Основная информация
Дата опубликования: | 27 декабря 2010г. |
Номер документа: | RU05000201000514 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Дагестан |
Принявший орган: | Министерство труда и социального развития Республики Дагестан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
27.12.2010 №05-2032
Об утверждении Административного регламента министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
В соответствии с главой 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179) и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Административный регламент).
2. Отделу условий и охраны труда (Э.А.Алиев) обеспечить: предоставление государственной услуги по контролю качества проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с утвержденным настоящим приказом Административным регламентом;
в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Дагестан.
3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (www.dagmintrud.ru).
Министр труда и
социального развития
Республики Дагестан
И.И. Эфендиев
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 27 декабря 2010 г. № 05-2032
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по оценке качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее также - государственная экспертиза условий труда).
2. Государственную услугу по оценке качества проведения аттестации рабочих мест (далее - государственная услуга) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее также Министерство) (юридический адрес: 367015, Республики Дагестан, г.Махачкала, ул.Абубакарова, д. № 117; e-mail: mtrud@e-dag.ru).
Структурным подразделением Министерства, ответственным за предоставление государственной услуги, является отдел условий и охраны труда.
3. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3);
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3803);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 43, ст.4247);
постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 2000 года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52 (часть 2), ст. 5149);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 18, ст. 1786);
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 86 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» (Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000, № 12);
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2003, № 2);
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 года (Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора 2005, выпуск 3 (21)).
4. Результатом исполнения государственной услуги является обеспечение реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
5. Заявителями на получение государственной услуги являются органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебные органы, работодатели, объединения работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иные уполномоченные работниками представительные органы.
II. СТАНДАРТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Порядок информирования и получения консультаций о предоставлении государственной услуги
6. Информация по вопросам исполнения государственной услуги предоставляется:
а) непосредственно в здании Министерства при личном обращении получателя государственной услуги:
в приемной Министерства (кабинет № 101):
График приема граждан в приемной Министерства:
Дни недели
Время приема
Понедельник
Не приемный день
Вторник
10.00- 13.00; 14.00-15.00
Среда
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Четверг
10.00- 13.00; 14.00-15.00
Пятница
10.00- 13.00; 14.00- 15.00
Суббота
Выходной день
Воскресенье
Выходной день
в отделе условий и охраны труда (кабинет № 123):
График приема граждан специалистами отдела условий и охраны труда:
Дни недели
Время приема
Понедельник
Не приемный день
Вторник
10.00- 13.00; 14.00-20.00
Среда
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Четверг
10.00- 13.00; 14.00-20.00
Пятница
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Суббота
Выходной день
Воскресенье
Выходной день
б) с использованием средств телефонной связи: 67-94-63 - приемная Министерства; 64-21-16 - отдел условий и охраны труда;
в) посредством размещения на официальном сайте Министерства (www.dagmintrud.ru);
7. Основными требованиями к информированию посетителей являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
8. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга:
кабинеты приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета; фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием; часов приема, времени перерыва на обед;
рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных;
рабочее место должно быть организовано с возможностью свободного входа и выхода из помещения при необходимости;
- заявителям должна быть предоставлена возможность получения государственной услуги по телефону, либо при личном обращении к специалисту.
9. Разъяснения по вопросам оказания государственной услуги направляются письмом, электронной почтой, факсом в зависимости от способа обращения заинтересованного лица за консультацией или способа доставки, указанного в письменном обращении заинтересованного лица.
10. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Сроки предоставления государственной услуги
11. Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от сложности и объема работ, но не должен превышать один месяц.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги
12. Заявитель (заказчик) предоставляет в Министерство документы, необходимые для оказания государственной услуги:
заявление (заявку) на оказание государственной услуги (рекомендуемая форма заявления представлена в Приложении № 1 к настоящему Административному регламенту);
копии документов, необходимых для оказание государственной услуги труда (Приложение № 2 к настоящему Административному регламенту).
Заявление оформляется в одном экземпляре и подписывается заказчиком экспертизы.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
13. Министерство вправе отказать в предоставлении государственной услуги заказчику, если:
- заявителем не представлен полный пакет документов;
представленные документы по форме, составу и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
содержание его запроса не соответствует запрашиваемой информации;
в запросе не указаны реквизиты заказчика (адрес почтовый, электронный, телефон, факс), необходимые для направления ответа;
запрашиваемая государственная услуга находится вне компетенции Министерства;
- по иным основаниям, указанным в нормативных правовых актах.
III. СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя в Министерство.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) информирование и консультирование по вопросам оказания государственной услуги (государственной экспертизы условий труда);
б) прием документов для оказания государственной услуги (государственной экспертизы условий труда);
в) проведение государственной экспертизы условий труда;
г) составление заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
16. Информация о гражданине, желающем получить консультацию, вносится в журнал регистрации.
Консультации проводятся бесплатно в устной форме.
17. Специалист, ответственный за консультирование, поясняет порядок представления документов на государственную экспертизу условий труда (далее также - экспертиза) и требования, предъявляемые к ним, порядок проведения экспертизы. По желанию заявителя данная информация также может быть предоставлена на бумажном носителе.
18. Заявители, представившие в Министерство документы на проведение государственной экспертизы условий труда, в обязательном порядке информируются специалистами:
о сроках проведения государственной экспертизы условий труда; об отказе в проведении государственной экспертизы условий труда; о приостановлении проведения государственной экспертизы условий труда.
19. Информация о приостановлении проведения государственной экспертизы условий труда или об отказе в ее проведении направляется заявителю письмом и дублируется по телефону, указанному в заявлении (при наличии соответствующих данных в заявлении).
Информация о возможности возобновления проведения государственной экспертизы условий труда после ее приостановления сообщается по указанному в заявлении телефону и/или почтовому адресу.
В любое время с момента приема документов заявитель имеет право на получение сведений о проведении государственной экспертизы условий труда по телефону или посредством личного посещения Министерства.
Для получения сведений о проведении государственной экспертизы условий труда заявителем указываются (называются) дата и входящий номер.
Общий срок выполнения административных процедур по консультированию и информированию составляет от 10 минут до 45 минут, в зависимости от объема запрашиваемой консультации.
Заявитель (заказчик экспертизы) обращается в Министерство с заявлением и комплектом документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда, либо направляет заявление и все необходимые документы по почте в соответствии с пунктом 13 настоящего Административного регламента.
Специалист, осуществляющий прием документов, проверяет соответствие представленных документов требованиям административного регламента, удостоверяясь, что:
а) тексты документов написаны разборчиво, в документах нет подчисток и иных исправлений,
б) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
в) документы представлены в полном объеме, необходимом для проведения экспертизы.
При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям административного регламента, заказчику экспертизы сообщается о наличии препятствий для рассмотрения документов.
Общий срок административной процедуры по приему документов - в течение рабочего дня.
Заявление с пакетом документов и материалов, подлежащих экспертизе, регистрируется в Министерстве в порядке, установленном для регистрации входящей корреспонденции.
В зависимости от объекта экспертизы и вида представляемой документации состав документации может быть уточнен при приемке материалов на экспертизу.
Материалы, подлежащие государственной экспертизе условий труда, представляются в структурное подразделение Министерства в одном экземпляре.
Ответственным за организацию и проведение государственной экспертизы условий труда является Министр труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Министр).
Начальник отдела условий и охраны труда, на которого возложена функция по проведению государственной экспертизы условий труда, определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы.
Для проведения экспертизы в каждом случае определяется специалист, обладающий соответствующими знаниями.
Организация и проведение экспертизы осуществляются в соответствии с Положением о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244.
В процессе проведения экспертизы Министерство имеет право запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В процессе проведения государственной экспертизы условий труда определяется соответствие представленных материалов и документации требованиям Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569.
По окончании проведения государственной экспертизы условий труда по результатам экспертизы составляется заключение (в двух экземплярах), которое визируется лицом (лицами), проводившим экспертизу, и начальником отдела условий и охраны труда. Образец заключения представлен в Приложении № 4 к настоящему Административному регламенту.
Максимальный срок выполнения действий 3 дня.
37. Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов аттестации рабочих мест по условиям труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
38. Оба экземпляра заключения подписываются Министром. Заключение регистрируется, один экземпляр заключения направляется
заказчику, другой экземпляр остается в Министерстве.
39. В случае отрицательного заключения государственной экспертизы условий труда заказчик вправе представить документы и материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении, или представить дополнительные документы, характеризующие и подтверждающие условия труда работников.
Заключения приобщаются в номенклатурное дело и подлежат хранению в Министерстве в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
Заказчик в случае несогласия с заключением может обжаловать его в судебном порядке.
42. Блок-схема предоставления государственной услуги указана в Приложении № 3 к настоящему Административному регламенту.
IV. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
43. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной услуги, осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по ее исполнению.
Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ (ПРИНЯТЫХ) В ХОДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц, специалистов Министерства в досудебном и судебном порядке.
Заявитель имеет право обратиться в Министерство с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
46. Министр проводит личный прием заявителей. Личный прием проводится по предварительной записи.
Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на информационных стендах.
Специалист, осуществляющий запись заявителей на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Заявитель в своем письменном обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает наименование органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, полное наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
50. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.
51. Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Министерство вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
52. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц Министерства в судебном порядке.
Приложение №1
к Административному регламенту Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Министерство труда и
социального развития
Республик Дагестан
ЗАЯВКА
на проведение экспертизы условий труда
________________________________________________________________
(наименование организации)
1 Объект (вид) экспертизы:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Перечень предоставленных на экспертизу документов:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Руководитель организации ___________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Печать
Приложение №2
к Административному регламенту Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Документация и материалы, представляемые для экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
1. Для экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в зависимости от объема и цели проведения экспертизы, представляются следующие документация и материалы:
1.1. Штатное расписание.
1.2. Организационная структура организации, цеха или участка, перечень должностей (профессий) работников.
1.3. Формы федерального государственного статистического наблюдения «№ 1-Т (условия труда)» и «№ 7-травматизм» за предшествующий период (до 5 лет).
1.4. Данные анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
1.5. Приказ об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ), создании аттестационной комиссии и назначении ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.6. Коллективный договор (при наличии), соглашение по охране труда.
1.7. Перечни профессий и должностей, для которых по условиям труда установлены компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда: доплаты, бесплатная выдача молока (других равноценных продуктов), лечебно-профилактического питания, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, досрочное назначение трудовых пенсий, бесплатная выдача по действующим нормам (или на основании аттестации рабочих мест по условиям труда) средств индивидуальной защиты.
1.8. Перечень всех рабочих мест с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда, содержащий коды производств, цехов, участков с указанием опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке.
1.9. Согласованные с центрами Госсанэпиднадзора списки должностей и профессий работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медосмотрам.
1.10. Акты по результатам периодических медицинских осмотров.
1.11. Порядок расстановки работников (в производственных бригадах, на участках и т.п.), их должностные обязанности, результаты хронометражных исследований (наблюдений), проводимых на рабочих местах (справки о времени занятости при производстве работ).
1.12. Проектно-конструкторская и технологическая документация (технологические карты, планировки размещения оборудования, техническая и эксплуатационная документация на него и др.).
1.13. Сертификаты соответствия на подлежащее сертификации производственное оборудование и средства индивидуальной защиты.
1.14. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.
1.15. Программа вводного инструктажа по охране труда.
1.16. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
1.17. Инструкции по охране труда для работников.
1.18. Журналы учета выдачи инструкций по охране труда.
1.19. Журналы регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
1.20. Программы обучения, протоколы и удостоверения о прохождении обучения и проверки знаний по общим и специальным (при эксплуатации объектов и производстве работ повышенной опасности) вопросам охраны труда руководителей, специалистов и работников.
1.20. Сроки и график проведения АРМ.
1.21. Сведения о лабораториях сторонних организаций, планируемых привлекаться (привлеченных) для выполнения измерений и оценок для целей АРМ (копии аттестатов аккредитации с соответствующей областью аккредитации и др.).
2. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на последующих этапах представляются следующие документация и материалы:
2.1. Протоколы измерений (оценок) параметров опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
2.2. Сведения о фактическом обеспечении работников лечебно- профилактическим питанием или молоком (другими равноценными пищевыми продуктами).
2.3. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
2.4. Карты условий труда с расчетом размера доплат (в % к тарифной ставке, окладу) для рабочих мест, при занятости на которых работнику производится доплата за работу во вредных условиях труда.
2.5. Ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях.
2.6. Сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации.
2.7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
2.8. Протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
2.9. Приказ, в котором даётся оценка аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждаются ее результаты.
Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
27.12.2010 №05-2032
Об утверждении Административного регламента министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
В соответствии с главой 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179) и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Административный регламент).
2. Отделу условий и охраны труда (Э.А.Алиев) обеспечить: предоставление государственной услуги по контролю качества проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с утвержденным настоящим приказом Административным регламентом;
в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Дагестан.
3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (www.dagmintrud.ru).
Министр труда и
социального развития
Республики Дагестан
И.И. Эфендиев
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 27 декабря 2010 г. № 05-2032
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по оценке качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее также - государственная экспертиза условий труда).
2. Государственную услугу по оценке качества проведения аттестации рабочих мест (далее - государственная услуга) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее также Министерство) (юридический адрес: 367015, Республики Дагестан, г.Махачкала, ул.Абубакарова, д. № 117; e-mail: mtrud@e-dag.ru).
Структурным подразделением Министерства, ответственным за предоставление государственной услуги, является отдел условий и охраны труда.
3. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3);
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3803);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 43, ст.4247);
постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 2000 года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52 (часть 2), ст. 5149);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 18, ст. 1786);
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 86 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» (Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000, № 12);
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2003, № 2);
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 года (Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора 2005, выпуск 3 (21)).
4. Результатом исполнения государственной услуги является обеспечение реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
5. Заявителями на получение государственной услуги являются органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебные органы, работодатели, объединения работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иные уполномоченные работниками представительные органы.
II. СТАНДАРТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Порядок информирования и получения консультаций о предоставлении государственной услуги
6. Информация по вопросам исполнения государственной услуги предоставляется:
а) непосредственно в здании Министерства при личном обращении получателя государственной услуги:
в приемной Министерства (кабинет № 101):
График приема граждан в приемной Министерства:
Дни недели
Время приема
Понедельник
Не приемный день
Вторник
10.00- 13.00; 14.00-15.00
Среда
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Четверг
10.00- 13.00; 14.00-15.00
Пятница
10.00- 13.00; 14.00- 15.00
Суббота
Выходной день
Воскресенье
Выходной день
в отделе условий и охраны труда (кабинет № 123):
График приема граждан специалистами отдела условий и охраны труда:
Дни недели
Время приема
Понедельник
Не приемный день
Вторник
10.00- 13.00; 14.00-20.00
Среда
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Четверг
10.00- 13.00; 14.00-20.00
Пятница
10.00- 13.00; 14.00-19.00
Суббота
Выходной день
Воскресенье
Выходной день
б) с использованием средств телефонной связи: 67-94-63 - приемная Министерства; 64-21-16 - отдел условий и охраны труда;
в) посредством размещения на официальном сайте Министерства (www.dagmintrud.ru);
7. Основными требованиями к информированию посетителей являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
8. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга:
кабинеты приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета; фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием; часов приема, времени перерыва на обед;
рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных;
рабочее место должно быть организовано с возможностью свободного входа и выхода из помещения при необходимости;
- заявителям должна быть предоставлена возможность получения государственной услуги по телефону, либо при личном обращении к специалисту.
9. Разъяснения по вопросам оказания государственной услуги направляются письмом, электронной почтой, факсом в зависимости от способа обращения заинтересованного лица за консультацией или способа доставки, указанного в письменном обращении заинтересованного лица.
10. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Сроки предоставления государственной услуги
11. Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от сложности и объема работ, но не должен превышать один месяц.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги
12. Заявитель (заказчик) предоставляет в Министерство документы, необходимые для оказания государственной услуги:
заявление (заявку) на оказание государственной услуги (рекомендуемая форма заявления представлена в Приложении № 1 к настоящему Административному регламенту);
копии документов, необходимых для оказание государственной услуги труда (Приложение № 2 к настоящему Административному регламенту).
Заявление оформляется в одном экземпляре и подписывается заказчиком экспертизы.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
13. Министерство вправе отказать в предоставлении государственной услуги заказчику, если:
- заявителем не представлен полный пакет документов;
представленные документы по форме, составу и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
содержание его запроса не соответствует запрашиваемой информации;
в запросе не указаны реквизиты заказчика (адрес почтовый, электронный, телефон, факс), необходимые для направления ответа;
запрашиваемая государственная услуга находится вне компетенции Министерства;
- по иным основаниям, указанным в нормативных правовых актах.
III. СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя в Министерство.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) информирование и консультирование по вопросам оказания государственной услуги (государственной экспертизы условий труда);
б) прием документов для оказания государственной услуги (государственной экспертизы условий труда);
в) проведение государственной экспертизы условий труда;
г) составление заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
16. Информация о гражданине, желающем получить консультацию, вносится в журнал регистрации.
Консультации проводятся бесплатно в устной форме.
17. Специалист, ответственный за консультирование, поясняет порядок представления документов на государственную экспертизу условий труда (далее также - экспертиза) и требования, предъявляемые к ним, порядок проведения экспертизы. По желанию заявителя данная информация также может быть предоставлена на бумажном носителе.
18. Заявители, представившие в Министерство документы на проведение государственной экспертизы условий труда, в обязательном порядке информируются специалистами:
о сроках проведения государственной экспертизы условий труда; об отказе в проведении государственной экспертизы условий труда; о приостановлении проведения государственной экспертизы условий труда.
19. Информация о приостановлении проведения государственной экспертизы условий труда или об отказе в ее проведении направляется заявителю письмом и дублируется по телефону, указанному в заявлении (при наличии соответствующих данных в заявлении).
Информация о возможности возобновления проведения государственной экспертизы условий труда после ее приостановления сообщается по указанному в заявлении телефону и/или почтовому адресу.
В любое время с момента приема документов заявитель имеет право на получение сведений о проведении государственной экспертизы условий труда по телефону или посредством личного посещения Министерства.
Для получения сведений о проведении государственной экспертизы условий труда заявителем указываются (называются) дата и входящий номер.
Общий срок выполнения административных процедур по консультированию и информированию составляет от 10 минут до 45 минут, в зависимости от объема запрашиваемой консультации.
Заявитель (заказчик экспертизы) обращается в Министерство с заявлением и комплектом документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда, либо направляет заявление и все необходимые документы по почте в соответствии с пунктом 13 настоящего Административного регламента.
Специалист, осуществляющий прием документов, проверяет соответствие представленных документов требованиям административного регламента, удостоверяясь, что:
а) тексты документов написаны разборчиво, в документах нет подчисток и иных исправлений,
б) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
в) документы представлены в полном объеме, необходимом для проведения экспертизы.
При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям административного регламента, заказчику экспертизы сообщается о наличии препятствий для рассмотрения документов.
Общий срок административной процедуры по приему документов - в течение рабочего дня.
Заявление с пакетом документов и материалов, подлежащих экспертизе, регистрируется в Министерстве в порядке, установленном для регистрации входящей корреспонденции.
В зависимости от объекта экспертизы и вида представляемой документации состав документации может быть уточнен при приемке материалов на экспертизу.
Материалы, подлежащие государственной экспертизе условий труда, представляются в структурное подразделение Министерства в одном экземпляре.
Ответственным за организацию и проведение государственной экспертизы условий труда является Министр труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Министр).
Начальник отдела условий и охраны труда, на которого возложена функция по проведению государственной экспертизы условий труда, определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы.
Для проведения экспертизы в каждом случае определяется специалист, обладающий соответствующими знаниями.
Организация и проведение экспертизы осуществляются в соответствии с Положением о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244.
В процессе проведения экспертизы Министерство имеет право запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В процессе проведения государственной экспертизы условий труда определяется соответствие представленных материалов и документации требованиям Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569.
По окончании проведения государственной экспертизы условий труда по результатам экспертизы составляется заключение (в двух экземплярах), которое визируется лицом (лицами), проводившим экспертизу, и начальником отдела условий и охраны труда. Образец заключения представлен в Приложении № 4 к настоящему Административному регламенту.
Максимальный срок выполнения действий 3 дня.
37. Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов аттестации рабочих мест по условиям труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
38. Оба экземпляра заключения подписываются Министром. Заключение регистрируется, один экземпляр заключения направляется
заказчику, другой экземпляр остается в Министерстве.
39. В случае отрицательного заключения государственной экспертизы условий труда заказчик вправе представить документы и материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении, или представить дополнительные документы, характеризующие и подтверждающие условия труда работников.
Заключения приобщаются в номенклатурное дело и подлежат хранению в Министерстве в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
Заказчик в случае несогласия с заключением может обжаловать его в судебном порядке.
42. Блок-схема предоставления государственной услуги указана в Приложении № 3 к настоящему Административному регламенту.
IV. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
43. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной услуги, осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по ее исполнению.
Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ (ПРИНЯТЫХ) В ХОДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц, специалистов Министерства в досудебном и судебном порядке.
Заявитель имеет право обратиться в Министерство с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
46. Министр проводит личный прием заявителей. Личный прием проводится по предварительной записи.
Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на информационных стендах.
Специалист, осуществляющий запись заявителей на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Заявитель в своем письменном обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает наименование органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, полное наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
50. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.
51. Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Министерство вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
52. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц Министерства в судебном порядке.
Приложение №1
к Административному регламенту Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Министерство труда и
социального развития
Республик Дагестан
ЗАЯВКА
на проведение экспертизы условий труда
________________________________________________________________
(наименование организации)
1 Объект (вид) экспертизы:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Перечень предоставленных на экспертизу документов:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Руководитель организации ___________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Печать
Приложение №2
к Административному регламенту Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Документация и материалы, представляемые для экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
1. Для экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в зависимости от объема и цели проведения экспертизы, представляются следующие документация и материалы:
1.1. Штатное расписание.
1.2. Организационная структура организации, цеха или участка, перечень должностей (профессий) работников.
1.3. Формы федерального государственного статистического наблюдения «№ 1-Т (условия труда)» и «№ 7-травматизм» за предшествующий период (до 5 лет).
1.4. Данные анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
1.5. Приказ об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ), создании аттестационной комиссии и назначении ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.6. Коллективный договор (при наличии), соглашение по охране труда.
1.7. Перечни профессий и должностей, для которых по условиям труда установлены компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда: доплаты, бесплатная выдача молока (других равноценных продуктов), лечебно-профилактического питания, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, досрочное назначение трудовых пенсий, бесплатная выдача по действующим нормам (или на основании аттестации рабочих мест по условиям труда) средств индивидуальной защиты.
1.8. Перечень всех рабочих мест с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда, содержащий коды производств, цехов, участков с указанием опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке.
1.9. Согласованные с центрами Госсанэпиднадзора списки должностей и профессий работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медосмотрам.
1.10. Акты по результатам периодических медицинских осмотров.
1.11. Порядок расстановки работников (в производственных бригадах, на участках и т.п.), их должностные обязанности, результаты хронометражных исследований (наблюдений), проводимых на рабочих местах (справки о времени занятости при производстве работ).
1.12. Проектно-конструкторская и технологическая документация (технологические карты, планировки размещения оборудования, техническая и эксплуатационная документация на него и др.).
1.13. Сертификаты соответствия на подлежащее сертификации производственное оборудование и средства индивидуальной защиты.
1.14. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.
1.15. Программа вводного инструктажа по охране труда.
1.16. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
1.17. Инструкции по охране труда для работников.
1.18. Журналы учета выдачи инструкций по охране труда.
1.19. Журналы регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
1.20. Программы обучения, протоколы и удостоверения о прохождении обучения и проверки знаний по общим и специальным (при эксплуатации объектов и производстве работ повышенной опасности) вопросам охраны труда руководителей, специалистов и работников.
1.20. Сроки и график проведения АРМ.
1.21. Сведения о лабораториях сторонних организаций, планируемых привлекаться (привлеченных) для выполнения измерений и оценок для целей АРМ (копии аттестатов аккредитации с соответствующей областью аккредитации и др.).
2. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на последующих этапах представляются следующие документация и материалы:
2.1. Протоколы измерений (оценок) параметров опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
2.2. Сведения о фактическом обеспечении работников лечебно- профилактическим питанием или молоком (другими равноценными пищевыми продуктами).
2.3. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
2.4. Карты условий труда с расчетом размера доплат (в % к тарифной ставке, окладу) для рабочих мест, при занятости на которых работнику производится доплата за работу во вредных условиях труда.
2.5. Ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях.
2.6. Сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации.
2.7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
2.8. Протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
2.9. Приказ, в котором даётся оценка аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждаются ее результаты.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Вестник Министерства юстиции Республики Дагестан № 3, ст.5 от 27.01.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: