Основная информация
Дата опубликования: | 31 мая 2018г. |
Номер документа: | RU72000201800386 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тюменская область |
Принявший орган: | Департамент финансов Тюменской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Утратило силу распоряжением Департамента финансов Тюменской области от 31.12.2019 № 33-р
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 31.05.2018 № 12-Р
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА (ПРОВЕРКИ) ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА, А ТАКЖЕ ЕГО ГАРАНТА И ПОРУЧИТЕЛЯ
В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
Установить Порядок проведения анализа (проверки) финансового состояния принципала, а также его гаранта и поручителя согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Губернатора области,
директор Департамента финансов
Т.Л. Крупина
Приложение
к распоряжению Департамента
финансов Тюменской области
от 31.05.2018 № 12-р
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА (ПРОВЕРКИ) ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА, А ТАКЖЕ ЕГО ГАРАНТА И ПОРУЧИТЕЛЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет процедуру и условия проведения анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя.
1.2. Проведение анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя в целях предоставления государственной гарантии Тюменской области осуществляется на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов. Перечень документов, порядок и сроки их рассмотрения установлены постановлением Правительства Тюменской области от 25.07.2005 № 121-п «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий Тюменской области».
1.3. Проведение анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя после предоставления государственной гарантии Тюменской области осуществляется с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов, перечень которых установлен приложением к настоящему порядку.
1.4. Анализ (проверка) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя включает в себя:
для юридических лиц:
анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
состояние расчетов с бюджетами всех уровней;
оценку финансового состояния;
оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности.
для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ;
анализ исполнения бюджета по доходам;
анализ кредиторской задолженности;
анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам.
2. Анализ (проверка) финансового состояния принципала,
его гаранта и поручителя - юридических лиц
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
состав основных средств, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
изменения за анализируемый период капитала, резервов.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.3. Для оценки финансового состояния юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
показатели платежеспособности.
Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - ф. 0710001).
2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = стр. 1250/стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность юридических лиц оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
К2 = (стр. 1250+стр. 1240 + стр. 1230)/ стр. 1500 – (стр.1530+стр.1540)
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (K3) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
К3= стр. 1200/ стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)
Для расчета коэффициента текущей ликвидности кроме названных при расчете К3 статей корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету «Доходы будущих периодов».
2.3.2. Показатель платежеспособности - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (К4) является характеристикой финансовой устойчивости, показывает степень зависимости юридических лиц от займов (кредитов), и рассчитывается по следующей формуле:
К4 = стр.1300+ стр. 1530+стр.1540/ стр. 1410 + стр. 1510
2.4. Для оценки результативности финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
показатели рентабельности;
коэффициенты оборачиваемости.
Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - ф. 0710002).
2.4.1. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:
для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);
для торговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).
2.4.2. Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр.2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).
2.4.3. При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:
Среднее значение А1 /2+А2+……+ А5/2
актива (А) = 4
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Кооа=---------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период оборотных активов
(стр. 1200 ф. 0710001)
Тооа = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кооа
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания) дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Кодз= ------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период дебиторской задолженности
(стр. 1230 ф. 0710001)
Тодз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кодз
Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Коз= ---------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период запасов
(стр. 1210 ф. 0710001)
Тоз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Коз
3. Анализ (проверка) финансового состояния принципала –
другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации
3.1. Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя проведение проверки соответствия:
предельного объема государственных (муниципальных) заимствований, предельного объема государственного (муниципального) долга, предельного объема расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
дефицита бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для соответствующего бюджета.
3.2. Анализ исполнения бюджета по доходам проводится на основании данных отчетности об исполнении бюджета, пояснительной записки.
3.3. Анализ кредиторской задолженности проводится на основании бюджетной отчетности, информации о кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
3.4. Анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам проводится на основании выписки из долговой книги, копий договоров (соглашений), информации по просроченной (неурегулированной) задолженности.
4. Оценка результатов анализа
4.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении принципалу, его гаранту и поручителю - юридическим лицам категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты
1 категория
(хорошее значение показателя)
2 категория
(удовлетворитель-ное значение показателя)
3 категория
(неудовлетво-
рительное значение
показателя)
К1
0,2 и выше
0,1 - 0,2
менее 0,1
К2
0,8 и выше
0,5 - 0,8
менее 0,5
К3
2,0 и выше
1,0 - 2,0
менее 1,0
К4
Для неторговых организаций
1,0 и выше
0,7 - 1,0
менее 0,7
Для торговых организаций
0,6 и выше
0,4 - 0,6
менее 0,4
К5
0,15 и выше
менее 0,15
менее 0
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.
На основе категорий определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по формуле:
S = ВесК1 * КатегорияК1 + ВесК2 * КатегорияК2 + ВесК3 * КатегорияК3 + ВесК4 * КатегорияК4 + ВесК5 * КатегорияК5,
где:
Вес – вес показателя в сводной оценке;
Категория – категория, к которой относится значение показателя. Категория = 1, 2 или 3.
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель
Вес
Показателя
К1
0,11
К2
0,05
К3
0,42
К4
0,21
К5
0,21
Результаты финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя (юридических лиц):
Коэффициент
Значение коэффициента
Категория
Вес показателя
Сводная оценка
К1
К2
К3
К4
К5
Сводная оценка
На основе значения сводной оценки принципал, его гарант и поручитель - юридические лица относятся к одному из трех классов финансового состояния:
Финансовое состояние является хорошим, если значение S не превышает 1,05;
Финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S больше 1,05, но не превышает 2,4;
Финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S больше 2,4.
4.2. Для оценки финансового состояния принципала – другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации используются следующие индикаторы:
Содержание требования к значению индикатора
Нормативное значение
1. Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации
Предельный объем государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем государственного долга у субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=1
<=0,5
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Предельный объем муниципального долга у муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=1
<=0,5
Предельный объем государственных (муниципальных) заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.
<=1
Предельный объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга, утвержденный законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
<=0,15
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=0,15
<=0,1
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=0,1
<=0,05
2. Исполнение бюджета по доходам
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения.
Исполнение местного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения.
>=0.95
>=0.95
3. Кредиторская задолженность
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
0,0
4. Просроченная (неурегулированная) задолженность
по долговым обязательствам
Отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам за последний отчетный финансовый год, последний отчетный период.
0,0
Расчет индикаторов проводится в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» и распоряжением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 310-рп «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления» в целях проведения мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами.
4.3. На основании проведенного анализа (проверки) финансового состояния принципала, а также его гаранта и поручителя Департамент финансов Тюменской области готовит заключение о финансовом состоянии.
4.3.1. Положительное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
в отношении юридического лица – если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего порядка, является хорошим или удовлетворительным;
в отношении другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации – если индикаторы, установленные пунктом 4.2 настоящего порядка, не превышают нормативных значений.
4.3.2. Отрицательное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
в отношении юридического лица – если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего порядка, является неудовлетворительным;
в отношении другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации – если индикаторы, установленные пунктом 4.2 настоящего порядка превышают нормативные значения.
Приложение
к Порядку проведения анализа
финансового состояния принципала,
а также его гаранта и поручителя
Перечень документов, предоставляемых принципалом, а также его гарантом и поручителем после предоставления
государственной гарантии Тюменской области
1. Документы, предоставляемые принципалом, его гарантом и поручителем - юридическими лицами:
1.1. Копии бухгалтерской отчетности и пояснений за последний отчетный период и последний отчетный год по формам в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с отметкой налогового органа об их принятии.
1.2. Расшифровки основных статей баланса на последнюю отчетную дату:
основных средств;
финансовых вложений;
дебиторской и кредиторской задолженности с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5% от общей суммы задолженности) и даты возникновения задолженности;
заемных средств с указанием кредиторов, величины долга, даты получения и даты погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченной задолженности с приложением подтверждающих документов.
1.3. Копию аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица за последний отчетный год (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).
1.4. Справки из обслуживающих банков об оборотах по расчетным счетам за последние 6 месяцев и об отсутствии картотеки № 2.
1.5. Справку из налогового органа о счетах принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц, открытых в кредитных организациях.
1.6. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Копии документов, предоставляемые в отношении принципала, гаранта, поручителя - юридических лиц, заверяются печатью (при наличии) и подписью руководителя юридического лица.
Документы, указанные в подпунктах 1.5 - 1.6 пункта 1 настоящего перечня, должны быть представлены на дату не ранее 10 рабочих дней до дня проведения проверки.
Документы, указанные в пункте 1 настоящего перечня, являются обязательными за исключением:
документов, указанных в подпунктах 1.5 - 1.6 пункта 1 настоящего перечня, которые могут направляться по желанию принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц, при их отсутствии Департамент финансов Тюменской области затребует документы в Управлении Федеральной налоговой службы по Тюменской области в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо путем направления запроса.
2. Документы, предоставляемые принципалами - другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:
2.1. Копию бюджетной отчетности за последний отчетный год в составе отчета об исполнении бюджета, баланса исполнения бюджета, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки (включая сведения по кредиторской задолженности, сведения о государственном (муниципальном) долге).
2.2. Выписку из долговой книги по состоянию на последнюю отчетную дату с приложением копий договоров (соглашений) по просроченной (неурегулированной) задолженности.
Утратило силу распоряжением Департамента финансов Тюменской области от 31.12.2019 № 33-р
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 31.05.2018 № 12-Р
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА (ПРОВЕРКИ) ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА, А ТАКЖЕ ЕГО ГАРАНТА И ПОРУЧИТЕЛЯ
В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
Установить Порядок проведения анализа (проверки) финансового состояния принципала, а также его гаранта и поручителя согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Губернатора области,
директор Департамента финансов
Т.Л. Крупина
Приложение
к распоряжению Департамента
финансов Тюменской области
от 31.05.2018 № 12-р
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА (ПРОВЕРКИ) ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА, А ТАКЖЕ ЕГО ГАРАНТА И ПОРУЧИТЕЛЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет процедуру и условия проведения анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя.
1.2. Проведение анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя в целях предоставления государственной гарантии Тюменской области осуществляется на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов. Перечень документов, порядок и сроки их рассмотрения установлены постановлением Правительства Тюменской области от 25.07.2005 № 121-п «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий Тюменской области».
1.3. Проведение анализа (проверки) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя после предоставления государственной гарантии Тюменской области осуществляется с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов, перечень которых установлен приложением к настоящему порядку.
1.4. Анализ (проверка) финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя включает в себя:
для юридических лиц:
анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
состояние расчетов с бюджетами всех уровней;
оценку финансового состояния;
оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности.
для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ;
анализ исполнения бюджета по доходам;
анализ кредиторской задолженности;
анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам.
2. Анализ (проверка) финансового состояния принципала,
его гаранта и поручителя - юридических лиц
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
состав основных средств, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
изменения за анализируемый период капитала, резервов.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.3. Для оценки финансового состояния юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
показатели платежеспособности.
Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - ф. 0710001).
2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = стр. 1250/стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность юридических лиц оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
К2 = (стр. 1250+стр. 1240 + стр. 1230)/ стр. 1500 – (стр.1530+стр.1540)
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (K3) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
К3= стр. 1200/ стр. 1500 – (стр. 1530+стр.1540)
Для расчета коэффициента текущей ликвидности кроме названных при расчете К3 статей корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету «Доходы будущих периодов».
2.3.2. Показатель платежеспособности - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (К4) является характеристикой финансовой устойчивости, показывает степень зависимости юридических лиц от займов (кредитов), и рассчитывается по следующей формуле:
К4 = стр.1300+ стр. 1530+стр.1540/ стр. 1410 + стр. 1510
2.4. Для оценки результативности финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
показатели рентабельности;
коэффициенты оборачиваемости.
Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - ф. 0710002).
2.4.1. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:
для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);
для торговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр.2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).
2.4.2. Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр.2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).
2.4.3. При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:
Среднее значение А1 /2+А2+……+ А5/2
актива (А) = 4
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Кооа=---------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период оборотных активов
(стр. 1200 ф. 0710001)
Тооа = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кооа
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания) дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Кодз= ------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период дебиторской задолженности
(стр. 1230 ф. 0710001)
Тодз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Кодз
Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(стр. 2110 ф. 0710002)
Коз= ---------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение за период запасов
(стр. 1210 ф. 0710001)
Тоз = количество дней в анализируемом периоде(360, 270, 180, 90)/Коз
3. Анализ (проверка) финансового состояния принципала –
другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации
3.1. Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя проведение проверки соответствия:
предельного объема государственных (муниципальных) заимствований, предельного объема государственного (муниципального) долга, предельного объема расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
дефицита бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для соответствующего бюджета.
3.2. Анализ исполнения бюджета по доходам проводится на основании данных отчетности об исполнении бюджета, пояснительной записки.
3.3. Анализ кредиторской задолженности проводится на основании бюджетной отчетности, информации о кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
3.4. Анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам проводится на основании выписки из долговой книги, копий договоров (соглашений), информации по просроченной (неурегулированной) задолженности.
4. Оценка результатов анализа
4.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении принципалу, его гаранту и поручителю - юридическим лицам категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты
1 категория
(хорошее значение показателя)
2 категория
(удовлетворитель-ное значение показателя)
3 категория
(неудовлетво-
рительное значение
показателя)
К1
0,2 и выше
0,1 - 0,2
менее 0,1
К2
0,8 и выше
0,5 - 0,8
менее 0,5
К3
2,0 и выше
1,0 - 2,0
менее 1,0
К4
Для неторговых организаций
1,0 и выше
0,7 - 1,0
менее 0,7
Для торговых организаций
0,6 и выше
0,4 - 0,6
менее 0,4
К5
0,15 и выше
менее 0,15
менее 0
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.
На основе категорий определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по формуле:
S = ВесК1 * КатегорияК1 + ВесК2 * КатегорияК2 + ВесК3 * КатегорияК3 + ВесК4 * КатегорияК4 + ВесК5 * КатегорияК5,
где:
Вес – вес показателя в сводной оценке;
Категория – категория, к которой относится значение показателя. Категория = 1, 2 или 3.
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель
Вес
Показателя
К1
0,11
К2
0,05
К3
0,42
К4
0,21
К5
0,21
Результаты финансового состояния принципала, его гаранта и поручителя (юридических лиц):
Коэффициент
Значение коэффициента
Категория
Вес показателя
Сводная оценка
К1
К2
К3
К4
К5
Сводная оценка
На основе значения сводной оценки принципал, его гарант и поручитель - юридические лица относятся к одному из трех классов финансового состояния:
Финансовое состояние является хорошим, если значение S не превышает 1,05;
Финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S больше 1,05, но не превышает 2,4;
Финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S больше 2,4.
4.2. Для оценки финансового состояния принципала – другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации используются следующие индикаторы:
Содержание требования к значению индикатора
Нормативное значение
1. Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации
Предельный объем государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем государственного долга у субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=1
<=0,5
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Предельный объем муниципального долга у муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=1
<=0,5
Предельный объем государственных (муниципальных) заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.
<=1
Предельный объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга, утвержденный законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
<=0,15
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=0,15
<=0,1
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
<=0,1
<=0,05
2. Исполнение бюджета по доходам
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения.
Исполнение местного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения.
>=0.95
>=0.95
3. Кредиторская задолженность
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
0,0
4. Просроченная (неурегулированная) задолженность
по долговым обязательствам
Отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам за последний отчетный финансовый год, последний отчетный период.
0,0
Расчет индикаторов проводится в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» и распоряжением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 310-рп «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления» в целях проведения мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами.
4.3. На основании проведенного анализа (проверки) финансового состояния принципала, а также его гаранта и поручителя Департамент финансов Тюменской области готовит заключение о финансовом состоянии.
4.3.1. Положительное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
в отношении юридического лица – если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего порядка, является хорошим или удовлетворительным;
в отношении другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации – если индикаторы, установленные пунктом 4.2 настоящего порядка, не превышают нормативных значений.
4.3.2. Отрицательное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
в отношении юридического лица – если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего порядка, является неудовлетворительным;
в отношении другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации – если индикаторы, установленные пунктом 4.2 настоящего порядка превышают нормативные значения.
Приложение
к Порядку проведения анализа
финансового состояния принципала,
а также его гаранта и поручителя
Перечень документов, предоставляемых принципалом, а также его гарантом и поручителем после предоставления
государственной гарантии Тюменской области
1. Документы, предоставляемые принципалом, его гарантом и поручителем - юридическими лицами:
1.1. Копии бухгалтерской отчетности и пояснений за последний отчетный период и последний отчетный год по формам в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с отметкой налогового органа об их принятии.
1.2. Расшифровки основных статей баланса на последнюю отчетную дату:
основных средств;
финансовых вложений;
дебиторской и кредиторской задолженности с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5% от общей суммы задолженности) и даты возникновения задолженности;
заемных средств с указанием кредиторов, величины долга, даты получения и даты погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченной задолженности с приложением подтверждающих документов.
1.3. Копию аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица за последний отчетный год (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).
1.4. Справки из обслуживающих банков об оборотах по расчетным счетам за последние 6 месяцев и об отсутствии картотеки № 2.
1.5. Справку из налогового органа о счетах принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц, открытых в кредитных организациях.
1.6. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Копии документов, предоставляемые в отношении принципала, гаранта, поручителя - юридических лиц, заверяются печатью (при наличии) и подписью руководителя юридического лица.
Документы, указанные в подпунктах 1.5 - 1.6 пункта 1 настоящего перечня, должны быть представлены на дату не ранее 10 рабочих дней до дня проведения проверки.
Документы, указанные в пункте 1 настоящего перечня, являются обязательными за исключением:
документов, указанных в подпунктах 1.5 - 1.6 пункта 1 настоящего перечня, которые могут направляться по желанию принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц, при их отсутствии Департамент финансов Тюменской области затребует документы в Управлении Федеральной налоговой службы по Тюменской области в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо путем направления запроса.
2. Документы, предоставляемые принципалами - другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:
2.1. Копию бюджетной отчетности за последний отчетный год в составе отчета об исполнении бюджета, баланса исполнения бюджета, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки (включая сведения по кредиторской задолженности, сведения о государственном (муниципальном) долге).
2.2. Выписку из долговой книги по состоянию на последнюю отчетную дату с приложением копий договоров (соглашений) по просроченной (неурегулированной) задолженности.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 09.06.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: