Основная информация

Дата опубликования: 27 июля 2011г.
Номер документа: RU36000201101285
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27 июля 2011 г. N 677

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Утратил силу в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.04.2014 № 403 НГР RU36000201400515

Во исполнение резолюции "круглого стола" на тему "Перспективы развития инклюзивного образования в Воронежской области", состоявшегося в Воронежской областной Думе 1 марта 2011 года с участием заинтересованных ведомств социального блока и общественных организаций, в связи с поручением первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б. и в целях организационно-методического обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Воронежской области приказываю:

1. Утвердить:

- Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Воронежской области (приложение 1);

- Положение о специальном (коррекционном) классе для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение 2).

2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов области обеспечить организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Воронежской области в соответствии с документами, утвержденными п. 1 настоящего приказа.

3. Отделу охраны прав детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья (Трещалин) оказывать консультативную помощь образовательным учреждениям по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Воронежской области.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента

О.Н.МОСОЛОВ

Приложение 1

к приказу

департамента образования,

науки и молодежной политики

Воронежской области

от 27.07.2011 N 677

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в сфере образования, но и в сфере демографического и социально-экономического развития Воронежской области.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях установления порядка организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычного класса (группы) в образовательном учреждении Воронежской области, не являющемся специальным (коррекционным) (далее - класс (группа) общего типа), создания благоприятных условий для их адаптации и интеграции в общество.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

интегрированное обучение - совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях;

образовательное учреждение, осуществляющее интегрированное обучение (образовательное учреждение интегрированного обучения) - образовательное учреждение, в котором созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми, не имеющими таких ограничений;

специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных и профессиональных образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Интегрированное обучение организуется на следующих принципах:

- обеспечение равного права на получение качественного образования. Интегрированное обучение организуется в классе (группе) общего типа, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися;

- добровольность (наличие информированного согласия, письменного подтверждения о желании родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья обучать ребенка в данном образовательном учреждении вместе с другими детьми, не имеющими ограничений в здоровье, и их готовности реально помогать своему ребенку в процессе его обучения);

- сочетание образовательной подготовки с оказанием специализированной коррекционной помощи и психологической поддержки, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения и воспитания, параллельное осуществление коррекции нарушений развития и социализации, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников;

- дифференцированный подход к интегрированному обучению с учетом психофизических особенностей детей;

- подбор для каждого ребенка возможной для него "доли" интеграции с учетом уровня его развития.

1.5. Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Исходя из этого, могут использоваться следующие модели (варианты) интегрированного обучения:

1-я модель - полная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, на равных обучаются, воспитываются в классах (группах) общего типа, параллельно получая постоянную коррекционную помощь. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классе (группе) общего типа, как правило, не должно превышать 2 - 3 человек. Полная интеграция может быть эффективна для детей, уровень психофизического и речевого развития которых предполагает возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

2-я модель - частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть учебного дня (например, на отдельные учебные предметы) в классе (группе) общего типа;

3-я модель - временная интеграция, при которой дети вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

1.6. Интегрированное обучение может осуществляться только в тех образовательных учреждениях, в которых созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми, не имеющими таких ограничений. Перечень учреждений, осуществляющих интегрированное обучение, определяется органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится предоставление общего образования гражданам, проживающим на соответствующей территории.

1.7. Интегрированное обучение осуществляется в экспериментальном порядке в соответствии с программой опытно-экспериментальной работы, разрабатываемой образовательным учреждением по согласованию с учредителем и с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.

1.8. Вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение.

1.9. При интегрированном обучении допускается сочетание различных форм получения образования и организации образовательного процесса: в очной, очно-заочной и заочной формах, с использованием дистанционных технологий.

2. Порядок приема, государственной аттестации, перевода и отчисления обучающихся, воспитанников

2.1. Прием в образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Положением, уставом образовательного учреждения.

2.2. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие право на обучение в образовательном учреждении, осуществляющем интегрированное обучение, принимаются при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы. Заключение должно включать рекомендации по определению образовательного маршрута и специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в рамках интегрированного обучения. При этом психолого-медико-педагогическая комиссия, выдавшая заключение, решением уполномоченного органа наделяется функцией наблюдения и оценки качества и объема обеспечения необходимой специальной помощи обучающимся со стороны образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, в соответствии с выданными рекомендациями.

2.3. Для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение интегрированного обучения создает необходимые специальные условия для организации получения образования в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями).

2.4. Зачисление учащихся осуществляется приказом директора образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, на основании заявления родителей (законных представителей) лица из числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.5. Вопросы, связанные с переводом обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих интегрированное обучение, детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "Об образовании".

2.6. Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдачи им документов об образовании регламентируются статьями 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании", нормативными документами Министерства образования и науки РФ, государственного органа исполнительной власти Воронежской области, осуществляющего полномочия в сфере образования.

2.7. Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательным учреждением в установленном порядке обеспечиваются возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

2.8. Перевод детей с ограниченными возможностями здоровья из специальных (коррекционных) образовательных учреждений в образовательные учреждения, осуществляющие интегрированное обучение, из образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение, в другие образовательные учреждения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

2.9. Совместное обучение и воспитание детей с психическими или сложными недостатками и детей, не имеющих таких недостатков, может осуществляться, если это не сказывается отрицательно на результатах обучения детей, не имеющих таких недостатков. Дети с психическими или сложными недостатками независимо от степени успешности освоения образовательной программы образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, могут быть отчислены из-за невозможности совместного обучения из этого образовательного учреждения. Решение об исключении указанных лиц принимается в порядке, установленном пунктом 7 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании", уставом образовательного учреждения. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими детьми обучения в адекватной для них форме. Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования и образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения.

3. Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Специальные условия для получения образования в рамках интегрированного обучения определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы. В образовательном учреждении, осуществляющем интегрированное обучение, должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и др.).

3.2. В целях эффективного решения задач по обучению, воспитанию, медико-психолого-педагогической коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями образовательным учреждением, осуществляющим интегрированное обучение, утверждается индивидуальное штатное расписание, согласованное с учредителем.

3.3. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение, в установленном порядке могут вводиться дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников.

3.4. В рамках утвержденного индивидуального штатного расписания в образовательном учреждении, осуществляющем интегрированное обучение, организуется деятельность службы специализированной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Функции по координации и контролю организации службы возлагаются на одного из заместителей директора образовательного учреждения. Основными направлениями деятельности службы являются:

- диагностика нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении детей;

- организация коррекционно-развивающего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми и семьями, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии;

- организация и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

- социально-личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Педагогические работники образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

3.6. Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательному учреждению в рамках выделяемой субвенции предусматриваются дополнительные средства для осуществления на постоянной основе специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории.

3.7. Специальную подготовку педагогического коллектива образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, обеспечивает учредитель. Целью такой подготовки является овладение педагогическими работниками образовательного учреждения дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.8. Интегрированное обучение и воспитание, включая коррекцию развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в классе (группе) общего типа осуществляется по образовательным программам, разрабатываемым образовательным учреждением на базе основных образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

3.9. При организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса (группы) общего типа целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися образовательных программ.

3.10. Занятия по обучению и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках интегрированного обучения осуществляются в соответствии с учебным планом, утверждаемым образовательным учреждением по согласованию с учредителем. Для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, учреждения медико-социальной экспертизы образовательным учреждением разрабатывается и утверждается индивидуальный учебный план. В учебный план включаются как образовательные учебные предметы, так и часы, отводимые на коррекционно-реабилитационные занятия с акцентом на решении проблемы, отмечающейся непосредственно у конкретного ученика. Так, в одном случае ребенок может нуждаться в логопедической помощи, в другом - в занятиях психолога по снятию психоэмоционального напряжения или преодоления тревожности; в третьем - это дефектологические занятия, на которых проводится работа по развитию психических процессов и т.д. Максимальная нагрузка на ученика с учетом учебных и коррекционно-реабилитационных занятий не может превышать предельно допустимое количество часов, предусмотренное учебным планом для соответствующего класса (группы) общего типа образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение.

3.11. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях, осуществляющих интегрированное обучение, организуется логопедическая служба. Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

- введения в штат образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, должности учителя-логопеда;

- или использования логопедической службы, функционирующей в структуре системы образования.

3.12. Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении, осуществляющем интегрированное обучение, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника, при наличии соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.

Помощник оказывает помощь ученику в образовательном процессе и в подготовке к нему. Услуги помощника не оплачиваются образовательным учреждением. Права и обязанности помощника, помимо определенных настоящим Положением, могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения.

3.13. Рабочее место для обучения лица с ограниченными возможностями здоровья в учебном кабинете оборудуется индивидуальными техническими средствами обучения, специальными учебниками, учебными пособиями, дидактическими материалами, исходя из особенностей психофизического развития в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, учреждения медико-социальной экспертизы, а также с учетом требований учебной программы.

4. Права и обязанности родителей (законных представителей)

4.1. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

- выбирать образовательное учреждение (с учетом заключения учреждения здравоохранения и заключения психолого-медико-педагогической комиссии);

- выбирать формы получения образования (с учетом заключения учреждения здравоохранения и заключения психолого-медико-педагогической комиссии);

- присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией;

- участвовать в согласовании и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;

- посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в образовательных учреждениях в целях участия в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- получать консультации по вопросам образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту его воспитания и обучения, а также в психолого-медико-педагогической комиссии и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;

- пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством.

4.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

5. Финансирование затрат, связанных с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательное учреждение, осуществляющее интегрированное обучение, со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств субвенции, направляемой из областного бюджета, в размере, установленном государственными нормативами с учетом финансирования затрат, необходимых для создания специальных условий для обучения таких лиц.

Приложение 2

к приказу

департамента образования,

науки и молодежной политики

Воронежской области

от 27.07.2011 N 677

ПОЛОЖЕНИЕ

О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность класса (классов) для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) в общеобразовательных учреждениях Воронежской области.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 288, Приказом Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", Письмом Минобразования России от 30.05.2003 N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития", инструктивным Письмом Министерства просвещения РСФСР от 03.06.1988 N 10-136-6 "О специальных классах выравнивания детей с задержкой психического развития".

1.3. Класс (классы) для обучающихся с ЗПР являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи оказания своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Основной целью классов для обучающихся с ЗПР является обеспечение полноценного образования обучающихся на основе индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи, позволяющей предупредить социальную и учебную дезадаптацию, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

1.5. Класс (классы) для обучающихся с ЗПР решает задачи создания в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей условия обучения для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и возможностями.

1.6. Класс (классы) для детей с ЗПР может быть открыт во всех типах и видах общеобразовательных учреждений, имеющих соответствующую лицензию, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития.

1.7. Деятельность класса (классов) для обучающихся с ЗПР закрепляется в уставе образовательного учреждения.

2. Организация класса (классов) для обучающихся с ЗПР

2.1. Класс (классы) для обучающихся с ЗПР открывается в общеобразовательном учреждении по решению учредителя приказом директора школы. Комплектуется класс на основании заключения территориальной или центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) на каждого ребенка и заявления родителей (законных представителей).

2.2. Организация контроля за работой класса (классов) для обучающихся с ЗПР, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для его работы возлагается на директора образовательного учреждения.

2.3. Класс (классы) для обучающихся с ЗПР в общеобразовательных учреждениях создается, как правило, на ступени начального общего образования в начале 1-го или 2-го года обучения и могут при необходимости функционировать до 9-го класса включительно.

2.4. Обучение в классах для обучающихся с ЗПР на первой ступени продолжается 4 - 5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Увеличение сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.

2.5. В класс для обучающихся с ЗПР принимаются дети, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются задержка развития памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

2.6. В класс (классы) для обучающихся с ЗПР и организуемые на их основе группы продленного дня принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в общеобразовательном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

2.7. С целью уточнения диагноза ребенок может находиться в классе для обучающихся с ЗПР с диагностическим сроком в течение одного учебного года.

2.8. Учащиеся класса для обучающиеся с ЗПР, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать факультативные занятия.

2.9. В общеобразовательном учреждении в обязательном порядке ведется документация, отслеживающая динамику развития личности ребенка (карты развития личности ребенка, дневники наблюдений и другие).

2.10. Обучающиеся, успешно освоившие программы общеобразовательных предметов в классе (классах) для обучающихся с ЗПР, по решению психолого-медико-педагогической комиссии могут быть переведены в классы компенсирующего обучения или классы возрастной нормы с согласия родителей (законных представителей).

2.11. Вопросы, связанные с переводом обучающихся с ЗПР в следующий класс, оставлением их на повторное обучение, решаются в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "Об образовании".

2.12. Классы для обучающихся с ЗПР открываются при наполняемости 9 человек (в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности - при наполняемости 5 человек).

2.13. Распорядок дня для обучающихся в данных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих классов организуется по пятидневной учебной неделе в первую смену. Для обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования организуется группа продленного дня с организацией 2-разового питания и необходимых оздоровительных мероприятий. Наполняемость группы продленного дня составляет не более 12 человек.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Образовательный процесс в классах для обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

I ступень - начальное общее образование. Нормативный срок освоения - 4 - 5 лет;

II ступень - основное общее образование. Нормативный срок освоения - 5 лет.

3.2. Организация образовательного процесса, начало и продолжительность учебного года, продолжительность каникул в классе (классах) для обучающихся с ЗПР определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами и нормами, уставом общеобразовательного учреждения, учебным планом, годовым календарным графиком общеобразовательного учреждения.

3.3. Учебно-воспитательный процесс в классе (классах) для обучающихся с ЗПР строится в соответствии с принципами гуманизации, деятельностного подхода и обеспечивает адаптивность и вариативность системы обучения.

3.4. Содержание учебно-воспитательного процесса определяется образовательной программой класса для обучающихся с ЗПР, утверждаемой педагогическим советом общеобразовательного учреждения. Образовательная программа строится на основе учебного плана общеобразовательного учреждения, учебных программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида с учетом Приказа Минобразования России от 10 апреля 2002 года N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии". Обязательной составной частью образовательной программы в классе (классах) для обучающихся с ЗПР является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется в процессе как учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.4.1. Содержание трудовой и профессиональной подготовки определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.

3.4.2. Для коррекции недостатков развития учащихся и восполнения пробелов предшествующего обучения в классах организуются индивидуально-групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Для их проведения используются часы школьного компонента. Продолжительность таких занятий не должна превышать 30 минут, рекомендуемая наполняемость групп - не более 4 - 5 человек.

3.4.3. Для воспитанников, имеющих речевые нарушения, организуется логопедическая помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 - 4 человек).

3.4.4. Для обеспечения психолого-медико-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в школе создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорией детей, психолог, логопед, дефектолог (при наличии должности в штатном расписании), классные руководители, учителя-предметники. По согласованию с учреждением здравоохранения к работе консилиума могут привлекаться медицинские работники.

3.5. Государственная (итоговая) аттестация выпускников, обучающихся по программам специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР, проводится за курс основной и средней школы в соответствии с региональными нормативными документами в части особенностей проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида.

Выпускники, обучавшиеся по программам специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР, освоившие образовательную программу основного общего образования и прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца.

4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

4.1. Для работы в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с ЗПР привлекаются учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие соответствующую специальную профессиональную или курсовую подготовку, предполагающую обязательное знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владение методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

При необходимости для работы с учащимися класса (классов) для детей с ЗПР привлекаются специалисты, не работающие в данном общеобразовательном учреждении, на договорной основе.

4.2. При наличии в школе более 3 специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ЗПР и наличии финансовых средств может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.

4.3. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники.

4.4. Классным руководителям специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ЗПР производится выплата за классное руководство в полном объеме.

4.5. Финансирование затрат, связанных с обучением детей в классе для обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, определяемыми в расчете на одного обучающегося. Руководителю учреждения, педагогическим работникам, специалистам, работающим в классе для обучающихся с ЗПР, при исчислении заработной платы устанавливается повышающий коэффициент в соответствии с принятым в учреждении положением об оплате труда.

4.6. Для работы класса (классов) для обучающихся с ЗПР в режиме продленного дня оборудуется помещение, отвечающее требованиям организации занятий и отдыха, в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Воронежский курьер" № 124 от 08.11.2011
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать