Основная информация

Дата опубликования: 30 декабря 2015г.
Номер документа: RU46000201501118
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Администрации Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2015 г. N 923-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

В целях развития достигнутых положительных тенденций в сфере потребительского рынка Курской области, удовлетворения потребностей и спроса населения на потребительские товары и услуги, а также сбалансированного развития различных форматов торговли и услуг:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы.

2. Распоряжение вступает в силу с 1 января 2016 года.

Губернатор

Курской области

А.Н.МИХАЙЛОВ

Утверждена

распоряжением

Администрации Курской области

от 30 декабря 2015 г. N 923-ра

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2016 - 2020 ГОДЫ

I. Введение

Программа развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в целях развития достигнутых положительных тенденций в сфере торговли и услуг, а также обеспечения реализации на территории региона Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года.

Программа разработана комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.

Основанием для разработки Программы являются:

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";

приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли".

В программе осуществлен анализ состояния потребительского рынка в Курской области. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области за период 2010 - 2015 годы, информация и предложения органов местного самоуправления Курской области.

Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в Курской области на 2016 - 2020 годы. Также установлены ожидаемые значения целевых индикаторов и показателей по итогам реализации программы.

Реализацию программных мероприятий планируется осуществлять за счет собственных и привлеченных средств хозяйствующих субъектов и организаций, выделение средств из областного бюджета не потребуется.

За весь период реализации Программы прогнозируется привлечение финансовых средств в объеме 23787,5 млн. рублей.

Основными исполнителями программы определены:

комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области;

органы местного самоуправления Курской области (по согласованию);

ОБУ "Выставочный центр "Курская Коренская ярмарка" (по согласованию);

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию);

Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей" (по согласованию);

НП "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства" (по согласованию);

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере потребительского рынка в Курской области (по согласованию).

Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором Курской области и Администрацией Курской области.

Управление и текущий контроль за ходом реализации Программы организуется разработчиком Программы - комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области. При необходимости разработчик согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий Программы и вносит предложения по уточнению целевых индикаторов.

II. Состояние, тенденции, динамика развития сферы

потребительского рынка Курской области и характеристика

проблем, на решение которых направлена Программа

В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка Курской области насчитывает более 10,7 тыс. организаций. Из них: 7,5 тысяч предприятий торговли, 1,5 тыс. - бытового обслуживания, 1,7 тыс. - общественного питания, 7 розничных рынков. В сельской местности, где отсутствуют рынки, организованы и работают ярмарки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, в т.ч. сельхозтоваропроизводителями. В сфере потребительского рынка занято около 60 тыс. человек, что составляет около 18% от занятых работников в экономике региона.

Отрасль характеризуется высокой инвестиционной активностью, 98 процентов этого сектора экономики находится в частной собственности.

Только за последние семь лет основные фонды обновились более чем на 60%. За три последних года в ее развитие вложено более 10 млрд. руб.

Средства вкладываются в строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий и т.д.

Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли. Процесс формирования торговых сетей начался в Курской области около десяти лет назад и активно развивается. В настоящее время в регионе действуют свыше 40 федеральных и региональных торговых сетей.

Показатели обеспеченности населения области торговыми площадями растут и составляют в настоящее время свыше 900 кв. метров на 1 тысячу жителей.

В Курской области ежегодно реконструируется и вводится в эксплуатацию около 200 объектов торговли, среди которых крупные торговые центры, супермаркеты, магазины фирменной торговли. Только в 2014 г. открыто свыше 20 новых магазинов, отделов по продаже товаров курских предприятий-производителей.

Снижается диспропорция в развитии потребительского рынка товаров и услуг в сельской местности по сравнению с городами и райцентрами Курской области. Ежегодно в развитие сельской торговли инвестируется свыше 150 млн. рублей - около 5% общих объемов инвестиций в отрасль.

На протяжении многих лет сфера потребительского рынка была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, обеспечивая ежегодно в 2010 - 2014 годах около 9% валового регионального продукта.

За 2010 - 2014 годы прирост оборота розничной торговли составил 38,2%, общественного питания - 15,5%, бытового обслуживания - 12,9%.

Оборот розничной торговли в Курской области

за 2010 - 2015 годы

Оборот общественного питания в Курской области

2010 - 2015 годы

Объем бытовых услуг в Курской области

за 2010 - 2015 годы

В течение ряда лет индексы физического объема оборота розничной торговли опережают среднероссийские значения и по Центральному федеральному округу. В 2014 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 104,5% и обеспечил 5-е место Курской области в рейтинге среди регионов ЦФО (без г. Москвы и Московской области).

Индекс физического объема оборота розничной торговли

за 2010 - 2015 годы, (в % к предыдущему году)

Стабильный рост покупательной способности населения региона обеспечивал увеличение оборота розничной торговли на душу населения.

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения

за 2010 - 2015 годы

Формирование оборота розничной торговли в 2014 году происходило в основном за счет организованного сектора торговли, при этом доля организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, в общем объеме оборота розничной торговли области постоянно увеличивается (88,5% против 87,4% в 2013 г.).

Формирование оборота розничной торговли

в декабре 2014 г. (в процентах)

Это обусловлено более динамичным развитием крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства, которые в 2014 году обеспечили прирост в сопоставимых ценах на 5,4% к 2013 году. Особенно продолжилось развитие сетевой торговли, которая является одним из основных направлений развития розничного рынка области в целом.

Вместе с тем, малый бизнес в торговле играет важную роль в формировании оборота розничной торговли. По количеству малых предприятий в Курской области торговля занимает лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики - свыше 70%.

С конца 2014 года потребительский рынок оказался под серьезным давлением в связи с ухудшением общей геополитической, а также финансово-экономической ситуации в Российской Федерации. В результате в 2015 году наблюдается экономический спад во многих секторах экономики, повлекший за собой снижение доходов населения и покупательского спроса, что в первую очередь отразилось на обороте розничной торговли.

В Курской области индекс физического объема оборота розничной торговли в январе - ноябре 2015 года опустился до 94,5%, оборот розничной торговли составил - 161,8 млрд. руб. В дальнейшем по оценке в наибольшей степени падение спроса будет связано с непродовольственной группой товаров в связи с сокращением кредитования.

Общественное питание в гораздо большей степени зависит от роста реальных доходов населения и поэтому не может обеспечить высокие темпы развития. В январе - ноябре 2015 года оборот общественного питания составил 4,9 млрд. руб. с индексом физического объема 104,5%.

Сфера услуг тесно привязана к колебаниям уровня реальных доходов населения. Динамика структуры потребительских расходов в основном свидетельствует о сохранении положительных тенденций в сфере бытового обслуживания. За 11 месяцев 2015 года объем бытовых услуг достиг 7,7 млрд. руб. с индексом физического объема 100,3%.

По оценке по итогам 2015 года ожидается:

оборот розничной торговли - 179,7 млрд. руб. с индексом физического объема оборота розничной торговли - 93,5%;

оборот общественного питания - 5,4 млрд. руб. с индексом физического объема оборота общественного питания - 104,1%;

объем бытовых услуг - 8,6 млрд. руб. с индексом физического объема бытовых услуг - 100,3%.

В настоящее время на потребительском рынке Курской области также сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и промышленные товары. Высокая насыщенность торговой сети региона продуктами питания и непродовольственными товарами сформирована за счет собственного производства (степень обеспеченности товарооборота продовольственными товарами за счет собственного производства составляет почти 70%).

Вместе с тем, одним из сдерживающих факторов в увеличении реализации местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является недостаточная маркетинговая политика товаропроизводителей и информированность населения о преимуществах курских товаров.

Для изменения такой ситуации в регионе проводится ежегодный областной смотр-конкурс "Покупаем курское". В конкурсе принимают участие до 30 предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности, малого бизнеса и торговли.

В регионе активно развивается выставочно-ярмарочная торговля. Ежегодно в городах и районах области проводится около 300 ярмарок и расширенных продаж, где продаются товары по ценам ниже, чем в розничных предприятиях торговли.

В течение 2014 - 2015 годов в Курской области, как и в Российской Федерации, наблюдается умеренный рост цен на продовольственные товары первой необходимости. Индекс потребительских цен в Курской области в ноябре 2015 года к декабрю 2014 года на все товары составил 114,1% (по РФ - 112,9%, по ЦФО - 113,3%), на продовольственные товары - 112,7% (по РФ - 112,7%, по ЦФО - 113,3%), на непродовольственные товары - 115,3% (по РФ - 113,2%, по ЦФО - 113,3%).

Анализ продаж продовольственных товаров показывает, что потребительские цены на основные продукты питания в Курской области изменялись в пределах темпов роста цен на продовольственные товары в среднем по стране. Однако, цены на отдельные социально значимые продовольственные товары в 2014 году росли в регионе быстрее инфляции, наиболее существенно выросли цены на крупу гречневую - ядрицу, свинину, сахар-песок, мясо птицы, рис шлифованный, овощи.

Вместе с тем, в сравнении с регионами Российской Федерации Курская область находится в первой десятке с низкими ценами по стране на говядину, свинину, мясо птицы, рыбу мороженую неразделанную, масло подсолнечное, молоко питьевое пастеризованное, соль, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, рис, пшено, крупу гречневую, лук, яблоки.

Курская область на протяжении 4 лет сохраняет самую низкую стоимость минимального набора продуктов питания в Российской Федерации.

В регионе, как и во всей в стране, произошли существенные преобразования алкогольного рынка, направленные на снижение алкоголизации населения.

На территории Курской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляют 453 организации на 2020 объектах. В результате ужесточения алкогольного законодательства за последние три года в Курской области количество объектов, реализующих алкоголь, сократилось в два раза, продажи крепкого алкоголя упали на 36%, пива и пивных напитков - на 30%.

Складывается устойчивая тенденция к снижению реализации алкогольной продукции. Так за период 2012 - 2014 годов в Курской области падение объемов реализации по крепкому алкоголю составило более 36%, а по пиву и пивным напиткам - более 30%.

В целях реализации и соблюдения законодательства в сфере алкогольного рынка Администрацией Курской области во взаимодействии с правоохранительными органами постоянно осуществляются мониторинги хозяйствующих субъектов, реализующих спиртные напитки.

В результате только в 2015 году пресечена деятельность 11 подпольных складов фальсифицированного алкоголя, изъято около 7 тыс. дкл нелегальной спиртной продукции.

В целях снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в 2015 году приняты Законы Курской области от 5 марта 2015 года N 22-ЗКО "Об установлении запрета и ограничения в сфере розничной продажи тонизирующих напитков", от 3 сентября 2015 года N 73-ЗКО "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области", в соответствии с которыми в жилых домах (встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях) запрещена продажа алкоголя, в том числе пива на розлив, а также продажа спиртного в предприятиях общественного питания, расположенных в жилых домах со входом в зал со стороны подъездов, а также в отдельно стоящих зданиях, находящихся на дворовых территориях.

В результате деятельности, направленной на упорядочение реализации алкогольной продукции и соблюдение требований федерального законодательства на территории Курской области, отмечается снижение потребления алкогольной продукции.

Таким образом, в целом на потребительском рынке Курской области прослеживаются положительные тенденции развития, отвечающие современным требованиям организации торговой деятельности.

Вместе с тем, существует ряд факторов, влияющих на эффективное его функционирование:

при достаточно высокой обеспеченности населения площадью торговых объектов имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями сельского и городского населения. Отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются дефицитом торговых площадей;

недостаточный уровень современной инфраструктуры розничной торговли в муниципальных районах Курской области;

в условиях импортозамещения актуально развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей и обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли;

в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов социально-экономического, организационного и правового характера, требующих постоянной корректировки и поиска новых подходов к решению возникающих проблем. Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность хозяйствующих субъектов и населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации и защиты своих прав;

требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольствия, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, в том числе и алкогольной, попадающий на потребительский рынок Курской области;

остается актуальным процесс совершенствования товаропроводящей сети и развития логистики товародвижения. Роль оптового звена, как основного регулятора рынка, частично утрачена вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, что проявляется в снижении места и роли оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, в организации сбыта продукции местных сельхозтоваропроизводителей.

Программное решение указанных проблем позволит обеспечить дальнейшее развитие сложившихся положительных тенденций на потребительском рынке, наиболее полное удовлетворение спроса жителей области на товары в широком ассортименте по доступным ценам, торговые и бытовые услуги при гарантированном качестве и безопасности, преобразование предприятий потребительского рынка в современную индустрию сервиса, а также создать новые рабочие места, гарантированно обеспечить значительную часть налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

III. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков

и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы

и показатели, характеризующие эффективность реализации

Программы

Основная цель Программы:

создание благоприятных условий для роста предпринимательской активности и конкуренции, удовлетворения потребностей и спроса населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам, а также сбалансированного развития различных форматов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Для достижения поставленной цели Программы предусматривается решение следующих взаимосвязанных задач:

совершенствование государственной политики Курской области в сфере потребительского рынка;

развитие конкурентной среды на потребительском рынке Курской области;

повышение технического уровня предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг;

увеличение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг;

развитие мобильной, нестационарной, ярмарочной, рыночной электронной торговли;

создание условий для продвижения товаров местных производителей на внутренний рынок Курской области и за его пределы;

обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов в Курской области;

обеспечение защиты прав потребителей на территории Курской области;

создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, обеспеченностью торговыми площадями;

повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка товаров и услуг в Курской области.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов в один этап.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе, а именно, в 2016 - 2020 годах прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 23,1%, оборота общественного питания - на 22%, объема бытовых услуг населения - на 13,1%.

Указанные показатели подлежат корректировке при изменении внешних факторов социально-экономического развития.

IV. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации

и объемы финансирования

Перечень мероприятий Программы со сроками их реализации представлен в приложении N 2 к настоящей Программе. Он предусматривает выполнение в период действия Программы следующих мероприятий:

Задача N 1 "Совершенствование форм, методов координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка Курской области":

совершенствование регионального законодательства в сфере торговой деятельности в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и обеспечение его применения;

развитие информационного обеспечения сферы торговли и услуг Курской области, в том числе через формирование торгового реестра в Курской области;

проведение ежеквартального мониторинга развития потребительского рынка в Курской области;

разработка и реализация годовых и среднесрочных оценок и прогнозов развития потребительского рынка в Курской области.

Задача N 2 "Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Курской области":

создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере торговли и услуг на территории Курской области через построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников в сфере торговли: потребителя, производителя и субъекта торговли - предпринимателя;

оказание консультационной, методической, юридической помощи хозяйствующим субъектам при организации торговой деятельности и оказании услуг, а также при реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных соглашений между Администрацией Курской области и инвесторами;

повышение уровня информированности хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка о действиях органов исполнительной власти Курской области и общественных организаций потребителей по содействию развитию конкуренции;

осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти Курской области, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами при обмене информацией с целью оперативного устранения факторов, негативно влияющих на цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Задача N 3 "Повышение технического уровня предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг":

новое строительство объектов, реконструкция и модернизация действующих предприятий в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями:

2016 год - 150 ед., рабочих мест - 1000;

2017 год - 160 ед., рабочих мест - 1100;

2018 год - 160 ед., рабочих мест - 1100;

2019 год - 170 ед., рабочих мест - 1200;

2020 год - 170 ед., рабочих мест - 1200.

Итого: 810 объектов, рабочих мест - 5600.

Задача N 4 "Увеличение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг":

совместно с органами местного самоуправления разработка системного подхода к вопросу обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то есть равномерное размещение предприятий на территории города, населенного пункта и т.д. для приближения услуг к потребителю и обеспечения комфортности покупок и услуг, а также стимулирования развития предприятий социальной направленности и экономкласса;

проведение мониторинга обеспеченности населения Курской области площадью торговых объектов в целях достижения нормативов, предусмотренных приложением N 3 к настоящей Программе;

развитие многоформатной торговли: крупных торговых центров и комплексов, сетевых предприятий торговли, магазинов "шаговой доступности", нестационарной, ярмарочной, рыночной, мобильной, электронной торговли;

развитие новых видов услуг и форм обслуживания в действующих предприятиях в городах и районах области, сохранение социально значимых видов бытовых услуг в сельской местности, организация выездного обслуживания населения региона.

Задача N 5 "Создание условий для продвижения товаров местных производителей на внутренний рынок Курской области и за его пределы":

развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей (организация магазинов, отделов, предоставление торговых мест в торговых комплексах);

обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли через усиление работы с сетевыми предприятиями торговли и производителями Курской области;

реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Республикой Беларусь, Республикой Сербия, Республикой Крым, Правительством г. Москвы, г. Санкт-Петербургом и другими регионами Российской Федерации;

расширение выставочно-ярмарочной деятельности, где за срок действия Программы планируется провести ярмарок, расширенных продаж в городах и районах области - свыше 1745, в том числе: выставок - 100; межрегиональных ярмарок в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве, в т.ч. за пределами региона и в странах СНГ, - 145. Проведение ярмарочных мероприятий позволит максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые курскими производителями, и дать толчок к увеличению их производства, а потребителю - на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию;

проведение ежегодного областного смотра-конкурса "Покупаем курское".

Задача N 6 "Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов в Курской области":

предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной продукции через активизацию Системы добровольной сертификации "Курское качество", где планируется увеличение количества предприятий и числа наименований просертифицированной продукции (до 750 наименований) в Системе добровольной сертификации "Курское качество";

проведение совместно с общественными организациями сравнительных смотров качества продуктов питания, реализуемых в розничной торговле с широким информированием населения через СМИ о его результатах.

Задача N 7 "Предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции":

проведение контрольных мероприятий по соблюдению лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции;

организация мероприятий по подключению предприятий розничной торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Задача N 8 "Обеспечение защиты прав потребителей на территории Курской области":

повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей через освещение действующего законодательства через СМИ, проведение "круглых столов", обеспечение функционирования "горячей линии";

проведение зональных семинаров для хозяйствующих субъектов потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства Курской области с освещением вопросов практики применения действующего законодательства в сфере торговли и услуг.

Задача N 9 "Создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, обеспеченностью торговыми площадями":

формирование и ведение торгового реестра Курской области о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность;

проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Курской области.

Задача N 10 "Повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка товаров и услуг в Курской области".

Привлечение новых трудовых ресурсов и задачи развития потребительского рынка Курской области требуют от органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций региона развития соответствующей системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать поставленные задачи по развитию потребительского рынка.

В этих целях предполагается осуществить следующие мероприятия:

организация обучающих семинаров для работников сферы потребительского рынка, товаров и услуг в Курской области;

проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников потребительского рынка;

содействие в организации подготовки и переподготовки работников сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

содействие в обучении основам предпринимательской деятельности посредством размещения на официальных интернет-сайтах Администрации Курской области и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (некоммерческое партнерство "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства", Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей") информационных материалов о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Программы, не требует выделения средств областного бюджета.

За весь период реализации Программы планируется привлечение финансовых средств прочих источников (средств хозяйствующих субъектов, инвестиционных компаний, кредитных ресурсов) в сумме 23787,5 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 4385,4 млн. рублей, 2017 году - 4550,5 млн. рублей, в 2018 году - 4550,5 млн. рублей, в 2019 году - 5050,5 млн. рублей, в 2020 году - 5250,6 млн. руб.

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы предполагается оценивать через систему целевых индикаторов и показателей, приведенных в приложении N 1 к настоящей Программе.

VII. Контроль за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором Курской области и Администрацией Курской области.

Управление и текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляется разработчиком Программы, который обеспечивает согласованность действий исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий.

Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качество и своевременное выполнение программных мероприятий.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, в установленном порядке представляет в Администрацию Курской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы за отчетный год, включая оценку эффективности реализации Программы.

Приложение N 1

к Программе развития

потребительского рынка

в Курской области

на 2016 - 2020 годы

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

N п/п

Наименование индикаторов и показателей Программы

Единица измерения

Значения индикаторов и показателей Программы

За период реализации Программы

До начала реализации Программы

В том числе по годам

Отчет

Оценка

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1.

Оборот розничной торговли

млн. руб.

в ценах соответствующих лет

164199,8

179682,6

202439,5

223499,7

245214,0

266751,9

289892,6

2.

Индекс физического объема оборота розничной торговли

в % к предыдущему году

104,5

93,5

103,0

104,0

104,5

104,7

105,0

123,1

3.

Оборот общественного питания

млн. руб.

в ценах соответствующих лет

4770,7

5374,40

5791,5

6423,1

7090,1

7757,4

8495,5

4.

Индекс физического объема оборота общественного питания

в % к предыдущему году

103,9

104,1

102,5

103,6

104,5

104,7

105,0

122,0

5.

Объем бытовых услуг

млн. руб.

в ценах соответствующих лет

7849,2

8610,7

9575,2

10382,0

11163,0

12038,2

13083,1

6.

Индекс физического объема бытовых услуг

в % к предыдущему году

103,2

100,3

101,0

102,0

102,5

103,0

104,0

113,1

7.

Показатель обеспеченности населения Курской области на 1000 жителей торговыми площадями

кв. метров

900

920

930

950

970

980

1000

x

8.

Прирост доли объектов торговли современных форматов, в том числе "шаговой доступности"

%

4

5

5,5

6

6

6,5

6,5

x

9.

Прирост нестационарных и мобильных объектов торговли

единиц

30

40

45

50

55

60

60

270

10.

Количество открытых новых и реконструированных действующих объектов в сфере потребительского рынка Курской области

единиц

180

170

150

160

160

170

170

810

11.

Количество вновь созданных рабочих мест в сфере потребительского рынка Курской области

единиц

1500

1800

1000

1100

1100

1200

1200

5600

Приложение N 2

к Программе развития

потребительского рынка

в Курской области

на 2016 - 2020 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

N п/п

Наименование цели, задачи, мероприятия

Исполнители мероприятий

Сроки выполнения мероприятия

Источники финансирования

Объем финансирования

(млн. руб.)

Ожидаемый результат

Всего

в том числе:

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Совершенствование регионального законодательства в сфере торговой деятельности в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и обеспечение его применения

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Развитие и упорядочение торговой деятельности на территории Курской области

2.

Проведение ежеквартального мониторинга развития торговли и услуг, разработка и реализация годовых и среднесрочных оценок и прогнозов развития потребительского рынка в Курской области

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

Отслеживание динамики развития торговли и услуг, повышение эффективности управления в сфере потребительского рынка в Курской области

3.

Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере торговли и услуг на территории Курской области, оказание консультационной, методической, юридической помощи хозяйствующим субъектам при организации торговой деятельности и оказании услуг

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Активизация предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг

4.

Новое строительство объектов, реконструкция и модернизация действующих предприятий в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

собственные средства хозяйствующих субъектов

23400,0

4200,0

4500,0

4500,0

5000,0

5200,0

Создание современной инфраструктуры оптовой и розничной торговли, товаропроводящей сети, повышение показателей сферы потребительского рынка Курской области

5.

Совместно с органами местного самоуправления разработка системного подхода к вопросу обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, равномерное размещение предприятий на территории города, населенного пункта

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Создание современной инфраструктуры потребительского рынка и ее более рациональное размещение по территории региона, что позволит довести до нормативных значений показатели обеспеченности населения большинства муниципальных образований торговыми площадями, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания населения

6.

Проведение мониторинга обеспеченности населения Курской области площадью торговых объектов

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Выявление муниципальных образований, где площадь торговых объектов ниже установленного норматива, устранение диспропорций в размещении торговых объектов на территории Курской области

7.

Развитие многоформатной торговли:

крупных торговых центров и комплексов, сетевых предприятий торговли;

нестационарной, ярмарочной, рыночной торговли, специализированных магазинов и магазинов "шаговой доступности",

развитие мобильной торговли,

электронной торговли

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Такие форматы торговли смогут повысить обеспеченность сельских жителей региона торговыми услугами и приблизить их доступность, а малые формы смогут обеспечить выполнение специфических функций, как возможность работы в узкой товарной специализации (булочные, мясные лавки, печать и пресса и др.)

8.

Развитие новых видов услуг и форм обслуживания в действующих предприятиях в городах и районах области, сохранение социально значимых видов бытовых услуг в сельской местности, организация выездного обслуживания населения региона

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Насыщение потребительского рынка в Курской области разными бытовыми услугами, повышение их качества, удовлетворение спроса сельского населения в социально значимых услугах

9.

Развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей

2016 год - 5 ед.,

2017 год - 4 ед.,

2018 год - 5 ед.,

2019 год - 5 ед.,

2020 год - 6 ед.

Итого: 25 объектов

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

собственные средства хозяйствующих субъектов

175,0

35,0

30,0

35,0

35,0

40,0

Предоставление возможности курским производителям увеличения объема продаж, обеспечение жителей продукцией от производителя по доступным ценам

10.

Обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли через усиление работы с сетевыми предприятиями торговли и производителями Курской области

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Продвижение товаров курских производителей, увеличение объема реализации продукции

11.

Реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Республикой Беларусь, Республикой Сербия, Республикой Крым, Правительством г. Москвы, г. Санкт-Петербургом и другими регионами Российской Федерации

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Расширение рынков сбыта продукции курских товаропроизводителей

12.

Проведение в городах и районах области выставок, ярмарок, расширенных продаж, в том числе межрегиональных ярмарок:

2016 год - 325 ед.,

2017 год - 325 ед.,

2018 год - 350 ед.,

2019 год - 370 ед.,

2020 год - 375 ед.

Итого: 1745 ярмарок

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Продвижение товаров курских производителей, увеличение объема реализации продукции, наиболее полное удовлетворение жителей региона товарами по доступным ценам

13.

Проведение ежегодного областного смотра-конкурса "Покупаем курское"

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Продвижение товаров, производимых на территории Курской области, формирование покупательского спроса на приоритет продукции курских производителей

14.

Предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной продукции через активизацию Системы добровольной сертификации "Курское качество"

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию)

общественные организации (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Обеспечение потребителей Курской области качественными и безопасными продуктами питания, товарами и услугами

15.

Увеличение количества предприятий и числа наименований просертифицированной продукции (до 750 наименований) в Системе добровольной сертификации "Курское качество"

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Обеспечение потребителей Курской области качественными и безопасными продуктами питания

16.

Проведение совместно с общественными организациями сравнительных смотров качества продуктов питания, реализуемых в розничной торговле

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию),

общественные организации (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Информирование населения о качестве товаров, реализуемых в Курской области, предотвращение попадания в розничную торговую сеть фальсифицированной и некачественной продукции

17.

Проведение контрольных мероприятий по соблюдению лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения региона

18.

Организация мероприятий по подключению предприятий розничной торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС)

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию)

2016 - 2020

собственные средства хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию

210,0

150,0

20,0

15,0

15,0

10,0

Стабильность и легальность рынка алкогольной продукции, спиртосодержащей и безалкогольной продукции

19.

Повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей через освещение действующего законодательства через СМИ, проведение "круглых столов" и функционирования "горячей линии"

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Создание в Курской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения

20.

Проведение зональных семинаров для хозяйствующих субъектов потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства Курской области

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию),

общественные организации (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Освещение вопросов практики применения действующего законодательства в сфере торговли и услуг

21.

Формирование и ведение торгового реестра Курской области о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения

22.

Проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Курской области

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Информационное обеспечение состояния розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, принятие управленческих решений по недопущению диспропорций развития отрасли

23.

Организация обучающих семинаров для работников сферы потребительского рынка, товаров и услуг в Курской области

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Повышение профессионального уровня работников массовых профессий сферы потребительского рынка в Курской области

24.

Проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников потребительского рынка

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Повышение профессионального уровня работников массовых профессий сферы потребительского рынка в Курской области

25.

Содействие в организации подготовки и переподготовки работников сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), образовательные организации Курской области по согласованию)

2016 - 2020

-

-

-

-

-

-

-

Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами в соответствии с существующей потребностью

26.

Содействие в обучении основам предпринимательской деятельности посредством размещения на официальных интернет-сайтах Администрации Курской области и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса информационных материалов о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию),

НП "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства" (по согласованию),

Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей" (по согласованию)

2016 - 2020

финансирование в рамках средств структур поддержки малого предпринимательства

2,5

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

Повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка

Всего по Программе

23787,5

4385,4

4550,5

4550,5

5050,5

5250,6

Приложение N 3

к Программе развития

потребительского рынка

в Курской области

на 2016 - 2020 годы

НОРМАТИВЫ

МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ

ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2016 - 2020 ГОДЫ

Районы и города

Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов

(кв. м на 1 тыс. чел.)

Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров

(кв. м на 1 тыс. чел.)

Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров

(кв. м на 1 тыс. чел.)

Беловский

196

60

136

Большесолдатский

184

56

128

Глушковский

276

84

192

Горшеченский

288

88

200

Дмитриевский

226

69

157

Железногорский

308

94

214

Золотухинский

167

51

116

Касторенский

178

55

123

Конышевский

222

68

154

Кореневский

250

77

173

Курский

207

63

144

Курчатовский

176

54

122

Льговский

95

29

66

Мантуровский

282

86

196

Медвенский

293

90

203

Обоянский

305

93

212

Октябрьский

196

60

136

Поныровский

231

71

160

Пристенский

203

62

141

Рыльский

307

94

213

Советский

220

67

153

Солнцевский

260

79

181

Суджанский

307

94

213

Тимский

211

64

147

Фатежский

471

144

327

Хомутовский

202

62

140

Черемисиновский

205

63

142

Щигровский

59

18

41

г. Курск

645

197

448

г. Железногорск

373

114

259

г. Курчатов

334

102

232

г. Льгов

341

104

237

г. Щигры

313

96

217

Всего по области:

447

136

311

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать