Основная информация

Дата опубликования: 25 августа 2020г.
Номер документа: RU08000202000415
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Калмыкия
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 25.08.2020 № 791 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и от 13 марта 2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей»,

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 года № 245 «Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра                                                                  Г.Э. Санджарыков

Утверждена

Приказом Министерства образования и науки РК

от 25.08.2020г.№ 791

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Программа направлена на реализацию подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приёмные родители).

1.2. Подготовка кандидатов в приёмные родители организуется, в рамках деятельности Школы приёмных родителей, на базе Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

1.3. Подготовка кандидатов в приёмные родители обеспечивается в соответствии с учебно-тематическим планом.

1.4. Подготовка осуществляется на русском языке в очной (групповой) или очно-заочной (индивидуальной) формах обучения.

1.5. Курс подготовки в очной форме обучения рассчитан на 62 академических часа. В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в приёмные родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Организационно-подготовительный блок

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители

1

1

2.

Психологический тренинг

2

2

Учебно-ознакомительный блок

Нормативно-правовые основы семейного устройства детей-сирот

2

1

1

Психологическая готовность к принятию ребёнка в семью

3

1

2

Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей

4

1

3

Этапы развития ребёнка (периодизация развития ребёнка)

4

1

3

Наследственно-средовые механизмы развития детей

1

1

Особенности детей с нарушениями в развитии

3

1

2

Последствия разрыва с кровной семьёй для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности

3

1

2

Психологические особенности депривированного ребёнка

3

1

2

Психоэмоциональные нарушения в развитии детей

3

1

2

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития

2

1

1

Особенности семейного устройства детей-сирот сложных категорий: подростки, сиблинги, дети с ОВЗ и инвалидностью             

9

2

7

Адаптация ребёнка и приёмной семьи

4

1

3

Обеспечение безопасной среды для воспитания ребёнка в семье и за её пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребёнка по неосторожности. Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни

2

1

1

«Трудное» поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка

4

1

3

Особенности полового воспитания приёмного ребенка

3

1

2

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребёнка

2

1

1

Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

1

1

Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

1

1

Диагностическо-консультативный блок

«Стандартизированное интервью для родителей» (Ослон В.Н.)

0,40

0,40

Оценка личностных и семейных ресурсов

0,20

0,20

«Опросник мотивации приёма» (Ослон В.Н.)

0,20

0,20

«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд)

0,30

0,30

«Семейный ассоциативный семейный тест» (Геринг)

0,30

0,30

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (Л. Собчик)

2

2

«Немецкий опросник социальной поддержки» (G.Sommer, T.Fydrich)

0,20

0,20

Проведение индивидуального и/или группового консультирования кандидатов

0,40

0,40

Итогово-контрольный блок

1.

Подведение итогов подготовки кандидатов

1

1

ИТОГО

62

20

42

III. ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители

Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приёмные родители.

Понятие обучающего психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приёмные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приёмные родители).

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приёмного ребенка и необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей

Потребности, развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приёмной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приёмные родители необходимости их обеспечивать.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приёмной семьей.

Проведение оценки кандидатами в приёмные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребёнка. Диспропорции развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший возраст, подростковый возраст, юношество).

Диспропорции развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития».

Особенности семейного устройства детей-сирот сложных категорий.

Особенности ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений: препятствия на пути эффективной интеграции ребёнка (детей) с ОВЗ и инвалидностью в семью; ресурсная семья для воспитания ребенка-сироты с ОВЗ и  инвалидностью, специальные родительские компетенции.

Особые потребности ребёнка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей, в семейном жизнеустройстве: специфические потребности, трудности в процессе адаптации, воспитания, организации обучения, лечения и социализации детей старшего возраста; особенности семей с родственной (не родственной) опекой; ресурсность семьи для приёма подростка.

Трудности интеграции сиблингов-сирот в приёмной семье. Система взаимоотношений детей-сиблингов; конфликты: норма и патология; соблинговые позиции; отношение сиблингов к совместному помещению в семью; факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье; ресурсные семьи для приёма сиблингов.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребёнка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального сексуального развития ребёнка.

Дихотомия              «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Семья как реабилитирующий фактор для ребёнка, пережившего жестокое обращение.

Оценка кандидатом в приёмные родители своей возможности воспитывать ребёнка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребёнка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребёнка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Понятие «горя и потери» в жизни ребёнка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребёнком горя, связанного с потерей семьи (шок, потеря и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приёмных родителей от ребёнка.

Раздел 6. Адаптация приёмного ребёнка и приёмной семьи

Особенности ожиданий приёмных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приёмного ребёнка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребёнка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приёмные родители в связи с появлением в семье приёмного ребёнка.

Тайна усыновления; её реальные и мнимые преимущества и сложности; как сказать ребёнку, что он приёмный.

Роль специалистов в оказании помощи приёмным родителям в период адаптации ребёнка в приёмной семье.

Раздел 7. «Трудное» поведение приёмного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка

Формы «трудного» поведения приёмного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих  веществ); их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребёнка.

Типичные ошибки воспитания в приёмной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приёмного ребёнка. Различия в управлении поведением ребёнка, выросшего в семье, и ребенка, помещённого в приёмную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приёмными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги (техники эмоциональной саморегуляции). Разрешение конфликтов.

Понимание приёмными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребёнка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребёнка

Создание безопасных условий для воспитания ребёнка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребёнка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребёнком в приёмной семье, на улице и в общественных местах.

Раздел 9. Особенности полового воспитания приёмного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребёнка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребёнка

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Проблема подбора семьи и ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приёмные родители.

Родительские и профессиональные функции приёмных семей. Родительское отношение к ребёнку и его влияние на формирование личности и характер ребёнка.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приёмные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приёмные родители особенностей своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основания для устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приёмные родители; порядок представления кандидатами в приёмные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем.

Порядок представления кандидатам в приёмные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребёнка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребёнка; порядок  подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребёнку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления              органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребёнка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребёнка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребёнка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приёмных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Калмыкия; выплаты, осуществляемые на содержание ребёнка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребёнка в приёмной семье; порядок предоставления опекунами (попечителями), приёмными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные имущественные и неимущественные права и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесённого ребёнком приёмной семье, приёмной семьёй ребёнку, третьими лицами приёмной семье и ребёнку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приёмной семьи.

Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого- педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребёнка.

Формирование мотивации к сотрудничеству приёмных родителей с сопровождающей организацией.

Информирование кандидатов в приёмные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приёмных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приёмных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приёмные родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приёмные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения Программы подготовки кандидатов в приёмные родители. Проведение самооценки кандидатов в приёмные родители и выявление их готовности к приему на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приёмные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.                                                   

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ

4.1. Кандидаты в приёмные родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь чёткое представление:

о мерах защиты прав и законных интересов детей, формах устройства ребёнка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приёмных семей, сопровождающей организации и приёмной семьи в процессе подготовки и после приёма ребёнка в семью;

об ответственности за жизнь и здоровье ребёнка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приёмные родители берут на себя в связи с приёмом в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приёмных детей в зависимости от возраста ребёнка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приёму ребёнка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приёмному родителю;

о порядке контактов ребёнка с родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в приёмные родители, успешно освоившие программу должны знать:

свои права и обязанности как приёмных родителей, как в отношении ребёнка, так и отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребёнка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребёнка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребёнка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребёнка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребёнку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребёнка в приёмной семье;

о влиянии собственного опыта приёмных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребёнка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, методы и приёмы полового воспитания в семье.

4.3. Кандидаты в приёмные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приёма в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приёмного ребёнка;

рассматривать «трудное» поведение ребёнка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребёнка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознавать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребёнка;

быть готовыми оказать поддержку ребёнку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребёнком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребёнка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребёнка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребёнка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приёмным родителям;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребёнка.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.10.2020
Рубрики правового классификатора: 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать