Основная информация
Дата опубликования: | 08 июня 2010г. |
Номер документа: | RU68000201000326 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тамбовская область |
Принявший орган: | Администрация Тамбовской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области
РАСПОРЯЖЕНИЕ
08.06.2010
г. Тамбов
№173-р
О концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы
В целях создания условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей области, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям:
1. Одобрить концепцию развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова.
Глава администрации области О .И.Бетин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению администрации области
от 08.06.2010 № 173-р
КОНЦЕПЦИЯ
развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы
1. Общие положения
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Подпрограмма «Одаренные дети » федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 05 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.
Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровне. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом регионе.
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми в области на период 2010-2014 гг.
Концепция разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными и областными законами, иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая Концепция опирается на положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными
специалистами в области психологии одаренности по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и определяющей единые теоретико-методологические подходы к решению ключевых проблем одаренности.
2. Понятия, используемые в Концепции
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По критерию «вид деятельности» и обеспечивающие ее сферы психики выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформированности одаренности»:
актуальная одаренность - достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами;
потенциальная одаренность — наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления»:
явная одаренность — одаренность, проявленная в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях;
скрытая одаренность — одаренность, проявленная в атипичной, замаскированной форме.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»:
общая одаренность — одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности;
специальная одаренность — одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
3. Характеристика системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области
Задача сохранения и приумножения интеллектуального потенциала, формирования профессиональной элиты является актуальной для Тамбовской области. Один из ключевых факторов ее решения -формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
В Тамбовской области организационно-правовой основой работы с одаренными детьми являются целевые программы «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы».
В целях объединения усилий образовательных учреждений по созданию реально работающей системы управления процессом поиска, обучения, развития, поддержки одаренных детей, при управлении образования и науки области создан Координационный совет по работе с одаренными детьми. Научно-методическое сопровождение работы по выявлению и развитию детской одаренности обеспечивают Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования», государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбовский государственный технический университет, другие высшие учебные заведения, расположенные на территории г. Тамбова и Тамбовской области.
На протяжении многих лет в области целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей, функционирует сеть образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми.
В настоящее время в Тамбове и области работают 4 гимназии, 8 лицеев, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов. Практически 50 процентов обучающихся 10-11 классов охвачено образовательными программами углубленного изучения отдельных предметов.
В целях создания благоприятных условий для развития одаренных школьников, проживающих в сельской местности, созданы образовательные учреждения интернатного типа: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение - общеобразовательная школа-интернат «Мичуринский лицей-интернат», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение - кадетская общеобразовательная школа- интернат «Тамбовский кадетский корпус имени Л.С. Демина», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа - интернат с первоначальной летной подготовкой имени М.М.Расковой».
Система дополнительного образования детей Тамбовской области усиливает вариативную составляющую общего образования по работе с одаренными детьми. В регионе действуют три областных государственных учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), являющиеся организационно-методическими центрами, координирующими развитие соответствующих направлений деятельности муниципальных УДОД: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивная школа», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития, экологии и туризма».
На муниципальном уровне 17 учреждений дополнительного образования имеют статус базовых (опорных). Именно через них областные УДОД осуществляют научно-методическую помощь, трансляцию инновационных проектов, организацию зональных конкурсных мероприятий для способных и одаренных детей на территории Тамбовской области. Кроме того, образуются новые организационные модели дополнительного образования детей: сельские социокультурные комплексы, школы полного дня, специализированные ресурсные центры в усадьбах Тамбовской области, центры дополнительного образования на базе средних общеобразовательных школ, центры по работе с одаренными детьми на базе УДОД и средних общеобразовательных школ.
На базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)» создан Центр по работе с одаренными детьми, деятельность которого направлена на формирование единого регионального ресурсообеспечивающего пространства в сфере работы с данной категорией детей: нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение; разработку экспериментальных проектов и программ, их реализацию в образовательных учреждениях области; изучение, обобщение и распространение в регионе передового опыта; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих с одаренными детьми; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; создание единого регионального банка данных «Одаренные дети Тамбовщины».
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития, экологии и туризма» особое внимание уделяет организации научной и экспериментальной работы с детьми. Созданное на базе учреждения региональное отделение Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук» (далее - Академия) руководит работой почти 50 школьных научных обществ, в которых занимается около 1200 обучающихся 5-11 классов. В задачи Академии входит: популяризация научных знаний среди детей и молодежи, формирование у них научного мировоззрения; вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность; выявление и поддержка талантливых молодых исследователей и их наставников; содействие становлению молодых ученых Тамбовской области.
Самостоятельным элементом современной региональной модели образования становится система раннего развития детей от 0 до 3 лет. В настоящее время в области ведется активная работа по созданию специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и консультирования, новых типов образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего возраста. На базе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, открыто 8 центров игровой поддержки ребенка, 27 консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи; функционирует 60 групп кратковременного пребывания детей различной направленности на базе детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.
В ряде образовательных учреждений г. Тамбова и области работают экспериментальные площадки, на базе которых апробируются инновационные проекты и программы по развитию общих и специальных способностей детей, обобщается накопленный опыт.
Региональная система работы с одаренными детьми включает в себя комплекс мероприятий, проводимых на муниципальном и областном уровнях. Так, для интеллектуально одаренных школьников ежегодно организуется проведение всероссийских школьных олимпиад, научно-практических конференций и научно-исследовательских конкурсов; учебно-тренировочные сборы для школьников, участвующих в окружном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.
В Тамбовской области олимпиады школьников проводятся по 20 предметам. Количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады выросло с 485 человек в 2004 г. до 1313 - в 2009 г. При этом количество победителей и призеров региональных олимпиад из числа сельских школьников увеличилось в 12 раз. С целью расширения массовости участия в олимпиадном движении с 2005 года проводится ежегодная открытая олимпиада для сельских школьников «Интеллектуальный марафон», в которой участвуют более 2000 обучающихся.
Ежегодно около 35% участников окружного и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников становятся победителями и призерами по ряду предметов и зачисляются без вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Российской Федерации: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений, Московский физико-технический институт (государственный университет), Высшую школу экономики и др.
В рамках развития идей системы начального образования Л.В.Занкова, выявления и поддержки одаренных, творчески мыслящих детей, а также предоставления возможности обмена опытом учителям, работающим по системе Л.В.Занкова, Тамбовская область ежегодно принимает участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев.
В целях развития интеллектуального творчества и исследовательской деятельности обучающихся ежегодно проводятся открытые областные научно-практические конференции «Грани творчества» и «Путь в науку».
На базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова реализуется проект «Организация деятельности школы дистанционного Интернет-образования «Грани Плюс».
Важным элементом работы с одаренными детьми в Тамбовской области является реализация инновационных проектов. Так, с целью усиления мотивации осознанного выбора обучающимися будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями, в 2009 году началась реализация регионального проекта «Космические образовательные технологии», в который вошли 9 образовательных учреждений области.
Обучающиеся, одаренные в художественно-эстетической, технической, спортивной и других видах деятельности, ежегодно участвуют в целом ряде конкурсных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно проводится более 80 творческих конкурсов и более 100 спортивных соревнований, организуется около 20 профильных смен в оздоровительных загородных лагерях.
На муниципальном и региональном уровнях формируется база данных об одаренных детях и их педагогах. В 2008 году в целях поддержки одаренных детей и популяризации достижений юных талантов по инициативе администрации области и управления образования и науки области издана энциклопедия «Одаренные дети Тамбовщины». В энциклопедию включены имена победителей и призеров межрегиональных, зональных, всероссийских, международных конкурсных мероприятий для молодежи в возрасте до 21 года, призеров международных и всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся учреждений профессионального образования, студентов.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает повышение квалификации педагогов, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений, осуществляющих работу по развитию общих и специальных способностей у детей. С этой целью Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» ежегодно по заказу управления образования и науки области проводит краткосрочные проблемные курсы, научно-практические конференции педагогов по организации деятельности школьных научно-исследовательских обществ, реализации программ индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми существует ряд проблем. Так, недостаточным является уровень координации деятельности всех заинтересованных структур в работе с одаренными детьми.
Основным критерием выявления одаренности часто служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в то время как идентификация одаренности ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и системный характер.
Не в полном объеме для развития одаренности у детей используется компонент образовательного учреждения, а также имеющиеся материально технические ресурсы. Недостаточно развита система интеллектуальных соревнований для младших школьников. Подготовка одаренных детей к участию в интеллектуальных соревнованиях осуществляется периодично.
Требует пересмотра психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Основной акцент делается на развитие способностей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания. Особое внимание следует уделять воспитанию морально-нравственных качеств у одаренных детей, мотивации к служению общественному благу. Нельзя допустить, чтобы они использовали свои дарования в антиобщественных и противоправных целях.
В образовательных учреждениях не в полной мере используются возможности системы дополнительного образования для организации работы с одаренными детьми.
Необходимы серьезные изменения в подходах к анализу, обобщению и распространению передового педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Совершенствование региональной системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом новейших научных достижений и методических разработок в этой области, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с одаренными детьми личностных качеств педагогов.
Особое внимание следует обратить на работу с родителями, так как семейная среда является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности и одаренности ребенка.
Кроме того, в практической работе с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития одаренности помощи и поддержки.
4. Цель и задачи в проведении единой государственной политики в сфере работы с одаренными детьми
Главная цель в сфере работы с одаренными детьми на период 2010-2014 годы - формирование единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить комплекс основных задач в сфере работы с одаренными детьми:
повысить качество, доступность и эффективность образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
консолидировать ресурсы образовательных учреждений для развития системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области;
обеспечить рост доступности ресурсов области для всех образовательных учреждений и их эффективное использование для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, создания условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
5.Основные направления развития региональной системы работы с одаренными детьми
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области.
Направление 1: управление развитием системы работы с одаренными детьми в области
Развитие системы работы с одаренными детьми основано на принципах консолидации ресурсов, ответственного потребления, долгосрочной перспективы, равенства, доступности образовательных услуг. Это предполагает консолидацию ресурсов в сфере работы с одаренными детьми и равный доступ участников образовательного процесса к ресурсам на территории всей области.
В 2007 году при управлении образования и науки области создан областной Координационный совет по работе с одаренными детьми (далее — Координационный совет), целью которого является координация деятельности по исполнению мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» целевой программы области «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы». Задачи, стоящие на современном этапе развития региональной системы работы с одаренными детьми, требуют коренной перестройки деятельности Координационного совета, который должен стать управляющим и координирующим органом, обеспечивающим целенаправленное динамичное развитие системы работы с одаренными детьми в области.
В целях наиболее эффективной координации деятельности образовательных учреждений по работе с одаренными детьми на муниципальном уровне предстоит определить координаторов данного направления работы в каждом муниципальном округе.
Данное направление включает:
совершенствование нормативно-правовой базы развития системы работы с одаренными детьми и проведение общественно-профессиональной экспертизы разрабатываемых нормативных актов;
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере работы с одаренными детьми.
межведомственное взаимодействие в сфере работы с одаренными детьми на территории области;
разработку и экспертизу целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми на региональном, муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях;
усиление государственного и общественного контроля за качеством образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
внедрение постоянного мониторинга работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
наличие пакета областных и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми;
наличие областной модели управления развитием системы работы с одаренными детьми;
наличие принятых к реализации целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми на всех уровнях;
наличие системы мониторинга работы с одаренными детьми;
доля родителей и общественности, включенных в систему мониторинга качества образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
доля образовательных учреждений области, включенных в решение задач развития системы работы с одаренными детьми.
Направление 2: совершенствование многовариантной системы развития способностей детей
Доступность образовательных услуг в сфере развития общих и специальных способностей, возможность каждому ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, задатками и склонностями является важным фактором обеспечения развития региональной системы работы с одаренными детьми.
Для детей необходимо создавать развивающую среду, начиная с раннего возраста. В связи с этим особую актуальность приобретает просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей на всех возрастных этапах. Необходимо устойчивое функционирование системы раннего развития на базе дошкольных образовательных учреждений, а также расширение спектра творческих видов деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, мобильное реагирование на запросы потенциальных заказчиков, использование возможностей дистанционного обучения с использованием новейших компьютерных технологий. Предстоит расширить возможности получения образовательных услуг в сфере развития способностей и обучения одаренных детей из сельских малочисленных школ. Особого внимания и поддержки требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающие в малоимущих семьях, имеющие асоциальное поведение и склонные к правонарушениям.
Важно укреплять систему многопрофильных творческих конкурсов и олимпиад, спортивных соревнований для детей всех возрастных категорий, обеспечивая доступность участия в них независимо от места проживания, а также обеспечивать адресную поддержку одаренных детей.
Данное направление предполагает:
расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательных учреждений центров игровой поддержки и консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;
дальнейшее совершенствование системы раннего развития, в том числе детской одаренности, детей до 3 лет (детские сады для детей раннего возраста; группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «центр игровой поддержки ребенка», «адаптационные группы», «консультативные пункты для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи»; «группы надомного образования («гувернерские группы», «детские сады на дому»);
внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста (детские сады для детей предшкольного возраста; группы общеразвивающей, компенсирующей направленности в детских садах различных видов; группы кратковременного пребывания в детском саду; группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования и др.);
продолжение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры с целью ее соответствия современным требованиям;
внедрение в деятельность образовательных учреждений области, работающих с одаренными детьми, инновационных образовательных технологий;
разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения, особенно для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
организацию проведения и расширение системы олимпиад, конкурсов, соревнований для школьников, в том числе для школьников, проживающих в сельской местности;
расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности, в работе школьных научных обществ;
организацию для одаренных детей фестивалей, летних и зимних школ, профильных лагерных смен, конференций, семинаров и других мероприятий;
развитие системы заочных и очно-заочных школ для
старшеклассников, позволяющих независимо от места их проживания осваивать программы профильного обучения по различным направлениям;
создание условий для вовлечения в систему работы с одаренными детьми детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»;
моральную и материальную адресную поддержку одаренных детей через систему грантов, стипендий, и других форм поощрения;
поиск и выявление одаренных детей дошкольного возраста через родительские консультационные пункты, центры игровой поддержки, центры раннего развития, различные формы работы с родителями;
поиск и выявление одаренных детей через участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, работу школьных научных обществ.
Показатели результативности:
доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы раннего развития;
доля общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, реализующих программы, направленные на развитие способностей в познавательной, практической, художественно-эстетической и других видах деятельности;
доля родителей, охваченных работой по просвещению в вопросах воспитания детей и развития способностей среди общего числа родителей детей, обучающихся в образовательных учреждениях;
доля детей с повышенным уровнем способностей, обучающихся по индивидуальным «образовательным маршрутам», в общем количестве таких детей;
доля педагогов, работающих с детьми с повышенным уровнем способностей по индивидуальным «образовательным маршрутам», в общем количестве педагогов, работающих с одаренными детьми;
соотношение выявленных и решенных проблем доступности образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
доля талантливых и одаренных детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в малоимущих семьях, имеющих асоциальное поведение, в общем числе одаренных детей;
количество реализуемых проектов и программ дистанционного обучения для способных и одаренных детей;
положительная динамика охвата обучающихся конкурсным и олимпиадным движением;
доля детей и подростков, ставших победителями конкурсов, соревнований и олимпиад регионального и всероссийского уровней;
доля одаренных детей, получивших адресную поддержку в общем числе одаренных детей;
доля детей дошкольного и школьного возраста, включенных в систему выявления одаренных детей;
количество школьных научных обществ и обучающихся, принимающих
участие в научной, исследовательской и проектной деятельности.
Направление 3: развитие ресурсного потенциала системы работы с одаренными детьми
Развитие областной системы работы с одаренными детьми зависит от
успешного решения целого ряда задач организационного, научного,
программно-методического, материально-технического характера.
Необходимо консолидировать все виды ресурсов, имеющиеся в области, и обеспечить их целевое использование в интересах талантливых и одаренных детей.
Создание в области единого ресурсного пространства в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного и программного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, ведения единого регионального банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» возлагается на Центр по работе с одаренными детьми, созданный на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования)». Научно-методическое обеспечение, подготовку и переподготовку педагогических кадров осуществляет Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования».
Финансирование работы с одаренными детьми осуществляется по программно-целевому принципу через реализацию целевых программ области «Дети Тамбовщины на 2009—2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы». Актуальным остается и привлечение внебюджетных средств.
В данное направление входит:
развитие механизмов нормативного финансирования системы работы с одаренными детьми; привлечение внебюджетных средств.
Показатели результативности:
наличие нормативных правовых актов, обеспечивающих рациональное финансирование системы работы с одаренными детьми;
увеличение доли привлеченных внебюджетных средств образовательными учреждениями на работу с одаренными детьми;
нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в сфере работы с одаренными детьми, включающее:
аккумулирование и изучение нормативных правовых актов (международных, федеральных, областных);
информирование субъектов системы работы с одаренными детьми об
изменениях в законодательной базе, касающейся детской одаренности;разработку проектов нормативных правовых актов по работе с одаренными детьми для образовательных учреждений области.
Показатели результативности:
наличие рекомендаций по формированию пакета нормативных документов для образовательных учреждений;
наличие нормативных правовых актов по работе с одаренными детьми;
обеспечение научно-методического сопровождения развития системы работы с одаренными детьми, включающее:
аккумулирование, систематизацию, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы с одаренными детьми, диагностического инструментария по проблемам детской одаренности;
изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы с одаренными детьми;
дальнейшее внедрение в практику работы с одаренными детьми современных научных разработок, рекомендаций специалистов отечественного и мирового опыта;
создание многовариантных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
организацию и проведение конкурсов инновационных разработок в сфере работы с одаренными детьми;
расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
открытие и функционирование региональных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития системы работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
наличие базы данных о научно-методических материалах, методиках работы с одаренными детьми, диагностическом инструментарии по вопросам детской одаренности;
наличие базы данных об инновационном опыте работы с одаренными детьми;
наличие многовариантных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
количество региональных экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми;
количество конкурсов инновационных разработок и участников в них;
количество реализованных инновационных проектов по работе с одаренными детьми;
доля образовательных учреждений, включенных в развитие и распространение инновационного опыта работы с одаренными детьми;
совершенствование информационного сопровождения развития системы работы с одаренными детьми, включающее:
активное использование новых информационных технологий, телекоммуникационных проектов и дистанционного обучения в сфере работы с одаренными детьми;
создание и обеспечение работы сайтов образовательных учреждений по работе с одаренными детьми;
создание объединенного регионального банка данных по работе с одаренными детьми;
сотрудничество со средствами массовой информации (далее - СМИ) по вопросам работы с одаренными детьми;
аккумулирование, изучение, отбор информации о проведении на территории Тамбовской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для одаренных детей и педагогов, наиболее актуальных для развития региональной системы работы с одаренными детьми; доведение данной информации до образовательных учреждений области.
Показатели результативности:
наличие сайтов образовательных учреждений по работе с одаренными детьми;
наличие объединенного регионального банка данных по работе с одаренными детьми;
положительная динамика количества публикаций в СМИ по проблемам детской одаренности;
наличие банка данных о проведении на территории Тамбовской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для одаренных детей и педагогов;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам детской одаренности, включающее:
разработку и реализацию образовательных программ повышения квалификации, направленных на повышение компетентности педагогических работников в работе с детьми, одаренными в различных видах деятельности;
введение системы моральных и материальных стимулов для педагогических работников общего и дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, прежде всего - по «индивидуальному образовательному маршруту»;
организация системы стажировок педагогических работников в специализированных центрах по работе с одаренными детьми, в образовательных учреждениях, реализующих инновационные проекты и программы, а также у лучших педагогов, работающих с одаренными детьми на территории Тамбовской области;
проведение для педагогических работников научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
доля педагогических работников, прошедших обучение по программам, направленным на повышение профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми;
доля педагогов общего и дополнительного образования, работающих с одаренными детьми (в т.ч. по индивидуальным образовательным маршрутам) и получивших в связи с этим моральную и материальную поддержку;
количество научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми и количество участников.
Направление 4: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни.
Особого внимания и психолого-педагогической поддержки требуют следующие категории одаренных детей:
дети с ограниченными возможностями здоровья;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
разработку моделей и методик применения на территории региона
комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности, начиная с раннего возраста.
6. Управление реализацией Концепции
Руководство реализацией Концепции осуществляет управление образования и науки области через областной Координационный совет по работе с одаренными детьми.
Координация деятельности образовательных учреждений всех типов по организации работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на муниципальном уровне осуществляется через координаторов муниципалитетов.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми на территории области возлагается:
в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров - на Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»;
в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - на Центр по работе с одаренными детьми Тамбовского областного государственного учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)».
Работа с одаренными детьми на областном и муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях строится в соответствии с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
Центр по работе с одаренными детьми, с учетом предложений, поступивших от образовательных учреждений всех уровней, формирует сводный план работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на год, который утверждается управлением образования и науки области.
По итогам года Центр по работе с одаренными детьми готовит отчет о выполнении плана по реализации Концепции и в установленном порядке представляет его в управление образования и науки области.
7. Основные механизмы реализации Концепции
Для реализации Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010-2012 годы необходимо использовать следующие основные механизмы:
программно-целевой метод реализации:
это позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с одаренными детьми. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития, в программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета Тамбовской области и отдельных учреждений образования. Целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное расходование средств означает формирование бюджета, предназначенного для развития региональной системы работы с одаренными детьми, в рамках целевых программ «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы»;
приоритетное развитие ресурсной базы работы с одаренными детьми в области:
будут систематически и планомерно создаваться и наращиваться ресурсы, необходимые для устойчивого развития региональной системы работы с одаренными детьми. Распределение ресурсов при этом должно отвечать задачам обеспечения развития системы работы с одаренными детьми в конкретных районах и учреждениях.
8. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
определение динамики уровня организации работы с одаренными детьми на территории области (через систему мониторингов);
определение степени вовлеченности детей дошкольного и школьного возраста в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
определение тенденции к росту количества одаренных детей школьного возраста в Тамбовской области (через сравнительный анализ статистических данных системы поиска и выявления одаренных детей);
определение уровня обеспеченности образовательных учреждений необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми (через систему мониторингов).
Зам.главы администрации области И.Д.Горденков
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области
РАСПОРЯЖЕНИЕ
08.06.2010
г. Тамбов
№173-р
О концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы
В целях создания условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей области, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям:
1. Одобрить концепцию развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова.
Глава администрации области О .И.Бетин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению администрации области
от 08.06.2010 № 173-р
КОНЦЕПЦИЯ
развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы
1. Общие положения
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Подпрограмма «Одаренные дети » федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 05 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.
Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровне. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом регионе.
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми в области на период 2010-2014 гг.
Концепция разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными и областными законами, иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая Концепция опирается на положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными
специалистами в области психологии одаренности по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и определяющей единые теоретико-методологические подходы к решению ключевых проблем одаренности.
2. Понятия, используемые в Концепции
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По критерию «вид деятельности» и обеспечивающие ее сферы психики выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформированности одаренности»:
актуальная одаренность - достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами;
потенциальная одаренность — наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления»:
явная одаренность — одаренность, проявленная в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях;
скрытая одаренность — одаренность, проявленная в атипичной, замаскированной форме.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»:
общая одаренность — одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности;
специальная одаренность — одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
3. Характеристика системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области
Задача сохранения и приумножения интеллектуального потенциала, формирования профессиональной элиты является актуальной для Тамбовской области. Один из ключевых факторов ее решения -формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
В Тамбовской области организационно-правовой основой работы с одаренными детьми являются целевые программы «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы».
В целях объединения усилий образовательных учреждений по созданию реально работающей системы управления процессом поиска, обучения, развития, поддержки одаренных детей, при управлении образования и науки области создан Координационный совет по работе с одаренными детьми. Научно-методическое сопровождение работы по выявлению и развитию детской одаренности обеспечивают Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования», государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбовский государственный технический университет, другие высшие учебные заведения, расположенные на территории г. Тамбова и Тамбовской области.
На протяжении многих лет в области целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей, функционирует сеть образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми.
В настоящее время в Тамбове и области работают 4 гимназии, 8 лицеев, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов. Практически 50 процентов обучающихся 10-11 классов охвачено образовательными программами углубленного изучения отдельных предметов.
В целях создания благоприятных условий для развития одаренных школьников, проживающих в сельской местности, созданы образовательные учреждения интернатного типа: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение - общеобразовательная школа-интернат «Мичуринский лицей-интернат», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение - кадетская общеобразовательная школа- интернат «Тамбовский кадетский корпус имени Л.С. Демина», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа - интернат с первоначальной летной подготовкой имени М.М.Расковой».
Система дополнительного образования детей Тамбовской области усиливает вариативную составляющую общего образования по работе с одаренными детьми. В регионе действуют три областных государственных учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), являющиеся организационно-методическими центрами, координирующими развитие соответствующих направлений деятельности муниципальных УДОД: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивная школа», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития, экологии и туризма».
На муниципальном уровне 17 учреждений дополнительного образования имеют статус базовых (опорных). Именно через них областные УДОД осуществляют научно-методическую помощь, трансляцию инновационных проектов, организацию зональных конкурсных мероприятий для способных и одаренных детей на территории Тамбовской области. Кроме того, образуются новые организационные модели дополнительного образования детей: сельские социокультурные комплексы, школы полного дня, специализированные ресурсные центры в усадьбах Тамбовской области, центры дополнительного образования на базе средних общеобразовательных школ, центры по работе с одаренными детьми на базе УДОД и средних общеобразовательных школ.
На базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)» создан Центр по работе с одаренными детьми, деятельность которого направлена на формирование единого регионального ресурсообеспечивающего пространства в сфере работы с данной категорией детей: нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение; разработку экспериментальных проектов и программ, их реализацию в образовательных учреждениях области; изучение, обобщение и распространение в регионе передового опыта; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих с одаренными детьми; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; создание единого регионального банка данных «Одаренные дети Тамбовщины».
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития, экологии и туризма» особое внимание уделяет организации научной и экспериментальной работы с детьми. Созданное на базе учреждения региональное отделение Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук» (далее - Академия) руководит работой почти 50 школьных научных обществ, в которых занимается около 1200 обучающихся 5-11 классов. В задачи Академии входит: популяризация научных знаний среди детей и молодежи, формирование у них научного мировоззрения; вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность; выявление и поддержка талантливых молодых исследователей и их наставников; содействие становлению молодых ученых Тамбовской области.
Самостоятельным элементом современной региональной модели образования становится система раннего развития детей от 0 до 3 лет. В настоящее время в области ведется активная работа по созданию специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и консультирования, новых типов образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего возраста. На базе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, открыто 8 центров игровой поддержки ребенка, 27 консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи; функционирует 60 групп кратковременного пребывания детей различной направленности на базе детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.
В ряде образовательных учреждений г. Тамбова и области работают экспериментальные площадки, на базе которых апробируются инновационные проекты и программы по развитию общих и специальных способностей детей, обобщается накопленный опыт.
Региональная система работы с одаренными детьми включает в себя комплекс мероприятий, проводимых на муниципальном и областном уровнях. Так, для интеллектуально одаренных школьников ежегодно организуется проведение всероссийских школьных олимпиад, научно-практических конференций и научно-исследовательских конкурсов; учебно-тренировочные сборы для школьников, участвующих в окружном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.
В Тамбовской области олимпиады школьников проводятся по 20 предметам. Количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады выросло с 485 человек в 2004 г. до 1313 - в 2009 г. При этом количество победителей и призеров региональных олимпиад из числа сельских школьников увеличилось в 12 раз. С целью расширения массовости участия в олимпиадном движении с 2005 года проводится ежегодная открытая олимпиада для сельских школьников «Интеллектуальный марафон», в которой участвуют более 2000 обучающихся.
Ежегодно около 35% участников окружного и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников становятся победителями и призерами по ряду предметов и зачисляются без вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Российской Федерации: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений, Московский физико-технический институт (государственный университет), Высшую школу экономики и др.
В рамках развития идей системы начального образования Л.В.Занкова, выявления и поддержки одаренных, творчески мыслящих детей, а также предоставления возможности обмена опытом учителям, работающим по системе Л.В.Занкова, Тамбовская область ежегодно принимает участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев.
В целях развития интеллектуального творчества и исследовательской деятельности обучающихся ежегодно проводятся открытые областные научно-практические конференции «Грани творчества» и «Путь в науку».
На базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова реализуется проект «Организация деятельности школы дистанционного Интернет-образования «Грани Плюс».
Важным элементом работы с одаренными детьми в Тамбовской области является реализация инновационных проектов. Так, с целью усиления мотивации осознанного выбора обучающимися будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями, в 2009 году началась реализация регионального проекта «Космические образовательные технологии», в который вошли 9 образовательных учреждений области.
Обучающиеся, одаренные в художественно-эстетической, технической, спортивной и других видах деятельности, ежегодно участвуют в целом ряде конкурсных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно проводится более 80 творческих конкурсов и более 100 спортивных соревнований, организуется около 20 профильных смен в оздоровительных загородных лагерях.
На муниципальном и региональном уровнях формируется база данных об одаренных детях и их педагогах. В 2008 году в целях поддержки одаренных детей и популяризации достижений юных талантов по инициативе администрации области и управления образования и науки области издана энциклопедия «Одаренные дети Тамбовщины». В энциклопедию включены имена победителей и призеров межрегиональных, зональных, всероссийских, международных конкурсных мероприятий для молодежи в возрасте до 21 года, призеров международных и всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся учреждений профессионального образования, студентов.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает повышение квалификации педагогов, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений, осуществляющих работу по развитию общих и специальных способностей у детей. С этой целью Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» ежегодно по заказу управления образования и науки области проводит краткосрочные проблемные курсы, научно-практические конференции педагогов по организации деятельности школьных научно-исследовательских обществ, реализации программ индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми существует ряд проблем. Так, недостаточным является уровень координации деятельности всех заинтересованных структур в работе с одаренными детьми.
Основным критерием выявления одаренности часто служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в то время как идентификация одаренности ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и системный характер.
Не в полном объеме для развития одаренности у детей используется компонент образовательного учреждения, а также имеющиеся материально технические ресурсы. Недостаточно развита система интеллектуальных соревнований для младших школьников. Подготовка одаренных детей к участию в интеллектуальных соревнованиях осуществляется периодично.
Требует пересмотра психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Основной акцент делается на развитие способностей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания. Особое внимание следует уделять воспитанию морально-нравственных качеств у одаренных детей, мотивации к служению общественному благу. Нельзя допустить, чтобы они использовали свои дарования в антиобщественных и противоправных целях.
В образовательных учреждениях не в полной мере используются возможности системы дополнительного образования для организации работы с одаренными детьми.
Необходимы серьезные изменения в подходах к анализу, обобщению и распространению передового педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Совершенствование региональной системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом новейших научных достижений и методических разработок в этой области, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с одаренными детьми личностных качеств педагогов.
Особое внимание следует обратить на работу с родителями, так как семейная среда является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности и одаренности ребенка.
Кроме того, в практической работе с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития одаренности помощи и поддержки.
4. Цель и задачи в проведении единой государственной политики в сфере работы с одаренными детьми
Главная цель в сфере работы с одаренными детьми на период 2010-2014 годы - формирование единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить комплекс основных задач в сфере работы с одаренными детьми:
повысить качество, доступность и эффективность образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
консолидировать ресурсы образовательных учреждений для развития системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области;
обеспечить рост доступности ресурсов области для всех образовательных учреждений и их эффективное использование для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, создания условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
5.Основные направления развития региональной системы работы с одаренными детьми
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области.
Направление 1: управление развитием системы работы с одаренными детьми в области
Развитие системы работы с одаренными детьми основано на принципах консолидации ресурсов, ответственного потребления, долгосрочной перспективы, равенства, доступности образовательных услуг. Это предполагает консолидацию ресурсов в сфере работы с одаренными детьми и равный доступ участников образовательного процесса к ресурсам на территории всей области.
В 2007 году при управлении образования и науки области создан областной Координационный совет по работе с одаренными детьми (далее — Координационный совет), целью которого является координация деятельности по исполнению мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» целевой программы области «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы». Задачи, стоящие на современном этапе развития региональной системы работы с одаренными детьми, требуют коренной перестройки деятельности Координационного совета, который должен стать управляющим и координирующим органом, обеспечивающим целенаправленное динамичное развитие системы работы с одаренными детьми в области.
В целях наиболее эффективной координации деятельности образовательных учреждений по работе с одаренными детьми на муниципальном уровне предстоит определить координаторов данного направления работы в каждом муниципальном округе.
Данное направление включает:
совершенствование нормативно-правовой базы развития системы работы с одаренными детьми и проведение общественно-профессиональной экспертизы разрабатываемых нормативных актов;
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере работы с одаренными детьми.
межведомственное взаимодействие в сфере работы с одаренными детьми на территории области;
разработку и экспертизу целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми на региональном, муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях;
усиление государственного и общественного контроля за качеством образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
внедрение постоянного мониторинга работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
наличие пакета областных и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми;
наличие областной модели управления развитием системы работы с одаренными детьми;
наличие принятых к реализации целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми на всех уровнях;
наличие системы мониторинга работы с одаренными детьми;
доля родителей и общественности, включенных в систему мониторинга качества образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
доля образовательных учреждений области, включенных в решение задач развития системы работы с одаренными детьми.
Направление 2: совершенствование многовариантной системы развития способностей детей
Доступность образовательных услуг в сфере развития общих и специальных способностей, возможность каждому ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, задатками и склонностями является важным фактором обеспечения развития региональной системы работы с одаренными детьми.
Для детей необходимо создавать развивающую среду, начиная с раннего возраста. В связи с этим особую актуальность приобретает просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей на всех возрастных этапах. Необходимо устойчивое функционирование системы раннего развития на базе дошкольных образовательных учреждений, а также расширение спектра творческих видов деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, мобильное реагирование на запросы потенциальных заказчиков, использование возможностей дистанционного обучения с использованием новейших компьютерных технологий. Предстоит расширить возможности получения образовательных услуг в сфере развития способностей и обучения одаренных детей из сельских малочисленных школ. Особого внимания и поддержки требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающие в малоимущих семьях, имеющие асоциальное поведение и склонные к правонарушениям.
Важно укреплять систему многопрофильных творческих конкурсов и олимпиад, спортивных соревнований для детей всех возрастных категорий, обеспечивая доступность участия в них независимо от места проживания, а также обеспечивать адресную поддержку одаренных детей.
Данное направление предполагает:
расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательных учреждений центров игровой поддержки и консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;
дальнейшее совершенствование системы раннего развития, в том числе детской одаренности, детей до 3 лет (детские сады для детей раннего возраста; группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «центр игровой поддержки ребенка», «адаптационные группы», «консультативные пункты для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи»; «группы надомного образования («гувернерские группы», «детские сады на дому»);
внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста (детские сады для детей предшкольного возраста; группы общеразвивающей, компенсирующей направленности в детских садах различных видов; группы кратковременного пребывания в детском саду; группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования и др.);
продолжение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры с целью ее соответствия современным требованиям;
внедрение в деятельность образовательных учреждений области, работающих с одаренными детьми, инновационных образовательных технологий;
разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения, особенно для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
организацию проведения и расширение системы олимпиад, конкурсов, соревнований для школьников, в том числе для школьников, проживающих в сельской местности;
расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности, в работе школьных научных обществ;
организацию для одаренных детей фестивалей, летних и зимних школ, профильных лагерных смен, конференций, семинаров и других мероприятий;
развитие системы заочных и очно-заочных школ для
старшеклассников, позволяющих независимо от места их проживания осваивать программы профильного обучения по различным направлениям;
создание условий для вовлечения в систему работы с одаренными детьми детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»;
моральную и материальную адресную поддержку одаренных детей через систему грантов, стипендий, и других форм поощрения;
поиск и выявление одаренных детей дошкольного возраста через родительские консультационные пункты, центры игровой поддержки, центры раннего развития, различные формы работы с родителями;
поиск и выявление одаренных детей через участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, работу школьных научных обществ.
Показатели результативности:
доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы раннего развития;
доля общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, реализующих программы, направленные на развитие способностей в познавательной, практической, художественно-эстетической и других видах деятельности;
доля родителей, охваченных работой по просвещению в вопросах воспитания детей и развития способностей среди общего числа родителей детей, обучающихся в образовательных учреждениях;
доля детей с повышенным уровнем способностей, обучающихся по индивидуальным «образовательным маршрутам», в общем количестве таких детей;
доля педагогов, работающих с детьми с повышенным уровнем способностей по индивидуальным «образовательным маршрутам», в общем количестве педагогов, работающих с одаренными детьми;
соотношение выявленных и решенных проблем доступности образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
доля талантливых и одаренных детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в малоимущих семьях, имеющих асоциальное поведение, в общем числе одаренных детей;
количество реализуемых проектов и программ дистанционного обучения для способных и одаренных детей;
положительная динамика охвата обучающихся конкурсным и олимпиадным движением;
доля детей и подростков, ставших победителями конкурсов, соревнований и олимпиад регионального и всероссийского уровней;
доля одаренных детей, получивших адресную поддержку в общем числе одаренных детей;
доля детей дошкольного и школьного возраста, включенных в систему выявления одаренных детей;
количество школьных научных обществ и обучающихся, принимающих
участие в научной, исследовательской и проектной деятельности.
Направление 3: развитие ресурсного потенциала системы работы с одаренными детьми
Развитие областной системы работы с одаренными детьми зависит от
успешного решения целого ряда задач организационного, научного,
программно-методического, материально-технического характера.
Необходимо консолидировать все виды ресурсов, имеющиеся в области, и обеспечить их целевое использование в интересах талантливых и одаренных детей.
Создание в области единого ресурсного пространства в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного и программного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, ведения единого регионального банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» возлагается на Центр по работе с одаренными детьми, созданный на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования)». Научно-методическое обеспечение, подготовку и переподготовку педагогических кадров осуществляет Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования».
Финансирование работы с одаренными детьми осуществляется по программно-целевому принципу через реализацию целевых программ области «Дети Тамбовщины на 2009—2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы». Актуальным остается и привлечение внебюджетных средств.
В данное направление входит:
развитие механизмов нормативного финансирования системы работы с одаренными детьми; привлечение внебюджетных средств.
Показатели результативности:
наличие нормативных правовых актов, обеспечивающих рациональное финансирование системы работы с одаренными детьми;
увеличение доли привлеченных внебюджетных средств образовательными учреждениями на работу с одаренными детьми;
нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в сфере работы с одаренными детьми, включающее:
аккумулирование и изучение нормативных правовых актов (международных, федеральных, областных);
информирование субъектов системы работы с одаренными детьми об
изменениях в законодательной базе, касающейся детской одаренности;разработку проектов нормативных правовых актов по работе с одаренными детьми для образовательных учреждений области.
Показатели результативности:
наличие рекомендаций по формированию пакета нормативных документов для образовательных учреждений;
наличие нормативных правовых актов по работе с одаренными детьми;
обеспечение научно-методического сопровождения развития системы работы с одаренными детьми, включающее:
аккумулирование, систематизацию, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы с одаренными детьми, диагностического инструментария по проблемам детской одаренности;
изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы с одаренными детьми;
дальнейшее внедрение в практику работы с одаренными детьми современных научных разработок, рекомендаций специалистов отечественного и мирового опыта;
создание многовариантных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
организацию и проведение конкурсов инновационных разработок в сфере работы с одаренными детьми;
расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
открытие и функционирование региональных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития системы работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
наличие базы данных о научно-методических материалах, методиках работы с одаренными детьми, диагностическом инструментарии по вопросам детской одаренности;
наличие базы данных об инновационном опыте работы с одаренными детьми;
наличие многовариантных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
количество региональных экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми;
количество конкурсов инновационных разработок и участников в них;
количество реализованных инновационных проектов по работе с одаренными детьми;
доля образовательных учреждений, включенных в развитие и распространение инновационного опыта работы с одаренными детьми;
совершенствование информационного сопровождения развития системы работы с одаренными детьми, включающее:
активное использование новых информационных технологий, телекоммуникационных проектов и дистанционного обучения в сфере работы с одаренными детьми;
создание и обеспечение работы сайтов образовательных учреждений по работе с одаренными детьми;
создание объединенного регионального банка данных по работе с одаренными детьми;
сотрудничество со средствами массовой информации (далее - СМИ) по вопросам работы с одаренными детьми;
аккумулирование, изучение, отбор информации о проведении на территории Тамбовской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для одаренных детей и педагогов, наиболее актуальных для развития региональной системы работы с одаренными детьми; доведение данной информации до образовательных учреждений области.
Показатели результативности:
наличие сайтов образовательных учреждений по работе с одаренными детьми;
наличие объединенного регионального банка данных по работе с одаренными детьми;
положительная динамика количества публикаций в СМИ по проблемам детской одаренности;
наличие банка данных о проведении на территории Тамбовской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для одаренных детей и педагогов;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам детской одаренности, включающее:
разработку и реализацию образовательных программ повышения квалификации, направленных на повышение компетентности педагогических работников в работе с детьми, одаренными в различных видах деятельности;
введение системы моральных и материальных стимулов для педагогических работников общего и дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, прежде всего - по «индивидуальному образовательному маршруту»;
организация системы стажировок педагогических работников в специализированных центрах по работе с одаренными детьми, в образовательных учреждениях, реализующих инновационные проекты и программы, а также у лучших педагогов, работающих с одаренными детьми на территории Тамбовской области;
проведение для педагогических работников научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
доля педагогических работников, прошедших обучение по программам, направленным на повышение профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми;
доля педагогов общего и дополнительного образования, работающих с одаренными детьми (в т.ч. по индивидуальным образовательным маршрутам) и получивших в связи с этим моральную и материальную поддержку;
количество научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми и количество участников.
Направление 4: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни.
Особого внимания и психолого-педагогической поддержки требуют следующие категории одаренных детей:
дети с ограниченными возможностями здоровья;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
разработку моделей и методик применения на территории региона
комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности, начиная с раннего возраста.
6. Управление реализацией Концепции
Руководство реализацией Концепции осуществляет управление образования и науки области через областной Координационный совет по работе с одаренными детьми.
Координация деятельности образовательных учреждений всех типов по организации работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на муниципальном уровне осуществляется через координаторов муниципалитетов.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми на территории области возлагается:
в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров - на Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»;
в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - на Центр по работе с одаренными детьми Тамбовского областного государственного учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)».
Работа с одаренными детьми на областном и муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях строится в соответствии с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
Центр по работе с одаренными детьми, с учетом предложений, поступивших от образовательных учреждений всех уровней, формирует сводный план работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на год, который утверждается управлением образования и науки области.
По итогам года Центр по работе с одаренными детьми готовит отчет о выполнении плана по реализации Концепции и в установленном порядке представляет его в управление образования и науки области.
7. Основные механизмы реализации Концепции
Для реализации Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010-2012 годы необходимо использовать следующие основные механизмы:
программно-целевой метод реализации:
это позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с одаренными детьми. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития, в программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета Тамбовской области и отдельных учреждений образования. Целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное расходование средств означает формирование бюджета, предназначенного для развития региональной системы работы с одаренными детьми, в рамках целевых программ «Дети Тамбовщины на 2009-2011 годы» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009-2012 годы»;
приоритетное развитие ресурсной базы работы с одаренными детьми в области:
будут систематически и планомерно создаваться и наращиваться ресурсы, необходимые для устойчивого развития региональной системы работы с одаренными детьми. Распределение ресурсов при этом должно отвечать задачам обеспечения развития системы работы с одаренными детьми в конкретных районах и учреждениях.
8. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
определение динамики уровня организации работы с одаренными детьми на территории области (через систему мониторингов);
определение степени вовлеченности детей дошкольного и школьного возраста в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
определение тенденции к росту количества одаренных детей школьного возраста в Тамбовской области (через сравнительный анализ статистических данных системы поиска и выявления одаренных детей);
определение уровня обеспеченности образовательных учреждений необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми (через систему мониторингов).
Зам.главы администрации области И.Д.Горденков
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | не опубликован на момент включения НПА в федеральный регистр от 21.06.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.000.000 Образование. Наука. Культура |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: