Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2020г.
Номер документа: RU57000202000938
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Орловская область
Принявший орган: Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 июля 2020 г. № 432

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», статьей 2 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 732-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства» п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить:

программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

программу переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Органам местного самоуправления Орловской области, наделенным отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства, организовать работу по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовке лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Член Правительства Орловской области –

руководитель Департамента социальной

защиты, опеки и попечительства, труда

и занятости Орловской области

И.А. Гаврилина

Приложение 1 к приказу

Департамента социальной защиты,

опеки и попечительства, труда и

занятости Орловской области

от 30.07.2020 года № 432

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью.

Задачи программы:

1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2. Формирование у кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее – замещающие родители) знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.

3. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании принимаемого ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.

4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Объем программы: 66,5 часов, в том числе тренинги и практические занятия – 39 часов, индивидуальная работа и консультирование – 4,5 часа.

Режим занятий: 2-3 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.

Форма проведения подготовки: очно-заочная.

Формы организации занятий:

основная форма – социально-психологический тренинг; а также просмотры и обсуждение тематических учебных фильмов, лекции-беседы, анализ моделируемых ситуаций.

Форма подведения итогов подготовки: тестирование, собеседование.

Учебный план

программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

№ п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лек-ции

Семинары-тренинги

Индиви-дуальная работа/

консуль-тирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители

4

1

3

1.1

Первичное консультирование

1

1

Структури-рованное

интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки

2

2

Утвержден-ный

пакет методик

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

3

1

2

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно- гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2

2

3

Этапы развития ребенка

4

4

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

2

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

2

2

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

4

1

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка

1

1

4.2

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

4.3

Медицинские аспекты развития ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, последствий жестокого обращения

2

2

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

3

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка

1

1

5.2

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»)

1

1

5.3

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка

2

1

1

6

Адаптация принимаемого ребенка и замещающей семьи

5

5

6.1

Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка

1

1

6.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

2

6.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной

1

1

6.4

Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье

1

1

7

«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением

6

6

7.1

Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними

2

2

7.2

Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

2

2

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм

1

1

7.4

Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

6

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством)

2

2

8.2

Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных. Воспитание безопасного поведения у ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, в общественных местах, в интернет-пространстве

4

4

9

Особенности полового воспитания принимаемого ребенка

3

1

2

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.2

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации принимаемого ребенка

4

4

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка

1

1

10.2

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.3

Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

10.4

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон

1

1

11

Особенности воспитания сирот-сиблингов условиях замещающей семьи

5

1

4

11.1

Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье

2

2

11.2

Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей

3

1

2

12

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

6

3

3

12.1

Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития

3

2

1

12.2

Подготовка членов семьи к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Принятие ребенка всеми членами семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний)

3

1

2

13

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

6

4

2

13.1

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства

1

1

13.2

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства

1

1

13.3

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

13.4

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

1

1

13.5

Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства

2

1

1

14

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

3

14.1

Взаимодействие замещающих семей с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого- педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории проживания. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом. Функции замещающей семьи

3

3

15

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители

2

2

15.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы

1

1

15.2

Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в амещающие родители к приему детей на воспитание в семью

1

1

Тестирова-ние

Итоговая аттестация

0,5

0,5

Собеседо-вание

Итого

66,5

15

47

4,5

Содержание разделов

Раздел 1

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители

Проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители;

б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;

- ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания; ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;

в) понятие обучающего психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2

Представление о потребностях развития принимаемого ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей.

Понятие о мотивации замещающих родителей

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3

Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Диспропорции развития ребенка

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка; диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение; оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка; причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»); понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Раздел 6

Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи

Особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка; этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации; тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он не родной; роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.

Раздел 7

«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка в замещающей семье

Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними; эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством); способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице, в общественных местах, в интернет-пространстве. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных.

Раздел 9

Особенности полового воспитания ребенка в замещающей семье

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10

Роль замещающей семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11

Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи

Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье. Детская подсистема: проблемы и стимулы. Детская ревность, конкуренция, конфликты. Позиция родителей. Взаимоотношения младших и старших детей в семье. Правила для родителей.

Раздел 12

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ОВЗ (по заболеваниям). Создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ. Безопасное проживание ребенка в замещающей семье. Подготовка членов семьи к приему ребенка с ОВЗ. Принятие ребенка всеми членами замещающей семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ОВЗ к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Педагогическая копилка упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний).

Раздел 13

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью; формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства; требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения; порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье; порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью; меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства; защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка; порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом; правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком семье, семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 14

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Основные функции замещающей семьи; взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия; информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в территории ее проживания; взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 15

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов

в замещающие родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения заданий для самостоятельной работы; обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители; проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание; составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью.

Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители,

успешно освоивших программу

1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания принимаемых детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении принимаемого ребенка;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности принимаемого ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без

попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки (Приложение).

Модуль «Особенности воспитания сирот-сиблингов

в условиях замещающей семьи»

Цель модуля: повышение воспитательных компетенций замещающих родителей и развитие родительских умений в воспитании сирот-сиблингов.

Подготовка кандидатов в замещающие родители в рамках данного модуля предоставляет им возможность как можно больше узнать о детях-сиблингах, особенностях взаимодействия с ними, правилах и условиях адаптации семьи к приему новых членов и особенностях взаимоотношений детей между собой.

Задачи модуля:

- оказать помощь замещающим родителям в осознании реальных трудностей воспитания детей-сиблингов и разрешении конфликтных ситуаций с детьми;

- активизировать внутренние ресурсы родителей, формировать представления о необходимости подготовки всех членов семьи к приему новых детей;

- разработать систему правил для родителей, направленных на смягчение конфликтов между детьми и улучшение самочувствия каждого ребенка в семье.

Объем модуля: 5 часов, в том числе лекции – 1 час, семинары-тренинги – 4 часа.

Формы организации занятии: лекции-беседы; семинары-тренинги, анализ моделируемых ситуаций.

Учебно-тематический план

модуля «Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях

замещающей семьи»

Разделы

№ п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекции

Семинары-тренинги

Индивидуальная работа/

консультирование

1.

Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи

5

1

4

1.1

Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье к приему новых детей. Особенности адаптации сиблингов к новой семье

2

2

1.2

Детская подсистема: проблемы и стимулы. Позиция родителей

3

1

2

Итого

5

1

4

Ожидаемый результат:

Повышение компетенций кандидатов в замещающие родители в вопросах воспитания сирот-сиблингов (анкетирование, диагностики).

Формирование у кандидатов в замещающие родители понимания принципов позитивного воспитания детей-сиблингов. Профилактика жесткого обращение с детьми.

Модуль «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи»

Цель модуля: подготовка кандидатов в замещающие родители к построению эффективной системы взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей обеспечить интегративную адаптацию его в социуме.

Подготовка кандидатов в замещающие родители в рамках данного модуля

предоставляет им возможность как можно больше узнать об особенностях

воспитания детей-сирот с особыми потребностями здоровья, условиях создания

развивающей среды и успешной социализации ребенка.

Задачи модуля:

оказать помощь кандидатам в замещающие родители в осознании реальных проблем, трудностей воспитания детей-сирот с особыми потребностями здоровья и путей для их решения;

определить оптимальные условия для развития ребёнка с особыми потребностями здоровья;

активизировать внутренние ресурсы родителей, формировать у кандидатов в замещающие родители представления о необходимости подготовки всех членов семьи к приёму ребёнка с особыми потребностями здоровья.

Объем модуля (учебных часов): 6 часов, в том числе лекций – 4 часа, семинары-тренинги – 2 часа.

Формы организации занятии: лекции-беседы; семинары-тренинги.

Учебно-тематический план

модуля «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи»

Разделы

№ п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекции

Семинары-тренинги

Индивидуальная работа/

консультирование

1.

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи. Основные проблемы развития детей с ОВЗ

6

4

2

1.1

Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития

3

3

1.2

Подготовка членов семьи к приему ребенка с ОВЗ. Посещение детских домов- интернатов для детей-инвалидов (экскурсия, общение со специалистами) Принятие ребенка всеми членами семьи. Неадекватный уровень ожиданий. Адаптация ребенка с ОВЗ к семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила

3

1

2

Итого

6

4

2

Ожидаемый результат:

Повышение социально-педагогических компетенций кандидатов в замещающие родители в вопросах воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (в зависимости от диагноза).

Понимание родителями требований и условий создания развивающей среды для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и медицинского диагноза.

Формирование активной родительской позиции для привлечения профессиональной помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями здоровья.

Приложение 1 к приказу

Департамента социальной защиты, опеки

и попечительства, труда и занятости

Орловской области

от 30.07.2020 № 432

Приложение

к программе подготовки лиц

, желающих принять на воспитание в

семью ребенка, оставшегося без

попечения родителей

Форма

________________________________________

(бланк уполномоченного органа местного самоуправления/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

от ____ ____________ 20___ г.                                                                                     № _____

Настоящее свидетельство выдано ____________________________________ __________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (полностью), дата рождения)

в том, что он (она) с ___ ____________ 20___ г. по ___ ___________ 20___ г. прошел (прошла) курс обучения в_____________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование органа опеки и попечительства/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от ___ ______ 2020 г. № _____.

Руководитель органа опеки

и попечительства/

организации                                                         ___________ _______________________

(подпись)              (фамилия, имя, отчество)

М.П.             

Приложение 2 к приказу

Департамента социальной защиты,

опеки и попечительства, труда и

занятости Орловской области

от 30.07.2020 № 432

Программа

переподготовки лиц, принявших на воспитание детей,

оставшихся без попечения родителей

Цель программы: переподготовка действующих замещающих родителей направлена на повышение родительской компетентности – совокупности личностных качеств, позволяющих решать проблемы и задачи воспитания и развития ребенка, возникающие в реальных жизненных ситуациях; на профилактику жестокого обращения с детьми и профилактику отказа от воспитания детей через коррекцию эмоционально-информационных связей в каждой конкретной семье.

Программа предназначена для действующих замещающих родителей (приемных родителей, опекунов (попечителей).

Задачи программы:

- активизировать процессы самопознания, внутренние ресурсы замещающих родителей;

- познакомить с навыками профилактики эмоционального выгорания, способствовать их практическому освоению;

- определить уровень функционального ресурса семьи;

- способствовать освоению навыков конструктивного общения между членами семьи; коррекции взаимодействия родителей и детей;

- познакомить с основами психосексуального развития детей, углубить знания в вопросах психосоциального развития детей.

Объем программы: 66,5 часов.

Формы и методы реализации программы: лекции-беседы, практические и семинарские занятия, моделирование и анализ ситуаций, работа в малых группах, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа.

Программа предусматривает максимальное использование личного опыта приемных родителей. Групповые формы работы позволяют участникам обмениваться мнениями, опытом, обсуждать проблемы и находить пути их решения, делиться своими чувствами.

Принципы реализации программы:

• Системность, интегрированность

• Добровольность

• Психологический комфорт

• Конфиденциальность

• Сотрудничество, взаимодействие

• Личностно-ориентированный подход

Степень эффективности образовательной программы будет оцениваться при проведении психологического исследования.

Ожидаемый результат, методы измерения:

1. Расширены психологические и педагогические знания, умения и навыки, компетенции замещающих родителей (анкетирование, диагностики).

2. Отработаны навыки и способы конструктивного решения конфликтных ситуаций в замещающих семьях (наблюдение, анкетирование, решение практических задач).

3. Сформированы навыки и освоены способы позитивного воспитания детей в целях профилактики жестокого обращения (коллективная рефлексия, решение практических задач).

Итоговая аттестация по программе.

Итоговая аттестация замещающих родителей проводится в форме собеседования в конце всего курса, и завершается выдачей документа о прохождении программы переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение 1).

Учебный план

программы переподготовки лиц, принявших на воспитание детей,

оставшихся без попечения родителей

№ п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекции

Семинары-тренинги

Индиви-дуальная работа/

консуль-тирование

1.

Психологическое исследование семейной ситуации

6,5

-

-

6,5

Психологическое исследование. Утвержденный пакет методик

1.1

Внеплановое психологическое исследование опекунов (в возрасте старше 70 лет) и несовершеннолетних

10

-

-

10

Психологическое исследование. Утвержденный пакет методик. Консультирование

2

Активизация процессов

самопознания и внутренних ресурсов замещающих родителей

5

1

4

2.1

Знакомство участников с целями

и задачами программы.

Мотивация участников на

тренинг, определение личных целей

1

1

-

2.2

Профилактика эмоционального

выгорания замещающих

родителей

2

-

2

-

2.3

Толерантность и конфликтность

в условиях неизбежных

разногласий.

Тактика поведения в сложных/конфликтных

ситуациях

2

-

2

3

Психология семейных

отношений

21

3

18

3.1

Особенности нормативных и

ненормативных семейных

кризисов

1

1

-

-

3.2

Функциональный семейный

ресурс

3

-

3

3.3

Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающих семей.

Детская конкуренция и кооперация. Правила для родителей. Распределение обязанностей между детьми

5

2

3

3.4

Влияние семейной истории на

развитие ребенка

4

-

4

3.5

Детско-родительские отношения

в многодетной замещающей

семье. Конструктивные способы

решения конфликтов. Основные

принципы позитивного

воспитания. Решение

моделируемых ситуаций.

Совместные занятия взрослых и

детей

8

-

8

-

4

Основы психосексуального и

психосоциального развития детей

4

1

3

4.1

Психосексуальное развитие детей

2

1

1

4.2

Психосоциальное развитие детей. Связь между психосексуальным и психосоциальным развитием ребенка. Роль замещающей семьи в психосоциальном развитии ребенка

2

-

2

5

Жестокое обращение с детьми

7

2

5

5.1

Последствия жестокого обращения с детьми

1

1

5.2

Обеспечение безопасности и оказание помощи ребенку. Понятие безопасности. Физическая и психологическая безопасность. Правила безопасного поведения. Замещающая семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

2

2

5.3

Угрозы современного мира для

ребенка. Защита ребенка от

информации, наносящий вред его

здоровью и развитию. Основные

принципы информационной

безопасности, правила защиты

персональных данных.

Правила безопасности в

интернет-пространстве

4

1

3

6

Защита прав и интересов

несовершеннолетних

4

3

1

6.1

Обзор федеральных и

региональных нормативных

правовых актов, касающихся

различных сфер жизнедеятельности детей-сирот

4

3

1

7

Особенности воспитания детей с

ограниченными возможностями

здоровья в условиях

замещающей семьи. Основные

проблемы развития детей с ОВЗ

6

2

4

7.1

Создание оптимальных условий

для развития ребенка с учетом

возможных ограничений

здоровья.

Программы государственных гарантий,

социально-медицинской

поддержки и

сопровождения.

Социально-поддерживающая

сеть семьи, воспитывающей

ребенка с ОВЗ

3

2

1

7.2

Копилка практических

упражнений и игр для развития

детей с ОВЗ (по категориям

заболеваний)

3

3

8

Жизненные планы и перспективы

замещающей семьи

2

2

-

Семейный проект

(творческая

презентация)

9

Рекомендации для внесения

дополнений в ИППСУ по

результатам обучения

2

-

-

2

Рекомендации

Всего:

66,5

11

37

18,5

Содержание программы

Раздел 1

Психологическое исследование семейной ситуации

Психологическое исследование семейной системы в начале и в конце реализации образовательной программы.

Диагностические методики для проведения исследования:

1) «Социограмма» Эйдемиллера Э. Г. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

2) «Тест функционального ресурса семьи» Н.М. Лавровой позволяет получить информацию об актуальном семейном состоянии, выявить проблемы семьи, определить мишени помощи, выявить функциональных членов семьи.

3) Цветовой тест М. Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Он так же позволяет определить причины психологического стресса.

4) Цветовой тест отношений (Ф. Бажина, А.Эткинда) позволяет измерить (как

сознательный, так и частично неосознаваемый уровень) самоотношения человека и отношение к другим значимым людям, событиям, понятиям.

5) Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВВР).

6) Опросник X. Шмишека служит для определения типа акцентуации личности.

7) «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускас методика позволяет отразить переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

8) Диагностика семейных взаимоотношений Е. И. Медведской служит для определения степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи.

9) Методика «Разноцветные домики» позволяет оценить особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Внеплановое психологическое исследование опекунов (в возрасте старше 70 лет) и несовершеннолетних. Проведение диагностики опекунов и детей (тестирование). Консультирование семьи опекуна по результатам диагностики. Подготовка и выдача рекомендаций для служб сопровождения.

Раздел 2

Активизация процессов самопознания и внутренних ресурсов

замещающих родителей

Знакомство участников с целями и задачами программы. Мотивация участников на тренинг и определение личных целей. Знакомство с групповой формой работы.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Определение синдрома эмоционального выгорания. Профилактические мероприятия для преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Практические навыки самопомощи преодоления стрессовых ситуаций. Толерантность и конфликтность в условиях неизбежных разногласий. Тактика поведения в сложных/конфликтных ситуациях.

Природа конфликта. Противоречие. Поведение в ситуациях разногласия. Способы разрешения конфликтов. Конструктивный выход из конфликтов, связанный с воспитанием детей.

Раздел 3

Психология семейных отношений

Особенности нормативных и ненормативных семейных кризисов. Определение нормативных и ненормативных кризисов семьи. Функциональный семейный ресурс.

Семейная поддержка. Консолидация семьи, ее способность решать собственные проблемы. Приоритет общесемейных интересов над личными. Конструктивные факторы преодоления семенных кризисов. Стратегия членов семьи при решении семейных проблем. Место семьи в системе жизненных ценностей. Степень доверительности в семейных отношениях. Семейное времяпровождение. Степень участия членов семьи в выполнении семейных функций. Оценка семейной перспективы. Представления членов семьи о семейных ролях. Способы выхода из внутрисемейных конфликтов. Глава семьи. Функциональный член семьи.

Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи. Детская конкуренция и кооперация. Правила для родителей. Распределение обязанностей между детьми.

Влияние семейной истории на развитие ребенка. Жизненная история семьи (семейные мифы, стереотипные паттерны поведения, ценности). Интеграция прошлого семьи и прошлого ребенка. Поиск ресурсов (внешних или внутренних) и мишеней помощи, которые помогут семье конструктивно разрешить кризисные ситуации.

Детско-родительские отношения в многодетной приемной семье. Конструктивные способы решения конфликтов. Основные принципы позитивного воспитания. Решение моделируемых ситуаций. Совместные занятия взрослых и детей.

Раздел 4

Основы психосексуального и психосоциального развития детей

Психосексуальное развитие детей. Психосексуальное развитие – один из аспектов индивидуального психического развития, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Этапы психосексуального развития. Нормальное сексуальное поведение. Сексуализированное поведение.

Психосоциальное развитие детей.

Связь между психосексуальным и психосоциальным развитием ребенка. Психосоциальное развитие - развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения). Роль замещающей семьи в психосоциальном развитии ребенка.

Раздел 5

Жестокое обращение с детьми

Последствия жестокого обращения с детьми. Виды жестокого обращения. Ответственность замещающего родителя за жестокое обращение с детьми. Психологические последствия жестокого обращения и их преодоление.

Обеспечение безопасности и оказание помощи ребенку. Понятие безопасности. Физическая и психологическая безопасность. Правила безопасного поведения. Замещающая семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Угрозы современного мира для ребенка. Защита ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию. Основные принципы информационной безопасности, правила защиты персональных данных. Правила безопасности в интернет-пространстве.

Раздел 6

Защита прав и интересов несовершеннолетних

Обзор федеральных и региональных правовых актов, касающихся различных сфер жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 7

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях замещающей семьи

Основные проблемы развития детей с ОВЗ. Создание оптимальных условий для развития ребенка с учетом возможных ограничений здоровья.

Программы государственных гарантий, социально-медицинской поддержки и сопровождения.

Социально-поддерживающая сеть семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Копилка практических упражнений и игр для развития детей с ОВЗ (по категориям заболеваний).

Раздел 8

Жизненные планы и перспективы замещающей семьи

Определение жизненных перспектив (цели и задач дальнейшего развития семьи или каждого члена семьи). Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной.

Раздел 9

Рекомендации для внесения дополнений в индивидуальную программу предоставления социальных услуг по результатам обучения

Результаты обучения по программе. Изменения семьи, выявленные в процессе обучения проблемы, трудности. Проведенная коррекция семейных отношений. Перечень мероприятий, их направленность и содержание для дальнейшего эффективного социально-психологического сопровождения семьи.

Ожидаемый результат обучения:

В результате прохождения специального курса переподготовки замещающие родители должны знать:

• психологические особенности семейных отношений, перспективы их развития, способы выхода из внутрисемейных конфликтов;

• возрастные особенности, основы психосексуального и психосоциального развития несовершеннолетних, методы и приемы нравственно-полового воспитания ребенка;

• основы нормативно-правовой базы в области защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей права, обязанности замещающих родителей;

• основы обеспечения безопасности ребенка, правила безопасного поведения детей;

• психологические последствия жестокого обращения с детьми, методы реабилитации, ответственность за жестокое обращение с детьми.

Уметь:

• применять полученные знания для анализа семейных отношений, оценки собственных воспитательских компетенций, ресурсов и возможностей в преодолении трудностей по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей;

• выстраивать конструктивное взаимодействие с членами семьи, выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, владеть тактикой поведения в сложных/конфликтных ситуациях;

• предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в социуме и в своей семье;

• заботиться о здоровье ребенка, понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

• выстраивать взаимодействие с организациями и учреждениями по оказанию помощи детям-сиротам.

Учебный план

дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье»

в рамках программы переподготовки лиц,

принявших на воспитание детей

Цель: повышение воспитательных компетенций, а также родительских навыков в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста.

Категория слушателей: замещающие родители.

Объем учебных часов: 40 часов.

№ п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекции

Семинары-тренинги

Индиви-дуальная работа/

консуль-тирование

1

Психологическое исследование семейной ситуации

6

-

-

6

Психологическое

исследование

2

Психология семейных отношений

10

4

6

2.1

Семейный кризис

2

2

-

2.2

Детско-родительские отношения

8

2

6

3

Профилактика жестокого обращения

8

4

4

3.1

Обеспечение безопасных условий проживания

1

1

-

3.2

Воспитание безопасного поведения детей

1

1

-

3.3

Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций

6

2

4

4

Особенности развития детей- сирот подросткового возраста

16

10

6

4.1

Особенности физиологического

Развития подростков. Медицинские аспекты здоровья подростка

4

4

-

4.2

Особенности психического развития подростков

4

2

2

4.3

Особенности поведения и общения подростков

4

2

2

4.4

Профилактика асоциального поведения

4

2

2

Итого:

40

18

16

6

После прохождения курса обучения по программе переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (модуль «Подросток в замещающей семье»), выдается свидетельство о прохождении переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение 2).

Приложение 2 к приказу

Департамента социальной защиты,

опеки и попечительства, труда и

занятости Орловской области

от 30.07.2020 года № 432

Приложение 1

к программе переподготовки лиц,

принявших на воспитание детей,

оставшихся без попечения родителей

Форма

________________________________________

(бланк уполномоченного органа местного самоуправления/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

от ____ ____________ 20___ г.                                                                                     № _____

Настоящее свидетельство выдано ____________________________________ __________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (полностью), дата рождения)

в том, что он (она) с ___ ____________ 20___ г. по ___ ___________ 20___ г. прошел (прошла) курс обучения в_____________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование органа опеки и попечительства/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

по программе переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной приказом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от ___ ___________ 2020 г. № _____.

Руководитель органа опеки

и попечительства/

организации                                                         ___________ _______________________

(подпись)              (фамилия, имя, отчество)

М.П.             

Приложение 2 к приказу

Департамента социальной защиты,

опеки и попечительства, труда и

занятости Орловской области

от 30.07.2020 года № 432

Приложение 2

к программе переподготовки лиц,

принявших на воспитание детей,

оставшихся без попечения родителей

Форма

________________________________________

(бланк уполномоченного органа местного самоуправления/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

от ____ ____________ 20___ г.                                                                                     № _____

Настоящее свидетельство выдано ____________________________________ __________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (полностью), дата рождения)

в том, что он (она) с ___ ____________ 20___ г. по ___ ___________ 20___ г. прошел (прошла) курс обучения в_____________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование органа опеки и попечительства/

организации, осуществляющей подготовку граждан)

по программе переподготовки лиц, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (модуль «Подросток в замещающей семье»), утвержденной приказом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от ___ ______ 2020 г. № _____.

Руководитель органа опеки

и попечительства/

организации                                                         ___________ _______________________

(подпись)              (фамилия, имя, отчество)

М.П.             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 17.10.2020
Рубрики правового классификатора: 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать