Основная информация
Дата опубликования: | 30 июля 2020г. |
Номер документа: | RU34000202001446 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Волгоградская область |
Принявший орган: | Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 30 июля 2020 г. № 93
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ И ДЕТЯМ РАННЕГО
ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Во исполнение пункта 19 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.
2. Начальнику отдела специального образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Т.В. Смирновой в 3-месячный срок обеспечить разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области М.А. Тетерук.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель
комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
Л.М.Савина
Утверждена
приказом
комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 30.07.20 № 93
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ
И ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года (далее именуется - Стратегия) разработана во исполнение протокола заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) от 28 мая 2019 г. № ОВ-8/07пр.
Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 г.;
приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
распоряжением Минпросвещения России от 09 сентября 2019 г. № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Законом Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, регулирующими отношения в сфере образования.
Современное образовательное законодательство устанавливает новые требования к содержанию и механизмам оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений: детям раннего возраста, обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
Деятельность службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области (далее именуется - Служба) направлена на предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, а также детям группы риска;
обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, с ограниченными возможностями здоровья, повышенными познавательными потребностями или девиациями поведения;
их родителям (законным представителям);
педагогическим работникам.
Психолого-педагогическая помощь включает в себя:
психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии и семей, их воспитывающих;
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
психолого-педагогическую помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
сопровождение одаренных детей;
психолого-педагогическую поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, методическая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Стратегия основана на анализе основных проблем в сфере психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста на территории Волгоградской области и призвана выработать путь развития Службы на основе преемственности имеющегося позитивного опыта и интеграции достижений отечественной психологической, педагогической науки и практики для обеспечения всестороннего гармоничного развития обучающихся на всех уровнях образования, снижения рисков их дезадаптации и десоциализации.
Стратегия определяет цели и задачи развития Службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования, запросам участников образовательного процесса.
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ И ОКАЗАНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Служба представляет собой организационную структуру, основными элементами которой являются:
государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее именуется - ППМС-центр), его обособленные структурные подразделения;
психолого-медико-педагогические комиссии по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
психолого-педагогические консилиумы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
консультационные центры, функционирующие на базе дошкольных и общеобразовательных организаций;
консультационные пункты единой региональной консультационной службы "Гармония", функционирующей на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие", государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в вопросах образования и воспитания детей;
научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи";
базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" (далее именуется - ВПТКР);
региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Волгоградской области - структурное подразделение государственного бюджетного детского оздоровительного учреждения Волгоградской области "Зеленая волна" (далее именуется - Центр одаренных детей);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (далее именуется - ВГСПУ) как центр подготовки высокопрофессиональных специалистов (бакалавров и магистров) по соответствующим направлениям, а также Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре университета;
региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения и региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" (далее именуется - ВГАПО).
Детское население Волгоградской области составляет 478949 человек, в том числе 76455 детей до 3 лет, 115741 - дошкольного возраста. Из них 109327 детей являются воспитанниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. По основным общеобразовательным программам обучаются 256670 детей, в том числе 7094 обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (3337 - в условиях инклюзивного образования и 3757 - в общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы). В системе профессионального образования Волгоградской области - 58736 учащихся, в том числе 528 лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.
Одним из ведущих звеньев психолого-педагогической помощи в системе образования Волгоградской области является ППМС-центр. В его структуре функционируют центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее именуется - ЦПМПК); группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности; отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; отдел по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида; служба развития семейных технологий, поддержки специалистов сферы защиты детства и семей, воспитывающих детей и подростков; служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером.
Для обеспечения территориальной доступности оказываемых ППМС-центром услуг функционируют 2 обособленных структурных подразделения ППМС-центра - Михайловское и Руднянское.
В целях содействия развитию в Волгоградской области системы помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет на базе ППМС-центра создан ресурсный центр по оказанию ранней помощи детям. В 2019 году в сфере образования услуги ранней помощи оказаны 228 детям целевой группы и семьям, их воспитывающим, в 1 полугодии 2020 года - 111 детям. Оснащение ресурсного центра ранней помощи для обеспечения развития психофизических (психомоторных) качеств, игровой деятельности, педагогической диагностики и консультирования продолжена в рамках реализации подпрограммы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области".
ППМС-центр, осуществляющий функции ЦПМПК, координирует деятельность 20 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Волгоградской области, созданных в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В год комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в Волгоградской области проходит от 5 до 6 тысяч детей (2018 год - обследовано 6432 ребенка/выдано 6377 заключений; 2019 год - 5282 ребенка/выдано 5179 заключений).
Созданный в 2019 году на базе ППМС-центра ресурсный центр по оказанию ранней помощи координирует деятельность 53 служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и детям группы риска на базе образовательных организаций Волгоградской области.
В системе общего образования психолого-педагогическую, диагностическую, консультативную и методическую помощь оказывают 427 консультационных центров, созданных при дошкольных и общеобразовательных организациях Волгоградской области (далее именуются - консультационные центры). В 2019 году их услугами охвачено 7980 детей, не получающих дошкольное образование, в том числе 1012 детей в возрасте до 1,5 лет, 2346 детей - от 1,5 до 3 лет и 4130 детей - от 3 до 7 лет, 492 ребенка - 7 лет и старше. В оказании психолого-педагогической помощи задействован 2061 специалист.
С 2019 года в данную работу включены 9 научно-методических центров (Урюпинский, Михайловский, Калачевский, Камышинский, Заволжский, Городищенский, Волжский, Волгоград южный, Волгоград северный), действующих в опорных школах регионального образовательного кластера в соответствии с приказом государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" от 07 декабря 2018 г. № 234 "Об утверждении опорных школ НМО образовательного кластера", и ресурсный мобильный центр научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ВГАПО. Педагогами-психологами с использованием передовых методик проведена работа, направленная на первичную профилактику на ранней стадии семейного неблагополучия с 300 детьми, реабилитационная и психокоррекционная работа - с 370 детьми и их родителями, организовано обучение по специализированным программам для 250 несовершеннолетних и их законных представителей.
В рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", в 2019 году на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие" (далее именуется - ГБОУ "Созвездие") в соответствии с приказом ГБОУ "Созвездие" от 30 апреля 2019 г. № 176 "Об организации деятельности Единой региональной консультационной службы "Гармония" создана Единая региональная консультационная служба "Гармония" (далее именуется - служба "Гармония"), которая действует на территории Волгоградской области в 27 консультационных пунктах при государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Основной целью службы "Гармония" является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе с детей с инвалидностью. Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей оказывают 138 специалистов службы "Гармония". За время работы службы "Гармония" оказано 25496 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.
На ранее выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве, нацелена работа Центра одаренных детей. Ежегодно в Центр одаренных детей приезжают более 2000 детей в возрасте 7 - 17 лет из всех 38 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре одаренных детей свою квалификацию. Центром одаренных детей созданы условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.
Базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования, является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов". Ресурсным учебно-методическим центром Волгоградской области разработаны 15 адаптированных образовательных программ по рабочим специальностям в сфере строительства, текстильной промышленности, конкурсные задания для чемпионатов профессионального мастерства регионального и национального уровней "Абилимпикс", программы профориентационной работы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ВГСПУ в рамках основных и дополнительных образовательных программ осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование"; 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", по профилям "Педагог-психолог", "Психология и социальная педагогика", "Специальная психология"; магистерских программам "Педагог-психолог", "Школьная психология", "Диагностика и коррекция психического развития", "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодежи", "Социальная педагогика", а также ведется профессиональная переподготовка и повышение квалификации психологов образования, социальных педагогов и других педагогических работников.
Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданный при ВГСПУ, разрабатывает рекомендации для преподавателей по адаптации учебного материала для проведения аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья с учетом их нозологических особенностей; организует интеграцию студентов-инвалидов в академический процесс с использованием приема и передачи информации в доступных для них формах с применением как контактных, так и дистанционных образовательных технологий; осуществляет сопровождение студентов-инвалидов с помощью волонтеров, сурдопереводчика, тифлопереводчика; разрабатывает и реализует дополнительные общеразвивающие программы для студентов-инвалидов; обеспечивает консультационную поддержку для студентов и абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (лиц их заменяющих); организует повышение квалификации преподавателей университета, учителей и работников образования, здравоохранения и социальной защиты в сфере инклюзивного образования, специальной педагогики, социальной педагогики и психологии; организует международные, всероссийские, региональные научно-практические и социально-культурные мероприятия по социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Волгоградской области.
В современной системе образования Волгоградской области у различных категорий обучающихся возникают проблемы, обусловленные спецификой индивидуального развития, обучения, в том числе связанные с социальной адаптацией, профессиональным и жизненным самоопределением, мотивацией обучения, саморазвитием, межличностными отношениями и другие. Данные проблемы вполне могут быть разрешены посредством деятельности Службы.
В настоящее время наблюдается рост востребованности психолого-педагогической помощи со стороны детей раннего возраста, обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, что предполагает более серьезные требования к уровню квалификации специалиста психолого-педагогического сопровождения, а также расширение компетенций педагога-психолога.
С целью развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью на базе 11 организаций, реализующих исключительно основные общеобразовательные программы, созданы региональные ресурсные центры, в том числе: ресурсные центры инклюзивного образования по различным нозологическим группам, ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития; ресурсный центр по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; ресурсный по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их деятельность координирует региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО.
Научно-методическое сопровождение процессов создания безопасной и психологически комфортной среды для развития ребенка в образовательных организациях и семье, координацию деятельности социально-психологических служб в образовательных организациях Волгоградской области и ресурсных муниципальных центров осуществляет научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО.
Существуют проблемы и дефициты, ограничивающие перспективы развития Службы, а именно:
отсутствие единых подходов в определении целей, задач, содержания и приоритетов психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на различных уровнях и видах образования;
несформированность единой системы взаимодействия при оказании психологической помощи на разных уровнях образования и взаимодействия узких специалистов внутри образовательной организации;
дефицит узких специалистов психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях;
отсутствие системы распространения и внедрения эффективных психолого-педагогических практик, технологий и моделей деятельности.
Таким образом, несмотря на наличие позитивного опыта, для соответствия современным требованиям и вызовам Служба нуждается в решении ряда системных проблем, что определяет основные цели и задачи развития деятельности Службы.
III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ
Служба осуществляет деятельность по:
психолого-педагогическому сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее именуются - ФГОС);
психолого-педагогическому сопровождению различного контингента обучающихся, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, одаренных детей, детей с девиациями поведения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей группы социального риска и другие;
формированию психолого-педагогической компетентности педагогов, административных работников системы образования, родителей (законных представителей) обучающихся.
Цель деятельности Службы - психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в организациях общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС и согласно профессиональному стандарту "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", способствующее созданию психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели Служба реализует следующие задачи:
обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи;
организация психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ;
профилактика, диагностика, коррекция различных психологических проблем обучающихся;
психолого-педагогическое консультирование участников образовательного процесса;
содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
разработка и реализация психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии детей;
предоставление психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в целях преодоления ими ситуаций, вызванных обстоятельствами, в связи с которыми в отношении детей проводятся либо проводились правоприменительные процедуры (действия);
обеспечение взаимосвязи психологических служб различных типов образовательных организаций посредством реализации различных мероприятий диагностического, коррекционного, консультационного, просветительного направлений.
Цель и задачи деятельности Службы определяют необходимость ее эффективного функционирования на всей территории Волгоградской области, совершенствование ее организационной структуры, реализацию направлений деятельности педагогов-психологов через различные формы деятельности с использованием нормативно-правовой базы и психологического инструментария.
При достижении цели и решении задач Служба опирается на следующие принципы организации своей деятельности:
доступности - Служба ориентирована на обеспечение качества и полноты спектра психолого-педагогической помощи с учетом особенностей и образовательных потребностей заявителей, независимо от места их проживания;
системности - Служба опирается на алгоритм работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, регулярность психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
комплексности - Служба ориентирована на полноту психолого-педагогических воздействий;
скоординированности - деятельность педагогов-психологов (психологов), учителей-предметников, иных педагогических работников, администрации основана на взаимодействии, направлена на достижение общей цели и на обеспечение сетевого взаимодействия специалистов различных звеньев Службы;
оптимизации - использование оптимального количества методик для проведения диагностики и направленного коррекционно-развивающего воздействия при условии сохранения необходимого уровня качества, оптимизация привлекаемых ресурсов, управленческих воздействий;
информатизации - использование автоматизированных систем обработки и представления психологических данных.
Гарантией эффективной деятельности Службы является последовательное и четкое профессиональное взаимодействие имеющихся звеньев и включение дополнительных.
IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Приоритетные направления Стратегии сформированы с учетом реализуемой Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, и направлены на достижение поставленных в Стратегии задач.
На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов развития Службы определены следующие приоритетные направления Стратегии: нормативное правовое обеспечение, научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Нормативное правовое обеспечение включает в себя:
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области, реализации Стратегии в целях создания психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации детей раннего возраста, обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение включает в себя:
создание единой системы стандартизированного, научно-обоснованного психодиагностического инструментария для отслеживания сформированности образовательных результатов обучающихся в целях реализации требований ФГОС;
создание комплекса разработанных и адаптированных общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ (профилактические, общеразвивающие, коррекционно-развивающие, просветительские и иные программы);
расширение сети служб ранней помощи;
расширение сети консультационных пунктов службы "Гармония";
организацию деятельности 9 научно-методических центров образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи" (по психолого-педагогическому сопровождению детей целевой группы и оказанию им психологической помощи);
обеспечение преемственности между психолого-педагогическими службами разных ступеней образования и межпрофессионального, межуровневого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса;
разработку регионального плана мероприятий по развитию Службы с учетом положений, закрепленных в Стратегии.
Кадровое обеспечение Службы предполагает:
формирование психологической компетентности административных и педагогических работников;
обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов Службы, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации согласно требованиям профессиональных стандартов;
формирование системы непрерывного повышения квалификации кадров Службы (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения, опорных школ и других);
участие педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок и иных региональных, муниципальных мероприятиях с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, обеспечения личностно-профессионального развития;
поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ;
участие в подготовке предложений по формированию и увеличению контрольных цифр приема по направлениям подготовки бакалавров 37.03.01 "Психология", 44.03.02, 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03, 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование".
С целью повышения эффективности оказания профессиональной психолого-педагогической помощи предусматривается обеспечение условий для межуровневого и межпрофессионального взаимодействия специалистов психологических служб, в том числе развития школьно-вузовского партнерства.
Информационное обеспечение Службы включает в себя:
использование современных информационных и коммуникационных технологий и ресурсов для достижения целей Стратегии;
привлечение региональных средств массовой информации к популяризации деятельности педагогов-психологов (психологов) и Службы в целом;
создание информационных сервисов для родителей и обучающихся, позволяющих им дистанционно получить психологическую консультацию.
Информационно-общественное сопровождение в виде формирования единого информационного пространства для педагогов-психологов (психологов), защиты их интересов, осуществляет профессиональное сообщество, а именно Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России".
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение в системе образования Волгоградской области осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. № 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам".
V. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Механизмы реализации Стратегии будут определяться в зависимости от каждой из целей и задач Стратегии.
Механизмы реализации Стратегии:
нормативно-правовое обеспечение деятельности Службы, включая совершенствование нормативно-правовой документации в части оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся;
создание моделей и внедрение в практику протоколов и алгоритмов организации межпрофессионального и межуровневого взаимодействия;
учет в деятельности органов государственной власти Волгоградской области функций по формированию соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования специалистов для Службы с учетом потребностей региона;
методологическое и методическое обеспечение деятельности Службы на региональном уровне с целью создания равных возможностей получения профессиональной помощи детьми раннего возраста группы риска, обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками на территории Волгоградской области;
информационное обеспечение, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Стратегии;
научно-методическое обеспечение деятельности Службы, ориентированное на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания профессиональной помощи обучающимся, распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей психолого-педагогической помощи и сопровождения;
информационная поддержка деятельности Службы.
Ресурсами реализации Стратегии на региональном уровне являются:
научно-методические ресурсы:
сеть образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, обеспечивающих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов Службы (в том числе ВГСПУ, ВГАПО), а также методическое сопровождение деятельности Службы (региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО, региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО);
ресурсный учебно-методический центр Волгоградской области ВПТКР;
сообщество общественно-профессиональных экспертов из числа исследователей, преподавателей вузов, специалистов высшей квалификации, представителей родительской общественности и других;
организационно-управленческие ресурсы:
сеть служб, оказывающих психолого-педагогическую помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ППМС-центр, обособленные структурные подразделения ППМС-центра, службы ранней помощи, консультационные центры, консультационные пункты службы "Гармония", научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи");
деятельность Центра одаренных детей по формированию "социального лифта" для одаренных детей, включающего профориентационные, образовательные, спортивные, творческие, исследовательские и иные ресурсы для развития и профессионального становления детей;
деятельность психолого-медико-педагогических комиссий по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
деятельность психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций по создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
финансовые ресурсы:
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование";
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа", в том числе обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам";
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов");
средства областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области".
Практическое выполнение целей, задач и приоритетных направлений Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады.
Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется координационным советом по проведению Десятилетия детства в Волгоградской области.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация Стратегии будет способствовать:
обеспечению гарантированного законодательством Российской Федерации права детей раннего возраста и обучающихся Волгоградской области на получение психолого-педагогической помощи;
созданию безопасной психологической образовательной среды для обучающихся, удовлетворяющей общественные потребности в решении психологических проблем позитивной социализации, воспитания, образования и оздоровления, а также к продуктивному сопровождению других участников образовательных отношений (педагогических, административных работников, родителей (законных представителей) на всех уровнях образования;
выработке единой нормативной правовой и методологической основы деятельности Службы в системе образования Волгоградской области;
повышению эффективности межпрофессионального и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области;
транслированию успешных инновационных практик психолого-педагогической помощи и сопровождения на территории Волгоградской области.
Начальник отдела
специального образования
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
Т.В.Смирнова
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 30 июля 2020 г. № 93
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ И ДЕТЯМ РАННЕГО
ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Во исполнение пункта 19 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.
2. Начальнику отдела специального образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Т.В. Смирновой в 3-месячный срок обеспечить разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области М.А. Тетерук.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель
комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
Л.М.Савина
Утверждена
приказом
комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 30.07.20 № 93
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ
И ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на период до 2025 года (далее именуется - Стратегия) разработана во исполнение протокола заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) от 28 мая 2019 г. № ОВ-8/07пр.
Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 г.;
приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
распоряжением Минпросвещения России от 09 сентября 2019 г. № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Законом Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, регулирующими отношения в сфере образования.
Современное образовательное законодательство устанавливает новые требования к содержанию и механизмам оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений: детям раннего возраста, обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
Деятельность службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области (далее именуется - Служба) направлена на предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, а также детям группы риска;
обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, с ограниченными возможностями здоровья, повышенными познавательными потребностями или девиациями поведения;
их родителям (законным представителям);
педагогическим работникам.
Психолого-педагогическая помощь включает в себя:
психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии и семей, их воспитывающих;
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
психолого-педагогическую помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
сопровождение одаренных детей;
психолого-педагогическую поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, методическая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Стратегия основана на анализе основных проблем в сфере психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста на территории Волгоградской области и призвана выработать путь развития Службы на основе преемственности имеющегося позитивного опыта и интеграции достижений отечественной психологической, педагогической науки и практики для обеспечения всестороннего гармоничного развития обучающихся на всех уровнях образования, снижения рисков их дезадаптации и десоциализации.
Стратегия определяет цели и задачи развития Службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования, запросам участников образовательного процесса.
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ И ОКАЗАНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Служба представляет собой организационную структуру, основными элементами которой являются:
государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее именуется - ППМС-центр), его обособленные структурные подразделения;
психолого-медико-педагогические комиссии по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
психолого-педагогические консилиумы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
консультационные центры, функционирующие на базе дошкольных и общеобразовательных организаций;
консультационные пункты единой региональной консультационной службы "Гармония", функционирующей на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие", государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в вопросах образования и воспитания детей;
научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи";
базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" (далее именуется - ВПТКР);
региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Волгоградской области - структурное подразделение государственного бюджетного детского оздоровительного учреждения Волгоградской области "Зеленая волна" (далее именуется - Центр одаренных детей);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (далее именуется - ВГСПУ) как центр подготовки высокопрофессиональных специалистов (бакалавров и магистров) по соответствующим направлениям, а также Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре университета;
региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения и региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" (далее именуется - ВГАПО).
Детское население Волгоградской области составляет 478949 человек, в том числе 76455 детей до 3 лет, 115741 - дошкольного возраста. Из них 109327 детей являются воспитанниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. По основным общеобразовательным программам обучаются 256670 детей, в том числе 7094 обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (3337 - в условиях инклюзивного образования и 3757 - в общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы). В системе профессионального образования Волгоградской области - 58736 учащихся, в том числе 528 лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.
Одним из ведущих звеньев психолого-педагогической помощи в системе образования Волгоградской области является ППМС-центр. В его структуре функционируют центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее именуется - ЦПМПК); группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности; отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; отдел по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида; служба развития семейных технологий, поддержки специалистов сферы защиты детства и семей, воспитывающих детей и подростков; служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером.
Для обеспечения территориальной доступности оказываемых ППМС-центром услуг функционируют 2 обособленных структурных подразделения ППМС-центра - Михайловское и Руднянское.
В целях содействия развитию в Волгоградской области системы помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет на базе ППМС-центра создан ресурсный центр по оказанию ранней помощи детям. В 2019 году в сфере образования услуги ранней помощи оказаны 228 детям целевой группы и семьям, их воспитывающим, в 1 полугодии 2020 года - 111 детям. Оснащение ресурсного центра ранней помощи для обеспечения развития психофизических (психомоторных) качеств, игровой деятельности, педагогической диагностики и консультирования продолжена в рамках реализации подпрограммы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области".
ППМС-центр, осуществляющий функции ЦПМПК, координирует деятельность 20 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Волгоградской области, созданных в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В год комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в Волгоградской области проходит от 5 до 6 тысяч детей (2018 год - обследовано 6432 ребенка/выдано 6377 заключений; 2019 год - 5282 ребенка/выдано 5179 заключений).
Созданный в 2019 году на базе ППМС-центра ресурсный центр по оказанию ранней помощи координирует деятельность 53 служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и детям группы риска на базе образовательных организаций Волгоградской области.
В системе общего образования психолого-педагогическую, диагностическую, консультативную и методическую помощь оказывают 427 консультационных центров, созданных при дошкольных и общеобразовательных организациях Волгоградской области (далее именуются - консультационные центры). В 2019 году их услугами охвачено 7980 детей, не получающих дошкольное образование, в том числе 1012 детей в возрасте до 1,5 лет, 2346 детей - от 1,5 до 3 лет и 4130 детей - от 3 до 7 лет, 492 ребенка - 7 лет и старше. В оказании психолого-педагогической помощи задействован 2061 специалист.
С 2019 года в данную работу включены 9 научно-методических центров (Урюпинский, Михайловский, Калачевский, Камышинский, Заволжский, Городищенский, Волжский, Волгоград южный, Волгоград северный), действующих в опорных школах регионального образовательного кластера в соответствии с приказом государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" от 07 декабря 2018 г. № 234 "Об утверждении опорных школ НМО образовательного кластера", и ресурсный мобильный центр научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ВГАПО. Педагогами-психологами с использованием передовых методик проведена работа, направленная на первичную профилактику на ранней стадии семейного неблагополучия с 300 детьми, реабилитационная и психокоррекционная работа - с 370 детьми и их родителями, организовано обучение по специализированным программам для 250 несовершеннолетних и их законных представителей.
В рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", в 2019 году на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат "Созвездие" (далее именуется - ГБОУ "Созвездие") в соответствии с приказом ГБОУ "Созвездие" от 30 апреля 2019 г. № 176 "Об организации деятельности Единой региональной консультационной службы "Гармония" создана Единая региональная консультационная служба "Гармония" (далее именуется - служба "Гармония"), которая действует на территории Волгоградской области в 27 консультационных пунктах при государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Основной целью службы "Гармония" является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе с детей с инвалидностью. Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей оказывают 138 специалистов службы "Гармония". За время работы службы "Гармония" оказано 25496 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.
На ранее выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве, нацелена работа Центра одаренных детей. Ежегодно в Центр одаренных детей приезжают более 2000 детей в возрасте 7 - 17 лет из всех 38 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре одаренных детей свою квалификацию. Центром одаренных детей созданы условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.
Базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования, является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов". Ресурсным учебно-методическим центром Волгоградской области разработаны 15 адаптированных образовательных программ по рабочим специальностям в сфере строительства, текстильной промышленности, конкурсные задания для чемпионатов профессионального мастерства регионального и национального уровней "Абилимпикс", программы профориентационной работы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ВГСПУ в рамках основных и дополнительных образовательных программ осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование"; 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", по профилям "Педагог-психолог", "Психология и социальная педагогика", "Специальная психология"; магистерских программам "Педагог-психолог", "Школьная психология", "Диагностика и коррекция психического развития", "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодежи", "Социальная педагогика", а также ведется профессиональная переподготовка и повышение квалификации психологов образования, социальных педагогов и других педагогических работников.
Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданный при ВГСПУ, разрабатывает рекомендации для преподавателей по адаптации учебного материала для проведения аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья с учетом их нозологических особенностей; организует интеграцию студентов-инвалидов в академический процесс с использованием приема и передачи информации в доступных для них формах с применением как контактных, так и дистанционных образовательных технологий; осуществляет сопровождение студентов-инвалидов с помощью волонтеров, сурдопереводчика, тифлопереводчика; разрабатывает и реализует дополнительные общеразвивающие программы для студентов-инвалидов; обеспечивает консультационную поддержку для студентов и абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (лиц их заменяющих); организует повышение квалификации преподавателей университета, учителей и работников образования, здравоохранения и социальной защиты в сфере инклюзивного образования, специальной педагогики, социальной педагогики и психологии; организует международные, всероссийские, региональные научно-практические и социально-культурные мероприятия по социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Волгоградской области.
В современной системе образования Волгоградской области у различных категорий обучающихся возникают проблемы, обусловленные спецификой индивидуального развития, обучения, в том числе связанные с социальной адаптацией, профессиональным и жизненным самоопределением, мотивацией обучения, саморазвитием, межличностными отношениями и другие. Данные проблемы вполне могут быть разрешены посредством деятельности Службы.
В настоящее время наблюдается рост востребованности психолого-педагогической помощи со стороны детей раннего возраста, обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, что предполагает более серьезные требования к уровню квалификации специалиста психолого-педагогического сопровождения, а также расширение компетенций педагога-психолога.
С целью развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью на базе 11 организаций, реализующих исключительно основные общеобразовательные программы, созданы региональные ресурсные центры, в том числе: ресурсные центры инклюзивного образования по различным нозологическим группам, ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития; ресурсный центр по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; ресурсный по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их деятельность координирует региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО.
Научно-методическое сопровождение процессов создания безопасной и психологически комфортной среды для развития ребенка в образовательных организациях и семье, координацию деятельности социально-психологических служб в образовательных организациях Волгоградской области и ресурсных муниципальных центров осуществляет научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО.
Существуют проблемы и дефициты, ограничивающие перспективы развития Службы, а именно:
отсутствие единых подходов в определении целей, задач, содержания и приоритетов психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области на различных уровнях и видах образования;
несформированность единой системы взаимодействия при оказании психологической помощи на разных уровнях образования и взаимодействия узких специалистов внутри образовательной организации;
дефицит узких специалистов психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях;
отсутствие системы распространения и внедрения эффективных психолого-педагогических практик, технологий и моделей деятельности.
Таким образом, несмотря на наличие позитивного опыта, для соответствия современным требованиям и вызовам Служба нуждается в решении ряда системных проблем, что определяет основные цели и задачи развития деятельности Службы.
III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ
Служба осуществляет деятельность по:
психолого-педагогическому сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее именуются - ФГОС);
психолого-педагогическому сопровождению различного контингента обучающихся, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, одаренных детей, детей с девиациями поведения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей группы социального риска и другие;
формированию психолого-педагогической компетентности педагогов, административных работников системы образования, родителей (законных представителей) обучающихся.
Цель деятельности Службы - психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в организациях общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС и согласно профессиональному стандарту "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", способствующее созданию психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели Служба реализует следующие задачи:
обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи;
организация психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ;
профилактика, диагностика, коррекция различных психологических проблем обучающихся;
психолого-педагогическое консультирование участников образовательного процесса;
содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
разработка и реализация психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии детей;
предоставление психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в целях преодоления ими ситуаций, вызванных обстоятельствами, в связи с которыми в отношении детей проводятся либо проводились правоприменительные процедуры (действия);
обеспечение взаимосвязи психологических служб различных типов образовательных организаций посредством реализации различных мероприятий диагностического, коррекционного, консультационного, просветительного направлений.
Цель и задачи деятельности Службы определяют необходимость ее эффективного функционирования на всей территории Волгоградской области, совершенствование ее организационной структуры, реализацию направлений деятельности педагогов-психологов через различные формы деятельности с использованием нормативно-правовой базы и психологического инструментария.
При достижении цели и решении задач Служба опирается на следующие принципы организации своей деятельности:
доступности - Служба ориентирована на обеспечение качества и полноты спектра психолого-педагогической помощи с учетом особенностей и образовательных потребностей заявителей, независимо от места их проживания;
системности - Служба опирается на алгоритм работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, регулярность психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
комплексности - Служба ориентирована на полноту психолого-педагогических воздействий;
скоординированности - деятельность педагогов-психологов (психологов), учителей-предметников, иных педагогических работников, администрации основана на взаимодействии, направлена на достижение общей цели и на обеспечение сетевого взаимодействия специалистов различных звеньев Службы;
оптимизации - использование оптимального количества методик для проведения диагностики и направленного коррекционно-развивающего воздействия при условии сохранения необходимого уровня качества, оптимизация привлекаемых ресурсов, управленческих воздействий;
информатизации - использование автоматизированных систем обработки и представления психологических данных.
Гарантией эффективной деятельности Службы является последовательное и четкое профессиональное взаимодействие имеющихся звеньев и включение дополнительных.
IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Приоритетные направления Стратегии сформированы с учетом реализуемой Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, и направлены на достижение поставленных в Стратегии задач.
На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов развития Службы определены следующие приоритетные направления Стратегии: нормативное правовое обеспечение, научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Нормативное правовое обеспечение включает в себя:
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области, реализации Стратегии в целях создания психологически комфортной образовательной среды для развития, адаптации, обучения, успешной социализации детей раннего возраста, обучающихся и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение включает в себя:
создание единой системы стандартизированного, научно-обоснованного психодиагностического инструментария для отслеживания сформированности образовательных результатов обучающихся в целях реализации требований ФГОС;
создание комплекса разработанных и адаптированных общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ (профилактические, общеразвивающие, коррекционно-развивающие, просветительские и иные программы);
расширение сети служб ранней помощи;
расширение сети консультационных пунктов службы "Гармония";
организацию деятельности 9 научно-методических центров образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи" (по психолого-педагогическому сопровождению детей целевой группы и оказанию им психологической помощи);
обеспечение преемственности между психолого-педагогическими службами разных ступеней образования и межпрофессионального, межуровневого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса;
разработку регионального плана мероприятий по развитию Службы с учетом положений, закрепленных в Стратегии.
Кадровое обеспечение Службы предполагает:
формирование психологической компетентности административных и педагогических работников;
обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов Службы, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации согласно требованиям профессиональных стандартов;
формирование системы непрерывного повышения квалификации кадров Службы (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения, опорных школ и других);
участие педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок и иных региональных, муниципальных мероприятиях с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, обеспечения личностно-профессионального развития;
поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ;
участие в подготовке предложений по формированию и увеличению контрольных цифр приема по направлениям подготовки бакалавров 37.03.01 "Психология", 44.03.02, 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03, 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование".
С целью повышения эффективности оказания профессиональной психолого-педагогической помощи предусматривается обеспечение условий для межуровневого и межпрофессионального взаимодействия специалистов психологических служб, в том числе развития школьно-вузовского партнерства.
Информационное обеспечение Службы включает в себя:
использование современных информационных и коммуникационных технологий и ресурсов для достижения целей Стратегии;
привлечение региональных средств массовой информации к популяризации деятельности педагогов-психологов (психологов) и Службы в целом;
создание информационных сервисов для родителей и обучающихся, позволяющих им дистанционно получить психологическую консультацию.
Информационно-общественное сопровождение в виде формирования единого информационного пространства для педагогов-психологов (психологов), защиты их интересов, осуществляет профессиональное сообщество, а именно Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России".
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение в системе образования Волгоградской области осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. № 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", федерального и областного бюджета в рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам".
V. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Механизмы реализации Стратегии будут определяться в зависимости от каждой из целей и задач Стратегии.
Механизмы реализации Стратегии:
нормативно-правовое обеспечение деятельности Службы, включая совершенствование нормативно-правовой документации в части оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся;
создание моделей и внедрение в практику протоколов и алгоритмов организации межпрофессионального и межуровневого взаимодействия;
учет в деятельности органов государственной власти Волгоградской области функций по формированию соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования специалистов для Службы с учетом потребностей региона;
методологическое и методическое обеспечение деятельности Службы на региональном уровне с целью создания равных возможностей получения профессиональной помощи детьми раннего возраста группы риска, обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками на территории Волгоградской области;
информационное обеспечение, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Стратегии;
научно-методическое обеспечение деятельности Службы, ориентированное на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания профессиональной помощи обучающимся, распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей психолого-педагогической помощи и сопровождения;
информационная поддержка деятельности Службы.
Ресурсами реализации Стратегии на региональном уровне являются:
научно-методические ресурсы:
сеть образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, обеспечивающих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов Службы (в том числе ВГСПУ, ВГАПО), а также методическое сопровождение деятельности Службы (региональный научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения ВГАПО, региональный (научно-методический) центр инклюзивного образования ВГАПО);
ресурсный учебно-методический центр Волгоградской области ВПТКР;
сообщество общественно-профессиональных экспертов из числа исследователей, преподавателей вузов, специалистов высшей квалификации, представителей родительской общественности и других;
организационно-управленческие ресурсы:
сеть служб, оказывающих психолого-педагогическую помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ППМС-центр, обособленные структурные подразделения ППМС-центра, службы ранней помощи, консультационные центры, консультационные пункты службы "Гармония", научно-методические центры образовательного кластера Волгоградской области по обеспечению безопасного детства "Мир начинается с семьи");
деятельность Центра одаренных детей по формированию "социального лифта" для одаренных детей, включающего профориентационные, образовательные, спортивные, творческие, исследовательские и иные ресурсы для развития и профессионального становления детей;
деятельность психолого-медико-педагогических комиссий по выявлению особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
деятельность психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций по создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
финансовые ресурсы:
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", обеспечивающего достижение целей и результатов федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование";
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа", в том числе обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам";
средства федерального и областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов");
средства областного бюджета в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образовании в Волгоградской области".
Практическое выполнение целей, задач и приоритетных направлений Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады.
Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется координационным советом по проведению Десятилетия детства в Волгоградской области.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация Стратегии будет способствовать:
обеспечению гарантированного законодательством Российской Федерации права детей раннего возраста и обучающихся Волгоградской области на получение психолого-педагогической помощи;
созданию безопасной психологической образовательной среды для обучающихся, удовлетворяющей общественные потребности в решении психологических проблем позитивной социализации, воспитания, образования и оздоровления, а также к продуктивному сопровождению других участников образовательных отношений (педагогических, административных работников, родителей (законных представителей) на всех уровнях образования;
выработке единой нормативной правовой и методологической основы деятельности Службы в системе образования Волгоградской области;
повышению эффективности межпрофессионального и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Волгоградской области;
транслированию успешных инновационных практик психолого-педагогической помощи и сопровождения на территории Волгоградской области.
Начальник отдела
специального образования
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
Т.В.Смирнова
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.09.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: