Основная информация
Дата опубликования: | 29 ноября 2017г. |
Номер документа: | RU34000201702231 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Волгоградская область |
Принявший орган: | Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРИКАЗ
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 ноября 2017 г. №2441
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2017,
"Волгоградская правда", №195, 11.12.2017
В целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Волгоградской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Волгоградской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета В.Е.Сазонов
Утверждена
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 29.11.2017 №2441
КОНЦЕПЦИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
Концепция по формированию экологической культуры населения Волгоградской области (далее - Концепция) определяет на период до 2025 года государственную политику в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения Волгоградской области.
Стратегической целью государства является решение задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Решение вышеуказанных задач возможно при сформированном высоком уровне экологической культуры населения страны. Формирование экологической культуры включает в себя два важных компонента: непрерывное экологическое образование и экологическое просвещение.
Вместе с тем достижение высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области осложняется рядом проблем организационного характера, требующих решения в ближайшее время. Наиболее значимой из них является отсутствие системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения, направленного на формирование сознательного поведения жителей Волгоградской области, базирующегося на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде. Поскольку экологическое образование и просвещение приобретают все более актуальный характер и призваны сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества, необходима разработка Концепции.
Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Волгоградской области, а также определяет стратегию и практические меры по ее формированию и дальнейшему развитию.
Концепция определяет:
- цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;
- основные принципы формирования экологической культуры населения;
- основные направления деятельности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по формированию экологической культуры населения;
- основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 г. №46-18 "О модельном законе "Об экологическом просвещении и экологической культуре населения", а также Законом Волгоградской области от 17 апреля 2003 г. №825-ОД "Об экологическом образовании".
В настоящей Концепции используются следующие понятия и определения:
Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, которое осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.
Экологическая информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, правовых и программных документах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их предоставления.
Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, осуществление которых обеспечивает экологически благополучное качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Эколого-ориентированная личность - личность, способная устанавливать, анализировать, объективно оценивать причинно-следственные связи между процессами, происходящими при взаимодействии природы - человека - общества, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, прямо или опосредованно воздействующей на окружающую среду.
Объект формирования экологической культуры - население, рассматриваемое как единое целое и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, уровню сознания, гражданской ответственности.
Компоненты экологической культуры населения - совокупность имеющихся и развиваемых образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды.
Формирование экологической культуры - сложный и длительный процесс воспитания у населения Волгоградской области всех возрастов:
- экологического сознания;
- бережного отношения к природным ресурсам;
- личной ответственности за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- личного стремления к активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.
2. Состояние экологической культуры населения
Волгоградской области
К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:
в области управления:
- осуществление информирования населения о действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- ежегодное издание государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Волгоградской области";
- наличие специализированных ресурсных центров по экологическому образованию и просвещению в сфере образования и культуры;
- организация регулярных эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;
в области образования:
- наличие системы экологического образования в общем (дошкольном начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;
- изучение и распространение положительного опыта экологического образования, выпуск научных и учебно-методических материалов;
- координация деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе межведомственного характера;
- подготовка в системе высшего профессионального образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;
в области просвещения:
- наличие в Волгоградской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;
- наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;
- участие международных организаций в финансировании экологических программ;
- наличие общественных экологических объединений;
- участие Общественной палаты Волгоградской области, Экологического совета при Волгоградской областной Думе и волонтерских организаций в экологическом просвещении населения;
- публикации в СМИ тематических экологических выпусков, издание тематических экологических приложений;
- межведомственный характер деятельности учреждений культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:
в области управления:
- несовершенство нормативного правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;
- отсутствие "единой структуры", координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению и воспитанию;
- недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;
в области образования:
- незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;
- недостаточное внимание к предмету "Экология" при формировании учебных планов в школах;
- недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
- недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Волгоградской области;
- недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;
- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
- слабая подготовка выпускников вузов к практической педагогической деятельности по экологическому образованию и просвещению;
в области просвещения населения:
- отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
- укоренившиеся в сознании значительной массы населения тенденции потребительского отношения к природе;
- эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
- преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
3. Концепция как инструмент реализации региональной политики
в сфере формирования экологической культуры населения
Целями реализации Концепции являются:
формирование у населения Волгоградской области ответственного отношения к природным ресурсам и обеспечению экологической безопасности;
совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения;
повышение экологической грамотности населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
- экологическое просвещение широких масс населения с учетом региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
- повышение уровня общего (дошкольного и школьного) и дополнительного (внешкольного) экологического образования;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- увеличение доступности экологической информации для населения Волгоградской области, в том числе через средства массовой информации;
- развитие гуманистического отношения к природе;
- вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность;
- повышение уровня ответственности граждан за соблюдение экологического законодательства при безусловном наступлении ответственности за его нарушение.
Результатом мероприятий по реализации Концепции станет формирование системы непрерывного экологического образования и просвещения, способствующего достижению высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области.
4. Основные принципы формирования экологической культуры
Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах и положениях:
- создание благоприятных условий для экологического просвещения и формирования экологической культуры населения;
- системность, непрерывность и комплексность экологического просвещения населения;
- всеобщность экологического просвещения;
- ориентация экологического просвещения населения Волгоградской области на устойчивое развитие Волгоградской области;
- решение практических задач по оптимизации природопользования, сохранения природы и улучшение качества окружающей среды;
- открытость и доступность экологической информации.
5. Основные направления деятельности по формированию
экологической культуры
В процессе формирования экологической культуры населения основополагающая роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам и привычкам людей, которые напрямую зависят от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от тех ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, печатных изданий, сети "Интернет".
С целью формирования экологически ориентированных и научно обоснованных взглядов на взаимодействие человека с окружающей средой необходимо осуществление целенаправленных мероприятий в процессе образования, воспитания и просвещения на протяжении всей жизни человека.
Таким образом, особое значение приобретает непрерывная работа всех структур обучения, воспитания и образования, нацеленная на бережное и заботливое отношение к природной среде.
5.1. Совершенствование экологического образования.
Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, оказывающее влияние на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Волгоградской области.
Соответственно, формирование экологической культуры должно входить в число основных приоритетов развития системы образования.
Работу по совершенствованию экологического образования и воспитания в системе образования планируется осуществлять по следующим направлениям:
5.1.1. Разработка научно-методических материалов по сопровождению процессов экологического образования.
Каждый этап экологического образования и воспитания имеет свои особенности по формированию экологического сознания. Необходимо шире использовать существующие передовые методы экологического образования и воспитания, а также разрабатывать новые.
Основные направления деятельности:
- разработка методических рекомендаций по вопросам экологического образования;
- создание регионального координационно-методического центра (совета) по разработке и внедрению технологий экологического образования.
5.1.2. Экологическое образование в системе дошкольного образования.
Экологическое образование дошкольников, как и других возрастных групп, должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие.
Основные методы экологического образования дошкольников: наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации.
Важным аспектом экологического образования дошкольников является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении.
Основные направления деятельности:
- экологизация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в помещении и на территории детского сада, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой;
- организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные учреждения;
- организация экологического образования сотрудников дошкольных учреждений;
- создание условий для координации работы дошкольного учреждения с эколого-ориентированными государственными и общественными организациями;
- обобщение и распространение опыта региональных инновационных площадок, базовых детских садов с экологической специализацией в виде книг, методических рекомендаций и видеофильмов;
- проведение ежегодных конкурсов на лучшую организацию работы по экологическому образованию, семинаров и конференций по обмену опытом;
- расширение перечня базовых дошкольных образовательных учреждений экологической направленности, работающих в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята - Дошколята";
- взаимодействие с организациями экологической направленности (зоопарки, экологические станции, станция "юных натуралистов" и т.д.);
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях дошкольного образования.
5.1.3. Экологическое образование в системе начального, основного и среднего (полного) образования.
Школьный этап является базовым для подготовки к практической экологической деятельности в подростковом возрасте.
На этапе начальной школы осуществляется воспитание ценностного отношения, формирование научных представлений о человеке и окружающей среде, их экологическом взаимодействии, становление начального опыта защиты природной среды.
На этапе основной школы формируются основы культуры разумного потребления природных ресурсов, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний об окружающей среде.
На этапе средней школы формируется экологическая ответственность через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
Поскольку многое в учебном процессе зависит от личности педагога, его инициативы и творческого подхода к работе, необходимо предусмотреть систему выявления, поддержки и поощрения наиболее талантливых и инициативных преподавателей, активно занимающихся повышением экологической культуры школьников.
Основные направления деятельности:
- координация деятельности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- разработка программ факультативных курсов экологической направленности в рамках стандарта внеурочной деятельности учащихся;
- разработка образовательной программы по интеграции экологии в предметы естественно-научного цикла для учащихся 5 - 11 классов;
- привлечение учащихся к проектной деятельности экологической тематики (о природных достопримечательностях и историко-культурных объектах Волгоградской области, а также ее экологических проблемах);
- вовлечение учащихся в природоохранную деятельность;
- издание сборников работ учащихся, посвященных экологической тематике;
- функционирование экологического образования как системы, с выдачей учащимся выпускного документа, дающего определенные привилегии (право льготного поступления в профильный ВУЗ);
- проведение областных конкурсов педагогических коллективов и учителей (методика проведения урока, проекта, внеурочного мероприятия экологической направленности);
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях начального, основного и среднего (полного) образования.
5.1.4. Экологическое образование в системе дополнительного образования детей.
Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности, предполагающих необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования.
Дополнительное экологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми специфическими знаниями, применить полученные знания на практике и способствует формированию экологической культуры личности.
Дополнительное экологическое образование организуется на базе школы (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, экологические праздники), а также на базе специальных учреждений системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества).
Для ведения дополнительного экологического образования учреждения взаимодействуют с иными организациями, связанными с охраной и использованием природных ресурсов (зоопарки, учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, лесничества).
Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять школьникам широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм можно отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря.
Основные направления деятельности:
- совершенствование действующих на базе образовательных учреждений форм дополнительного экологического образования, разработка и внедрение новых форм;
- расширение перечня организаций, участвующих в системе дополнительного экологического образования;
- развитие различных форм организации дополнительного экологического образования - открытие просветительских интерактивных экоцентров на базе особо охраняемых природных территорий, работающих в интеграции с образовательными учреждениями;
- повышение охвата школьников дополнительным экологическим образованием;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях дополнительного образования.
5.1.5. Экологическое образование в системе среднего профессионального образования.
Профессиональная подготовка современных специалистов любого профиля должна сопровождаться экологическим образованием. Формирование экологической культуры будущего специалиста, реализующего экологически оправданное природопользование в соответствии с предметом труда, достигается через овладение системой общих и прикладных экологически значимых знаний, умений и навыков; формирование эколого-ценностного отношения к объектам профессиональной деятельности; развитие способности и потребности принимать экологически грамотные решения при организации производственной деятельности.
Особенностью данного этапа является возможность обучающегося не только проектировать экологически оправданную деятельность, но и реализовывать ее на практике.
Основные направления деятельности:
- разработка образовательных программ по специальностям экологической направленности;
- разработка междисциплинарных курсов для подготовки специалистов, не связанных с вопросами экологии;
- совершенствование форм дополнительного экологического образования;
- вовлечение обучающихся в эколого-просветительскую деятельность;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования.
5.1.6. Экологическое образование в системе высшего профессионального образования.
Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого и экологически безопасного развития общества.
Однако высшее профессиональное экологическое образование направлено на формирование современного экологического мировоззрения, обеспечивающего понимание возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человека, понимание необходимости личного участия в практической экологической деятельности, а также овладение профессиональной экологической компетенцией не только у специалистов экологического профиля, но и у специалистов иных неэкологических профилей.
Компетентностный подход в системе высшего образования позволяет подготовить специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом, готовых эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Для формирования активной жизненной позиции могут использоваться различные формы и методы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, в научно-исследовательских работах по профилю образования, в природоохранной деятельности через общественные организации, в экологическом просветительстве, проведению студенческих олимпиад, конференций, практик с реализацией задач экологической направленности и иные формы и методы.
Основные направления деятельности:
- разработка мероприятий по внедрению компетентностного подхода в системе профессионального экологического образования;
- разработка специализированных курсов экологической направленности и интеграция экологических дисциплин в процесс обучения с учетом специфики получаемого образования для специальностей неэкологического профиля;
- расширение форм и средств дополнительного экологического образования студентов;
- объединение студенческих волонтерских групп вокруг социально значимых экологических проблем города, области;
- формирование областного государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ экологической направленности;
- разработка и издание научно-учебной литературы с региональным экологическим компонентом.
5.1.7. Экологическое образование в системе послевузовского профессионального образования.
Для повышения качества экологического образования в системе послевузовского профессионального образования требуется разработка образовательных программ, способствующих формированию и развитию как навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды, так и умения прогнозировать результаты антропогенной деятельности. Однако, учитывая, что послевузовское профессиональное образование получают не только специалисты экологического профиля, но и неэкологического профиля, следует предварительно определить необходимые экологические компетенции в соответствии с профессиональной деятельностью аспиранта и докторанта.
С целью приобретения аспирантами и докторантами дополнительного практического природоохранного опыта, а также налаживания связей между учебным процессом и практическим применением знаний при организации учебного процесса необходимо укрепление сотрудничества и партнерства между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами, в том числе предприятиями.
Основные направления деятельности:
- совершенствование учебно-методических комплексов для экологического образования аспирантов и докторантов;
- определение экологических компетенций аспирантов и докторантов;
- интегрирование тем экологической направленности во все соответствующие образовательные программы аспирантуры и докторантуры (экологизация учебного процесса);
- выделение областных грантов на проведение научно-исследовательских работ, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Волгоградской области.
5.1.8. Повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования.
Успешность реализации Концепции зависит от уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо совершенствовать комплекс педагогических условий для овладения слушателями теоретическими и методическими основами формирования экологической культуры.
Важным аспектом является формирование у слушателей профессиональных ценностей и развитие профессиональных способностей, мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении высоких результатов своей работы, росте профессионального мастерства.
Для этого необходимо готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности.
Основные направления деятельности:
- разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства);
- совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- разработка и издание учебно-методического комплекса для преподавания междисциплинарного учебного курса "Экология родного края" в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования;
- создание информационного ресурса в сети Интернет в целях распространения актуальной информации и организации дистанционных модульных курсов повышения квалификации/профессиональной компетентности по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды для нужд заинтересованных;
- организация системы информационной поддержки экологического образования, в том числе работа над регулярным пополнением информационного банка данных, включающего реестры авторских программ по экологии, учебно-методической литературы, нормативных документов на базе Центра экологического просвещения при универсальной областной библиотеке им. М. Горького;
- совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов, конференций, круглых столов.
5.1.9. Профессиональная подготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти, ответственных за принятие решений в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития Волгоградской области;
- разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогов и работников культуры по проблемам экологического образования и просвещения населения;
- разработка и выпуск дидактических материалов, методических пособий, тематических модулей и учебников в области экологии, охраны природы и экологической безопасности;
- определение экологических компетенций для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Таким образом, развитие системы непрерывного экологического образования путем совершенствования как вертикальной системы образования, так и через повышение горизонтальной согласованности воздействия других источников информации (семья, социальное окружение, культура, средства массовой информации) обеспечит формирование экологически ориентированной личности
5.2. Совершенствование экологического просвещения.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если в сознание общества не внедрены природоохранные принципы. Соответственно, экологическое просвещение индивидуума начинается с детства, когда закладываются нормы поведения и привычки ребенка, и продолжается на всем протяжении жизни. Ключевое значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения, практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
5.2.1. Основные направления экологического просвещения:
- координация межведомственного взаимодействия в области экологического просвещения:
- воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения;
- формирование экологически ориентированного общественного мнения, в том числе путем проведения специальных экологических информационных кампаний на основе социальных заказов;
- пропаганда бережного отношения к использованию природных ресурсов;
- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
- создание информационных материалов, в том числе видеороликов, радиопрограмм, а также средств наглядной агитации для распространения среди населения и размещение в средствах массовой информации;
- проведение эколого-просветительских и практических природоохранных акций и мероприятий с широким привлечением представителей органов власти, профсоюзов, общественных объединений, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации.
5.2.2. Направления деятельности учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в системе экологического просвещения:
- организация информационных центров или визит-центров на особо охраняемых природных территориях, проведение на их базе различных эколого-просветительских мероприятий;
- проведение масштабных эколого-просветительских мероприятий, в том числе в образовательных и культурных учреждениях, расположенных вблизи особо охраняемых природных территорий;
- организация экологических лагерей (площадок), студенческих и школьных экологических практик;
- обустройство экологических троп, туристических маршрутов и стоянок;
- сотрудничество с туристическими компаниями;
- проведение экскурсий по экологическим тропам, экскурсий и сплавов по рекам;
- издание методических материалов и выпуск полиграфической продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля;
- производство рекламно-сувенирной продукции, популяризующей особо охраняемые природные территории;
- привлечение органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) к участию в развитии экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (создание рекреационной инфраструктуры);
- развитие института государственно-частного партнерства.
5.2.3. Направления деятельности библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений в системе экологического просвещения:
- повышение уровня экологической культуры и грамотности населения;
- организация системы взаимодействия библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений с заинтересованными государственными, общественными и образовательными организациями по вопросам экологического образования и просвещения населения;
- создание областной системы информационной поддержки экологического просвещения населения средствами и методами библиотечной деятельности;
- распространение среди населения информации о природе, биоразнообразии и состоянии окружающей среды Волгоградской области;
- создание условий для применения в работе новых, инновационных форм экологического просвещения различных категорий пользователей;
- применение индивидуальных и массовых форм работы как просветительской составляющей экологического воспитания детей;
- применение современных информационных технологий в работе по экологическому просвещению населения;
- обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам посредством организации библиотечного обслуживания;
- проведение бесед, круглых столов, встреч со специалистами, занимающимися эколого-просветительской деятельностью;
- формирование, изучение, адресное раскрытие информационных ресурсов и работа с потребителями экологической информации, популяризация литературы по краеведению и экологии;
- подготовка информационных, библиографических материалов, методических пособий по экологии, выпуск буклетов, рекомендательных списков научно-популярной литературы экологического содержания;
- формирование, актуализация удаленных новостных информационных ресурсов по экологии на сайтах библиотек, музеев;
- совершенствование работы любительских объединений, клубов экологического профиля на базе библиотек Волгоградской области;
- комплектование книжного фонда новой литературой экологической направленности;
- создание выставочных проектов с экологической тематикой.
5.2.4. Направления деятельности граждан и общественных организаций в системе экологического просвещения:
- участие в разработке и реализации региональных и иных программ, проектов, мероприятий по экологическому просвещению и информированию населения;
- участие в общественных слушаниях;
- организация и участие в волонтерской деятельности;
- организация общественного экологического контроля, экспертизы и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных объектов, а также здоровья человека;
- участие в конкурсах и реализации грантов по экологической тематике.
5.2.5. Направления деятельности средств массовой информации в системе экологического просвещения:
- создание и размещение в средствах массовой информации, в том числе учрежденных органами государственной власти Волгоградской области (далее - СМИ), аналитических и информационных материалов об охране окружающей среды и мерах обеспечения экологической безопасности населения;
- создание и размещение в СМИ аналитических и информационных материалов о последствиях техногенного влияния на окружающую среду;
- размещение социальной рекламы (баннеры, ролики) в СМИ, ориентированной на новую экологическую модель поведения населения и систему приоритетов, отдающую предпочтение экологически чистым товарам и услугам.
6. Основные механизмы управления и координации действий
по формированию экологической культуры населения
Реализация основных положений Концепции предполагает:
- совершенствование системы управления в сфере формирования экологической культуры;
- участие в ее осуществлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и общественности, населения;
- создание межведомственной рабочей группы, включающей представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, ВУЗов, учреждений науки и культуры, общественных организаций;
- обязательность разработки и реализации практических мер по формированию экологической культуры в рамках государственных и муниципальных программ;
- обеспечение бюджетного финансирования мероприятий по формированию экологической культуры, привлечение внебюджетных средств;
- освещение в средствах массовой информации мероприятий и результатов реализации Концепции.
К основным механизмам по формированию экологической культуры населения относятся:
1. В части государственного управления в области формирования экологической культуры:
- организация Координационной межведомственной группы по формированию экологической культуры населения Волгоградской области;
- привлечение руководителей и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, общественных организаций к мероприятиям по формированию экологической культуры;
- государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих эколого-просветительскую деятельность.
2. В части нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры:
- обеспечение учет основных положений Концепции при разработке правовых актов Волгоградской области, а также государственных и муниципальных программ;
- разработка и внедрение систему критериев эффективности мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения.
3. В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры:
- обеспечение финансирования мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, из средств областного и муниципальных бюджетов;
- создание условий для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры;
- привлечение внебюджетных средств на проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры.
4. В части материально-технического обеспечения формирования экологической культуры:
- сохранение учреждений дополнительного образования детей, нацеленных на экологическое воспитание и образование подрастающего поколения;
- создание условий для озеленения пришкольных территорий образовательных учреждений.
5. В части привлечения населения к практической природоохранной деятельности:
- проведение городских и областных эколого-просветительских мероприятий для разных возрастных групп и слоев населения: конкурсы экологического рисунка и плаката; фотографий, литературных произведений (сочинений школьников, публикаций студентов и литераторов на экологическую тематику), видеофильмов, поделок из природных материалов, показы экологической моды и дизайна;
- проведение регулярных конкурсов на лучший двор, лучшую улицу, лучшее муниципальное образование;
- активизация работы по привлечению широких масс населения к участию в природоохранных акциях;
- формирование у населения культуры обращения с отходами;
- привлечение учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, к реализации общероссийских природоохранных социально-образовательных проектов "Эколята - дошколята", "Эколята" и "Молодые защитники природы" (создание уголков, аллей и площадок Эколят);
- информирование населения о планируемой реализации экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, волонтерами, ТОСами, и освещение результатов такой деятельности;
- издание и распространение среди населения региональных журналов, газет, буклетов, а также рекламной продукции экологической проблематики.
7. Финансирование мероприятий
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, осуществляется в пределах средств областного и муниципальных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и средств, направляемых предприятиями на реализацию практических мер в области охраны окружающей среды.
ПРИКАЗ
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 ноября 2017 г. №2441
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2017,
"Волгоградская правда", №195, 11.12.2017
В целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Волгоградской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Волгоградской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета В.Е.Сазонов
Утверждена
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 29.11.2017 №2441
КОНЦЕПЦИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
Концепция по формированию экологической культуры населения Волгоградской области (далее - Концепция) определяет на период до 2025 года государственную политику в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения Волгоградской области.
Стратегической целью государства является решение задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Решение вышеуказанных задач возможно при сформированном высоком уровне экологической культуры населения страны. Формирование экологической культуры включает в себя два важных компонента: непрерывное экологическое образование и экологическое просвещение.
Вместе с тем достижение высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области осложняется рядом проблем организационного характера, требующих решения в ближайшее время. Наиболее значимой из них является отсутствие системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения, направленного на формирование сознательного поведения жителей Волгоградской области, базирующегося на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде. Поскольку экологическое образование и просвещение приобретают все более актуальный характер и призваны сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества, необходима разработка Концепции.
Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Волгоградской области, а также определяет стратегию и практические меры по ее формированию и дальнейшему развитию.
Концепция определяет:
- цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;
- основные принципы формирования экологической культуры населения;
- основные направления деятельности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по формированию экологической культуры населения;
- основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 г. №46-18 "О модельном законе "Об экологическом просвещении и экологической культуре населения", а также Законом Волгоградской области от 17 апреля 2003 г. №825-ОД "Об экологическом образовании".
В настоящей Концепции используются следующие понятия и определения:
Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, которое осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.
Экологическая информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, правовых и программных документах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их предоставления.
Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, осуществление которых обеспечивает экологически благополучное качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Эколого-ориентированная личность - личность, способная устанавливать, анализировать, объективно оценивать причинно-следственные связи между процессами, происходящими при взаимодействии природы - человека - общества, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, прямо или опосредованно воздействующей на окружающую среду.
Объект формирования экологической культуры - население, рассматриваемое как единое целое и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, уровню сознания, гражданской ответственности.
Компоненты экологической культуры населения - совокупность имеющихся и развиваемых образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды.
Формирование экологической культуры - сложный и длительный процесс воспитания у населения Волгоградской области всех возрастов:
- экологического сознания;
- бережного отношения к природным ресурсам;
- личной ответственности за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- личного стремления к активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.
2. Состояние экологической культуры населения
Волгоградской области
К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:
в области управления:
- осуществление информирования населения о действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- ежегодное издание государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Волгоградской области";
- наличие специализированных ресурсных центров по экологическому образованию и просвещению в сфере образования и культуры;
- организация регулярных эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;
в области образования:
- наличие системы экологического образования в общем (дошкольном начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;
- изучение и распространение положительного опыта экологического образования, выпуск научных и учебно-методических материалов;
- координация деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе межведомственного характера;
- подготовка в системе высшего профессионального образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;
в области просвещения:
- наличие в Волгоградской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;
- наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;
- участие международных организаций в финансировании экологических программ;
- наличие общественных экологических объединений;
- участие Общественной палаты Волгоградской области, Экологического совета при Волгоградской областной Думе и волонтерских организаций в экологическом просвещении населения;
- публикации в СМИ тематических экологических выпусков, издание тематических экологических приложений;
- межведомственный характер деятельности учреждений культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:
в области управления:
- несовершенство нормативного правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;
- отсутствие "единой структуры", координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению и воспитанию;
- недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;
в области образования:
- незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;
- недостаточное внимание к предмету "Экология" при формировании учебных планов в школах;
- недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
- недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Волгоградской области;
- недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;
- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
- слабая подготовка выпускников вузов к практической педагогической деятельности по экологическому образованию и просвещению;
в области просвещения населения:
- отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
- укоренившиеся в сознании значительной массы населения тенденции потребительского отношения к природе;
- эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
- преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
3. Концепция как инструмент реализации региональной политики
в сфере формирования экологической культуры населения
Целями реализации Концепции являются:
формирование у населения Волгоградской области ответственного отношения к природным ресурсам и обеспечению экологической безопасности;
совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения;
повышение экологической грамотности населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
- экологическое просвещение широких масс населения с учетом региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
- повышение уровня общего (дошкольного и школьного) и дополнительного (внешкольного) экологического образования;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- увеличение доступности экологической информации для населения Волгоградской области, в том числе через средства массовой информации;
- развитие гуманистического отношения к природе;
- вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность;
- повышение уровня ответственности граждан за соблюдение экологического законодательства при безусловном наступлении ответственности за его нарушение.
Результатом мероприятий по реализации Концепции станет формирование системы непрерывного экологического образования и просвещения, способствующего достижению высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области.
4. Основные принципы формирования экологической культуры
Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах и положениях:
- создание благоприятных условий для экологического просвещения и формирования экологической культуры населения;
- системность, непрерывность и комплексность экологического просвещения населения;
- всеобщность экологического просвещения;
- ориентация экологического просвещения населения Волгоградской области на устойчивое развитие Волгоградской области;
- решение практических задач по оптимизации природопользования, сохранения природы и улучшение качества окружающей среды;
- открытость и доступность экологической информации.
5. Основные направления деятельности по формированию
экологической культуры
В процессе формирования экологической культуры населения основополагающая роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам и привычкам людей, которые напрямую зависят от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от тех ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, печатных изданий, сети "Интернет".
С целью формирования экологически ориентированных и научно обоснованных взглядов на взаимодействие человека с окружающей средой необходимо осуществление целенаправленных мероприятий в процессе образования, воспитания и просвещения на протяжении всей жизни человека.
Таким образом, особое значение приобретает непрерывная работа всех структур обучения, воспитания и образования, нацеленная на бережное и заботливое отношение к природной среде.
5.1. Совершенствование экологического образования.
Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, оказывающее влияние на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Волгоградской области.
Соответственно, формирование экологической культуры должно входить в число основных приоритетов развития системы образования.
Работу по совершенствованию экологического образования и воспитания в системе образования планируется осуществлять по следующим направлениям:
5.1.1. Разработка научно-методических материалов по сопровождению процессов экологического образования.
Каждый этап экологического образования и воспитания имеет свои особенности по формированию экологического сознания. Необходимо шире использовать существующие передовые методы экологического образования и воспитания, а также разрабатывать новые.
Основные направления деятельности:
- разработка методических рекомендаций по вопросам экологического образования;
- создание регионального координационно-методического центра (совета) по разработке и внедрению технологий экологического образования.
5.1.2. Экологическое образование в системе дошкольного образования.
Экологическое образование дошкольников, как и других возрастных групп, должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие.
Основные методы экологического образования дошкольников: наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации.
Важным аспектом экологического образования дошкольников является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении.
Основные направления деятельности:
- экологизация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в помещении и на территории детского сада, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой;
- организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные учреждения;
- организация экологического образования сотрудников дошкольных учреждений;
- создание условий для координации работы дошкольного учреждения с эколого-ориентированными государственными и общественными организациями;
- обобщение и распространение опыта региональных инновационных площадок, базовых детских садов с экологической специализацией в виде книг, методических рекомендаций и видеофильмов;
- проведение ежегодных конкурсов на лучшую организацию работы по экологическому образованию, семинаров и конференций по обмену опытом;
- расширение перечня базовых дошкольных образовательных учреждений экологической направленности, работающих в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята - Дошколята";
- взаимодействие с организациями экологической направленности (зоопарки, экологические станции, станция "юных натуралистов" и т.д.);
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях дошкольного образования.
5.1.3. Экологическое образование в системе начального, основного и среднего (полного) образования.
Школьный этап является базовым для подготовки к практической экологической деятельности в подростковом возрасте.
На этапе начальной школы осуществляется воспитание ценностного отношения, формирование научных представлений о человеке и окружающей среде, их экологическом взаимодействии, становление начального опыта защиты природной среды.
На этапе основной школы формируются основы культуры разумного потребления природных ресурсов, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний об окружающей среде.
На этапе средней школы формируется экологическая ответственность через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
Поскольку многое в учебном процессе зависит от личности педагога, его инициативы и творческого подхода к работе, необходимо предусмотреть систему выявления, поддержки и поощрения наиболее талантливых и инициативных преподавателей, активно занимающихся повышением экологической культуры школьников.
Основные направления деятельности:
- координация деятельности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- разработка программ факультативных курсов экологической направленности в рамках стандарта внеурочной деятельности учащихся;
- разработка образовательной программы по интеграции экологии в предметы естественно-научного цикла для учащихся 5 - 11 классов;
- привлечение учащихся к проектной деятельности экологической тематики (о природных достопримечательностях и историко-культурных объектах Волгоградской области, а также ее экологических проблемах);
- вовлечение учащихся в природоохранную деятельность;
- издание сборников работ учащихся, посвященных экологической тематике;
- функционирование экологического образования как системы, с выдачей учащимся выпускного документа, дающего определенные привилегии (право льготного поступления в профильный ВУЗ);
- проведение областных конкурсов педагогических коллективов и учителей (методика проведения урока, проекта, внеурочного мероприятия экологической направленности);
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях начального, основного и среднего (полного) образования.
5.1.4. Экологическое образование в системе дополнительного образования детей.
Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности, предполагающих необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования.
Дополнительное экологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми специфическими знаниями, применить полученные знания на практике и способствует формированию экологической культуры личности.
Дополнительное экологическое образование организуется на базе школы (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, экологические праздники), а также на базе специальных учреждений системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества).
Для ведения дополнительного экологического образования учреждения взаимодействуют с иными организациями, связанными с охраной и использованием природных ресурсов (зоопарки, учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, лесничества).
Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять школьникам широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм можно отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря.
Основные направления деятельности:
- совершенствование действующих на базе образовательных учреждений форм дополнительного экологического образования, разработка и внедрение новых форм;
- расширение перечня организаций, участвующих в системе дополнительного экологического образования;
- развитие различных форм организации дополнительного экологического образования - открытие просветительских интерактивных экоцентров на базе особо охраняемых природных территорий, работающих в интеграции с образовательными учреждениями;
- повышение охвата школьников дополнительным экологическим образованием;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях дополнительного образования.
5.1.5. Экологическое образование в системе среднего профессионального образования.
Профессиональная подготовка современных специалистов любого профиля должна сопровождаться экологическим образованием. Формирование экологической культуры будущего специалиста, реализующего экологически оправданное природопользование в соответствии с предметом труда, достигается через овладение системой общих и прикладных экологически значимых знаний, умений и навыков; формирование эколого-ценностного отношения к объектам профессиональной деятельности; развитие способности и потребности принимать экологически грамотные решения при организации производственной деятельности.
Особенностью данного этапа является возможность обучающегося не только проектировать экологически оправданную деятельность, но и реализовывать ее на практике.
Основные направления деятельности:
- разработка образовательных программ по специальностям экологической направленности;
- разработка междисциплинарных курсов для подготовки специалистов, не связанных с вопросами экологии;
- совершенствование форм дополнительного экологического образования;
- вовлечение обучающихся в эколого-просветительскую деятельность;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования.
5.1.6. Экологическое образование в системе высшего профессионального образования.
Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого и экологически безопасного развития общества.
Однако высшее профессиональное экологическое образование направлено на формирование современного экологического мировоззрения, обеспечивающего понимание возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человека, понимание необходимости личного участия в практической экологической деятельности, а также овладение профессиональной экологической компетенцией не только у специалистов экологического профиля, но и у специалистов иных неэкологических профилей.
Компетентностный подход в системе высшего образования позволяет подготовить специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом, готовых эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Для формирования активной жизненной позиции могут использоваться различные формы и методы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, в научно-исследовательских работах по профилю образования, в природоохранной деятельности через общественные организации, в экологическом просветительстве, проведению студенческих олимпиад, конференций, практик с реализацией задач экологической направленности и иные формы и методы.
Основные направления деятельности:
- разработка мероприятий по внедрению компетентностного подхода в системе профессионального экологического образования;
- разработка специализированных курсов экологической направленности и интеграция экологических дисциплин в процесс обучения с учетом специфики получаемого образования для специальностей неэкологического профиля;
- расширение форм и средств дополнительного экологического образования студентов;
- объединение студенческих волонтерских групп вокруг социально значимых экологических проблем города, области;
- формирование областного государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ экологической направленности;
- разработка и издание научно-учебной литературы с региональным экологическим компонентом.
5.1.7. Экологическое образование в системе послевузовского профессионального образования.
Для повышения качества экологического образования в системе послевузовского профессионального образования требуется разработка образовательных программ, способствующих формированию и развитию как навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды, так и умения прогнозировать результаты антропогенной деятельности. Однако, учитывая, что послевузовское профессиональное образование получают не только специалисты экологического профиля, но и неэкологического профиля, следует предварительно определить необходимые экологические компетенции в соответствии с профессиональной деятельностью аспиранта и докторанта.
С целью приобретения аспирантами и докторантами дополнительного практического природоохранного опыта, а также налаживания связей между учебным процессом и практическим применением знаний при организации учебного процесса необходимо укрепление сотрудничества и партнерства между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами, в том числе предприятиями.
Основные направления деятельности:
- совершенствование учебно-методических комплексов для экологического образования аспирантов и докторантов;
- определение экологических компетенций аспирантов и докторантов;
- интегрирование тем экологической направленности во все соответствующие образовательные программы аспирантуры и докторантуры (экологизация учебного процесса);
- выделение областных грантов на проведение научно-исследовательских работ, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Волгоградской области.
5.1.8. Повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования.
Успешность реализации Концепции зависит от уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо совершенствовать комплекс педагогических условий для овладения слушателями теоретическими и методическими основами формирования экологической культуры.
Важным аспектом является формирование у слушателей профессиональных ценностей и развитие профессиональных способностей, мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении высоких результатов своей работы, росте профессионального мастерства.
Для этого необходимо готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности.
Основные направления деятельности:
- разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства);
- совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- разработка и издание учебно-методического комплекса для преподавания междисциплинарного учебного курса "Экология родного края" в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования;
- создание информационного ресурса в сети Интернет в целях распространения актуальной информации и организации дистанционных модульных курсов повышения квалификации/профессиональной компетентности по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды для нужд заинтересованных;
- организация системы информационной поддержки экологического образования, в том числе работа над регулярным пополнением информационного банка данных, включающего реестры авторских программ по экологии, учебно-методической литературы, нормативных документов на базе Центра экологического просвещения при универсальной областной библиотеке им. М. Горького;
- совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов, конференций, круглых столов.
5.1.9. Профессиональная подготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти, ответственных за принятие решений в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития Волгоградской области;
- разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогов и работников культуры по проблемам экологического образования и просвещения населения;
- разработка и выпуск дидактических материалов, методических пособий, тематических модулей и учебников в области экологии, охраны природы и экологической безопасности;
- определение экологических компетенций для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Таким образом, развитие системы непрерывного экологического образования путем совершенствования как вертикальной системы образования, так и через повышение горизонтальной согласованности воздействия других источников информации (семья, социальное окружение, культура, средства массовой информации) обеспечит формирование экологически ориентированной личности
5.2. Совершенствование экологического просвещения.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если в сознание общества не внедрены природоохранные принципы. Соответственно, экологическое просвещение индивидуума начинается с детства, когда закладываются нормы поведения и привычки ребенка, и продолжается на всем протяжении жизни. Ключевое значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения, практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
5.2.1. Основные направления экологического просвещения:
- координация межведомственного взаимодействия в области экологического просвещения:
- воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения;
- формирование экологически ориентированного общественного мнения, в том числе путем проведения специальных экологических информационных кампаний на основе социальных заказов;
- пропаганда бережного отношения к использованию природных ресурсов;
- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
- создание информационных материалов, в том числе видеороликов, радиопрограмм, а также средств наглядной агитации для распространения среди населения и размещение в средствах массовой информации;
- проведение эколого-просветительских и практических природоохранных акций и мероприятий с широким привлечением представителей органов власти, профсоюзов, общественных объединений, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации.
5.2.2. Направления деятельности учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в системе экологического просвещения:
- организация информационных центров или визит-центров на особо охраняемых природных территориях, проведение на их базе различных эколого-просветительских мероприятий;
- проведение масштабных эколого-просветительских мероприятий, в том числе в образовательных и культурных учреждениях, расположенных вблизи особо охраняемых природных территорий;
- организация экологических лагерей (площадок), студенческих и школьных экологических практик;
- обустройство экологических троп, туристических маршрутов и стоянок;
- сотрудничество с туристическими компаниями;
- проведение экскурсий по экологическим тропам, экскурсий и сплавов по рекам;
- издание методических материалов и выпуск полиграфической продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля;
- производство рекламно-сувенирной продукции, популяризующей особо охраняемые природные территории;
- привлечение органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) к участию в развитии экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (создание рекреационной инфраструктуры);
- развитие института государственно-частного партнерства.
5.2.3. Направления деятельности библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений в системе экологического просвещения:
- повышение уровня экологической культуры и грамотности населения;
- организация системы взаимодействия библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений с заинтересованными государственными, общественными и образовательными организациями по вопросам экологического образования и просвещения населения;
- создание областной системы информационной поддержки экологического просвещения населения средствами и методами библиотечной деятельности;
- распространение среди населения информации о природе, биоразнообразии и состоянии окружающей среды Волгоградской области;
- создание условий для применения в работе новых, инновационных форм экологического просвещения различных категорий пользователей;
- применение индивидуальных и массовых форм работы как просветительской составляющей экологического воспитания детей;
- применение современных информационных технологий в работе по экологическому просвещению населения;
- обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам посредством организации библиотечного обслуживания;
- проведение бесед, круглых столов, встреч со специалистами, занимающимися эколого-просветительской деятельностью;
- формирование, изучение, адресное раскрытие информационных ресурсов и работа с потребителями экологической информации, популяризация литературы по краеведению и экологии;
- подготовка информационных, библиографических материалов, методических пособий по экологии, выпуск буклетов, рекомендательных списков научно-популярной литературы экологического содержания;
- формирование, актуализация удаленных новостных информационных ресурсов по экологии на сайтах библиотек, музеев;
- совершенствование работы любительских объединений, клубов экологического профиля на базе библиотек Волгоградской области;
- комплектование книжного фонда новой литературой экологической направленности;
- создание выставочных проектов с экологической тематикой.
5.2.4. Направления деятельности граждан и общественных организаций в системе экологического просвещения:
- участие в разработке и реализации региональных и иных программ, проектов, мероприятий по экологическому просвещению и информированию населения;
- участие в общественных слушаниях;
- организация и участие в волонтерской деятельности;
- организация общественного экологического контроля, экспертизы и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных объектов, а также здоровья человека;
- участие в конкурсах и реализации грантов по экологической тематике.
5.2.5. Направления деятельности средств массовой информации в системе экологического просвещения:
- создание и размещение в средствах массовой информации, в том числе учрежденных органами государственной власти Волгоградской области (далее - СМИ), аналитических и информационных материалов об охране окружающей среды и мерах обеспечения экологической безопасности населения;
- создание и размещение в СМИ аналитических и информационных материалов о последствиях техногенного влияния на окружающую среду;
- размещение социальной рекламы (баннеры, ролики) в СМИ, ориентированной на новую экологическую модель поведения населения и систему приоритетов, отдающую предпочтение экологически чистым товарам и услугам.
6. Основные механизмы управления и координации действий
по формированию экологической культуры населения
Реализация основных положений Концепции предполагает:
- совершенствование системы управления в сфере формирования экологической культуры;
- участие в ее осуществлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и общественности, населения;
- создание межведомственной рабочей группы, включающей представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, ВУЗов, учреждений науки и культуры, общественных организаций;
- обязательность разработки и реализации практических мер по формированию экологической культуры в рамках государственных и муниципальных программ;
- обеспечение бюджетного финансирования мероприятий по формированию экологической культуры, привлечение внебюджетных средств;
- освещение в средствах массовой информации мероприятий и результатов реализации Концепции.
К основным механизмам по формированию экологической культуры населения относятся:
1. В части государственного управления в области формирования экологической культуры:
- организация Координационной межведомственной группы по формированию экологической культуры населения Волгоградской области;
- привлечение руководителей и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, общественных организаций к мероприятиям по формированию экологической культуры;
- государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих эколого-просветительскую деятельность.
2. В части нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры:
- обеспечение учет основных положений Концепции при разработке правовых актов Волгоградской области, а также государственных и муниципальных программ;
- разработка и внедрение систему критериев эффективности мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения.
3. В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры:
- обеспечение финансирования мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, из средств областного и муниципальных бюджетов;
- создание условий для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры;
- привлечение внебюджетных средств на проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры.
4. В части материально-технического обеспечения формирования экологической культуры:
- сохранение учреждений дополнительного образования детей, нацеленных на экологическое воспитание и образование подрастающего поколения;
- создание условий для озеленения пришкольных территорий образовательных учреждений.
5. В части привлечения населения к практической природоохранной деятельности:
- проведение городских и областных эколого-просветительских мероприятий для разных возрастных групп и слоев населения: конкурсы экологического рисунка и плаката; фотографий, литературных произведений (сочинений школьников, публикаций студентов и литераторов на экологическую тематику), видеофильмов, поделок из природных материалов, показы экологической моды и дизайна;
- проведение регулярных конкурсов на лучший двор, лучшую улицу, лучшее муниципальное образование;
- активизация работы по привлечению широких масс населения к участию в природоохранных акциях;
- формирование у населения культуры обращения с отходами;
- привлечение учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, к реализации общероссийских природоохранных социально-образовательных проектов "Эколята - дошколята", "Эколята" и "Молодые защитники природы" (создание уголков, аллей и площадок Эколят);
- информирование населения о планируемой реализации экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, волонтерами, ТОСами, и освещение результатов такой деятельности;
- издание и распространение среди населения региональных журналов, газет, буклетов, а также рекламной продукции экологической проблематики.
7. Финансирование мероприятий
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, осуществляется в пределах средств областного и муниципальных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и средств, направляемых предприятиями на реализацию практических мер в области охраны окружающей среды.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.12.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 110.010.090 Экологический контроль, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: