Основная информация
Дата опубликования: | 01 сентября 1999г. |
Номер документа: | В199905960 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<5>
В199905960
В199905960
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.09.99 N ГКПИ 99-563
[О признании частично незаконными пунктов 38 и 71
Положения о подготовке научно - педагогических и научных
кадров в системе послевузовского профессионального
образования, утвержденного Приказом Министерства
образования России от 27 марта 1998 года N 814]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Глянцева В.В.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев дело по заявлению Чернышева С.А. о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, установил:
Чернышев обратился в суд с заявлением о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 года N 814.
По мнению заявителя, оспоренные нормы ограничивают права на получение послевузовского образования, поскольку условием подачи заявления в аспирантуру либо прикрепления в качестве соискателя является приложение диплома государственного образца. Между тем ряд вузов, не имеющих государственной аккредитации, дипломы государственного образца выпускникам не выдают. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством указанные лица считаются имеющими высшее образование, они лишены возможности получить послевузовское образование. В данном случае он (заявитель) лишен права на поступление в аспирантуру.
Представители Министерства образования Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации просили в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление обоснованным, суд считает, что требования Чернышева подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В оспариваемых нормах Положения определено, что при подаче заявления о приеме в аспирантуру (п. 38), а также для прикрепления к высшему учебному заведению или иному учреждению (п. 71) необходимо представление копии диплома государственного образца.
Из содержания этих норм следует, что условием принятия документов для поступления в аспирантуру либо для прикрепления к научному учреждению в качестве соискателя является представление копии диплома государственного образца.
При этом в Положении не сделано никаких оговорок относительно специфики высших учебных заведений, созданных в стране (в частности, действующих на основании лицензий либо аккредитации), которые закончил гражданин; нет указаний по поводу дипломов, которые выдают вузы лицам, получающим высшее профессиональное образование различных ступеней (бакалавр, дипломированный специалист, магистр); не содержится положений о том, почему дипломы о высшем профессиональном образовании различных ступеней (в том числе при получении квалификации "бакалавр") не являются документами, подтверждающими уровень квалификации, который необходим для поступления в аспирантуру (либо получения послевузовского образования в иной форме); в чем заключается качественное различие между дипломами, выдаваемыми вузами, имеющими государственной аккредитации, и вузами, действующими на основании лицензии.
Такая запись в п. п. 38, 71 Положения по существу исключает возможность приема заявления о поступлении в аспирантуру (прикрепления в качестве соискателя) для лиц, получивших высшее профессиональное образование в вузах, не имеющих государственной аккредитации и которые не выдают дипломов государственного образца.
Между тем данное правило противоречит требованиям федерального законодательства.
Так, в силу ст. 22 п. 4 Федерального закона "Об образовании", документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.
Таким образом, в уставе учреждения может быть предусмотрено правило о том, что условием поступления в аспирантуру является представление документа об окончании высшего профессионального заведения, которое не имело государственной аккредитации и, следовательно, не выдало диплом государственного образца (п. 16 ст. 33 названного Закона).
Между тем в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане, закончившие вузы различных ступеней, признаются в качестве лиц, получивших высшее профессиональное образование и имеющих право продолжить обучение в следующей ступени профессионального образования. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования (п. 6 ст. 6).
В ст. 11 п. 4 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также закреплено, что в аспирантуру вузов, научных учреждений на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с настоящим Законом.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что лица, имеющие высшее образование (в том числе различных ступеней), вправе подавать заявление о приеме в аспирантуру, если в уставе образовательного учреждения оговорено положение о возможности представления диплома негосударственного образца.
Более того, как считает суд, п. 4 ст. 11 Закона по существу не исключает возможности продолжения образования в аспирантуре для лиц, окончивших вуз, но не имеющих дипломов государственного образца.
Условием приема таких лиц в аспирантуру является прохождение конкурса.
При таких обстоятельствах требования Чернышева являются правомерными.
Руководствуясь ст. 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд решил:
признать незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 г. N 814, в части, которая обязывает граждан, подающих заявление о приеме в аспирантуру либо для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению в качестве соискателя, представлять копию диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N КАС 99-273 от 12.10.99.
[отформатировано: 23.10.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
<5>
В199905960
В199905960
<5>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.09.99 N ГКПИ 99-563
[О признании частично незаконными пунктов 38 и 71
Положения о подготовке научно - педагогических и научных
кадров в системе послевузовского профессионального
образования, утвержденного Приказом Министерства
образования России от 27 марта 1998 года N 814]
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Глянцева В.В.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев дело по заявлению Чернышева С.А. о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, установил:
Чернышев обратился в суд с заявлением о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 года N 814.
По мнению заявителя, оспоренные нормы ограничивают права на получение послевузовского образования, поскольку условием подачи заявления в аспирантуру либо прикрепления в качестве соискателя является приложение диплома государственного образца. Между тем ряд вузов, не имеющих государственной аккредитации, дипломы государственного образца выпускникам не выдают. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством указанные лица считаются имеющими высшее образование, они лишены возможности получить послевузовское образование. В данном случае он (заявитель) лишен права на поступление в аспирантуру.
Представители Министерства образования Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации просили в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление обоснованным, суд считает, что требования Чернышева подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В оспариваемых нормах Положения определено, что при подаче заявления о приеме в аспирантуру (п. 38), а также для прикрепления к высшему учебному заведению или иному учреждению (п. 71) необходимо представление копии диплома государственного образца.
Из содержания этих норм следует, что условием принятия документов для поступления в аспирантуру либо для прикрепления к научному учреждению в качестве соискателя является представление копии диплома государственного образца.
При этом в Положении не сделано никаких оговорок относительно специфики высших учебных заведений, созданных в стране (в частности, действующих на основании лицензий либо аккредитации), которые закончил гражданин; нет указаний по поводу дипломов, которые выдают вузы лицам, получающим высшее профессиональное образование различных ступеней (бакалавр, дипломированный специалист, магистр); не содержится положений о том, почему дипломы о высшем профессиональном образовании различных ступеней (в том числе при получении квалификации "бакалавр") не являются документами, подтверждающими уровень квалификации, который необходим для поступления в аспирантуру (либо получения послевузовского образования в иной форме); в чем заключается качественное различие между дипломами, выдаваемыми вузами, имеющими государственной аккредитации, и вузами, действующими на основании лицензии.
Такая запись в п. п. 38, 71 Положения по существу исключает возможность приема заявления о поступлении в аспирантуру (прикрепления в качестве соискателя) для лиц, получивших высшее профессиональное образование в вузах, не имеющих государственной аккредитации и которые не выдают дипломов государственного образца.
Между тем данное правило противоречит требованиям федерального законодательства.
Так, в силу ст. 22 п. 4 Федерального закона "Об образовании", документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.
Таким образом, в уставе учреждения может быть предусмотрено правило о том, что условием поступления в аспирантуру является представление документа об окончании высшего профессионального заведения, которое не имело государственной аккредитации и, следовательно, не выдало диплом государственного образца (п. 16 ст. 33 названного Закона).
Между тем в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане, закончившие вузы различных ступеней, признаются в качестве лиц, получивших высшее профессиональное образование и имеющих право продолжить обучение в следующей ступени профессионального образования. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования (п. 6 ст. 6).
В ст. 11 п. 4 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также закреплено, что в аспирантуру вузов, научных учреждений на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с настоящим Законом.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что лица, имеющие высшее образование (в том числе различных ступеней), вправе подавать заявление о приеме в аспирантуру, если в уставе образовательного учреждения оговорено положение о возможности представления диплома негосударственного образца.
Более того, как считает суд, п. 4 ст. 11 Закона по существу не исключает возможности продолжения образования в аспирантуре для лиц, окончивших вуз, но не имеющих дипломов государственного образца.
Условием приема таких лиц в аспирантуру является прохождение конкурса.
При таких обстоятельствах требования Чернышева являются правомерными.
Руководствуясь ст. 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд решил:
признать незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 г. N 814, в части, которая обязывает граждан, подающих заявление о приеме в аспирантуру либо для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению в качестве соискателя, представлять копию диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N КАС 99-273 от 12.10.99.
[отформатировано: 23.10.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: