Основная информация
Дата опубликования: | 25 ноября 2019г. |
Номер документа: | RU34000201902310 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Волгоградская область |
Принявший орган: | Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 25 ноября 2019 г. №2926
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15.07.2019 №1940 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАСПОРТА ЦЕЛЕВОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.01.2020 № 242-ОД)
Приказываю:
1. Внести в приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 15.07.2019 №1940 "Об утверждении паспорта целевого показателя результативности регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области" следующие изменения:
1) в заголовке слова "паспорта целевого показателя" заменить словами "паспортов целевых показателей";
2) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить паспорта целевых показателей результативности регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области согласно приложениям 1, 2.";
3) в приложении к приказу нумерационный заголовок изложить в следующей редакции:
"Приложение 2
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 15 июля 2019 г. №1940"
4) дополнить приказ приложением 1 согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета
В.Е.Сазонов
Приложение
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
"Приложение 1
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 15.07.2019 №1940
ПАСПОРТ
ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.2. Материальный ущерб, причиненный окружающей среде
в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах
от валового регионального продукта
Отдел государственного экологического надзора
I. Общая информация по показателю
Номер (индекс) показателя
Номер цели и наименование
Номер задачи и наименование
Наименование показателя
Дата
утверждения показателя
Базовое
значение
Международное сопоставление показателя
А.2.
Материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах от валового регионального продукта
Снижение итоговой величины материального ущерба, причиненного окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности
Материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах от валового регионального продукта
Приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 10.12.2018 №3211 "О внесении изменений в приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 31 октября 2017 г. №2100 "Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области"
Снижение на 0,35% в 2019 году к уровню 2017 года
Отсутствует
Формула расчета показателя
В.1.1.2 / Вал. пр. x 100%
Расшифровка (данных) переменных
Источники (данных) переменных, в том числе информационные системы (реквизиты статистических форм, номера строк, наименования и реквизиты информационных систем)
В.1.1.2
Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного объектам окружающей среды, млн. руб.
при расчете данного показателя не учитываются суммы, поступившие в виде штрафов, так как они не являются компенсацией материального ущерба, нанесенного окружающей среде
Источник: Данные отдела государственного экологического надзора комитета
Вал. пр.
Региональный валовый продукт
Статистический показатель
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата)
II. Состояние показателя
Описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя
Текущее значение показателя А.2 зависит от уровня потенциального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков применительно к таким объектам охраны окружающей среды, как недра, водные объекты, животный и растительный мир, почва.
Снижение случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при осуществлении природопользователями хозяйственной и иной деятельности.
Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков при осуществлении регионального государственного экологического надзора по направлениям: в сфере охраны окружающей среды, в сфере охраны атмосферного воздуха, в сфере обращения с отходами, в сфере недропользования, в области водных отношений к 2019 году на 0,35% от уровня 2017 года.
Сокращение числа нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и снижение негативного воздействия на окружающую среду
Описание стратегической цели и поэтапных значений показателя
Снижение показателя по сравнению с предыдущим отчетным периодом отражает снижение материального ущерба, причиненного природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в денежном выражении.
Снижение числа случаев причинения вреда (ущерба) почвам, объектам животного и растительного мира, недрам, водным объектам при осуществлении природопользователями хозяйственной и иной деятельности.
Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам риска.
Сокращение числа обязательных требований в области охраны окружающей среды и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Приоритизация и систематизация мер профилактики нарушений обязательных требований, в контрольно-надзорной деятельности комитета, расширение перечня применяемых в органе профилактических мер и круга поднадзорных субъектов, принимающих активное участие в профилактических мероприятиях, повышение эффективности реализуемых органом профилактических мероприятий.
Источники: "Паспорт реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13(2)),
"Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности"
(утв. протоколом заседания проектного комитета от 20.12.2017 №78(14)), Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №326 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Годы и целевые (прогнозные) значения показателей
2017
2018
2019
2020
2025
0,38%
0,04%
0,03%
0,02%
0,01%
Описание способов и методов достижения поставленных целевых значений
Региональному государственному экологическому надзору на территории Волгоградской области подлежат, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (порядка 2000 объектов), а также водные объекты (более 5000) и особо охраняемые природные территории регионального значения (52).
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности.
С целью учета риска для окружающей среды региональные подконтрольные объекты распределены по 3 категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
объекты, оказывающие среднее негативное воздействие на окружающую среду - объекты II категории (порядка 100 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду - объекты III категории (порядка 1700 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду - объекты IV категории (порядка 200 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду).
Наиболее значимыми рисками в зависимости от видов подконтрольных субъектов являются:
незнание и различное толкование содержания обязательных требований поднадзорными субъектами;
невозможность получить реальную информацию о количестве и месте нахождения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Волгоградской области объектов, не включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Положительная динамика по снижению количества массовых нарушений, влекущих непосредственный вред охраняемым законам ценностям, отмечается в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, отрицательная - в области обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы), ТБО (твердые бытовые отходы), ЖБО (жидкие бытовые отходы). Фактически все указанные нарушения квалифицируются как нарушения значительного и среднего риска, допускаются как юридическими и индивидуальными предпринимателями, так и гражданами, особенно в области обращения с отходами.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства об охране окружающей среды, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, комитетом акцент сделан на проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований, а также на выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (за 1 - 3 квартал 2019 года комитетом в ходе проведения мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проведена работа по предупреждению нарушений обязательных требований в области атмосферного воздуха, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), подлежащих региональному государственному надзору, выдано 426 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований). По итогам проведенного анализа процент нарушений после выдачи предостережений сведен практически к единичным случаям.
Статистические показатели выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды в 2018 году ниже значений 2017 года на 25,1%. При этом, за 1 - 3 квартал 2019 года статистические показатели выявленных нарушений ниже значений за аналогичный период 2018 года на 40,0%
Описание рисков недостижения целевых значений показателей
Основными рисками недостижения целевых значений показателя, в том числе прогнозируемой величины, является увеличение нагрузки на окружающую среду; увеличение размера вреда компонентам природной среды неустановленными лицами; игнорирование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований природоохранного законодательства, а также увеличение числа случаев причинения вреда компонентам окружающей среды физическими лицами.
Основными мерами для устранения недостатков и/или предупреждения рисков является реализация перечня типовых профилактических мероприятий, в том числе проведение профилактических работ с гражданами, общественный экологический контроль, проведение разъяснительных бесед с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, применение таких мер административного воздействия, в случае отсутствия причинения вреда компонентам окружающей среды, как предупреждение, а также выдача предостережений
III. Методика сбора и управления данными
Методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования (в том числе в формате открытых данных)
Наименование необходимых данных
Данные комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Результаты контрольно-надзорных мероприятий, установленные факты, в том числе доказанные в судебном порядке
Источники исходных данных
Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного объектам окружающей среды: статистические данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует). Для расчета вреда (ущерба), причиненного почвам, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом МПР и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 №238.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного недрам, используются Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №564.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного водным объектам, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденная приказом Минприроды России от 28.04.2008 №107.
Количество выявленных правонарушений в области охраны окружающей среды: данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует)
Характеристики, отражающие специфику данных, в том числе географический объем исходных данных
Нормативный подход к оценке ущерба проявляется в том, что практически все действующие методики оценки ущерба различным природным средам и объектам ориентированы на использование законодательно установленных стоимостных показателей и применение в расчетах фиксированных величин, заменяющих оценки реальных затрат на ликвидацию негативных последствий и причиненных убытков. Такой подход позволяет лишь рассчитать некую величину, признаваемую ущербом на основе ограниченного круга зафиксированных стоимостных или натуральных показателей. Процедура таких параметров крайне облегчена, не требует больших затрат на сбор исходной информации, проведение экономических расчетов и их обоснование. Правовой статус утвержденных методик облегчает применение юридических процедур взыскания ущерба в силу законодательной признанности применяемых стоимостных величин. Однако, как показывает практика, оценки подобного рода дают недостоверные результаты, с точки зрения их соответствия размеру и характеру реального ущерба природным ресурсам. В связи с чем возникают трудности в обоснованности размера ущерба при оформлении исковых требований.
Перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливается главами 7 и 8 КоАП РФ
Требования/руководства по сбору данных
По мере поступления информации о возникновении угроз на контролируемом объекте (объектах), которое может повлечь негативные последствия для природной среды
Ограничения данных
Данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует)
Процедуры обеспечения качества данных
Статистические данные предоставляются комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Качество данных обеспечивается аналогично процедурам, применяемым при сборе ведомственной отчетности. Качество данных обеспечивается ответственностью государственных инспекторов, в обязанности которых входит своевременное предоставление оперативных отчетов (ведомственная программа отсутствует)
Надзор за данными
Внесение данных, анализ и формирование основных показателей регионального экологического надзора осуществляется по поступившим отчетам от государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Волгоградской области. Отчетные показатели, предоставленные инспекторами, проходят сверку в секторе планирования и анализа отдела государственного экологического надзора на соответствие с предоставленными административными материалами для дальнейшего формирования основного отчета о деятельности отдела (ведомственная программа отсутствует)
Надзор и сроки представления окончательных результатов
Ежеквартальные и ежегодные отчеты об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
Механизм внешнего аудита данных
Отсутствует в рамках регионального государственного экологического надзора
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 25 ноября 2019 г. №2926
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15.07.2019 №1940 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАСПОРТА ЦЕЛЕВОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.01.2020 № 242-ОД)
Приказываю:
1. Внести в приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 15.07.2019 №1940 "Об утверждении паспорта целевого показателя результативности регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области" следующие изменения:
1) в заголовке слова "паспорта целевого показателя" заменить словами "паспортов целевых показателей";
2) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить паспорта целевых показателей результативности регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области согласно приложениям 1, 2.";
3) в приложении к приказу нумерационный заголовок изложить в следующей редакции:
"Приложение 2
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 15 июля 2019 г. №1940"
4) дополнить приказ приложением 1 согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета
В.Е.Сазонов
Приложение
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
"Приложение 1
к приказу
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 15.07.2019 №1940
ПАСПОРТ
ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.2. Материальный ущерб, причиненный окружающей среде
в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах
от валового регионального продукта
Отдел государственного экологического надзора
I. Общая информация по показателю
Номер (индекс) показателя
Номер цели и наименование
Номер задачи и наименование
Наименование показателя
Дата
утверждения показателя
Базовое
значение
Международное сопоставление показателя
А.2.
Материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах от валового регионального продукта
Снижение итоговой величины материального ущерба, причиненного окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности
Материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в процентах от валового регионального продукта
Приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 10.12.2018 №3211 "О внесении изменений в приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 31 октября 2017 г. №2100 "Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области"
Снижение на 0,35% в 2019 году к уровню 2017 года
Отсутствует
Формула расчета показателя
В.1.1.2 / Вал. пр. x 100%
Расшифровка (данных) переменных
Источники (данных) переменных, в том числе информационные системы (реквизиты статистических форм, номера строк, наименования и реквизиты информационных систем)
В.1.1.2
Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного объектам окружающей среды, млн. руб.
при расчете данного показателя не учитываются суммы, поступившие в виде штрафов, так как они не являются компенсацией материального ущерба, нанесенного окружающей среде
Источник: Данные отдела государственного экологического надзора комитета
Вал. пр.
Региональный валовый продукт
Статистический показатель
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата)
II. Состояние показателя
Описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя
Текущее значение показателя А.2 зависит от уровня потенциального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков применительно к таким объектам охраны окружающей среды, как недра, водные объекты, животный и растительный мир, почва.
Снижение случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при осуществлении природопользователями хозяйственной и иной деятельности.
Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков при осуществлении регионального государственного экологического надзора по направлениям: в сфере охраны окружающей среды, в сфере охраны атмосферного воздуха, в сфере обращения с отходами, в сфере недропользования, в области водных отношений к 2019 году на 0,35% от уровня 2017 года.
Сокращение числа нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и снижение негативного воздействия на окружающую среду
Описание стратегической цели и поэтапных значений показателя
Снижение показателя по сравнению с предыдущим отчетным периодом отражает снижение материального ущерба, причиненного природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, в денежном выражении.
Снижение числа случаев причинения вреда (ущерба) почвам, объектам животного и растительного мира, недрам, водным объектам при осуществлении природопользователями хозяйственной и иной деятельности.
Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам риска.
Сокращение числа обязательных требований в области охраны окружающей среды и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Приоритизация и систематизация мер профилактики нарушений обязательных требований, в контрольно-надзорной деятельности комитета, расширение перечня применяемых в органе профилактических мер и круга поднадзорных субъектов, принимающих активное участие в профилактических мероприятиях, повышение эффективности реализуемых органом профилактических мероприятий.
Источники: "Паспорт реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13(2)),
"Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности"
(утв. протоколом заседания проектного комитета от 20.12.2017 №78(14)), Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №326 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Годы и целевые (прогнозные) значения показателей
2017
2018
2019
2020
2025
0,38%
0,04%
0,03%
0,02%
0,01%
Описание способов и методов достижения поставленных целевых значений
Региональному государственному экологическому надзору на территории Волгоградской области подлежат, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (порядка 2000 объектов), а также водные объекты (более 5000) и особо охраняемые природные территории регионального значения (52).
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности.
С целью учета риска для окружающей среды региональные подконтрольные объекты распределены по 3 категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
объекты, оказывающие среднее негативное воздействие на окружающую среду - объекты II категории (порядка 100 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду - объекты III категории (порядка 1700 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду - объекты IV категории (порядка 200 объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду).
Наиболее значимыми рисками в зависимости от видов подконтрольных субъектов являются:
незнание и различное толкование содержания обязательных требований поднадзорными субъектами;
невозможность получить реальную информацию о количестве и месте нахождения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Волгоградской области объектов, не включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Положительная динамика по снижению количества массовых нарушений, влекущих непосредственный вред охраняемым законам ценностям, отмечается в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, отрицательная - в области обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы), ТБО (твердые бытовые отходы), ЖБО (жидкие бытовые отходы). Фактически все указанные нарушения квалифицируются как нарушения значительного и среднего риска, допускаются как юридическими и индивидуальными предпринимателями, так и гражданами, особенно в области обращения с отходами.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства об охране окружающей среды, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, комитетом акцент сделан на проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований, а также на выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (за 1 - 3 квартал 2019 года комитетом в ходе проведения мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проведена работа по предупреждению нарушений обязательных требований в области атмосферного воздуха, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), подлежащих региональному государственному надзору, выдано 426 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований). По итогам проведенного анализа процент нарушений после выдачи предостережений сведен практически к единичным случаям.
Статистические показатели выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды в 2018 году ниже значений 2017 года на 25,1%. При этом, за 1 - 3 квартал 2019 года статистические показатели выявленных нарушений ниже значений за аналогичный период 2018 года на 40,0%
Описание рисков недостижения целевых значений показателей
Основными рисками недостижения целевых значений показателя, в том числе прогнозируемой величины, является увеличение нагрузки на окружающую среду; увеличение размера вреда компонентам природной среды неустановленными лицами; игнорирование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований природоохранного законодательства, а также увеличение числа случаев причинения вреда компонентам окружающей среды физическими лицами.
Основными мерами для устранения недостатков и/или предупреждения рисков является реализация перечня типовых профилактических мероприятий, в том числе проведение профилактических работ с гражданами, общественный экологический контроль, проведение разъяснительных бесед с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, применение таких мер административного воздействия, в случае отсутствия причинения вреда компонентам окружающей среды, как предупреждение, а также выдача предостережений
III. Методика сбора и управления данными
Методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования (в том числе в формате открытых данных)
Наименование необходимых данных
Данные комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Результаты контрольно-надзорных мероприятий, установленные факты, в том числе доказанные в судебном порядке
Источники исходных данных
Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного объектам окружающей среды: статистические данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует). Для расчета вреда (ущерба), причиненного почвам, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом МПР и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 №238.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного недрам, используются Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №564.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного водным объектам, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Для расчета вреда (ущерба), причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, используется Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденная приказом Минприроды России от 28.04.2008 №107.
Количество выявленных правонарушений в области охраны окружающей среды: данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует)
Характеристики, отражающие специфику данных, в том числе географический объем исходных данных
Нормативный подход к оценке ущерба проявляется в том, что практически все действующие методики оценки ущерба различным природным средам и объектам ориентированы на использование законодательно установленных стоимостных показателей и применение в расчетах фиксированных величин, заменяющих оценки реальных затрат на ликвидацию негативных последствий и причиненных убытков. Такой подход позволяет лишь рассчитать некую величину, признаваемую ущербом на основе ограниченного круга зафиксированных стоимостных или натуральных показателей. Процедура таких параметров крайне облегчена, не требует больших затрат на сбор исходной информации, проведение экономических расчетов и их обоснование. Правовой статус утвержденных методик облегчает применение юридических процедур взыскания ущерба в силу законодательной признанности применяемых стоимостных величин. Однако, как показывает практика, оценки подобного рода дают недостоверные результаты, с точки зрения их соответствия размеру и характеру реального ущерба природным ресурсам. В связи с чем возникают трудности в обоснованности размера ущерба при оформлении исковых требований.
Перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливается главами 7 и 8 КоАП РФ
Требования/руководства по сбору данных
По мере поступления информации о возникновении угроз на контролируемом объекте (объектах), которое может повлечь негативные последствия для природной среды
Ограничения данных
Данные отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ведомственная программа отсутствует)
Процедуры обеспечения качества данных
Статистические данные предоставляются комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Качество данных обеспечивается аналогично процедурам, применяемым при сборе ведомственной отчетности. Качество данных обеспечивается ответственностью государственных инспекторов, в обязанности которых входит своевременное предоставление оперативных отчетов (ведомственная программа отсутствует)
Надзор за данными
Внесение данных, анализ и формирование основных показателей регионального экологического надзора осуществляется по поступившим отчетам от государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Волгоградской области. Отчетные показатели, предоставленные инспекторами, проходят сверку в секторе планирования и анализа отдела государственного экологического надзора на соответствие с предоставленными административными материалами для дальнейшего формирования основного отчета о деятельности отдела (ведомственная программа отсутствует)
Надзор и сроки представления окончательных результатов
Ежеквартальные и ежегодные отчеты об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
Механизм внешнего аудита данных
Отсутствует в рамках регионального государственного экологического надзора
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.010.090 Экологический контроль |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: