Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 2017г.
Номер документа: RU38000201701618
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу - приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 04.06.2020 № 53-73/20-мпр

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 июня 2017 года № 53-85/17-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 23.04.2018 № 53-58/18-мпр)

В целях реализации Комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Иркутской области на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 26 июля 2017 года № 43-рзп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, распоряжением Губернатора Иркутской области от 29 мая 2017 года № 339-рк «О Макарове А.С.», Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить:

1) Модельную программу социального сопровождения семей с детьми в Иркутской области (прилагается);

2) Порядок организации и осуществления социального сопровождения семей с детьми (прилагается).

2. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Первый заместитель министра

социального развития, опеки и

попечительства Иркутской области

А.С. Макаров

УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства социального развития,

опеки и попечительства Иркутской области

от «30» июня 2017 года № 53-85/17-мпр

МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПАСПОРТ МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование

Модельная программа социального сопровождения семей с детьми на территории Иркутской области (далее – Модельная программа)

Правовые основания

Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

распоряжение Губернатора Иркутской области                                 от 25 декабря 2012 года № 163-р «О Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области»;

распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 26 июля 2016 года № 43-рзп «Об утверждении Комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Иркутской области на 2016-2017 годы»

Цель модельной программы

Повышение качества социальной помощи семьям с детьми, уровня ее доступности и результативности; профилактика социального сиротства на территории Иркутской области

Задачи модельной программы

Задачи Модельной программы:

Задача 1. Разработка правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории Иркутской области в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Задача 2. Обеспечение эффективных изменений в системе социального поддержки семей с детьми в Иркутской области посредством институционализации социального сопровождения.

Задача 3. Создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми, в том числе, приемных и замещающих семей.

Источники финансирования

Финансирование Модельной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств гранта, предоставляемого из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами реализации Модельной программы являются:

улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми путем организации их социального сопровождения;

увеличение численности семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию, посредством социального сопровождения;

наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в социальном сопровождении семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи;

включение социально ориентированных некоммерческих организаций в социальное сопровождение семей с детьми;

создание системы эффективного информационного, методического и кадрового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти, организаций и специалистов, занятых в системе социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи

Разработчики программы

Министерство социального развития Иркутской области,

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Раздел 1. Общие положения

1. Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Иркутской области (далее – программа) разработана на основе модельной программы по внедрению социального сопровождения семей с детьми, предложенной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – модельная программа Фонда), а также методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми, которые разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 года № Пр-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 17 февраля 2014 года, пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также резолюцией Форума социальных работников в городе Ярославле 27 марта 2015 года.

2. Программа разработана с целью организации социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в Иркутской области.

3. Правовая основа программы:

Конституция Российской Федерации;

Семейный Кодекс Российской Федерации;

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению

индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»;

приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 года № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»;

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года № 532-ст;

постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года № 650-пп «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области»;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 30 декабря 2015 года № 10 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»;

распоряжение Губернатора Иркутской области от 25 декабря 2012 года № 163-р «О Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области»;

распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 июня 2015 года         № 78-р «О Концепции семейной политики в Иркутской области на период до 2025 года»;

распоряжение Правительства Иркутской области от 19 августа 2015 года № 485-рп «Об утверждении Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации в Иркутской области первого этапа Концепции семейной политики в Иркутской области на период до 2025 года»;

распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 22 августа 2013 года № 150-рзп «Об утверждении Положения о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних Иркутской области»;

распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 26 июля 2016 года № 43-рзп «Об утверждении Комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Иркутской области на 2016-2017 годы».

Раздел 2. Основные понятия, используемые в программе

4. Для целей настоящей программы используются следующие понятия, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года № 532-ст, а также предложенные модельной программой Фонда:

семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это семья, члены которой (один из них), нуждаются (нуждается) в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении;

семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;

индивидуальная программа социального сопровождения – это документ, содержащий систему мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения является составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополняет ее мероприятия либо является отдельным документом - в случае, если индивидуальная программа предоставления социальных услуг не составляется;

адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с семьями, имеющими детей, которые соответствуют следующим признакам: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья                                                    беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации;

базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Мероприятия базового уровня социального сопровождения проводятся с семьями с детьми, которые соответствуют следующим признакам: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, в которой один либо оба родителя восстановлены в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до трех лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции;

кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с семьями с детьми, соответствующими следующим признакам: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка);

экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения угрозы для жизни ребенка, жестокого обращения с ребенком. Программы социального сопровождения на экстренном уровне являются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми, соответствующим следующим признакам: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители                                                                                                                                                                                                     (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

Раздел 3. Цель и задачи реализации модельной программы социального сопровождения семей с детьми

5. Основной целью реализации модельной программы является повышение качества социального обслуживания семей с детьми в Иркутской области и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг и социальной помощи в целях раннего предупреждения семейного неблагополучия и сохранения семьи для ребенка.

6. Для достижения цели реализации модельной программы необходимо решение следующих задач:

разработка правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории Иркутской области в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

обеспечение эффективных изменений в системе социального поддержки семей с детьми в Иркутской области посредством институционализации социального сопровождения;

создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми, в том числе, приемных и замещающих семей;

обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;

создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;

создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;

использование эффективных технологий, форм и методов работы с семьей с детьми, направленных на активизацию внутренних ресурсов семьи, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение, в том числе путем заключения социальных контрактов.

Раздел 4. Принципы организации социального сопровождения

семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи

7. Принципами социального сопровождения семей с детьми являются:

добровольность, предполагающая уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости оказания им помощи посредством социального сопровождения и заключения договора с организацией социального обслуживания;

комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи, затрудняющих выполнение ею обязанностей по содержанию и воспитанию детей;

межведомственность, которая предполагает достижение высокой степени согласованности действий федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, организаций социального обслуживания, других организаций социальной сферы, социально ориентированных некоммерческих организаций, граждан в решении проблем семей, находящихся на социальном сопровождении;

адресность и доступность, которые предполагают предоставление социального сопровождения тем семьям с детьми, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей жизнедеятельность ребенка в семье;

вариативность, предусматривающая учет региональных различий в социальной инфраструктуре, в содержании, в технологиях и методиках социального обслуживания детей и семей с детьми;

конфиденциальность, в соответствии с которой не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;

непрерывность, гарантирующая оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы;

рекомендательный характер предлагаемых механизмов решения сложной жизненной ситуации, обусловившей нарушение или угрозу нарушения прав ребенка, предусматривающий самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;

эффективность, предполагающая учет соизмеримости используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов семьи для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.

Раздел 5. Категории семей с детьми,

нуждающихся в социальном сопровождении

8. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане - члены семьи, нуждающиеся в помощи посредством организации социального сопровождения или нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и социальном сопровождения.

9. На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан, социальное сопровождение может осуществляться в отношении семей с детьми, указанными в приложении 1 к настоящей программе.

10. В соответствии с проблемой и ее остротой для каждой семьи с детьми определяется уровень социального сопровождения. При определении уровней социального сопровождения устанавливается продолжительность социального сопровождения в соответствии с нуждаемостью. Продолжительность социального сопровождения устанавливается в зависимости от уровня социального сопровождения:

адаптационный – до 12 месяцев;

базовый – до 12 месяцев;

кризисный – до 6 месяцев;

экстренный – до 3 месяцев.

Раздел 6. Организации, обеспечивающие социальное

сопровождение семей с детьми, нуждающимися в социальной помощи

             

11. Организаторами социального сопровождения семей с детьми выступают организации социального обслуживания, оказывающие населению социальные услуги.

12. Организации социального обслуживания при социальном сопровождении семей с детьми руководствуются положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Порядком организации и осуществлении социального сопровождения семей с детьми, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

13. Организация социального обслуживания при социальном сопровождении семей с детьми обязана:

исходить из интересов детей и семей;

сохранять тайну и не разглашать сведения, полученные в результате консультативной деятельности и диагностирования семей;

ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным месяца осуществлять анализ социального сопровождения семей;

информировать родителей и детей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы;

незамедлительно посредством телефонной связи сообщать информацию в органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и                              законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях;

в течение трех рабочих дней после подписания договора о социальном сопровождении передать копию договора в орган опеки и попечительства по месту жительства в случае оказания социального сопровождения замещающей семье;

в установленные сроки направлять в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области информацию о ходе и результатах социального сопровождения семей.

14. Организации социального обслуживания в рамках социального сопровождения имеют право:

организовывать и координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия;

запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении несовершеннолетних детей от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми;

вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам социального сопровождения семей с детьми;

разрабатывать проекты правовых актов, информационные и методические материалы по вопросам социального сопровождения семей с детьми;

по согласованию с семьей привлекать к социальному сопровождению специалистов других организаций;

посещать семьи в рамках своей профессиональной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством;

проводить психодиагностические обследования детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, с соблюдением этических требований к проведению психодиагностики в порядке, предусмотренном законодательством;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством.

15. Социальное сопровождение семей с детьми в Иркутской области осуществляется организациями социального обслуживания, их структурными подразделениями, сотрудниками отделений организаций социального обслуживания.

Отделения в организациях социального обслуживания осуществляют социальное обслуживание и социальное сопровождение отдельных категорий семей с детьми, предусмотренных уставами организаций и положениями об отделениях.

16. Во внутриведомственном и межведомственном взаимодействии при выполнении мероприятий социального сопровождения вправе принимать                              

участие следующие общественные организации и (или) организации социального обслуживания:

кризисные центры помощи различным категориям населения;

центры содействия семейному устройству (воспитанию) детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья;

комплексные центры социального обслуживания населения;

центры помощи семье и детям;

центры адаптации лиц без определенного места жительства.

17. Решение задач методического, информационного и координационного обеспечения эффективной работы по организации социального сопровождения осуществляется межотраслевым ресурсным центром подготовки и сопровождения специалистов органов системы профилактики на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания».

Раздел 7. Межведомственная координация социального

сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи

18. Организация межведомственного взаимодействия при выполнении мероприятий социального сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 18 ноября 2014 года № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении), постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года                  № 650-пп «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области», постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 30 декабря 2015 года № 10 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении».

19. Мероприятия индивидуальной программы социального сопровождения семьи осуществляются организациями и исполнительными органами государственной власти Иркутской области на основе соглашений в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области                              от 15 декабря 2014 года № 650-пп «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области».

20. Координаторами деятельности по социальному сопровождению семей при межведомственном взаимодействии являются межведомственные рабочие группы (комиссии), действующие при учреждениях социального обслуживания. Их функции и полномочия определяются локальным правовым актом учреждения.

21. Межведомственные рабочие группы образуются для обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления Иркутской области, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций при рассмотрении вопросов, связанных с оказанием помощи семье, ее членам в рамках межведомственного взаимодействия.

Индивидуальные программы социального сопровождения семей с детьми утверждаются руководителем учреждения социального обслуживания либо на заседаниях (консилиумах) межведомственных рабочих групп (комиссий), работающих при организациях социального обслуживания.

Раздел 8. Определение нуждаемости семьи

с детьми в социальном сопровождении

22. Предоставление социального сопровождения семье с детьми осуществляется в рамках общего порядка предоставления социального обслуживания гражданам Российской Федерации в соответствии с главой 5 «Предоставление социального обслуживания», статьей 14 «Обращение о предоставлении социального обслуживания», статьей 15 «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», статьей 16 «Индивидуальная программа», статьей 17 «Договор о предоставлении социальных услуг», статьей 18 «Отказ от социального обслуживания, социальной услуги» Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

23. Основаниями для начала процедуры по постановке на социальное сопровождение семьи с детьми являются:

письменное заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);

сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия (8 800-2000-122);

сообщение, поступившее от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Раздел 9. Основные этапы социального сопровождения

семей с детьми, включая замещающие семьи

24. Базовый алгоритм социального сопровождения:

выявление семьи и приглашение к сотрудничеству;

обращение семьи с заявлением о социальном сопровождении;

выход в семью, составление акта индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании, акта обследования жилищных условий;

признание членов семьи, нуждающимися в социальном обслуживании;

установление контакта с семьей и детьми, сбор первичных документов и информации о социальной ситуации семьи, определение уровня социального сопровождения;

формирование индивидуальной программы социального сопровождения, заключение договора о социальном сопровождении;

создание межведомственной рабочей группы (комиссии) по оказанию помощи семьям, имеющим детей, участие органов и организаций в реализации индивидуальной программы социального сопровождения;

реализация мероприятий индивидуальной программы социального сопровождения;

оценка эффективности мероприятий индивидуальной программы социального сопровождения.

25. Заявление семьи о социальном сопровождении регистрируется в учреждении социального обслуживания. С момента регистрации заявления в учреждении социального обслуживания проводится работа по следующим этапам:

диагностико-договорный этап;

этап «профессионального сопровождения»;

рефлексивный этап;

«поддерживающий» этап (этап «постсопровождения»).

26. Социальное обслуживание семей с детьми осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

Раздел 10. Содержание и формы

социального сопровождения семей с детьми

27. Социальное сопровождение в рамках межведомственного взаимодействия включает в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную помощь.

28. Социальное сопровождение осуществляется в индивидуальной форме – в отношении одного члена семьи, в групповой форме – в отношении всех членов семьи.

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг, индивидуальная программа социального сопровождения составляется отдельно на каждого члена семьи.

29. Социальное сопровождение осуществляется в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

30. За каждой семьей (членом семьи), принятой (принятым) на социальное сопровождение, закрепляется ответственный специалист, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой социального сопровождения и отвечающий за конечный результат в соответствии с договором о социальном сопровождении.

Мероприятия по социальному сопровождению в соответствии с профессиональными стандартами в социальной сфере в зависимости от уровня сопровождения и ситуации в семье выполняют специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, психологи в социальной сфере, социальные педагоги.

31. Рекомендуемое количество семей, находящихся на социальном сопровождении одного специалиста, составляет:

при экстренном уровне сопровождения – не более 6 семей;

при кризисном уровне сопровождения – не более 12 семей;

при адаптационном и базовом уровнях сопровождения – не более                     24 семей.

Раздел 11. Информационное обеспечение

социального сопровождения

32. Межведомственное взаимодействие по обмену информацией между организациями, участвующими в социальном сопровождении, осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимообмена и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также путем направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ социального сопровождения.

33. Информационное обеспечение социального сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона                      от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

34. Информационной базой процесса социального сопровождения семей с детьми является межведомственный информационный банк социального сопровождения семей (далее – информационный банк), позволяющий создать единую систему учета семей с детьми,                                                                        которым предоставлено социальное сопровождение, а также внедрить механизм оперативного обмена информацией между субъектами социального сопровождения семей с детьми.

35. Информационный банк формируется на основе сведений, представляемых органами и организациями системы межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми, а также субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

36. Включение семьи (членов семьи) в информационный банк осуществляется после заключения с ней (ними) договора о социальном сопровождении, при наличии личного согласия таких граждан.

37. Способы информирования граждан об организациях, осуществляющих социальное сопровождение:

размещение информации на сайтах организаций, осуществляющих социальное сопровождение, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);

создание в сети «Интернет» сайтов для семей, имеющих детей, с размещением на них информации о перечне организаций, осуществляющих социальное сопровождение, о видах помощи, предоставляемой семьям, и категориях семей, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение;

распространение информационно-справочных материалов для семей, имеющих детей, в том числе о проведении социальных акций, мероприятий, конкурсов и проектов;

размещение информации на светодиодных экранах, сенсорных терминалах, стендах, в информационных системах, информационно-справочных изданиях, средствах массовой информации.

Раздел 12. Методическое обеспечение организации

социального сопровождения семей с детьми

38. Методическое обеспечение организации социального сопровождения семей с детьми осуществляется путем:

создания методических материалов, обобщающих актуальные социальные практики;

проведения разнообразных практико-ориентированных семинаров, конференций, вебинаров и других мероприятий;

реализации программ дополнительного профессионального образования;

проведения стажировок специалистов;

тиражирования эффективного опыта профилактики детского и семейного неблагополучия посредством организации социального сопровождения.

39. Методическая и консультативная помощь организациям, осуществляющим социальное сопровождение, специалистам по социальному сопровождению семей с детьми оказывается межотраслевым ресурсным центром подготовки и сопровождения специалистов органов системы профилактики на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания».

Раздел 13. Финансовое обеспечение организации социального сопровождения семей с детьми

40. Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми, являющихся государственными учреждениями Иркутской области, подведомственными министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, осуществляется за счет средств, предусмотренных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Раздел 14. Контроль качества социального

сопровождения семьи с детьми

41. Система контроля качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семей с детьми формируется и реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года      № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в форме государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, общественного контроля в сфере социального обслуживания.

42. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года № 650-пп «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области» по следующим критериям:

соблюдение срока и порядка подготовки межведомственных запросов и ответов на них;

обеспечение предоставления социальных услуг и социального сопровождения гражданам с использованием межведомственного взаимодействия, снижение количества обращений граждан в органы, осуществляющие межведомственное взаимодействие, и подведомственные им организации по вопросам социального сопровождения и социального обслуживания.

43. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется ежегодно. Доклад о результатах межведомственного взаимодействия публикуется на официальном сайте министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

44. Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом                         от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря            2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 августа 2015 года                                № 113-мпр «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области».

45. Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря                     2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1202 «О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки», нормативными правовыми актами Иркутской области.

46. Контроль качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семей с детьми осуществляется межведомственной рабочей группой путем:

оценки эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы социального сопровождения;

проведения промежуточного и итогового контроля результативности реализации индивидуальной программы социального сопровождения;

внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу социального сопровождения с учетом мнения семьи.

47. Промежуточные и итоговые результаты контроля реализации индивидуальной программы и положения семьи рассматриваются коллегиально на заседаниях рабочей группы (комиссии) и оформляются заключением о необходимости дальнейшего социального сопровождения или прекращения социального сопровождения.

Раздел 15. Показатели результатов социального

сопровождения семей с детьми

48. Для оценки результатов социального сопровождения семей с детьми используются показатели, характеризующие:

изменения в сфере детского и семейного неблагополучия: сокращение количества отказов от детей; уменьшение количества лишения родительских прав; снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении; снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей; уменьшение количества возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей;

непосредственные изменения в жизнедеятельности семей, нуждающихся в социальном сопровождении, и получивших такую помощь: количество семей, принятых на социальное сопровождение, из них количество семей, переведенных на другой уровень сопровождения и количество семей, снятых с социального сопровождения; удовлетворенность оказанной помощью семьям;

изменения в инфраструктуре организаций, участвующих в социальном сопровождении: количество организаций социального обслуживания, организующих социальное сопровождение семей с детьми; количество организаций, участвующих в социальном сопровождении; количество структурных подразделений организаций социального обслуживания, основным видом деятельности которых является социальное сопровождение семей; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в социальном сопровождении;

изменения в кадровом обеспечении социального сопровождения семей с детьми: численность специалистов, получивших профильную подготовку для организации социального сопровождения, включая специалистов, обученных на курсах повышения квалификации; количество специалистов, прошедших стажировки; количество специалистов, ставших победителями региональных конкурсов профессионального мастерства; численность добровольцев (волонтеров), обученных и привлеченных к социальному сопровождению семей с детьми.

(абз.5 п.48 Модельной программы в редакции приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 23.04.2018 № 53-58/18-мпр)

Показатели качества и результативности социального сопровождения семей с детьми на территории Иркутской области приведены в приложении 2 к настоящей программе.

Первый заместитель министра

социального развития, опеки и

попечительства Иркутской области

А.С. Макаров

1

Приложение 1

к Модельной программе социального

сопровождения семей с детьми

в Иркутской области

КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ,

ПОДЛЕЖАЩИХ СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, - это семья, члены которой (один из них), нуждаются (нуждается) в социальном обслуживании и (или) в социальном сопровождении.

2. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря                  2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное сопровождение может осуществляться в отношении семей с детьми по следующим обстоятельствам, обусловливающим нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми:

2.1. Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Категории семей:

семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до трех лет.

Критерии нуждаемости:

подтверждение факта необходимости постоянного постороннего ухода;

отсутствие возможности обеспечения ухода возможно и при наличии попечения над инвалидом или ребенком (детьми). Причинами невозможности обеспечения ухода являются: болезнь или длительная командировка лица, обеспечивающего уход, преклонный возраст такого лица, отсутствие условий для обеспечения ухода, нуждаемость в специализированном уходе;

неудовлетворенная потребность ребенка в оказании специализированной медицинской помощи;

неудовлетворенная потребность в создании условий обучения ребенка-инвалида;

низкий реабилитационный потенциал семьи либо отсутствие реабилитационного потенциала семьи;

выстраивание отношений в семье без учета жизненных потребностей члена семьи, имеющего инвалидность;

члены семьи абстрагированы от возникающих проблем, связанных с инвалидностью гражданина, имеется неприязнь к инвалиду;

в семье отсутствует желание принимать участие в комплексной реабилитации со специалистами.

2.2. Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации.

Категории семей – семьи с детьми, в том числе замещающие.

Для оценки условий жизни замещающей семьи, характеризующих степень благополучия в ней ребенка, используются следующие показатели:

2.2.1. Показатели оценки безопасности ребенка.

Критериями безопасности и благоприятности бытовых условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка, выступают:

жилое помещение приемной семьи соответствует по своим размерам количеству проживающих в нем людей;

жилое помещение отвечает требованиям безопасности в соответствии с возрастом приемных детей, отсутствует риск получения ранений и увечий;

в жилом помещении тепло, достаточно мебели, оно отвечает санитарно-гигиеническим требованиям; у приемного ребенка имеется отдельное спальное место и есть условия для удовлетворения потребностей ребенка в уединении и своем собственном «уголке»;

у ребенка имеется необходимая и опрятная одежда;

у ребенка имеется достаточное количество необходимых для его возраста игр, игрушек, спортивного инвентаря, обучающих материалов, книг.

2.2.2. Показатели благоприятного внешнего вида ребенка и его поведенческих реакций:

опрятный внешний вид, отсутствие гигиенической запущенности, сыпей различного рода;

отсутствие множественных повреждений различной давности (синяков, ожогов, следов ремня);

отсутствие признаков утомления, недосыпания, недоедания, длительного угнетенного состояния и других признаков, которые могут свидетельствовать о пренебрежении со стороны приемных родителей нуждами ребенка;

отсутствие поведенческих проявлений, свидетельствующих о негативных воздействиях со стороны замещающих родителей, таких как беспокойство, агрессивность, эксцентричность поведения, заискивающее, угодливое поведение, стремление к уединению, неумение контактировать с другими людьми, стремление во чтобы то ни стало привлечь внимание взрослых.

2.2.3. Показатели благополучия ребенка в его отношениях и взаимодействиях с замещающими родителями:

особенности поведения взрослых, свидетельствующие об отсутствии угрозы с их стороны по отношению к ребенку (непротиворечивые, подробные объяснения причин травм, болезненных состояний ребенка, подкрепленные медицинскими консультациями);

позитивный образ приемного ребенка, симпатия к нему;

внимательное, уважительное отношение к ребенку, отсутствие оскорблений, брани, унижений;

готовность откликнуться на просьбы и вопросы ребенка;

позитивная оценка ребенка, обеспокоенность его проблемами, готовность к открытому их обсуждению, восприятие успехов и неудач ребенка как своих собственных;

отсутствие телесных и иных, унижающих ребенка, наказаний;

частота и содержание совместных занятий с ребенком (родители выделяют время для общения с ребенком; проводят досуг вместе; содержание совместных занятий соответствует возрасту и потребностям ребенка).

2.2.4. Показатели родительской компетентности:

не испытывает дискомфорта и беспокойства, выполняя свою роль;

обладает умениями справляться с ребенком;

обладает знаниями о прошлом ребенка и его особенностях;

не допускает в присутствии детей оскорблений;

имеет согласованные и непротиворечивые представления о типах поведения;

поведение родителей не противоречит требованиям, предъявляемым к поведению ребенка;

применяемые дисциплинарные меры эффективны;

требования родителей к ребенку соответствуют его возрасту и полу, родители высказывают свои требования спокойно, с объяснением причин и последовательно добиваются выполнения своих требований.

2.2.5. Показатели оценки приемным ребенком в возрасте старше 12 лет условий, созданных приемными родителями, с точки зрения удовлетворения его потребностей в свободе выбора и автономии:

ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора занятий, друзей;

ребенок может иметь независимые взгляды и мнения;

замещающие родители учитывают индивидуальность ребенка;

при решении спорных вопросов учитывается мнение ребенка.

2.3. Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

Категории семей - семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Основными показателями отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении являются:

нахождение детей вследствие безнадзорности в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию;

отрицательное влияние родителей (иных законных представителей) на поведение ребенка (детей), в том числе злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками, употребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, совершение иных антиобщественных действий, вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;

отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, непринятие мер по организации получения ребенком образования, оказанию ему медицинской помощи, попустительство вредным привычкам ребенка;

наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;

бродяжничество и попрошайничество детей, представляющих опасность для их жизни и здоровья;

школьная дезадаптация, пропуски детьми занятий в школе, др.;

совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, административных правонарушений и (или) антиобщественных действий, включая систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;

сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей, которые могут причинить вред развитию ребенка либо его жизни и здоровью (голод, отказ от лечения ребенка необходимыми лекарствами во время болезни, жестокие наказания).

2.4. Чрезвычайная ситуация, отсутствие работы и средств к существованию.

Категории семей - семьи в трудной жизненной ситуации.

Основными показателями отнесения семьи к категории находящейся в трудной жизненной ситуации являются:

отсутствие условий для нормального воспитания и развития ребенка (детей), в том числе отсутствие работы у родителей (иных законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка и другие обстоятельства, не являющиеся результатом действий или бездействия родителей (иных законных представителей) ребенка (детей);

среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по региону (бедность)

смерть одного из родителей;

уход отца или матери из семьи, развод родителей;

возвращение родителей (одного из них) из мест лишения свободы;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителей с ребенком;

отсутствие учебной мотивации у ребенка, несформированность элементов и навыков учебной деятельности (плохая успеваемость, невнимательность, неуверенность, тревожность)

ущерб здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм), полученный вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.

В процессе оценки нуждаемости в социальном сопровождении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, важно наряду с другими факторами проанализировать степень ее социальной интеграции:

дружит ли семья с другими семьями;

ощущает ли себя членом территориального сообщества;

посещает ли общественные мероприятия, массовые праздники и пр.;

какую позицию (активную, пассивную, нейтральную) занимает в жизни сообщества.

Важно оценить наличие, доступность, уровень имеющихся в окружении семьи ресурсов и их влияние на семью: имеется ли по месту жительства семьи кинотеатр, школа, дом творчества, поликлиника, развлекательные учреждения, медицинские организации, социальная служба, социально ориентированные некоммерческие организации, которые работают с детьми и семьями с детьми;

пользуется ли семья этими ресурсами, имеет ли доступ к ним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют на договорной основе сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. В рамках указанного Федерального закона сопровождение предполагает оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Программа социального сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, должна учитывать мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Работа по социальному обслуживанию и социальному сопровождению осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Иркутской области, а также в соответствии с методическими рекомендациями, инструкциями, положениями и порядками министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

1

Приложение 2

к Модельной программе социального

сопровождения семей с детьми

в Иркутской области

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Изменения в сфере детского и семейного неблагополучия:

№ п/п

Показатель

20___

20___

20___

1

Количество отказов от детей

2

Количество лишения родительских прав

3

Количество семей в социально опасном положении, состоящих на учете

4

Количество семей, в которых имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей

5

Количество возвратов детей из замещающих семей

II. Изменения в жизнедеятельности семей, нуждающихся в социальном сопровождении и получивших такую помощь:

№ п/п

Показатель

20___

20___

20___

1

Количество семей/человек, принятых на социальное сопровождение

2

Количество семей, переведенных на другой уровень социального сопровождения, из них:

-

-

-

2.1

Количество семей, в которых ситуация ухудшилась, переведенных с профилактического уровня в категорию ТЖС

2.2

Количество семей, в которых ситуация ухудшилась, переведенных из категории ТЖС в категорию СОП

2.3

Количество семей, в которых ситуация улучшилась, переведенных из категории СОП в категорию ТЖС

2.4

Количество семей, в которых ситуация улучшилась, переведенных из категории ТЖС на профилактический уровень

3

Количество семей/человек, снятых с социального сопровождения

III. Изменения в инфраструктуре организаций, участвующих в социальном сопровождении:

№ п/п

Показатель

20___

20___

20___

1

Количество организаций социального обслуживания, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми

2

Количество организаций других ведомств, задействованных в социальном сопровождении

3

Количество структурных подразделений организаций социального обслуживания, основным направлением деятельности которых является социальное сопровождение семей с детьми

4

Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в социальном сопровождении

IV. Изменения в кадровом обеспечении социального сопровождения семей с детьми:

№ п/п

Показатель

20___

20___

20___

1

Количество специалистов, получивших профильную профессиональную подготовку для организации социального сопровождения семей с детьми

2

Количество специалистов, обученных на курсах повышения квалификации по вопросам социального сопровождения семей с детьми

3

Количество специалистов, прошедших стажировки по вопросам социального сопровождения семей с детьми

4

Количество специалистов, ставших победителями региональных конкурсов профессионального мастерства

5

Количество добровольцев (волонтеров), обученных и привлеченных к социальному сопровождению семей с детьми

(приложение 2 к Модельной программе в редакции приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 23.04.2018 № 53-58/18-мпр)

1

УТВЕРЖДЕН

приказом министерства социального

развития, опеки и попечительства

Иркутской области

от «30» июня 2017 года № 53-85/17-мпр

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает порядок организации и осуществления социального сопровождения семей, имеющих детей, в Иркутской области поставщиками социальных услуг независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – поставщик социальных услуг).

2. Термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации. Понятия «государственная услуга» и «социальные услуги» в целях настоящего Порядка используются как равнозначные.

3. Социальное сопровождение осуществляется в отношении следующих категорий граждан:

дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 18 лет, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи со следующим обстоятельством - полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

родители (законные представители, в том числе опекуны и попечители), воспитывающие детей-инвалидов, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с наличием в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

родители (законные представители, в том числе опекуны и попечители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с наличием ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

родители (законные представители, в том числе опекуны и попечители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с наличием ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

родители (законные представители, в том числе опекуны и попечители), воспитывающие приемных детей, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с наличием ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

родители и дети, находящиеся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с наличием внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличием насилия в семье;

родители и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, по одному их следующих обстоятельств - отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию; чрезвычайная ситуация.

Глава 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

4. Правовой основой организации и осуществления социального сопровождения являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об обновах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Закон Иркутской области от 1 декабря 2014 года № 144-ОЗ «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области»;

постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря                       2014 года № 650-пп «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области».

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Глава 3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

5. Виды социального сопровождения социально-медицинского характера:

содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

содействие в прохождении диспансеризации;

содействие в лечении по итогам диспансеризации;

содействие в получении высокотехнологической помощи;

содействие в получении санаторно-курортного лечения;

содействие в лечении от алкогольной зависимости;

иные виды сопровождения, потребность в которых возникает у гражданина при взаимодействии с организациями здравоохранения.

6. Виды социального сопровождения социально-педагогического характера:

содействие в получении образования;

содействие в определении уровня образования (прохождении психолого-медико-педагогической комиссии);

содействие в организации летнего отдыха;

содействие занятости детей;

содействие в обучении компьютерной грамотности;

иные виды сопровождения, потребность в которых возникает у гражданина при взаимодействии с образовательными организациями.

7. Виды социального сопровождения социально-правового характера:

содействие в получении документов;

содействие в восстановлении документов;

содействие в получении льгот и преимуществ;

содействие в защите прав и законных интересов;

содействие в решении жилищного вопроса;

содействие в установлении круга родственников;

иные виды сопровождения, потребность в которых возникает у гражданина по вопросам реализации прав.

8. Виды социального сопровождения социально-экономического характера:

содействие в обеспечении одеждой (мебелью, канцтоварами к школе);

содействие в получении мер социальной поддержки;

содействие в получении места для временного проживания;

содействие в трудоустройстве;

иные виды сопровождения, потребность в которых возникает у гражданина.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

9. Принципами социального сопровождения семей с детьми являются:

профессионализм и высокая квалификация специалистов, осуществляющих процесс социального сопровождения; 

приоритет интересов семьи и добровольности получения услуг;

комплексный подход к сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида;

координация работы и сотрудничество различных учреждений, организаций и специалистов;

активное участие семьи в процессе сопровождения и развития собственного потенциала семьи;

конфиденциальность информации о семье;

последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;

полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат.

10. Социальное сопровождение осуществляется в отношении граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании (далее – получатель социальных услуг, семьи, граждане), в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем. В индивидуальной программе гражданина указывается вид социального сопровождения гражданина. В случае отсутствия у гражданина потребности в социальных услугах в индивидуальной программе предоставления социальных услуг указывается только вид социального сопровождения. При организации работы с семьей нуждающимся в социальных услугах признается каждый член семьи в соответствии с тем обстоятельством, которое возникает у конкретного члена семьи.

11. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг и индивидуальная программа социального сопровождения разрабатываются на каждого члена семьи в зависимости от потребностей членов семьи. Социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей. Конкретные мероприятия по социальному сопровождению гражданина отражаются в индивидуальной программе социального сопровождения.

12. При заключении договора о предоставлении социальных услуг получатели социальных услуг должны быть ознакомлены поставщиком социальных услуг с перечнем предоставляемых социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также правилами внутреннего распорядка поставщика социальных услуг.

13. Прием граждан на социальное обслуживание, в том числе с целью организации социального сопровождения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в зависимости от формы социального обслуживания.

14. Социальное сопровождение граждан осуществляется поставщиками социальных услуг. Для организации социального сопровождения в зависимости от потребности граждан в организациях социального обслуживания создаются отделения, службы либо социальное сопровождение входит в должностные обязанности специалистов организации социального обслуживания.

15. Основной целью социального сопровождения является организация межведомственного взаимодействия в интересах гражданина при получении услуг, не относящихся к социальным.

16. Этапы работы при организации социального сопровождения:

диагностико-договорный этап;

деятельностный этап (этап «профессионального сопровождения»);

рефлексивный этап;

«поддерживающий» этап (этап «постсопровождения»).

17. На диагностико-договорном этапе осуществляется:

получение сигнала о потребности гражданина (либо семьи) в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении;

установление контакта с гражданином (семьей), в том числе посредством посещения (при посещении - составление акта материальных и жилищно-бытовых условий);

выявление проблем гражданина (семьи); определение индивидуального объема социальных услуг и видов социального сопровождения;

информирование гражданина о возможности и порядке получения социальных услуг и социального сопровождения;

содействие в оформлении документов для получения социального обслуживания и (или) социального сопровождения;

принятие на социальное обслуживание и (или) социальное сопровождение; заключение договора о социальном обслуживании и (или) сопровождении;

определение или уточнение (в случае, когда с членами семьи уже заключен договор о социальном обслуживании в виде предоставления социальных услуг) зоны ответственности семьи и куратора по решению сложившейся проблемы семьи.

18. В рамках этапа «профессионального сопровождения»:

постановка семьи с детьми на учет в Банк данных о семьях в социально-опасном положении;

составление социального паспорта семьи;

закрепление ответственного специалиста за организацию социального сопровождения и (или) предоставление социальных услуг;

составление совместно с семьей индивидуальной программы социального сопровождения; проектирование действий специалистов организаций в рамках межведомственного взаимодействия, ответственного специалиста и гражданина в целях разрешения возникших проблем, требующих социального сопровождения;

рассмотрение при необходимости на межведомственной рабочей группе (комиссии) индивидуальной программы социального сопровождения семьи (членов семьи) и ее утверждение либо отклонение; 

осуществление действий по решению проблем(ы) семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой, заключенным договором о социальном сопровождении: направление межведомственных запросов; взаимодействие с членами семьи, в том числе посещение семьи, по вопросам получения ответов на межведомственные запросы; содействия в сборе необходимых документов для социального сопровождения;

осуществление социально-психологической поддержки членов семьи в процессе социального сопровождения, в том числе с целью гармонизации межличностных отношений;

проводится промежуточный мониторинг с целью определения степени решения проблем семьи в результате социального сопровождения, а также корректировки дальнейших действий специалиста учреждения, членов семьи. 

19. На рефлексивном этапе по истечению установленных сроков выполнения индивидуальной программы социального сопровождения семьи ответственным специалистом совместно с заинтересованными организациями проводится анализ эффективности социального сопровождения семьи с целью определения дальнейших действий по социальному сопровождению семьи либо по прекращению социального сопровождения с выработкой дальнейших рекомендаций для семьи.

20. На «поддерживающем» этапе (этапе «постсопровождения») после прекращения действия договора о социальном сопровождении учреждениями социального обслуживания семье оказывается необходимая помощь, предоставляются срочные социальные услуги.

21. В соответствии с проблемой и ее остротой для каждой семьи определяется уровень социального сопровождения. При определении уровней социального сопровождения устанавливается продолжительность социального сопровождения в соответствии с нуждаемостью. Примерная продолжительность социального сопровождения устанавливается в зависимости от уровня социального сопровождения:

адаптационный - до 12 месяцев;

базовый - до 12 месяцев;

кризисный - до 6 месяцев;

экстренный - до 3 месяцев.

В случае потребности семьи в продлении срока социального сопровождения, в том числе при наличии в семье потребности в нескольких видах социального сопровождения, длительной трудной жизненной ситуации, период социального сопровождения продлевается по решению поставщика социальных услуг.

22. Адаптационный уровень социального сопровождения - это деятельность по первичному сопровождению семьи в период адаптации к новым окружающим условиям (установление инвалидности ребенку; принятие в семью ребенка без попечения родителей; возникновение в семье трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с потерей работы, чрезвычайной ситуацией).

23. Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения -это деятельность по сопровождению семьи, длительное время находящейся в трудной жизненной ситуации, которая не может самостоятельно выйти из этой ситуации, либо при выявлении потребности семьи в нескольких видах социального сопровождения.

24. Кризисный уровень социального сопровождения - это деятельность по сопровождению семьи в кризисной ситуации (установление факта жестокого обращения, суицидальное поведение, возрастные и/или семейные кризисы, не требующие изъятия из семьи детей).

25. Экстренный уровень социального сопровождения – это деятельность по сопровождению семьи, оказавшейся в социально опасном положении, при угрозе изъятия ребенка из семьи.

26. Методические рекомендации, формы документов по социальному сопровождению, в том числе форма индивидуальной программы социального сопровождения, социальный паспорт семьи определяются министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.   

Первый заместитель министра

социального развития, опеки и

попечительства Иркутской области

А.С. Макаров

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 070.010.000 Общие положения, 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать