Основная информация

Дата опубликования: 27 августа 2013г.
Номер документа: RU92000201301114
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

Министерство труда и социальной защиты

Забайкальского края

ПРИКАЗ

«27» августа 2013 г.                                                                                                                № 507

г. Чита

Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»

{Утратил силу:

Приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 15.01.2015 года № 07 НГР: ru92000201501840}

В целях установления основных требований к объемам, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения, характеризующих оптимальный уровень социального обслуживания, в соответствии с пунктом 7 Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 333, во исполнение Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края от 20 мая 2013 года № 1/ПП о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мероприятий пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на территории Забайкальского края, приказываю:

1. Утвердить государственный стандарт социального обслуживания населения Забайкальского края «Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» (прилагается).

2. Общему отделу Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края (далее - Министерство) (В.Н. Колодежная):

1) довести настоящий приказ до руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края;

2) опубликовать настоящий приказ в электронном издании «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Забайкальского края http://www.забайкальскийкрай.рф/.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Министерства - А.П. Коноплёва.

И.о. министра

А.А.Пакулов

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

труда и социальной защиты

Забайкальского края

от «27» августа 2013г. № 507

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

УСЛУГ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1. Область применения и нормативная правовая основа

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, участковыми специалистами по социальной работе государственных и иных форм собственности учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления комплекса услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Услуги по социальному сопровождению должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учреждения социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье, должны выполнять требования настоящего стандарта.

В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:

- от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

- от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,

а также нормы Законов Забайкальского края:

- от 26 февраля 2009 года № 138-ЗЗК «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае»;

- от 29 мая 2009 года № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае».

Настоящий стандарт разработан с учетом национальных стандартов Российской Федерации:

ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;

ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;

ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам».

При принятии решения о предоставлении семье услуг по социальному сопровождению учитываются интересы семьи, состояние здоровья ее членов, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, содержание индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности семьи, организационные, материально-технические и иные возможности учреждения, а также другие объективные факторы.

2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

2.1. Общие положения

2.1.1. Услуги по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

а) соблюдения прав гражданина и человека;

б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей;

в) приоритета мер по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

2.1.2. Услуги по социальному сопровождению предоставляют семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании личного заявления одного из родителей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (либо законного представителя ребенка) о согласии на социальное сопровождение, поступившее в адрес государственного учреждения социального обслуживания.

2.1.3. При получении услуг по социальному сопровождению семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют установленное законодательством Российской Федерации и Забайкальского края право на:

а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края;

б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме услуг по социальному сопровождению предоставляется участковыми специалистами по социальной работе непосредственно семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной участковым специалистам по социальной работе (иным работникам учреждения социального обслуживания) при оказании услуг по социальному сопровождению. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) уважительное и гуманное отношение со стороны участковых специалистов по социальной работе (иных работников учреждений социального обслуживания);

д) добровольное согласие на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;

е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

2.1.4. При предоставлении услуг по социальному сопровождению должны обеспечиваться безопасность семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

2.1.5. В случае причинения детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.1.6. Семьям с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у их членов карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, отказывается в предоставлении социальных услуг.

2.1.7. При предоставлении участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждения должны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.

2.2. Порядок и условия предоставления участковыми специалистами по социальной работе услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2.1. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляются участковыми специалистами по социальной работе государственных учреждений социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья и социальным положением семей, которые обслуживаются в этих учреждениях.

2.2.2. Услуги по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, направлены на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг таким семьям.

2.2.3. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, должно быть направлено на создание наиболее адекватных условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского характера, организации отдыха и досуга.

2.2.4. Предоставление услуг по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, производится на основании письменного заявления одного из родителей (законного представителя) и подтверждается их подписью.

2.2.5. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, давшим согласие получать услуги по социальному сопровождению, должны предоставляться все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые).

1) социально-бытовые услуги должны предусматривать:

- содействие в получении семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-бытовых услуг;

- предоставление при обслуживании семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, (в отделениях дневного пребывания государственных учреждений социального обслуживания) помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания;

- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами, настольными играми, игрушками и иным необходимым для организации досуга инвентарем, оборудованием и т.п.;

- содействие в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;

- содействие в организации помощи при уходе за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями;

- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

- содействие в организации обучения детей в школе;

- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей;

- социальный патронаж;

- содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;

- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий;

- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;

- сопровождение детей вне дома, для участия в культурных мероприятиях;

2) социально-медицинские услуги должны предусматривать:

- оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края социально-медицинских услуг;

- учет семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социально-медицинской помощи;

- санитарно-просветительскую работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;

- консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);

- обучение родителей основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий с детьми в домашних условиях;

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

3) социально-психологические услуги должны предусматривать:

- распространение среди населения психологических знаний;

- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;

- организацию проведения психологической диагностики и обследования личности (детей и родителей);

- психопрофилактическую работу;

- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;

- беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;

- организацию проведения психологического консультирования по вопросам:

а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений;

б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

- содействие в оказании психотерапевтической помощи в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь детей), направленная:

а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;

б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;

г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;

д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

- организацию проведения психологической коррекции конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей;

- организацию проведения психологических тренингов по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;

- организацию психологического консультирования по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

- содействие в оказании психотерапевтической помощи родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

- организацию психологических консультаций по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания;

4) социально-педагогические услуги должны предусматривать:

- организацию выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;

- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;

- содействие в создании обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;

- содействие в организации досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

- организацию социально-педагогического консультирования по вопросам:

а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;

б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;

в) преодоления семейных конфликтов;

г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;

- содействие в оказании педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;

- организацию и проведение игротерапии детей;

- содействие в организации обучения родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;

- содействие в проведении мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями;

- привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;

- содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение;

5) социально-экономические услуги должны предусматривать:

- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края;

- содействие в оказании материальной помощи;

- социальный патронаж семей;

- содействие в решении вопросов занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому;

- привлечение средств для оказания помощи этим семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.);

6) социально-правовые услуги должны предусматривать:

- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;

- организацию консультаций по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

- содействие в оформлении документов, в первую очередь документов, удостоверяющих личность;

- содействие в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 03.09.2013
Рубрики правового классификатора: 070.080.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать