Основная информация

Дата опубликования: 26 сентября 2008г.
Номер документа: ru38000200800689
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Администрация Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 сентября года № 309-ра

О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

В целях снижения уровня социального сиротства в Иркутской области, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации семейной политики, укрепления взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений в сфере профилактики социального сиротства, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 - 2013 годы (далее - Концепция).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Иркутской области использовать положения Концепции при решении вопросов местного значения.

3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию в газете «Областная».

Временно исполняющий

обязанности Губернатора

И.Э. Есиповский

ОДОБРЕНА

распоряжением администрации

Иркутской области

от 26 сентября 2008 № 309-ра

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

Концепция профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 - 2013 годы (далее - Концепция) определяет основные направления профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 - 2013 годы.

Профилактика социального сиротства в рамках настоящей Концепции - комплекс мер экономического, правового, социального, информационного, организационного характера, направленных на устранение или нейтрализацию причин, порождающих социальное сиротство во всех формах его проявления.

Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере профилактики социального сиротства на территории Иркутской области.

Необходимость разработки Концепции обусловлена:

1) высоким уровнем социального сиротства в Иркутской области;

2) увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

3) увеличением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 38% от общего числа выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) недостаточной работой по постинтернатной адаптации выпускников названных организаций, их эффективной социализации.

Ежегодно в Иркутской области без родительского попечения остаются более 4000 детей. В 2007 году с учетом территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа эта цифра составила 4939 детей. С января по июнь 2008 года департаментом семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области выявлено и учтено 1944 детей, оставшихся без попечения родителей, 80% из них - социальные сироты, то есть дети, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»). От 176 детей из общего числа выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, матери отказались сразу после рождения в родильных домах (отделениях), расположенных на территории Иркутской области.

На 1 июля 2008 года среди детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 8767 детей находятся в учреждениях для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в устройстве на воспитание в семью.

Одной из основных причин, влияющих на рост числа социальных сирот, является ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, стабильный рост числа родителей, лишенных родительских прав, родителей, родительские права которых ограничены судом. Из года в год не уменьшается и число детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью.

В банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоит 9558 семей, в которых проживает и воспитывается 17844 ребенка.

Органы и учреждения, работающие с детьми, в основном ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Объектом профилактики по-прежнему является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства. Основная задача большинства организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворение витальных потребностей ребенка, при этом большое количество детей остается не подготовленным к реальной жизни в обществе. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из указанных организаций.

В Иркутской области отсутствует единая система выявления и учета семей «группы риска» по социальному сиротству.

Деятельность по возвращению детей в кровные семьи, реабилитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводится в режиме апробации и разработки методик, и не имеет нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Помощь нуждающимся различными органами и организациями оказывается разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективной координации не представляет собой комплекса мероприятий.

Для кардинального повышения социальной эффективности деятельности по профилактике социального сиротства в Иркутской области эта деятельность должна приобрести системный характер, стать более адекватной современной социальной ситуации и быть приоритетно ориентированной на защиту права ребенка жить и воспитываться в семье.

Основные цели Концепции:

1) сокращение уровня социального сиротства в Иркутской области, выявление и устранение причин и условий, способствующих увеличению числа социальных сирот;

2) защита и улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей «группы риска» по социальному сиротству;

3) обеспечение защиты права ребенка жить и воспитываться в семье.

Основные задачи Концепции:

1) совершенствование законодательства Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства;

2) создание системы ранней докризисной профилактики семей «группы риска» по социальному сиротству;

3) создание комплексной межведомственной системы профилактики социального сиротства в Иркутской области;

4) развитие системы первичной социализации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение замещающих семей;

6) обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) совершенствование и развитие в соответствии с законодательством системы социальной поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Создание в соответствии с законодательством разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего развития;

8) развитие региональной системы постинтернатной адаптации лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения гарантий по их дальнейшей социализации;

9) создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей;

10) развитие различных форм деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления), общественных объединений, организаций, средств массовой информации в поддержку семьи.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства основывается на принципах, предусмотренных международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, в частности:

1) принцип права семьи как естественной и основной ячейки общества на защиту со стороны общества и государства;

2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества и государства;

3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

4) принцип приоритетности семейного воспитания детей;

5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с вышеизложенными принципами и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

1. Совершенствование деятельности органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства:

1) нормативное закрепление статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите;

2) введение института социального патроната над семьями «группы риска» по социальному сиротству и иных технологий раннего вмешательства, направленных на сохранение ребенка в кровной семье;

3) создание системы докризисной профилактики социального сиротства, реабилитации и восстановления кровной семьи;

4) создание межведомственной системы сбора информации о семьях «группы риска» по социальному сиротству и детях, нуждающихся в государственной защите;

5) развитие комплекса информационных, обучающих и PR-программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, распространение информации о мерах социальной поддержки семьи и детей, об органах и организациях, оказывающих медицинские, медико-социальные, социально-бытовые, психолого-педагогические, правовые услуги семье и детям;

6) содействие оказанию информационных и консультационных услуг семьям и детям, направленных на сокращение ситуаций с риском социального сиротства (консультационные службы, «телефон доверия», информационные службы и т.д.), развитие служб информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям;

7) содействие оказанию правовой, методической, иных видов помощи детям и молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; создание системы оказания помощи одиноким беременным женщинам и одиноким женщинам, имеющим детей;

8) содействие созданию специализированных центров для оказания экстренной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также для психолого-педагогического сопровождения замещающих семей;

9) развитие системы специализированных служб и учреждений различного профиля (медицинского, культурно-досугового, образовательного, спортивно-оздоровительного и т.д.), способствующих удовлетворению потребностей семьи;

10) развитие и внедрение инновационных технологий в сфере профилактики социального сиротства, в том числе по оказанию различных видов помощи семьям и детям; оказание содействия обеспечению научного изучения различных аспектов жизнедеятельности семьи, в том числе семейных дисфункций;

11) введение единых управленческих и организационных механизмов системы комплексной профилактики социального сиротства на областном и муниципальном уровнях;

12) содействие осуществлению в Иркутской области ежегодного мониторинга выявления и учёта детей, нуждающихся в государственной защите; проведение социального анализа положения детей - социальных сирот и составление прогноза ситуации в Иркутской области на основании данных мониторинга;

13) внедрение в практику органов и учреждений, работающих с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, Планов по защите прав ребенка и Индивидуальных планов комплексной реабилитации и развития ребенка;

14) введение института куратора ребенка, нуждающегося в государственной защите, отвечающего за исполнение Плана по защите прав ребенка;

15) введение процедур мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите; в рамках мониторинга проведение регулярного (один раз в год) освидетельствования состояния и уровня развития ребенка и оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления по выполнению Планов по защите прав ребенка.

2. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение замещающих семей;

2) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) поэтапное реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, деятельность которых направлена на психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение семей, в том числе замещающих (на первом этапе - создание при организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения замещающих семей).

3. Разработка и внедрение мер, обеспечивающих позитивную социализацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) совершенствование, переработка и внедрение учебно-методических и воспитательных программ, направленных на обеспечение права ребенка на частную жизнь и приобретение навыков, обеспечивающих его полноценную социализацию;

2) содействие созданию учреждений постпопечительского (постинтернатного) патроната, введение института наставничества в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей:

1) создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в государственной защите, в том числе, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода;

2) организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей и детьми.

5. Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на профилактику социального сиротства:

1) содействие развитию сотрудничества, укреплению партнерских отношений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области профилактики социального сиротства;

2) привлечение общественных объединений, в том числе благотворительных, коммерческих организаций к участию в реализации социально значимых проектов, направленных на профилактику социального сиротства;

3) организация освещения в средствах массовой информации положительного образа семьи, ее традиций, ценностей, освещение проблем социального сиротства;

4) обобщение, систематизация, тиражирование передового опыта по профилактике социального сиротства в Иркутской области.

Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на выработку единых подходов к решению проблем социального сиротства.

Включение механизмов реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере профилактики социального сиротства.

К числу таких механизмов относятся:

1) совершенствование нормативной-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для сокращения уровня социального сиротства в Иркутской области, защиты и улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) разработка и реализация в установленном порядке областных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы профилактики социального сиротства;

3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на профилактику социального сиротства.

Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Иркутской области, обеспечение приоритета семейного воспитания.

Реализация Концепции позволит:

1) снизить уровень социального сиротства на территории Иркутской области, значительно увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в разных формах семейного воспитания;

2) создать единую межведомственную информационную базу данных семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке;

3) развить региональные модели семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) создать систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

5) разработать и внедрить новые технологии постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) внедрить новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства;

7) создать устойчивую, эффективную систему комплексной профилактики социального сиротства на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства.

Заместитель Губернатора

Иркутской области

А.П. Моисеев

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Областная № 121 от 21.10.2008 стр. 6, Областная № 121 от 22.10.2008 стр. 6
Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 070.030.020 Финансирование пособий и компенсационных выплат, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О КОНКУРСЕ НА ЗВАНИЕ
№827655132 от 18 сентября 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать