Основная информация

Дата опубликования: 27 декабря 2019г.
Номер документа: RU15000201900484
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 декабря 2019 г. № 466-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 г. № 60-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» и в целях формирования системы взглядов на основные направления развития искусственного интеллекта в рамках развития цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовых принципов, основных направлений, целей, задач государственной политики в сфере цифрового развития Республики Северная Осетия - Алания:

              1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания.

              2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по координации работ в рамках Концепции развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.

              3. Управлению Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи обеспечить внесение изменений в Государственную программу «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания на 2020-2022 годы» в установленном порядке.

             

       Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания  

Т. Тускаев

                                                                       УТВЕРЖДЕНА

                                                                     распоряжением Правительства

                                                                     Республики Северная Осетия-Алания

                                                                   от 27 декабря  2019 г. № 466-р

КОНЦЕПЦИЯ

развития искусственного интеллекта

в Республике Северная Осетия-Алания

I. Общие положения

              Настоящая Концепция развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере развития искусственного интеллекта в рамках формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания, а также базовые принципы, основные направления, цели, задачи реализации государственной политики в указанной сфере в Республике Северная Осетия-Алания.

              Концепция разрабатывается в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (далее – Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы).

              В данных документах искусственный интеллект определяется как  комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

         Термины в Концепции используются в значениях, определенных в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

          В развитии искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания необходимо учитывать цели и задачи развития приоритетных отраслей экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия - Алания от 18 сентября 2019 года № 60-РЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания), которая обеспечивает взаимосвязь долгосрочных целей, задач и приоритетов социально-экономического развития республики с учетом сложившейся ситуации, влияния долговременных тенденций макроэкономических процессов, государственной социально-экономической политики, предпосылок и ограничений, которыми располагает Республика Северная Осетия - Алания.

              Положения Концепции нацелены на эффективную реализацию государственной политики в сфере развития новых технологий и создание условий для формирования цифровой экономики в условиях современной России на территории Республики Северная Осетия-Алания.

              Цели Концепции соответствуют целям Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, учитывают приоритеты цифровизации с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и целей Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 г. № 443, в том числе таких, как:

создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации и ее сегмента в Республике Северная Осетия-Алания, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичного бизнеса и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;

повышение конкурентоспособности как отдельных отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания, так и экономики в целом;

внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности, способствующих созданию единого информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания, а также предоставление качественных государственных и муниципальных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

Основными задачами развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания являются:

а) поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;

б) разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта, поддержка команд разработчиков указанного программного обеспечения;

в) повышение доступности и качества данных, которыми располагают государственные органы, республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта;

г) повышение доступности вычислительных ресурсов для команд исследователей и разработчиков на территории Республики Северная    Осетия - Алания, необходимых для решения задач в области искусственного интеллекта;

д) внедрение платформ и сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта в деятельность государственных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий реального сектора экономики на территории Республики Северная Осетия - Алания;

е) повышение уровня обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования технологий искусственного интеллекта;

ж) создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.

Корректировка целей и задач будет проводиться по мере появления и развития новых технологий искусственного интеллекта.

Принятые в Российской Федерации и в Республике Северная Осетия-Алания документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. В Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено использование цифровых технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе.

II. Поддержка научных коллективов и команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания

              В целях создания и развития технологий искусственного интеллекта на территории Республики Северная Осетия - Алания необходимо обеспечить приоритетную поддержку соответствующих научных исследований в рамках ежегодного конкурсного отбора на право получения грантов для государственной поддержки научных исследований в Республике Северная Осетия - Алания.

              Научные исследования должны быть направлены на создание принципиально новых научных результатов, в том числе на создание технологий искусственного интеллекта и решение иных задач, предусмотренных документами стратегического планирования в Республике Северная Осетия - Алания, включая реализацию следующих приоритетов:

              а) алгоритмическая имитация биологических систем принятия решений, в том числе распределенных коллективных систем;

              б) автономное самообучение и развитие адаптивности алгоритмов к новым задачам, включая задачи управления устойчивым развитием Республики Северная Осетия - Алания;

          в) автономная декомпозиция сложных задач, поиск и синтез решении;

              г) распознавание и синтез речи на осетинском языке, алгоритмы машинного перевода на осетинский язык и с осетинского языка на языки народов мира.

              Кроме того, государственная политика Республики Северная Осетия - Алания может включать реализацию следующих мер:

              а) приоритетная долгосрочная поддержка научных исследований в области искусственного интеллекта;

              б) стимулирование привлечения инвестиций юридических и физических лиц в разработку технологий искусственного интеллекта, включая создание на уровне субъекта налоговых преференций и иных мер экономического стимулирования;

          в) развитие исследовательской инфраструктуры и обеспечение доступа научных работников (исследователей) к вычислительным ресурсам, базам и наборам данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания с учётом требований действующего законодательства;

          г) развитие межрегионального сотрудничества Республики Северная Осетия - Алания, включая проведение совместных мероприятий, обмен информацией и совместную апробацию полученных результатов.

         В целях поддержки команд разработчиков и инновационных компаний в сфере цифрового развития, развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания в качестве мер государственной поддержки могут применяться:

              а) создание благоприятных условий для специалистов в области искусственного интеллекта, работающих с программным обеспечением, в котором используются технологии искусственного интеллекта, включая приоритетную поддержку в рамках мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания, включая различные меры финансовой, грантовой поддержки, а также иные меры экономического стимулирования;

              б) организация эффективного взаимодействия специалистов в области искусственного интеллекта с государственными органами, органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями на территории Республики Северная Осетия - Алания, по заказу которых создается программное обеспечение;

              в) приоритетное участие команд разработчиков в сфере искусственного интеллекта в республиканских мероприятиях, включая ежегодные хакатоны на приз Главы Республики Северная Осетия - Алания .

III. Обеспечение доступности и качества данных в информационных системах государственного и муниципального уровней в Республике Северная Осетия-Алания

              Основными факторами развития технологий искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания являются увеличение объема доступных данных, в том числе данных, которыми располагают государственные органы, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации на территории Республики Северная Осетия - Алания.

              Основными направлениями повышения доступности и качества данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта, являются:

              а) обеспечение недискриминационного доступа к наборам обезличенных данных, не составляющих государственную тайну, либо не ограниченных в доступе действующим законодательством;

              б) создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения доступа к наборам данных посредством создания в Республике Северная Осетия - Алания единой системы управления данными в государственной и муниципальной сферах;

              г) установление приоритетного доступа местных команд разработчиков и инновационных компаний к общедоступным данным на территории Республики Северная Осетия - Алания.

IV. Доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания

              В качестве дополнительной меры поддержки и стимулирования деятельности научных команд, команд разработчиков в сфере технологий искусственного интеллекта является обеспечение принципа «Высокоскоростной интернет везде и всегда» на территории Республики Северная Осетия — Алания, в том числе с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры цифрового эфирного наземного телевизионного вещания, а также создаваемой инфраструктуры по подключению к интернету социально-значимых организаций в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

              Кроме того, меры государственной поддержки должны включать:

              а) льготный и приоритетный доступ к государственным и муниципальным вычислительным ресурсам в Республике Северная Осетия - Алания при условии соблюдения норм и требований действующего законодательства;

              б) содействие в создании и производстве программно-аппаратных комплексов с использованием преимущественно отечественной электронной компонентной базы и оптических элементов;

          в) создание регионального технопарка, соответствующего требованиям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования»;

              г) создание регионального центра обработки данных и его развитие посредством обеспечения разработчикам и научным работникам (исследователям) на территории Республики Северная Осетия — Алания льготного доступа к вычислительным мощностям.

V. Кадровое обеспечение, необходимое для решения задач в области искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия-Алания

              В целях подготовки квалифицированных кадров в сфере искусственного интеллекта необходимо:

              а) включить технологии искусственного интеллекта в региональный перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки;

              б) включить технологии искусственного интеллекта и сервисы на основе указанных технологий в целевую модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия -Алания;

              в) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы в образовательных организациях на территории Республики Северная Осетия - Алания для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков предусмотреть также необходимость формирования навыков у обучающихся в сфере искусственного интеллекта;

              г) предусмотреть механизм привлечения организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в мероприятиях, направленных на развитие общего и профессионального образования на территории Республики Северная Осетия - Алания;

              д) создание условий для повышения качества математического и естественно-научного образования обучающихся (в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ), интеграция математического и естественно-научного образования обучающихся с социально-гуманитарным образованием, создание условий для привлечения обучающихся к углубленной подготовке по математическому и естественно-научному направлениям;

              е) приоритезация тематики технологий искусственного интеллекта при подготовке региональных и муниципальных конкурсов, олимпиад, хакатонов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

              ж) информирование населения и организаций о преимуществах и безопасности применения технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также о доступности программ обучения и переобучения, включая мероприятия в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» в целях достижения соответствующих показателей национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», доведённых до Республики Северная Осетия - Алания.

VI. Реализация Концепции

              Реализация настоящей Концепции обеспечивается согласованными действиями республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, бизнеса, общественных, научных, образовательных организаций, соответствующих фондов на территории Республики Северная               Осетия - Алания.

              Координацию деятельности участников реализации настоящей Концепции осуществляет Управление Республики Северная Осетия - Алания по информационным технологиям и связи.

              Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и частные инвестиции.

VII. Заключительные положения

              Концепция разработана на основе следующих документов:    

          Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

              Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;

          Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;

           протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года №7;

           Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года №60-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года»;

           постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2019 года №443 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2020-2022 годы

           распоряжение Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2017 года №474-р «Об утверждении концепции развития цифровой экономики Республики Северная    Осетия – Алания».           

              Государственная политика в сфере развития искусственного интеллекта в Республике Северная Осетия - Алания должна носить комплексный, междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. К реализации Концепции будут привлекаться специалисты в различных областях научного знания, обладающие необходимыми практическими компетенциями в соответствии с целями и задачами и с учетом положений стратегических и правовых документов в сфере развития информационного общества и формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания.

_________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 19.02.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать