновление (удочерение) не было отменено;

- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

- отчима и мачехи, подавшими заявление об усыновлении (удочерении) ребенка.

4. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, (далее – граждане) осуществляется на безвозмездной основе.

5. Для прохождения подготовки граждане обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства с заявлением о намерении прохождения подготовки в организации, осуществляющей подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, по форме согласно приложению 1 к Порядку.

6. Граждане проходят подготовку в организациях, осуществляющих подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, (далее – Организация).

7. Орган опеки и попечительства до 25 числа каждого месяца формирует и направляет заявку в Организацию на подготовку граждан по форме согласно приложению 2 к Порядку.

8. Организация с 1 числа каждого месяца проводит подготовку граждан.

9. Граждане проходят подготовку в Организации по Программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Программа), утвержденной Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.

10. Подготовка граждан осуществляется по очной, очно-заочной и очно-дистанционной форме.

11. Организация подготовки граждан по очной форме:

1) очная форма подготовки – форма организации подготовки граждан, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, тренингов, семинаров), организованных по утвержденному Организацией расписанию;

2) очная форма подготовки проводится с группой граждан или индивидуально.

12. Организация подготовки граждан по очно-заочной форме:

1) очно-заочная форма подготовки – форма организации процесса подготовки граждан, предполагающая самостоятельную работу (домашние задания) в сочетании с очной формой подготовки;

2) очно-заочная форма подготовки подразумевает выполнение самостоятельной работы, связанной с выполнением контрольных и тестовых заданий по содержанию Программы;

3) заочная часть обучения может составлять не более 1/2 от общего количества часов Программы.

13. Организация подготовки граждан по очно-дистанционной форме:

1) очно-дистанционная форма подготовки – форма организации подготовки граждан, базирующаяся на использовании традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся. Подготовка осуществляется посредством общения гражданина и специалиста Организации;

2) очно-дистанционная форма подготовки организуется с помощью использования сети Интернет.

14. Сведения о пройденных гражданином учебных занятий вносятся специалистами Организации в журнал учета посещений учебных занятий гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, по форме согласно приложению 3 к Порядку.

15. Подготовка граждан по Программе заканчивается итоговой аттестацией в форме собеседования.

16. Основанием для получения свидетельства о прохождении подготовки является итоговое заключение о готовности и способности гражданина к приему ребенка (детей) на воспитание в семью, составленное специалистами Организации, по результатам проведенной диагностики и собеседования.

17. В течение 5 рабочих дней со дня окончания подготовки Организация выдает гражданам свидетельство о прохождении подготовки по форме, установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

18. Срок действия свидетельства о прохождении подготовки граждан не ограничен.

19. Сведения о выдаче свидетельства о прохождении подготовки вносятся в журнал учета выдачи свидетельства о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, по форме согласно приложению 4 к Порядку.

Приложение 1

к Порядку подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Форма заявления о намерении прохождения подготовки в организации, осуществляющей подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

В орган опеки и попечительства

___________________________

(муниципальное образование)

от _________________________

(фамилия, имя, отчество гражданина)

заявление о намерении прохождения подготовки в организации, осуществляющей подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Я, __________________________, гражданство ______________, документ,

удостоверяющий личность ________________________________________________,

(реквизиты документа, когда и кем выдан)

проживающий по адресу _____________, прошу организовать подготовку по Программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Подпись_________

Дата____________

Приложение 2

к Порядку подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Форма заявки

на подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Угловой штамп

Администрации муниципального

образования

дата и исх. №

Наименование организации,

осуществляющей подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Ф.И.О руководителя

Заявка

на подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

№ п/п

Ф.И.О. гражданина (граждан)

Предполагаемая форма устройства ребенка (детей), оставшегося

(-ихся) без попечения родителей, в семью

Количество и возраст ребенка (детей), оставшегося (-ихся) без попечения родителей, желаемых для принятия в семью

Руководитель органа опеки и попечительства ___________________ подпись

(фамилия, имя, отчество)

Приложение 3

к Порядку подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Форма журнала учета посещений учебных занятий гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

№ п/п

Ф.И.О. гражданина, проходящего подготовку

Дата проведения

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

занятия

Ф.И.О. специалиста,

проводившего

обучение

Примеча-

ние

Приложение 4

к Порядку подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Форма журнала учета выдачи свидетельства о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

№ п/п

Ф.И.О. гражданина,

прошедшего подготовку

Домашний адрес

№ свидетельства,

дата выдачи

Период подготовки

Ф.И.О. специалиста,

выдавшего свидетельство

Подпись гражданина,

получившего

свидетельство

Приложение 2 к приказу

Главного управления социальной защиты населения Курганской области

от 25 января 2017 года № 70

«О подготовке граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах»

ПРОГРАММА

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

1. Паспорт программы

Наименование программы

Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Уровень образовательной программы

Дополнительная образовательная программа

Объем часов всего:

в т.ч. теоретических:

в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования:

58 ч.

17 ч.

41 ч.

Продолжительность обучения

58 часов

Форма освоения программы

Очная, очно-заочная,

очно-дистанционная

Категория обучающихся

Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Основа для разработки программы

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

Форма итоговой аттестации граждан

Собеседование

Итоговый документ после освоения программы

Свидетельство о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

2. Пояснительная записка

Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по профилактике социального сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен.

На начало 2017 года в Курганской области насчитывается 5328 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

- в приемных семьях - 2823 ребенка (53 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- в семьях опекунов (попечителей) – 1928 детей (36 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 569 детей (11% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Кроме того, в семьях усыновителей (удочерителей) воспитываются 462 ребенка.

За последние 3 года приоритетным направлением стало устройство детей-сирот на семейное воспитание (в 2014 году на воспитании в семьях граждан находилось 87% детей от общего количества детей-сирот в регионе, в 2015 году – 88%, в 2016 году – 89%).

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот в семью до 2012 года не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной социальной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:

неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);

недостаточная педагогическая подготовленность приемных родителей к решению проблем воспитания ребенка;

переоценка своих возможностей приемными родителями.

Вместе с тем, помещение ребенка-сироты в замещающую семью, прежде всего, должно обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.

С 1 сентября 2012 года подготовка потенциальных замещающих родителей на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Курганской области.

Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование. Объем программы составляет 58 часов.

Технологии подготовки граждан позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.

3. Цели и задачи

Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях замещающей семьи.

Задачами программы являются:

1) систематизация нормативно-правовых знаний граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – граждане);

2) систематизация знаний по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;

3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в семьях граждан;

4) обучение граждан необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

5) подготовка граждан к осуществлению здоровьесберегающих технологий;

6) содействие в реализации потребности граждан в самообразовании.

Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального консультирования.

4. Планируемые результаты обучения

Требования к знаниям и умениям граждан.

В результате освоения программы граждане должны иметь представление:

1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую граждане берут на себя с приемом в свою семью ребенка;

3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома: на улице и в общественных местах;

5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;

6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;

7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.

В результате освоения программы граждане должны знать:

1) нормативно-правовые основы функционирования замещающей семьи (свои права и обязанности как замещающих родителей в отношении ребенка);

2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);

3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в замещающей семье;

5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).

В результате освоения программы граждане должны уметь:

1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;

2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты, предотвращать риск жестокого обращения в семье, проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);

3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки граждан.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Всего

Количество часов

Формы контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

индивиду-

альное

консульти-

рование

1.

Подготовка кандидатов в замещающие родители, ее задачи. Понятие обучающе-психологического тренинга

2

1

1

структурированное интервью

2.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные формы устройства указанной категории детей

2

2

3.

Представление о потребностях развития ребенка-сироты и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

4

2

2

4.

Этапы развития ребенка

4

1

3

5.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

2

2

6.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка-сироты

4

1

3

7.

Адаптация ребенка-сироты и замещающей семьи

6

1

3

2

8.

«Трудное» поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления «трудным» поведением ребенка. Профилактика суицидального поведения ребенка

6

4

2

(Пункт 8 таблицы раздела 5 приложения 2 к приказу в редакции приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28.02.2017г. №119: НГР RU45000201700117)

9.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

1

3

10.

Особенности полового воспитания ребенка

4

1

3

11.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

1

1

6

12.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей)

4

4

13.

Взаимодействие приемной семьи, усыновителей (удочерителей) с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющи-

ми услуги детям и семьям

2

2

14

Подведение итогов освоения курса подготовки граждан

4

4

собеседование

Всего

58

17

24

17

Содержание программы

Тема 1. Подготовка кандидатов в замещающие родители, ее задачи. Понятие обучающе-психологического тренинга (2 ч., 1/1)

Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.

Задачи подготовки, касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).

Тема 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные формы устройства указанной категории детей (2 ч., 2/0)

Лекция. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Процедура устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Знакомства с потенциальной замещающей семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека, приемная семья).

Тема 3. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей (4 ч., 2/2)

Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки). Понимание гражданами необходимости обеспечивать такие потребности.

Индивидуальное консультирование. Проведение оценки гражданами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Проведение оценки гражданами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Тема 4. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)

Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые гражданам.

Тема 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)

Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители, усыновители (удочерители) своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 1/3)

Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). Понятие «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.

Тема 7. Адаптация ребенка, оставшегося без попечения родителей, и замещающей семьи (6 ч., 1/5)

Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка в семье.

Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Моделирование ситуаций с целью формирования у замещающих родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка, повышения уровня готовности к сближению с ребенком (детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста, с детьми 9-12 лет, с подростками).

Тема 8. «Трудное» поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления «трудным» поведением ребенка. Профилактика суицидального поведения ребенка. (6 ч., 0/6)

Семинар. Индивидуальное консультирование. Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), склонность к суицидальному поведению; их причины и способы работы с ними.

Профилактика суицидального поведения ребенка. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, формирование жизнестойкого поведения ребенка.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тренинг по теме «Профилактика и коррекция «трудного» поведения».

(Тема 8 подраздела «Содержание программы» приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28.02.2017г. №119: НГР RU45000201700117)

             

Тема 9. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Лекция. Создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком-сиротой в замещающей семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.

Тема 10. Особенности полового воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 1/3)

Лекция. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Семинар-тренинг по теме «Защита ребенка от сексуального насилия».

Тема 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (8 ч., 1/7)

Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений граждан. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи гражданина. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи граждан проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.

Тема 12. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей) (4 ч., 4/0)

Лекция. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к гражданам, порядок представления гражданами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления гражданам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении (удочерении) ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления (удочерения), установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком-сиротой замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Основания прекращения опеки и попечительства, в том числе освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращение с ними.

Тема 13. Взаимодействие приемной семьи усыновителей (удочерителей) с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (2 ч., 0/2.)

Семинар-тренинг. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие замещающей семьи, усыновителей (удочерителей) с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование граждан о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Тема 14. Подведение итогов освоения курса подготовки граждан (4 ч., 0/4)

Индивидуальное консультирование.

Обсуждение результатов выполнения домашних заданий кандидатами в опекуны (попечители), приемные родители, усыновители (удочерители).

Обсуждение степени усвоения курса подготовки граждан.

Проведение самооценки граждан и выявление готовности граждан к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности граждан к приему ребенка (детей) на воспитание в семью (составляется совместно с гражданами по их желанию) (приложение 1, 2).

Приложение 1

к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Итоговое заключение

о готовности и способности граждан к приему ребенка (детей)

на воспитание в семью

Дата составления заключения ________________________________________________

Цель _____________________________________________________________________

Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________

Адрес (место жительства, индекс) _____________________________________________

__________________________________________________________________________

Методы и формы работы ____________________________________________________

Результаты психолого-педагогического обследования (психологические ресурсы) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Результаты индивидуального собеседования: (социальные и материальные ресурсы: характеристика семьи; состояние здоровья; опыт общения с детьми; взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью; имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о готовности/неготовности граждан

1. Оценка выявленных психологических, материальных, социальных и семейных ресурсов с точки зрения удовлетворения основных потребностей ребенка.

2. Рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по осуществлению сопровождения будущей замещающей семьи для преодоления проблем

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата составления заключения

Подпись руководителя и

специалистов, ответственных за составление заключения

Место печати Организации

Приложение 2

к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами

или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Перечень вопросов к собеседованию

1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью граждан.

2. Поиск и отбор граждан в замещающую семью.

3. Обследование и анализ семейных условий гражданина в замещающую семью.

4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.

5. Психология замещающей семьи и детско-родительских отношений.

6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.

7. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.

9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.

10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Характеристика и проблемы современной семьи.

13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.

16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.

18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Мониторинг эффективного развития ребенка в замещающей семье.

20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.02.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать