Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2020г.
Номер документа: RU34000202001446
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Волгоградская область
Принявший орган: Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 июля 2020 г. № 93

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ И ДЕТЯМ РАННЕГО

ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Во исполнение пункта 19 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.

2. Начальнику отдела специального образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Т.В. Смирновой в 3-месячный срок обеспечить разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области М.А. Тетерук.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель

комитета образования,

науки и молодежной политики

Волгоградской области

Л.М.Савина

Утверждена

приказом

комитета образования,

науки и молодежной политики

Волгоградской области

от 30.07.20 № 93

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ

И ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД

ДО 2025 ГОДА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года (далее именуется - Стратегия) разработана во исполнение протокола заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) от 28 мая 2019 г. № ОВ-8/07пр.

Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";

Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 г.;

приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

распоряжением Минпросвещения России от 09 сентября 2019 г. № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

Законом Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, регулирующими отношения в сфере образования.

Современное образовательное законодательство устанавливает новые требования к содержанию и механизмам оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений: детям раннего возраста, обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

Деятельность службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области (далее именуется - Служба) направлена на предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, а также детям группы риска;

обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, с ограниченными возможностями здоровья, повышенными познавательными потребностями или девиациями поведения;

их родителям (законным представителям);

педагогическим работникам.

Психолого-педагогическая помощь включает в себя:

психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии и семей, их воспитывающих;

психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

психолого-педагогическую помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;

сопровождение одаренных детей;

психолого-педагогическую поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;

помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, методическая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Стратегия основана на анализе основных проблем в сфере психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста на территории Волгоградской области и призвана выработать путь развития Службы на основе преемственности имеющегося позитивного опыта и интеграции достижений отечественной психологической, педагогической науки и практики для обеспечения всестороннего гармоничного развития обучающихся на всех уровнях образования, снижения рисков их дезадаптации и десоциализации.

Стратегия определяет цели и задачи развития Службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования, запросам участников образовательного процесса.

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ И ОКАЗАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Служба представляет собой организационную структуру, основными элементами которой являются:

государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее именуется - ППМС-центр), его обособленные структурные подразделения;

психолого-медико-педагогические комиссии по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

психолого-педагогические консилиумы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

консультационные центры, функционирующие на базе дошкольных и общеобразовательных организаций;

консультационные пункты единой региональной консультационной службы "Гармония", функционирующей на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие", государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в вопросах образования и воспитания детей;

научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи";

базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" (далее именуется - ВПТКР);

региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Волгоградской области - структурное подразделение государственного бюджетного детского оздоровительного учреждения Волгоградской области "Зеленая волна" (далее именуется - Центр одаренных детей);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (далее именуется - ВГСПУ) как центр подготовки высокопрофессиональных специалистов (бакалавров и магистров) по соответствующим направлениям, а также Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре университета;

региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения и региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" (далее именуется - ВГАПО).

Детское население Волгоградской области составляет 478949 человек, в том числе 76455 детей до 3 лет, 115741 - дошкольного возраста. Из них 109327 детей являются воспитанниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. По основным общеобразовательным программам обучаются 256670 детей, в том числе 7094 обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (3337 - в условиях инклюзивного образования и 3757 - в общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы). В системе профессионального образования Волгоградской области - 58736 учащихся, в том числе 528 лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.

Одним из ведущих звеньев психолого-педагогической помощи в системе образования Волгоградской области является ППМС-центр. В его структуре функционируют центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее именуется - ЦПМПК); группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности; отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; отдел по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида; служба развития семейных технологий, поддержки специалистов сферы защиты детства и семей, воспитывающих детей и подростков; служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером.

Для обеспечения территориальной доступности оказываемых ППМС-центром услуг функционируют 2 обособленных структурных подразделения ППМС-центра - Михайловское и Руднянское.

В целях содействия развитию в Волгоградской области системы помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет на базе ППМС-центра создан ресурсный центр по оказанию ранней помощи детям. В 2019 году в сфере образования услуги ранней помощи оказаны 228 детям целевой группы и семьям, их воспитывающим, в 1 полугодии 2020 года - 111 детям. Оснащение ресурсного центра ранней помощи для обеспечения развития психофизических (психомоторных) качеств, игровой деятельности, педагогической диагностики и консультирования продолжена в рамках реализации подпрограммы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области".

ППМС-центр, осуществляющий функции ЦПМПК, координирует деятельность 20 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Волгоградской области, созданных в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

В год комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в Волгоградской области проходит от 5 до 6 тысяч детей (2018 год - обследовано 6432 ребенка/выдано 6377 заключений; 2019 год - 5282 ребенка/выдано 5179 заключений).

Созданный в 2019 году на базе ППМС-центра ресурсный центр по оказанию ранней помощи координирует деятельность 53 служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и детям группы риска на базе образовательных организаций Волгоградской области.

В системе общего образования психолого-педагогическую, диагностическую, консультативную и методическую помощь оказывают 427 консультационных центров, созданных при дошкольных и общеобразовательных организациях Волгоградской области (далее именуются - консультационные центры). В 2019 году их услугами охвачено 7980 детей, не получающих дошкольное образование, в том числе 1012 детей в возрасте до 1,5 лет, 2346 детей - от 1,5 до 3 лет и 4130 детей - от 3 до 7 лет, 492 ребенка - 7 лет и старше. В оказании психолого-педагогической помощи задействован 2061 специалист.

С 2019 года в данную работу включены 9 научно-методических центров (Урюпинский, Михайловский, Калачевский, Камышинский, Заволжский, Городищенский, Волжский, Волгоград южный, Волгоград северный), действующих в опорных школах регионального образовательного кластера в соответствии с приказом государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" от 07 декабря 2018 г. № 234 "Об утверждении опорных школ НМО образовательного кластера", и ресурсный мобильный центр научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ВГАПО. Педагогами-психологами с использованием передовых методик проведена работа, направленная на первичную профилактику на ранней стадии семейного неблагополучия с 300 детьми, реабилитационная и психокоррекционная работа - с 370 детьми и их родителями, организовано обучение по специализированным программам для 250 несовершеннолетних и их законных представителей.

В рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", в 2019 году на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие" (далее именуется - ГБОУ "Созвездие") в соответствии с приказом ГБОУ "Созвездие" от 30 апреля 2019 г. № 176 "Об организации деятельности Единой региональной консультационной службы "Гармония" создана Единая региональная консультационная служба "Гармония" (далее именуется - служба "Гармония"), которая действует на территории Волгоградской области в 27 консультационных пунктах при государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Основной целью службы "Гармония" является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе с детей с инвалидностью. Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей оказывают 138 специалистов службы "Гармония". За время работы службы "Гармония" оказано 25496 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.

На ранее выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве, нацелена работа Центра одаренных детей. Ежегодно в Центр одаренных детей приезжают более 2000 детей в возрасте 7 - 17 лет из всех 38 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре одаренных детей свою квалификацию. Центром одаренных детей созданы условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.

Базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования, является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов". Ресурсным учебно-методическим центром Волгоградской области разработаны 15 адаптированных образовательных программ по рабочим специальностям в сфере строительства, текстильной промышленности, конкурсные задания для чемпионатов профессионального мастерства регионального и национального уровней "Абилимпикс", программы профориентационной работы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ВГСПУ в рамках основных и дополнительных образовательных программ осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование"; 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", по профилям "Педагог-психолог", "Психология и социальная педагогика", "Специальная психология"; магистерских программам "Педагог-психолог", "Школьная психология", "Диагностика и коррекция психического развития", "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодежи", "Социальная педагогика", а также ведется профессиональная переподготовка и повышение квалификации психологов образования, социальных педагогов и других педагогических работников.

Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданный при ВГСПУ, разрабатывает рекомендации для преподавателей по адаптации учебного материала для проведения аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья с учетом их нозологических особенностей; организует интеграцию студентов-инвалидов в академический процесс с использованием приема и передачи информации в доступных для них формах с применением как контактных, так и дистанционных образовательных технологий; осуществляет сопровождение студентов-инвалидов с помощью волонтеров, сурдопереводчика, тифлопереводчика; разрабатывает и реализует дополнительные общеразвивающие программы для студентов-инвалидов; обеспечивает консультационную поддержку для студентов и абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (лиц их заменяющих); организует повышение квалификации преподавателей университета, учителей и работников образования, здравоохранения и социальной защиты в сфере инклюзивного образования, специальной педагогики, социальной педагогики и психологии; организует международные, всероссийские, региональные научно-практические и социально-культурные мероприятия по социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Волгоградской области.

В современной системе образования Волгоградской области у различных категорий обучающихся возникают проблемы, обусловленные спецификой индивидуального развития, обучения, в том числе связанные с социальной адаптацией, профессиональным и жизненным самоопределением, мотивацией обучения, саморазвитием, межличностными отношениями и другие. Данные проблемы вполне могут быть разрешены посредством деятельности Службы.

В настоящее время наблюдается рост востребованности психолого-педагогической помощи со стороны детей раннего возраста, обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, что предполагает более серьезные требования к уровню квалификации специалиста психолого-педагогического сопровождения, а также расширение компетенций педагога-психолога.

С целью развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью на базе 11 организаций, реализующих исключительно основные общеобразовательные программы, созданы региональные ресурсные центры, в том числе: ресурсные центры инклюзивного образования по различным нозологическим группам, ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития; ресурсный центр по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; ресурсный по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их деятельность координирует региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО.

Научно-методическое сопровождение процессов создания безопасной и психологически комфортной среды для развития ребенка в образовательных организациях и семье, координацию деятельности социально-психологических служб в образовательных организациях Волгоградской области и ресурсных муниципальных центров осуществляет научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО.

Существуют проблемы и дефициты, ограничивающие перспективы развития Службы, а именно:

отсутствие единых подходов в определении целей, задач, содержания и приоритетов психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на различных уровнях и видах образования;

несформированность единой системы взаимодействия при оказании психологической помощи на разных уровнях образования и взаимодействия узких специалистов внутри образовательной организации;

дефицит узких специалистов психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях;

отсутствие системы распространения и внедрения эффективных психолого-педагогических практик, технологий и моделей деятельности.

Таким образом, несмотря на наличие позитивного опыта, для соответствия современным требованиям и вызовам Служба нуждается в решении ряда системных проблем, что определяет основные цели и задачи развития деятельности Службы.

III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ

Служба осуществляет деятельность по:

психолого-педагогическому сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее именуются - ФГОС);

психолого-педагогическому сопровождению различного контингента обучающихся, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, одаренных детей, детей с девиациями поведения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей группы социального риска и другие;

формированию психолого-педагогической компетентности педагогов, административных работников системы образования, родителей (законных представителей) обучающихся.

Цель деятельности Службы - психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в организациях общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС и согласно профессиональному стандарту "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", способствующее созданию психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Для достижения цели Служба реализует следующие задачи:

обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи;

организация психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ;

профилактика, диагностика, коррекция различных психологических проблем обучающихся;

психолого-педагогическое консультирование участников образовательного процесса;

содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

разработка и реализация психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии детей;

предоставление психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в целях преодоления ими ситуаций, вызванных обстоятельствами, в связи с которыми в отношении детей проводятся либо проводились правоприменительные процедуры (действия);

обеспечение взаимосвязи психологических служб различных типов образовательных организаций посредством реализации различных мероприятий диагностического, коррекционного, консультационного, просветительного направлений.

Цель и задачи деятельности Службы определяют необходимость ее эффективного функционирования на всей территории Волгоградской области, совершенствование ее организационной структуры, реализацию направлений деятельности педагогов-психологов через различные формы деятельности с использованием нормативно-правовой базы и психологического инструментария.

При достижении цели и решении задач Служба опирается на следующие принципы организации своей деятельности:

доступности - Служба ориентирована на обеспечение качества и полноты спектра психолого-педагогической помощи с учетом особенностей и образовательных потребностей заявителей, независимо от места их проживания;

системности - Служба опирается на алгоритм работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, регулярность психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;

комплексности - Служба ориентирована на полноту психолого-педагогических воздействий;

скоординированности - деятельность педагогов-психологов (психологов), учителей-предметников, иных педагогических работников, администрации основана на взаимодействии, направлена на достижение общей цели и на обеспечение сетевого взаимодействия специалистов различных звеньев Службы;

оптимизации - использование оптимального количества методик для проведения диагностики и направленного коррекционно-развивающего воздействия при условии сохранения необходимого уровня качества, оптимизация привлекаемых ресурсов, управленческих воздействий;

информатизации - использование автоматизированных систем обработки и представления психологических данных.

Гарантией эффективной деятельности Службы является последовательное и четкое профессиональное взаимодействие имеющихся звеньев и включение дополнительных.

IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

Приоритетные направления Стратегии сформированы с учетом реализуемой Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, и направлены на достижение поставленных в Стратегии задач.

На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов развития Службы определены следующие приоритетные направления Стратегии: нормативное правовое обеспечение, научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.

Нормативное правовое обеспечение включает в себя:

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области, реализации Стратегии в целях создания психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации детей раннего возраста, обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение включает в себя:

создание единой системы стандартизированного, научно-обоснованного психодиагностического инструментария для отслеживания сформированности образовательных результатов обучающихся в целях реализации требований ФГОС;

создание комплекса разработанных и адаптированных общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ (профилактические, общеразвивающие, коррекционно-развивающие, просветительские и иные программы);

расширение сети служб ранней помощи;

расширение сети консультационных пунктов службы "Гармония";

организацию деятельности 9 научно-методических центров образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи" (по психолого-педагогическому сопровождению детей целевой группы и оказанию им психологической помощи);

обеспечение преемственности между психолого-педагогическими службами разных ступеней образования и межпрофессионального, межуровневого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса;

разработку регионального плана мероприятий по развитию Службы с учетом положений, закрепленных в Стратегии.

Кадровое обеспечение Службы предполагает:

формирование психологической компетентности административных и педагогических работников;

обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов Службы, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации согласно требованиям профессиональных стандартов;

формирование системы непрерывного повышения квалификации кадров Службы (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения, опорных школ и других);

участие педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок и иных региональных, муниципальных мероприятиях с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, обеспечения личностно-профессионального развития;

поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ;

участие в подготовке предложений по формированию и увеличению контрольных цифр приема по направлениям подготовки бакалавров 37.03.01 "Психология", 44.03.02, 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03, 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование".

С целью повышения эффективности оказания профессиональной психолого-педагогической помощи предусматривается обеспечение условий для межуровневого и межпрофессионального взаимодействия специалистов психологических служб, в том числе развития школьно-вузовского партнерства.

Информационное обеспечение Службы включает в себя:

использование современных информационных и коммуникационных технологий и ресурсов для достижения целей Стратегии;

привлечение региональных средств массовой информации к популяризации деятельности педагогов-психологов (психологов) и Службы в целом;

создание информационных сервисов для родителей и обучающихся, позволяющих им дистанционно получить психологическую консультацию.

Информационно-общественное сопровождение в виде формирования единого информационного пространства для педагогов-психологов (психологов), защиты их интересов, осуществляет профессиональное сообщество, а именно Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России".

Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение в системе образования Волгоградской области осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. № 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам".

V. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Механизмы реализации Стратегии будут определяться в зависимости от каждой из целей и задач Стратегии.

Механизмы реализации Стратегии:

нормативно-правовое обеспечение деятельности Службы, включая совершенствование нормативно-правовой документации в части оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся;

создание моделей и внедрение в практику протоколов и алгоритмов организации межпрофессионального и межуровневого взаимодействия;

учет в деятельности органов государственной власти Волгоградской области функций по формированию соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования специалистов для Службы с учетом потребностей региона;

методологическое и методическое обеспечение деятельности Службы на региональном уровне с целью создания равных возможностей получения профессиональной помощи детьми раннего возраста группы риска, обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками на территории Волгоградской области;

информационное обеспечение, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Стратегии;

научно-методическое обеспечение деятельности Службы, ориентированное на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания профессиональной помощи обучающимся, распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей психолого-педагогической помощи и сопровождения;

информационная поддержка деятельности Службы.

Ресурсами реализации Стратегии на региональном уровне являются:

научно-методические ресурсы:

сеть образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, обеспечивающих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов Службы (в том числе ВГСПУ, ВГАПО), а также методическое сопровождение деятельности Службы (региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО, региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО);

ресурсный учебно-методический центр Волгоградской области ВПТКР;

сообщество общественно-профессиональных экспертов из числа исследователей, преподавателей вузов, специалистов высшей квалификации, представителей родительской общественности и других;

организационно-управленческие ресурсы:

сеть служб, оказывающих психолого-педагогическую помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ППМС-центр, обособленные структурные подразделения ППМС-центра, службы ранней помощи, консультационные центры, консультационные пункты службы "Гармония", научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи");

деятельность Центра одаренных детей по формированию "социального лифта" для одаренных детей, включающего профориентационные, образовательные, спортивные, творческие, исследовательские и иные ресурсы для развития и профессионального становления детей;

деятельность психолого-медико-педагогических комиссий по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

деятельность психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций по создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;

финансовые ресурсы:

средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование";

средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа", в том числе обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам";

средства федерального и областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов");

средства областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области".

Практическое выполнение целей, задач и приоритетных направлений Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии.

Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады.

Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется координационным советом по проведению Десятилетия детства в Волгоградской области.

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Реализация Стратегии будет способствовать:

обеспечению гарантированного законодательством Российской Федерации права детей раннего возраста и обучающихся Волгоградской области на получение психолого-педагогической помощи;

созданию безопасной психологической образовательной среды для обучающихся, удовлетворяющей общественные потребности в решении психологических проблем позитивной социализации, воспитания, образования и оздоровления, а также к продуктивному сопровождению других участников образовательных отношений (педагогических, административных работников, родителей (законных представителей) на всех уровнях образования;

выработке единой нормативной правовой и методологической основы деятельности Службы в системе образования Волгоградской области;

повышению эффективности межпрофессионального и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области;

транслированию успешных инновационных практик психолого-педагогической помощи и сопровождения на территории Волгоградской области.

Начальник отдела

специального образования

комитета образования, науки

и молодежной политики

Волгоградской области

Т.В.Смирнова

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.09.2020
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать