Основная информация

Дата опубликования: 01 ноября 1998г.
Номер документа: В199804661
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804661

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

01.11.98 N ГКПИ 98-490

[Заявление о признании незаконными пунктов 33 и 34

"Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи

водительских удостоверений", утвержденных постановлением

Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831, оставлено

без удовлетворения]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации - Редченко Ю.Д.

при секретаре - Емельяновой М.А.

с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова Владимира Ивановича о признании незаконными пунктов 33 и 34 "Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 831, установил:

Антонов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Правил положения об установлении срока действия водительских удостоверений в течение 10 лет и об ограничении срока действия водительских удостоверений, ранее выданных без указания срока их действия, до 1 января 2000 года противоречат Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" и ограничивают его права и свободы по непредусмотренным законом основаниям, что не соответствует требованиям ст.55 Конституции Российской Федерации.

Полагает, что вышеназванным Федеральным законом срок действия водительских удостоверений не установлен, а поэтому Правительство Российской Федерации своим подзаконным актом не вправе было вводить правоустанавливающие нормы в отношении срока их действия. Установив в Правилах такой срок, Правительство Российской Федерации вышло тем самым за пределы своих полномочий и незаконно возложило на него обязанность по замене водительского удостоверения.

В судебном заседании Антонов В.И. заявленное требование поддержал.

Представитель Правительства Российской Федерации Тузлукова Н.С. с данным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что Правительство Российской Федерации при утверждении Правил действовало в соответствии с требованиями Закона и в пределах своей компетенции.

Выслушав объяснения заявителя Антонова В.И., представителя Правительства Российской Федерации Тузлуковой Н.С., исследовав материалы настоящего дела и гражданского дела N ГКПИ 98-457 по заявлению Яковлева А.Э., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать.

Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

- лишение права на управление транспортными средствами.

Как установлено судом, в соответствии с названным выше Законом Правительством Российской Федерации были утверждены "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", а приказом МВД Российской Федерации принята Инструкция по применению этих Правил, согласно пункта 34 которых водительские удостоверения, выданные до введения в действие настоящих Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия не указан, они действительны до 1 января 2000 года.

Указанные в данном пункте водительские удостоверения по истечении срока действия подлежат замене в порядке, установленном п.37 настоящих Правил (без сдачи квалификационных экзаменов).

Пунктом 33 данных Правил предусмотрено, что водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет.

Оспариваемые заявителем пункты Правил, как это следует из смысла Федерального закона "О безопасности дорожного движения" согласуются с ним и ему фактически не противоречат, в связи с чем суд не находит каких-либо оснований для признания их незаконными.

Довод заявителя о том, что оспариваемые пункты Правил ограничивают его права и свобода по пользованию принадлежащим ему автомобилем, не может быть принят во внимание, поскольку в силу закона, что не оспаривается и самим заявителем, пользование таким видом имущества как автомобиль обусловлено наличием у его собственника водительского удостоверения.

Исходя из содержания приведенного выше Закона национальные водительские удостоверения должны соответствовать требованиям международных договоров Российской Федерации.

Согласно Конвенции о дорожном движении 1968 г. с поправками от 2 сентября 1991 г., участником которой является и Российская Федерация, в национальном водительском удостоверения в обязательном порядке указывается дата окончания действия удостоверения.

Порядок выдачи водительских удостоверений (ст.27 вышеназванного Федерального закона) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях приведения действующих на территории Российской Федерации водительских удостоверений, в том числе выданных ранее бывшим государством СССР, с требованиями приведенных выше Федерального закона и Конвенции. Правительство Российской Федерации правомерно приняло решение об установлении 10 летнего срока действия водительских удостоверений, а выданных без указания такого срока, - до 1 января 2000 г. и их замене на национальные удостоверения нового образца.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что оспариваемыми пунктами Правил ограничено его право на управление автотранспортом по непредусмотренным ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации основаниям, поскольку он данными пунктами права на управления транспортными средствами не лишается, а на него возлагается лишь обязанность по замене устаревшего водительского удостоверения на новое, что не противоречит требованиям закона и не выходит за пределы компетенции Правительства Российской Федерации.

Не имеется у суда и каких-либо оснований полагать о том, что оспариваемыми пунктами Правил нарушены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (п.1 ст.4), так как этим правовым нормам обратной силы не придано и ими никаких новых налогов или сборов не установлено.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.57) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191 - 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Антонова В.И. о признании незаконными пунктов 33 и 34 "Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 831 от 8 июля 1997 г., в части ограничения срока действия водительских удостоверений, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                              Ю.Д. Редченко

[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020), 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать