Основная информация
Дата опубликования: | 27 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU15000201900484 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Северная Осетия - Алания |
Принявший орган: | Правительство Республики Северная Осетия-Алания |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2019 г. № 466-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 г. № 60-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» и в целях формирования системы взглядов на основные направления развития искусственного интеллекта в рамках развития цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовых принципов, основных направлений, целей, задач государственной политики в сфере цифрового развития Республики Северная Осетия - Алания:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по координации работ в рамках Концепции развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.
3. Управлению Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи обеспечить внесение изменений в Государственную программу «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания на 2020-2022 годы» в установленном порядке.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т. Тускаев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 27 декабря 2019 г. № 466-р
КОНЦЕПЦИЯ
развития искусственного интеллекта
в Республике Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере развития искусственного интеллекта в рамках формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовые принципы, основные направления, цели, задачи реализации государственной политики в указанной сфере в Республике Северная Осетия-Алания.
Концепция разрабатывается в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (далее – Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы).
В данных документах искусственный интеллект определяется как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
Термины в Концепции используются в значениях, определенных в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
В развитии искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания необходимо учитывать цели и задачи развития приоритетных отраслей экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 года № 60-РЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания), которая обеспечивает взаимосвязь долгосрочных целей, задач и приоритетов социально-экономического развития республики с учетом сложившейся ситуации, влияния долговременных тенденций макроэкономических процессов, государственной социально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Республика Северная Осетия - Алания.
Положения Концепции нацелены на эффективную реализацию государственной политики в сфере развития новых технологий и создание условий для формирования цифровой экономики в условиях современной России на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Цели Концепции соответствуют целям Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, учитывают приоритеты цифровизации с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и целей Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 г. № 443, в том числе таких, как:
создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации и ее сегмента в Республике Северная Осетия-Алания, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичного бизнеса и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
повышение конкурентоспособности как отдельных отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания, так и экономики в целом;
внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности, способствующих созданию единого информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания, а также предоставление качественных государственных и муниципальных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
Основными задачами развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания являются:
а) поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;
б) разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта, поддержка команд разработчиков указанного программного обеспечения;
в) повышение доступности и качества данных, которыми располагают государственные органы, республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта;
г) повышение доступности вычислительных ресурсов для команд исследователей и разработчиков на территории Республики Северная Осетия - Алания, необходимых для решения задач в области искусственного интеллекта;
д) внедрение платформ и сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта в деятельность государственных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий реального сектора экономики на территории Республики Северная Осетия - Алания;
е) повышение уровня обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования технологий искусственного интеллекта;
ж) создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.
Корректировка целей и задач будет проводиться по мере появления и развития новых технологий искусственного интеллекта.
Принятые в Российской Федерации и в Республике Северная Осетия-Алания документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. В Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено использование цифровых технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе.
II. Поддержка научных коллективов и команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В целях создания и развития технологий искусственного интеллекта на территории Республики Северная Осетия - Алания необходимо обеспечить приоритетную поддержку соответствующих научных исследований в рамках ежегодного конкурсного отбора на право получения грантов для государственной поддержки научных исследований в Республике Северная Осетия - Алания.
Научные исследования должны быть направлены на создание принципиально новых научных результатов, в том числе на создание технологий искусственного интеллекта и решение иных задач, предусмотренных документами стратегического планирования в Республике Северная Осетия - Алания, включая реализацию следующих приоритетов:
а) алгоритмическая имитация биологических систем принятия решений, в том числе распределенных коллективных систем;
б) автономное самообучение и развитие адаптивности алгоритмов к новым задачам, включая задачи управления устойчивым развитием Республики Северная Осетия - Алания;
в) автономная декомпозиция сложных задач, поиск и синтез решении;
г) распознавание и синтез речи на осетинском языке, алгоритмы машинного перевода на осетинский язык и с осетинского языка на языки народов мира.
Кроме того, государственная политика Республики Северная Осетия - Алания может включать реализацию следующих мер:
а) приоритетная долгосрочная поддержка научных исследований в области искусственного интеллекта;
б) стимулирование привлечения инвестиций юридических и физических лиц в разработку технологий искусственного интеллекта, включая создание на уровне субъекта налоговых преференций и иных мер экономического стимулирования;
в) развитие исследовательской инфраструктуры и обеспечение доступа научных работников (исследователей) к вычислительным ресурсам, базам и наборам данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания с учётом требований действующего законодательства;
г) развитие межрегионального сотрудничества Республики Северная Осетия - Алания, включая проведение совместных мероприятий, обмен информацией и совместную апробацию полученных результатов.
В целях поддержки команд разработчиков и инновационных компаний в сфере цифрового развития, развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания в качестве мер государственной поддержки могут применяться:
а) создание благоприятных условий для специалистов в области искусственного интеллекта, работающих с программным обеспечением, в котором используются технологии искусственного интеллекта, включая приоритетную поддержку в рамках мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания, включая различные меры финансовой, грантовой поддержки, а также иные меры экономического стимулирования;
б) организация эффективного взаимодействия специалистов в области искусственного интеллекта с государственными органами, органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями на территории Республики Северная Осетия - Алания, по заказу которых создается программное обеспечение;
в) приоритетное участие команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в республиканских мероприятиях, включая ежегодные хакатоны на приз Главы Республики Северная Осетия - Алания .
III. Обеспечение доступности и качества данных в информационных системах государственного и муниципального уровней в Республике Северная Осетия-Алания
Основными факторами развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания являются увеличение объема доступных данных, в том числе данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Основными направлениями повышения доступности и качества данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта, являются:
а) обеспечение недискриминационного доступа к наборам обезличенных данных, не составляющих государственную тайну, либо не ограниченных в доступе действующим законодательством;
б) создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения доступа к наборам данных посредством создания в Республике Северная Осетия - Алания единой системы управления данными в государственной и муниципальной сферах;
г) установление приоритетного доступа местных команд разработчиков и инновационных компаний к общедоступным данным на территории Республики Северная Осетия - Алания.
IV. Доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В качестве дополнительной меры поддержки и стимулирования деятельности научных команд, команд разработчиков в сфере технологий искусственного интеллекта является обеспечение принципа «Высокоскоростной интернет везде и всегда» на территории Республики Северная Осетия — Алания, в том числе с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры цифрового эфирного наземного телевизионного вещания, а также создаваемой инфраструктуры по подключению к интернету социально-значимых организаций в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Кроме того, меры государственной поддержки должны включать:
а) льготный и приоритетный доступ к государственным и муниципальным вычислительным ресурсам в Республике Северная Осетия - Алания при условии соблюдения норм и требований действующего законодательства;
б) содействие в создании и производстве программно-аппаратных комплексов с использованием преимущественно отечественной электронной компонентной базы и оптических элементов;
в) создание регионального технопарка, соответствующего требованиям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования»;
г) создание регионального центра обработки данных и его развитие посредством обеспечения разработчикам и научным работникам (исследователям) на территории Республики Северная Осетия — Алания льготного доступа к вычислительным мощностям.
V. Кадровое обеспечение, необходимое для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В целях подготовки квалифицированных кадров в сфере искусственного интеллекта необходимо:
а) включить технологии искусственного интеллекта в региональный перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки;
б) включить технологии искусственного интеллекта и сервисы на основе указанных технологий в целевую модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия -Алания;
в) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы в образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия - Алания для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков предусмотреть также необходимость формирования навыков у обучающихся в сфере искусственного интеллекта;
г) предусмотреть механизм привлечения организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в мероприятиях, направленных на развитие общего и профессионального образования на территории Республики Северная Осетия - Алания;
д) создание условий для повышения качества математического и естественно-научного образования обучающихся (в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ), интеграция математического и естественно-научного образования обучающихся с социально-гуманитарным образованием, создание условий для привлечения обучающихся к углубленной подготовке по математическому и естественно-научному направлениям;
е) приоритезация тематики технологий искусственного интеллекта при подготовке региональных и муниципальных конкурсов, олимпиад, хакатонов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
ж) информирование населения и организаций о преимуществах и безопасности применения технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также о доступности программ обучения и переобучения, включая мероприятия в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» в целях достижения соответствующих показателей национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», доведённых до Республики Северная Осетия - Алания.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечивается согласованными действиями республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, бизнеса, общественных, научных, образовательных организаций, соответствующих фондов на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Координацию деятельности участников реализации настоящей Концепции осуществляет Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и частные инвестиции.
VII. Заключительные положения
Концепция разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года №7;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года №60-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 года №443 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2022 годы
распоряжение Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2017 года №474-р «Об утверждении концепции развития цифровой экономики Республики Северная Осетия – Алания».
Государственная политика в сфере развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания должна носить комплексный, междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. К реализации Концепции будут привлекаться специалисты в различных областях научного знания, обладающие необходимыми практическими компетенциями в соответствии с целями и задачами и с учетом положений стратегических и правовых документов в сфере развития информационного общества и формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания.
_________________
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2019 г. № 466-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 г. № 60-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» и в целях формирования системы взглядов на основные направления развития искусственного интеллекта в рамках развития цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовых принципов, основных направлений, целей, задач государственной политики в сфере цифрового развития Республики Северная Осетия - Алания:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по координации работ в рамках Концепции развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.
3. Управлению Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи обеспечить внесение изменений в Государственную программу «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания на 2020-2022 годы» в установленном порядке.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т. Тускаев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 27 декабря 2019 г. № 466-р
КОНЦЕПЦИЯ
развития искусственного интеллекта
в Республике Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере развития искусственного интеллекта в рамках формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовые принципы, основные направления, цели, задачи реализации государственной политики в указанной сфере в Республике Северная Осетия-Алания.
Концепция разрабатывается в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (далее – Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы).
В данных документах искусственный интеллект определяется как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
Термины в Концепции используются в значениях, определенных в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
В развитии искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания необходимо учитывать цели и задачи развития приоритетных отраслей экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 года № 60-РЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания), которая обеспечивает взаимосвязь долгосрочных целей, задач и приоритетов социально-экономического развития республики с учетом сложившейся ситуации, влияния долговременных тенденций макроэкономических процессов, государственной социально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Республика Северная Осетия - Алания.
Положения Концепции нацелены на эффективную реализацию государственной политики в сфере развития новых технологий и создание условий для формирования цифровой экономики в условиях современной России на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Цели Концепции соответствуют целям Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, учитывают приоритеты цифровизации с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и целей Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 г. № 443, в том числе таких, как:
создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации и ее сегмента в Республике Северная Осетия-Алания, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичного бизнеса и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
повышение конкурентоспособности как отдельных отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания, так и экономики в целом;
внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности, способствующих созданию единого информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания, а также предоставление качественных государственных и муниципальных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
Основными задачами развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания являются:
а) поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;
б) разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта, поддержка команд разработчиков указанного программного обеспечения;
в) повышение доступности и качества данных, которыми располагают государственные органы, республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта;
г) повышение доступности вычислительных ресурсов для команд исследователей и разработчиков на территории Республики Северная Осетия - Алания, необходимых для решения задач в области искусственного интеллекта;
д) внедрение платформ и сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта в деятельность государственных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий реального сектора экономики на территории Республики Северная Осетия - Алания;
е) повышение уровня обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования технологий искусственного интеллекта;
ж) создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.
Корректировка целей и задач будет проводиться по мере появления и развития новых технологий искусственного интеллекта.
Принятые в Российской Федерации и в Республике Северная Осетия-Алания документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. В Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено использование цифровых технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе.
II. Поддержка научных коллективов и команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В целях создания и развития технологий искусственного интеллекта на территории Республики Северная Осетия - Алания необходимо обеспечить приоритетную поддержку соответствующих научных исследований в рамках ежегодного конкурсного отбора на право получения грантов для государственной поддержки научных исследований в Республике Северная Осетия - Алания.
Научные исследования должны быть направлены на создание принципиально новых научных результатов, в том числе на создание технологий искусственного интеллекта и решение иных задач, предусмотренных документами стратегического планирования в Республике Северная Осетия - Алания, включая реализацию следующих приоритетов:
а) алгоритмическая имитация биологических систем принятия решений, в том числе распределенных коллективных систем;
б) автономное самообучение и развитие адаптивности алгоритмов к новым задачам, включая задачи управления устойчивым развитием Республики Северная Осетия - Алания;
в) автономная декомпозиция сложных задач, поиск и синтез решении;
г) распознавание и синтез речи на осетинском языке, алгоритмы машинного перевода на осетинский язык и с осетинского языка на языки народов мира.
Кроме того, государственная политика Республики Северная Осетия - Алания может включать реализацию следующих мер:
а) приоритетная долгосрочная поддержка научных исследований в области искусственного интеллекта;
б) стимулирование привлечения инвестиций юридических и физических лиц в разработку технологий искусственного интеллекта, включая создание на уровне субъекта налоговых преференций и иных мер экономического стимулирования;
в) развитие исследовательской инфраструктуры и обеспечение доступа научных работников (исследователей) к вычислительным ресурсам, базам и наборам данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания с учётом требований действующего законодательства;
г) развитие межрегионального сотрудничества Республики Северная Осетия - Алания, включая проведение совместных мероприятий, обмен информацией и совместную апробацию полученных результатов.
В целях поддержки команд разработчиков и инновационных компаний в сфере цифрового развития, развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания в качестве мер государственной поддержки могут применяться:
а) создание благоприятных условий для специалистов в области искусственного интеллекта, работающих с программным обеспечением, в котором используются технологии искусственного интеллекта, включая приоритетную поддержку в рамках мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания, включая различные меры финансовой, грантовой поддержки, а также иные меры экономического стимулирования;
б) организация эффективного взаимодействия специалистов в области искусственного интеллекта с государственными органами, органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями на территории Республики Северная Осетия - Алания, по заказу которых создается программное обеспечение;
в) приоритетное участие команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в республиканских мероприятиях, включая ежегодные хакатоны на приз Главы Республики Северная Осетия - Алания .
III. Обеспечение доступности и качества данных в информационных системах государственного и муниципального уровней в Республике Северная Осетия-Алания
Основными факторами развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания являются увеличение объема доступных данных, в том числе данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Основными направлениями повышения доступности и качества данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта, являются:
а) обеспечение недискриминационного доступа к наборам обезличенных данных, не составляющих государственную тайну, либо не ограниченных в доступе действующим законодательством;
б) создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения доступа к наборам данных посредством создания в Республике Северная Осетия - Алания единой системы управления данными в государственной и муниципальной сферах;
г) установление приоритетного доступа местных команд разработчиков и инновационных компаний к общедоступным данным на территории Республики Северная Осетия - Алания.
IV. Доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В качестве дополнительной меры поддержки и стимулирования деятельности научных команд, команд разработчиков в сфере технологий искусственного интеллекта является обеспечение принципа «Высокоскоростной интернет везде и всегда» на территории Республики Северная Осетия — Алания, в том числе с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры цифрового эфирного наземного телевизионного вещания, а также создаваемой инфраструктуры по подключению к интернету социально-значимых организаций в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Кроме того, меры государственной поддержки должны включать:
а) льготный и приоритетный доступ к государственным и муниципальным вычислительным ресурсам в Республике Северная Осетия - Алания при условии соблюдения норм и требований действующего законодательства;
б) содействие в создании и производстве программно-аппаратных комплексов с использованием преимущественно отечественной электронной компонентной базы и оптических элементов;
в) создание регионального технопарка, соответствующего требованиям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования»;
г) создание регионального центра обработки данных и его развитие посредством обеспечения разработчикам и научным работникам (исследователям) на территории Республики Северная Осетия — Алания льготного доступа к вычислительным мощностям.
V. Кадровое обеспечение, необходимое для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания
В целях подготовки квалифицированных кадров в сфере искусственного интеллекта необходимо:
а) включить технологии искусственного интеллекта в региональный перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки;
б) включить технологии искусственного интеллекта и сервисы на основе указанных технологий в целевую модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия -Алания;
в) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы в образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия - Алания для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков предусмотреть также необходимость формирования навыков у обучающихся в сфере искусственного интеллекта;
г) предусмотреть механизм привлечения организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в мероприятиях, направленных на развитие общего и профессионального образования на территории Республики Северная Осетия - Алания;
д) создание условий для повышения качества математического и естественно-научного образования обучающихся (в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ), интеграция математического и естественно-научного образования обучающихся с социально-гуманитарным образованием, создание условий для привлечения обучающихся к углубленной подготовке по математическому и естественно-научному направлениям;
е) приоритезация тематики технологий искусственного интеллекта при подготовке региональных и муниципальных конкурсов, олимпиад, хакатонов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
ж) информирование населения и организаций о преимуществах и безопасности применения технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также о доступности программ обучения и переобучения, включая мероприятия в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» в целях достижения соответствующих показателей национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», доведённых до Республики Северная Осетия - Алания.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечивается согласованными действиями республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, бизнеса, общественных, научных, образовательных организаций, соответствующих фондов на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Координацию деятельности участников реализации настоящей Концепции осуществляет Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и частные инвестиции.
VII. Заключительные положения
Концепция разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года №7;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года №60-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»;
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 года №443 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2022 годы
распоряжение Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2017 года №474-р «Об утверждении концепции развития цифровой экономики Республики Северная Осетия – Алания».
Государственная политика в сфере развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания должна носить комплексный, междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. К реализации Концепции будут привлекаться специалисты в различных областях научного знания, обладающие необходимыми практическими компетенциями в соответствии с целями и задачами и с учетом положений стратегических и правовых документов в сфере развития информационного общества и формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания.
_________________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 19.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: