Основная информация
Дата опубликования: | 30 октября 2006г. |
Номер документа: | ru10000200600631 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Карелия |
Принявший орган: | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Российская Федерация
Республика Карелия
Министерство здравоохранения и социального развития
ПРИКАЗ
г. Петрозаводск
от 30 октября 2006 года № 665
Об утверждении ведомственной целевой программы «Адресная социальная помощь» на 2007 год
{Утратил силу по истечению срока действия}
{Изменения: ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 24.08.2007 N 362
ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 27.11.2007 № 541}
В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 1999 N 178-ФЗ«О государственной социальной помощи» и Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 909-ЗРК«О бюджетных целевых программах Республики Карелия», в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить ведомственную целевую программу «Адресная социальная помощь» на 2007 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
Определить Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения (Бакунович И.В.) координатором Программы.
мероприятий.
Управлению стратегического планирования и реализации национального проекта в сфере здравоохранения (Никитина Н.Ф.) разместить в сети "Интернет" текст Программы, а также организовать размещение ежеквартально информаций о ходе реализации мероприятий Программы.
Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Министр В.Д.Бойнич
Утверждена
Приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Республики Карелия
от 30 октября 2006 года N 665
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Адресная социальная помощь" на 2007 год
ПАСПОРТ
Ведомственной целевой программы
"Адресная социальная помощь" на 2007 год
целевая программа "Адресная социальная помощь» на 2007 год
Исполнители ме-роприятий программы
учреждения социальной защиты - Центры социальной работы городов и районов Республики Карелия; учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо»; Государственные учреждения здравоохранения;
- Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по соглашению)
- доля малоимущих граждан;
- число семей социального риска;
- средний объем социальной помощи (в денежном выражении) на одного получателя;
- количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- количество детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- доля беременных женщин и родильниц, страдающих анемией;
- общая заболеваемость детей 1-го года жизни;
- заболеваемость детей болезнями органов пищеварения
По итогам реализации Программы предусматривается снижение доли малоимущих граждан до 17 % от общей численности населения республики по сравнению с предыдущим годом (20,9%) при условии сохранения существующего темпа социально-экономического развития республики путем оказания социальной помощи всем гражданам, имеющим на то право, и обратившимся за ее назначением, а также обеспечение мерами социальной поддержки особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
- улучшение качества жизни отдельных социально наименее защищенных категорий населения;
- обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан;
- обеспечение круглогодичного питания особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- оказание срочной социальной помощи;
- уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении, и трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в Государственных учреждениях социальной защиты «Центр социальной работы» городов и районов Республики Карелия;
- содействие в улучшении здоровья беременных женщин и кормящих матерей;
- доступность лечения за пределами Карелии малоимущих граждан, в т.ч. санаторно-курортного лечения детей из малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
населения).
1. Содержание проблемы, анализ ее исходного состояния
и обоснование необходимости ее решения
Действие данной программы распространяется на малоимущих граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Убыль населения Российской Федерации за последнее десятилетие составила уже около 6 млн. человек (4%). При сохранении нынешних тенденций рождаемости, смертности и миграции численность населения к 2015 году составит 137 млн. человек. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Республики Карелия. Так, согласно государственной статистике наше население с 1989 годы сократилось на 92 тыс. чел. (11%) и на 1 января 2006 года составило 697,6 тыс. чел. Главная причина депопуляции - в снижении рождаемости (в России с 1986 года на 30 %, в Республике Карелия численность детей и подростков в возрасте до 16 лет за 1990-2004 годы снизилась на 87 тыс. чел., или на 42,9 %) и сокращении продолжительности жизни. Анализ данных, приводимых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, подтверждает версию, что рождаемость сократилась не потому, что часть беременностей закончилась неблагополучно, причины надо искать в социальных обстоятельствах, в ценностных ориентирах женщин и их ближайшего окружения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, а также исходя из системы целей Правительства Российской Федерации, в 2007 году Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в Программу включены мероприятия по оказанию социальной помощи и поддержки малоимущим женщинам в период беременности и послеродовом периоде. Оказание помощи направлено в первую очередь для создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения и ориентировано на женщин, проживающих в сельской местности.
В настоящее время благодаря деятельности органов здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации целевых программ улучшились показатели службы материнства и детства. Однако наметившаяся положительная тенденция в демографической ситуации не означает перелома общей негативной ситуации. Ее дальнейшая динамика будет зависеть равно от качества жизни, уровня здоровья и медицинского обслуживания населения. И если еще несколько лет назад в стране отмечалось массовое ускоренное физическое развитие детей (акселерация), то сейчас все чаще отмечается обратное явление - задержка физического развития детей, позднее половое созревание и пр. В дошкольном возрасте хронические болезни выявляются у 15-20% детей, среди школьников ослабленное здоровье у 53%.
Численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации составила за 2006 год 18 процентов, в Республике Карелия население с доходом ниже величины прожиточного минимума по оценке Министерства экономического развития Республики Карелия составляет 20,9 процента.
В результате реформирования системы льгот на федеральном и республиканском уровне изменилась структура «зоны бедности»: в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами. Так, в целом по России зарплаты от 800 до 1100 рублей получают около 30 процентов работающих в народном хозяйстве. В проекте федерального бюджета на 2007 год запланирована индексация минимальной заработной платы до 1400 рублей. При этом объем потребительской корзины за 2006 год составил 2653 руб., из которых половина - стоимость минимального набора продуктов (1369 руб.). Поэтому в структуре расходов семейного бюджета, соответственно, большая доля расходов - расходы на продукты питания.
Изучение тенденций обеспечения прав и интересов детей, семей с детьми, их социальной защищенности свидетельствует о том, что положение в данной области в республике продолжает оставаться неблагополучным. Бедность и нищета значительной части семей, имеющих детей, является одной из главных причин семейного неблагополучия, следствием которого является детская безнадзорность и беспризорность, правонарушения несовершеннолетних.
По состоянию на октябрь 2006 года на учете в Государственных учреждениях социальной защиты - Центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) состоит более 24 тыс. семей с детьми (28 % от общего количества семей с детьми в республике), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в целом по республике, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 34,5 тыс. детей (24% от числа детей до 17 лет). Уменьшается численность многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей) , из них 2152 многодетные семьи (6222 детей) - 65 % от всех многодетных семей, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения.
На 1 июня 2006 года в Центрах социальной работы городов состоит на учете 2173 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 3883 ребенка. Количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении не уменьшается и имеет тенденцию к небольшому увеличению. Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 23% от общей численности семей.
Уголовно-административное законодательство не предусматривает наказание за недостаточное обеспечение ребенка пищей, одеждой, обувью вследствие отсутствия у родителей финансовых средств.
На сегодняшний день примерно до 30% детей из малообеспеченных семей голодает или недоедает, остается без одежды и элементарных школьных принадлежностей из-за отсутствия у родителей средств вследствие низких доходов либо из-за злоупотребления алкоголем.
Особого внимания требуют категории детей из малоимущих семей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, инвалидами, студентами очной формы обучения, а также дети до 1,5 лет одиноких матерей и неработающих женщин, осуществляющих уход за этими детьми, и дети граждан, проходящих военную службу по призыву. Количество данных семей в масштабах республики незначительно: около 3 %. Однако данные семьи наименее социально защищены и более уязвимы, имея большую иждивенческую нагрузку и ограниченные доходы, получаемые из единственного источника: государственные пенсии, стипендии, пособия. Поэтому Адресная государственная социальная помощь указанным категориям семей в виде выплаты социального пособия является одним из факторов, улучшающих их материальное положение, повышающих уровень их жизни и создающих условия, благоприятные для рождения и воспитания детей.
Ключевым фактором поддержания здоровья детей и подростков является организация питания учащихся во время пребывания в школе. Школьное питание приобрело особое значение в последние годы в первую очередь для детей из малоимущих семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей адекватным питанием дома. В период летних каникул особую социальную значимость приобретают социальные столовые, которые обеспечивают минимальные потребности нуждающихся детей в горячем питании.
Продолжается процесс демографического старения населения. Если на 1 января 2000 года население старше трудоспособного возраста составляло 18,7%, то на 1 января 2005 года этот показатель вырос до 23,7%. В Республике Карелия каждый 5 житель находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый 4.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей. Специфика жизни людей пожилого возраста в сегодняшней России определяется не только индивидуальной историей каждого конкретного человека, но и социальными условиями. Так, лишь 20% пенсионеров готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70%) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет, а проблемы, особенно материальные, практически неразрешимы. В течение 2000 - 2006 годов неоднократно повышались государственные пенсии, но, тем не менее, на 1 января 2006 года более 40 тыс. (18 %) пенсионеров имели пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки, в том числе связанной с организацией и проведением для граждан пожилого возраста мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалида.
На 4,6 тыс. человек за последний год увеличилась в Республике Карелия численность инвалидов и составила в 2006 году 83,4 тыс. человек (2005 год - 78,8 тыс. человек), из них 2,8 тыс. - дети-инвалиды. Семьи, имеющие детей-инвалидов, оставаясь один на один со своими проблемами, получая маленькую (значительно меньше прожиточного минимума) пенсию, особенно нуждаются в помощи государства. Матери до 50 лет детей-инвалидов (либо иные трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидом) вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида, инвалида 1 группы (3 степени ограничения трудоспособности) и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2 - 3 тыс. рублей в месяц. Поскольку это средства, выделяемые из Федерального бюджета, большинство регионов не предусматривает в своих бюджетах средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, а также по уходу за гражданином старше 80 лет. Только 5 регионов, включая Карелию, до настоящего времени сохранили этот вид социальной помощи.
Немаловажным фактором в целях оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой заботе государства, является государственная поддержка общественных объединений в виде целевой финансовой помощи в организации социально значимых мероприятий по их заявкам.
Реализация мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей будет способствовать улучшению демографической ситуации в Республики Карелия, формированию осознанного родительства; повышению престижа и укреплению духовного мира семьи, стабильности брачно-семейных отношений; воспитанию уважения к женщине - матери, профилактике семейного неблагополучия.
Социальная значимость обозначенных проблем, связанных с состоянием здоровья детей, процессом демографического старения населения и находящихся во взаимосвязи с национальными приоритетами социально-экономического развития России и Республики Карелия, обусловливает необходимость разработки конкретной программы действий, направленной на решение этих проблем на основе реализации комплекса мероприятий. Данные мероприятия, ориентированные на достижение единой цели, увязаны по единству путей ее достижения и согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов. Достижению намеченной цели будут способствовать решения приоритетных задач жизнеобеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи. Главным условием предоставления социальной помощи населению считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.
На протяжении десятка лет в Республике Карелия адресная социальная помощь населению осуществляется в рамках целевой программы «Адресная социальная помощь». Реализация данной Программы осуществляется в разрезе федеральных законов и законов Республики Карелия: Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; Законом Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме"; Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной адресной социальной помощи".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия. В этой связи Программой предусмотрен ряд задач, направленных на достижение поставленной цели: оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам. Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, увязанных по категориям получателей помощи, исполнителям и согласуются с необходимым для их реализации объемом бюджетных средств.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
3. Обоснование финансовых затрат
Мероприятия Программы на 2007 год сохранили основные позиции адресной социальной помощи, осуществляемые в рамках республиканской целевой программы «Адресная социальная помощь» на 2006 год.
Объем финансирования мероприятий Программы в общей сумме 104 806,0 тыс. рублей предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (всего около 245 тыс. чел.), к количеству обратившихся граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке (46,7 тыс. чел. - около 30%).
В целях реализации программных мероприятий предусматривается предоставление муниципальным образованиям субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 87 806,0 тыс. рублей, в том числе на: обеспечение детей в возрасте до трех лет бесплатными специальными молочными продуктами детского питания - 22 671,0 тыс. рублей, предоставление в период учебного года субсидий учащимся общеобразовательных школ из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, - 65 135,0 тыс. рублей.
Мероприятия по обеспечению питанием детей указанных категорий включены в Программу в соответствии с Законом Республики Карелия от 29 апреля 2005 года № 874-ЗРК «Об образовании» и Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876- ЗРК «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия».
Субсидиями на питание в размере 16 рублей в один учебный день в течение учебного 2006-2007 года планируется обеспечить более 23 тыс. учащихся общеобразовательных школ .
Бесплатными молочными продуктами детского питания (адаптированные смеси, сухие каши, молоко промышленного производства, специализированные смеси), предоставляемыми в пределах физиологических норм потребности детей в молочных продуктах для детского питания, установленных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 254, планируется обеспечить 5 138 детей в возрасте до трех лет
Общий объем средств, предусматриваемый на реализацию мероприятия по выплате социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан, на 2007 год составит 3 700,0 тыс. рублей. В динамике выплат социальных пособий 2005 - 2006 годы отмечается устойчивая тенденция сокращения общего числа получателей. Наиболее значительное уменьшение количества получателей наблюдается по категории «одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 75 лет (с 2006 года - 70 лет) и старше»: в 2,6 раза (с 613 человек в 1 полугодии 2005 года до 234 - в 1 полугодии 2006 г.), что связано с увеличением размера пенсионного обеспечения граждан. Вместе с тем, востребованными являются социальные пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 1,5 лет.
Рост численности получателей ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за совместно проживающими с ними инвалидами I группы, детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (с 97 до 155 чел. - на 37%) связан с увеличением размера пособия.
Увеличены расходы на организацию оздоровительного отдыха детей, что связано со значительным увеличением стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь по сравнению с ее стоимостью в 2006 году (в среднем - 8,4 тыс. рублей без стоимости проезда к месту отдыха). С учетом расходов на проезд к месту отдыха и обратно объем средств для обеспечения оздоровительным отдыхом 355 детей составит 4 300,0 тыс. рублей.
Исходя из потребности на бесплатное питание в социальных столовых и предоставление продуктовых пакетов для оказания срочной помощи, на данное мероприятие планируется направить 1 500,0 тыс. рублей: из расчета стоимости горячего питания до 50,0 руб., количества обедов на одного ребенка в среднем - 10.
Запланировано 600,0 тысяч рублей на выплату ежемесячного пособия в размере 300 рублей для оплаты проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом.
На возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно детям и одному из сопровождающих его родителей (лица его заменяющего), а также гражданам, сопровождающим больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики, предусмотрено 450,0 тыс. рублей, исходя из расчета реальной потребности и соотношения численности малообеспеченных граждан к общему количеству граждан, направленных на лечение по путевкам и направлениям, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Работа в этом направлении имеет зримые результаты, продолжение ее важно и актуально с учетом приоритетной задачей нашей республики и реализации национального проекта «Здоровье».
На мероприятия по оказанию адресной социальной помощи беременным женщинам и кормящим матерям предусмотрено 730,0 тыс. рублей исходя из анализа существующих потребностей в обозначенных в Программе видах социальной помощи данным категориям женщин. Данные мероприятия включены в Программу в соответствии со ст.2 Закона Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876- ЗРК «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия».
Из Программы на 2007 год исключено мероприятие «обеспечение аппаратами слухопротезирования», так как данная помощь в течение последних 2-х лет мало востребована. Так, за 9 месяцев 2006 года с заявками данного профиля обратилось 2 человека, которым оказана социальная помощь на общую сумму 5,0 тыс. рублей. Вместе с тем, анализ предоставления протезно-ортопедической помощи за 9 месяцев текущего года показал, что из 69 обратившихся помощь необходима 57 детям, не имеющим группы инвалидности и находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, основными получателями данного вида социальной помощи являются дети. Стоимость изделий, изготовленных Петрозаводским протезно-ортопедическим предприятием, составляет от 718 рублей (протез грудной железы) до 4870 рублей (детская обувь) и до 5700 рублей (обувь женская и мужская). Учитывая данное обстоятельство, на указанное мероприятие предусмотрено 450,0 тыс. рублей исходя из соотношения нуждающихся в помощи и имеющих право на нее, а также средней стоимости протезно-ортезного изделия.
Анализ обращений граждан за 2002-2006 годы показывает, что по вопросу предоставления материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией обращается в среднем 1,7% от числа малообеспеченных граждан (в 2006 году - 2,5 тыс. граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам). Средний размер оказанной материальной помощи составил 670 рублей. Однако размер единовременной адресной материальной помощи гражданам определяется индивидуально в каждом конкретном случае исходя из сложности ситуации и возможностей выхода из нее. Объем средств на оказание единовременной материальной помощи на 2007 год предусмотрены из расчета количества граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и запланированного среднего размера оказываемой материальной помощи - 1000 рублей. Всего - 2 340,0 тыс. рублей.
Ежегодно Программой предусматриваются мероприятия по организации и проведению Дня победы, Дня пожилых людей, Дня инвалидов. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия оказывает содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды. Указанные мероприятия проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста и инвалидов, их вкладу в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям и инвалидам, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения и физического состояния общества, а также удовлетворения минимальных индивидуальных и социальных потребностей пожилых людей и инвалидов, позволяющего людям пожилого возраста и инвалидам участвовать в жизни общества, реализовывать внутренний потенциал и поддерживать их достоинство. При реализации данных мероприятий в центре внимания находятся, прежде всего, интересы малообеспеченных пожилых граждан, одиноких пенсионеров и инвалидов, вопросы оказания им материальной, социально-бытовой и других видов помощи. Сумма средств, планируемая для реализации названных мероприятий, составляет: 400,0 тыс. рублей на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов; 200,0 тыс. рублей - для помощи членам общественных объединений при организации социально-значимых мероприятий.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В 2007 году на выплату социального пособия запланировано 3700,0 тыс.руб. Данные средства позволят обеспечить минимальную потребность 1542 малоимущих граждан из наиболее социально незащищенных слоев населения Республики Карелия: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей, инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей. На протяжении ряда лет в рамках Программы предусмотрена выплата ежемесячного пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего среднего и начального профессионального образования из малоимущих семей, ежедневно пользующимся пригородным транспортом. Данная социальная помощь очень востребована, и количество обращений за ней увеличивается с каждым годом. В целях недопущения ухудшения социальной защищенности данной категории граждан, запланированы средства на выплату пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно 200 студентам (в 2006 году - для 150).
С 2006 года вынесено в отдельное мероприятие выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами 1 группы (или 3 степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет. Данное мероприятие, являясь одним из наиболее социально значимых, в 2007 году поможет 150 гражданам, не обеспечивающим себя физически, находиться в семье, не прибегая к помощи государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках оздоровительной кампании детей и подростков за счет средств Программы будут приобретены 355 путевок в оздоровительные лагеря, а также возмещены расходы (50%) по проезду детей и одного из сопровождающих его родителей, направленных по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Данная мера социальной помощи позволит увеличить доступность санаторно-курортного лечения для более 200 детей из малоимущих семей. Предполагается снижение темпов роста общей заболеваемости населения путем усиления профилактической работы системы здравоохранения. В этой связи в рамках Программы будет произведено возмещение стоимости проезда в размере 100% к месту лечения за пределы Республики Карелия и обратно по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия 100 малоимущим гражданам, сопровождающим больных.
В целях сохранения и улучшения здоровья растущего поколения, улучшения демографической ситуации в республике в Программу включены мероприятия, предусматривающие такие меры адресной социальной помощи малоимущим гражданам, как бесплатное обеспечение препаратами железа беременных женщин, страдающих анемией, обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, находящихся в послеродовом периоде, специальными питательными смесями для обогащения рациона и обеспечения полноценного питания, обеспечение детским молочным питанием детей до 3-х лет. В ходе реализации названных мероприятий в 2007 году будет улучшено качество питания 5138 детей от рождения до 3-х лет и более 23 тыс. школьников, сократится число беременных, страдающих анемией, будет повышено качество медицинской помощи 170 беременным женщинам групп риска, проживающих в районах республики, в период беременности и родов.
Круглогодично будут обеспечены питанием 3000 особо нуждающихся детей из малоимущих семей и детей из семей, находящихся в социально опасном положении (в 2006 году 2439 детей во время летних каникул бесплатно питались полноценными горячими обедами в социальных столовых), что практически соответствует заявленным потребностям.
В течение 2007 года 1,7 % граждан, включая лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, из числа малоимущих будет оказана экстренная материальная помощь, что будет способствовать их выходу из трудной жизненной ситуации и обеспечению их минимальных потребностей.
В мероприятиях, связанных с празднованием Дня победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов, примут участие более 4000 граждан пожилого возраста и инвалидов; будет оказано содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды, в которых примут участие 3000 граждан указанных категорий, что составит более 3% от общего количества пенсионеров.
На достижение указанных показателей и конечные результаты будет влиять в значительной степени сбалансированность экономической, финансовой и социальной политики, темпы роста валового внутреннего продукта и объемы выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходы на социальные нужды, направляемые из бюджетов всех уровней, а также иные факторы.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для социально-экономического развития республики.
Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности и своевременности предоставляемой социальной помощи, снижении численности малоимущих граждан, улучшение качества их жизни, а также улучшении социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей, что является факторами, влияющими на снижение социальной напряженности малообеспеченных слоев населения.
Данная Программа представляет эффективный инструмент концентрации и целевой ориентации ресурсов на важнейшем направлении деятельности, способных не только удержать материальное положение граждан на минимальном уровне, но и улучшить его.
Одним из главных преимуществ Программы, как и программно-целевого метода в целом, является ее гибкость и мобильность. Поэтому при реализации мероприятий Программы будет осуществляться контроль за ходом и результатом их выполнения путем осуществления мероприятий по мониторингу состояния социальной напряженности среди отдельных категорий граждан, состояния здоровья беременных и детей с тем, чтобы своевременно внести в нее коррективы, сопоставляя полученные результаты с поставленной целью и задачами. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.
6. Механизм реализации Программы
Программа, утверждаемая приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи. Является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство).
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству в бюджете Республики Карелия на 2007 год.
Реализация прилагаемых мероприятий Программы осуществляется Управлениями Министерства, государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия в соответствии с Порядком, утверждаемым приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ" на 2007год
Численность граждан(чел.)
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс.руб.)
Организация мероприятий по проведению:
- Дня Победы- Дня пожилых людей- Дня инвалида
Российская Федерация
Республика Карелия
Министерство здравоохранения и социального развития
ПРИКАЗ
г. Петрозаводск
от 30 октября 2006 года № 665
Об утверждении ведомственной целевой программы «Адресная социальная помощь» на 2007 год
{Утратил силу по истечению срока действия}
{Изменения: ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 24.08.2007 N 362
ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 27.11.2007 № 541}
В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 1999 N 178-ФЗ«О государственной социальной помощи» и Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 909-ЗРК«О бюджетных целевых программах Республики Карелия», в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить ведомственную целевую программу «Адресная социальная помощь» на 2007 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
Определить Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения (Бакунович И.В.) координатором Программы.
мероприятий.
Управлению стратегического планирования и реализации национального проекта в сфере здравоохранения (Никитина Н.Ф.) разместить в сети "Интернет" текст Программы, а также организовать размещение ежеквартально информаций о ходе реализации мероприятий Программы.
Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Министр В.Д.Бойнич
Утверждена
Приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Республики Карелия
от 30 октября 2006 года N 665
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Адресная социальная помощь" на 2007 год
ПАСПОРТ
Ведомственной целевой программы
"Адресная социальная помощь" на 2007 год
целевая программа "Адресная социальная помощь» на 2007 год
Исполнители ме-роприятий программы
учреждения социальной защиты - Центры социальной работы городов и районов Республики Карелия; учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо»; Государственные учреждения здравоохранения;
- Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по соглашению)
- доля малоимущих граждан;
- число семей социального риска;
- средний объем социальной помощи (в денежном выражении) на одного получателя;
- количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- количество детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- доля беременных женщин и родильниц, страдающих анемией;
- общая заболеваемость детей 1-го года жизни;
- заболеваемость детей болезнями органов пищеварения
По итогам реализации Программы предусматривается снижение доли малоимущих граждан до 17 % от общей численности населения республики по сравнению с предыдущим годом (20,9%) при условии сохранения существующего темпа социально-экономического развития республики путем оказания социальной помощи всем гражданам, имеющим на то право, и обратившимся за ее назначением, а также обеспечение мерами социальной поддержки особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
- улучшение качества жизни отдельных социально наименее защищенных категорий населения;
- обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан;
- обеспечение круглогодичного питания особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- оказание срочной социальной помощи;
- уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении, и трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в Государственных учреждениях социальной защиты «Центр социальной работы» городов и районов Республики Карелия;
- содействие в улучшении здоровья беременных женщин и кормящих матерей;
- доступность лечения за пределами Карелии малоимущих граждан, в т.ч. санаторно-курортного лечения детей из малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
населения).
1. Содержание проблемы, анализ ее исходного состояния
и обоснование необходимости ее решения
Действие данной программы распространяется на малоимущих граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Убыль населения Российской Федерации за последнее десятилетие составила уже около 6 млн. человек (4%). При сохранении нынешних тенденций рождаемости, смертности и миграции численность населения к 2015 году составит 137 млн. человек. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Республики Карелия. Так, согласно государственной статистике наше население с 1989 годы сократилось на 92 тыс. чел. (11%) и на 1 января 2006 года составило 697,6 тыс. чел. Главная причина депопуляции - в снижении рождаемости (в России с 1986 года на 30 %, в Республике Карелия численность детей и подростков в возрасте до 16 лет за 1990-2004 годы снизилась на 87 тыс. чел., или на 42,9 %) и сокращении продолжительности жизни. Анализ данных, приводимых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, подтверждает версию, что рождаемость сократилась не потому, что часть беременностей закончилась неблагополучно, причины надо искать в социальных обстоятельствах, в ценностных ориентирах женщин и их ближайшего окружения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, а также исходя из системы целей Правительства Российской Федерации, в 2007 году Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в Программу включены мероприятия по оказанию социальной помощи и поддержки малоимущим женщинам в период беременности и послеродовом периоде. Оказание помощи направлено в первую очередь для создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения и ориентировано на женщин, проживающих в сельской местности.
В настоящее время благодаря деятельности органов здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации целевых программ улучшились показатели службы материнства и детства. Однако наметившаяся положительная тенденция в демографической ситуации не означает перелома общей негативной ситуации. Ее дальнейшая динамика будет зависеть равно от качества жизни, уровня здоровья и медицинского обслуживания населения. И если еще несколько лет назад в стране отмечалось массовое ускоренное физическое развитие детей (акселерация), то сейчас все чаще отмечается обратное явление - задержка физического развития детей, позднее половое созревание и пр. В дошкольном возрасте хронические болезни выявляются у 15-20% детей, среди школьников ослабленное здоровье у 53%.
Численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации составила за 2006 год 18 процентов, в Республике Карелия население с доходом ниже величины прожиточного минимума по оценке Министерства экономического развития Республики Карелия составляет 20,9 процента.
В результате реформирования системы льгот на федеральном и республиканском уровне изменилась структура «зоны бедности»: в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами. Так, в целом по России зарплаты от 800 до 1100 рублей получают около 30 процентов работающих в народном хозяйстве. В проекте федерального бюджета на 2007 год запланирована индексация минимальной заработной платы до 1400 рублей. При этом объем потребительской корзины за 2006 год составил 2653 руб., из которых половина - стоимость минимального набора продуктов (1369 руб.). Поэтому в структуре расходов семейного бюджета, соответственно, большая доля расходов - расходы на продукты питания.
Изучение тенденций обеспечения прав и интересов детей, семей с детьми, их социальной защищенности свидетельствует о том, что положение в данной области в республике продолжает оставаться неблагополучным. Бедность и нищета значительной части семей, имеющих детей, является одной из главных причин семейного неблагополучия, следствием которого является детская безнадзорность и беспризорность, правонарушения несовершеннолетних.
По состоянию на октябрь 2006 года на учете в Государственных учреждениях социальной защиты - Центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) состоит более 24 тыс. семей с детьми (28 % от общего количества семей с детьми в республике), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в целом по республике, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 34,5 тыс. детей (24% от числа детей до 17 лет). Уменьшается численность многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей) , из них 2152 многодетные семьи (6222 детей) - 65 % от всех многодетных семей, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения.
На 1 июня 2006 года в Центрах социальной работы городов состоит на учете 2173 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 3883 ребенка. Количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении не уменьшается и имеет тенденцию к небольшому увеличению. Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 23% от общей численности семей.
Уголовно-административное законодательство не предусматривает наказание за недостаточное обеспечение ребенка пищей, одеждой, обувью вследствие отсутствия у родителей финансовых средств.
На сегодняшний день примерно до 30% детей из малообеспеченных семей голодает или недоедает, остается без одежды и элементарных школьных принадлежностей из-за отсутствия у родителей средств вследствие низких доходов либо из-за злоупотребления алкоголем.
Особого внимания требуют категории детей из малоимущих семей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, инвалидами, студентами очной формы обучения, а также дети до 1,5 лет одиноких матерей и неработающих женщин, осуществляющих уход за этими детьми, и дети граждан, проходящих военную службу по призыву. Количество данных семей в масштабах республики незначительно: около 3 %. Однако данные семьи наименее социально защищены и более уязвимы, имея большую иждивенческую нагрузку и ограниченные доходы, получаемые из единственного источника: государственные пенсии, стипендии, пособия. Поэтому Адресная государственная социальная помощь указанным категориям семей в виде выплаты социального пособия является одним из факторов, улучшающих их материальное положение, повышающих уровень их жизни и создающих условия, благоприятные для рождения и воспитания детей.
Ключевым фактором поддержания здоровья детей и подростков является организация питания учащихся во время пребывания в школе. Школьное питание приобрело особое значение в последние годы в первую очередь для детей из малоимущих семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей адекватным питанием дома. В период летних каникул особую социальную значимость приобретают социальные столовые, которые обеспечивают минимальные потребности нуждающихся детей в горячем питании.
Продолжается процесс демографического старения населения. Если на 1 января 2000 года население старше трудоспособного возраста составляло 18,7%, то на 1 января 2005 года этот показатель вырос до 23,7%. В Республике Карелия каждый 5 житель находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый 4.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей. Специфика жизни людей пожилого возраста в сегодняшней России определяется не только индивидуальной историей каждого конкретного человека, но и социальными условиями. Так, лишь 20% пенсионеров готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70%) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет, а проблемы, особенно материальные, практически неразрешимы. В течение 2000 - 2006 годов неоднократно повышались государственные пенсии, но, тем не менее, на 1 января 2006 года более 40 тыс. (18 %) пенсионеров имели пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки, в том числе связанной с организацией и проведением для граждан пожилого возраста мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалида.
На 4,6 тыс. человек за последний год увеличилась в Республике Карелия численность инвалидов и составила в 2006 году 83,4 тыс. человек (2005 год - 78,8 тыс. человек), из них 2,8 тыс. - дети-инвалиды. Семьи, имеющие детей-инвалидов, оставаясь один на один со своими проблемами, получая маленькую (значительно меньше прожиточного минимума) пенсию, особенно нуждаются в помощи государства. Матери до 50 лет детей-инвалидов (либо иные трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидом) вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида, инвалида 1 группы (3 степени ограничения трудоспособности) и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2 - 3 тыс. рублей в месяц. Поскольку это средства, выделяемые из Федерального бюджета, большинство регионов не предусматривает в своих бюджетах средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, а также по уходу за гражданином старше 80 лет. Только 5 регионов, включая Карелию, до настоящего времени сохранили этот вид социальной помощи.
Немаловажным фактором в целях оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой заботе государства, является государственная поддержка общественных объединений в виде целевой финансовой помощи в организации социально значимых мероприятий по их заявкам.
Реализация мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей будет способствовать улучшению демографической ситуации в Республики Карелия, формированию осознанного родительства; повышению престижа и укреплению духовного мира семьи, стабильности брачно-семейных отношений; воспитанию уважения к женщине - матери, профилактике семейного неблагополучия.
Социальная значимость обозначенных проблем, связанных с состоянием здоровья детей, процессом демографического старения населения и находящихся во взаимосвязи с национальными приоритетами социально-экономического развития России и Республики Карелия, обусловливает необходимость разработки конкретной программы действий, направленной на решение этих проблем на основе реализации комплекса мероприятий. Данные мероприятия, ориентированные на достижение единой цели, увязаны по единству путей ее достижения и согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов. Достижению намеченной цели будут способствовать решения приоритетных задач жизнеобеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи. Главным условием предоставления социальной помощи населению считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.
На протяжении десятка лет в Республике Карелия адресная социальная помощь населению осуществляется в рамках целевой программы «Адресная социальная помощь». Реализация данной Программы осуществляется в разрезе федеральных законов и законов Республики Карелия: Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; Законом Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме"; Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной адресной социальной помощи".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия. В этой связи Программой предусмотрен ряд задач, направленных на достижение поставленной цели: оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам. Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, увязанных по категориям получателей помощи, исполнителям и согласуются с необходимым для их реализации объемом бюджетных средств.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
3. Обоснование финансовых затрат
Мероприятия Программы на 2007 год сохранили основные позиции адресной социальной помощи, осуществляемые в рамках республиканской целевой программы «Адресная социальная помощь» на 2006 год.
Объем финансирования мероприятий Программы в общей сумме 104 806,0 тыс. рублей предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (всего около 245 тыс. чел.), к количеству обратившихся граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке (46,7 тыс. чел. - около 30%).
В целях реализации программных мероприятий предусматривается предоставление муниципальным образованиям субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 87 806,0 тыс. рублей, в том числе на: обеспечение детей в возрасте до трех лет бесплатными специальными молочными продуктами детского питания - 22 671,0 тыс. рублей, предоставление в период учебного года субсидий учащимся общеобразовательных школ из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, - 65 135,0 тыс. рублей.
Мероприятия по обеспечению питанием детей указанных категорий включены в Программу в соответствии с Законом Республики Карелия от 29 апреля 2005 года № 874-ЗРК «Об образовании» и Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876- ЗРК «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия».
Субсидиями на питание в размере 16 рублей в один учебный день в течение учебного 2006-2007 года планируется обеспечить более 23 тыс. учащихся общеобразовательных школ .
Бесплатными молочными продуктами детского питания (адаптированные смеси, сухие каши, молоко промышленного производства, специализированные смеси), предоставляемыми в пределах физиологических норм потребности детей в молочных продуктах для детского питания, установленных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 254, планируется обеспечить 5 138 детей в возрасте до трех лет
Общий объем средств, предусматриваемый на реализацию мероприятия по выплате социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан, на 2007 год составит 3 700,0 тыс. рублей. В динамике выплат социальных пособий 2005 - 2006 годы отмечается устойчивая тенденция сокращения общего числа получателей. Наиболее значительное уменьшение количества получателей наблюдается по категории «одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 75 лет (с 2006 года - 70 лет) и старше»: в 2,6 раза (с 613 человек в 1 полугодии 2005 года до 234 - в 1 полугодии 2006 г.), что связано с увеличением размера пенсионного обеспечения граждан. Вместе с тем, востребованными являются социальные пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 1,5 лет.
Рост численности получателей ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за совместно проживающими с ними инвалидами I группы, детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (с 97 до 155 чел. - на 37%) связан с увеличением размера пособия.
Увеличены расходы на организацию оздоровительного отдыха детей, что связано со значительным увеличением стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь по сравнению с ее стоимостью в 2006 году (в среднем - 8,4 тыс. рублей без стоимости проезда к месту отдыха). С учетом расходов на проезд к месту отдыха и обратно объем средств для обеспечения оздоровительным отдыхом 355 детей составит 4 300,0 тыс. рублей.
Исходя из потребности на бесплатное питание в социальных столовых и предоставление продуктовых пакетов для оказания срочной помощи, на данное мероприятие планируется направить 1 500,0 тыс. рублей: из расчета стоимости горячего питания до 50,0 руб., количества обедов на одного ребенка в среднем - 10.
Запланировано 600,0 тысяч рублей на выплату ежемесячного пособия в размере 300 рублей для оплаты проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом.
На возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно детям и одному из сопровождающих его родителей (лица его заменяющего), а также гражданам, сопровождающим больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики, предусмотрено 450,0 тыс. рублей, исходя из расчета реальной потребности и соотношения численности малообеспеченных граждан к общему количеству граждан, направленных на лечение по путевкам и направлениям, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Работа в этом направлении имеет зримые результаты, продолжение ее важно и актуально с учетом приоритетной задачей нашей республики и реализации национального проекта «Здоровье».
На мероприятия по оказанию адресной социальной помощи беременным женщинам и кормящим матерям предусмотрено 730,0 тыс. рублей исходя из анализа существующих потребностей в обозначенных в Программе видах социальной помощи данным категориям женщин. Данные мероприятия включены в Программу в соответствии со ст.2 Закона Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876- ЗРК «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия».
Из Программы на 2007 год исключено мероприятие «обеспечение аппаратами слухопротезирования», так как данная помощь в течение последних 2-х лет мало востребована. Так, за 9 месяцев 2006 года с заявками данного профиля обратилось 2 человека, которым оказана социальная помощь на общую сумму 5,0 тыс. рублей. Вместе с тем, анализ предоставления протезно-ортопедической помощи за 9 месяцев текущего года показал, что из 69 обратившихся помощь необходима 57 детям, не имеющим группы инвалидности и находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, основными получателями данного вида социальной помощи являются дети. Стоимость изделий, изготовленных Петрозаводским протезно-ортопедическим предприятием, составляет от 718 рублей (протез грудной железы) до 4870 рублей (детская обувь) и до 5700 рублей (обувь женская и мужская). Учитывая данное обстоятельство, на указанное мероприятие предусмотрено 450,0 тыс. рублей исходя из соотношения нуждающихся в помощи и имеющих право на нее, а также средней стоимости протезно-ортезного изделия.
Анализ обращений граждан за 2002-2006 годы показывает, что по вопросу предоставления материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией обращается в среднем 1,7% от числа малообеспеченных граждан (в 2006 году - 2,5 тыс. граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам). Средний размер оказанной материальной помощи составил 670 рублей. Однако размер единовременной адресной материальной помощи гражданам определяется индивидуально в каждом конкретном случае исходя из сложности ситуации и возможностей выхода из нее. Объем средств на оказание единовременной материальной помощи на 2007 год предусмотрены из расчета количества граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и запланированного среднего размера оказываемой материальной помощи - 1000 рублей. Всего - 2 340,0 тыс. рублей.
Ежегодно Программой предусматриваются мероприятия по организации и проведению Дня победы, Дня пожилых людей, Дня инвалидов. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия оказывает содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды. Указанные мероприятия проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста и инвалидов, их вкладу в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям и инвалидам, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения и физического состояния общества, а также удовлетворения минимальных индивидуальных и социальных потребностей пожилых людей и инвалидов, позволяющего людям пожилого возраста и инвалидам участвовать в жизни общества, реализовывать внутренний потенциал и поддерживать их достоинство. При реализации данных мероприятий в центре внимания находятся, прежде всего, интересы малообеспеченных пожилых граждан, одиноких пенсионеров и инвалидов, вопросы оказания им материальной, социально-бытовой и других видов помощи. Сумма средств, планируемая для реализации названных мероприятий, составляет: 400,0 тыс. рублей на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов; 200,0 тыс. рублей - для помощи членам общественных объединений при организации социально-значимых мероприятий.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В 2007 году на выплату социального пособия запланировано 3700,0 тыс.руб. Данные средства позволят обеспечить минимальную потребность 1542 малоимущих граждан из наиболее социально незащищенных слоев населения Республики Карелия: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей, инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей. На протяжении ряда лет в рамках Программы предусмотрена выплата ежемесячного пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего среднего и начального профессионального образования из малоимущих семей, ежедневно пользующимся пригородным транспортом. Данная социальная помощь очень востребована, и количество обращений за ней увеличивается с каждым годом. В целях недопущения ухудшения социальной защищенности данной категории граждан, запланированы средства на выплату пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно 200 студентам (в 2006 году - для 150).
С 2006 года вынесено в отдельное мероприятие выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами 1 группы (или 3 степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет. Данное мероприятие, являясь одним из наиболее социально значимых, в 2007 году поможет 150 гражданам, не обеспечивающим себя физически, находиться в семье, не прибегая к помощи государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках оздоровительной кампании детей и подростков за счет средств Программы будут приобретены 355 путевок в оздоровительные лагеря, а также возмещены расходы (50%) по проезду детей и одного из сопровождающих его родителей, направленных по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Данная мера социальной помощи позволит увеличить доступность санаторно-курортного лечения для более 200 детей из малоимущих семей. Предполагается снижение темпов роста общей заболеваемости населения путем усиления профилактической работы системы здравоохранения. В этой связи в рамках Программы будет произведено возмещение стоимости проезда в размере 100% к месту лечения за пределы Республики Карелия и обратно по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия 100 малоимущим гражданам, сопровождающим больных.
В целях сохранения и улучшения здоровья растущего поколения, улучшения демографической ситуации в республике в Программу включены мероприятия, предусматривающие такие меры адресной социальной помощи малоимущим гражданам, как бесплатное обеспечение препаратами железа беременных женщин, страдающих анемией, обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, находящихся в послеродовом периоде, специальными питательными смесями для обогащения рациона и обеспечения полноценного питания, обеспечение детским молочным питанием детей до 3-х лет. В ходе реализации названных мероприятий в 2007 году будет улучшено качество питания 5138 детей от рождения до 3-х лет и более 23 тыс. школьников, сократится число беременных, страдающих анемией, будет повышено качество медицинской помощи 170 беременным женщинам групп риска, проживающих в районах республики, в период беременности и родов.
Круглогодично будут обеспечены питанием 3000 особо нуждающихся детей из малоимущих семей и детей из семей, находящихся в социально опасном положении (в 2006 году 2439 детей во время летних каникул бесплатно питались полноценными горячими обедами в социальных столовых), что практически соответствует заявленным потребностям.
В течение 2007 года 1,7 % граждан, включая лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, из числа малоимущих будет оказана экстренная материальная помощь, что будет способствовать их выходу из трудной жизненной ситуации и обеспечению их минимальных потребностей.
В мероприятиях, связанных с празднованием Дня победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов, примут участие более 4000 граждан пожилого возраста и инвалидов; будет оказано содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды, в которых примут участие 3000 граждан указанных категорий, что составит более 3% от общего количества пенсионеров.
На достижение указанных показателей и конечные результаты будет влиять в значительной степени сбалансированность экономической, финансовой и социальной политики, темпы роста валового внутреннего продукта и объемы выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходы на социальные нужды, направляемые из бюджетов всех уровней, а также иные факторы.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для социально-экономического развития республики.
Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности и своевременности предоставляемой социальной помощи, снижении численности малоимущих граждан, улучшение качества их жизни, а также улучшении социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей, что является факторами, влияющими на снижение социальной напряженности малообеспеченных слоев населения.
Данная Программа представляет эффективный инструмент концентрации и целевой ориентации ресурсов на важнейшем направлении деятельности, способных не только удержать материальное положение граждан на минимальном уровне, но и улучшить его.
Одним из главных преимуществ Программы, как и программно-целевого метода в целом, является ее гибкость и мобильность. Поэтому при реализации мероприятий Программы будет осуществляться контроль за ходом и результатом их выполнения путем осуществления мероприятий по мониторингу состояния социальной напряженности среди отдельных категорий граждан, состояния здоровья беременных и детей с тем, чтобы своевременно внести в нее коррективы, сопоставляя полученные результаты с поставленной целью и задачами. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.
6. Механизм реализации Программы
Программа, утверждаемая приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи. Является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство).
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству в бюджете Республики Карелия на 2007 год.
Реализация прилагаемых мероприятий Программы осуществляется Управлениями Министерства, государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия в соответствии с Порядком, утверждаемым приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ" на 2007год
Численность граждан(чел.)
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс.руб.)
Организация мероприятий по проведению:
- Дня Победы- Дня пожилых людей- Дня инвалида
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Карелия" № 16 от 15.02.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 ЗАПИСЬ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ., 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.010.000 Общие положения, 070.010.000 Исполнение полномочий органов ЗАГС, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.020.000 Порядок дачи разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста, 070.030.000 Решение об установлении опеки, 070.030.000 Финансирование социального обеспечения и социального страхования (см. также 080.080.020, 200.160.030) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: