Основная информация

Дата опубликования: 08 октября 2020г.
Номер документа: RU52031616202000374
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Княгининского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

КНЯГИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 08.10.2020 № 175-р

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В АДМИНИСТРАЦИИ КНЯГИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», и в целях создания и эффективного функционирования системы управления профессиональными рисками в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области:

1. Провести в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в соответствии с Положением по оценке и управлению профессиональными рисками в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области.

2. Утвердить прилагаемый План проведения работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области.

3. Утвердить и ввести в действие Положение по оценке и управлению профессиональными рисками в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области.

4. Назначить ответственным за организацию работы по проведению идентификации опасностей и оценку профессиональных рисков главного специалиста отдела муниципального контроля (ответственного по охране труда) Николаеву О.А.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации Княгининского муниципального района Яшина Р.Ю.

Глава местного самоуправления района

Д.А. Тараканов

СОГЛАСОВАНО

председатель профсоюзной организации администрации Княгининского района

Нижегородской области

_____________ Л.П. Приютилова

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением администрации Княгининского муниципального района

Нижегородской области

от 08.10.2020 № 175-р

План проведения работ по идентификации опасностей

и оценке профессиональных рисков в администрации Княгининского муниципального района

Нижегородской области

№ п/п

Наименование этапа работ

Сроки проведения

1

Подготовка перечня рабочих мест, на которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков

до 10 октября 2020 г.

2

Анализ документированной информации об опасностях, результатах их воздействия на организм человека:

- материалов СОУТ;

- опасностей, выявленных на рабочем месте по результатам предыдущей оценки рисков;

- данных об оборудовании, приспособлениях и инструментах на рабочих местах;

- данных о случаях производственного травматизма на рабочем месте (за последние 5 лет);

- информацию об имеющих место жалобах работников на условия труда.

до 15 октября 2020 г.

3

Прямое наблюдение за опасностями в местах их идентификации, включая инструментальные измерения, исследования и/или визуальные наблюдения и использование их данных

до 22 октября 2020 г.

4

Рассмотрение и согласование материалов по проведению идентификации опасностей и оценке рисков

до 25 октября 2020 г.

5

Утверждение результатов идентификации опасностей и оценки рисков

до 1 ноября 2020 г.

6

Ознакомление работников с результатами идентификации опасностей и оценки рисков

до 1 ноября 2020 г.

7

Составление и утверждение плана управления допустимо приемлемыми и недопустимыми рисками

до 1 ноября 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

председатель профсоюзной организации администрации Княгининского района

Нижегородской области

_____________ Л.П. Приютилова

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением администрации Княгининского муниципального района

Нижегородской области

от 08.10.2020 № 175-р

Положение по оценке и управлению профессиональными рисками

в администрации Княгининского муниципального района

Нижегородской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение по оценке и управлению профессиональными рисками в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области (далее - Положение) содержит описание управления профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области (далее - работодатель) и включает в себя следующие основные элементы:

- политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

- планирование работ по управлению профессиональными рисками;

- процедуры системы управления профессиональными рисками;

- контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

- анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

Положение устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками и процедурам управления профессиональными рисками (единый порядок идентификации опасностей, оценки, учета и анализа профессионального риска причинения вреда здоровью и жизни работника в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также единые требования к содержанию и оформлению документации по учету вредных производственных факторов и разработки мероприятий, направленных на управление профессиональными рисками в области охраны труда).

Целями настоящего Положения являются:

- предотвращение травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний;

- получение объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, с целью формирования в дальнейшем корректирующих действий;

- выявление и контроль опасностей в области охраны труда;

- эффективное управление профессиональными рисками в области охраны труда;

- планирование работ по управлению профессиональными рисками;

- формирование обоснованных рекомендаций по уменьшению профессионального риска.

Процедура управления профессиональными рисками в администрации предполагает:

- выявление опасностей;

- оценку уровней профессиональных рисков;

- снижение уровней профессиональных рисков.

Положение является составной частью СУОТ и является локальным нормативным актом по охране труда.

Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Требования Положения обязательны для всех работников администрации.

1.2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

Политика работодателя в области управления профессиональными рисками является частью политики работодателя в области охраны труда (далее – Политика).

Политика должна:

- соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

- включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

- включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

- регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

- быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

Работодатель устанавливает цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, обеспечивает их достижение и актуализацию.

Устанавливая цели, работодатель учитывает свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т. п.

1.3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

Работодатель планирует деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование основывается на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений:

- данные по организационной структуре, штатной численности, данные о производственном процессе и оборудовании;

- результаты анализа производственного травматизма;

- результаты анализа профессиональных заболеваний;

- результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

- результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель назначает должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками, и наделяет его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии.

Работодатель устанавливает обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, с учетом законодательных, нормативных и других требований.

Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т. п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

1.4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

- обучения и подготовки персонала;

- идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- управления профессиональными рисками;

- документирования системы управления профессиональными рисками;

- информирования работников и их участия;

- подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

1.5. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности работников.

Работодатель обеспечивает, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель учитывает требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

- представители работодателя;

- выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

- выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

- организация и проведение внутренних аудитов;

- допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков как связанным с повышенной опасностью.

Программы подготовки работников учитывают функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала включают в себя обучающий материал по следующим вопросам:

- порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного рабочего процесса;

- последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

- необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками.

Работодатель обеспечивает повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

1.6. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков учитывают:

- повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

- человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

- опасности, выявленные как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

- инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

- проекты зоны выполнения работ, оборудование и организацию работ;

- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили либо потенциально могут привести к травме или профессиональному заболеванию работника;

- причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;

- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;

- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

В целом деятельность администрации по управлению профессиональными рисками можно представить в виде схемы.

Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья.

Процедура оценки профессиональных рисков должна:

- соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

- давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

- в случае сомнений в оценке профессионального риска или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

- при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

1.7. Распределение ответственности

Ответственность за реализацию процедуры управления профессиональными рисками в администрации в целом, формирование Реестра опасностей несёт глава местного самоуправления района.

Ответственность за проведение процесса идентификации опасностей и достоверность предоставляемых данных по результатам идентификации опасностей возлагается на Комиссию по проведению оценки профессиональных рисков.

Ответственность за оформление результатов идентификации опасностей и хранение документации по процедуре управления рисками в администрации несёт работник, ответственный за охрану труда.

Планирование мероприятий по воздействию на риск и контроль за их выполнением осуществляется работодателем с привлечением представителей работников администрации.

2. Идентификация (выявление) опасностей

Целью идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков является выявление существующих опасностей, величины существующих рисков и разработке мероприятий по снижению рисков до допустимых величин и постоянного мониторинга над существующими опасностями.

В ходе идентификации рассматриваются только те опасности, которые могут реально привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков производится для всех видов деятельности и охватывает все рабочие места (профессии, должности).

Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:

Какие опасности возникают в работе?

Что является причинами опасности?

Где проявляется опасность?

Кто подвержен опасности?

В каких ситуациях работники могут подвергнуться опасности?

В администрации формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Выявление опасностей предусматривает определение и учёт опасности для здоровья работников, исходящей из характера трудовой деятельности, производственного помещения, иных рабочих зон и условий труда. Учитываются ранее выявленные опасности, а также такие факторы опасности, которые могут причинить вред в силу личных особенностей работников и факторов трудовой деятельности.

Учитываются опасные ситуации, возникающие как при обычном ходе рабочего процесса, так и в исключительных и редких ситуациях. Исключительными ситуациями в администрации можно считать следующие:

- замена работника другим (по причине отпуска, болезни и др.);

- работа в период стажировки;

- уборка, ремонт во время работы;

- случаи отклонений в работе, связанные с нештатными ситуациями, происшествиями, возможными аварийными ситуациями.

При идентификации опасностей выявляются работники, которые могут быть по разным причинам наиболее подвержены опасностям. К ним относятся молодые работники, беременные женщины, инвалиды, пожилые люди, работники предпенсионного возраста.

К источникам информации для выявления опасностей относятся:

- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно- техническая литература, локальные нормативные акты и т.п.;

- техническая документация на оборудование;

- результаты контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- результаты специальной оценки условий труда (СОУТ);

- результаты наблюдения за технологическим процессом, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, пешеходной инфраструктурой, климатическими условиями и т.д.);

- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов, жалобы работников и т.д.;

- опыт практической деятельности, которая обусловлена спецификой;

- записи обо всех видах контроля состояния охраны труда;

- результаты обследований и проверок состояния охраны труда органами государственного надзора и контроля и т.п.;

- материалы расследований, имевших место несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

- доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях;

- записи по обучению, проведению инструктажа и проверке знаний требований охраны труда работников;

- инструкции по охране труда.

Плановая идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков осуществляется 1 раз в 5 лет.

Внеплановая идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков проводятся по распоряжению в случаях:

- замены оборудования;

- изменения в трудовых процессах при планировании любых специальных работ;

- введения новых нормативно-правовых актов в области охраны труда;

- изменения законодательных и других требований, касающиеся идентифицированных опасностей и рисков и/или соответствующих мер управления;

- изменения условий труда и/или порядка выполнения работ.

Организация и проведение работ по идентификации (выявлению) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников и управлению рисками, осуществляется специально созданной комиссией, в составе не менее 3 человек, с привлечением работника, уполномоченного исполнять обязанности специалиста по охране труда, членов комиссии по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, в соответствии с утвержденным графиком.

На комиссию возлагается ответственность за:

- определение перечня рабочих мест (профессий, должностей), подлежащих идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков;

- составление Карт идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- определение величин рисков, связанных с идентифицированными опасностями;

- составление Реестра выявленных рисков;

- выработку мер по управлению выявленными рисками;

- оценку уровня остаточного риска после выполнения мероприятий по снижению риска.

При идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков рассматривается:

- трудовые процессы и их параметры;

- опасные вещества;

- оборудование, инструменты и приспособления;

- типовые работы (работы, выполняемые на регулярной основе);

- нетиповые работы, включая, выезды за пределы рабочего места (командировки);

- деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту, включая подрядчиков и посетителей;

- опасности, возникающие вне рабочего места и способные негативно повлиять на здоровье и безопасность лиц, работающих на рабочих местах;

- опасности, возникающие вблизи от рабочего места.

При проведении наблюдений и собеседований с работниками Комиссия отслеживает факторы, влияющие на безопасность рабочего места:

- трудовой процесс;

- содержание рабочего места;

- безопасность труда при работе на оборудовании;

- факторы окружающей среды на рабочем месте;

- эргономические факторы;

- проходы и проезды;

- возможности для эвакуации и оказания первой помощи пострадавшему.

При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и профессиональные риски от деятельности, выполняемой работниками, но и опасности и профессиональные риски, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей.

2.1. Определение опасностей

Опасности по природе воздействия подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические.

Физические опасности связаны с движущимися машинами и механизмами, незащищенными подвижными частями оборудования, уровнем шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, повышенной или пониженной влажностью, ионизацией воздуха, повышенным уровнем статического электричества, электромагнитных излучений, электрического и магнитного поля, недостаточной освещенностью рабочей зоны, пониженной контрастностью освещения, повышенной яркостью, пульсацией светового потока, наличием острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхностях инструментов и оборудования, расположением рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) и т.д.

Химические опасности связаны с воздействием на организм человека вредных веществ, влияющих на репродуктивную функцию, обладающих токсическими, раздражающими, канцерогенными, сенсибилизирующими, мутагенными свойствами.

Биологические опасности связаны с воздействием на организм человека патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов и т.д.), работа с кровью, работа со слизистыми, дентивная пыль.

Психофизиологические опасности подразделяются на физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

3. Оценка рисков

Риск является сочетанием вероятности и возможной величины вреда, причиняемого опасностью.

Определение величины риска производится с целью установления его степени и ранжирования факторов опасности.

Оцениваются не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.

Определение величины риска проводится в ситуации, соответствующей моменту контроля, без преувеличения и преуменьшения риска.

Величина риска образуется из вероятности опасного события и значимости (серьезности) причиняемых им последствий. При необходимости совокупная величина может определяться по нескольким различным последствиям.

Значимость последствий означает серьезность причиняемого здоровью человека вреда, вызываемого событием, вызвавшим этот вред.

При оценке серьёзности последствий учитываются следующие факторы:

- характер причиненного вреда (незначительный / значительный);

- широта последствий (сколько лиц пострадало);

- повторяемость вредного воздействия / нет повторяемости;

- продолжительность вредного воздействия (короткая /длительная.)

Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления.

Для оценки рисков комиссия применяет матричный метод.

Оценка рисков рассчитывается по формуле:

R=PxS,

где R - риск, балл;

Р - вероятность возникновения опасности, балл;

S - серьезность последствий воздействия опасности, балл.

Факторы опасности фиксируются по итогам контрольного обхода рабочих мест, опроса работников, наблюдения за действиями работников во время выполнения ими трудовых функций.

Причины опасных ситуаций и событий, приводящих к ним, анализируются с точки зрения организации труда, условий труда, действий работников, соблюдения требований охраны труда, опасных приёмов трудовой деятельности, организации руководства структурным подразделением, администрацией.

Анализ причин, приводящих к опасной ситуации, включающий установление цепи событий, приводящих к опасной ситуации, учитывается при разработке мероприятий по предотвращению рисков.

Оценка серьёзности последствий воздействия опасности оценивается по следующим критериям:

Значение

S, балл

Последствия воздействия опасности

Описание

работник

материал, ценности,

производственная среда

1

Легкой тяжести

Незначительное воздействие, первая медицинская помощь, микротравма или легкий несчастный случай

Незначительное воздействие на оборудование или ход работы. Увеличение производственно-обусловленной заболеваемости, выход из строя оборудования

2

Средней тяжести

Угроза жизни отсутствует, оформление формы Н-1, потеря трудоспособности сроком более 1 дня. Тяжелые или групповые.

Ущерб организации, окружающей среде и материальным объектам, условия возникновения профзаболеваний. Для устранения повреждений необходима дополнительная помощь или приостановка работы.

3

Тяжелые

Присутствует потенциальный риск для здоровья. Гибель 1 человека.

Авария или пожар со значительным ущербом организации, окружающей среде и материальным объектам. Необходимы значительные материальные вложения для устранения последствий или остановка деятельности.

В определении серьезности последствий, особенно в опасных случаях, и при оценке значения их в ущербе для здоровья, необходимо учитывать компетентное мнение специалистов в области медицины.

При оценке степени вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, учитываются такие факторы, как:

- частота проявления вредного воздействия;

- продолжительность вредного воздействия;

- возможность предвидеть заранее появление вредного воздействия;

- возможность предотвратить вредное воздействие.

Степень вероятности возникновения опасности оценивается в соответствии со следующими критериями:

Значение

P, балл

Вероятность

Описание

1

Маловероятно

Вероятность возникновения является незначительной. Практически невозможно предположить, что подобный фактор может возникнуть. (Только при крайне неблагоприятном стечении обстоятельств.)

2

Вероятно

Вероятность возникновения остается низкой. Подобного рода условия возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики. (За длительное время, такие события уже имели место в подобных условиях.)

3

Очень вероятно

Вероятность возникновения находится на среднем уровне. Условия для этого могут реально и неожиданно возникнуть. (В ближайшее время, такие события часто происходят в подобных условиях.)

Величина риска:

Вероятность

Последствия

легкой тяжести

1

средней тяжести

2

тяжелые

3

маловероятно

1

малый риск

1

малый риск

2

допустимый риск

3

вероятно

2

малый риск

2

допустимый риск

4

недопустимый риск

6

очень вероятно

3

допустимый риск

3

недопустимый риск

6

недопустимый риск

9

В расчет принято три уровня серьезности последствий и три уровня вероятности возникновения вреда.

Величины риска различаются от минимальной, значение «1» (малый риск), до максимальной, значение «9» (недопустимый риск).

Величина риска определяет, какие действия по управлению риском необходимо предпринять для снижения или исключения риска.

4. Управление профессиональными рисками

4.1. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.1.1 Работодатель периодически анализирует результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

- работы повышенной опасности;

- применение опасных материалов;

- использование оборудования и услуг;

- работники внешних организаций;

- общие меры;

- программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

Работодатель использует превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих мест, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдает им предпочтение.

При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.1.2. При выборе дополнительных мер управления профессиональными рисками работодатель рассматривает:

- модификацию конструкции, позволяющую ликвидировать опасность;

- замену опасного материала на менее опасный или уменьшение энергии системы;

- средства коллективной защиты: сигнализации, предупредительные надписи и знаки безопасности, маркировка пешеходных дорожек и т.д.;

- административные меры управления: процедуры обеспечения безопасности, проверки оборудования, контроль доступа, системы обеспечения безопасности работы, инструктажи по охране труда и т.д.;

- обеспечение работников дополнительными средствами индивидуальной защиты и т.д.

Результаты оценки допустимости остаточного риска комиссия заносит в Карты идентификации опасностей и оценки рисков.

4.2. Воздействие на риск

Величина риска

Действия по управлению риском

Малый риск

Этот риск считается допустимым. Не требуются дополнительные действия и средства управления риском. Необходимо поддержание средств управления риском в рабочем состоянии.

Допустимый риск

Необходимо планировать мероприятия по снижению риска и определять сроки выполнения данных мероприятий. Мероприятия по снижению риска должны быть выполнены в установленные сроки. Возможно, должны быть выделены значительные ресурсы на дополнительные меры управления риском.

Недопустимый риск

Этот риск является недопустимыми. Необходимы значительные улучшения в средствах управления риска, чтобы риск был снижен до малого или допустимого уровня. Работа должна быть остановлена до тех пор, пока не будут приведены в действие средства управления риском, снижающие величину риска до умеренного и ниже. Если снижение риска невозможно, работа должна быть запрещена.

В качестве методов воздействия на риск применимы следующие:

- исключение риска;

- снижение риска;

- замена одних рисков другими, менее значимыми.

К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

- исключение опасной работы (процедуры);

- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

- использование средств индивидуальной защиты;

- страхование профессионального риска;

- применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками.

Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.

В результате предпринятых действий и мер управления риск должен быть снижен до небольшого или возможного риска. Если риск остается выше среднего, необходимо разработать новые мероприятия по его снижению и провести повторную оценку. Если и после этого риск остается выше среднего, то необходимо принципиально пересмотреть метод выполнения работ.

После снижения уровней рисков проводится повторная оценка рисков и устанавливается их уровень, а также разрабатываются меры контроля уровня риска для того, чтобы он оставался на допустимом или приемлемом уровне.

4.3. Оценка эффективности мер по управлению профессиональными рисками

Эффективность мер по управлению профессиональными рисками оценивается в ходе внутреннего аудита СУОТ по разрабатываемой в администрации программе.

Уровень эффективности мер по управлению профессиональными рисками определяется по критериям в соответствии с разрабатываемой программой внутреннего аудита СУОТ.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

- выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

- реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому по возможности соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и при необходимости пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагированию на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре информирования работников и их участия

Работодатель осуществляет информирование работников о результатах оценки профессиональных рисков, связанных с выполняемой ими деятельностью.

4.5.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления

профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы работодатель должен обеспечить:

- обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями работодателя, а также с работниками внешних организаций;

- документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.5.2. Информирование работников о профессиональных рисках, а также о фактических и возможных последствиях их для здоровья и безопасности выполняемой ими работы осуществляется:

- при обучении работников по охране труда различных уровней путем рассмотрения соответствующих карт идентификации опасностей;

- при проведении всех видов инструктажей по охране труда;

- при информировании о произошедших несчастных случаях.

4.5.3. Информирование может осуществляться в форме:

а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

4.5.4. В рамках информирования работников внешних организаций работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой, и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (наличие системы контроля прохода на территорию, нарядно-допускной системы выполнения работ и т. п.).

Работодатель в рамках информирования работников внешних организаций должен установить порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать - как минимум:

- требования безопасности, относящиеся к посетителям;

- процедуры эвакуации и реакцию на сигналы тревоги;

- контроль перемещения;

- контроль доступа и требования по сопровождению;

- средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять.

4.5.5. Работодатель должен создать условия для вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

- привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

- привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

- привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

- консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

- привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

- консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

Работники обязаны оказывать поддержку политике работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у них профессиональном заболевании.

Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель обеспечивает контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

- мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

- мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

- мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

-мониторинг программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

- мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) проводится в соответствии с программой аудита и критериями аудита.

5.4. Результаты внутреннего аудита используются в анализе системы управления профессиональными рисками с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

6. Требования к процедуре анализа, эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям Политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами.

8. Требования к процедуре документирования результатов идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

8.1. Документация по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков должна поддерживаться в актуальном состоянии путем:

- утверждения документов на предмет их соответствия проведенным мероприятиям;

- анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

- обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

- обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применяемых документов находились в местах их использования;

- обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

- обеспечения того, чтобы документы, определенные как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы в СУОТ;

- предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

- политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

- документацию выполнения требований настоящего Положения.

8.2. Работодатель в рамках данной процедуры обеспечивает учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сведения о неопубликованных (необнародованных) муниципальных правовых актах № б/н от 13.10.2020 не обнародовано, не опубликовано
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.010 Общие положения, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать