Основная информация

Дата опубликования: 25 августа 2017г.
Номер документа: RU35000201700897
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Департамент образования Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

25.08.2017                                                                                        № 2899

г. Вологда

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ)

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ О

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

В целях повышения качества подготовки кадров по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о практико-ориентированной (дуальной) модели обучения (приложение 1).

2. Утвердить Положение о структурных подразделениях профессиональной образовательной организации на предприятии (организации) (приложение 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Департамента Л.Н. Воробьеву.

Начальник Департамента                                                                                                      Е. О. Рябова

Утверждено

приказом Департамента образования области

от ____________ № ___

(приложение 1)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о практико-ориентированной (дуальной) модели обучения (далее - Положение) разработано в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей экономики региона, а также развития механизмов государственно-частного партнерства между профессиональными образовательными организациями и предприятиями работодателей, муниципальными образованиями области.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения практико-ориентированного (дуального) обучения обучающихся  очной формы обучения, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена (далее - Программы) на предприятиях (организациях) работодателей Вологодской области всех организационно-правовых форм и форм собственности (далее - Работодатель).

1.3. Программа разрабатывается профессиональной образовательной организацией совместно с Работодателем с учетом профессиональных стандартов, а также требований Работодателей и должна предусматривать освоение  обучающимся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.

1.4. Программа предусматривает совмещение обучения по  профессиональным модулям на базе Работодателя и профессиональной  образовательной организации по дням (неделям, месяцам) при условии обеспечения выполнения ФГОС СПО. График учебного процесса по практико-ориентированной (дуальной) модели  обучения разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации рабочих и служащих.

1.5. Настоящее Положение распространяется на профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования Вологодской области, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО) в соответствии с ФГОС СПО.

1.6. Ответственность за организацию и проведение практико-ориентированного (дуального) обучения обучающихся несут руководители профессиональных образовательных организаций и Работодатель.

2. Цели практико-ориентированной (дуальной) модели обучения

2.1. Подготовка рабочих, служащих и специалистов среднего звена, отвечающих квалификационным требованиям, предъявляемым профессиональными стандартами и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих,  Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и другими нормативными правовыми актами  с учетом потребностей Работодателей.

2.2. Внедрение в учебный процесс профессиональных образовательных организаций новых технологий обучения.

2.3. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

3. Задачи практико-ориентированной (дуальной)

модели обучения

3.1. Изменение и качественное обновление содержания ОПОП СПО для системы подготовки кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

3.2. Комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности/профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.

3.3. Координация и адаптация учебно-производственной деятельности в профессиональных образовательных организациях к условиям реального производства.

3.4. Достижение эффективных показателей роста спроса на выпускников профессиональных образовательных организаций, реализующих дуальную модель  обучения.

4. Порядок реализации практико-ориентированной (дуальной) модели обучения

4.1. Практико-ориентированное (дуальное) обучение на рабочем месте в рамках ОПОП СПО представляет собой форму реализации программ, основанную на взаимодействии Работодателей, и профессиональных образо­вательных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой.

4.2. Организация и проведение практико-ориентированного (дуального) обучения регламентируется:

• настоящим Положением;

• основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования;

• программой практико-ориентированного (дуального) обучения (далее - Программа), рабочим учебным планом по профессии/специальности, годовым календарным графиком, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, локальными актами;

4.3. Основные участники практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

4.3.1. Профессиональная образовательная организация:

• разрабатывает и утверждает положение о практико-ориентированном (дуальном) обучении;

• составляет и подписывает с Работодателями приложение к основному договору (соглашению) о сотрудничестве в подготовке кадров «О практико-ориентированном (дуальном) обучении»;

• совместно с Работодателями разрабатывает и утверждает Программу, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

• согласует с Работодателями сроки проведения дуального обучения и списочный состав обучающихся, направляемых на предприятия;

• издает приказы об организации обучения, о направлении обучающихся на предприятие, закреплении за каждой группой обучающихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей);

• несет ответственность за получение студентами образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и Программой; выдачу документа (свидетельства) об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена обучающимся (если в рамках одного из видов профессиональной деятельности ФГОС СПО предусмотрено освоение рабочей профессии);

• отвечает за соблюдение обучающимися  действующих на предприятии Устава, правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов, требований по использованию имущества Работодателя;

• обеспечивает выполнение куратором (мастером производственного обучения или преподавателем) ФГОС СПО, Программы, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника обучающимся, систематическому внесению данных об успеваемости обучающихся в журнал практических занятий);

• совместно с Работодателем организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программам учебных дисциплин и профессиональных модулей обучающихся, освоенных ими в процессе практико-ориентированного дуального обучения;

• представляет согласованный с Работодателем ежегодный отчет о проведении практико-ориентированного (дуального) обучения за прошедший учебный год в Департамент образования области.

4.3.2. Работодатель:

• ежегодно подписывает приложение к основному договору (соглашению) о сотрудничестве в подготовке кадров с профессиональной образовательной организацией «О практико-ориентированном (дуальном) обучении»;

• совместно с профессиональной образовательной организацией разрабатывает и утверждает Программу, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

• согласует сроки проведения практико-ориентированного (дуального) обучения и списочный состав обучающихся, направляемых на обучение;

• принимает студентов на обучение в количестве и в сроки, согласованные с профессиональной образовательной организацией;

• знакомит обучающихся с действующими на предприятии Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иными локальными  актами, требованиями  по использованию имущества Работодателя; возможностями трудоустройства на предприятии;

• закрепляет за каждой группой обучающихся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению Программы;

• создает условия и обеспечивает реализацию Программы на предприятии; по согласованию несет расходы, связанные с обучением, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся;

• при необходимости, обеспечивает обучающихся на период обучения доставкой на предприятие, питанием, специальной одеждой (формой) по действующим нормативам, средствами производства, расходными материалами, проживанием;

• в соответствии с целями и задачами практико-ориентированного (дуального) обучения обеспечивает обучающимся доступ к практическим материалам и процессам за исключением информации, составляющей охраняемую законом коммерческую тайну;

• обеспечивает безопасные условия обучения для обучающихся студентов на предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;

• обеспечивает выполнение наставником Программы, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по организации участия обучающихся  в производственном процессе, проведению инструктажа с обучающимися);

• совместно с профессиональной образовательной организацией организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе практико-ориентированного (дуального) обучения, по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

• участвует в работе комиссии по присвоению квалификации обучающимся по рабочей профессии;

• согласовывает ежегодный отчет профессиональной образовательной организации о проведении практико-ориентированного (дуального) обучения за прошедший учебный год.

Утверждено

приказом Департамента образования области

от ____________ № ___

(приложение 2)

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Общие положения

1.1.Настоящее Положение определяет порядок создания и организации деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации на предприятии (организации).

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 14 августа 2013 года № 958 «Об утверждении порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» и правовыми актами Департамента образования Вологодской области.

1.2. Виды структурных подразделений на предприятии (организации):

- учебно-производственный полигон;

- кафедра.

1.3. Учебно-производственный полигон (Полигон) – это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, созданное на базе предприятия (организации) с целью организации проведения в условиях реального производства всех видов практик, входящих в состав образовательной программы соответствующего профиля.

1.4. Полигон, обеспечивающий моделирование реальных условий профессиональной деятельности на специально оборудованных с использованием ресурсов предприятий (организаций) рабочих местах, может быть расположен на территории профессиональной образовательной организации

1.5. Кафедра – это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, созданное на базе предприятия (организации) с целью организации адресной углубленной подготовки специалистов и/или организации адресного ускоренного освоения основных профессиональных образовательных программ, а также для проведения совместных научных исследований и выполнения проектов в условиях реального производства.

1.6. В случае создания Кафедр педагогическими колледжами на базе общеобразовательных организаций допускается объединение направлений деятельности обоих видов структурных подразделений.

1.7. Структурное подразделение не  является  юридическим  лицом. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности структурного подразделения.

1.8. Структурное подразделение не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

1.9. Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Вологодской области в сфере среднего профессионального образования, уставом профессиональной образовательной организации, а также настоящим Положением.

2. Организация деятельности структурного подразделения

2.1 Основаниями создания структурного подразделения являются:

а) решение педагогического совета профессиональной образовательной организации о создании структурного подразделения;

б) договор о создании структурного подразделения, заключенный между профессиональной образовательной организацией и предприятием (организацией).

2.2. Положение о структурном подразделении утверждается по согласованию с предприятием (организацией).

2.3. При создании структурного подразделения необходимо соблюдение следующих условий:

 соответствие реализуемой профессиональной образовательной организацией образовательной программы профилю деятельности предприятия (организации);

 наличие имущества, необходимого для достижения целей и задач деятельности структурного подразделения;

 обеспечение проведения всех видов  практик, практических занятий, лабораторных практикумов, предусмотренных учебным планом, на Полигоне;

 обеспечение предприятием (организацией) условий обучающимся для подготовки выпускных квалификационных работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ, обеспечение научного руководства и рецензирования выпускных квалификационных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ на Полигоне;

 наличие программно-методического, материально-технического, кадрового  обеспечения  Кафедры для адресной  углубленной подготовки специалистов  и/или организации адресного ускоренного освоения основных профессиональных образовательных, а также для проведения совместных научных исследований и выполнения проектов в условиях реального производства;

 создание безопасных условий обучения;

 соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. Материально-техническая база, предоставляемая структурному подразделению,  создается и совершенствуется предприятием (организацией) совместно с профессиональной образовательной организацией.

3. Основные направления деятельности структурных подразделений

Образовательная  работа Полигона:

- проведение всех видов практики обучающихся с использованием технологических возможностей предприятия (организации);

- реализация части рабочих программ по междисциплинарным курсам;

- создание системы наставничества по типу «преподаватель-наставник – студент-стажер»;

- руководство выполнением практической части выпускных квалификационных работ.

Методическая работа Полигона:

- участие представителей предприятий (организаций) в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП) практико-ориентированного (дуального) обучения;

- обеспечение экспертизы представителями предприятий (организаций) ОПОП практико-ориентированного (дуального) обучения;

- разработка методических рекомендаций по организации и проведению лабораторных и практических работ в условиях производства.

Образовательная  работа Кафедры:

- привлечение наиболее квалифицированных, ведущих специалистов предприятия (организации) для проведения учебных занятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в рамках углубленной подготовки специалистов, а также организации ускоренного освоения основных профессиональных образовательных программ, в том числе:

- чтение специальных курсов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку  и специализацию по профилю отрасли и предприятия;

- научно-методическое руководство подготовкой курсовых, выпускных квалификационных работ, дипломных проектов;

- руководство учебно-исследовательской работой студентов;

- совместное с предприятием (организацией) проведение научных исследований, выполнение проектов в условиях реального производства.

Методическая работа Кафедры:

- участие представителей предприятия (организации) в разработке и реализации ОПОП в пределах времени, отведенного на углубленную подготовку специалистов;

- участие представителей предприятия (организации) в разработке и согласовании образовательных программ профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования с целью организации адресного ускоренного освоения студентами  профессиональной образовательной организации ОПОП;

- обеспечение экспертизы представителями предприятий (организаций) ОПОП.

Экспериментальная и научно-исследовательская  работа Кафедры:

- организация и проведение проектной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы с привлечением студентов;

- внедрение результатов научных разработок;

- участие в организации научно-практических конференций, семинаров, круглых столов с привлечением работников предприятия (организации);

- пропаганда научных знаний среди сотрудников предприятия (организации);

- руководство научной работой студентов из числа сотрудников предприятия (организации).

4. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений

4.1 Образовательная, методическая, экспериментальная, научно-исследовательская деятельность структурных подразделений при реализации образовательных программ осуществляется за счет бюджетных средств в рамках финансирования профессиональной образовательной организации. 

4.2. Структурное подразделение не имеет собственной сметы доходов и расходов, текущие расходы планируются в смете профессиональной образовательной организации.

4.3 Дополнительные расходы могут финансироваться из средств предприятия (организации) и определяются договором.

5. Структура и управление деятельностью структурного подразделения:

5.1 Структурное подразделение возглавляет руководитель (заведующий), назначаемый приказом руководителя  профессиональной образовательной организации по согласованию с руководителем предприятия (организации).

5.2 Руководитель структурного подразделения несет  ответственность за выполнение возложенных задач.

5.3 Структура структурного подразделения определяется профессиональной образовательной организацией. Штат формируется в соответствии с объемом выполняемых работ. В  состав могут входить представители профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования,  работники предприятия (организации), обучающиеся.

5.4 Сотрудничество и совместная деятельность осуществляется на основании договора (соглашения).

6.              Учет и отчетность структурного подразделения

6.1 Организация образовательного процесса, режим занятий, аттестация обучающихся, формы отчетности определяются Уставом, образовательной программой и иными локальными нормативными актами профессиональной образовательной организации и предприятия (организации).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.01.2019
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.000.000 Образование. Наука. Культура

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать