Основная информация

Дата опубликования: 01 сентября 1998г.
Номер документа: В199804666
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804666

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

01.09.98 N ГКПИ 98-310

[Заявление о признании недействительным постановления

Центральной избирательной Комиссии РФ от 9 июля 1996 г.

N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской

Федерации" оставлено без удовлетворения]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации - Редченко Ю.Д.

народных заседателей - Гончаренко Р.А. Гришкиной Г.С.

при секретаре - Шаховой Т.В.

с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Верютина Виктора Антоновича о признании недействительным постановления Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" (3 июля 1996 г.) установила:

Верютин В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными выше требованиями, сославшись на то, что перед вторым туром выборов Президента Российской Федерации помощник Президента Российской Федерации по экономическим вопросам А.Я.Лившиц неоднократно от имени Президента выступал в средствах массовой информации о том, что в случае избрания Ельцина Б.Н. Президентом России в течение трех дней после избрания будет издан Указ о выплате денег обманутым вкладчикам.

Он поверил данному обещанию и проголосовал за Ельцина Б.Н. Однако, после избрания Ельцина Б.Н. Президентом Российской Федерации обещанный Лившицем А.Я. Указ о выплате денег вкладчикам так и не был издан.

Полагает, что своими обещаниями выплатить деньги вкладчикам Лившиц А.Я. тем самым подкупил его и других избирателей-вкладчиков голосовать за Ельцина Б.Н. на выборах Президента Российской Федерации, чем нарушил требования ст.39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

В Судебном заседании Верютин В.А. заявленное требование поддержал.

Представитель Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации Смирнов А.А. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, как не основанного на законе.

Выслушав объяснения Верютина В.А., представителя Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации Смирнова А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации осуществляется Федеральным законом. Согласно же ч.ч.4, 5 и 6 ст.55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная Комиссия Российской Федерации признает выборы не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

Центральная избирательная Комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Как установлено судом, в выборах Президента Российской Федерации при повторном голосовании приняло участие 74815898 избирателей из 108600730, что составляет более половины от числе избирателей, включенных в списки. Во втором туре голосования кандидаты в Президенты Российской Федерации набрали: Ельцин Б.Н. 40208384 голоса, Зюганов Г.А. - 30113306 голосов избирателей.

По результатам повторного голосования постановлением Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II выборы Президента Российской Федерации 3 июля 1996 г. признаны действительными, а избранным на должность Президента Российской Федерации признан Ельцин Б.Н.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации Смирнова А.А., данными протокола Центризбиркома Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации от 9 июля 1996 г. (л.д.16. 18), сводной таблицей об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации (л.д.19-42) от 9 июля 1996 г. и другими материалами дела.

Не оспаривал по существу этих обстоятельств в судебном заседании и сам Верютин В.А.

При таких данных, по мнению суда, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации правомерно признала выборы Президента Российской Федерации 3 июля 1996 г. состоявшимися и действительными и избранным Президентом Российской Федерации Ельцина Б.Н.

Утверждение заявителя о том, что он проголосовал за Ельцина Б.Н. под влиянием обещаний со стороны его помощника Лившица А.Я. об издании Президентом Российской Федерации после выборов Указа о выплате денег обманутым вкладчикам, не может являться основанием к признанию постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. "О результатах выборов Президента Российской Федерации" недействительным, поскольку данной комиссией результаты выборов определены в соответствии со ст.ст.55 и 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных и которые до настоящего времени ни по одному из субъектов Российской Федерации, в том числе и по указанному заявителем основанию, недействительными не признаны. Исходя из этого у Центральной избирательной Комиссии не имелось каких-либо оснований полагать, что в ходе выборов были допущены нарушения закона, не позволяющие с достоверностью определить волеизъявление избирателей.

Помощник Президента Российской Федерации Лившиц А.Я., как это предусмотрено ч.3 ст.39 вышеназванного Закона, уполномоченным представителем кандидата в Президенты Российской Федерации не являлся и в связи с этим выраженное им в средствах массовой информации мнение о возможности издания Президентом Ельциным Б.Н. после его избрания Указа о выплатах денег обманутым вкладчикам никого ни к чему не обязывало и в связи с этим данное обстоятельство не может являться основанием к признанию результатов выборов Президента Российской Федерации недействительными.

Суд при этом исходит также из того, что в случае установления нарушений закона при проведении предвыборной агитации со стороны кандидата в Президенты Российской Федерации, избирательного объединения, инициативной группы, его уполномоченного представителя, данный кандидат мог быть в силу закона снят с регистрации. Однако соответствующего решения об отмене регистрации кандидата Ельцина Б.Н. не принималось.

Каких-либо других данных, свидетельствующих о нарушениях закона при проведении выборов Президента Российской Федерации, которые могли бы повлиять на выраженное избирателями волеизъявление, заявителем суду не представлено и судом таковых не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решила:

заявление Верютина Виктора Антоновича о признании недействительным постановления Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий:

Народные заседатели:

[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 010.090.000 Президент Российской Федерации, 010.090.010 Порядок избрания. Прекращение полномочий

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать