Основная информация

Дата опубликования: 13 августа 2010г.
Номер документа: RU46000201000744
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Правительство Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 августа 2010 г.                                 N 349-рп

г. Курск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2013 годы)".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа) департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 13,065 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (В.Н. Барышников) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления обеспечить до 15.09.2010 разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -

Председатель Правительства

Курской области

А.С. ЗУБАРЕВ

Утверждена

распоряжением

Правительства Курской области

от 13 августа 2010 г. N 349-рп

Проект

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения

Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области и других регионов. Вместе с тем, состояние окружающей среды в большинстве районов Курской области продолжает оставаться напряженным.

На территории Курской области имеется около тысячи искусственных водоемов (прудов), созданных с помощью гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 150 имеют объем наполнения более 1,0 млн. м3, в т.ч. четыре объекта - с объемом до 100,0 млн. м3 воды каждый. Большинство сооружений построено в 70 - 80-е годы, их нормативный срок эксплуатации истекает, наблюдается тенденция износа сооружений. За последние 10 - 15 лет в результате изменения форм собственности, дефицита финансовых средств, невыполнения ремонтно-эксплуатационных мероприятий многие из них стали потенциально опасными, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

В 2001 году разработана и издана Красная книга Курской области. В течение 10 лет осуществлялась работа по инвентаризации редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнению их местообитаний, лимитирующих факторов и разработке конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Выявлены редкие и исчезающие представители растительного и животного мира, внесение которых в Красную книгу области целесообразно.

В соответствии со статьей 3 Закона Курской области от 23 августа 2004 г. N 43-ЗКО "О Красной книге Курской области" издание Красной книги осуществляется не реже чем один раз в 10 лет.

На территории Курской области хранится более 600 т пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Среди них такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенил-трихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. Зачастую ядохимикаты хранятся в неприспособленных помещениях, в поврежденной таре, что представляет реальную угрозу не только окружающей среде, но и здоровью населения. Концепция предполагает проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов за пределы области на утилизацию.

По-прежнему острыми экологическими проблемами на территории области остаются:

низкий уровень экологической образованности населения;

недостаточное законодательное и нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.

В связи с этим возрастает актуальность:

изучения динамики изменения окружающей среды, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду;

разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов;

проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.

Курская область нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого необходимо повысить уровень экологической культуры населения области через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление не только о физических и биологических составляющих окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

На территории Курской области существовало несколько категорий ООПТ: Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина - объект федерального значения; 58 памятников природы, 16 зоологических заказников, 3 ботанических заказника, лечебно-оздоровительная местность, дендрологический парк, которые являлись объектами регионального значения.

Существовавшие ранее заказники и памятники природы имели статус особо охраняемых природных территорий фактически декларативно. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативной правовой базы Курской области в сфере организации и функционирования ООПТ регионального значения постановлением Администрации Курской области от 06.07.2009 N 218 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Курской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения" отменены фактически все особо охраняемые природные территории Курской области. Поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и определению для каждого участка территории наиболее благоприятного и рационального режима особой охраны.

В настоящее время на территории Курской области существуют особо охраняемая природная территория федерального значения и 3 особо охраняемых природных территории регионального значения следующих категорий:

- государственный природный биосферный заповедник;

- дендрологический парк;

- лечебно-оздоровительная местность;

- памятник природы.

Центрально-Черноземный заповедник является одним из старейших заповедников России, входит в число 22 биосферных резерватов страны. В 1998 году был награжден дипломом Совета Европы, что свидетельствует о высокой оценке его деятельности на мировом уровне, подчеркивает ценность и значимость этого уникального природного образования. На его территории сохраняются наиболее ценные типичные и эталонные (целинные луговые степи) природные комплексы лесостепной зоны, ландшафтное и биологическое разнообразие территории. Заповедник препятствует усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, является фундаментальным элементом в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

Дендрологический парк регионального значения служит для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

К лечебно-оздоровительной местности отнесена территория Пушкаро-Жадинского месторождения лечебных торфов, обладающая природными ресурсами (лечебные грязи) и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Начиная с 2002 г. проводится важная и актуальная работа по инвентаризации и паспортизации памятников природы области, в которой принимают участие сотрудники Центрально-Черноземного заповедника, Курского государственного университета, Курского областного краеведческого музея. За период с 2002 по 2008 гг. оформлены паспорта на 21 памятник природы. В ходе реализации переданных полномочий в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения в указанный период вскрылись такие проблемы, как отсутствие паспортов или схем границ ООПТ, а также привязки к местности площадей, значительный антропогенный пресс, необоснованные рубки и прочие, что обуславливает необходимость продолжения этой работы.

В перечне ООПТ крайне слабо представлены степные объекты, хотя в области еще имеются территории с высоким видовым разнообразием степной растительности, в составе которой присутствуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Необходимо организовать комплексные научные исследования, направленные на расширение сети особо охраняемых территорий в Курской области, включая создание новых ООПТ, пока они еще окончательно не утратили своих уникальных особенностей.

В департамент поступают обращения от глав администраций районов Курской области о рассмотрении вопросов восстановления статуса особо охраняемых природных территорий ввиду уникального природного значения и особой социально-экологической значимости.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развитии области и стратегии развития области

Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.

Основой экономического, промышленного и социального развития страны и ее субъектов является наличие и рациональное использование природных ресурсов (недра, вода, атмосфера и т.д.).

Реализация мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить экономический ущерб, связанный с затоплением и разрушением жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций.

Экологическая безопасность и устойчивое развитие Курской области во многом зависят от решения проблемы обращения с отходами.

Естественные природные комплексы - луга, леса, болота и степи занимают около 20% территории Курской области. Лесами Курская область небогата, однако в ней уцелело немало прекрасных, особо ценных ландшафтов прошлого. Чтобы уберечь их от полного исчезновения, данные местности относят к числу особо охраняемых природных территорий регионального значения. Сеть таких объектов складывалась постепенно. История их создания отражает эволюцию взаимоотношений между охраной и использованием окружающей среды.

В условиях увеличения антропогенной нагрузки на природу с каждым годом возрастает роль таких территорий. Наличие особо охраняемых природных территорий является одним из значимых показателей социально-экономического развития Курской области.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Для обеспечения эффективного решения приоритетных задач в области охраны окружающей среды и природопользования, а также, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, целесообразно осуществлять мероприятия в рамках долгосрочной областной целевой программы.

Программа включает в себя реализацию следующих направлений:

"Водные ресурсы и водные объекты";

"Регулирование качества окружающей среды";

"Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения".

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Предлагается сроком реализации Программы определить 2011 - 2013 годы и осуществить ее в 1 этап.

5. Предложения по целям и задачам Программы, основным целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим оценивать эффективность реализации Программы по годам, предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Цели, которые будут заложены в Программу:

предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления;

обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области, повышение уровня экологической образованности населения;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования.

Задачами Программы, направленными на реализацию указанных целей, являются:

обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений, обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной документацией;

обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий, проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, формирование макета и издание Красной книги Курской области;

комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

6. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы по всем ее направлениям с разбивкой по основным мероприятиям и обоснование потребности в финансовых ресурсах

Финансирование мероприятий Программы предлагается за счет средств областного бюджета. Объемы финансирования мероприятий Программы предполагается уточнять ежегодно.

Предлагается определить общий объем финансирования Программы за счет областного бюджета в размере 13,065 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 4,355 млн. рублей, 2012 г. - 4,355 млн. рублей, 2013 г. - 4,355 млн. рублей.

Перечень основных мероприятий, предлагаемых к включению в Программу, с указанием объемов финансирования по источникам и видам расходов представлен в приложении N 2 к настоящей Концепции.

7. Предложения по государственным заказчикам, исполнителям и разработчикам мероприятий Программы

Предлагается определить:

государственным заказчиком Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;

разработчиком Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;

исполнителем Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

Приложение N 1

к Концепции областной целевой программы

"Экология и природные ресурсы

Курской области (2011 - 2013 годы)"

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"

N
п/п

Наименование индикаторов и  
показателей целей и задач   
Программы           

Ед.
изме-
рения

Значения индикаторов и   
показателей Программы    

До 
начала
реали-
зации

2011
г.

2012
г. 

2013
г. 

За 
период
реали-
зации
Прог-
раммы

Раздел I. Водные ресурсы и водные объекты               

Цель - предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления       

Задача 1. Обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических
сооружений                                                              

Показатель - количество ГТС, в 
отношении которых проведены    
работы по капитальному ремонту 

шт.

11 

2

2

2

6

Задача 2. Обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной           
документацией                                                           

Показатель - количество        
разработанных проектов по      
водохозяйственным мероприятиям 

шт.

11 

2

2

2

6

Раздел II. Регулирование качества окружающей среды           

Цель - обеспечение безопасности окружающей среды и                      
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области,   
повышение уровня экологической образованности населения                 

Задача 1. Обеспечение населения Курской области достоверной информацией о
состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области.  
Информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение     
программных мероприятий                                                 

1.

Показатель - количество        
экземпляров доклада о состоянии
окружающей среды за отчетный год

шт.

1500 

1500

1500

1500

4500

2.

Показатель - количество        
сборников и иных материалов о  
состоянии окружающей среды и   
природных ресурсов             

шт.

250 

500

500

500

1500

Задача 2. Проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на       
утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к     
применению пестицидов и агрохимикатов                                   

Показатель - количество        
утилизированных ядохимикатов   

тонн

13,5

20

20

20

60

Задача 3. Формирование макета и издание Красной книги Курской области   

1.

Показатель - количество макетов
Красной книги Курской области  

шт.

-  

1





1

2.

Показатель - количество        
экземпляров Красной книги      
Курской области                

шт.

-  



500

500

1000

Раздел III. Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального
значения                                

Цель - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий 
Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования           

Задача - комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской 
области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их      
паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ                        

1.

Показатель - количество        
территорий, на которых проведено
комплексное экологическое      
обследование                   

шт.



1

2

2

5

2.

Показатель - количество        
территорий, в отношении которых
проведены работы по межеванию  
границ                         

шт.



2

1

1

4

3.

Показатель - количество        
оформленных паспортов ООПТ     
Курской области                

шт.



1

1

1

3

4.

Показатель - количество ООПТ, на
которых проведены работы по    
обеспечению функционирования   

шт.

-  

10

11

12

12

Приложение N 2

к Концепции областной целевой программы

"Экология и природные ресурсы

Курской области (2011 - 2013 годы)"

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ И ВИДАМ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2013)"

млн. рублей

NN
п/п

Наименование цели,
задачи, мероприятия

Сроки
выпол-
нения

Исполнители   
мероприятий   

Источники
финанси-
рования

Объем финансирования 

Ожидаемые   
результаты (в 
натуральном  
выражении -  
целевые значения)

2011
г. 

2012
г. 

2013
г. 

Итого
2011 -
2013
гг. 

Раздел I. Водные ресурсы и водные объекты                              

1.

Капитальный ремонт
гидротехнических  
сооружений        

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

1,000

1,000

1,000

3,000

Проведение      
капитального    
ремонта на 6 ГТС

2.

Разработка        
проектной         
документации по   
водохозяйственным 
мероприятиям,     
проведение        
экспертиз и       
согласований      
проектной         
документации      

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,800

0,800

0,800

2,400

Обеспечение     
водохозяйственных
мероприятий     
проектной       
документацией   

Всего по разделу I:                             

областной
бюджет  

1,800

1,800

1,800

5,400

Раздел II. Регулирование качества окружающей среды                         

3.

Подготовка и      
издание докладов, 
сборников о       
состоянии         
окружающей среды и
природных ресурсов,
иных материалов   
экологического    
направления       

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,450

0,450

0,450

1,350

Обеспечение     
информационно-  
аналитической   
информацией о   
состоянии       
окружающей среды
и природных     
ресурсов        

4.

Организация и     
участие в         
семинарах,        
конференциях,     
оплата обучения на
курсах повышения  
квалификации      

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,100

0,100

0,100

0,300

Повышение уровня
экологических   
знаний,         
вовлечение      
широких масс в  
дело охраны     
окружающей среды

5.

Приобретение      
программного      
обеспечения       
экономического,   
правового и       
организационного  
управления        
природопользованием

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,080

0,080

0,080

0,240

Обеспечение     
процессов       
контроля за     
состоянием      
окружающей среды
на территории   
Курской области,
реализация      
программных     
мероприятий     

6.

Материально-      
техническое       
обеспечение       
программных       
мероприятий       

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,070

0,070

0,070

0,210

Обеспечение     
процессов       
контроля за     
состоянием      
окружающей среды
на территории   
Курской области 

7.

Осуществление     
межрайонных       
мероприятий по    
утилизации        
пестицидов и      
агрохимикатов с   
истекшим сроком   
годности,         
непригодных к     
применению        

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,800

0,800

0,800

2,400

Обеспечение     
экологической   
безопасности на 
территории      
Курской области 

8.

Формирование макета
и издание Красной 
Книги Курской     
области           

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,700

0,700

0,700

2,100

Охрана и        
восстановление  
популяции редких
видов наземных  
животных,       
растений и      
растительных    
сообществ       

Всего по разделу II:                            

областной
бюджет  

2,200

2,200

2,200

6,600

Раздел III. Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения         

9.

Комплексное       
экологическое     
обследование      
уникальных мест   
Курской области   

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,055

0,080

0,080

0,215

Разработка      
обоснования     
создания ООПТ,  
сохранение      
уникальных      
уголков природы 
Курской области 

10.

Осуществление работ
по межеванию границ
особо охраняемых  
природных         
территорий        

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,120

0,060

0,060

0,240

Определение     
строгих границ  
ООПТ            
регионального   
значения        

11.

Разработка        
паспортов ООПТ    
Курской области   

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,080

0,080

0,080

0,240

Ведение единой  
базы данных,    
информирование  
населения о     
состоянии ООПТ  
регионального   
значения        

12.

Обеспечение       
функционирования  
ООПТ Курской      
области           

2011 -
2013
годы

департамент      
экологической    
безопасности и   
природопользования
Курской области  

областной
бюджет  

0,100

0,135

0,135

0,37

Создание и      
обеспечение     
функционирования
ООПТ            

Всего по разделу III:                           

областной
бюджет  

0,355

0,355

0,355

1,065

ВСЕГО по Программе:                             

областной
бюджет  

4,355

4,355

4,355

13,065

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Федеральный регистр от 18.02.2011
Рубрики правового классификатора: 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать