Основная информация

Дата опубликования: 28 апреля 2020г.
Номер документа: RU35000202000561
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Департамент образования Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

От 28.04.2020 № Пр.20-0008/20

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ

СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

              В целях формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить региональную модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Вологодской области (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Департамента образования области Л.Н. Воробьеву.

Начальник Департамента              Е.О. Рябова

УТВЕРЖДЕНА

приказом Департамента образования области

от __________ № _______

(приложение)

Региональная модель

выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Вологодской области

Общие положения

1.1. Настоящая Региональная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Вологодской области (далее – Региональная модель) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года № Пр-827, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года
№ 326-р, Концепцией подготовки спортивного резерва до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года
№ 2245-р, Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2019 года
№ 642, паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденным Советом при Губернаторе области по стратегическим направлениям развития (утв. протоколом от 31.12.2019).

1.2. Региональная модель является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

1.3. Целью внедрения Региональной модели является создание условий для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

1.4. Задачи Региональной модели:

развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов;

развитие и совершенствование методической поддержки образовательных организаций;

совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров;

реализация системы мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие талантов и способностей у детей и молодежи;

развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.

1.5. Структура Целевой модели ДОД включает:

общие требования к порядку обновления содержания методов обучения и содержания программ, направленных на выявление, поддержку и развитие талантов и способностей у детей и молодежи (программный подход);

общие требования к структуре управления Региональной моделью;

общие требования к организационно-финансовой структуре Региональной модели;

общие требования к кадровому обеспечению Региональной модели;

общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в Региональной модели.

II. Общие требования к порядку обновления содержания

методов обучения и содержания программ, направленных на выявление, поддержку и развитие талантов и способностей у детей и молодежи (программный подход)

2.1. Обновление содержания программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития Региональной модели, исходя из приоритетов обновления содержания программ по работе с одаренными детьми, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, областного уровня и муниципального уровня.

2.2. При обновлении содержания программ по работе с одаренными детьми и методов обучения должны соблюдаться следующие принципы:

а) справедливость;

б) всеобщность и равный доступ к программам по работе с одаренными детьми;

в) направленность на самоопределение и профессиональную ориентацию детей.

2.3. В целях определения потребности в новых программах по работе с одаренными детьми проводится анализ реализуемых программ.

2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности программ по работе с одаренными детьми для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках Региональной модели используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).

Использование различных форм организации образовательной деятельности применяется в целях выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи, и реализуется в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного действия.

III. Общие требования к структуре управления Региональной моделью

3.1. Структура управления Региональной моделью включает:

органы исполнительной государственной власти области, участвующие в выявлении, поддержке и развитии талантов и способностей у детей и молодежи;

рабочую группу по развитию талантов детей в Вологодской области под председательством заместителя Губернатора области, курирующего вопросы общего и профессионального образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, архивного дела, охраны объектов культурного наследия, туризма, защиты прав ребенка (далее – рабочая группа), созданную в целях координации действий при внедрении и развитии Региональной модели в Вологодской области;

Центр выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи Вологодской области «Импульс» (далее также – Центр «Импульс»);

образовательные организации области, осуществляющие обучение (повышение квалификации, стажировки);

органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области;

муниципальные опорные центры дополнительного образования детей (далее также – муниципальные опорные центры);

организации, и индивидуальных предпринимателей, участвующих в выявлении, поддержке и развитии талантов и способностей у детей и молодежи.

3.2. Департамент образования области во взаимодействии с Департаментом культуры и туризма области, Департаментом физической культуры и спорта области:

а) обеспечение реализации государственной политики в сфере выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи области;

б) осуществление координации внедрения и развития Региональной модели;

в) обеспечение координации деятельности Центра «Импульс»;

г) координация создания и развития сети муниципальных опорных центров;

д) обеспечение реализации мероприятий по внедрению Региональной модели;

е) обеспечение развития материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, реализующих программы по работе с одаренными детьми на основе программного подхода;

ж) реализация мер по обеспечению доступности программ по работе с одаренными детьми для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.3. Рабочая группа создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи при внедрении и развитии Региональной модели и включает в свой состав представителей Департамента  образования области, Департамента культуры и туризмы области, Департамента физической культуры и спорта, Департамента финансов области, образовательных организаций области.

3.4. Задачи рабочей группы:

а) определение стратегических направлений развития сферы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи области;

б) координация межведомственного и межуровневого взаимодействия участников Региональной модели;

б) выработка предложений по использованию инфраструктуры в целях реализации программ по работе с одаренными детьми;

в) выработка предложений по распределению региональных средств и созданию инфраструктуры в муниципальных районах (городских округах) области в целях выравнивания доступности программ по работе с одаренными детьми в каждом муниципальном районе (городском округе) области;

г) координация реализации программ по работе с одаренными детьми в сетевой форме;

д) разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации программ по работе с одаренными детьми в сетевой форме.

3.5. Функции Центра «Импульс»:

а) консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;

б) реализация мероприятий по выявлению одаренных детей и молодежи, проживающих в Вологодской области, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;

в) разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям «Искусство», «Наука» и интенсивных программ по направлению «Спорт», в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

г) участие в формировании региональной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;

д) взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в Вологодской области, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;

е) участие в реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;

ж) создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;

з) анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра «Сириус»;

и) создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;

к) анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ в Вологодской области;

л) мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в Вологодской области мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;

м) обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.

3.6. Образовательные организации области, осуществляющие обучение (повышение квалификации, стажировки) педагогических и управленческих кадров:

а) обеспечение реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, профессиональной подготовки;

б) проведение исследований по актуальным проблемам развития региональной системы выявления, поддержки, сопровождения и развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи;

в) развитие информационного потенциала региональной системы образования, научно-методическая и экспертно-консультационная поддержка образовательных проектов, направленных на непрерывное развитие и модернизацию региональной системы выявления, поддержки, сопровождения и развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи;

г) обобщение и распространение передового педагогического опыта;

д) организация учебно-методической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

3.7. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области при участии во внедрении Региональной модели на территории соответствующего муниципального района (городского округа) обеспечивают:

а) создание и функционирование муниципальных опорных центров;

б) создание попечительских и экспертных советов муниципальных опорных центров;

в) реализацию мероприятий по внедрению Региональной модели;

г) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, участвующих в выявлении, поддержке и развитии талантов и способностей у детей и молодежи, на основе программного подхода.

3.8. Функции муниципальных опорных центров:

а) консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;

б) координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов и спортивных мероприятий, направленных на выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, развитие интеллектуальных и творческих способностей, уровня результата и достижения в избранном виде спорта, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, спортивной деятельности, а также пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на территории соответствующего муниципального образования, сопровождение и мониторинг дальнейшего развития талантов и способностей у  детей в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;

в) разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям «Искусство», «Наука» и интенсивных программ по направлению «Спорт», в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

г) подготовка и направление предложений в Центр выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи Вологодской области «Импульс» по совершенствованию муниципальной системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи;

д) взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования, направленное на профессиональную ориентацию детей, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, организации профессиональных проб на предприятиях реального сектора экономики, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;

е) участие в реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;

ж) создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;

з) анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;

и) создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи;

к) анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории соответствующего муниципального образования;

л) мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации на территории соответствующего муниципального образования мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;

м) обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с Центром выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи Вологодской области «Импульс» и муниципальными опорными центрами.

3.9. Функции организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в выявлении, поддержке и развитии талантов и способностей у детей и молодежи, при участии во внедрении Региональной модели:

а) участие в обновлении содержания программ, направленных на выявление, поддержку и развитие талантов и способностей у детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения организаций, реализации кадровой политики в соответствии с программным подходом;

б) участие в формировании баз данных одаренных детей;

б) обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников в формате непрерывного образования;

в) обеспечение развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала на основе программного подхода;

г) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

IV. Общие требования к организационно-финансовой структуре

Региональной модели

4.1. Организационно-финансовая структура Региональной модели сформирована в соответствии с федеральными, областными нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами.

4.2. Организационно-финансовая структура Региональной модели формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих процессов.

4.3. В целях повышения доступности, информационной открытости системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей детей и информированности семей (детей и их родителей (законных представителей)) о реализуемых в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах по работе с одаренными детьми используется региональный навигатор.

4.4. В целях обеспечения эффективного функционирования регионального навигатора Региональный модельный центр дополнительного образования детей Вологодской области обеспечивает включение данных в региональный навигатор о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых на территории Вологодской области организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, различной организационно-правовой формы.

V. Общие требования к кадровому обеспечению Региональной модели

5.1. Кадровое обеспечение Региональной модели направлено на решение следующих задач:

а) формирование Центром «Импульс» и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области заказа на обучение (повышение квалификации, стажировки) педагогических работников по программам работы с одаренными детьми;

б) реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на выявление, развитие и поддержку талантов и способностей у детей и молодежи;

в) разработка дополнительных профессиональных программ, в том числе краткосрочных, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;

г) вовлечение в реализацию программ по работе с одаренными детьми специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих программам по работе с одаренными детьми, в том числе обеспечение получения такими специалистами при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», а также лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», в случае рекомендации аттестационной комиссии, самостоятельно формируемой организацией, и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками;

д) вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в обновление основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.

5.2. Современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей, включает в себя следующие направления:

а) повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников по программам по работе с одаренными детьми, соответствующим стратегическим направлениям, установленным нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 настоящей Региональной модели;

б) обеспечение стажировок педагогических работников в организациях реального сектора экономики или других профессиональных сфер, соответствующих направлениям программ по работе с одаренными детьми, реализуемых педагогическими работниками;

в) обучение специалистов-практиков из различных профессиональных областей по краткосрочным дополнительным профессиональным программам на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», в том числе в дистанционной форме и с использованием цифровых технологий;

г) ведение регионального реестра педагогических работников, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми, в том числе на площадке Образовательного центра «Сириус»

г) развитие института наставничества;

д) реализация мер по привлечению молодых педагогов в систему работы с одаренными детьми и молодежью;

е) проведение конкурсов профессионального мастерства.

VI. Общие требования к использованию инфраструктурных

и материально-технических ресурсов Региональной модели

6.1. Использование (создание) инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи должно соответствовать следующим принципам:

а) инфраструктурные и материально-технические ресурсы региональной системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи создаются (используются) исходя из программного подхода;

б) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию программ по работе с одаренными детьми и молодежью с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения;

в) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию доступных программ по работе с одаренными детьми и молодежью вне зависимости от ведомственной принадлежности;

г) инфраструктурная и материально-техническая база организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ по работе с одаренными детьми, в том числе в сетевой форме реализации образовательных программ, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» используется для реализации программ по работе с одаренными детьми.

6.2. Создание и развитие новых инфраструктурных и материально-технических ресурсов для системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи проводятся с учетом соответствия приоритетам, определяемым на основе документов стратегического планирования федерального уровня, регионального уровня и муниципального уровня.

             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 08.05.2020
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать