Основная информация
Дата опубликования: | 27 августа 2013г. |
Номер документа: | RU92000201301114 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
Министерство труда и социальной защиты
Забайкальского края
ПРИКАЗ
«27» августа 2013 г. № 507
г. Чита
Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
{Утратил силу:
Приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 15.01.2015 года № 07 НГР: ru92000201501840}
В целях установления основных требований к объемам, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения, характеризующих оптимальный уровень социального обслуживания, в соответствии с пунктом 7 Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 333, во исполнение Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края от 20 мая 2013 года № 1/ПП о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мероприятий пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на территории Забайкальского края, приказываю:
1. Утвердить государственный стандарт социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» (прилагается).
2. Общему отделу Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края (далее - Министерство) (В.Н. Колодежная):
1) довести настоящий приказ до руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края;
2) опубликовать настоящий приказ в электронном издании «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Забайкальского края http://www.забайкальскийкрай.рф/.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Министерства - А.П. Коноплёва.
И.о. министра
А.А.Пакулов
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Забайкальского края
от «27» августа 2013г. № 507
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
УСЛУГ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Область применения и нормативная правовая основа
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, участковыми специалистами по социальной работе государственных и иных форм собственности учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления комплекса услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Услуги по социальному сопровождению должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждения социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье, должны выполнять требования настоящего стандарта.
В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а также нормы Законов Забайкальского края:
- от 26 февраля 2009 года № 138-ЗЗК «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае»;
- от 29 мая 2009 года № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае».
Настоящий стандарт разработан с учетом национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;
ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;
ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;
ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам».
При принятии решения о предоставлении семье услуг по социальному сопровождению учитываются интересы семьи, состояние здоровья ее членов, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, содержание индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности семьи, организационные, материально-технические и иные возможности учреждения, а также другие объективные факторы.
2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Общие положения
2.1.1. Услуги по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:
а) соблюдения прав гражданина и человека;
б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей;
в) приоритета мер по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.
2.1.2. Услуги по социальному сопровождению предоставляют семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании личного заявления одного из родителей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (либо законного представителя ребенка) о согласии на социальное сопровождение, поступившее в адрес государственного учреждения социального обслуживания.
2.1.3. При получении услуг по социальному сопровождению семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют установленное законодательством Российской Федерации и Забайкальского края право на:
а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края;
б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме услуг по социальному сопровождению предоставляется участковыми специалистами по социальной работе непосредственно семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной участковым специалистам по социальной работе (иным работникам учреждения социального обслуживания) при оказании услуг по социальному сопровождению. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) уважительное и гуманное отношение со стороны участковых специалистов по социальной работе (иных работников учреждений социального обслуживания);
д) добровольное согласие на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;
е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
2.1.4. При предоставлении услуг по социальному сопровождению должны обеспечиваться безопасность семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
2.1.5. В случае причинения детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.1.6. Семьям с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у их членов карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, отказывается в предоставлении социальных услуг.
2.1.7. При предоставлении участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждения должны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.
2.2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2.1. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляются участковыми специалистами по социальной работе государственных учреждений социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья и социальным положением семей, которые обслуживаются в этих учреждениях.
2.2.2. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, направлены на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг таким семьям.
2.2.3. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, должно быть направлено на создание наиболее адекватных условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского характера, организации отдыха и досуга.
2.2.4. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, производится на основании письменного заявления одного из родителей (законного представителя) и подтверждается их подписью.
2.2.5. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, давшим согласие получать услуги по социальному сопровождению, должны предоставляться все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые).
1) социально-бытовые услуги должны предусматривать:
- содействие в получении семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-бытовых услуг;
- предоставление при обслуживании семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, (в отделениях дневного пребывания государственных учреждений социального обслуживания) помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания;
- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами, настольными играми, игрушками и иным необходимым для организации досуга инвентарем, оборудованием и т.п.;
- содействие в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;
- содействие в организации помощи при уходе за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- содействие в организации обучения детей в школе;
- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- социальный патронаж;
- содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий;
- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;
- сопровождение детей вне дома, для участия в культурных мероприятиях;
2) социально-медицинские услуги должны предусматривать:
- оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-медицинских услуг;
- учет семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
- санитарно-просветительскую работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);
- обучение родителей основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий с детьми в домашних условиях;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
3) социально-психологические услуги должны предусматривать:
- распространение среди населения психологических знаний;
- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;
- организацию проведения психологической диагностики и обследования личности (детей и родителей);
- психопрофилактическую работу;
- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;
- организацию проведения психологического консультирования по вопросам:
а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений;
б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- содействие в оказании психотерапевтической помощи в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь детей), направленная:
а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;
б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;
г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;
д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- организацию проведения психологической коррекции конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей;
- организацию проведения психологических тренингов по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;
- организацию психологического консультирования по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
- содействие в оказании психотерапевтической помощи родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
- организацию психологических консультаций по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания;
4) социально-педагогические услуги должны предусматривать:
- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;
- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;
- содействие в создании обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;
- содействие в организации досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);
- организацию социально-педагогического консультирования по вопросам:
а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;
б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
в) преодоления семейных конфликтов;
г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;
- содействие в оказании педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;
- организацию и проведение игротерапии детей;
- содействие в организации обучения родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;
- содействие в проведении мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями;
- привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;
- содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение;
5) социально-экономические услуги должны предусматривать:
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края;
- содействие в оказании материальной помощи;
- социальный патронаж семей;
- содействие в решении вопросов занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому;
- привлечение средств для оказания помощи этим семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.);
6) социально-правовые услуги должны предусматривать:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;
- организацию консультаций по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
- содействие в оформлении документов, в первую очередь документов, удостоверяющих личность;
- содействие в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации.
1
Министерство труда и социальной защиты
Забайкальского края
ПРИКАЗ
«27» августа 2013 г. № 507
г. Чита
Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
{Утратил силу:
Приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 15.01.2015 года № 07 НГР: ru92000201501840}
В целях установления основных требований к объемам, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения, характеризующих оптимальный уровень социального обслуживания, в соответствии с пунктом 7 Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 333, во исполнение Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края от 20 мая 2013 года № 1/ПП о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мероприятий пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на территории Забайкальского края, приказываю:
1. Утвердить государственный стандарт социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» (прилагается).
2. Общему отделу Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края (далее - Министерство) (В.Н. Колодежная):
1) довести настоящий приказ до руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края;
2) опубликовать настоящий приказ в электронном издании «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Забайкальского края http://www.забайкальскийкрай.рф/.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Министерства - А.П. Коноплёва.
И.о. министра
А.А.Пакулов
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Забайкальского края
от «27» августа 2013г. № 507
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
УСЛУГ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Область применения и нормативная правовая основа
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, участковыми специалистами по социальной работе государственных и иных форм собственности учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления комплекса услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Услуги по социальному сопровождению должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждения социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье, должны выполнять требования настоящего стандарта.
В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а также нормы Законов Забайкальского края:
- от 26 февраля 2009 года № 138-ЗЗК «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае»;
- от 29 мая 2009 года № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае».
Настоящий стандарт разработан с учетом национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;
ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;
ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;
ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам».
При принятии решения о предоставлении семье услуг по социальному сопровождению учитываются интересы семьи, состояние здоровья ее членов, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, содержание индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности семьи, организационные, материально-технические и иные возможности учреждения, а также другие объективные факторы.
2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Общие положения
2.1.1. Услуги по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:
а) соблюдения прав гражданина и человека;
б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей;
в) приоритета мер по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.
2.1.2. Услуги по социальному сопровождению предоставляют семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании личного заявления одного из родителей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (либо законного представителя ребенка) о согласии на социальное сопровождение, поступившее в адрес государственного учреждения социального обслуживания.
2.1.3. При получении услуг по социальному сопровождению семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют установленное законодательством Российской Федерации и Забайкальского края право на:
а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края;
б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме услуг по социальному сопровождению предоставляется участковыми специалистами по социальной работе непосредственно семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной участковым специалистам по социальной работе (иным работникам учреждения социального обслуживания) при оказании услуг по социальному сопровождению. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) уважительное и гуманное отношение со стороны участковых специалистов по социальной работе (иных работников учреждений социального обслуживания);
д) добровольное согласие на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;
е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
2.1.4. При предоставлении услуг по социальному сопровождению должны обеспечиваться безопасность семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
2.1.5. В случае причинения детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.1.6. Семьям с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у их членов карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, отказывается в предоставлении социальных услуг.
2.1.7. При предоставлении участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждения должны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.
2.2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2.1. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляются участковыми специалистами по социальной работе государственных учреждений социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья и социальным положением семей, которые обслуживаются в этих учреждениях.
2.2.2. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, направлены на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг таким семьям.
2.2.3. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, должно быть направлено на создание наиболее адекватных условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского характера, организации отдыха и досуга.
2.2.4. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, производится на основании письменного заявления одного из родителей (законного представителя) и подтверждается их подписью.
2.2.5. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, давшим согласие получать услуги по социальному сопровождению, должны предоставляться все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые).
1) социально-бытовые услуги должны предусматривать:
- содействие в получении семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-бытовых услуг;
- предоставление при обслуживании семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, (в отделениях дневного пребывания государственных учреждений социального обслуживания) помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания;
- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами, настольными играми, игрушками и иным необходимым для организации досуга инвентарем, оборудованием и т.п.;
- содействие в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;
- содействие в организации помощи при уходе за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- содействие в организации обучения детей в школе;
- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- социальный патронаж;
- содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий;
- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;
- сопровождение детей вне дома, для участия в культурных мероприятиях;
2) социально-медицинские услуги должны предусматривать:
- оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-медицинских услуг;
- учет семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
- санитарно-просветительскую работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);
- обучение родителей основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий с детьми в домашних условиях;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
3) социально-психологические услуги должны предусматривать:
- распространение среди населения психологических знаний;
- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;
- организацию проведения психологической диагностики и обследования личности (детей и родителей);
- психопрофилактическую работу;
- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;
- организацию проведения психологического консультирования по вопросам:
а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений;
б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- содействие в оказании психотерапевтической помощи в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь детей), направленная:
а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;
б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;
г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;
д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- организацию проведения психологической коррекции конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей;
- организацию проведения психологических тренингов по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;
- организацию психологического консультирования по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
- содействие в оказании психотерапевтической помощи родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
- организацию психологических консультаций по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания;
4) социально-педагогические услуги должны предусматривать:
- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;
- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;
- содействие в создании обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;
- содействие в организации досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);
- организацию социально-педагогического консультирования по вопросам:
а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;
б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
в) преодоления семейных конфликтов;
г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;
- содействие в оказании педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;
- организацию и проведение игротерапии детей;
- содействие в организации обучения родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;
- содействие в проведении мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями;
- привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;
- содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение;
5) социально-экономические услуги должны предусматривать:
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края;
- содействие в оказании материальной помощи;
- социальный патронаж семей;
- содействие в решении вопросов занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому;
- привлечение средств для оказания помощи этим семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.);
6) социально-правовые услуги должны предусматривать:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;
- организацию консультаций по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
- содействие в оформлении документов, в первую очередь документов, удостоверяющих личность;
- содействие в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 03.09.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 070.080.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: